псковские храмы в списке юнеско
Псковские храмы включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО
Баку, 8 июля 2019 г.
Собор Иоанна Предтечи на Завеличье в Пскове. Фото : A.Savin, WikiCommons
Храмы Псковской архитектурной школы включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО на 43-й сессии Комитета в Баку, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.
Собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре. Фото : A.Savin, WikiCommons
Работа над концепцией номинации велась с 2015 года, участие в ней приняли Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области и, позднее, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачёва.
На данный момент институт продолжает работу над номинационной документацией для объектов культурного наследия, в частности для объектов «Заповеданное Кенозерье», «Петроглифы Онежского озера и Белого моря», а также «Памятники морских арктических зверобоев Чукотки».
Список ЮНЕСКО включает 12 объектов, расположенных в Пскове:
Еще один архитектурный объект, пополнивший список Всемирного наследия, хотя и включен в группу памятников псковской архитектурной школы, географически расположен далеко от Пскова. Церковь Живоначальной Троицы в с. Бехово Заокского района Тульской области была построена в 1904-1906 гг. по эскизам русского художника В.Д. Поленова, воплотившего в своем проекте идеальную модель псковского зодчества. Художнику удалось сочетать древние принципы с современными архитектурными элементами.
Псковские храмы в списке ЮНЕСКО: Какие объекты включены и что об этом говорят эксперты
Без сомнения, в конце 2019-го многие российские политики и общественники событием уходящего года назовут включение 10 уникальных памятников Пскова в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это решение, принятое 7 июля в Баку, значимо не только для жителей самого города, но и для всей страны. Почему? Давайте разбираться.
Тернистый путь
Псков неоднократно подавал заявку на включение в список Всемирного наследия. Для жителей этого приграничного города, веками стоявшего на защите государственных рубежей, каждый памятник, каждый уголок достоин был этого внимания. Первоначально в заявку включали 18 объектов. Но в 2016 году, а потом и в 2017-м заявки Пскова отклоняли. Аргумент: документация представлена не в полном объеме.
В 2018 году материалы были направлены вновь. И именно эту заявку одобрили в Баку на 43-й сессии ЮНЕСКО.
Да, и глава региона это особо подчеркивает, заниматься ремонтом и содержанием этих памятников станет значительно сложнее. Ведь теперь согласование всех работ будет вестись под пристальным взором экспертов мирового уровня. Но это необходимо, если мы говорим о сохранении памятников. Только так, с придирчивым изучением каждой детали проекта, используемых материалов и привлекаемых компаний можно говорить о том, что стены этих зданий простоят еще не одно столетие, а фресковая живопись не будет утрачена.
Точки притяжения
Что же вошло в список ЮНЕСКО?
Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря.
Основание храма относят к 1120-1130 годам. Долгое время он служил усыпальницей псковских княгинь.
Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря (Преображенский собор).
Собор входит в состав монастырского комплекса XII века. В храме сохранились уникальные фрески, краски которых не меркнут столетиями.
Ансамбль Снетогорского монастыря (Собор Рождества Богородицы).
Входит в состав монастырского ансамбля XIII века. Собор примечателен тем, что в нем сохранилась фресковая живопись псковской иконописной школы.
Церковь Михаила Архангела с колокольней.
Храм XV века, встречающий гостей Пскова на подъезде к Троицкому собору.
Церковь Покрова от Пролома.
Храм XV века, находится в углу Окольного города.
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (остатки колокольни, ворота и ограда).
Еще один храм XV века, возвышающийся в самом центре Пскова, в двух шагах от Кремля.
Церковь Георгия со Взвоза.
Храм XV века, тоже выстроенный в границах Окольного города. Примечательно, что отреставрировали его в 2016 году.
Церковь Богоявления со звонницей.
Храм XV века, отреставрирован в 2009 году.
Церковь Николы со Усохи и церковь Василия на Горке.
Храм XV века, возведенный в Среднем городе.
Он отметил, что эти храмы «будут кормить псковичей, поколение за поколением». Туризм станет источником поступления средств в бюджеты региона и города.
По ее словам, элементы псковской архитектурной школы можно видеть в Европе и в странах за пределами континента. А потому, по сути, восторжествовала историческая справедливость.
«Вообще-то они давно уже должны были быть в списке Всемирного наследия. Однако по разным причинам этот процесс затянулся. Но мы очень рады, что это произошло»,- отметил постоянный представитель России в ЮНЕСКО Александр Кузнецов.
Он особо подчеркнул, что члены комиссии были доброжелательны и презентация была встречена весьма тепло.
Что говорят эксперты
Псковский архитектор выразил надежду, что включение псковских храмов в список ЮНЕСКО повлияет на застройку в городе.
Она высказала слова благодарности всей команде администрации Псковской области во главе с губернатором региона Михаилом Ведерниковым, всем экспертам за проделанную в последние годы колоссальную работу, за повышенное внимание к городу Пскову, к уникальным историческим объектам.
А вот директор Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» Георгий Василевич называет внесение псковских памятников в список Всемирного наследия «событием важным и положительным» с одним «но».
Георгий Василевич уточнил, что все это внесет коррективы в обычный процесс реставрации.
«Разумеется, включение в список ЮНЕСКО повышает престиж города. Во-первых, это объекты особо ценные. Не просто федеральные, а особо ценные, а теперь ещё и внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это привлекает внимание. Люди будут приезжать, значит надо соответствовать»,- отметила заместитель председателя Псковского регионального отделения ВООПИиК Ирина Голубева.
Но без сомнения, основным результатом проделанной работы по включению псковских памятников в список Всемирного наследия называют именно увеличение туристического потока.
По ее словам, туроператоры уже готовы предлагать новые маршруты.
А в это время
Экскурсионный центр «Троицкий» уже приглашает на уникальные экскурсии по храмам древнего Пскова, которые вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В экскурсионном центре Псковскому агентству информации рассказали, что в Спасо-Мирожский и Снетогорский монастыри организованы экскурсии в рамках программы «Ближние монастыри Пскова», в ходе которой можно увидеть уникальные фрески Мирожской обители, в Снетогорской – познакомиться с зарождением фресковой школы.
В ходе экскурсий в церковь Михаила Архангела с колокольней, церковь Покрова от Пролома, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (остатки колокольни, ворота и ограда), церковь Георгия со Взвоза, церковь Богоявления со звонницей, церковь Николы с Усохи и церковь Василия на Горке туристы и паломники смогут ознакомиться с псковским зодчеством и услышать подробные рассказы о храмах от их настоятелей, например, за чашкой чая.
Псковские храмы включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
ЮНЕСКО внесла храмы псковской школы архитектуры в список Всемирного наследия, сообщается в Twitter организации. Такое решение было принято на 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
В российскую заявку вошли собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, ансамбль Снетогорского монастыря, церковь Михаила Архангела с колокольней, церковь Покрова и Рождества от Пролома и другие. Церкви являются образцами крепостного и гражданского зодчества средневековой Руси XII — начала XVII веков.
«Это действительно историческое событие. Памятники архитектуры — это особая школа, основа для многих архитектурных решений», — цитирует ТАСС вице-губернатора Псковской области Веру Емельянову. По ее словам, элементы псковской школы архитектуры можно встретить в Европе и странах за пределами континента.
7 июля в список также были внесены британская обсерватория Джодрелл-Бэнк, святилище Бон-Жезус-ду-Монти на севере Португалии и культурный ландшафт Risco Caido испанского острова Гран-Канария.
Всего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесено 18 культурных объектов, находящихся на территории России. В их числе Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, ансамбли Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря, белокаменные памятники Владимира и Суздаля и другие.
Русь Псковская: Древнейшие русские святыни – всемирное наследие ЮНЕСКО
Включение псковских храмов и монастырей в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – торжество справедливости и очередное утверждение мировой значимости русской духовной культуры
Всемирное наследие ЮНЕСКО – реестр очень важный, хотя и сильно политизированный. Из около 1100 объектов, которые, по мнению этой международной организации, достойны «сохранения и популяризации в силу особой культурной, исторической или экологической значимости», на территории России находится лишь три десятка (из которых только половина – архитектурные). Причём один из них, крымский Херсонес, проходит как «украинский».
Однако работа ведётся, и только за последние два десятилетия в этот Список были включены уже 17 российских объектов. То есть больше половины из имеющихся на сегодняшний день. И один из них, архитектурные памятники древнего Пскова, внесли в этот реестр буквально на днях, 7 июля, на сессии ЮНЕСКО в Баку. Дважды, в 2016-м и 2017 году, на заседаниях этой международной организации заявка России отклонялась. Исходя из откровенно бюрократических оснований. Так, была исключена одна из номинаций, которую в поданной заявке назвали «шедевром человеческого гения». Впрочем, в этом есть своя правда: псковская архитектура – одно из лучших доказательств Бытия Божия, поскольку очевидно, что один лишь человеческий гений не способен создать подобные шедевры.
Среди 17 псковских объектов, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, десять – православные святыни XII – начала XVII столетия. Домонгольской и дораскольной Руси. Это собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, храм Михаила Архангела с колокольней с Городца, а также церкви Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома, святых бессребреников Космы и Дамиана с Примостья (включая остатки колокольни, ворота и ограду), великомученика Георгия со Взвоза, Богоявленская церковь со звонницей, храмы Святителя Николы с Усохи и Святителя Василия Великого на Горке.
Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря. Фото: Walencienne / Shutterstock.com
Все эти святыни – не музейные экспонаты, но действующие храмы, где либо еженедельно (или даже ежедневно), либо по особым праздничным дням совершаются православные богослужения. Но также в Список внесены и нецерковные архитектурные памятники Пскова, такие как Покровская и Гремячая башни Псковской крепости, каменные палаты купца Поганкина и Приказная палата Псковского Крома (Кремля). Хотя и здесь следует сделать оговорку: светскость этих творений древнерусских зодчих весьма относительна. Архитектурная школа была одна, и даже хозяйственные постройки тех лет отражают ту самую русскую идентичность, основа которой – в Православии и нашей духовной культуре.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Фото: Anatolijs Gizenko / Shutterstock.com
О значимости этого события и уникальности псковской архитектурной школы мы побеседовали с человеком, курирующим в Русской Православной Церкви сохранение нашего культурного наследия, – председателем Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиереем Леонидом Калининым.
Царьград: Отец Леонид, вице-губернатор Псковской области Вера Емельянова уже отметила, что включение памятников древнего Пскова в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – это «историческое событие» и «торжество справедливости». Но нет ли в этом излишней патетики, насколько вообще значимо это событие?
Протоиерей Леонид Калинин: Нет, это событие сложно переоценить. За последние годы у нас уже накопился достаточно большой опыт по включению российских объектов в реестр ЮНЕСКО. Прекрасный пример последних лет – внесение в 2017 году в Список Всемирного наследия Успенского собора и монастыря острова-града Свияжск, что в Татарстане. И теперь Свияжск получает гранты, в том числе и по линии ЮНЕСКО, что помогает в деле его реставрации и, конечно же, поднимает сам статус этого места.
Что же касается Пскова, то решение действительно долгожданное, и оно вполне оправданно. Особенно учитывая значимость псковской архитектуры для русского национального самосознания, нашего образа и идентичности в целом. Псковская, Новгородская и Владимиро-Суздальская Русь (памятники Великого Новгорода, Владимира и Суздаля уже внесены в Список ЮНЕСКО. – Прим. Царьграда) – это важнейшие точки возникновения и развития самосознания великорусского народа.
Протоиерей Леонид Калинин. Фото: Телеканал «Царьград»
Ц.: А в чём уникальность именно псковской архитектурной школы, о которой идёт речь?
Отец Леонид: Если большинство памятников Киевской Руси восходят к византийскому наследию и находились под его значительным влиянием, то псковская архитектура – очень самобытна. Вспоминаю слова замечательного русского писателя Василия Белова, который говорил, что псковская архитектура своей теплотой напоминает русскую печь:
Знакомство с псковской архитектурой наводит на мысль об удивительном сходстве печного, иначе – повседневно-бытового мастерства с мастерством строительства псковских храмов. Овальные, мягкие, какие-то уютно-домашние формы этих небольших церквей и впрямь сродни в чём-то русской печи, её теплу и уюту, её повседневной необходимости. Особенно заметно своеобразие псковской архитектуры в сравнении с готикой (Белов В. И. «Лад», 1982).
И эта замечательная метафора Василия Ивановича Белова отражает поистине уникальный стиль древнерусской архитектуры, который сложился в Пскове. Но это не только архитектура, но и потрясающие шедевры псковской иконописи, которая также является частью мирового культурного наследия.
Наш Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации всячески приветствует решение ЮНЕСКО, и я надеюсь, что охрана памятников будет ещё более усилена благодаря включению их в реестр Всемирного наследия. Поскольку внесение в этот список означает, что тот или иной объект находится на самом высшем уровне, подлежащем охране, сбережению и реставрации.
Ц.: Насколько известно, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), год назад возглавивший Псковскую митрополию, достаточно негативно отозвался о сохранности многих памятников. Насколько значима эта проблема?
Отец Леонид: Проблема действительно есть. И опасность исходит и от самих пользователей, и от туристов, и от недобросовестных представителей охраны культурного наследия, которые недостаточно контролируют то, что происходит на их территории. Поэтому немало и утрат, и всевозможных искажений. Подчеркну: нам очень важно сохранить эти памятники именно в их первозданной красоте. И тогда они будут свидетельствовать ещё многие-многие века о величии духа и самобытности русского народа.
Город «тысячи церквей»
7 июля 2019 года на проходящей в Баку 43-й сессии Комитета Всемирного наследия храмы города Пскова внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Уютный старинный Псков — один из древнейших городов России. По легенде, его основала княгиня Ольга. Объезжая свои владения, она остановилась на берегу реки Великой и увидела чудесное явление: три небесных луча пересеклись на каменистом мысу у слияния рек Псковы и Великой. Княгиня решила, что на этом месте будет стоять храм Святой Троицы и «град велик, славен и во всем изобилии».
В письменных источниках Псков впервые упоминается в 903 году, но, по мнению ученых, поселение на этом месте существовало гораздо раньше. Археологи считают, что реальный возраст Пскова — 1500–2000 лет.
История города уникальна, она неразрывно связана с самыми значимыми событиями нашего государства. Псков — это город-защитник, древний форпост северо-западных рубежей Руси. Он не раз спасал страну от вражеских нашествий и часто становился местом сражений, но был взят лишь однажды — в XX столетии, во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Псковская феодальная республика была одной из самых влиятельных в Древней Руси, столица же земель стала одним из духовных центров государства. В Средние века Псков называли городом «тысячи церквей», из которых в наши дни сохранилось лишь сорок. Самые древние из них расположены в историческом центре, на берегу реки Великой. Уникальность этих храмов позволяет говорить об особой «псковской архитектурной школе», возникшей под влиянием византийских и новгородских традиций и достигшей расцвета в XV–XVI веках.
Лаконичные и сдержанные, приземистые и небольшие церкви Пскова всегда строились из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборска и Порхова. Плиты обтесывались, скреплялись известковым раствором, затем им же обмазывались и белились, что подчеркивало неровности кладки. Псковские мастера использовали очень скромный набор декоративных приемов и архитектурных элементов. В итоге отличить псковский храм можно по определенным признакам и деталям: аскетичный внешний вид, кубический объем, восьмискатное покрытие, характерная колокольня, а также традиционные украшения барабана: бегунец и поребрик. Простые формы псковских церквей сохраняют торжественность и строгую монументальность архитектурно-художественного облика.
Псковская школа архитектуры оказала значительное влияние на обширные территории российского государства: ее стилистические и декоративные характеристики широко использовались в XV–XVI веках. В это время псковские зодчие работали по всей России, в том числе в Москве, Казани и Свияжске. Повлияли псковские традиции и на развитие отечественной архитектуры в конце XIX — начале XX веков. Архитекторы, работавшие в «псевдорусском стиле», брали за основу именно приемы мастеров Пскова.
Десять церквей древнего города, вошедшие в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, иллюстрируют все приемы местного зодчества, демонстрируют целостность исторических этапов развития псковской архитектурной школы, начиная с момента ее формирования в XII веке и до периода ее расцвета в XV–XVI столетиях.
По материалам Института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева
Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, XII век
Собор — представитель особого типа княжеского патронального храма, созданный в период правления князя Всеволода-Гавриила. Исторически собор женского монастыря связан с аристократическими династиями древнерусского периода (усыпальница преподобной Евпраксии, жен псковских князей, XIII века) и с царствующим домом России в XVII–XIX веков.
Общая композиция интерьера построена в широком и свободном ритме храма зального типа. В западной стене, на уровне хоров, устроены три ниши — молельни, в нижнем ярусе северной и южной стен находятся три аркосолия, в которых погребены принявшие монашество псковские княгини XIII–XIV веков и другие именитые насельницы монастыря.
Архитектура собора Иоанна Предтечи отличается от новгородских прототипов уменьшенным масштабом, изменением пропорций и нерегулярностью плановой схемы. В этой свободе от прямого повторения и в восприятии многообразия форм заложены основы псковской школы зодчества следующих столетий. Однако типологически собор был обречен оставаться уникальным, единственным в Пскове храмом княжеского круга, что делает его исключительным свидетельством исчезнувшей культурной традиции.
Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор, XII век
Датирован 1137–1142 годами.
Интерьер собора принадлежит к ярко выраженному византийскому типу крестовокупольного храма с крестообразной композицией основного объема и пониженными угловыми компартиментами. В интерьере широкие сводчатые перекрытия с пониженными подпружными арками на импостах несут крупный световой барабан, завершенный куполом. Центрическое зальное пространство храма формируется подкупольным квадратом. Открытость интерьера — главная особенность собора.
Собор хорошо сохранил аутентичный, первоначальный облик и серьезным переделкам не подвергался.
Мирожские росписи являются ансамблем, который определил пути развития древнерусской монументальной живописи домонгольского периода.
Именно этот собор характеризуется самостоятельным стилем, отличным от новгородского, и именно он стал «задавать тон» псковской архитектуре.
Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы, XIV век
Росписи собора являются самым крупным и важным памятником псковской живописи XIV века. Они исполнены в эпоху становления самосознания псковичей, переживающих начальный период формирования собственного государства. Иконографическая программа росписи является ценнейшим историческим документом, свидетельствующим об активной духовной жизни города и о сложившихся политических и богословских концепциях, обосновывающих идею независимости Пскова.
Росписи отражают два потока культуры: традиционной и новой, характерный стилистической самостоятельностью и самобытностью складывающейся в Пскове художественной школы.
В целом, храм представляет собой копию Преображенского собора Мирожского монастыря. Такой образец прямого копирования — это новшество для древнерусской архитектуры.
Именно в этом соборе наиболее полно для псковской и новгородской архитектуры удалось воплотить византийский идеал храма.
Церковь Покрова от Пролома, XV–XVI века
Церковь вошла в историю древнерусской литературы в связи с преданиями и хрониками об осаде Пскова в 1581 году. В «Повести о прихождении польского короля Стефана Батория» упоминается чудесное видение монаха Покровского монастыря старца Дорофея о посещении церкви Богородицей и сонмом святых, благодаря защите которых Псков был спасен. В синодиках (поминальных записях) церкви упомянуты имена погибших при осаде монахов — защитников Пскова.
Церковь уникальна не только в масштабе Пскова, но и в масштабе Новгорода, из архитектуры которого Псков многое позаимствовал.
Церковь Богоявления со звонницей, XV век
Летописи относят основание церкви к 1496 году. Это канонический для псковского зодчества одноглавый трехапсидный храм с двумя симметричными одноапсидными одноглавыми приделами с галереями, объединенными с запада общим притвором, и примыкающей к северо-западному углу пятипролетной звонницей, поставленной на мощную палату.
Глава луковичной формы и фасады придельных храмов — северный, во имя трех святителей, и южный, во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, — реставрировались в 2008 году. Церковь сохранила аутентичную ценность.
Впервые в псковской архитектуре интерьер церкви получил симметричную относительно продольной оси композицию. В фасадных решениях использовались разнообразные новшества. Столбы церкви не противостоят массе, а концентрируют ее усилия. Круглые формы делают столбы визуально меньше — и это уникальное явление для Пскова, ведь до сих пор такого эффекта добиться не получалось. Помимо всего прочего это первый в Пскове пример возведения столбов звона на особом, отдельном от храма, здании.
Храм Василия на Горке, XV век
Датируется 1413 годом.
Отдельные части церкви реставрировались в 2005–2007 годах. При этом она сохранила аутентичность и уникальные черты.
Высокое подцерковье, благодаря которому храм, поставленный к тому же на горе, был сильно поднят вверх, вход в притвор по крыльцу (не сохранившемуся до нашего времени), алтарная часть с тремя закругленными апсидами, постановка придела, несколько выдвинутого к востоку от четверика, часовня-усыпальница, предельно отработанные приемы отделки барабана, апсид и других частей храма, доведенные до классического совершенства, — все эти особенности характерны для псковской церковной архитектуры XVI века и не встречаются в памятниках, с достоверностью датируемых XV веком (даже второй половиной его).
Таким образом, храм представляет собой причудливое сочетание архитектурных традиций Пскова, относящихся к разным эпохам.
Церковь Михаила Архангела с колокольней, XIV век
Основана в 1339 году.
Несмотря на то, что церковь пострадала от времени и внешних воздействий и дошла до нас в измененном виде, многие ее ключевые элементы остались оригинальными и уникальными.
В этом храме псковичами были применены ступенчатые своды — знаковый элемент псковской архитектуры.
Интересны своды южного придела — один из ранних примеров самостоятельного технического творчества псковских каменщиков.
Церковь Николы на Усохе, XVI век
Построена в 1535 году, заменила более раннюю церковь 1371 года.
В XIV веке это был второй по величине храм Пскова. После неоднократных пожаров церковь была разрушена, и в XVI столетии отстроена заново. В течение веков храм неоднократно переделывался, однако смог сохранить свою аутентичность. В 1780 году рядом с церковью возвели колокольню. К алтарной апсиде примыкает часовня «Неугасимая свеча», под которой расположено помещение с захоронениями. Подобный тип часовни-усыпальницы — один из двух сохранившихся примеров культовой постройки подобного типа.
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, XV–XVII века
Датируется XV веком.
Известно, что в 1507 году в результате пожара и взрыва порохового запаса церковь была повреждена, а затем отреставрирована. Алтарная часть церкви наиболее хорошо сохранилась. В 1960-х годах отреставрирована кровля.
Церковь имеет уникальные черты — на апсиде помещено пять декоративных арок. Этот архитектурный прием не имеет аналогов в Пскове — обычно таких арок делалось четыре или три. Смешение архитектурных стилей разных эпох еще раз свидетельствует о том, что храм, скорее всего, был капитально переделан в начале XVI века.
Церковь Георгия со Взвоза, XV век
Датирована 1494 годом.
Церковь выдерживает все классические для псковской архитектуры соотношения и является отличным образцом псковской архитектурной школы. Отчетливо видно вертикальное построение церкви. Композиция и конструкции церкви Георгия традиционны, но ее ценность в том, с какими необычными чистотой и точностью они воплощены.
Зрительно представляется возможным оценить идеальную кратность и соразмерность пространств и ритмов. При этом снаружи эта церковь кажется легче и изящнее по сравнению с другими псковскими церквями, а в ее архитектуре прослеживается художественное начало.