пюхтицкая икона божией матери у источника о чем молятся
Ведьмочка.net
Празднование Пюхтицкой Иконы «У источника» происходит 1 июля, 28 августа (18 июня, 15 августа по старому стилю).
О чем молятся Пюхтицкой Иконе «У источника»: молятся об исцелении телесных недугов; об открытии новых целебных источников.
Пюхтицкая икона Божьей Матери «У источника»
Молитва Пюхтицкой иконе Богородицы «У источника»
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред светозарным образом Твоим и смиренно молим: прости, Всемилостивая, вся заблуждения наша и вся оскорбления, в ведении или в неведении Сыну Твоему и Спасителю нашему от юности обильно нанесенная неисполнением заповедей его святых, небрежением к святыне, нерадением в молитве и нетерпением в несении креста нашего. Призри на жажду спасения и посильныя труды и пребуди с многогрешным, но оставшимся верным Сыну Твоему малым его стадом по неложному слову его, во Святем евангелие ременному: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство». О Животворящий Источниче нашего утешения, к Тебе возносим смиренное сие моление и просим Матернего Твоего о нас заступления пред Престолом Отца нашего Небеснаго. Не лиши нас Царства сего благодатнаго за премногия грехи наша, ибо вемы, яко ничто внешнее и самолюбивое, гордое и тщеславное, ни славныя достижения мирския, ни добродетели, с тайным самолюбованием совершаемый, ни степени, ни чины, ни самое иноческое звание не возмогут возвести нас в Царствие Небесное, токмо сердце чистое и дух сокрушенный и смиренный, за многия молитвенныя труды Духом Святым даруемыя. Помози нам оставшиеся дни жизни нашея в духе и истине покланятися Сыну Твоему, Милосердая Богородице, и, стяжав нелицемерную любовь к Богу и ближнему, исполни сию первейшую заповедь Господню, единственно приводящую в Царство Небесное. Невзирая на недостоинство наше, сподоби нас соделатися чадами Божиими по благодати и наследовати жизнь вечную со всеми, в покаянии Богу угодившими, и введи нас, Мати Божия, язвами Сына Твоего Иисуса Претйхаго в Небесный Чертог его, дабы вечно славити и воспевати Пречестное и Великолепое имя Всесвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
ПЮХТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «У ИСТОЧНИКА»
Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника», подаренная сестрами
монастыря о. Иоанну Кронштадтскому
Много лет молился батюшка перед ней и завещал благочестивой петербургской чете, которая передала впоследствии образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря.
Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника»
Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника»
Смотришь на эту икону, перед которой молился великий праведник, и оживают в памяти слова дорогого батюшки, сохранившиеся в его дневниковых записях во время пребывания в Пюхтицах:
«На 15-е, в канун Успения Богоматери, 1898 года я имел счастье в первый раз увидеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать ее сладчайший, блаженный, ободрительный голос: «Милейшие вы, чада Отца Небесного», тогда как я сознавал свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и мыслию: не отринет ли меня от себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий, о очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась!
Крестный ход с Пюхтицкой иконой Божией Матери «У источника»
Я видел сзади шествие небесной посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь. Как звезда пресветлая, Владычица, вся Она в сиянии Света-Бога, как угль раскаленный в великом огне. Вся пресветла и огненна! Как легко помыслить, что Он, Бог, есть Свет и Святость, так и Она есть вечный Свет и вечная Святость. Аминь. Вечером я писал проповедь на праздник Успения, а лег поздно, в два часа ночи. За всенощной я читал с великим умилением акафист и канон Успению Богоматери в Успенской церкви».
Пюхтицкие иконы Божией Матери «У источника» и Успения Божией Матери. Перед крестным ходом
обитель, созданная о. Иоанном Кронштадтским на месте явления Божией Матери, за всю свою историю не закрывалась ни на один день. Не прекращались в обители богослужения и в военное время, несмотря на то, что рядом проходил фронт и вокруг стояли войска. Старожилы рассказывали, что во время Второй мировой войны не раз видели бомбы над монастырем, но неведомая сила относила их в сторону и они падали за оградой, не разрываясь. Сестры помнят, как в 1946 году в обитель пришел человек в военной форме.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Оказалось, это был летчик, которому в 1944 году был дан приказ бомбить Пюхтицкий собор. Несколько раз подлетал он к месту, указанному на карте, но ничего не было видно. «Помню, подлетаю, — рассказывал он, — а все как в тумане. Было это при ясной погоде. Я развернулся, сделал круг — вновь ничего не видно. Стал бомбить по расчетам. Вдруг вижу: в облаках стоит Женщина в голубом и говорит: «Не разоряй Мой Дом!» Когда летчик вошел в собор, увидев Пюхтицкий образ Божией Матери, пал на колени. «Это Она явилась мне тогда. » — сказал он. Так Божия Матерь хранила Свою обитель.
Чудотворная Пюхтицкая икона Успения Божией Матери
В 1954 году поступила в Пюхтицкий монастырь Анна Тимофеевна Николаевская (1895-1963), вдова новгородского протоиерея о. Василия Николаевского, хранившего в годы войны святые мощи Новгородских угодников. История ее прихода в обитель замечательна.
Однажды во сне матушка Анна увидела не известный ей дивный образ Божией Матери. Пресвятая Владычица стояла во весь рост, в нежно-голубом мафории, милостиво протягивая Свои пречистые руци. «Что же это за чудесная икона такая?» — подумала матушка и неожиданно услышала голос: «Тебе помогу сию икону найти. Ищи ю на горе». Много храмов и монастырей обошла она, но все поиски были безуспешны. Тогда матушка Анна отправилась в Пюхтицы, где до этого ни разу не была, и, к великой радости, в Успенском монастырском соборе в Пюхтицкой иконе явления Божией Матери обрела ту, которую искала.
Приняв это за указание Божие, матушка Анна осталась в Пюхтицкой обители.
Чудотворная Пюхтицкая икона Успения Божией Матери
Благодатному явлению образа Пречистой Владычицы матушке Анне, будущей монахине Евфросинии, посвящен 11-й кондак Пюхтицкого акафиста: «Пение хвалебное выну возносит Ти лик иночистий, восхваляя новое чудесное явление иконы Твоея вдове священника, монахине Евфросинии, в сонном видении образ Твой узревшей, дотоле ей неведомый. Слышав же Божественный глас, глаголющий: «Тебе помогу сию икону найти. Ищи ю на горе», — долго искаша ю и обретше во обители Пюхтицкой, радостно признав виденный во сне Твой светозарный лик, Пречистая, благодарно возопи: Аллилуиа».
3 сентября 1954 года матушка Анна была пострижена в мантию и наречена Евфросинией. Пюхтицкую икону Пресвятой Богородицы «У источника» она очень любила, и ее стараниями были изготовлены небольшие образки явления Божией Матери, которые раздавались паломникам.
Чудотворная Пюхтицкая икона Успения Божией Матери
В июле 1997 года из Москвы приехала в обитель группа преподавателей и воспитателей из интерната для сирот. Одна из них — Валентина Попова — перед отъездом тяжело заболела гриппом. Лежала с высокой температурой и очень сожалела, что не может поехать в Пюхтицы. Ей явилась женщина в голубом, взяла за руки и подняла с постели. Валентина чудом успела добраться до поезда, с которым отъезжала их паломническая группа, а приехав в монастырь, узнала Ту, Которая ей явилась, в Пюхтицкой иконе Божией Матери.
Праведный Иоанн Кронштадский
Заканчивался первый день пребывания этой группы в обители. После вечерних молитв паломницы не легли спать, а продолжали наслаждаться красотой пюхтицкой ночи и из окна монастырской гостиницы сподобились видеть, как Царица Небесная со свечой в руке обходила Трапезный храм.
Роспись храма
Роспись храма
8 июня 1999 года из Таллина приехала с группой паломников р.Б. Елена. Когда во время экскурсии ей подарили акафист Пюхтицкой иконе Божией Матери, она со слезами сказала: «40 лет назад я перенесла операцию на сердце. Мне было тогда 14 лет. После операции я видела женщину в голубом. Когда я приехала в Пюхтицы, поняла, Кто мне явился тогда. »
Монастырь. Старое фото
Все явления Пюхтицкого образа Божией Матери невозможно описать. Со всех концов света приезжают в монастырь те, кого Пресвятая Владычица позвала в Пюхтицы. Многих Пречистая Дева спасла от беды, исцелила от неизлечимой болезни.
Бесценная святыня — светозарный образ Божией Матери, милосердным Промыслом Божиим возвращенный в обитель, радует души православных и лучами своей милости озаряет всех, кто приходит на Пюхтицкую гору.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь расположен в восточной части Эстонии, на вершине Журавлиной горы. Гора эта хоть и не высокая — небольшой холм, но известная тем, что ее посетила Сама Божия Матерь. Поэтому гору стали называть Богородицкой. Две главные святыни монастыря — Успенская и Пюхтицкая иконы Божией Матери —связаны именно с этой горой.
«Сказание о Пюхтицкой Чудотворной иконе Успения Божией Матери», изданное в Риге в 1892 году, повествует об этом так:
«Видно, Она, Милостивая Ходатаица рода христианского, узрела с неба слёзы наши и трудное житие. в этом отдалённом крае поморском, среди притеснений и постоянного страха от неправославных, и послала нам Свой Образ во знамение помощи Своей».
В Сыренецкой летописи XVI века сохранилось свидетельство о чудесном знамении в местечке Куремяэ (с эстонского «Журавлиная гора») более 400 лет тому назад.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Было раннее летнее утро. Простые пастухи, как всегда, пасли скот под горой.
И вдруг на самой горе они увидели Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Божия Матерь простертыми руками указывала на источник, испокон веков протекавший под горой. Когда пастыри устремились на гору, чтобы подойти поближе, видение исчезло, но вскоре появилось вновь. Пастухи позвали селян, желая, чтобы и те увидели Дивную Госпожу.
Пресвятая Богородица почтила Своим явлением и этих скромных людей. Поднявшись на место, где стояла Благодатная Жена, крестьяне обрели в расщелине древнего дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Так Божия Матерь освятила Своим пришествием и всю местность, получившую после Ее явления название «Пюхтица» («Pühitsetud»), что значит «Святое место», и источник у подножия Журавлиной горы, прославившийся многими чудотворениями и исцелениями.
Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Местные жители построили на Пюхтицкой горе у древнего дуба часовню для явленного образа и ежегодно на праздник Успения приглашали в нее для служения священника из русской части г. Нарвы. Успенские торжества собирали такое множество паломников, что во время всенощной вся гора была усеяна огоньками свечей, которые держали в руках молящиеся. Всю ночь рядом с часовней и освященным дубом слышалось молитвенное пение, читались акафисты.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
В начале XIX в. Пюхтицкая гора стала собственностью немецких баронов, и икону на время перенесли в с. Сыренец, где был православный приход. По перенесении иконы было установлено ежегодно в день Успения совершать Крестный ход с чудотворным образом от Сыренца к часовне на Святой Богородицкой Горе. Этот ход был сопряжен с немалыми трудностями: люди шли по колена в болоте и поочередно несли икону, прижимая ее к груди. Были и другие сложности: владельцы местности, враждебно относившиеся к православным, попытались построить большую кирху с тем, чтобы часовня казалась по сравнению с ней убогой, но их начинание не увенчалось успехом. Когда правительственным постановлением вся Пюхтицкая гора была приобретена в собственность православных, кирха была перестроена в Успенский храм.
В 1891 году несколько сестер Костромской Богоявленско-Анастасьиной женской обители во главе с монахиней Варварой были посланы в Эстонию для основания монастыря. Основанный ими и освященный в 1892 г. Пюхтицкий монастырь стал одним из главных центров распространения православия в Эстонии.
С именем праведного Иоанна Кронштадтского непосредственно связана история пюхтицкого образа Божией Матери «У источника». В 1894 году сестры монастыря подарили горячо любимому пастырю в день Ангела икону, изображающую явление Пресвятой Богородицы у источника при Святой горе. Известно, что Батюшка много молился перед этой иконой.
Перед кончиной о. Иоанн завещал образ одной благочестивой петербургской чете. В свою очередь незадолго до смерти престарелые супруги передали икону монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Матушка бережно хранила икону до времени, когда Сама Пресвятая Богородица, явившись ей во сне, открыла Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель.
Богородица сказала, утешая монахиню: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» в день празднования иконе Боголюбской (18 июня / 1 июля) вернулся в обитель. Престарелая настоятельница Алексия II (схиигумения Сергия Голубева), встречавшая с сестрами монастыря у священного дуба батюшкину икону, именно в этот день получила от епархиального управления долгожданное извещение об освобождении ее от игуменского послушания, а новая настоятельница еще не была назначена. Так Царица Небесная невидимо приняла игуменский жезл в Своей обители.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
ПЮХТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Пюхтицкая икона Божией Матери, именуемая «У источника» |
Пюхтицкая икона Божией Матери, именуемая «У источника», местночтимая святыня Пюхтицкого женского Успенского монастыря
История образа связана с именем праведного Иоанна Кронштадтского, который помогал Пюхтицкой обители материально и духовно окормлял сестёр.
До самой кончины отца Иоанна Пюхтицкая икона находилась при нём. Впоследствии она принадлежала благочестивой чете. Незадолго до своей смерти супруги передали этот образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Пресвятая Богородица явилась монахине во сне и велела вернуть Её образ в Пюхтицкую обитель.
Икона была возвращена в Пюхтицкий монастырь 1 июля 1946 года. Её встречали сёстры во главе с настоятельницей монастыря игуменией Алексией II (Голубевой), которая как раз накануне получила от епархиального управления указ об освобождении от игуменского послушания по состоянию здоровья. В дни скорби для всех сестёр монастыря Матерь Божия Своим зримым возвращением в обитель свидетельствовала: «Не бойся, малое стадо. » (Лк. 12, 32), приняв игуменское попечение о Своей обители и её насельницах. В память о возвращении иконы в монастырь было установлено местное празднование.
Молитвословия
Дне́сь све́тло красу́ется земля́ Эсто́нская,/ прославля́ющи Засту́пницу Усе́рдную ро́да христиа́нскаго,/ освяти́вшую явле́нием Свои́м го́ру Пю́хтицкую/ и оби́тели ико́ну чудотво́рную дарова́вшую./ Прииди́те, ве́рнии, поклони́мся чу́дному Ея́ о́бразу,/ да́рует бо оби́льныя да́ры целе́бныя,/ избавля́ющи искуше́ний, бед и вся́каго греха́./ Сего́ ра́ди, воспева́юще, воспои́м Пречи́стей:// ра́дуйся, Любе́зная ми́ру Помо́щнице// и Пречи́стая на́ша Ма́ти.
Притеце́м, вси ве́рнии,/ к Исто́чнику Неистощи́мому, Пречи́стей Богоро́дице,/ почерпе́м во́ду спасе́ния, глаго́люще:/ ра́дуйся, Влады́чице,/ жа́жду спасе́ния утоля́ющая,/ я́звы грехо́вныя омыва́ющая,/ исцеле́ние душ и теле́с да́рующая./ При́зри на лю́бящия и сла́вящия Тя // и покры́й нас покро́вом Твои́м.
«Три ступени» на Журавлиной горе
В 2016 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, исполняется 125 лет со дня основания Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Сейчас это одна из самых известных обителей нашей Церкви, во многих смыслах образцовая. Для немалого числа женских монастырей России Пюхтица была и остается школой благочестия и живым примером не прерывающейся монашеской традиции.
Не оставленный народ
В 1219-1220 годах состоялся Датский крестовый поход в Эстонию. В результате вся северная Эстония была захвачена.
Но полного исчезновения Православия не произошло.
В первой половине XVI века в Эстляндии было введено лютеранство. Для православных наступили времена неприкрытых притеснений. Православные храмы разрушались, прихожане чувствовали себя сиротами, брошенными, оставленными. Именно в это время измученному и уставшему православному народу Эстляндии явилась Сама Божия Матерь.
«Лучами своими озаряя»
В Сыренецкой летописи XVI века сохранилось свидетельство о чудесном знамении в местечке Куремяэ. Было раннее летнее утро. Простые пастухи, как всегда, пасли скот под горой. И вдруг на самой горе они увидели Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Божия Матерь простертыми руками указывала на источник, испокон веков протекавший под горой. Когда пастухи хотели подойти поближе и устремились на гору, видение исчезло. Когда они стали удаляться, Дева вновь предстала их взорам.
Пастухи вернулись домой и рассказали об этом чудесном явлении жителям своей деревни. Уже на следующий день на рассвете селяне отправились на гору. Эти простые труженики также были удостоены видения Пречистой Девы в сиянии чудного света.
В расщелине дуба крестьяне обрели икону Успения Божией Матери
На третий день у горы собрались крестьяне уже со всех окрестных деревень. Пресвятая Дева почтила и их Своим явлением. Там, где Она стояла, — у подножья горы — забил источник ключевой воды. Потом Пресвятая стала подниматься к самой вершине и, остановившись у величавого дуба, скрылась от людских взоров. Крестьяне отправились к тому месту, где стояла Пресвятая Дева Мария. В расщелине дуба они обрели икону Успения Божией Матери.
Жители этих мест по сей день возлагают особое упование на Пресвятую Богородицу, веря, что Божия Матерь освятила Своим пришествием и всю окрестность. В «Сказании о Пюхтицких иконах Божией Матери» есть такие слова: «несравненный светозарный образ Пречистой Девы Богородицы, лучами своими озаряя Пюхтицкую обитель, радуя души православных, являет всем, что Игумения на сей Святой горе — Сама Царица Небесная, некогда здесь явившаяся и не оставляющая Своим заступничеством малое стадо Христово, покрывая безграничным милосердием Своим всех, с верою прибегающих к Ее всесильной помощи и предстательству».
Местность эту с тех пор стали называть «Пюхтица» («Pühitsetud»), что значит «Святое место». А источник у подножия Журавлиной горы более чем за триста лет прославился многими чудотворениями и исцелениями.
На месте чудесного явления иконы, у древнего дуба, была построена часовня в честь Успения Божией Матери, где и находился обретенный образ.
Первое письменное упоминание о Пюхтицкой часовне относится к 1608 году (по крайней мере это самый ранний сохранившийся исторический документ).
Ежегодно в праздник Успения Пресвятой Богородицы здесь служил священник из русской части г. Нарвы. На торжества стекались паломники со всей Эстонии. Казалось, Святая гора, усеянная огоньками свечей, возносится под молитвенное пение с земли на небо.
Недостроенная кирха
В начале XIX в. Пюхтицкая гора перешла в собственность немецких баронов, враждебно относившихся к православным. Икону пришлось перенести в с. Сыренец, где был православный приход. Но место обретения образа не было забыто: ежегодно в день Успения Богородицы от Сыренца к часовне на Богородицкой Горе совершался Крестный ход с чудотворным образом. Путь в 30 километров был не из легких: православным часто приходилось идти по колено в болоте, прижимая икону к груди.
Любопытно, что немецкие бароны — хозяева территории — предприняли попытку умалить достоинство часовни. Для этого они педантично стали выстраивать рядом кирху, размер которой должен был вызывать ощущение «торжества протестантизма» и незначительности и серости Православия. Попытка была провальной.
29 апреля 1891 года последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение Православной Церкви. Кирхе суждено было стать конструктивной основой для Успенского храма.
Навстречу эстонским братьям
С.В. Шаховской одним из первых осознал саму необходимость создания на Богородицкой горе иноческой обители.
Усилиями князя и его супруги в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретенной ранее иконы, а в 1887 году в местечке Иевве (ныне город Йыхви) по его инициативе было открыто Отделение Православного прибалтийского братства (под председательством княгини Е. Д. Шаховской), при котором постепенно появились приют для сирот, лечебница с аптекой, школа для детей малоимущих родителей и рукодельная. Все эти благотворительные учреждения в Иевве стали своего рода подготовительным этапом к основанию Пюхтицкой женской обители на Богородицкой горе.
Кроме того, именно князь Шаховской ходатайствовал о выкупе самой земли Богородицкой горы, что и произошло в 1891 году.
Князь искренне полюбил Пюхтицкую гору и завещал похоронить его на ней. Случилось так, что он скоропостижно скончался 12 октября 1894 года, в возрасте всего 42 лет. За 9 лет своего служения губернатором Эстляндии (1885-1894 гг.) князь успел во многом изменить историю сего края.
Вдова Сергея Владимировича, княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская, поселилась на Богородицкой горе и занялась при монастыре широкой благотворительностью. Ежегодно в праздник Успения княгиня участвовала в организации приёма богомольцев и участников крестного хода, во множестве стекавшихся в Пюхтицу.
Чтобы понять ее отношение к месту своего служения и окружающим людям, достаточно узнать, что писала княгиня Шаховская известному юристу Ф.Н. Плевако: «Мы, русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего человеку на земле жить нельзя: церковь, школу, уход за больными. ».
На Богородицкой Горе над усыпальницей губернатора Эстляндии князя С.В. Шаховского его вдовой в 1895 году был сооружён деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. По прошествии многих лет уже совсем другой жизни и княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская была погребена рядом с супругом.
Варвара Первая
Торжество открытия общины на Богородицкой горе было приурочено к празднику Успения Божией Матери 1891 года. Именно с этого момента ведет свою историю Пюхтицкая обитель.
Пюхтицкая община очень скоро была утверждена в статусе монастыря во главе с игуменией — монахиней Варварой (Блохиной), прибывшей в Эстонию из Костромы в 1888 году.
Благодаря ее усердию на Святой горе появились жилые дома-келии, временная трапезная, здание приюта для детей, необходимые хозяйственные постройки, был построен соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В него перенесли чудотворную икону Успения, долгие годы находившуюся в ближайшей Сыренецкой церкви. Рядом с соборным храмом была устроена Трапезная церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы для богослужений в зимнее время.
Игумения Варвара сумела учинить строгий монастырский порядок, присущий старинным монастырям. По сохранившимся рассказам, первые пюхтицкие сёстры сами носили камни и брёвна для постройки жилых домов-келий, обрабатывали до 200 десятин земли, обучали детей-сирот в монастырском приюте грамоте и рукоделиям, ухаживали за больными в лечебнице.
Труд сочетался с молитвой: все положенные по уставу монастырские богослужения совершались неукоснительно. Из числа насельниц были созданы два монастырских хора — на церковнославянском и эстонском языках. Основанная недалеко от монастыря богадельня «Гефсиманский скит» содержалась на средства обители.
Есть на что
В становлении монастыря огромную роль сыграл св. Иоанн Кронштадский
Отец Иоанн (Сергиев), прославленный Церковью как праведный Иоанн Кронштадский, часто посещал Пюхтицу, духовно окормлял сестёр, присылал новых насельниц и помогал строящейся обители материально. В становлении Пюхтицкого монастыря святой сыграл огромную роль. Однажды, беседуя с игуменией Варварой, батюшка указал ей на вершину горы и сказал: «Матушка Варвара, смотрите, какой великолепный собор у вас на горе стоит!». — «Батюшка, хорошо бы собор, да не на что, — ответила матушка игумения, — даже и речи не может быть!». А батюшка, словно и не услышав её слов, вновь говорит: «Матушка! Посмотрите, какой великолепный собор у вас на горе стоит. ».
На строительство требовались огромные средства, которых у монастыря не было, но отец Иоанн благословил создание нового собора.
Весной 1908 года была разобрана первая Успенская церковь. Весь камень пошёл на строительство фундамента нового храма. 15 июня состоялась закладка трёхпрестольного Пюхтицкого собора.
Собор воздвигался быстро: уже 15 августа 1910 года, на престольный праздник, архиепископ Рижский и Митавский Агафангел совершил чин великого освящения храма и главного престола в честь Успения Богоматери.
С именем праведного Иоанна Кронштадтского связана история еще одной святыни монастыря — Пюхтицкой иконы Богородицы. В 1894 году сестры обители, горячо любившие батюшку, написали и подарили ему в день Ангела икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтице. Внизу на иконе подпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву, труд живописиц Успенскаго женскаго монастыря на Святой горе Эстляндской губернии. 1894 г. 19 октября».
Отец Иоанн много молился перед этой иконой до самой своей кончины.
Богородица сказала монахине: «Я Сама к тебе приду»
Образ Богородицы «У источника» батюшка завещал одной благочестивой петербургской чете. Престарелые супруги передали икону насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Сама Пресвятая Богородица явилась монахине Вирсавии во сне, открыв Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель. Богородица сказала монахине: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» в день празднования иконе Боголюбской (18 июня / 1 июля) вернулся в обитель.
Бомбы, которые не попадают
«Стал бомбить монастырь по расчетам. Вдруг небо раскрылось, вижу — стоит вся в голубом Женщина и говорит: “Сынок, не разоряй Мой Дом!”»
Через несколько дней после возвращения иконы в монастырь приехал неизвестный никому военный, попросивший встречи с матушкой Рафаилой. В беседе он рассказал удивительную историю. Во время войны он был летчиком, получившим приказ разбомбить монастырский собор. «Помню, подлетаю к монастырю, — рассказывал военный, — а вся гора в тумане. Было это при ясной солнечной погоде. Я развернулся, сделал круг — вновь ничего не видно. Стал бомбить по расчетам. Вдруг небо раскрылось, вижу — стоит вся в голубом Женщина и говорит: “Сынок, не разоряй Мой Дом!”»
После беседы с игуменией Рафаилой летчик зашел в собор, увидел икону Пюхтицкой Божией Матери, именуемую «У источника», и сразу узнал в ней Ту, Которую видел когда-то над монастырем.
Местные жители подтверждают этот рассказ: в годы войны не раз они видели над монастырем бомбы, которые неведомой силой были относимы в сторону.
От Ленина до Хрущева
Пюхтицкий монастырь знал много скорбных дней, разделив годы страданий со всей Русской Церковью. Первая мировая война, а затем октябрьский переворот в России, образование Эстонского независимого государства. Лазареты для тифозных больных в соборном храме, национализация монастырских земель и упразднение монашества как сословного различия.
В 1920 году, чтобы хоть как-то сохранить монастырь, его преобразуют в «Благотворительную христианскую Пюхтицкую женскую трудовую общину» во главе с почётной председательницей — княгиней Е.Д. Шаховской.
В 1935 году Трудовая община вновь обрела статус монастыря, подчинённого Синоду Эстонской Апостольской Православной Церкви. Правительство выделило ему в аренду 102 гектара земель.
Не успела обитель оправиться — началась Вторая Мировая война. Три года фронт держался всего в 30 километрах от Пюхтицы, за рекой Нарвой, где шли ожесточённые бои.
Надо ли говорить, какими были послевоенные годы! Сытым не ходил никто — ни человек, ни скотина. Соха вновь прильнула к пашне, лес пилился вручную, мешки с зерном разместились на плечах монахинь — их несли не одну версту, ночью. Божьей милостью получалось и лошадей с коровами содержать, и огороды обрабатывать.
Хрущевские гонения не обошли стороной и Пюхтицу — монастырь хотели закрыть. В 1960 году был сметён с лица земли один из красивейших соборов Таллина — храм Пюхтицкого монастырского подворья. Верующие пытались обращаться к властям с просьбой сохранить храм, однако реакция была предсказуема. В самом монастыре планировали устроить дом отдыха для шахтёров, а в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе — планетарий.
О пользе иностранной печати
Наиболее действенным в те годы средством от посягательств советской власти на Церковь часто оказывалось положительное упоминание какой-либо обители или храма в иностранной печати. По приглашению епископа Алексия Пюхтицкую обитель вскоре посетили делегации Константинопольской Церкви, Евангелической церкви Франции, Всемирного совета церквей. Итогом многочисленных положительных откликов в иностранной печати стала невозможность закрытия Пюхтицкого монастыря.
3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) седьмой настоятельницей Пюхтицкой обители (1968-2011 гг.) была назначена монахиня Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова). Матушка начинала свой иноческий путь в Пюхтице. В сане игумении ей предстоял нелегкий труд восстановления монастыря: починка куполов, крестов, крыш храмов и других зданий, проведение отопления, воды, электричества, украшение собора настенной живописью. Со всеми этими вопросами хрупкая матушка справлялась смиренно и безропотно. И, конечно, неустанная ежедневная работа по устроению монашеской жизни.
В 1988 году — когда вся историческая Русь праздновала 1000-летие своего Крещения — в Пюхтицкой обители развернулось масштабное церковное строительство: были выстроены Георгиевская часовня, колокольня Сергиевской церкви, первая в Эстонии церковь-крестильня для крещения с полным погружением. В то же время обитель была обнесена «крепостной» оградой из гранитного камня с двумя новыми башнями.
После распада СССР были закрыты границы и установлен визовый режим с Эстонией. Богомольцам стало труднее добираться до Пюхтицы — их поток зримо слабел. В те годы обитель была пустынна как никогда. Но те, кто хотел, добирались вопреки всем международным перипетиям.
Матушка Варвара отошла ко Господу 8 февраля 2011 года, более 40 лет прослужив Господу в сане игумении. До сих пор сестры Пюхтицкой обители с неизменной любовью и теплотой вспоминают «матушку-строительницу». Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Более сорока лет матушка со смирением и кротостью несла возложенное на нее Священноначалием нелегкое послушание, отдавая все свои силы, здоровье и дарования благоустроению монастырской жизни. Являя пример стойкости, преданности Церкви и верности своему призванию, она сумела создать в обители неповторимую атмосферу подлинной христианской любви, мира и духовной радости. Во многом благодаря трудам схиигумении Варвары Пюхтицкая обитель стала настоящим форпостом Православия в Эстонии, куда за духовным утешением и поддержкой съезжались многочисленные паломники».
Узнайте сами
Сегодня Пюхтица пытается жить так же, как и вчера, как и сто лет назад. Живая связь с прошлым делает это прошлое настоящим, в монастыре особенно дорожат этой — не всем монастырям предоставленной — милостью жить в сохраненной традиции дореволюционного монашества. Сестры знают то или иное монастырское дело так хорошо, потому что учились у «профессионала», который, в свою очередь, перенял опыт у подвижницы — современницы оптинского старчества эпохи его расцвета. Из этих страниц складывается бесценная книга.
Монастырь по-прежнему упорно и безропотно трудится, в поте лица добывая свой хлеб. Здесь знают цену этого хлеба — мастерски косить научат любого. При этом правило безвозмездного гостеприимства по-прежнему в силе и не подлежит пересмотру даже во время международных политических потрясений и экономической нестабильности. Каждого встретят, накормят, согреют, спать уложат — и не забудут напомнить о важности посещения богослужений.
Несмотря на аграрно-технологические ноу-хау, труд в обители не перестает быть тяжелым и напряженным. Иноческое преодоление ветхого человека, сосредоточенная молитва, борьба с соблазнами мира — все это никуда не уходит даже во внешне «комфортном» монастыре, даже охраняемом древней монашеской традицией. Монастырь продолжает борьбу. Славное прошлое еще больше обязывает «держать высоту» в настоящем и будущем.
Паломники по-прежнему едут в Пюхтицу. Сами эстонцы, в целом люди достаточно нерелигиозные, считают этот монастырь своей жемчужиной, очень гордятся им, возят сюда своих гостей, берегут его. То-то и удивительно. Этнические же эстонцы, переходящие в Православие, становятся настолько «пламенеющими» верой, что могут научить этому многих русских — «потомственных православных».
Источник, забивший на месте явления Пресвятой Богородицы простым пастухам, до сих пор считается святым. Даже лютые морозы не могут заковать его во льды. Историй чудесных исцелений в этих водах — множество.
До сих пор сохранился и старый дуб, под которым эстонские крестьяне нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота 26,5 метра, обхват ствола свыше 4 метров. Разумеется, его также почитают святым, поэтому немудрено, что каждый паломник считал своим первостепенным долгом унести с собой хотя бы щепку этого дуба. Со временем его могли растащить до состояния полного исчезновения. Поэтому сегодняшняя ограда вокруг него кажется более чем уместной.
Рядом стоит воссозданная часовенка XVI века, внутри которой находится часовня старая. Вокруг — монастырское кладбище, которое может рассказать свои удивительные истории.
«Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного»
Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного».
Езжайте в Пюхтицу и попробуйте это узнать сами.