пушкин песнь о вещем олеге чему учит для читательского дневника
Чему учит произведение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?
Поэт, всей душой любящий Россию, глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи, исторические труды своего времени. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе “Песнь о вещем Олеге”. (Запись темы. Постановка целей урока. )
“Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками.
После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т. е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.
В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство.
За воинские удачи народ называл Олега “вещим”, т. е. чародеем, мудрецом.
Легенда (народное сказание) о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи. Она и положена Пушкиным в основу “Песни о вещем Олеге”. Легенда была известна А. С. Пушкину с юности, она привлекала юного поэта своей поэтичностью. Но её пересказ Пушкин сделал только в 1833 году. Что же побудило Пушкина обратиться к седой древности?
В это время Пушкин жил в ссылке на юге, куда он был сослан за свои вольнолюбивые стихи. Живя на юге, он побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение Пушкина.
Поэт, всей душой любящий Россию, глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи, исторические труды своего времени. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе “Песнь о вещем Олеге”. (Запись темы. Постановка целей урока. )
“Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками.
После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т. е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.
В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство.
За воинские удачи народ называл Олега “вещим”, т. е. чародеем, мудрецом.
Легенда (народное сказание) о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи. Она и положена Пушкиным в основу “Песни о вещем Олеге”. Легенда была известна А. С. Пушкину с юности, она привлекала юного поэта своей поэтичностью. Но её пересказ Пушкин сделал только в 1833 году. Что же побудило Пушкина обратиться к седой древности?
В это время Пушкин жил в ссылке на юге, куда он был сослан за свои вольнолюбивые стихи. Живя на юге, он побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение Пушкина.
2/2
2 Нравится Пожаловаться
Настёнка Сластёнка Ученик (115) 1 месяц назад
А это покороче
В основе стихотворения лежит летописный рассказ, приведенный Карамзиным в «Истории Государства Российского». Из стихотворения князь Олег представляется смелым и отважным воином, защитником Древней Руси, а также достаточно справедливым и рассудительным человеком. Об исторических событиях указано немного, но мы узнаем, что князь совершил успешные военные походы на хазар и на Константинополь (Царьград, как его называли в Древней Руси), что в его правление соседние государства уважали Русь и опасались ее военной силы. коментарии?
Песнь о вещем Олеге Пушкин А.С. — читательский дневник
Предлагаем для вашего ознакомления читательский дневник по произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Свое самое длинное стихотворение поэт писал целый год. В его основу легла история, изложенная в сочинениях Карамзина. Пушкина заинтересовало жизнеописание киевского князя Олега, щит которого был прибит на вратах Царьграда в знак одержанной победы.
Олег — киевский князь, прославленный полководец.
Кудесник — старец-прорицатель, предрекший князю гибель от собственного коня.
Конь — верный спутник Олега, прошедший с ним немало битв.
Князь Олег, задумавший совершить новый военный поход, спрашивает у старика-волхва по поводу своей дальнейшей судьбы. Старец предрекает гибель от собственного коня. Олег расстается с конем, обеспечив своему «верному другу» достойный уход. Когда князь узнает о смерти коня, то едет проститься с ним. Он видит кости своего коня. В момент прощания с другом его жалит змея, выползшая из конского черепа.
Главная мысль, которую вкладывает Пушкин – это безысходность человека по поводу собственной судьбы, тщетность попыток противостоять ей. Несмотря на старания князя Олега изменить ситуацию и уберечься от опасности, пророчество сбывается. Читая данное произведение, создается впечатление, что «от судьбы не уйдешь».
За свои пламенные, вольнолюбивые строки Пушкин попадает в ссылку. Мне кажется, что в этот период жизни он чувствует себя несвободным, ссыльным человеком. Я думаю, что именно этот факт послужил мотивом к написанию истории, где человека преследует роковое событие. Князь Олег не способен повлиять на ход своей жизни, несмотря на свою силу, могущество, достаток. Он беспомощен перед волей судьбы.
Интересно читать о встрече князя и волхва. Олег обращается к нему немного свысока, говорит, что его не стоит бояться, обещает наградить его за услугу. Старец отвечает ему, что люди, знающие тайны мироздания, не боятся могущественных правителей. И он отказывается от предлагаемого дара. Кудесник лишь говорит о том, что знает истину.
Олег расстается со своим конем. Я задаю себе вопрос, мог ли он поступить иначе? Дальнейшие события показывают, что лучше бы князь не отстранялся от своего коня, а продолжал бы контакт со своим верным спутником. Тогда бы, по крайней мере, у него бы не было дополнительной травмы расставания с ним. Наверняка Олег чувствовал себя предателем по отношению к другу.
Как мог бы Олег нейтрализовать событие, о котором предупредил его кудесник? Возможно, ему бы стоило подумать о своей жизни, о том, чтобы он мог изменить в ней, чтобы не произошло трагедии, например, прекратить воевать, проливая кровь.
Я думаю, что многие люди знают о каких-либо направлениях своей жизни, которые невозможно изменить. Тогда приходит отчаяние и безысходность, которую человек ощущает, как несвободу, рок, судьбу. Мы живем в такой период, когда возможности человека расширились. Современный человек владеет информацией и умеет так много. Сегодня судьба не кажется неотвратимой, у человека есть возможность сделать такую жизнь, которую он хочет.
Образ коня вызывает сострадание, нежные чувства. Представляешь, как уводят животное, которое верно служило своему хозяину. Чувствуется в каком единении находятся образы коня и Олега, как не хочется князю расставаться с конем, по-своему, предавать своего верного товарища. Создается ощущение, что, расставаясь с конем, Олег отрывает частичку самого себя.
Из темного леса навстречу ему.
Идет вдохновенный кудесник
не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.
Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»
Читательский дневник по балладе «Песнь о вещем Олеге» Александра Пушкина
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Название произведения: «Песнь о вещем Олеге»
Главные герои: Вещий Олег, волхв-кудесник.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Олег — Князь Киевский.
Могучий, мужественный, смелый, грозный, мстительный. Мнительный.
Волхв-кудесник — Предсказатель, прорицатель, бесстрастный и честный.
Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»
Собираясь отомстить хазарам за набеги, князь Олег встречает в поле волхва, которого спрашивает о собственной судьбе.
Волхв предсказывает князю великие победы. Но добавляет, что умрёт князь от своего коня.
Олег отдаёт коня отрокам.
Спустя много лет на пиру Олег вспоминает то предсказание и интересуется судьбой коня.
Узнав, что тот давно умер, Олег желает видеть останки своего друга.
Он наступает на череп коня, и змея кусает его.
План баллады:
Основная мысль «Песнь о вещем Олеге»
Главная мысль баллады в том, что пути судьбы неисповедимы, но чему быть, того не миновать.
Основная мысль произведения в том, что нужно всегда быть острожным и внимательным, ведь опасность может подстерегать человека на каждом шагу.
Чему учит баллада
Песня учит доверять предсказателям и астрологам, потому что в их словах есть правда.
Учит не пытаться избежать предначертанного судьбой.
Учит не смеяться над тем, чего не понимаешь.
Учит понимать, что в мире много тайн, не раскрытых учёными.
Краткий отзыв по произведению «Песнь о вещем Олеге» для читательского дневника
Прочитав эту песню, я подумала о том, что предсказания часто кажутся туманными и лишёнными смысла, но не прислушиваться к ним глупо.
Великий и могучий князь поверил кудеснику и отослал прочь верного коня.
Но когда услышал, что тот давно умер, решил, что кудесник ошибался.
Он пренебрёг осторожностью, забыл о предсказании и погиб от змеи, которая пряталась в черепе коня.
Это очень поучительное произведение, основанное на древних летописях.
Автору удалось передать общий смысл древних преданий, но облёк он их в современную литературную форму.
Мне нравится смелый Олег, который полагался на свой острый меч и покорил Царьград силой и хитростью.
Но он проявил неосторожность, которая стала уроком другим, ведь сам князь умер.
Я всем советую прочитать эту песню и подумать о том, что любое предостережение следует принимать во внимание.
Потому что осторожности много не бывает.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
Библиотека произведений автора пополняется.
Песнь о вещем Олеге читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Александр Сергеевич Пушкин – русский национальный поэт, прозаик, драматург – работал в разных литературных жанрах, интересовался фольклорными сюжетами. Стихотворная повесть «Песнь о вещем Олеге» написана на основе летописной истории. В печатном виде баллада увидела свет в 1825 году, хотя создана тремя годами ранее – в 1822 году (читайте по теме: Краткая биография Пушкина: самое главное).
Краткое содержание для читательского дневника
1) Князь Олег, прозванный вещим, собирается в новый военный поход: он хочет отомстить хазарам за разорение русских земель.
2) Навстречу дружине из леса вышел волхв, предсказавший князю гибель от его любимого коня.
3) Олег тотчас простился с верным другом, но решил сохранить ему жизнь, покрыть ковром, кормить лучшим зерном, поить ключевой водой.
4) Прошло время, конь уже умер, а предсказание кудесника не сбылось.
5) Олег решил, что зря пошел на поводу у слов старика и поехал к могиле своего боевого товарища, чтобы проститься.
6) Здесь, на вершине холма, из головы мертвого коня выползла змея, от укуса которой князь скончался.
Главные герои
1) Вещий Олег – князь Киевский, отважный воин, известный громкими походами и победами.
2) Старый волхв (кудесник) – мудрый старец, предсказатель, честный, гордый и неподкупный.
Главная мысль
Баллада о том, что к опыту и словам мудрых людей необходимо прислушиваться. Можно верить или не верить словам старших, но не стоит ставить их под сомнение или даже смеяться над ними. Мир полон тайн, и это глупо отрицать.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 4 класса, 5 класса, 6 класса, 7 класса.
Чему учит
Понимать, что судьба зависит не только от самого человека: в ход событий могут вмешиваться разные факторы. И если мы их не понимаем, то не надо относиться к ним с презрением. Излишняя самоуверенность способна довести до беды.
Пословицы
1) Чему быть, того не миновать.
2) Не искушай судьбу без нужды.
3) Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку.
Отзыв
Произведения об истории Древней Руси, о богатырях и князьях, о нравах той поры обладают одной общей чертой – таинственностью и загадочностью. В «Песни о вещем Олеге» можно обнаружить и быль, и мистику, и народную мудрость. После прочтения текста стихотворения у меня осталось убеждение, что сам Пушкин был склонен верить приметам и предсказаниям. «Песнь…» полезно прочитать хотя бы для того, чтобы лучше понять оттенки значений давно знакомых слов, таких как «поминают», «глава».
Анализ повести «Песнь о вещем Олеге» Пушкина
Предлагаем вам краткий и полный анализ произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году.
История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события.
В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку.
Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах).
Направление — Романтизм.
Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего.
Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека.
Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Предопределенность судьбы.
Проблема: Человек несвободен от тягот судьбы, он не в состоянии повлиять на ее. Эту тему задает Пушкин, он так считает.
Современный мир уже пересмотрел такое жесткое видение человеческой жизни и судьбы. Он открывает много возможностей для развития. Сейчас от человека зависит очень многое, но, возможно, не все.
2. Тема: Существование людей-пророков, владеющих тайными знаниями.
Проблема: Тайные послания нужно еще уметь правильно расшифровывать.
Когда встречаются два человека, кудесник и князь, то видишь перед собой двух неординарных личностей. Про их встречу интересно читать. Они оба имеет большую силу, но она проявлена по-разному. Олег слегка высокомерно подходит к кудеснику, но тот тут же обрывает его. И чувствуешь, что эти люди равны по своей силе. Помимо достоинства в кудеснике ощущаешь еще и спокойствие, которого не чувствуешь в Олеге. Князь тревожен, он хочет услышать благоприятный прогноз, но для мудрого волхва важно сказать правду.
3. Тема: Дружба Олега и его коня, которого он называет своим верным товарищем.
Проблема: Предательство друга, отказ от него в силу вынужденных обстоятельств.
Олег отказывается от коня, а конь вскоре умирает, несмотря на отменный уход. Создается впечатление, что «верный товарищ» князя умер от тоски по своему хозяину. Если бы Олег еще раз стоял перед выбором, то, возможно, не отказался бы от коня. Даже если и было бы князю суждено умереть, то он бы не переживал по поводу отказа от своего верного друга.
Я считаю, что не стоит отказываться от чего-то важного для тебя из-за страхов перед собственными предрассудками. Олег отверг не только друга, но и свою любовь и привязанность к нему. Он чувствовал вину перед конем, а змея могла стать наказанием за его малодушный поступок.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Стихотворение Пушкина просто переполнено различными чувствами, которые читатель переживает с главным героем. В момент предсказания мы видим, что Олег испуган, и мы чувствуем роковую обреченность князя. Она сильно проявляется и в момент укуса змеи. Когда Олег узнает о смерти коня, ощущаем злость, разочарование. Князь сожалеет о своем поступке.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Система образов тонки и тщательно продумана автором.
Кудесник – это образ человека, презревшего земную жизнь ради тайной науки. Олег – образ мудрого и отважного полководца, прославляемого своим народом. В нем ощущается внутренняя тревога. В преддверие нового сражения он беспокоится за свою жизнь. Если представить жизнь человека, постоянно сражающегося с врагом, то понимаешь, почему он обращается к кудеснику. Здесь Олег – самый обычный человек, противопоставленный силе и спокойствию волхва.
п.4. Литературные приёмы
Символы, которые Пушкин использует в стихотворении, ярко дорисовывают общую картину. Кудесник живет в темном лесу, где он отдает все свое время тайной науке. Место Олега – на полях сражений, где он захватывает территорию огнем и мечом. Когда об этом читаешь, то испытываешь печаль. Представляешь поле брани и груды мертвых тел, окруженных воронами. Все эти события происходили в давние времена, когда война считалась нормой жизни, но это не меняет общего впечатления от написанного. Кости коня, череп, на который ставит ногу Олег – все это символы смерти.
В стихотворении Пушкин передает словесный колорит X века, существовавший на Руси. Он использует архаические слова и словосочетания, меткие эпитеты, метафоры, создавая особую древнюю атмосферу. Читая произведение, погружаешься в ту давнюю эпоху, в которой, по преданию, произошло это интересное событие.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт человека и его судьбы, невозможность противостоять высшим силам. Человеку не уйти от судьбы, что бы человек ни сделал, как бы не стремился защитить себя. Есть еще и другой конфликт, тесно связанный с первым. Трудный выбор делает князь Олег, удаляя от себя дорогого верного друга – боевого коня. В этот момент он сильно конфликтует с собой. Олег выбирает собственную безопасность, но эта жертва не приводит к его спасению. Олег все равно погибает.