пустынский монастырь в мстиславском районе

Свято-Пустынский Успенский мужской монастырь, д. Пустынки

пустынский монастырь в мстиславском районе. b37a363598e1a3227f7c619d6d3f69e0. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-b37a363598e1a3227f7c619d6d3f69e0. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка b37a363598e1a3227f7c619d6d3f69e0.

пустынский монастырь в мстиславском районе. 9235457a6575b139cf0ea3de0228d29a. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-9235457a6575b139cf0ea3de0228d29a. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 9235457a6575b139cf0ea3de0228d29a.

П о преданию основателем Пустынского монастыря является высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий.

П очти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле. Согласно преданию, князь Симеон заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл глаза водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.

И сцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния. Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».

П о одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году. После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 году переходит под управление королевской канцелярии. Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы.

П осле того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь. В 1839 году после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители. Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.

В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная. В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви. В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница.

О судьбах остальных насельников обители ничего достоверно не известно. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям. Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть. 28 сентября 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Ефимом Духовным. Во время наступления войск Красной Армии в мае-июне 1944 года на территории Пустынского монастыря дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный, ордена Суворова 3 степени Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней. За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия. 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря.

П режде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории. 7 августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике – его освятили митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев; 1935-2021), Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан и епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.

В есной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретен на средства Могилевской епархии. Несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска – Виталий Гутиков. 27 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное – в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия. Сейчас Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь существует благодаря трудам и заботам Преосвященнейшего Софрония, архиепископа Могилевского и Мстиславского, Священноархимандрита этой обители. Владыка Софроний духовно окормляет братию, заботится о возрождении их душ, решает все затруднительные вопросы, возникающие у насельников монастыря.

Б ратия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде, на подсобном хозяйстве. В дело возрождения обители огромный вклад внесли прихожане Свято-Михайловского храма г. Климовичи и Свято-Вознесенского храма г. Горки. Почти еженедельно, по субботам, а иногда и среди недели, не взирая на немалое расстояние, приезжают в Пустынки эти неутомимые трудолюбивые труженики. За годы возрождения монастыря они выполнили и выполняют много работ. Самый значительный на северо-востоке Беларуси монастырский комплекс Пустынок привлекает к себе многочисленных паломников и туристов. В мягко очерченном пейзаже белорусско-российского пограничья Свято-Успенская обитель являет собой символический мост между двумя братскими народами и странами.

В обители проживает 6 насельников (2017 г.). Настоятель – архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний.

213470, Республика Беларусь, Могилёвская обл., Мстиславский р-н, д. Пустынки.

Источник

Наш корреспондент прожил несколько дней в древнейшей мстиславской обители, пытаясь разгадать загадку духовного преображения человека

Тайны второго рождения

История возникновения Свято-Успенской Пустынской обители — древнейшего монастыря в окрестностях Мстиславля — овеяна легендами. Всякий раз, когда наведываюсь в эти живописные уединенные места, ощущаю, как древние летописи словно оживают. Вот источник, из которого, согласно преданиям, исцелился от слепоты мстиславский князь. Здесь же, в ветвях липы, Симеон Лугвен заметил икону Богородицы и в благодарность о чудесах возвел часовню, а на возвышенности приказал построить монастырь.

пустынский монастырь в мстиславском районе. 0ad25c3b6cea9403d84ddd13289f8076. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-0ad25c3b6cea9403d84ddd13289f8076. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 0ad25c3b6cea9403d84ddd13289f8076.
В Пустынках одно удовольствие бродить по территории монастыря, пить воду из источника, рассматривать и фотографировать памятники архитектуры. Но вот мне как журналисту выдался случай задержаться здесь на несколько дней и пообщаться с людьми, нашедшими пристанище в древних стенах.

Чуть более часа езды из Могилева, и я почти у цели — на горизонте из-за макушек деревьев, как маяк для страждущих, выглядывает монастырская колокольня. Захожу во двор. Эконом отец Кукша, мужчина средних лет и богатырского телосложения, знакомит меня с расписанием и укладом жизни в монастыре и определяет на жилье.

пустынский монастырь в мстиславском районе. f887f8ae6c10532b97bd16fbdc835cf1. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-f887f8ae6c10532b97bd16fbdc835cf1. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка f887f8ae6c10532b97bd16fbdc835cf1.Отец Кукша.

Келья довольно большая и рассчитана на двух человек. Устроившись, отправляемся знакомиться с жителями обители (из постоянных здесь шесть монахов и два послушника).

Брать интервью у монахов, что скрывать, не самая простая задача. Монастырь — место уединенное, и люди здесь ищут душевного спокойствия, а не известности, суетных дел. Так что человек, обвешанный фотоаппаратами, вооруженный диктофоном и журналистской пронырливостью, не самый желанный гость.

Из садовников в монахи

Первым, кто встретился на пути, стал келарь Николай. Келарь — человек, отвечающий за приготовление пищи и организацию питания в монастыре. От его кулинарного искусства напрямую зависит телесное благополучие монахов.

пустынский монастырь в мстиславском районе. 4030a260968592ffc43a791c0eda9f40. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-4030a260968592ffc43a791c0eda9f40. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 4030a260968592ffc43a791c0eda9f40.Келарь Николай с сыром собственного изготовления.

Разговор не задался. Занятый работой, Николай, мягко говоря, был не рад общению с малознакомым человеком. Удивлен ли я такому приему? Нет, скорее, этого и ожидал, отправляясь к монахам и послушникам.

Вблизи монастырского сада удалось разговориться с отцом Кукшей. Монах поделился, как показалось, в чем-то мистическими, чудесными обстоятельствами своего прихода в обитель:

— Я детдомовец, с малых лет чувствовал присутствие Бога в моей жизни. С годами все чаще стал задумываться о том, что всех нас ожидает после смерти. Задавал вопросы старшим и учителям, но ответов не находил. К 33 годам у меня была неплохая работа садовника, жил в достатке, но душа искала чего-то, что сложно выразить словами. Однажды в полудреме было видение о том, что я должен уйти в монастырь. Уже в пути на автостанции ко мне подошла девочка и протянула листок. Я развернул его и увидел нарисованный храм. Это знаки, которые указывали мне путь к Богу. Приехав в Ляды, увидел тот же храм, что и на картинке. Там и остановился.

Сон сбылся. Через какое-то время садовник Владимир принял постриг, стал монахом Кукшей, и вскоре его перевели на послушание в Пустынки.

Время с интересным собеседником летит незаметно. Вот и шесть вечера — час вечерней службы, отцу Кукше нужно готовиться к богослужению. Монахи и послушники покидают кельи и спешат в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Трапеза в молитве

Переступив порог храма, окунаешься в другой мир. Пламя свечей, лики икон, смотрящие на тебя из полумрака, звуки молитв певчих на клиросе — все это вселяет некий трепет и благоговение перед происходящим. Настолько, что не хочется нарушать эту атмосферу щелчками затвора фотокамеры, которые по-предательски громко звучат в стенах храма…

пустынский монастырь в мстиславском районе. 756288d42ca94cedaf7d563a25b26951. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-756288d42ca94cedaf7d563a25b26951. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 756288d42ca94cedaf7d563a25b26951.Богослужение в церкви Покрова Пресвятой Богородицы

После богослужения монахи отправляются на ужин. Трапезная представляет собой небольшую комнату с иконой на стене и общим столом, на котором уже расставлены блюда. Перед едой обязательно совершается общая молитва. Во время трапезы читаются священные тексты и поучения святых. Никаких разговоров и общения за столом. Принцип питания напоминает шведский стол: каждый может взять то, что ему по вкусу, в любом количестве. Однако здесь вы точно не найдете мяса, монахи его не едят, а молочные продукты и яйца можно употреблять только по определенным дням.

Трапеза длится минут 10, затем старший по сану встает, остальные следуют его примеру. После прочтения молитвы братия расходится по кельям. Вслед за всеми отправляюсь в свою комнату переваривать монастырскую пищу и массу впечатлений, полученных в течение первого дня.

пустынский монастырь в мстиславском районе. e26490a0a80b76cc2c6e7fc8c07d37bf. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-e26490a0a80b76cc2c6e7fc8c07d37bf. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка e26490a0a80b76cc2c6e7fc8c07d37bf.Трапезная.

Путь в келари

Второй день начался непривычно рано. В четыре утра нужно уже быть на ногах. Привычка поздно ложиться и столь ранний подъем свели время отдыха к минимуму. В пять часов служба, присутствие на которой обязательно. Исключение только для заболевших.

пустынский монастырь в мстиславском районе. 67a99fd83daf9b92a27aca578a8ae55f. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-67a99fd83daf9b92a27aca578a8ae55f. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 67a99fd83daf9b92a27aca578a8ae55f.
После службы завтрак, а затем я делаю вторую попытку познакомиться с келарем. Застал Николая за приготовлением сыра. Из огромной бадьи с молоком, подогреваемым на газе, келарь ложкой-шумовкой снимал сгустки творога и складывал в отдельную форму. Он поделился рецептом монастырского сыра. Молоко нужно залить в емкость и подогреть. Затем добавить соль и заквасить. Далее добавляется уксус, смесь отстаивается примерно 15 минут. Полученные сгустки творога отделяют от сыворотки и отправляют под пресс — головка сыра готова. На все про все около шести часов.

— Мы свои сливки и масло делаем, а также сметану и творог. Благодаря своей корове монастырь обеспечен молочными продуктами, — Николай охотно со мной говорит о секретах монастырской трапезы. — Овощей у нас также в достатке. Летом работаем в огороде и саду, на ферме и пасеке. Заготавливаем продукты на зиму, делаем закатки, собираем и сушим травы. Хлеб печем на месте. По возможности стараемся полностью обеспечить себя всем необходимым.

Тяга к поварскому искусству у Николая давняя. Гомельчанин окончил лицей речного флота и теперь мирские навыки претворяет в жизнь в монастыре. Дальше кулинарных тем разговор не зашел. Как Николай попал в обитель, для меня так и осталось загадкой.

Почему Станислав Германом стал

Мы уже побывали в храме духа — церкви и храме тела — трапезной. Любопытно, в каких условиях живут люди, принявшие монашеский обет нестяжательства? Келья — небольшая комната с белыми каменными стенами. Из мебели кровать, стол и стул. На столе церковные книги и свеча. Кровать без матраса, доски накрыты покрывалом, такое же покрывало, чтобы укрыться. Обитает здесь молодой инок Герман. Парень родом из Могилева, но за плечами у него жизнь в псковских монастырях, на Валааме и в грузинских обителях.

пустынский монастырь в мстиславском районе. 2625695568751c238630e94397104dc0. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-2625695568751c238630e94397104dc0. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 2625695568751c238630e94397104dc0.Инок Герман в келье.

— В монастырь ушел в 19 лет, — рассказывает инок Герман. — Семья не сразу приняла мой выбор, хотя верить в Бога мне никто не запрещал. Пустынки из-за близости к дому даже не рассматривал. Первым местом послушничества стал Крыпецкий монастырь в Псковской области. Здесь же принял постриг. Затем нес послушничество на Валааме. По приглашению монахов посетил грузинские монастыри. Везде сталкивался с людьми, которые убеждали меня вернуться на родину. К тому же бабушка просила заехать хоть на денек. Ей 82 года, и она боялась, что уже не увидит меня. Дома не был 13 лет. Приехал в Беларусь, владыка позвал в Пустынки, и вот уже более полугода здесь несу послушание.

Источник в честь архангела

пустынский монастырь в мстиславском районе. 7da6f89bf2a4c162221851c207ce09d9. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-7da6f89bf2a4c162221851c207ce09d9. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 7da6f89bf2a4c162221851c207ce09d9.

Среди особых достопримечательностей Пустынок — нерукотворное изображение Христа на одной из древних стен и святые источники. За церковью Покрова Пресвятой Богородицы, спустившись по лестнице, вы окажетесь возле храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы на святом источнике. Его ключ находится под самой церковью и по трубам отводится в сторону, где каждый паломник может утолить жажду целебной водой.

Два других источника менее известны, и без сопровождающего не каждый их найдет. Вместе со звонарем Александром отправляемся к самому дальнему из них — освященному в честь Евфросинии Полоцкой. Снег по колено и заросли кустарника говорят о том, что паломники и туристы здесь нечастые гости. Обустроенная криница вблизи речки Ослянки, иконы на деревьях и природная красота делают это место по-своему притягательным. Третий источник — в честь архангела Михаила, расположен вблизи монашеских келий.

Посетив источники и попробовав воду на вкус, вслед за звонарем отправляюсь на колокольню. Подъем по крутым лестницам — и вот мы на самой вершине башни, с которой открывается потрясающий вид на монастырские постройки и окружающий пейзаж в лучах заходящего солнца. Александр умелой рукой дергает нужные канаты, и звон колоколов мелодично разливается по округе, созывая народ на вечернюю молитву.

После трапезы наваливается усталость от раннего подъема и 18 часов, проведенных на ногах. Уже не смущает непривычная обстановка и новизна места — добравшись до кровати, засыпаю сном праведника.

пустынский монастырь в мстиславском районе. 81527d6691fb256b26450167f2f42d76. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-81527d6691fb256b26450167f2f42d76. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 81527d6691fb256b26450167f2f42d76.Звонарь Александр.

Знак свыше и путь исправления

К неспешному ритму жизни в монастыре привыкаешь быстро. Все просто и незамысловато: молитва, трапеза и послушание. Как проходит последнее?

Единственное место, выделяющееся на фоне исторической застройки монастыря, — котельная. Направляюсь туда. Внутри тепло, как в бане, какой-то мужчина усердно орудует кочергой, пытаясь подальше протолкнуть очередную порцию дров. Кочегара зовут Сергеем, вместе с еще двумя трудниками он несет послушание в котельной. Не стал меня сторониться и, как на исповеди, рассказал историю своего пути в монастырь. К 56 годам полочанин дважды успел побывать в местах не столь отдаленных, но вовремя одумался и встал на путь исправления.

— Еще недавно не мог себе представить жизнь без пива, телевизора и компании друзей, — не стал скрывать Сергей и поделился приобретенным опытом. — Но с годами по-другому начинаешь смотреть на жизнь. Давно собирался уйти в монастырь, да все откладывал. И как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Весной случился пожар, в котором сгорели документы, вещи и деньги, осталось лишь то, в чем был. Принял это как знак свыше, и вот я здесь.

пустынский монастырь в мстиславском районе. 755c13d4a97fc50b1b4447f461dda930. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-755c13d4a97fc50b1b4447f461dda930. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 755c13d4a97fc50b1b4447f461dda930.Трудник Сергей.

Рассказывая свою жизненную историю, Сергей с несвойственной для человека его возраста ловкостью раскалывал толстые колоды, умело орудуя колуном.

— Стараюсь заниматься спортом, — делится секретом хорошей физической формы собеседник. — Организовал за оградой в роще «спортзал»: турник и брусья. На территории монастыря нельзя.

Натоптанной тропой иду вслед за Сергеем. Метрах в двухстах — турник. Сергей, сбросив куртку, лихо прыгает на перекладину. Выполняет акробатические упражнения: подъем с переворотом, выход на две, склепка — все и не перечесть, не говоря уже о том, чтобы повторить. Видя мое недоумение,

Сергей лишь улыбается.

Уезжал я со смешанными чувствами. Вроде и монастырскую жизнь изнутри увидел да прочувствовал за три дня, а по ощущениям — как будто пару часов тут пробыл, и еще столько всего нужно узнать и попробовать. Чувствую, обязательно вернусь…

пустынский монастырь в мстиславском районе. 869677adc2fb43f063ba459ca6a9fd74. пустынский монастырь в мстиславском районе фото. пустынский монастырь в мстиславском районе-869677adc2fb43f063ba459ca6a9fd74. картинка пустынский монастырь в мстиславском районе. картинка 869677adc2fb43f063ba459ca6a9fd74.
ЭТО ИНТЕРЕСНО

Более шести веков Пустынки были местом притяжения для людей, ищущих уединения и духовного опыта. Монастырь не раз менял хозяев и принадлежал разным конфессиям. В 1601 году комплекс передан униатам и лишь в 1839-м вновь возвращен православным. В советские годы на его территории действовал Пустынский детдом, а до начала 1970-х годов — неполная средняя школа. Неремонтируемые здания пришли в упадок, их покинули люди. И только летом 2003 года в Пустынки возвращается религиозная жизнь. С благословения владыки Могилевского и Мстиславского Софрония в обитель приезжают первые послушники, которые и берутся за восстановление заброшенного монастырского комплекса. Старые аварийные здания обретают новую жизнь. Пожертвования, помощь спонсоров и государства позволили почти полностью реконструировать обитель. И сегодня Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь открыт для паломников.

Источник

Пустынский монастырь в мстиславском районе

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Комплекс расположен примерно в 10 километрах севернее Мстиславля. По преданию, его основал сын князя Альгерда Семен Лугвен. Парень ослеп, и мудрый старец сказал ему: “Иди в болота, там будет чудодейственная криница, омой из нее глаза и прозреешь”. Так все и получилось. После прозрения Лугвен увидел рядом икону Матери Божьей. Поняв это как знак, он основал на этом месте монастырь.

Ныне существующие здания (их около 10) строились на протяжении последних двух веков. Колокольня, построенная во второй половине 19 века была отреставрирована совсем недавно.

Несколько лет назад сюда пришли православные монахи и теперь место обитаемо

Здание школы (конец 19 начало 20 века) является также интересным местом. По словам монахов после того как они поселились в монастыре на одной из внутренних стен здания появился лик Христа размерами 17*12 см.

Утверждают что он нерукотворный. Представители Белорусского Уфологического Комитета (а есть блин и такой. ) детально исследовали образ и описали его тут

Церковь Рождества Богородицы впервые построенная в 1864 году на месте знаменитой криницы. В советское время партийные боссы переоборудовали церковь под БАНЮ. Во время одной из пьянок в «баню» ударила молния и после этого совки здесь больше не появлялись за исключением того момента, когда постройки были взорваны. Восстановлена церквоь силами монахов к 2003 году

А криница действует и поныне и как говорят исцеляет больных. Предание гласит, что если в эту воду нужно войти три раза с головой, то купель вычистит ему не только грязь, но и болезни, грехи. Конечно, полного исцеления и всепрощения ждать не стоит. Но случаи излечения даже от тяжелых недугов здесь были.

Очередная группа «исцелившихся» ступает к своему туристическому автобусу.

. но мы с ребятами чувствуем себя как-то не так в этом месте: я себе представлял большое количество развалин, а тут везде техника, часть зданий реставрированы (притом под «евро»), остальные обнесены заборами.

Отделяемся от всех групп и втихаря проникаем за забор. Перед нами Покровская церковь и келейный корпус построенные тоже в 60-х годах 19 века.

Из окна апсиды торчит крест

Но самое интересное нас ждало внутри руин Успенского собора построенного в 1801-08 гг. Это здание было самым главным в монастырском комплексе.

Величественные руины здания стоят в центре комплекса

Решив побродить вокруг них натыкаемся на небольшой проем в мощной казалось бы стене. Оказывается стена полая и внутри неё расположена крутая винтовая лестница ведущая наверх. Осторожно, чтобы не привлекать внимания экскурсионных групп, мы пробираемся наверх

Порой в стене встречаются проемы.

Наконец мы наверху! Отсюда открывается самый отличный и я бы даже сказал классический вид на Пустынки.

Вот из этой дыры мы вылезли наверх

Тот самый классический вид

Еще несколько видов руин Успенского собора.

Пустынки по праву стали одним из самых замечательных мест, где мне приходилось пока бывать. Всем рекомендую к посещению!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *