пускают ли в женский монастырь мужчин

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Церковные правила и традиции, запрещающие пребывание в обителях лиц другого пола и детей

Церковные правила и традиции, запрещающие пребывание в обителях лиц другого пола и детей

Монастырские уставы в одинаковой степени распространяются и на мужские и на женские обители, независимо от содержания канонического определения. Для непреткновенного стяжания евангельского совершенства (что является целью монашеского жития) вместе с подвижничеством необходимо всеми возможными способами уклоняться от соблазнов. Уже самые первые монастыри (преподобного Пахомия Великого) ограждались стеной, чтобы как можно меньше сталкиваться с миром. Как в мужских, так и в женских обителях очень рано появляются правила, ограничивающие вход или пребывание внутри монастырской ограды посторонних лиц, поскольку сакраментальное, таинственное духовное делание возможно только в уединении. Внутри монастыря выделяется особая территория, предназначенная только для братии, а гостиницы для паломников строятся обязательно вне стен обители.

На Святую Гору Афон издревле запрещалось приезжать женщинам, а впоследствии и рабочий скот стали завозить туда только мужского пола.

Монастырские правила строго запрещают вход в обитель юного отрока, не имеющего бороды, даже если он является сыном, братом или другим родственником кому-либо из монахов. Строгие канонические прещения и наказания предписываются приведшему его, а также начальствующим в монастыре, если они знали о приходе отрока и не поспешили предотвратить его приход. Это запрещение общее, распространяющееся на любой случай введения за монастырскую ограду безбородого отрока, с целью обучения или исполнения каких-либо работ. Для отроков, желающих монашествовать, устанавливаются особые условия пребывания в монастыре. Еще со времени преподобного Пахомия Великого (с начала IV века) при монастырях устраивались школы для детей, но учащихся держали отдельно от монастырской братии, в особом корпусе-школе за оградой монастыря, под строгим наблюдением опытнейшего в духовной жизни старца.

Подобные правила имеются и для женских обителей. Запрещается входить и оставаться на ночлег внутри монастыря любому мужчине (женатому или неженатому, мирянину или монаху), независимо от его возраста, а также погребать мужчин в ограде монастыря. Исключения делаются в следующих случаях: 1) посещение один или два раза в год близкими родственниками; 2) посещение врачом столько времени, сколько необходимо для лечения; 3) пребывание священника для совершения литургии и других Таинств. Обычно иерей, старец преклонного возраста, останавливается в домике вблизи монастырских ворот; 4) посещение местным епископом для выполнения канонических пастырских обязанностей; 5) посещение мужчин для производства некоторых работ, которые не под силу монахиням по естественным причинам, например строительные и связанные с ними работы, погребение и тому подобное; 6) посещение мужчинами богослужения в праздничные дни.

Ниже приводятся некоторые цитаты на данную тему из авторитетных источников.

Правило 18-е VII Вселенского Собора

Толкование Зонары: И третье правило Перваго Собора и пятое Шестаго ведут речь о сожительствующих женщинах. И это правило запрещает в епископии, или в мужском монастыре жить женщине, и повелевает подвергать епитимии того, кто держит для какого либо дела женщин в епископии, или в монастыре; а если не изгонит их, то посвященных лиц подвергает и извержению. Но правило хочет, чтобы и в загородные домы, где есть в услужении женщины, епископ или игумен приходили не иначе, как если оне удалятся в другое место, пока не возвратятся оттуда епископ, или игумен. Должно прочитать еще 19-е правило Анкирского Собора.

Толкование Аристина: Женщинам не должно пребывать в епископиях, или в монастырях. Итак, если кто дерзнет на это, да подвергнется епитимии, а если упорствует, да будет извержен. Но и там, где проходит мимо епископ, или игумен, ни одна женщина не должна служить и являться, но должна удаляться в особое место до отбытия.

Правило 20-е VII Вселенского Собора

Правило 47-е VI Вселенского Собора

Из ответов Московского Стоглавого Собора 1551 г.

Глава 49. О святых честных монастырех о том соборный ответ по священным правилом:

А жонкам и девкам по келиам не ходити и в келии их не пускати. А у которых попов или у диаконов, или у чернецов увидят или вымут жонку или девку в келие, и тем попом и диаконом изверженым быти от священства по священным правилом, а простым чернецом отлученным быти от всякиа святыни по тем же священным правилом.

Глава 82. Ответ о том, что впредь чернецом и черницам в одном манастыре не жити:

Из решений Первого Всероссийского съезда

монашествующих 1909 года

Правило 11-е святого Никифора Исповедника,

Правило 17-е святого Никифора Исповедника,

Правило 23-е святого Никифора Исповедника,

Из правил преподобного Антония Великого

4. С отроком и юношей остерегайся начинать беседы, или устанавливать знакомство.

9. С мирскими людьми не встречайся (дословно – не примешивайся) совершенно и не подражай фарисею, который все делал напоказ.

10. Женщине к себе подходить не позволяй, и не допускай, чтобы она вступала в твое жилище.

11. Родственников твоих не посещай, и не позволяй, чтобы они взирали на тебя, и не приходи к ним.

16. С отроком не говори никогда, поскольку он будет тебе в преткновение.

Из устава святителя Василия Великого

Надобно удаляться от всего того, что приближаясь к нам, приводит нам на память страсти, тревожит и смущает разсудок и производит в душе брани и борения. Ту брань, которая невольно постигает нас, выдерживать – дело благоразумия и мужества; но весьма безразсудно воздвигать против себя брани произвольно. В невольной брани получит может быть прощение, если кто и побежден бывает (только да не встретится сего с христианскими подвижниками); а побеждаемый в брани произвольной, сверх того, что бывает осмеян, лишается извинения.

Посему надобно всего больше избегать бесед и свиданий с женщинами, если не принуждает к свиданию неминуемая какая нибудь необходимость. Да и при встретившейся необходимости надобно как можно скорее поспешить расходиться с ними.

А если кто говорит, что от свидания и долгаго сожительства с женщинами не терпит вреда; то он или не имеет в себе мужской природы. или если имеет, то будучи погружен в страсти, не чувствует сего по подобию упившихся, или сумашедших, которые в самых тяжких страданиях почитают себя нестраждущими. Но уступим слову, чуждому всякого разума, а именно, будто иный не уязвляется мужскою страстью. Если сам он и не подлежит уязвлению, то не легко ему уверить других, что точно неуязвим. А соблазнять многих, не имея при сем в виду никакого добраго дела, почитаю небезопасным для поступающаго так. При том должно принять во внимание и другое нечто, а именно: хотя мужчина и не терпит вреда от помыслов, но не будет уже спорить с ними в разсуждении женщины, что она также изъята от телесных страстей. Напротив того, будучи слаба разсудком и склоннее к страсти, она нередко терпит уже некоторый вред от того, кто неосторожно имел с нею свидание. И кто сам не уязвляется, тот часто уязвляет, хотя и не знает того. Женщина, часто приходя к подвижнику под видом духовной любви, начинает впивать в себя грех посредством очей, похотливыми глазами пожирать наружность ближняго и нечистыми помыслами растлевать внутреннюю деву. 21

Из жития преподобного Саввы Освященного

Из завещания преподобного Феодора Студита

Из устава преподобного Ефросина Псковского, чудотворца

Из устава преподобного Иосифа Волоцкого

Источник

Православная Жизнь

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ решительно подтверждает данное высказывание.

– Отче, как правильно здороваться с монахами, архиереями?

– Святой апостол Павел, а также священномученик Климент Римский сравнивает христиан с воинами. Разница между христианами и обычными воинами лишь в том, что первые сражаются не с людьми, а с духами злобы поднебесной, страстями, плотью и диаволом. А на войне как на войне – есть победы и поражения. Чтобы более успешно и слаженно вести невидимую духовную брань, Господь еще в Ветхом Завете установил соответствующую иерархию людей, служащих Богу при храме. Подобная иерархия сохраняется и в новозаветные времена. Везде, куда шли апостолы с проповедью Евангелия, они рукополагали епископов, священников и диаконов.

Когда младший по званию подходит к командиру, то он отдает ему честь установленным воинским уставом образом. Армейская форма приветствия вышестоящего начальства показывает, что подчиненный готов исполнять его приказания. Также и христианин, когда подходит к священнику или епископу, как правило, берет благословение, крестообразно складывая ладони. Это одновременно и форма приветствия, и своеобразный знак, что ты этому пастырю доверяешь и готов смиряться и исполнять возложенные им на тебя послушания. Но самое главное – через благословение священника или архиерея нас благословляет Сам Христос. Нежелание человека брать благословение может свидетельствовать о недоверии к пастырю.

– Нужно ли брать благословение, входя в монастырь и выходя за его территорию?

– В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. У нас в Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости.

Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением.

– Все ли могут заходить в монастырские трапезные? Каковы правила поведения?

– Самое главное, для чего приходят в монастырь, – это помолиться и раскаяться в своих грехах. Трапеза – приятное продолжение молитвы. Обычно в монастырях имеются специальные трапезные для паломников, куда заходят по благословению настоятеля монастыря или благочинного. У нас на территории Лавры находятся как платные трапезные, где можно пообедать за деньги, так и бесплатные столовые для бедных, нуждающихся в помощи людей.

Также любой паломник, если остается в монастыре на продолжительный период нести какое-то послушание, то питается и проживает бесплатно.

В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать (разве нужно что-то сказать срочно по делу) и обычно слушают чтение жития святых, духовные поучения святых отцов Церкви или творят в уме молитву. Таким образом удается избежать страсти празднословия и чревоугодия, то есть неумеренного пресыщения своего чрева, что мешает молитве и труду.

– Какая форма одежды у светских людей в монастыре?

– Все монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов. Когда обычный человек идет в монастырь, то ему также нужно стараться одеваться прилично и скромно. Женщинам лучше быть не в брюках, а в длинной юбке, чтобы не обнажать ноги. Также желательно не оголять руки и шею. На голову, как правило, женщины надевают платок. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде, шортах и с короткими рукавами. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. В воскресные и праздничные дни, идя не только в монастырь, но и в приходской храм, желательно одеваться в лучшую одежду, чтобы и у себя, и у других людей поддерживать праздничное настроение.

– К кому можно обратиться с волнующими вопросами? Точно ли поможет первый увиденный монах?

– Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения или во время Литургии до Евхаристического канона. Если нет возможности посетить богослужение, то в другое время на территории монастыря можно узнать у дежурного, как связаться и побеседовать со священником. С первым попавшимся монахом лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам.

Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу.

– Можно ли пользоваться мобильными телефонами на территории монастыря?

– Сейчас это стало серьезной проблемой, ибо многие чуть ли не срослись с ними. Конечно, лучше на территории монастыря всякое «житейское отложить попечение». В монастырь и тем более храм лучше телефон совсем не брать или хотя бы выключить, чтобы он не мешал вам и другим людям молиться. У меня тоже есть мобильный телефон, но я стараюсь, когда иду в храм, оставлять его дома. Лучше стремиться всегда через молитву быть на связи с Богом, чем с другими, пусть и очень важными и нужными нам людьми.

– Можно ли фотографировать или нужно брать на это разрешение?

– Строгого запрета на это не существует, но если вы хотите фотографировать во время богослужения, то для этого надо взять благословение у благочинного монастыря. Если вы получили такое благословение, придерживайтесь меры. Когда во время праздничных и особенно архиерейских служб присутствует много фото- и видеокамер, которые фиксируют чуть ли не каждый шаг священнослужителей, то это очень всех напрягает и утомляет. Хорошо бы издать указ, что фотографировать в храме можно лишь до ектении «Оглашенные, изыдите», а далее до окончания богослужения прекратить всякую фото- и видеосъёмку, чтобы не мешать людям молиться и не развивать в священнослужителях страсти гордыни и тщеславия.

– Можно ли заходить в храмы вне службы или это разрешается исключительно во время богослужения?

– Многие монастырские храмы всегда открыты, а потому вы можете сюда зайти и помолиться не только во время богослужения, но и в любое другое время. Разве что ночью все храмы закрываются. Но лучше находиться в храме во время службы, так как соборная молитва, возглавляемая священником, намного внимательнее, сосредоточеннее и сильнее. В храме мы все, даже до конца этого не осознавая, молимся друг о друге и таким образом один другого поддерживаем. Не зря святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».

– Нужно ли совершать поясной поклон при входе в монастырь?

– Не только при входе в монастырь, но и перед прикладыванием к иконам, мощам, стоя на молитве, нужно стараться делать поясные или даже земные поклоны. Они к тому же помогают лучше сосредоточиться на молитве. А когда тело остается во время молитвы праздным, тогда ум невольно начинает рассеиваться и стоять в храме становится невыносимо трудно. Некоторые даже совсем молодые люди только и ищут в храме, где бы скорее присесть. Это происходит из-за того, что тело не приучено к молитвенному труду. А ведь святые отцы Церкви замечали, что молитва, при которой не потрудилось тело – это незрелый плод. Земные поклоны не делаются лишь в период от Пасхи до Пятидесятницы в знак того, что мы уже не рабы лукавого и греха, а свободные люди, так как Господь на Кресте искупил и простил все наши грехи. Теперь надо стараться с Божией помощью их больше не повторять.

– Нужно ли обязательно ставить свечи и покупать монастырскую продукцию?

– Обыкновенно все стараются это сделать, хотя никакого правила не существует. Это не обязательно. Однако каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы нам это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем мы в 50-м псалме, – дух сокрушен.
Покупая монастырскую продукцию, тоже делаем определенное пожертвование на обитель. Средства, вырученные от продаж, идут на ремонт и реставрацию храмов, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Поверьте, что никуда за границу, ни в какие зарубежные религиозные центры, тем более в Москву, как клевещут наши недоброжелатели, они не поступают.

Источник

Почему только мужчины?

Почему жен­щине нельзя то, что можно муж­чине? Неужели она хуже? Пред­ла­гаем вам ряд спра­вок по этому поводу:

Почему жен­щина не может быть свя­щен­ни­ком

Мно­го­ве­ко­вая пра­во­слав­ная цер­ков­ная тра­ди­ция нико­гда не знала женщин-«священниц», прак­тика «руко­по­ло­же­ния» женщин в свя­щен­ни­че­ский и епи­скоп­ский сан не при­ем­лется Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

Против жен­ского свя­щен­ства есть несколько аргу­мен­тов. Во-первых, «свя­щен­ник на литур­гии – это литур­ги­че­ская икона Христа, и алтарь – это ком­ната Тайной вечери. На этой вечери именно Хри­стос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы при­ча­ща­емся Крови Христа, кото­рую дал Он Сам, именно поэтому свя­щен­ник должен быть литур­ги­че­ской иконой Христа. …Поэтому свя­щен­ни­че­ский архе­тип (пер­во­об­раз) – муж­ской, а не жен­ский»(диакон Андрей Кураев, «Цер­ковь в мире людей»).

Во-вторых, свя­щен­ник – это пас­тырь, а жен­щина, создан­ная как помощ­ница, сама нуж­да­ется в под­держке и совете и потому не может нести пас­тыр­ское слу­же­ние в пол­ноте. Свое при­зва­ние она при­звана осу­ществ­лять в мате­рин­стве.

Не менее весо­мым аргу­мен­том явля­ется отсут­ствие самой идеи жен­ского свя­щен­ства в цер­ков­ном Пре­да­нии. «Свя­щен­ное Пре­да­ние – это не просто тра­ди­ция, – пояс­нил нам про­фес­сор Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии доктор бого­сло­вия А.И. Осипов. Важно уметь отли­чать слу­чай­ные тра­ди­ции от тра­ди­ций, име­ю­щих глу­бо­кие рели­ги­оз­ные корни. Есть веские аргу­менты в пользу того, что отсут­ствие жен­ского свя­щен­ства – суще­ствен­ная тра­ди­ция. В исто­рии Церкви первое сто­ле­тие назы­ва­ется веком чрез­вы­чай­ных даро­ва­ний. Одно­вре­менно с кре­ще­нием люди полу­чали даро­ва­ние, неко­то­рые сразу несколько: про­ро­че­ство, дар языков, дар исце­ле­ния болез­ней, изгна­ния бесов… Даро­ва­ния, оче­вид­ные для всех, пора­жав­шие языч­ни­ков, убеж­дав­шие их в зна­чи­мо­сти и силе хри­сти­ан­ства. В этот век мы видим иное отно­ше­ние к Закону иудей­скому, из кото­рого исто­ри­че­ски (но не онто­ло­ги­че­ски) вышло хри­сти­ан­ство. В част­но­сти, другое отно­ше­ние к жен­щине. Среди святых того вре­мени есть рав­ноап­о­столь­ные Мария Маг­да­лина, Фекла – жен­щины, кото­рые по своим даро­ва­ниям ока­за­лись на одном уровне с апо­сто­лами, зани­ма­лись тем же – про­по­ве­дью хри­сти­ан­ства. Но нигде и нико­гда уро­вень их цер­ков­ного почи­та­ния не соеди­нялся с даро­ва­нием им свя­щен­ства.

Более того, когда во II–III вв. в секте мар­ки­о­ни­тов появи­лось жен­ское свя­щен­ство, это вызвало реши­тель­ный про­тест целого ряда почи­та­е­мых святых и учи­те­лей Церкви.

Божия Матерь, почи­та­е­мая выше Анге­лов, не была свя­щен­ни­ком.

Вопрос недо­пу­сти­мо­сти жен­ского свя­щен­ства в бого­слов­ской лите­ра­туре подробно не осве­щен: есть только отдель­ные выска­зы­ва­ния по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория при­ни­ма­ется только тогда, когда есть новые факты, ее под­твер­жда­ю­щие, и прин­ци­пи­аль­ные недо­статки, при­су­щие пред­ше­ству­ю­щей теории. Бого­сло­вие – тоже наука. Так что по общему для всех наук прин­ципу бого­слов­ские аргу­менты должны пред­ста­вить не про­тив­ники жен­ского свя­щен­ства, а его защит­ники. Аргу­менты эти могут быть только из двух источ­ни­ков – Свя­щен­ного Писа­ния и учения святых отцов. Ни в Писа­нии, ни в свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре нет ни одного факта, под­твер­жда­ю­щего воз­мож­ность жен­ского свя­щен­ства».

Для справки: первая женщина-«священник» в исто­рии хри­сти­ан­ства появи­лась в одной из церк­вей Англи­кан­ского содру­же­ства (объ­еди­не­ние англи­кан­ских церк­вей всего мира). Ее звали Фло­ренс Ли Тим Ой (1907–1992). В 1941 году, полу­чив бого­слов­ское обра­зо­ва­ние, она стала диа­ко­нис­сой и слу­жила в общине китай­ских бежен­цев в Макао. Когда япон­ская окку­па­ция Китая при­вела к тому, что община в Макао ока­за­лась без окорм­ле­ния свя­щен­ника, англи­кан­ский епи­скоп Гон­конга руко­по­ло­жил ее в сан свя­щен­ника. Это был вынуж­ден­ный шаг. Так как это про­изо­шло за 30 лет до того, как какая-либо из англи­кан­ский церк­вей офи­ци­ально раз­ре­шила жен­ское свя­щен­ство, доктор Ли Тим Ой пре­кра­тила свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние сразу после окон­ча­ния Второй миро­вой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому вре­мени жен­ское «свя­щен­ство» было вве­дено в боль­шин­стве англи­кан­ских церк­вей, чем дальше, тем больше отсту­па­ю­щих от апо­столь­ских уста­нов­ле­ний не только в этом вопросе. «Почему же про­те­станты дер­зают вво­дить свя­щен­ни­ков-женщин? Здесь есть внут­рен­нее про­ти­во­ре­чие, – счи­тает о. Иов (Гуме­ров), пре­по­да­ва­тель Свя­щен­ной исто­рии Вет­хого Завета мос­ков­ской Сре­тен­ской семи­на­рии. – Ведь в спорах с пра­во­слав­ными про­те­станты, чуть что, гово­рят: «А где это ска­зано в Библии?» Но в вопросе жен­ского свя­щен­ства посту­пают прямо про­ти­во­по­лож­ным обра­зом. Рас­суж­де­ния о том, что если в Библии не ска­зано «нет», значит, можно – это фор­ма­лизм, лукав­ство и отказ вос­при­ни­мать истин­ный дух Свя­щен­ного Писа­ния».

Покой­ный мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний считал, что с бого­слов­ской точки зрения вопрос о при­зва­нии жен­щины еще только должен быть про­ра­бо­тан. «Я убеж­ден, что мы должны вду­мы­ваться в эту про­блему всеми силами ума, с полным зна­нием Писа­ния и Пре­да­ния, и найти ответ» («Пра­во­слав­ная Цер­ковь и жен­ский вопрос», Вест­ник РСХД, II-2002). О высоте и ответ­ствен­но­сти свя­щен­ни­че­ского при­зва­ния вла­дыка писал так: «Свя­щен­ство – состо­я­ние, испол­нен­ное такого страха, что вожде­ле­вать его невоз­можно. Его можно при­нять почти что со свя­щен­ным тре­пе­том, с ужасом, и, сле­до­ва­тельно, сан свя­щен­ника – не пред­мет ста­туса, разве что мы низ­во­дим свя­щен­ство на уро­вень неква­ли­фи­ци­ро­ван­ной обще­ствен­ной работы и про­по­веди и своего рода «хри­сти­ан­ского соци­аль­ного слу­же­ния».

Известны слова Апо­столь­ских посла­ний обо всех веру­ю­щих: «Вы – род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­шего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет.2:9 ). Как пони­мать эти слова? Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний так объ­яс­няет эту мысль: «Мне кажется, можно отве­тить, что все­об­щее свя­щен­ство состоит в при­зва­нии всех тех, кто при­над­ле­жит Самому Христу, кто через кре­ще­ние стал Хри­сто­вым… освя­щать этот мир, делать его свя­щен­ным и святым, при­но­сить его как дар Богу. Это слу­же­ние состоит в первую оче­редь в том, чтобы при­но­сить Богу соб­ствен­ную душу и тело как живую жертву, и в этом при­но­ше­нии самого себя при­но­сить – все, что наше: не только чув­ства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего каса­емся, все, что нам при­над­ле­жит, все, что мы можем своей вла­стью осво­бо­дить от раб­ства сатане, – дей­ствием соб­ствен­ной вер­но­сти Богу».

Про­то­пре­сви­тер Нико­лай Афа­на­сьев в своей извест­ной работе «Цер­ковь Духа Свя­того» раз­де­ляет слу­же­ние цар­ствен­ного свя­щен­ства – общее всем верным, и слу­же­ние управ­ле­ния – пас­тыр­ство или «особое», иерар­хи­че­ское свя­щен­ство. Цар­ствен­ное свя­щен­ство пони­ма­ется един­ствен­ным обра­зом – как сослу­же­ние всей цер­ков­ной общины в совер­ше­нии Евха­ри­стии. Но собра­ние верных не может суще­ство­вать без пред­сто­я­теля, пас­тыря, полу­чив­шего особые дары управ­ле­ния. «Управ­ле­ние при­над­ле­жит только особо при­зван­ным, а не всему народу, члены кото­рого даров управ­ле­ния не полу­чали, а без бла­го­дат­ных даров не может быть слу­же­ния в Церкви. Поэтому слу­же­ние пас­ты­рей отлично от слу­же­ния народа Божьего». Именно к такому пас­тыр­скому слу­же­нию (пре­сви­тер­скому и епи­скоп­скому), согласно Пре­да­нию, не допу­щены жен­щины.

Всегда ли женщин не пус­кали в алтарь?

Стать алтар­ни­цей – то есть уби­рать в алтаре, пода­вать кадило, читать, выхо­дить со све­чами, – могут вдовы, девы или мона­хини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Гос­подня в Куву­к­лию – пещеру, где вос­крес Хри­стос и кото­рая служит алта­рем храма, – может войти любой палом­ник или палом­ница и при­ло­житься к смерт­ному ложу Спа­си­теля, то есть к св. пре­столу. Многих сму­щает тот факт, что при Кре­ще­нии маль­чи­ков вносят в алтарь, а дево­чек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на соро­ко­вой день после рож­де­ния воцер­ков­ляли («всо­ро­ков­ляли») – вно­сили в алтарь. Мало того, и маль­чи­ков, и дево­чек при­кла­ды­вали к св. пре­столу. Кре­стили же детей при­мерно в три года, а мла­ден­цев – только в случае опас­но­сти. Позже, после того как кре­стить детей стали раньше, чин воцер­ко­в­ле­ния стал совер­шаться уже не до, а сразу после Кре­ще­ния, и тогда дево­чек пере­стали вно­сить в алтарь, а маль­чи­ков – при­кла­ды­вать к св. пре­столу.

Почему женщин не пус­кают на Афон

Святая гора Афон – полу­ост­ров в Греции, на кото­ром рас­по­ло­жено 20 круп­ных муж­ских мона­сты­рей (не считая более мелких мона­ше­ских общин). В Визан­тии вход во все муж­ские мона­стыри жен­щи­нам был строго запре­щен. Святая гора счи­та­ется земным уделом Божией Матери – пре­да­ние гласит, что Пре­свя­тая Бого­ро­дица и еван­ге­лист Иоанн отпра­ви­лись в мор­ское путе­ше­ствие, но попали в шторм в пути и сби­лись с курса, в конце концов при­став к под­но­жию горы Афон, в том месте, где теперь рас­по­ло­жен Ивер­ский мона­стырь. Пора­жен­ная кра­со­той этих мест, Матерь Божия попро­сила Гос­пода сде­лать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна жен­щина, кроме Нее, не может сту­пить на землю Афона. В 1045 году при визан­тий­ском импе­ра­торе Кон­стан­тине IX Моно­махе был принят устав для афо­ни­тов, офи­ци­ально запре­щав­ший жен­щи­нам и даже домаш­ним живот­ным жен­ского пола нахо­диться на тер­ри­то­рии Святой горы. Указ пре­зи­дента Греции от 1953 года преду­смат­ри­вает тюрем­ное заклю­че­ние на срок от 2 до 12 меся­цев для женщин, нару­шив­ших запрет (надо ска­зать, что во время граж­дан­ской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе нахо­дили при­ста­нище жен­щины-беженки, как и не раз во время турец­кого вла­ды­че­ства). Сохра­не­ние запрета было одним выдви­ну­тых Гре­цией усло­вий вступ­ле­ния в Евро­союз. Несмотря на это, пери­о­ди­че­ски раз­лич­ные органы ЕС пыта­ются оспо­рить этот пункт. До сих пор этого сде­лать не уда­ва­лось, так как фор­мально Афон нахо­дится в част­ном вла­де­нии – вся тер­ри­то­рия горы раз­де­лена на два­дцать частей между рас­по­ло­жен­ными тут мона­сты­рями. Надо заме­тить, что визан­тий­ский запрет на посе­ще­ние мона­сты­рей лицами про­ти­во­по­лож­ного пола в Греции до сих пор соблю­да­ется доста­точно строго – не только на Афон, но во многие муж­ские мона­стыри не пус­кают женщин, а в боль­шин­ство жен­ских мона­сты­рей не пус­кают мужчин (кроме слу­жа­щего духо­вен­ства).

Куда исчезли диа­ко­ниссы

Почему муж­чины и жен­щины в неко­то­рых храмах стоят отдельно?

По тра­ди­ции, вос­хо­дя­щей к ран­не­хри­сти­ан­ским вре­ме­нам, муж­чины и жен­щины стоят в церкви отдельно. Такое раз­де­ле­ние соот­вет­ство­вало древним пред­став­ле­ниям о бла­го­че­стии. Услов­ное деле­ние храма на муж­скую и жен­скую поло­вины до сих пор сохра­ня­ется, напри­мер, у коптов. В Визан­тии во многих храмах устра­и­ва­лись хоры (вторые этажи, идущие по пери­метру храма), где во время службы стояли жен­щины.

Только ребро или целая поло­вина?

По одному из тол­ко­ва­ний Библии Бог сотво­рил жен­щину не из муж­чины Адама, а из чело­века Адама, раз­де­лив его на две поло­винки: муж­скую и жен­скую. Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний так ком­мен­ти­рует этот отры­вок: «Пере­воды Библии часто гово­рят, что Бог взял ребро Адама ( Быт.2:21 ). Еврей­ский текст пред­ла­гает другие пере­воды, один из кото­рых гово­рит не о ребре, а сто­роне. Бог не отде­лил ребро, а раз­де­лил две сто­роны, две поло­вины, жен­ское и муж­ское. Дей­стви­тельно, когда чита­ешь текст по-еврей­ски, ясно ста­но­вится, что гово­рит Адам, когда лицом к лицу встре­ча­ется с Евой. Он вос­кли­цает: она жена, потому что я муж ( Быт.2:23 ). По-еврей­ски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в муж­ском и жен­ском роде. Они вместе состав­ляют чело­века, и они видят друг друга в новом богат­стве, в новой воз­мож­но­сти пере­рас­тать то, что уже дано, в новую пол­ноту.

Ужасы Домо­строя пре­уве­ли­чены

Почему-то счи­та­ется, что все ужасы тра­ди­ци­он­ного семей­ного быта опи­саны в «Домо­строе» – рус­ском семей­ном уставе XVI века (зна­ме­ни­тый свя­щен­ник Силь­вестр был авто­ром только одной из редак­ций «Домо­строя»). Однако в этой книге мы нахо­дим только одну цитату, кото­рую можно интер­пре­ти­ро­вать как поощ­ря­ю­щую телес­ные нака­за­ния для женщин: «А увидит муж, что у жены непо­ря­док и у слуг или не так все, как в книге этой изло­жено, сумел бы жену настав­лять да учить полез­ным сове­том; если она пони­мает, тогда уж пусть так все делает, и ува­жить ее да жало­вать, но если жена науке такой, настав­ле­нию не после­дует и того не испол­няет (о чем в этой книге ска­зано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою нака­зы­вать, вра­зум­лять ее стра­хом наедине, а нака­зав, про­стить и попе­нять, и нежно наста­вить, и поучить, но при том ни мужу на жену не оби­жаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согла­сии».

Несо­вер­шен­ства

Мы про­вели неболь­шой опрос мужчин отно­си­тельно того, какие типич­ные каче­ства женщин можно было бы назвать «несо­вер­шен­ствами». Наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щи­еся ответы:

В общем и целом можно ска­зать: неса­мо­сто­я­тель­ность и неса­мо­до­ста­точ­ность женщин – как след­ствие того, что жен­щина была создана как помощ­ник муж­чине, а не сама по себе

Никто не обижен?

Насколько рас­про­стра­нено среди цер­ков­ных женщин недо­воль­ство тем местом, какое отво­дит им Цер­ковь? Мы cпро­сили об этом несколь­ких замет­ных пра­во­слав­ных женщин (см. ниже). К нашему удив­ле­нию, ни одной оби­жен­ной среди наших собе­сед­ниц не нашлось!

Может быть, дело в том, что в Церкви любой раз­го­вор с пози­ции «я имею право» совер­шенно непло­до­тво­рен? Никто из нас – мужчин или женщин, неважно – не может ничего тре­бо­вать «для себя» – потому что любовь не ищет своего. Тре­бо­вать можно только с себя самих. Как хорошо, что жен­ской, более мягкой и уступ­чи­вой при­роде легче это понять!

А что делать тем, кто все же обижен: муж­чины слова не дают ска­зать? Я думаю, уте­ше­ние есть. Если тебе дей­стви­тельно есть что ска­зать, и содер­жа­ние твоей души и твоих слов дей­стви­тельно важно – можно не бояться, ты будешь услы­шана. Как были услы­шаны святые жены – да так, что память о них и их слова сохра­ни­лись через века.

Юлия Дани­лова, глав­ный редак­тор жур­нала «Нескуч­ный Сад»

Почему жен­щины должны мол­чать?

В наш век феми­низма цер­ков­ное отно­ше­ние к жен­щине, на первый взгляд, кажется дис­кри­ми­на­ци­он­ным, даже воз­му­ти­тель­ным. Но это только на первый взгляд, со сто­роны. Судя по про­ве­ден­ному нами опросу самих женщин, они так вовсе не счи­тают

«Жены ваши в церк­вах да молчат…» ( 1Кор.14:34 ) Жен­щи­нам не доз­во­ляют быть свя­щен­ни­ками. Их не пус­кают в алтарь и на Афон. Не чув­ствуют ли пра­во­слав­ные хри­сти­анки себя оби­жен­ными? – спра­ши­вали мы у извест­ных женщин страны.

Ната­лья Лосева, руко­во­ди­тель интер­нет-про­ек­тов РИА «Ново­сти»:
– На мой взгляд, не мешает вер­нуть неко­то­рые тра­ди­ции пове­де­ния мужчин и женщин в церкви: напри­мер, обычай стоять жен­щи­нам слева, а муж­чи­нам справа.
Думаю (насколько вообще поз­во­лено мне ком­мен­ти­ро­вать апо­сто­лов), что слова «жен­щина в Церкви да молчит» верны на все вре­мена. И в бук­валь­ной их интер­пре­та­ции, под­ра­зу­ме­ва­ю­щей бла­го­го­вей­ную тишину. Сама сколько раз себя обры­вала, когда стоишь ко кресту и коро­та­ешь минуты в бол­товне с подруж­кой, а рядом идут при­част­ники, кото­рые пере­жи­вают в это время свою Тишину, чита­ются бла­го­дар­ствен­ные молитвы или начался моле­бен. Тем более верны они, на мой взгляд, в том зна­че­нии, что не дело жен­щине про­по­ве­до­вать у алтаря, и в этом нет ничего обид­ного или уни­чи­жи­тель­ного, потому что оте­че­ские законы и пре­да­ния несут не обря­до­вый, а глу­бин­ный, сакраль­ный смысл.
А вам обидно, что муж­чина не рожает детей и не имеет регу­ляр­ных неду­гов? А то, что вы не можете отпу­стить бороду? Почему каждый из нас готов спо­койно и есте­ственно при­нять раз­ность телес­ную, физио­ло­ги­че­скую, но кто-то про­ти­вится раз­но­сти иной, более тонкой. Скажу вам более того, я боюсь, что одна­жды в угоду псев­до­ли­бе­раль­но­сти жен­ская нога ступит на Афон. Есть тра­ди­ции, кото­рые нужно дер­жать зубами, даже если их полный, насто­я­щий, без­услов­ный смысл мы не можем вме­стить.
Недавно мы с дру­зьями гово­рили, пере­би­рая свою «пра­во­слав­ную тусовку», что если муж­чина пришел из нецер­ков­ной семьи в зрелом воз­расте в Цер­ковь, то это цемент­ное при­леп­ле­ние. В вере они силь­нее.

Ирина Яко­влевна Мед­ве­дева, пра­во­слав­ный пси­хо­лог:
– Я думаю, что слова апо­стола отно­сятся к тем вре­ме­нам, когда про­по­ве­до­вать в храме имели право не только свя­щен­но­слу­жи­тели, но и миряне муж­ского пола. Мне совсем не обидно, что меня не пус­кают в алтарь. Гораздо обид­нее, когда муж­чины не усту­пают жен­щи­нам место или не подают руку при выходе из транс­порта. А само­утвер­жда­ются за счет жен­щины только слабые и непол­но­цен­ные в каком-то отно­ше­нии муж­чины. Ведь жен­щина несо­мненно слабее муж­чины, если речь идет о вели­ко­ду­шии и снис­хож­де­нии.

Анто­нина Васи­льевна Мити­гуз, под­пол­ков­ник внут­рен­ней службы Мини­стер­ства юсти­ции РФ:
– Если при­дер­жи­ваться цер­ков­ных правил, то к кресту и к чаше муж­чины под­хо­дят пер­выми. И мне при­ятно про­пу­стить мужчин вперед – это моя дань ува­же­ния тем немно­гим муж­чи­нам, кото­рые ходят сего­дня в храм.
У женщин очень часто язык опе­ре­жает ум, поэтому рас­про­стра­нен­ная фраза: «Язык мой – враг мой», к сожа­ле­нию, харак­те­ри­зует боль­шин­ство женщин. Ста­ра­юсь также не забы­вать слова преп. Амвро­сия Оптин­ского, кото­рый пре­ду­пре­ждал о том, что «раз­го­ва­ри­ва­ю­щим в храме посы­ла­ются скорби».
Из своих личных наблю­де­ний могу ска­зать, что если уж муж­чина пришел к вере – он сделал это осо­знанно и серьезно. Более того, он, скорее всего, будет истин­ным воином Христа и не станет выстав­лять напо­каз свою веру и свои добрые дела. Жен­щина же любит внеш­ние про­яв­ле­ния и обсуж­де­ния своих дел и зача­стую уми­ля­ется своему внешне бла­го­че­сти­вому виду. Во время поста жен­щина нередко уде­ляет серьез­ное вни­ма­ние огра­ни­че­ниям в пище, а не работе над своим внут­рен­ним содер­жа­нием.

Елена Собо­лева, автор книги “Пятый ангел вос­тру­бил”, кино­ре­жис­сер, пре­по­да­ва­тель оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных кино­школ:
– Меня вообще очень трудно при­тес­нить – я все-таки кино­ре­жис­сер, умею за себя посто­ять в любой ситу­а­ции. Но меня, вообще, никто нико­гда не заде­вает, ведь люди чув­ствуют просто по пер­вому взгляду какой-то статус лич­ност­ный.
Нам нет такой уж необ­хо­ди­мо­сти захо­дить в алтарь. Зато могут быть под­вер­жены обсуж­де­ниям вопросы о, допу­стим, непо­кры­той голове или пере­смот­рено отно­ше­ние к маки­яжу. Я не думаю, что наши цар­ствен­ные ново­му­че­ники – царицы и царевны – ходили без укра­ше­ний и без маки­яжа. Однако это не поме­шало им стать свя­тыми.
Наша исто­рия дви­жется к концу света. Это про­яв­ля­ется и в том, что муж­ской пол ста­но­вится все более деко­ра­тив­ным. Он уже абсо­лютно не соот­вет­ствует тем тра­ди­циям, кото­рые суще­ство­вали на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тий в чело­ве­че­ском обще­стве. Почти за каждым поли­ти­ком торчат жен­ские ушки. Кто сделал, к при­меру, Клин­тона Клин­то­ном, а Гор­ба­чева Гор­ба­че­вым?
У жен­щины меньше вот этого стрем­ле­ния погар­це­вать, посо­рев­но­ваться. Муж­чины от рож­де­ния до смерти друг с другом сорев­ну­ются. А жен­щине свой­ственно само­по­жерт­во­ва­ние – она забо­тится о муже, о детях. Поэтому жен­щине более свой­ственно посто­ян­ство. А муж­чина – он одно­ра­зо­вый. Он – мечом пома­хать, один раз про­явить муже­ство, совер­шить подвиг и голову сло­жить. Это же самый измен­чи­вый такой отряд чело­ве­че­ства – муж­чины. И поэтому на них осо­бенно ска­зы­ва­ются совре­мен­ные и эко­ло­ги­че­ские про­блемы, и соци­аль­ные.

Фре­де­рика-Мария де Граас, пси­хо­лог и мас­са­жист, доб­ро­воль­ный сотруд­ник Мос­ков­ского хос­писа:
– Мужчин в церкви мало, зна­чи­тельно меньше, чем женщин, и ника­кого при­тес­не­ния с их сто­роны я не чув­ствую.
Я думаю, апо­стол при­зы­вал женщин оста­вить празд­ные раз­го­воры для того, чтобы почув­ство­вать свое еди­не­ние с Богом в Храме. Жен­щине это сде­лать гораздо проще, чем муж­чине, поскольку она более чуткая и инту­и­тив­ная. Апо­стол гово­рил о том, что жен­щина должна оста­вить свое любо­пыт­ство, зависть и стрем­ле­ние пого­во­рить – тогда у неё вклю­чится при­род­ная спо­соб­ность вос­при­ни­мать при­сут­ствие Божие. Ей легче вос­при­нять это, чем муж­чине. «Жен­щина в церкви да молчит» для того, чтобы слу­жить Богу и быть к Нему ближе.
Алтарь – место настолько святое, что чело­век может туда войти только с чув­ством колос­саль­ного тре­пета, ведь это место, где нахо­дится Все­выш­ний. Я еще не доросла до этого – мне доста­точно просто быть в храме. И муж­чины и жен­щины в храме едины, ника­кого раз­де­ле­ния я не чув­ствую – мы все «Одно Тело Хри­стово». Просто стоять в храме для меня уже очень много. На Афоне мне, конечно, хоте­лось бы быть, т.к. там тихое и удоб­ное для молитвы место, но раз Божья Матерь решила, что там должны быть только муж­чины, то я туда не стрем­люсь. То, что жен­щи­нам нельзя быть на Афоне не озна­чает, что муж­чины лучше женщин. Я думаю, что афон­ским мона­хам нужно, чтобы рядом не было женщин, т.к. это место для уси­лен­ной молитвы, там не должно быть соблаз­нов и иску­ше­ний. Афон – это святое молит­вен­ное место. Миру необ­хо­димы эти молитвы. Поэтому нет ника­кого раз­де­ле­ния – мы все одно «Тело Хри­стово», это милость Божья для всего мира.
Я думаю, что воля и физи­че­ская сила у мужчин силь­нее раз­виты, чем у женщин. Жен­щина больше при­вя­зана к земле. Муж­чина может целе­устрем­ленно идти к наме­чен­ной цели и не заме­чать ничего вокруг, жен­щина же видит мир более широко. У муж­чины меньше эмоций и это помо­гает ему идти к наме­чен­ной цели. Но зато у жен­щины больше раз­вито сердце и спо­соб­ность любить. Муж­чине же слож­нее открыть свое сердце.
Меня совер­шенно не тянет быть свя­щен­ни­ком, ведь свя­щен­ник – образ Христа, кото­рый «поло­жил душу свою за паству свою». Сам Хри­стос так запо­ве­до­вал – так уста­нов­лено. Свя­щен­ник должен забыть про себя, отсечь свою самость ради Христа – к этому далеко не все готовы.

Тутта Ларсен, веду­щая МТВ:
– Я, скорее, согла­шусь со сло­вами апо­стола. Если в храме и воз­ни­кает какой-то источ­ник суеты – про­ис­хо­дит это чаще всего именно по вине женщин. Всем извест­ные «бабульки» делают заме­ча­ния тем, кто при­хо­дит в храм. А при­хо­дит зача­стую нево­цер­ко­в­лен­ная моло­дежь в штанах и без косы­нок. Важно в этот момент их не спуг­нуть – чело­век должен до всего дорасти сам. Я считаю, что в храме не должно быть укоров и осуж­де­ния, – это недо­пу­стимо. Но если заме­ча­ние будет ска­зано свя­щен­ни­ком в мягкой форме, при­хо­жа­нин навер­няка не оби­дится и поймет все пра­вильно. А, вообще, реше­ние прийти в храм, т.е. сде­лать первый шаг – очень непро­стое реше­ние.
Как-то я пришла в Дани­лов­ский мона­стырь на Рож­де­ство, и меня попро­сили отойти от алтаря – этот факт меня тогда очень воз­му­тил и огор­чил. Сейчас я отно­шусь к этому нор­мально.
Жен­щина более эмо­ци­о­нальна, она может своей жен­ской энер­гией и своими эмо­ци­ями как сози­дать, так и раз­ру­шать, напри­мер, гар­мо­нич­ные отно­ше­ния в семье. Муж­чина же должен жен­скую энер­гию обуз­ды­вать и направ­лять в нужное русло. А сила жен­щины, на мой взгляд, заклю­ча­ется в том, что она рожает детей, хранит очаг, то есть явля­ется «живой водой», кото­рая муж­чину укреп­ляет и делает его силь­нее.
Я думаю, что жен­щина не может быть свя­щен­ни­ком в силу своей сла­бо­сти. Навер­ное, она создана для дру­гого – для своего мужа и для детей.

Оксана Федо­рова, веду­щая про­граммы «Спо­кой­ной ночи, малыши»:
– Я при­хожу в храм для того, чтобы побыть наедине с собой, и муж­чины мне в этом абсо­лютно не мешают. Я думаю, апо­стол не имел в виду то, что жен­щина должна мол­чать в самой церкви. Он имел в виду семью как малую Цер­ковь. Жена должна при­слу­ши­ваться к своему мужу, то есть не брать на себя руко­во­дя­щей функ­ции.
Цер­ко­вью было так уста­нов­лено, что жен­щина не должна вхо­дить в алтарь, и спо­рить с этим мы не должны. Хотя, я слы­шала о том, что мона­хи­ням, нахо­дя­щимся в мона­стыре уже давно, то есть достиг­ших каких-то духов­ных высот, вхо­дить в алтарь раз­ре­ша­ется.
Жен­щина слабее муж­чины физи­че­ски, но пси­хо­ло­ги­че­ски она силь­нее. На жен­ских плечах лежит многое: семья, дом, дети и созда­ние атмо­сферы в семье. Всю мелкую работу выпол­няет жен­щина – она более усид­чива. А когда нужно при­ни­мать опе­ра­тив­ные реше­ния и дей­ство­вать быстро – здесь пальма пер­вен­ства отда­ется муж­чине потому, что он более логи­чен и трезв. У женщин пре­об­ла­дают эмоции. В этом есть свои плюсы и минусы. Как гово­рят, если ветка жест­кая – она быстро лома­ется, а если она гибкая, как жен­щина, то она живу­чая, спо­соб­ная ко мно­гому при­спо­саб­ли­ваться.
Есть жен­ские мона­стыри, где насто­я­тель­ницы мона­стыря – жен­щины, но службы все равно ведутся муж­чи­нами. Когда свя­щен­ник служит, он упо­доб­ля­ется Христу. Поскольку Хри­стос был муж­чи­ной, то, навер­ное, свя­щен­ни­ком должен быть именно муж­чина.

Елена Чуди­нова, писа­тель, автор книги «Мечеть Париж­ской Бого­ма­тери»:
– Я была просто потря­сена волной вни­ма­ния и ува­же­ния, выска­зан­ной мне со сто­роны духов­ного сосло­вия, кото­рую вызвало появ­ле­нием моего романа «Мечеть Париж­ской Бого­ма­тери». Я встре­тила столько одоб­ре­ния, пони­ма­ния, под­держки и вопро­сов ко мне как к писа­телю, как к мыс­ли­телю, со сто­роны духо­вен­ства! На фоне всего этого мне было бы смешно гово­рить о том, что суще­ствует дис­кри­ми­на­ция женщин в церкви. Но это одна сто­рона медали. С другой сто­роны, я могу себя рас­смат­ри­вать как рядо­вую, веру­ю­щую жен­щину. И как тако­вая я должна – и это совер­шенно есте­ственно и не вызы­вает у меня про­те­ста – пом­нить о том, что жены в храме молчат. Мы же пра­во­слав­ные, мы не ере­тики, кото­рые руко­по­ла­гают женщин в епи­скопы! И жен­щина в храме не про­по­ве­дует. Видимо, тут под­ра­зу­ме­ва­ется и неко­то­рое сми­ре­ние, то есть покры­ва­ние головы. Ведь все-таки мы испо­ве­дуем то, что несем грех пра­ро­ди­тель­ницы Евы. Сле­до­ва­тельно, это есте­ственно, а если кому это кажется ненор­маль­ным, тому нужно выбрать другую рели­гию, более «толе­рант­ную» и «полит­кор­рект­ную».
Но встре­ча­ются эпи­зоды лично меня огор­ча­ю­щие. Недавно на митинге на Пуш­кин­ской пло­щади из ува­же­ния к тем, кто пришел на этот митинг, я сооб­разно моему ста­тусу замуж­ней жен­щины, покрыла голову, надев наряд­ную шляпу. И очень хоро­ший свя­щен­ник попро­сил меня снять шляпу. Потом я у него так, в шутку немножко, спро­сила: «Отче, ну что же вы замуж­нюю жен­щину опро­сто­во­ло­сили?» Он мне про­сто­душно отве­тил: «Был бы у меня пла­то­чек в кар­мане, я бы сам пред­ло­жил». Причем это был достой­ный пас­тырь, вызы­ва­ю­щий всякое ува­же­ние. Видимо, под­ра­зу­ме­ва­лось, что модная шляпа чем-то не хороша. Вы пони­ма­ете, я не должна носить пла­то­чек, потому что я не «баба», мой муж не «мужик». По соци­аль­ному ста­тусу я – дама, и адек­ват­ный голов­ной убор для дамы – это шляпа. Шаль, допу­стим, но никак не пла­то­чек. Я думаю, что это ужас­ный пере­жи­ток, когда жен­щины с дипло­мом искус­ство­веда или фило­лога входят в храм, повя­зы­вая какие-то без­об­раз­ные ста­ру­ше­чьи белые пла­точки!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *