психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку

Психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку

Обучение детей иностранному языку с раннего возраста как методическая наука берет свое начало еще в 19 веке. В России конца 18, начала 19 веков дети зажиточных слоев населения часто говорили на 2-3 иностранных языках: немецком, английском, французском. Методика раннего обучения иностранным языка носила массовый характер среди детей 5-7 лет.

В современном мире знание иностранных языков среди детей также не потеряла своей актуальности. Многие дошкольные образовательные учреждения предлагают услуги по изучению иностранных языков детей с 3 лет. Именно в этот период идет формирование правильной речи ребенка. Поэтому при освоении родного языка ребенка эффективно будет внедрить изучение дополнительного языка.

психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. a77dff01c8d4fab60c97d0fe4a7bafa2. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку фото. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку-a77dff01c8d4fab60c97d0fe4a7bafa2. картинка психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. картинка a77dff01c8d4fab60c97d0fe4a7bafa2.психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. IMG 0905. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку фото. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку-IMG 0905. картинка психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. картинка IMG 0905.психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. DSC 8182. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку фото. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку-DSC 8182. картинка психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. картинка DSC 8182.

Методикой обучения раннего обучения детей иностранным языкам занимается большой ряд ученых. Их мнение по поводу определения возраста, с которого следует понимать ранее обучение иностранным языка, разделились на 2 группы. Первые считают, что обучение детей следует принимать возраст с дошкольного периода, так как оно осуществляется на интуитивно-практическом подходе, начиная с рождения ребенка, заканчивая к 6-7 годам (момента поступления в школу). Вторая группа ученых предполагает, что раннее обучение — это обучение детей младшего школьного возраста (начальное среднее образование). И они разделяют: раннее дошкольное обучение осуществляется до поступления ребенка в школу — 4-7 лет, раннее школьное обучение — это период обучения в 1-4 классах.

Каждый возраст имеет свои плюсы. Также для каждого ребенка возраст, благоприятный и эффективный для изучения иностранным языкам — разный. Необходимо индивидуально подходить к данному вопросу обучения.

Лингвистические способности.

Для определения возраста и возможностей детей раннего обучения иностранным языкам выделяют компоненты лингивтически способностей:

— вербальная память;
— имитационные речевые способности;
— быстрота и легкость образования функционально-лингвистических обобщений

Значимым компонентом для оценки критерия методики раннего обучения можно выделить языковую память. Именно она помогает пополнять лексикон, овладеть построением предложений, переводить слова и развить речевые способности.

Начало обучения иностранным языкам.

Основными критериями для изучения иностранного языка в раннем возрасте является физиологическая и психологическая готовность ребенка: сформированность сознательного восприятия, наблюдательность, усидчивость, внимание, зрительная и слуховая память, умение слушать и слышать, логическое мышление.

Методики обучения иностранному языку.

Повышенный интерес родителей к изучению иностранного языка детей привел к тому, что обучение языкам начинается в дошкольных образовательных учреждениях (детсадах). В силу психологических особенностей возраста происходит быстрое запоминание информации, языковых оборотов, повышение лексикона. Все это влияет на речевые способности (даже родного языка), расширяется кругозор, повышаются устойчивость внимания.

При обучении детей важна наглядность и игра. Это помогает избежать усталости и утомляемости. Процесс обучения должен быть таким, чтобы дети переключали произвольное внимание на непроизвольное.

Центр международного общения «Язык Плюс» использует коммуникативную методику изучения иностранного языка. Также вы можете ознакомиться с ценами на курсы изучения иностранных языков для детей младшего и дошкольного возраста.

Обучение иностранным языкам на раннем этапе.

При обучении детей в дошкольных организациях лучше заниматься группами в 5-8 человек, особенно будет хорошо, если дети уже знакомы друг с другом. Занятия по продолжительности не должны превышать 20-25 минут для детей 5-6 лет.

Необходимо менять вид обучаемой деятельности на протяжении всего занятия. Игры, танцы, зарядки, пение, просмотр картинок и фильмов — все это необходимо периодически заменять. Частота занятий — не менее 2-3 раз в неделю. Меньшее количество занятий совершенно неэффективно. Они могут забыть материал без повторения и подкрепления.

В основу методики преподавания языка детям лежит игра. Именно она должна быть на протяжении всего обучения в разных видах: например, воображаемые ситуации между учителем и учеником.

Источник

Именно дети 3-5 лет

психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. naughtyboy. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку фото. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку-naughtyboy. картинка психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. картинка naughtyboy. «На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.”

Макаренко А.С.
педагог и писатель

Януш Корчак
польский педагог, писатель

Современное дошкольное образование: расстановка приоритетов

В современных системах образования большинства развитых стран раннему образованию в последнее время придается все большее значение. Осознание важности системного образования детей начиная с самого раннего возраста (от нескольких месяцев) до 7–8 лет (обычно это возраст поступления детей в школу) базируется на результатах многочисленных исследований и на практике некоторых стран. В частности, об этом свидетельствуют чрезвычайно популярные в последнее время данные, полученные в исследовании эффективности международной образовательной программы «High/Scope» [1, 2].

психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. investment human capital%20200. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку фото. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку-investment human capital%20200. картинка психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. картинка investment human capital%20200.

Эти данные показывают эффективность финансовых вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека, причем измерения делались на протяжении всего жизненного цикла человека. На графике видно, что самая высокая эффективность характерна именно для программ дошкольного образования, то есть чем серьезнее в стране финансируется дошкольное образование, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Эти данные вызвали оглушающий резонанс во всем мире и стали почти обязательным сюжетом при обсуждении практически любой проблемы, касающейся образования.

Современные исследования подтверждают то, что прогрессивная отечественная и зарубежная психология утверждала всегда. А именно, что в дошкольном детстве закладываются все основные параметры и особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным детством.

1. Heckman, J. Policies to foster human capital // Research in Economics (2000) 54.

2. Heckman J., Cunha F., Lochner L., Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation // Handbook of the Economics of Education. Vol. 1. Amstgerdam: Elsevier, 2006.

Источник: «Современные проблемы дошкольного образования» Рубцов В.В., Юдина Е.Г. // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 5-19

Источник

Психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку

Психологические и возрастные особенности учащихся начальной школы, влияющие на обучение иностранному языку

Филипенко Марина Геннадиевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

Известно, что младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие застывшей системы ценностей и установок, а также так называемого языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих как перед учебным предметом иностранного языка, так и перед начальным образованием в целом.

Вопросы влияния возрастных, психологических особенностей и личности ребенка 1-4 классов на успешность обучения иностранному языку изучались на протяжении долгого времени психологами и педагогами всех стран и континентов, так как именно в начальной школе закладываются основы самой учебной деятельности: активно развивается память и внимание, формируются умения видеть цель и действовать в соответствии с ней, умения самооценки процесса и результатов своей деятельности в овладении иностранным языком. В отечественной науке проблемами влияния возрастных и психологических особенностей учащихся на формирование иноязычной компетенции занимались такие исследователи, как Л. С. Выготский, Н. Д. Гальсковая, И. А. Зимняя, С. Ю. Николаева, Е. И. Рогова, Д. Б. Эльконин и др.

Психологи свидетельствуют о том, что у детей уже в дошкольном возрасте начинают формироваться способности к овладению другим языком на сознательной основе. А в связи с переходом в начальную школу ребенок получает новую социальную роль «ученик» и к игровой деятельности, которая до прихода в школу была его основным способом познания мира, подключается учебная деятельность, которая выступает в ведущей роли в последующие годы [1, с. 25].

Многие исследователи характеризуют этот переходный период, как время вхождения в новую жизнь, этап становления младшего школьника как самостоятельной личности, мотивированной к учебной деятельности за счет того «неизвестного», что будет изучаться в школе. Формируется внутреннее «Я», возрастает уровень самопознания и самоконтроля.

Изменение характера деятельности детей при переходе в начальную школу, а также изменения их психолого-возрастных особенностей: развитие психических процессов, повышение уровня осведомленности, развитие понятийного аппарата, соответствующего физическому возрасту (6-7 лет), способность не только к механическому, но и логическому запоминанию и воспроизведению, способность к направленной концентрации внимания, умение выделить основные признаки и связи между явлениями, способность действовать по образцу, правилам, способность к овладению на слух языком и языковыми правилами, умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать самостоятельные выводы заставляет по-новому взглянуть на цели, содержание и методы обучения.

Начало раннего изучения иностранного языка содержит в себе весомые психологические предпосылки для овладения младшими школьниками основами элементарной коммуникативной компетенции.

Важнейшими являются следующие факторы: возрастные психофизиологические характеристики учеников; опыт детей в родном языке; ощущение ими новизны предмета; наличие у учащихся достаточно сильной коммуникативной мотивации; потенциальные возможности предмета для успешного решения главных задач начальной школы: стимуляции познавательной мотивации детей и развития ее личности.

В трудах Л. С. Выготского и Ш. А. Амонашвили есть убедительные данные о том, что ребенок усваивает иностранный язык легче, чем взрослый человек [3, с. 243]. И это напрямую связано с возрастными психофизиологическими характеристиками учащихся. Так, расцвет человеческих способностей к усвоению второго языка непосредственно приходится на период от 4-х до 10-ти лет. В настоящее время, вследствие информационного взрыва, пик способности к творческому воображению, фантазии приходится на 8-10 лет, и раннее школьное обучение иностранному языку совпадает с благоприятным периодом для раскрытия творческого потенциала личности ученика. На этот период уже определяется функциональная локализация мозга, прежде всего, локализация речевых функций как в левом, так и частично в правом полушарии. Ребенок усвоил родной язык, но его мозг еще достаточно пластичен для выработки новых связей. Такая оптимальность нейронной базы обеспечивает высокую сенситивность младших школьников: сенсорную чувствительность к явлениям языкового характера вообще и артикуляционную гибкость в частности. Это обеспечивает возможность точного подражания, легкой выработки моторных навыков.

Преимуществом младших школьников является также потенциально большие возможности долговременной памяти. Так, наблюдения показывают: при условии стимулирования свойственной для этого возраста игровой или познавательной мотивации дети достаточно легко и прочно запоминают не только отдельные слова или словосочетания, но и речевые клише, фразы, микро-диалоги, рисунки, стишки, песенки.

У учеников начальной школы сплетаются интуитивные способы овладения материалом (то есть, чувство языка) и сознательные. Поэтому при обучении иностранному языку младших школьников вместе с методическими приемами в русле интуитивного подхода в обучении целесообразно использовать методические приемы, опирающиеся на сознательные механизмы, например, учет родного языка или использование опоры на родной язык при переводе абстрактных существительных, объяснении словообразования и грамматических правил, при проведении звукобуквенного анализа; использование моделирования для формирования повествовательных, отрицательных, вопросительных предложений и высказываний на иностранном языке.

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку с использованием методических приемов обучения в русле преимущественно сознательного подхода позволяет не только сформировать коммуникативные умения учащихся на высоком для детей данного возраста уровне, но и развивает личностные качества детей, их интеллектуальные, познавательные и языковые способности, повышает мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком [2, с. 149].

Кроме того, данный подход к обучению иностранному языку учеников младшего школьного возраста позволяет развивать психические процессы детей, что, в свою очередь, делает достижение целей обучения иностранному языку более эффективным.

Почему начало изучения иностранного языка в общеобразовательной школе приходится не на первый, а на второй класс? Ответ на этот вопрос дает анализ функциональной готовности детей шести лет к школе вообще и к изучению иностранного языка в частности.

Первый класс – нелёгкий этап в жизни ребенка, требующий хорошего и крепкого здоровья и выдержки, ведь этот переход сильно влияет на физическое, и, особенно, психологическое состояние ученика. К первому классу (ближе к 7 годам) у детей происходит созревание морфологического лобного отдела больших полушарий, что помогает им выполнять определенные действия. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, в связи с этим, можно заметить быструю утомляемость, неумение долго заниматься одним видом деятельности и т.д. Происходят значительные изменения в различных частях тела (сердце, мышечные ткани), повышается общая выносливость. Развивается костная система ребёнка (позвоночник, кисти рук и пальцы), поэтому необходимо обращать внимание детей на их осанку, положение рук при письме, используя при этом упражнения для развития мелкой моторики.

За физиологическими особенностями развития следуют психические. В этот период обращается внимание на такие психические процессы, как: развитие речи, сенсорное развитие, восприятие, воображение, мышление, внимание и память.

К моменту поступления в школу дети знают от 3000-7000 слов родного языка. В младшем школьном возрасте ребёнок овладевает письменной и устной речью. Улучшается сенсорное развитие маленького школьника, необходимое для различия формы, цвета, предметов, звуков, схем, ведь значительная часть первоклассников, которые приходят в школу, не умеет выделять признаки предметов, находить среди них сходные и отличные. И т.к. восприятие у младших школьников неустойчивое, они могут путать иностранные буквы с буквами родного языка.

Кроме того, перед детьми стоит сложная задача адаптироваться к школьной жизни, овладеть приемами учебной деятельности и социализироваться в детском коллективе. В этих условиях изучение иностранного языка является дополнительной нагрузкой, которое может отразиться на здоровье детей и привести к формированию различных отклонений и заболеваний.

Обучение в первом классе создает должную функциональную основу для встречи ребенка с иностранным языком в следующем, втором классе. Оно способствует его общему речевому развитию – дети учатся кратко описывать известные предметы, овладевают приемами их сравнения, сопоставления, обобщения существенных признаков и отбрасывания несущественных. Под влиянием обучения в первом классе словарь ребенка постепенно обогащается новыми понятиями. Младшие школьники приобретают навыки и умения учебной деятельности, социальной и социально-психологической ориентации в детском коллективе и вообще в человеческом обществе. Никакое обучение невозможно без накопления некоторых позитивных знаний об окружающей действительности – вселенной, природе, обществе, человеке, его истории и культуры, поэтому в процессе формирования как личности в окружении современного многоязычного и межкультурного пространства, младший школьник с достаточным пониманием воспринимает информацию о нормах поведения и культуры речи, а обучение иностранному языку для учащихся младшего школьного возраста носит не только познавательно-коммуникативный, но и воспитательный характер.

Опираясь на многочисленные исследования, можно утверждать, что при обучении иностранному языку следует учитывать психолого-физиологические факторы, влияющие на процесс овладения элементарной коммуникативной компетенцией.

1. Амоношвили Ш. А. Психологоческие особенности усвоения второго языка младшими школьниками / Ш. А. Амонашвили // ИЯШ. – 1986. – № 2. – С. 24-27.

2. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языком / В. А. Артемов. – М. : Просвещение, 1969. – 279 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика,1982–1984. – Т. 2 : Проблемы общей психологии / Под. ред. В. В. Давыдова, 1982. – 504 с.

Источник

Психолого-физиологические факторы

Психологи и физиологи обосновывают введение раннего обучения ИЯ природной расположенностью детей к языкам и их эмоциональной готовностью к овладению ими. В этом случае обычно ссылаются на сензитйвность (чувствительность) детей дошкольного и младшего школьного возраста к овладению языками вообще, и иностранным в частности. Длительность сензи- тивного периода у разных исследователей различна, но в основном это период от 4 до 8 лет. Именно в этом возрасте дети отличаются природной любознательностью и потребностью в познании нового. Им свойственно более гибкое и быстрое, нежели на последующих этапах, усвоение языкового материала. С возрастом человек постепенно утрачивает эти способности, у него снижается чувствительность к восприятию звуков и способность их имитировать, ослабевает кратковременная память, а также способность к зрительному, а главное, слуховому восприятию.

Другое очень важное преимущество дошкольного и младшего школьного возраста заключается в глобально действующей у детей игровой мотивации, которая позволяет естественно и эффективно организовать обучение ИЯ как средству общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. Это становится возможным, поскольку с помощью специальным образом организованной игры в учебном процессе можно сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. И тогда эффективность формирования у младших школьников способности к общению на новом языке повышается за счет взаимодействия’ игровой мотивации и интереса к школьному обучению.

Психолого-физиологические факторы являются далеко не единичными, а сегодня, опираясь на многочисленные исследования, можно утверждать, что — не основными, обосновывающими актуальность раннего обучения ИЯ.

Успешно овладеть неродным языком можно в любом возрасте, если избираемые пути его изучения и преподавания ориентированы на специфику конкретного возраста, в том числе и взрослого человека. Правда, есть один аспект, овладение которым проходит наиболее успешно в сензитивный возрастной период. Это — безакцентное произношение иностранных звуков, слов, интонации при условии, если маленький ребенок постоянно слушает и имитирует аутентичную иноязычную речь. Однако этого факта явно недостаточно для обоснования необходимости приобщения детей в раннем возрасте к ИЯ. Для этого необходимо обратиться ко второй группе факторов — антропо-логическим.

Источник

Психолого-физиологические особенности младших школьников, способствующие обучению иностранного языка.

психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. 0e88 00098467 491b1f44. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку фото. психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку-0e88 00098467 491b1f44. картинка психологические и физиологические факторы готовности к раннему обучению иностранному языку. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Психолого-физиологические особенности младших школьников, способствующие обучению иностранного языка.

Виноградова Ксения Юрьевна

Учитель английского языка

МАОУ СОШ с. Чапланово

Для успешного решения педагогических задач, нам необходимо опираться на психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, на развитие различных познавательных процессов в этот период. На основании заявленной темы исследования в выпускной квалификационной работе, нас интересует, прежде всего, младший школьный возраст, который включает в себя период от 7 до 10 лет.

Включение процесса обучения иностранному языку в контекст игровой, познавательной и учебной деятельности позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами будут работать и на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования.

Усиление мотивационной стороны изучения иностранного языка происходит также за счёт овладения детьми эффективными способами и приёмами деятельности и положительного эмоционального воздействия на детей используемых учебных материалов.

Младшие школьники очень общительны и эмоциональны. За два года (до 3 касса) обучения, они уже приобрели в некотором роде опыт в управлении своим поведением, но, однако оно ещё не всегда устойчиво и в какой-то степени непроизвольно.

Как мы знаем из практики, внимание учеников привлекает всё неожиданное и новое. Но здесь возникает необходимость к приучению детей быть внимательными и к тому, что не является для них занимательным. Иначе, у школьников не развиваются волевые качества личности. Таким образом, при обучении школьников аудированию, говорению, письму и чтению важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания.

Управление вниманием школьников заключается:

в создании обстановки, которая располагает к труду и непринужденному общению;

в обеспечении освоения способа выполнения упражнений;

в использовании материала, интересного в содержательном плане;

Педагогу необходимо учитывать и особенности физического развития детей данного возраста (7-10 лет). Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице или слове, что как мы знаем, является необходимостью для навыков чтения. Также оно влияет на умение держать ручку, карандаш, линейку и т.д. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Дети этого возраста не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому во время урока рекомендуется давать им такие задания, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, физкультминутки, мини-зарядки и т.д.).

У детей младшего школьного возраста хорошо развита долговременная память (то, что они выучили, помнится долго). Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические. А самым лучшим стимулом к дальнейшему обучению для обучающихся 1-4 классов является чувство успеха.

С помощью учителя и под его непосредственным воздействием, у детей развиваются приемы осмысленного запоминания, такие как смысловая группа материала, например, группировка слов по правилам чтения, по грамматической принадлежности; группировка грамматических структур по значению, употреблению и словообразованию, и т.д.

Дети этого возраста обладают довольно широкими умственными способностями. Развита у них и способность к рассуждению, они уже могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления.

Развитие памяти, мышления, внимания у младших школьников тесно связано с развитием иноязычных способностей. Иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками. Это понятие, по А.А. Леонтьеву, включает в себя:

индивидуальные различия в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления;

От того, в какой у детей степени развиты память, внимание и мышление, как основные компоненты иноязычных способностей и зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного общения, лёгкость и быстрота их приобретения.

По уровню развития языковых способностей, младших школьников, можно условно разделить на «Сильных», «Средних», и «Слабых» учеников. Данные понятия являются относительными.

И, наконец, слабым считается ученик, у которого плохо развиты навыки учебной деятельности, слуховая память, аналитико-синтетические операции мышления, его внимание характеризуется низким уровнем устойчивости и концентрации. Слабое развитие всех этих компонентов иноязычных способностей может привести к тому, что ученику будет сложно овладевать иностранным языком.

Подводя итог вышесказанному, можно определить следующие основные, очень важные для учителя потребности младших школьников: потребность в общении; в движении; особенно потребность в похвале даже за незначительный успех; потребность в ощущении безопасности; потребности в конструировании, рисовании, мимике; потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *