псалом спаси мя господи яко оскуде преподобный

Псалтирь 11:2

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих

Умоляю о том, чтобы от Тебя, Владыка, получить спасение; потому что все, так сказать, болезнуют неверностию друг другу, и оттого истина в опасности угаснуть. Потом Пророк яснее изображает, на что отваживаются люди.

Евфимий Зигабен

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный

Праведен тот, кто хранит правду в отношении к людям; преподобен —благочестивый в отношении к Богу; а свят тот, кто обоготворился чрез совершенство в добродетелях. Сии имена представляют некоторую лестницу, которая идущих по ней возводит к Богу. Мы и прежде сказали, что писания называют еще праведным совершенного по добродетели; но теперь идет речь не о таком праведном. Итак, поелику некоторые имеют известного рода праведность в делах человеческих, и преподобных не стало с одной стороны потому, что умирают, а с другой—потому, что гонимы бывают от не преподобных, то посему здесь пророк молится: чтоб ему избегнуть от преобладания злых людей; и сия молитва и прошение исходят из уст тех, которые имели принять спасительную проповедь евангельскую. Ибо в это время, когда пришел и воплотился Господь, наиболее оскудели преподобные.

И божественный Златоуст сказал: трудное дело добродетель; оно и само в себе неудобоисполнимо, а тем более, когда производящий оное находится среди немногих добрых людей. Ибо как путешествие затруднительно; особенно тогда, когда путешественник идет один и не имеет сопутника, так точно и здесь. И Григорий Богослов и Михей оплакивают оскудение добродетельных до такой степени, что едва их остается столько, сколько колосьев после жатвы, или зерен винограда, укрывшихся под листьями.

Яко умалишася истины отъ сынов человеческих

Преподобных, говорит, не стало вовсе; но истины некоторые еще остались у людей. Родительный здесь (на греческом) т. е. сынов, должно принимать за дательный и предлог от (απο) за в (εν), т.е. у сынов человеческих. Ибо тогда люди говорили одну ложь в большом и главном, а истину в весьма ничтожном и малом предмете.

Лопухин А.П.

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Давид молит Бога оказать ему помощь, так как он отовсюду окружен людьми лживыми

Прот. Григорий Разумовский

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

По переводу с еврейского эти слова читаются так: «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими». Таким образом, пророк изображает нравственное состояние окружающих его людей: трудно и тяжело, говорит, жить в обществе таких людей, между которыми не стало правды, среди которых совсем мало людей, любящих и говорящих истину. Спаси меня, Господи, и сохрани во истине Твоей.

Свт. Афанасий Великий

Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Говорит это, разумея все злоумышления против Спасителя нашего; потому что иудеи, оставив истину, против Христа выставляли на вид одну ложь.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Спаси мя, Господи, взывал Пророк, провидя пророческим духом наше бедствие и приемля лицо желающего спастись, яко оскуде преподобный! нет духоносного наставника и руководителя, который непогрешительно указал бы путь спасения, которому желающий спастись мог бы вручить себя со всею уверенностию! Умалишася истины от сынов человеческих, суетная глагола кийждо ко искреннему своему, по внушению душевного разума, способного только развивать и печатлеть заблуждения и самомнение.

Свт. Иоанн Златоуст

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Источник

Псалом спаси мя господи яко оскуде преподобный

1 Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих.

1 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо умалилась истина у сынов человеческих.

2 Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая.

2 Суетное сказал каждый ближнему своему, коварны уста в их сердце, и в сердце сказали злое.

3 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый,

3 Истребит Господь все уста коварные, язык высокомерный,

4 рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть, кто нам Господь eсть?

4 тех, кто сказали: «Язык наш возвеличим, уста наши с нами, кто нам господин?»

5 Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем.

5 «Ради бедствия нищих и от стенания бедных ныне восстану, – говорит Господь, – явлю в Себе спасение, ясно возвещу о нём!»

6 Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.

6 Слова Господа – слова чистые, серебро, раскалённое огнём, испытанное в горниле земли, очищенное семикратно.

7 Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век.

7 Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек.

8 Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил eси сыны человечeския.

8 Вокруг нечестивые ходят; по высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих.

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Потребит Господь вся устне льстивыя, язык велеречивый. Рекшыя: язык наш возвеличим, устны нашя при нас суть, кто нам Господь есть? Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею. Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.

Источник

Псалом 11

НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Прекрасна есть добродетель, но и трудна, и сама по себе неудобна, наипаче, когда любящий оную будет жить между малым числом добрых. Аще бо в мореплавании трудно, волнам вопреки стремящимся, управлять кораблем противу оных: кольми паче сие есть трудно в разсуждении добродетели. Для того и Пророк, яко един к ней прилепивыйся, всем прочим шествующим вопреки, к промыслу Божию прибегает, глаголя: спаси мя, Господи. Аки бы рекл: мне потребна рука свыше, потребна помощь оная небесная. Шествуя бо путем, противным человекам прочим, обретаю нужду во многом промысле, да спасуся от опасностей порока и от растления века сего лукаваго. Яко оскуде преподобный, сиречь: яко мало обретается людей благочестивых, праводушных и правдолюбивых. Яко умалишася истины от сынов человеческих, сиречь: яко мало есть людей глаголющих истину, паче же яко и самая истина взятся от среды сынов человеческих.

То есть, люди не глаголют с ближними своими, как разве с намерением обольстить и обмануть. И не диво: понеже имеют устне льстивыя в сердце, сиречь, глаголют не от чистаго и простаго, но от лукаваго сердца, и в сердце глаголют злая, сиречь, иное языком провещавают, а иное на сердце имеют, и тако простодушных прельщают.

Сими словами пророчествует, что все льстящие языком и мнящиеся приобретать некую корысть от лести, каковы суть клеветники и наушники, вечно погибнут. С устнами льстивыми соединил язык велеречивый, дабы показать, что люди льстивые не только вредят ближнему языком, но тем еще и гордятся, превознося искусство свое похвалами, и за нечто великое почитая уста злоречивыя, и тем как бы презирая Бога, давшаго уста человеку на прославление имени Его. Устны наша при нас суть, кто нам Господь есть? Аки бы рекли: не хощем никого признавать за высшаго, – кто может господствовати над нами? Языком нашим всех превозможем. Таковы были придворные льстецы во времена Давидовы при Сауле; таков был Фараон, таков был Рапсак, таков был Навуходоносор ( Исх. 5:2 ; 4Цар. 18:28–32 ; Дан. 3:14–15 ).

Пророк вводит Бога глаголющаго и обещающаго помощь Свою людем убогим, страждущим и воздыхающим от угнетения людей, льстивых и коварных. Страсти ради нищих, и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь. То есть: не закосню помощию моею, но вскоре востану от долготерпения аки от сна, и прииду помощи им. Положуся во спасение, и не обинюся о нем. То есть, спасу рабов Моих от злострадания, и утвержду безопасность их, дабы всегда невредимы пребывали, и в том свободно по власти Моей поступлю, якоже Мне угодно.

Сими словами показывает Пророк, что обещания Господня, о которых сказал он в стихе предыдущем, не суть подобны обещаниям людей льстивых, но зело истинны и верны, подобны сребру разжжену, то есть, сребру прямому и неподложному, познаемому по звуку, весу и чистоте, – каково бывает сребро разжженое во огни, и очищенное от земли и от всякаго другаго примеса искусными художниками, и притом не единожды, не дважды и не трижды, но седмерицею, сиречь, многократно.

Заключает из вышереченных, что Бог непременно исполнит обещанное. Аки бы рекл: понеже мы сами собою и своими силами не можем сохранитися от рода сего, сиречь, от людей сих коварных и льстивых, или от века сего растленнаго. Ты убо, Господи, по силе обетований Твоих, сохрани нас от рода сего во век, не точию зде в напастех утешая, но и в будущей безконечной жизни вечный покой даруя.

Сие место в Еврейском тексте читается так: «окрест нечестивии ходят, егда возносятся суетнии сынове человечестии». Следуя переводу седмидесяти толковников, должно полагать причину, чего ради просит сохранитися от нечестивых губителей оных или от рода онаго людей растленных: понеже де повсюду свободно ходят, и примером своим аки некоею язвою неосторожных заражают: тлят бо обычаи благи беседы злы ( 1Кор. 15:33 ), и предохраниться от них весьма трудно. К сему присовокупляет, что число людей непорочных и праводушных зело оскудело и умалилося, как выше показал; беззаконных же, по неизследимых судьбам Божиим, повсюду есть безчисленное множество. Следуя же тексту Еврейскому, в том же смысле рещи можно: нечестивые умножатся, и повсюду дерзновенно ходить будут, егда нас убо уничижиши, суетных же сынов человеческих вознесеши и прославиши.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалом 11

Надписание сего псалма, составляющее первый стих его, читается так: В конец, о осмей, псалом Давиду. Подобное надписание имеется и в шестом псалме, при объяснении которого дано объяснение и сего надписания.

В одиннадцатом псалме пророк приносит жалобу Богу на лживых и двоедушных, коварных и льстивых людей, которые, притворяясь искренними и добрыми друзьями на словах, на деле оказываются гордыми и нечестивыми врагами, и при этом советует не полагаться на льстивые слова их, а возложить все упование на Бога, Который не оставляет без Своей помощи надеющихся на Него.

Пс.11:2 Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих.

По переводу с еврейского эти слова читаются так: «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими». Таким образом, пророк изображает нравственное состояние окружающих его людей: трудно и тяжело, говорит, жить в обществе таких людей, между которыми не стало правды, среди которых совсем мало людей, любящих и говорящих истину. Спаси меня, Господи, и сохрани во истине Твоей.

Пс.11:3 Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая.

Нет искренности и правды во взаимных отношениях людей: каждый говорит с ближними своими притворно и лживо, с намерением обольстить и обмануть; у каждого лесть на языке, а в сердце зло. На языке и в словах – доброжелательство; а в сердце скрытое зло.

Пс.11:4–5 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть?

В словах сего стиха пророк возвещает погибель льстецам и клеветникам, утверждая, что Господь истребит тех людей, которые говорят: «Языком мы сильны, уста наши с нами, кто нам господин?» Это говорят люди нечестивые, которые надеются на свой дерзкий язык (язык велеречивый) и думают властвовать над другими посредством злоречия и клеветы, – и при этом осмеливаются заявлять: мы будем сильнее всех своим языком, кто нам воспрепятствует, кто нам господин? Таковы были льстецы при дворе Саула царя во время Давида ( 1Цар.23:20 ); таков был фараон египетский, который говорил Моисею и Аарону: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его?» ( Исх.5:2 ). Таков был Рабсак, военачальник царя ассирийского ( 4Цар.18:28–32 ); таков был Навуходоносор, царь вавилонский ( Дан.3:15 ). Таковы были и враги Господа нашего Иисуса Христа, которые во время крестных страданий Его не убоялись изрыгать хулы свои и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста. Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» ( Мф.27:42–43 ). Таковых нечестивцев, с их языками велеречивыми, потребит Господь, накажет, истребит.

Пс.11:6 Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем.

По переводу с еврейского слова эти означают: ради страдания нищих, или: видя разорение угнетенных и стенание нищих, ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого хотят уловить. Не обинюся – значит: буду говорить смело, небоязненно, свободно. Ясные слова сего стиха можно выразить так: видя страдание бедных и стенания убогих, Я восстану, говорит Господь, подвигнусь для их спасения, – смело, открыто и явно буду защищать их, так чтобы все узнали. Это говорит Господь, а потому не забывайте, что это слова Господни; а

Пс.11:7 Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.

По переводу с еврейского слова эти читаются так: «Слова Господни – слова чистыя, серебро очищенное от земли в плавильне (или в горниле), семь раз переплавленное». Т.е. не думайте, что сказанное о спасении убогих Господом сказано напрасно, нет! Слова Божии не как обещания льстивых людей – они совершенно верны и истинны, они чисты от всякой примеси лжи и обмана, как чисто серебро, очищенное чрез огонь седмерицею, т.е. многократно; искушено земли, т.е. как серебро, очищенное от земли или от всякой нечистой примеси.

Пс.11:8 Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век.

В связи с предыдущим, яснее это можно выразить так: как изрек Ты, Господи, Свое обетование о восстании на спасение и защиту нищих и угнетенных, так и будет по Твоему непреложному обещанию: Ты сохранишь нас от сетей настоящего рода, от людей сих коварных и льстивых, или, что то же, от нравственного влияния, от заразы со стороны людей века сего развращенного. И не только ныне, в настоящей жизни, но и в будущей бесконечной жизни и во век соблюди и спаси нас, даруя покой вечный всем уповающим на Тебя.

Пс.11:9 Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.

Окрест значит «кругом, туда и сюда, отовсюду», – отсюда слово: окрестность, т.е. окружающая местность. По высоте Твоей – это выражение, по толкованию св. Иоанна Златоуста, означает: «Ты сделал нас подобными Тебе, насколько возможно для человека быть подобным Тебе» [5, с. 143]. По переводу же с еврейского весь этот заключительный стих псалма читается так: «Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились». По связи сего стиха с предыдущими, мысль его может быть представлена в следующих словах: число людей непорочных и прямодушных очень оскудело и умалилось, а беззаконных повсюду бесчисленное множество; и они, по неисповедимым судьбам Божиим, умножаются и повсюду ходят дерзновенно, возвышаясь и прославляясь.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 11:2

Свт. Афанасий Великий

Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Говорит это, разумея все злоумышления против Спасителя нашего; потому что иудеи, оставив истину, против Христа выставляли на вид одну ложь.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Добродетель и сама по себе трудна и неудобоисполнима, но особенно тогда, когда исполняющий ее находится среди ма­лого числа людей добрых. Как путешествие бывает трудно особенно тогда, когда путешественник один и не имеет никого своим спутником, так точно и здесь. Действительно, немаловажное дело – участие и утешение братий. Потому и Па­вел говорит: «будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр.10:24). Потому и древних праведников осо­бенно нужно ублажать не только за то, что они совершали до­бродетели, но и за то, что совершали их при великом оску­дении добродетелей, когда нигде не видно было добродетель­ных. Это выражает и Писание, когда говорит: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт.6:9). Мы удивляемся Аврааму, Лоту, Моисею потому, что они были как бы звездами среди глубокой ночи, розами среди терний, овцами среди множе­ства волков, шли по пути, противоположному всем, и не оста­навливались. Если в толпе это бывает трудно, и когда многие идут в противоположную сторону, то один, идущий вопреки толпе, встречает многочисленные затруднения; если во время мореплавания, когда волны несутся в противоположную сторону, бывает трудно направлять корабль им навстречу, – то тем более в добродетелях. Вот почему и этот праведник, шед­ший по пути добродетели, тогда как все другие шли по про­тивоположному пути, прибегает к промышлению Божию и го­ворит: «спаси меня, Господи». Он выражает не что иное, как сле­дующее: мне нужна высшая десница, небесная помощь, боже­ственное содействие, потому что, идя по пути, противоположному всем, я имею нужду в великом промышлении. Не сказал: спаси меня, потому что нет преподобного, но: «не стало преподобного», выражая, что и те, которые были, погибли, так как стало господствовать зло, усилилась болезнь. От этого предостерегает и Павел: «разве не знаете, говорит, что малая закваска квасит все тесто?» (1Кор.5:6). И еще: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). Что значит: «умалилась истина»? Есть много истин. Как между цветами и другими предметами одни суть истинные, а другие ложные, напр., есть пурпур настоящий и пурпур поддельный, также и в шафране, и в драгоцен­ных камнях, и в ароматах и других подобных вещах, – так точно и в добродетелях. Истина есть то, что действи­тельно. Итак, истины извратились и помрачились, не в том смысле, будто они повредились в самом существе своем, но в том, что отвергнуты людьми; поэтому он не только сказал: «умалилась истина», но, желая выразить именно это, присовоку­пил: «среди сынов человеческих». Смотри: есть украшение истинное, есть и ложное. Какое украшение истинное? Духовное. Какое лож­ное? Телесное. Есть богатство истинное, есть и ложное. Ложное состоит в имуществе. А истинное – в добрых делах. Есть и радость ложная и истинная, также и красота, и власть, и слава. Но многие из людей, оставив истинное, гоняются за ложным. Как сам человек бывает истинным и ложным, – истинный тот, который живет и действует, а ложный тот, который изображен на картине, – так точно бывает и с добродетелями.

Беседы на псалмы. На псалом 11.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Спаси мя, Господи, взывал Пророк, провидя пророческим духом наше бедствие и приемля лицо желающего спастись, яко оскуде преподобный! нет духоносного наставника и руководителя, который непогрешительно указал бы путь спасения, которому желающий спастись мог бы вручить себя со всею уверенностию! Умалишася истины от сынов человеческих, суетная глагола кийждо ко искреннему своему, по внушению душевного разума, способного только развивать и печатлеть заблуждения и самомнение.

Приношение современному монашеству. Глава 31.

Блж. Феодорит Кирский

Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих

Умоляю о том, чтобы от Тебя, Владыка, получить спасение; потому что все, так сказать, болезнуют неверностию друг другу, и оттого истина в опасности угаснуть. Потом Пророк яснее изображает, на что отваживаются люди.

Евфимий Зигабен

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный

Праведен тот, кто хранит правду в отношении к людям; преподобен —благочестивый в отношении к Богу; а свят тот, кто обоготворился чрез совершенство в добродетелях. Сии имена представляют некоторую лестницу, которая идущих по ней возводит к Богу. Мы и прежде сказали, что писания называют еще праведным совершенного по добродетели; но теперь идет речь не о таком праведном. Итак, поелику некоторые имеют известного рода праведность в делах человеческих, и преподобных не стало с одной стороны потому, что умирают, а с другой—потому, что гонимы бывают от не преподобных, то посему здесь пророк молится: чтоб ему избегнуть от преобладания злых людей; и сия молитва и прошение исходят из уст тех, которые имели принять спасительную проповедь евангельскую. Ибо в это время, когда пришел и воплотился Господь, наиболее оскудели преподобные.

И божественный Златоуст сказал: трудное дело добродетель; оно и само в себе неудобоисполнимо, а тем более, когда производящий оное находится среди немногих добрых людей. Ибо как путешествие затруднительно; особенно тогда, когда путешественник идет один и не имеет сопутника, так точно и здесь. И Григорий Богослов и Михей оплакивают оскудение добродетельных до такой степени, что едва их остается столько, сколько колосьев после жатвы, или зерен винограда, укрывшихся под листьями.

Яко умалишася истины отъ сынов человеческих

Преподобных, говорит, не стало вовсе; но истины некоторые еще остались у людей. Родительный здесь (на греческом) т. е. сынов, должно принимать за дательный и предлог от (απο) за в (εν), т.е. у сынов человеческих. Ибо тогда люди говорили одну ложь в большом и главном, а истину в весьма ничтожном и малом предмете.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих.

Прекрасна есть добродетель, но и трудна, и сама по себе неудобна, наипаче, когда любящий оную будет жить между малым числом добрых. Аще бо в мореплавании трудно, волнам вопреки стремящимся, управлять кораблем противу оных: кольми паче сие есть трудно в разсуждении добродетели. Для того и Пророк, яко един к ней прилепивыйся, всем прочим шествующим вопреки, к промыслу Божию прибегает, глаголя: спаси мя, Господи. Аки бы рекл: мне потребна рука свыше, потребна помощь оная небесная. Шествуя бо путем, противным человекам прочим, обретаю нужду во многом промысле, да спасуся от опасностей порока и от растления века сего лукаваго. Яко оскуде преподобный, сиречь: яко мало обретается людей благочестивых, праводушных и правдолюбивых. Яко умалишася истины от сынов человеческих, сиречь: яко мало есть людей глаголющих истину, паче же яко и самая истина взятся от среды сынов человеческих.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 2-3 Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая

Очень часто, особенно во время преследований Саулом и Авессаломом, Давид имел случай убедиться, как люди вероломны и коварны, как мало искренних людей даже между его соотечественниками; во время этих гонений, и вероятнее всего – гонения от Саула (ср. 1 Цар. 24:10; 26:19), и произошел этот псалом. Хитрые лицемеры, силу которых составляет клеветливый их язык, привели псалмопевца в великое бедствие; поэтому он и воссылает к Богу молитву о помощи (спаси мя); побуждением к молитве (яко) он выставляет изображение великого нравственного развращения между его соотечественниками; страдания его и имеют свой источник в этой их развращенности. Почти уже нет более ни одного праведника; правдивость почти исчезла из среды сынов человеческих; ложь и обман даже ближних (соотечественников; Исх. 32) стали обычным явлением.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

Давид молит Бога оказать ему помощь, так как он отовсюду окружен людьми лживыми

Прот. Григорий Разумовский

Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих

По переводу с еврейского эти слова читаются так: «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими». Таким образом, пророк изображает нравственное состояние окружающих его людей: трудно и тяжело, говорит, жить в обществе таких людей, между которыми не стало правды, среди которых совсем мало людей, любящих и говорящих истину. Спаси меня, Господи, и сохрани во истине Твоей.

Объяснение священной книги псалмов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *