пропедевтический этап обучения это
О задачах пропедевтического периода обучения грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья
Быстрянцева
О задачах пропедевтического периода обучения грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья
Во-первых, следует отметить неоднородность состава по-ступающих в первый класс детей с ОВЗ. Они отличаются друг от друга по типологическим и возрастным особенно-стям, степени психологической готовности к обучению и уровню дошкольной подготовки. Одни дети, попадая в школу, проявляют отдельные учебные навыки, другие – не владеют ими вовсе. Однако их всех объединяет неподготовленность к усвоению знаний.
Некоторые первоклассники отчасти могут соблюдать школьный режим, надлежащим образом ведут себя на уроках, но и им свойственна недостаточность познавательной деятельности, что непосредственным образом сказывается на качестве усваиваемых знаний.
Серьезные затруднения в овладении учебными навыками нередко объясняются недоразвитием у школьников с ОВЗ целенаправленной деятельности. Связано это, чаще всего, с психическим инфантилизмом, отклонениями в области эмоционально-волевой сферы и некоторыми иными причинами. Как следствие, потенциальные возможности для успешного обучения у таких детей в должной мере не реализуются. Результаты выполнения ими заданий не соответствуют их умственным способностям. Одновременно дети, обладающие меньшими интеллектуальными возможностями, но имеющие сохранную эмоционально-волевую сферу, не редко добиваются более существенных успехов в получении знаний и навыков.
Наиболее отчетливо у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются недостатки речевого развития. Не секрет, что успешное овладение грамотой предполагает определенное развитие произносительной стороны речи и фонематического слуха.Учащийся должен уметь: выделить звук из слова; произвести его дифференциацию со сходными звуками; обозначить его место в слове; установить последовательность звуков, входящих в слово. Гораздо чаще, нежели дефекты артикуляционного аппарата, препятствует правильному произношению плохо развитый фонематический слух.
В формировании навыков письма и чтения вместе с произношением и фонематическим слухом также принимают участие пространственная ориентировка и зрительное восприятие, мелкая моторика мышц руки (преимущественно при обучении письму).
Недостатки зрительного восприятия и представления затрудняют детям с ОВЗ уточнение образа букв, расположения их элементов в пространстве. Нарушение мелкой моторики лишает движения силы, точности и координации, что препятствует правильному обозначению звуков буквами.
Учителю необходимо знать о затруднениях ребенка в обучении, об имеющихся у него нарушениях и их причинах, чтобы особыми коррекционными приемами в определенной степени облегчить процесс усвоения учебного материала. Для этого в пропедевтическом периоде проводится изучение школьников, продолжающееся и в дальнейшем, в процессе получения знаний и формирования навыков. К примеру, работа над произносительной стороной речи позволяет определить не только группу детей с серьезными дефектами произношения, которым требуется помощь логопеда, но и школьников, нарушения у которых не заметны на первый взгляд, однако в последствии они могут повлечь за собой многочисленные ошибки при письме.
В процессе развития пространственного и зрительного восприятия и представления могут быть обнаружены такие затруднения, которые без труда устраняются при обучении письму, но могут проявляться на других уроках.
Своевременное и целенаправленное изучение детей с ОВЗ в пропедевтических период позволяет предварительно раз-делить их на типологические группы, а также запланировать отдельные коррекционные мероприятия, способствующие оптимизации продвижения первоклассников в ходе фронтального обучения.
Таким образом, пропедевтический период ставит перед учителем следующие ведущие задачи:
1) изучить поступивших в первый класс детей с ОВЗ (определить их общее и речевое развитие, уровень имеющихся знаний и навыков);
2) пробудить у школьников интерес к учебе;
3) развить насколько это возможно фонематический слух и навыки речевого общения;
5) выполнять упражнения на отработку произношения;
6) сформировать пространственное и зрительное восприятие и представление;
7) скорректировать моторику рук, готовя тем самым детей к обучению письму [1, с. 5].
Дальнейшее обучение детей с ОВЗ грамоте должно осуществляться на основе принципа коммуникативной направленности, предполагающего активное включение учащихся в продуктивную речевую деятельность. К сожалению, большой объем программного материала зачастую не позволяет учителю обеспечить применение полученных детьми языковедческих сведений в речевой практике. А поскольку дети с ОВЗ быстро забывают грамматическую теорию, время, по-траченное на выполнение таких упражнений, оказывается бесполезным для совершенствования речевой практики учащихся [2, с. 38].
«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.
Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.
Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.
Значение слова «пропедевтический»
ПРОПЕДЕВТИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое (книжн.). Прил. к пропедевтика; вводный, подготовительный, излагаемый в сжатой и элементарной форме. П. курс. Пропедевтические занятия.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пропедевти́ческий
1. книжн. связанный, соотносящийся по значению с существительным пропедевтика; приготовительный, подготовительный, вводный
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: внушаемость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «пропедевтический»
Предложения со словом «пропедевтический»
Цитаты из русской классики со словом «пропедевтический»
Сочетаемость слова «пропедевтический»
Понятия, связанные со словом «пропедевтический»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «пропедевтический»
У учителя такая логика заданий может быть на пропедевтическом этапе обучения, но в целом она диктуется учебным планом.
Наглядные пособия, раздаточный материал, дидактические игры в пропедевтический период.
Напомним, что такого рода деятельность можно рекомендовать в качестве домашнего задания (или для работы в классе) при изучении признаков делимости в курсе пропедевтического курса математики (5—6-е классы).
Пропедевтика обучения
Цель пропедевтических занятий состоит в том, чтобы привить учащимся интерес к рисованию, выработать умение организованно слушать и выполнять задания учителя, научить детей правильно держать тетрадь (параллельно краю парты, а не наклонно, как при письме), хорошо ориентироваться в ней, сформировать умения действовать карандашом.
К концу этих занятий первоклассники должны уметь проводить от руки толстые и тонкие линии в различных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные), различать и знать названия цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), правильно пользоваться резинкой (стирать карандашную линию движениями в одном направлении, чтобы не измять бумагу).
Необходимость в формировании указанных навыков возрастает в связи с тем, что некоторые из них предусмотрены программой добукварного периода обучения русскому языку и арифметике.
В подготовительный период необходимо проводить упражнения, направленные на развитие у учащихся внимания, наблюдательности, восприятия и представлений. Такие упражнения учитель организует обычно в начале урока непосредственно перед практической работой, и они, как правило, имеют игровой характер. Приведем пример.
Одной из игр, способствующей развитию зрительных восприятий, внимания и наблюдательности, является узнавание предмета по незаконченному рисунку. Учитель рисует на доске какой-нибудь предмет, а ученики находят в рисунке недостающую деталь. Учитель обводит указкой то место, где нужно нарисовать эту деталь, а один из учеников заканчивает рисунок. В этой игре используется ряд таблиц с изображением предметов без какой-либо детали, например: портфель, молоток, ведро, лопата, пила без ручек, флажок без палочки, ключ без бородки, топор без топорища, чайник без носика, лейка без сетки, часы без стрелок и т. п. (рис. 1).
Уроки изобразительного искусства предполагают не только выработку технических умений, но и коррекцию двигательной сферы в процессе выполнения различных упражнений.
Подготовительную работу лучше начинать с гимнастических упражнений для развития движений руки.
Отдельные движения для правой руки (под счет):
похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь);
постучать согнутыми пальцами по парте;
попеременно похлопывать ладонью и постукивать согнутыми пальцами по парте;
погладить поверхность парты;
сжать руку в кулак, разжать ее;
согнуть пальцы одновременно и поочередно;
поочередно противопоставить большому пальцу все остальные.
Упражнения с предметами:
составить из мозаики различные орнаменты;
вынимать из спичечной коробки по одной спичке и складывать их в «колодец» (работают только кисть руки, большой, указательный и средний пальцы);
разобрать «колодец» по одной спичке; сложить спички обратно в коробку (головками в одну сторону);
сжимать маленький мячик (комочек ваты);
раскатывать на доске указательным и средним пальцем одновременно и поочередно шарики из пластилина;
прокатывать спичку или карандаш между большим, указательным и средним пальцами, между большим и указательным, между большим и средним.
Важно сформировать технические навыки и умения как можно раньше, потому что ученик, свободно ими владеющий, не отвлекается от решения изобразительной задачи, поставленной перед ним. Однако формирование указанных навыков и умений у умственно отсталых детей – процесс очень сложный. Поэтому первоначально следует проводить с учащимися игровые упражнения, имитирующие процесс рисования.
Учитель показывает какой-либо предмет и рукой обводит его контур. Учащиеся следят за движением руки учителя, затем эти движения проделывают в воздухе, как бы рисуя предмет. Дети производят круговые движения, т. е. «рисуют» предметы круглой формы: мячик, шарик и т.п.; «изображают» предметы квадратной и прямоугольной формы: кубик, рамку и т.п. Эти упражнения должны проводиться в очень медленном темпе, чтобы каждый ученик научился точно воспроизводить соответствующее движение и лучше запомнил его.
В связи с тем, что рука умственно отсталого ребенка еще недостаточно подготовлена к процессу рисования, технические навыки и умения следует вырабатывать постепенно, соблюдая определенную последовательность: сначала дети рисуют на бумаге в клетку, затем используют опорные точки, которые учитель заранее расставляет на листе бумаги, и, наконец, выполняют рисунки в обычных тетрадях для рисования.
При обучении детей, моторика которых характеризуется значительным недоразвитием мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки, целесообразно на первых этапах работы использовать трафареты (шаблоны) различных
фигурок несложной формы, вырезанные из плотного картона. В качестве трафаретов или шаблонов в подготовительный период обучения могут быть использованы основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. При этом надо учитывать, что рука ребенка выполняет большую нагрузку при использовании трафаретов, чем шаблонов. Поэтому в зависимости от степени графической
подготовленности школьника следует применять то или иное средство обучения.
Помимо перечисленных выше геометрических форм, с успехом можно использовать вырезанные из плотного картона трафареты овощей и фруктов (морковь, репа, огурец, груша, яблоко, лимон), а также грибов, ягод, цветов и т.д. (рис. 3).
Полезным упражнением является составление из отдельных геометрических фигур и последующее обведение по контуру несложных предметов, таких, как домик, башня, елочка, грузои, трактор, ракета, корабль, вагон и т.п. (рис. 4).
Обводкой трафаретов необходимо руководить. Для этого учитель использует фигуры больших размеров, которые обводит мелом на доске, а также указывает очередность наложения фигур и последовательность обведения их по контуру. Учащиеся повторяют это в своих тетрадях, контурные изображения раскрашивают цветными карандашами.
В качестве шаблонов на уроках рисования в подготовительный период могут быть также использованы некоторые буквы и цифры. Воспроизведение контуров этих букв и цифр и последующая раскраска помогут учащимся лучше запомнить их.
В первом классе на уроках декоративного рисования в качестве трафарета может быть использована и чертежная линейи, например, для того, чтобы получить полосу. Однако рисование отдельных предметов при помощи линейки недопустимо, так как тормозит развитие изобразительных навыков.
Для первоклассников рисование от руки прямых линий сопряжено с большими трудностями. Поэтому на первых уроках работы целесообразно использовать бумагу в клетку. Рисование линий по клеткам значительно облегчает работу и, кроме того, делает учащихся уверенными в своих силах. Дети не просто проводят прямые линии, а «ведут поезд по рельсам» — линиям тетради, делают это осторожно, чтобы «поезд не сошел с рельсов», «останавливаются на станциях», т. Е. Проводят игровые упражнения, которые позднее выполняются на отдельных чистых листах. Такую же работу следует предлагать ученикам выполнить и на классной доске цветными мелками.
Интерес к рисованию значительно повышается, если каждая из проводившихся в тетрадях линий имеет определенное значение. Ученики проводят не просто линии, а рисуют «дорожки», «провода», «нитки», «забор», «высокие столбы» и т.д.
Для выработки точных, координированных движений детей следует упражнять в проведении линий между точками, заранее поставленными учителем на листе бумаги. Соединение этих точек дает различные геометрические фигуры и несложные рисуни (рис. 5.). Опорные точки целесообразно использовать также и для того, чтобы облегчить учащимся работу по расположению рисунка, так как это для них представляет огромную трудность на первых этапах обучения.
Следует заметить, что рисование контуров предметов по опорным точкам для некоторых учащихся сопряжено подчас с большими трудностями. В этом случае можно рекомендовать белее расчлененную последовательность отработки зрительно» двигательной координации: обведение контура по шаблону, обведение контура по трафарету, повторное обведение по готовому контуру (цветным карандашом), обведение по пунктиру, обведение по опорным точкам.
Во всех случаях учитель должен уделять большое внимание дифференцированному подходу к учащимся в работе с трафаретами, шаблонами, мерками, опорными точками и т. п. Следует всегда помнить, что чрезмерное «увлечение» ими и излишняя опека и регламентация учащихся тормозит развитие изобразительных способностей, наносит вред коррекционной работе.
В подготовительный период значительное место должно отводиться проведению игр-упражнений, цель которых состоит в том, чтобы дети научились различать и называть цвета.
Например, каждый ученик получает набор карточек разного цвета. Учитель называет или показывает рисунок какого-либо хорошо известного детям предмета. Учащиеся поднимают карточку такого цвета, в какой следует раскрасить этот предмет (огурец – поднимается карточка зеленого цвета, репа – желтого, помидор – красного и т.п.). Слушая стихотворение о светофоре, учащиеся в нужный момент поднимают соответствующую карточку зеленого, желтого или красного цвета.
В начале каждого урока рекомендуется также проводить упражнения для развития правильного восприятия формы и величины предметов. На таких занятиях используются наборы строительного материала, детские раскладные пирамидки, геометрические фигуры разной величины и окраски (плоскостные и объемные), полоски, цветного картона и ленты разной длины и ширины, наборы мелких предметов.
Показывая учащимся различные предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, величиной, учитель задает вопросы: «Какой предмет больше? Где широкая лента, где узкая? Какого цвета крыша домика?»
Дает задания: «Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца. Сложите башню, начиная с самого большого кубика. Разложите предметы (фигуры) по величине, начиная с самого маленького. Из всех фигур, которые лежат на столе, отберите одни кирпичики (одни кубики, одни шары). Возьмите самый большой круг, на него положите самый большой кубик, на кубик поставьте самый маленький кирпичик».
В качестве примеров, приводим два варианта, игры.
1-й вариант. На классной доске взвешиваются выполненные из картона, круг, прямоугольник и треугольник; на столе лежат шар, брусок, цилиндр, конус. У учителя несколько серий табличек, на которых, изображены: 1) часы, тарелка, монета, колесо; 2) альбом, тетрадь, книга, портфель; 3) мяч, шар, арбуз, апельсин; 4) пенал, коробка, кирпич, чемодан; 5) стакан, ведро, кружка, кастрюля; 6) детская пирамидка, ракета-игрушка, колпак клоуна.
Учитель показывает одну за другой картинки, а учащиеся называют их и отыскивают геометрическую фигуру, на которую похож нарисованный, предмет.
2-й вариант. Учитель называет и показывает геометрическую фигуру, а учащиеся называют какой-либо предмет, похожий на нее.
Такая игра, с одной стороны, способствует развитию правильного восприятия формы, с другой – обогащает представления ребенка об этой форме, оказывает положительное влияние на его познавательную деятельность.
В первоначальный период обучения большое внимание следует уделять развитию у учащихся умений раскрашивать рисунок. Для этого должен широко использоваться метод показа» как надо правильно закрашивать, как держать руку и кисть. Приемы раскрашивания и штриховки учитель показывает на образце большого размера, одновременно устанавливает и темп работы над рисунком. При этом он напоминает учащимся о некоторых правилах рисования: «Держите карандаш подальше от заточенного конца. Сильно не нажимайте на карандаш. Штрихи должны ложиться в одном направлении. Не спешите. Раскрашивайте медленнее и аккуратнее».
Наряду с фронтальной работой широко применяется метод индивидуального подхода к учащимся. Так, одним ученикам достаточно показать, необходимые движения и они смогут повторить эти движения у себя в тетрадях, получить соответствующее изображение. Другие не в состоянии усвоить зрительно воспринятое движение и трансформировать его в графический образ. Поэтому необходимо, чтобы их рука непосредственно выполнила движение, испытала его. Для этого учитель после фронтального показа переходит к индивидуальной работе взяв руку ребенка в свою, он показывает нужное движение, несколько раз повторяет его.
В каждом классе, как правило, есть и такие ученики, у которых усвоение движения происходит крайне медленно и с большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и многократное повторение движения, проводимого совместно-с учителем. Формирование графических умений у таких детей требует длительного времени.
Не следует забывать и о том, что младшие школьники очень плохо ориентируются в пространстве листа бумаги. В связи с этим необходимо уделять большое внимание развитию пространственной ориентировки учащихся. С этой целью необходимо иметь в классе сюжетные картины достаточно большого размера и аналогичные картинки малого формата для каждого школьника, а также наборы мелких игрушек или картонных фигурок (самолет, птичка, домик, мячик, елочка и др.). Используя их, учитель сможет проводить занятия, в процессе которых выясняются и уточняются понятия: «посередине», «в центре», «высоко – низко», «выше – ниже», «вверху – внизу», «справа – слева», «правее – левее», «спереди – сзади» и т.д.
Необходимо систематически отрабатывать у детей навык» быстрой и правильной ориентировки в своей рабочей тетради. Для этого на каждом уроке полезно предлагать им решать такие задачи: «Найди и покажи середину листа», «Покажи нижний край бумаги», «Покажи правый нижний (левый верхний) угол» и т.п.
Упражнения, которые проводятся в подготовительный период, способствуют развитию у учащихся активности и сознательности в работе, значительно снижают отвлекаемость и повышают речевую активность детей. Кроме того, у учащихся появляются элементы критического отношения к выполненным заданиям. Все это улучшает способность к организованной, целенаправленной деятельности.
1.Чем обусловлена необходимость пропедевтического периода при обучении изобразительной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида?
2. Какие пространственные представления необходимо сформировать у учащихся 1-го класса школы VIII в пропедевтический период?
3. Подберите упражнения для развития мелькой моторики руки учащихся школ восьмого вида.
4. Какие графические упражнения игрового характера можно использовать для формирования у учащихся технических умений и навыков?
5. Какие знания, умения и навыки усваивают учащиеся на уроках рисования в пропедевтический период?