проспер мериме маттео фальконе чему учит
Краткое содержание новеллы Мериме «Маттео Фальконе»
Краткое описание персонажей
Уже в начале произведения П. Мериме знакомит читателя с главными действующими лицами.
Позже в новелле появятся два второстепенных лица, сыгравших роковую роль в судьбе главных героев:
Герои произведения
В новелле присутствуют как главные, так и второстепенные персонажи. Каждый из них по-своему важен для развития сюжета.
Центральные герои:
В произведении было несколько второстепенных персонажей. С их помощью сюжет становится более ярким и захватывающим.
Другие герои:
Чтобы познакомиться с каждым из героев ближе, рекомендуется изучить пересказ книги «Маттео Фальконе».
Пересказ в тезисах
Недалеко от маки стоял дом Маттео Фальконе, где он жил со своей семьей: женой Джузеппой и сыном Фортунато (дочери к тому времени удачно вышли замуж).
Как-то раз Маттео с женой ушли в маки посмотреть, как пасется их скот, а сына с собой не взяли. Пока Фортунато бездельничал от скуки, к их дому выбежал бандит с простреленной ногой; за монету в 5 франков мальчик согласился спрятать беглеца Джаннетто Санпьеро в стоге сена.
Смышленый мальчишка долго «водил за нос» шестерых солдат и сержанта, гнавшихся за бандитом, но не смог устоять перед часами на цепочке из рук Теодоро Гамбы, указал место, где прятался Джаннетто. Маттео с женой вернулись из маки и увидели события, происходящие вблизи их дома; из рассказа Гамбы Фальконе узнал о предательстве сына.
Фортунато вернул монету связанному бандиту и попытался напоить его молоком, но Джаннетто отверг питье из рук мальчика, назвал Маттео Фальконе предателем и плюнул в сторону его дома.
Тезисы, в которых заключена основная мысль нескольких абзацев, помогут вспомнить содержание произведения и кратко пересказать его. Краткий пересказ подойдет для школьного читательского дневника.
Сюжет
Раненый Джаннето подошёл к Фортунато с просьбой спрятать его, на что тот после долгих уговоров соглашается. Вскоре подошли стрелки. Фортунато ведёт себя очень спокойно, ведь он сын уважаемого человека. На все вопросы о Джаннетто отвечает отрицательно.
Сержант всячески пытался узнать где же находится раненый вор, но Фортунато отнекивался. Тогда сержант обещает отдать ему часы в обмен на сведения о беглеце. Фортунато соглашается и выдаёт Джаннето. Тем временем возвращается отец с матерью.
Маттео насторожился, увидев карабинеров возле своего дома, а, узнав в чём дело, ужасается. Джаннетто Санпьеро с презрением называет их дом предательским. Маттео потрясён.
Он разбивает вдребезги часы, отданные Фортунато и принимает неожиданное решение.
Краткое содержание новеллы
Фальконе жил тихо, не нарушал закон, ни с кем не ссорился, его уважали в округе, а враги побаивались. В семье подрастал десятилетний сын Фортунато — мальчик умный, послушный, недаром отец считал, что у юноши большое будущее. Троих старших дочерей он удачно выдал замуж.
В один из осенних дней Маттео с Джузеппой пошли в маки посмотреть, как пасутся их козы. Сына оставили присматривать за домом. Мальчишке было скучно, он бездельничал и дремал на солнце. Его разбудили выстрелы, которые гремели все громче.
К дому подошел, хромая, человек в грязной и рваной одежде, раненный в ногу. Беглеца звали Джаннетто Санпьеро. В мальчике он узнал сына Маттео и стал упрашивать укрыть его от преследователей.
Предложенная разбойником монета в пять франков подействовала на хитрого мальчишку. Он взял деньги и велел беглецу залезать в стог. Положил на сено кошку и котят, присыпал кровь на земле и продолжал греться на солнце, играя с животными.
Запыхавшиеся от погони «желтые воротнички» – шестеро солдат во главе с сержантом Теодоро Гамбой, прибежали к дому. На все вопросы о том, не пробегал ли здесь разбойник, Фортунато ехидно отвечал, хитрил, обманывал преследователей. Когда солдаты обыскали дом и никого не нашли, Гамба показал мальчику серебряные часы на цепочке и пообещал отдать их Фортунато, если мальчик покажет, где спрятал преступника. Соблазн был велик, ребенок не устоял и указал на стог сена.
Обрадованные вольтижеры схватили Джаннетто Санпьеро. Пока сооружали ему носилки (из-за ранения он не мог самостоятельно идти), из маки вернулись Маттео с супругой. Гамба похвалился, что Фортунато помог в поимке беглого преступника. Маттео же посмотрел на сына презрительно…
Мальчик вернул связанному Джаннетто монету, но бандит даже не взглянул на нее: честь для него была дороже денег. Он плюнул в сторону дома Фальконе и с ненавистью сказал: «Дом предателя». В другой ситуации Маттео сразу же ответил бы обидчику, но сейчас он угрюмо молчал.
Фортунато плакал, читал молитвы, умоляя отца о прощении, но, как считал корсиканец, позор смоет только кровь. Маттео выстрелил.
Придя в дом за лопатой, он сказал Джузеппе, что мальчик умер христианином.
Мнение о книге Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
Читайте новеллу Проспера Мариме «Маттео Фальконе» на страницах нашего электронного книжного журнала онлайн бесплатно. Оставляйте комментарии о прочитанном!
Литература. 6 класс
Конспект урока
П. Мериме. «Маттео Фальконе»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц, основная форма раскрытия характеров в пьесах, балладах.
Жанр – вид художественного произведения, например, басня, баллада, лирическое стихотворение, повесть.
Идея – основная мысль художественного произведения.
Композиция – построение произведения.
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
Маки – лесные заросли, чаща.
Вольтижёры – отряд стрелков, с некоторых пор набираемый правительством для того, чтобы наряду с жандармами они помогали полиции.
Стилет – небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком.
Фортуна – в древнегреческой мифологии: богиня судьбы, счастья, удачи, изображалась на таре или колесе (символ изменчивости счастья) с повязкой на глазах и рогом.
1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 224 с.
3. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе: 5–9 классы. — М.: Дрофа, 2007. — 79 с.
4. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2009. — 414 с.
5. Замышляева А. Н. Литература: 6 класс / система уроков по учебнику // под ред. В.Я. Коровиной. — Волгоград: Учитель, 2015. — 324 с.
6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс / к учебнику В. Я. Коровиной и др. // Литература. 6 кл. — ФГОС. — М.: «Экзамен», 2016. — 63 с.
7. Московкина И. И. Диагностические работы: литература. 6 класс. — ФГОС. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 144 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Новелла «Маттео Фальконе» была опубликована Мериме в 1829 году. Действие произведения происходит на небольшом острове неподалеку от берегов Франции. В то время французы, да и не только они, живо интересовались жизнью на острове, подарившем стране императора Наполеона Бонапарта.
Обратимся к новелле.
Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер
Повествование в ней начинается неспешно, как пробуждение после обеденной сиесты. Проспер Мериме вводит в текст образ автора-рассказчика, встретившегося с Маттео Фальконе, главным героем новеллы, спустя два года после случившейся истории. Этот рассказчик становится гидом для читателя и по острову, и по сюжету произведения.
Рассказчик, человек, не раз бывавший на острове, не только начинает свою историю, но и попутно дает советы читателю.
Таким образом, сразу создается атмосфера реальности истории, которую мы сейчас услышим от рассказчика.
После такой экспозиции, где нас знакомят и с самим Маттео Фальконе, мы готовы к завязке истории.
Завязка сюжета начинается со встречи десятилетнего сына Маттео Фальконе – Фортунато – с удирающим от солдат бандитом. Джаннетто Санпьеро, так зовут беглеца, просит мальчика о помощи. Но Фортунато не очень-то хочет помогать раненому Джаннетто. В нежелании мальчика безвозмездно оказать помощь гостю обнаруживается и его характер, и его дальнейшая трагическая судьба.
Рассмотрим образ мальчика. Ему 10 лет, и он четвертый ребенок в семье, но единственный и долгожданный сын. Его имя Фортунато означает «счастливчик». Окружающие говорят ему: «Ты пойдёшь далеко». Действительно, Фортунато на редкость ловок, сметлив, расчётлив. Прежде всего — расчётлив. И вот перед ним раненый бандит Джаннетто Санпьеро просит убежища в доме Фальконе: за ним по пятам гонятся правительственные стрелки — вольтижёры. Ясно, что будь Маттео дома, он предоставил бы Джаннетто кров без лишних разговоров — следуя закону гостеприимства. А сын торгуется: «…Что ты мне дашь, если я спрячу тебя?» Он улыбается не гостю, а при виде пятифранковой монеты. За эту плату Фортунато прячет разбойника. Торговля гостеприимством уже оставляет неприятный осадок у читателя.
Кульминация сюжета – появление в доме солдат. Конечно же, они никогда бы не нашли беглеца, ведь Фортунато так ловко спрятал его в стоге сена и сверху устроил кошку с котятами. Но солдаты и не обыскивают дом. Командир предлагает Фортунато серебряные часы за бандита. Мальчик стоит перед выбором – предать или нет?
Вот как описывает этот момент автор. «Его голая грудь тяжело вздымалась – казалось, он сейчас задохнётся». Такую бурю эмоций вызывает у него вид часов – именно таким слогом в эпоху Мериме писали о романтических страстях. Глядя, как блестят часы, Фортунато как будто открывает для себя влекущий блеск буржуазного мира. Но чтобы устремиться туда, куда его влечёт, мальчик должен переступить через законы патриархального мира, должен стать предателем.
Выбор сделан. Следует развязка. Финал поражает своей трагичностью и будничностью, с какой повествует о нём рассказчик.
Вольтижёры уводят арестованного разбойника. «Хорошо начинаешь!» – с грозной иронией говорит Маттео Фальконе, давая понять сыну, что он свернул с того прямого пути, по которому шли все его предки. «Мой ли это ребёнок?» – спрашивает Маттео жену, разбивая о камень часы, плату за бесчестье. И, наконец, звучит приговор: «…Этот ребёнок первым в нашем роду стал предателем».
«Первым в нашем роду…» – это приговор для Фортунато, но это единственное, что может сделать отец, чтобы смыть позор с рода. Маттео у Мериме не злодей, он не злится на выбор сына, он не в отчаянии и не в гневе, он понимает, что только таким путем может что-то исправить.
Вы наверняка слышали выражение «Смыть кровью», то есть поступки, за которые нужно отвечать и которые простить невозможно – предательство, – это как раз из таких. У Маттео Фальконе просто не было другого выбора. Он отвечает не только за свою честь, но и за честь рода; доброе имя предков — многих и многих поколений — вот что решается в этот злополучный для семьи Фальконе день. Плюнув на предательский порог дома Маттео, разбойник Джаннетто уже лишил род Фальконе будущего; дело главы семейства – спасти от позора прошлое рода. А это возможно только ценой жертвоприношения.
Теоретический материал для углублённого изучения
«Экзотика, фантастика и мифология Мериме всегда точно приурочены к географическому пространству и неизменно окрашены в отчетливые тона couleur locale. «Корсиканский» миф, литературно-мифологическая Испания, Литва последовательно появляются на страницах повестей Мериме. Острота достигается тем, что литературная география Мериме неизменно воплощается в пересечении двух языков: внешнего наблюдателя-европейца (француза) и того, кто смотрит глазами носителей резко отличных точек зрения, разрушающих самые основы рационализма европейской культуры. Острота позиции Мериме заключается в его подчеркнутом беспристрастии, в том, с какой объективностью он описывает самые субъективные точки зрения. То, что звучит как фантастика и суеверие для персонажа-европейца, представляется самой естественной правдой для противостоящих ему героев, воспитанных культурами разных концов Европы. Для Мериме нет «просвещения», «предрассудков», а есть своеобразие различных культурных психологий, которое он описывает с объективностью внешнего наблюдателя. Рассказчик у Мериме всегда находится вне того экзотического мира, который описывает».- писал Ю. Лотман
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Установить соответствие между элементами
Задание основано на знании текста произведения. При затруднении в выполнении можно обратиться к тезаурусу.
«Маттео Фальконе» читательский дневник
Всего получено оценок: 446.
Всего получено оценок: 446.
«Маттео Фальконе» – драматическая история о богатом корсиканском скотоводе, который, получив смертельное оскорбление, смыл его кровью собственного сына.
Краткое содержание «Маттео Фальконе» для читательского дневника
ФИО автора: Проспер Мериме
Название: Маттео Фальконе
Число страниц: 32. Проспер Мериме. «Маттео Фальконе». Издательство «Художественная литература». 1978 год
Жанр: Новелла
Год написания: 1829 год
Время и место
События новеллы происходят в начале XIX века на острове Корсика, где среди местных жителей был очень силён патриархально-родовой уклад.
Главные герои
Маттео Фальконе – мужчина средних лет, скотовод, отменный стрелок, честный, порядочный, принципиальный.
Фортунато – десятилетний сын Маттео.
Теодор Гамба – сержант, опытный солдат, дядя Фортунато.
Джузеппа – супруга Маттео, добрая, любящая, но не имеющая права голоса в семье.
Джаннетто Санпьеро – беглый преступник.
Сюжет
На Корсике есть местность под названием «маки», которая представляет собой густую непроходимую чащу деревьев, выросших на месте сожжённого леса. В таких зарослях нередко скрывались от правосудия преступники, и найти их было практически невозможно.
Неподалеку от маки располагался дом Маттео Фальконе – богатого и честного скотовода. Но прежде всего он был известен как непревзойдённый стрелок, способный даже в темноте попасть в лист бумаги. Маттео был счастливо женат, но когда после троих дочерей жена произвела на свет долгожданного наследника, он считал себя самым везучим человеком на свете.
Однажды Маттео с женой Джузеппой отправились в маки проверить пасущиеся стада, а десятилетнего сына Фортунато оставили дома. Мальчик бездельничал во дворе, когда неожиданно послышались ружейные выстрелы, а возле его дома показался раненый разбойник, скрывающийся от солдат. Джаннетто Санпьеро попросил мальчика спрятать его и в знак благодарности дал ему серебряную монету.
Фортунато спрятал беглеца в копне сена. Вскоре появились солдаты, которых возглавлял сержант Гамба – родной дядя Фортунато. На все вопросы о разбойнике мальчик отвечал, что никого не видел, однако кровавые следы говорили об обратном. Гамба принялся угрожать племяннику, а затем решил подкупить его. Он показал Фортунато чудесные серебряные часы и пообещал подарить их, если мальчик раскроет местонахождение преступника. Не выдержав искушения, Фортунато указал на стог сена.
Получив заветные часы, мальчик отбежал подальше от копны. Солдаты схватили и связали Джанетто, который лишь презрительно смотрел на Фортунато. Мальчик бросил ему под ноги монету, но тот не обратил на неё никакого внимания.
Преступник был ранен, и было решено отнести его на носилках. В этот момент показался Маттео с женой. Гамба рассказал им о случившемся, а также о том, как Фортунато помог им поймать бандита. Когда беглеца уносили на носилках, тот плюнул на порог дома и крикнул, что это дом подлого предателя. Маттео смертельно побледнел: он сразу всё понял.
Вывод и своё мнение
Главная мысль
Предательство недопустимо ни при каких обстоятельствах.
Авторские афоризмы
«…Если вы убили человека, бегите в маки Порто-Веккьо, и вы проживете там в безопасности…»
«…Долг хорошей жены — во время боя заряжать ружьё для своего мужа…»
«…он жил честно, то есть ничего не делая…»
«…Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом…»
Толкование непонятных слов
Муфлоны – порода диких баранов, более крупных, чем домашние, и с более грубой шерстью.
Фут – единица измерения длины в английской системе мер, равная 0,3048 м.
Шельмец – ловкий, хитрый человек.
Плут – ловкий и хитрый обманщик, нечестный в отношениях с людьми человек.
Кандалы – железные или стальные браслеты, соединённые цепью, надеваемые на руки или на ноги заключённых.
Новые слова
Дробь – мелкие свинцовые шарики, употребляемые обычно для стрельбы из охотничьего ружья.
Зять – муж дочери по отношению к её родителям.
Прогалина – незаросшее деревьями место, поляна или лужайка в лесу.
Конспект урока по литературе «Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе»: нравственная проблематика произведения»
Тема: «Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе»: нравственная проблематика произведения»
Комментарий к теме: данный урок проводится после изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Знакомство с творчеством Проспера Мериме на примере новеллы «Маттео Фальконе»
Продолжение обучения приемам анализа художественного текста ( формирование жанрового мышления – понятие об особенностях жанра новеллы; знакомство с приемом «говорящие имена», развитие навыков композиционного анализа – обнаружение сопоставимых эпизодов и т.п.)
Формирование умения сопоставлять произведения разных писателей (Гоголь и Мериме)
Углубление понятия о «высоком», «героическом» характере через осмысление иерархии нравственных ценностей
Достижение других предметных, а также метапредметных и личностных результатов в процессе коллективной работы над осмыслением проблематики художественного произведения.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, в малых группах
Оборудование и материалы: распечатанный по частям текст новеллы Проспера Мериме ( на каждую парту), мультимедийный проектор и составленная учителем мультимедийная презентация, на доске карты «Странствия Одиссея» ( результаты проектной деятельности учеников по ранее изученной теме, см. учебник 7 класса под редакцией И.Н. Сухих, задание после изучения «Одиссеи»), учебники «Литература. Учебник для 7 класса. Часть 1.Под редакцией д.ф.н проф. И.Н.Сухих. М., 2017», тетради.
Время – не более 5 минут.
После организационного момента – проверка усвоенного на предыдущих уроках.
Комментарий: ученики на предыдущем уроке получили сложное для них задание выучить наизусть большой отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ( описание степи). По традиции такие объемные задания даются не на следующий урок литературы, а на неделю. Поэтому в начале данного урока производится не проверка домашнего задания, а обобщение усвоенного в течение изучения произведения «Тарас Бульба» материала. Главная цель проверки – вспомнить те ключевые эпизоды сюжета повести, которые наиболее наглядно демонстрируют глубину авторского замысла.
Проверка производится вариантом метода «снежного кома» с творческим заданием: пересказать повесть в 5-10 предложениях, перечисляя самые важные события, но представить, что пересказывается не повесть, а сказка ( предание, легенда).
Дается полминуты на обдумывание.
Начинает учитель: « Жил-был старый славный казак Тарас Бульба, и было у него…» Ученик повторяет: : « Жил-был старый славный казак Тарас Бульба, и было у него…» и добавляет: «двое сыновей – Остап и Андрий». Следующий ученик: « Жил-был старый славный казак Тарас Бульба, и было у него двое сыновей – Остап и Андрий. Сыновья закончили обучение в Киевской бурсе и вернулись домой». Следующий ученик: « Жил-был старый славный казак Тарас Бульба, и было у него двое сыновей – Остап и Андрий. Сыновья закончили обучение в Киевской бурсе и вернулись домой. И решил Тарас проверить силу и мужество своих сыновей и отправился вместе с ними в Запорожскую Сечь». При такого рода пересказе каждый следующий ученик имеет возможность исправить предыдущую реплику, уточнить в ней то, что считает нужным. Остальные учащиеся «контролируют» пересказывающих, поднимают руки, если замечают неточности. Учитель между репликами учеников задает уточняющие вопросы (например, если не было сказано, зачем Тарас Бульба везет сыновей в Сечь, необходимо поставить этот вопрос и обсудить его; следующий участник пересказа в своей реплике учитывает обсужденное). Такой вид коллективного пересказа, помимо активизации памяти, развития концентрации внимания и навыков связной речи, позволяет выявить ключевые моменты сюжета повести, на которые невозможно не обратить внимания:
Мужчина, с точки зрения таких людей, как Тарас Бульба, должен пройти испытания
Испытания должны преследовать высокие цели (в данном случае, товарищество и противостояние захватчикам)
Андрий не выдерживает испытания и убит отцом как враг и предатель
Остап выдерживает испытания и гибнет как герой
Тарас гибнет героически, прожив героическую жизнь
Время – около 4 минут.
Учитель напоминает о том, что на предыдущем уроке им была прочитана вслух часть нового произведения (на предыдущем уроке учителем вслух читалось начало повести Проспера Меримэ «Маттео Фальконе» до момента появления главного героя, причем ни название произведения, ни автор не упоминались. В конце прочтения отрывка был поставлен вопрос о том, что, на взгляд учеников, случится потом, и без каких-либо учительских комментариев выслушаны догадки).
Ученикам раздаются листы с частью повести (см. приложение №1), прочитанной на предыдущем уроке, с заданием быстро перечитать про себя ( просмотреть) текст так, чтобы вспомнить его, и отметить в тексте, что непонятно ( слова, ситуации).
Работа с презентацией
Комментарий: презентация составлена с целью, прежде всего, сделать наиболее представимыми, наглядными для учеников некоторые реалии, связанные с произведением, то есть добиться наиболее адекватного восприятия хронотопа изучаемого текста, что важно для его осмысления.
Новелла – эпический жанр, близкий к привычному нам жанру рассказа
Учитель сообщает, что
и Пушкин, и Гоголь очень интересовались творчеством Мериме, писали о нем.
Посмотрите на годы жизни писателя и назовите русских писателей, чьим современником он был.
Дети называют Пушкина и Гоголя.
Детям предлагается вспомнить, когда Гоголь работал над повестью «Тарас Бульба».
Действие происходит на Корсике ( об этом кратко шла речь на предыдущем уроке), предлагается посмотреть на карту, найти Корсику.
В каком произведении, недавно нами прочитанном, события отчасти разворачивались также на островах Средиземного моря? ( «Одиссея»; некоторые делали проект-карту путешествий Одиссея, на Корсике, по некоторым предположениям, могли жить циклопы – дикие пастухи)
Фотография Корсики со спутника.
Что интересного в том, как выглядит этот остров?
( Ученики отмечают, что от побережья идет подъем в горы, покрытый лесом)
Небольшая историческая справка о корсиканской государственности, о положении Корсики между Италией ( родственны по языку и обычаям) и Францией, о борьбе за самостоятельность ( Корсиканское королевство) и непростые отношения с властями у жителей Корсики, что важно в контексте обсуждаемой новеллы
Можете ли вы назвать самого знаменитого в истории человечества уроженца Корсики?
Понятно ли, почему простые корсиканцы часто не осуждают преступников, скрывающихся в маки?
Обычный корсиканский город сегодня: небогатый, с простой архитектурой. Отмечаем: побережье – город- маки- горы
Место действия новеллы сегодня: побережье- город- маки- горы
Как выглядят маки ( маквис)
Почему легко спрятаться в маки
Корсика – и прежде и сегодня пастушеский край. В маки выгодно пасти коз, овец, муфлонов
В маки легко спрятаться от преследователей. «Желтые воротники»
вряд ли смогут найти преступника в маки
Сцена, до которой была прочитана новелла.
Остались ли какие – нибудь вопросы, связанные с пониманием той части текста, которая прочитана?
(если вопросы остались, то учитель на них отвечает)
Работа в тетрадях и обсуждение прочитанного:
Записывается название произведения и его автора.
Записываются имена героев.
Обсуждение и информация по мере записи: не услышали ли знакомый корень в каких-нибудь именах? Фортунато – от « фортуна»: счастье, удача, дар судьбы. А фамилия главных героев происходит от итальянского слова «сокол» ( с этим же корнем слово встречается и во французском, и в немецком, и в английском языках). Вспомним, что фамилии у многих народов – изначально прозвища. Подумаем, кого можно «прозвать» соколом и за что. Вспомним нашего сказочного « ясного сокола», «Финиста ясного сокола» (Формирование представления о «говорящих именах» как средстве характеристики героя)
Вопрос по прочитанной части текста: В художественных произведениях бывают очень значимы не только имена, но и числа, цифры. О главном герое сказано : « вот уже 10 лет…» Как вы думаете, почему именно 10?
Ученики высказывают предположения, учитель подсказывает, что ответ, скорее всего, они найдут в тексте. 10 лет назад у главного героя наконец родился сын, которого он после рождения трех дочерей воспринял, как дар судьбы и назвал «Фортунато». Маттео Фальконе после этого изменил свой образ жизни: 10 лет он живет безупречно с точки зрения закона. ( Формирование представления о значимости деталей в художественном тексте – в дальнейшем эта деталь даст возможность говорить о глубине трагедии в судьбе главного героя).
Ученикам напоминается, что они строили догадки о развитии действия, сейчас будет возможность проверить эти догадки (в это время ученикам выдается следующий отрывок из новеллы).
Ученики по очереди читают вслух продолжение новеллы ( отрывок № 2).
После чтения – обсуждение вопроса о том, понимает ли Фортунато, что поступил неправильно. Задание при обсуждении – привести аргументы для доказательства своей точки зрения из текста.
Аргументы: 1) колебание Фортунато 2) возвращение монеты 3) реакция на поведение отца
Учитель дочитывает произведение до конца ( см. приложение, отрывок № 3).
Вопрос классу: понятно ли, почему мы именно сейчас говорим о новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»? Ученики отмечают сюжетное сходство с повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: отец убивает сына за предательство.
Время – около 12 минут
— Нет необходимости спрашивать, как можно относиться к поступку Маттео Фальконе – с точки зрения ценностей цивилизованного общества он страшный преступник, он посягнул на самое дорогое, что есть у человека – его жизнь. Кроме того, он убил ребенка.
Если бы дело Маттео Фальконе слушалось в суде, то приговор был бы очевиден. Однако в любом цивилизованном суде подсудимому положен защитник ( ученики уточняют, что такой защитник называется адвокат), в обязанности которого входит объяснить суду почему было совершенно преступление ( то есть выяснить мотивы) и, по возможности, найти смягчающие обстоятельства. Если подсудимый не может найти себе адвоката ( у него для этого нет денег или его никто не хочет защищать, потому что его дело заведомо в суде не выиграть), то государство само назначает такому преступнику адвоката, и адвокат, вне зависимости от того, считает ли он своего подзащитного виновным, обязан добиваться смягчения наказания, выясняя мотивы и отыскивая смягчающие обстоятельства.
Давайте запишем в тетрадях :
— Сейчас каждый из вас представит, что он адвокат Маттео Фальконе и подумает, что он скажет в его защиту. Можно делать записи. ( 1 минуту ученики думают).
— Иногда адвокаты из-за трудности дела вынуждены советоваться с коллегами. Мы посоветуемся с соседями по парте. Обсуждаем то, что могло бы смягчить приговор Маттео Фальконе. ( 1 минута).
Работа в малых группах:
— В наиболее сложных случаях собирается «коллегия адвокатов». Первые парты поворачиваются ко вторым, третьи – к четвертым. Обсуждаем свои догадки. (1-2 минуты, в зависимости от интенсивности обсуждения).
— Но в суде обычно выступает только один адвокат. Речь должна быть подготовлена. Необходимо записать в тетради самое главное, самые важные доводы, которые смогут убедить суд смягчить приговор.
Делаются записи (1-2 минуты).
— Кто хочет поделиться своими соображениями? Прочитать самое важное, самое весомое, что позволило бы судье смягчить приговор.
Беседа ( примерно 5 минут).
Мысль об ответственности: это сделал МОЙ сын, значит в этом виноват я – недосмотрел, недовоспитал и т.п. Поступок становится самонаказанием.
Маттео лишает себя самого дорогого, что у него есть – то есть приносит жертву.
Подведение итогов не является целью данного вида работы. Однако ход беседы должен подвести учеников к мысли о том, что для людей может существовать нечто более важное, значимое и высокое, чем их собственная жизнь, привязанности, счастье (еще раз можно вспомнить о значении имени Фортунато). Финал беседы лучше оставить открытым, подвести итоги на следующем уроке после выполнения и обсуждения домашнего задания. Оставшееся время лучше потратить на объяснение домашнего задания.
Время – оставшееся ( возможно, около 5 минут)
Запись и объяснение домашнего задания.
Поставить себе оценку за участие в уроке и обосновать ее (учитель предупреждает, что оценка может быть скорректирована с учетом чтения вслух и работы над пересказом повести «Тарас Бульба»).
Вспомнить, как во время работы над повестью «Тарас Бульба» составлялась сравнительная характеристика Остапа И Андрия. Вспомнить цель, с которой составляется сравнительная характеристика ( см. учебник, с. 129-131).
Составить и заполнить таблицу «Два отца и два сына» по произведениям Гоголя и Мериме. Перечислить черты сходства и различия между героями. Выделить наиболее важные черты сходства и различия. Для уточнения можно использовать задание из учебника на с. 126.
На материале составленной таблицы сделать вывод о наивысшей жизненной ценности для каждого из героев.