прогрев динамиков миф или реальность
Не порвать динамики в мороз: зачем и как прогревать… аудиосистему
Зимой нужно прогревать не только мотор и коробку! Не все знают, что холода способны повредить и автомобильную акустику – обидно будет, если высококачественная и недешевая аудиосистема необратимо ухудшит качество звучания от работы на морозе. Разбираемся, зачем это нужно и как это правильно делать.
Отрицательные температуры малополезны для любого механизма – это общеизвестно. Густеют смазочные материалы, страдают пары трения, неметаллические материалы теряют прочность и гибкость. В холода бережливые водители прогревают мотор, продвинутые заодно греют АКП (мы писали подробно, как это правильно делать), глубоко замороченные прогревают амортизаторы движением малым ходом, а параноики и вовсе стараются в морозы не выворачивать руль до упора, дабы излишне не растягивать промерзшие пыльники ШРУСов…
Однако не все догадываются о том, что автомобильные мультимедийные системы также боятся холода. В первую очередь это касается акустики – динамиков, если по-простому. Электроника в меньшей степени реагирует на понижение температуры, хотя нельзя не вспомнить, как продвинутые автоаудиофилы прошлых лет старались слушать радио, пока не прогреется смазка в механизмах промороженных CD-приводов в головных устройствах и чейнджерах. Сегодня дисковые источники сигнала практически ушли в прошлое, но вот динамики эволюционировали несущественно.
Как и прежде, они представляют собой подвижную систему, основные характеристики которой задают свойства обратимо деформируемых при работе материалов – определенным образом подобранный баланс эластичности и упругости. И, несмотря на круглогодичный режим эксплуатации автомобиля, эти свойства рассчитаны разработчиками не на морозную зиму, а на плюсовые температуры.
Два главных элемента любого динамика (хоть универсального широкополосного, хоть «пищалки», хоть басовой сабвуферной головки) – эластичный подвес, выполняемый из резиноподобных полимеров, и центрирующая шайба, изготовленная из гофрированной ткани, пропитанной особым составом для упругости и пружинистости. Именно на них опирается в своем осевом движении диффузор сверху и снизу.
Многие думают, что основные характеристики динамической головки определяются диаметром диффузора и массой магнита, но это лишь отчасти. Самые важные элементы, формирующие основные акустические характеристики динамика, – это как раз подвес и шайба. Как уже говорилось, подбором их свойств задается определенный баланс эластичности и упругости, а значит, и звучания головки.
Впрочем, любой гибкий материал обладает прогнозируемыми и стабильными свойствами лишь в относительно узком участке температур. Где-то это не имеет принципиального значения (например, в том же пыльнике ШРУСа снижение эластичности на морозе даже в несколько раз не оказывает никакого влияния на работу привода колеса – лишь бы сам пыльник не лопнул), а где-то «задубевание» от холода куда более критично.
Автомобильные динамики – как раз тот самый случай. Подвесы и центрирующие шайбы могут частично терять эластичность из-за холода, и прослушивание громкой музыки способно как минимум ухудшить звучание «здесь и сейчас», а как максимум – подпортить динамики безвозвратно, что весьма обидно, если в вашем авто установлена недешевая и качественная аудиосистема. Мы опросили специалистов нескольких компаний, хорошо известных в мире кар-аудио, чтобы узнать, что они думают о прослушивании музыки в машине зимой!
«Сами по себе материалы подвесов и центрирующих шайб не боятся холода – это же не кефир, от мороза они не портятся. Но вот их характеристики – например, мягкость, упругость и вязкость – меняются, а они-то как раз и определяют механические параметры динамика», – рассказывает Антон Николаев, эксперт компании Pioneer.
– Соответственно, это сказывается на звуке не в лучшую сторону. Первое, что обычно обращает на себя внимание – пониженная отдача на басе. На средних и верхних частотах звучание становится более «плоским». Некоторые материалы подвесов диффузоров лояльно относятся к снижению температуры (скажем, каучуки), а некоторые становятся слишком чувствительными к деформациям (скажем, вспененный полиуретан) и могут просто треснуть при попытке сделать погромче. Будучи на холоде более «жёстким», любой динамик начинает испытывать нагрузки, которые не закладывались при его проектировании. Плюс в периоды, когда температура на улице колеблется около нуля и влажность повышена, внутри динамика образуется конденсат. Особенно это касается динамиков в дверях, подверженных от этого обледенению. Тем не менее, всё это не означает, что в холодной машине нельзя слушать музыку. Но лучше делать это на небольшой громкости, поборов желание «навалить волюмэ». По крайней мере первые минут 20, пока салон и, главное, сами динамики не прогреются.
«Действительно, работа динамиков при низких температурах может привести к негативным воздействиям на их конструкцию», – отмечает Алексей Сементковский, эксперт Alpine.
– Хотя для того, чтобы сказать, при каких температурах/мощностях возникнет вероятность разрушения подвеса и центрирующей шайбы, требуется ни много ни мало провести научные исследования с заморозкой и испытанием динамиков. Таких исследований мы не проводили и каких-либо достоверных данных на этот счет не имеем. Поэтому остается ограничиваться формальными рекомендациями: а именно – эксплуатировать динамики и аудиоаппаратуру в тех рамках, которые обозначены в эксплуатационной документации как «диапазон рабочих температур». Как правило, чаще всего такой диапазон ограничен снизу величиной 0°C. По-хорошему, нужно дождаться прогрева салона, а после этого слушать музыку.
«Многие любители качественного звука в автомобиле замечали, что зимой и летом аудиосистема в автомобиле звучит по-разному. Дело в том, что подвесы динамика делаются из гибких материалов с определённым сочетанием упругости и вязкости. Именно это сочетание определяет параметры динамика и то, как он будет откликаться на подаваемый сигнал», – говорит Сергей Артамонов, эксперт Kenwood.
– Зимой, когда вы только что сели в салон непрогретого автомобиля, подвесы жёсткие. Разумеется, параметры динамиков при этом «уплывают» от своих нормальных значений. Ухом это воспринимается в первую очередь как уменьшение количества баса и довольно грубое звучание с потерей детальности и микродинамики на средних и верхних частотах. Так что прежде, чем крутить ручку громкости, дайте салону хорошенько прогреться, чтобы динамики пришли в нормальное состояние, иначе можно банально порвать задубевшие подвесы даже на средней громкости. Сложнее с сабвуферными динамиками, если саб установлен в багажнике, и у вас седан. В седане багажник в принципе никогда не прогревается зимой до нормальной температуры. Это не значит, что о басе нужно забыть, но придётся смириться с тем, что включать сабвуфер в полную силу можно будет только весной!
PS:
Текущая зима не балует нас морозами, и это, в общем-то, неплохо – и для автомобильной акустики в частности, и для всего автомобиля в целом. Впрочем, морозы нас еще однозначно встретят, но теперь вы, во всяком случае, знаете, как сберечь от порчи вашу аудиосистему Bose, Harman Cardon, Bang & Olufsen, Canton или высококачественную нештатную инсталляцию. Да и недорогих авто с простейшей штатной «музыкой» это также касается – «беспородные» динамики еще хуже переносят перегрузки на морозе. Весьма обидно будет разбавить хрипами и дребезгом и без того средненькое звучание, так что лучше их поберечь!
Прогрев Hi-Fi: миф или реальность?
Купив в магазине аудиотехнику, мы с вами ее слушаем, но звук нас резко разочаровывает, и мы или сдаем его обратно или продолжаем слушать эту «кашу». Но со временем слышим в звуке улучшения на йоту. С каждой неделей, с каждым месяцем звук преображается, становиться лучше и сочнее, слаще. Как с женщиной или с вином, с годами она вкуснее и ароматнее.
А если серьезно, то на себе проверил этот тезис, купив наушники Philips SHP9500S. Вначале был ужасный звук, с каждым месяцем звук становился лучше, и лучше. Через год небольшим он преобразился, чувствуется детализация звука и сама картина, меняется.
В начале нулевых работал в Hi-Fi-салоне, много было высококлассной техники и доводилось все это слушать воочию, дабы сам продвал и звук был демонстративной рекламой. И запомнилось то, что звук с каждым месяцем становился детальнее. Если первые недели он был никакой и вызывал отвращение, то с полугода начинал меняться. Если »бивни» вначале звучат ужасно, то им это только плюс, дабы со временем будет такой звук, что кроме него вы больше ничего не захотите. Каждый день включал бивни напольники, если кто помнит раньше их кевларовые динамики были желтого цвета, и имели очень вкусный звук, и сборка была Made in England, и микродинамика, как мне кажется, была у них более масштабной и натуральной, особенно это заметно на топ серии «Diamond»
Так вот, уважаемые коллеги, что правда, то истина, дабы это было проверено на своем слухе и теперь на все 100% уверен, что техника нуждается в долгом прогреве. Для профессионалов этого дела, есть даже специальные прогревочные CD- диски которые содержат подборку из специально подобранных звуковых записей, которые не только прогревают и размагничивают систему, но и прорабатывают её важные части, а также помогают сделать базовую проверку каналов и фаз.
Прогрев колонок
Производители акустических систем рекомендуют прогревать новые аппараты, то есть начинать прослушивание после нескольких часов их работы как бы на холостом ходу. Лучше всего для прогрева подойдет розовый шум — специальный сигнал, содержащий все частоты слухового диапазона, у которого самые громкие звуки — басовые, а чем выше частота, тем меньше громкость.
В этом случае правильно распределяется нагрузка на СЧ/НЧ-динамики и твитер. Но слушать такой «концерт», да еще в течение нескольких часов, весьма неприятно, поэтому можно использовать и обычную музыку, но «пошумнее».
Сложно
Воспринимаемый человеком звук — это движение воздуха, и порождается он тоже движением: поверхности стены, если вы слышите голоса из соседней комнаты, или диффузоров динамиков колонок при прослушивании CD. Так что в колонках происходит то же, что и в других движущихся механизмах, — их составные части «притираются», то есть от трения сглаживаются даже мельчайшие неровности поверхностей, требующие дополнительной энергии при работе.
И автомобили рекомендуется не использовать на повышенных скоростях, пока у них не наберется несколько тысяч километров пробега, да и новые туфли могут доставить неприятности, пока не разносятся. А еще не надо забывать, что в динамиках применяется много эластичных материалов. Из них изготавливаются, например, подвесы и центрирующие шайбы.
Многие детали склеиваются, и клей не просто лежит между ними — он проникает в их поверхностные слои, образуя новую структуру. Сначала она застывает, но потом ее эластичность необходимо восстановить.
Это и происходит в процессе первоначальной работы АС. От движения материалы нагреваются, меняются их свойства, и эти изменения сохраняются, как бы запоминаются. Колонки с динамиками, имеющими металлические диффузоры, надо греть дольше — у металлов небольшая теплоемкость, они быстрее остывают, поэтому медленнее прогреваются слои клея и резины подвеса, к которому они прикрепляются.
А именно подвес и является одним из главных источников нелинейных искажений в звуке, и если его характеристики еще не пришли в норму, то прямая зависимость смещения диффузора от приложенной к нему силы может быть нарушена. Это приведет к появлению гармоник, нарушающих правильность воспроизведения, и просто шумов.
Просто
Суть процесса элементарна и может быть легко показана. Возьмите картонку или пластинку целулоида и попробуйте согнуть. Она сопротивляется. Но согните ее пару раз туда-сюда и она буквально будет болтаться по линии перегиба.
Динамики — электромеханическая система. И диффузор имеет эластичный подвес. А представляет он из себя какую ни будь комбинацию того же картона, пластика, ткани, резины.
Но «эластичность» подвеса новых динамиков сродни той новой картонке.
Что такое прогрев акустики?
Прогрев — это принудительный процесс механического «размягчения» эластичного подвеса.
Прогрев колонок это разминка всех эластичных элементов (подвесов, центрирующих шайб и т.п.). Чем более низкочастотный динамик, тем он более критичен к разминке.
Естественно после этого подвес дифузора будет более «отзывчивый» на малейшие принуждения магнитного поля катушки динамика — отсюда и большая громкость и лучшая динамика и чистота звука.
После прогрева уйдет резкость на ВЧ (если была) и улучшиться качество (не количество) НЧ.
Искажения хорошо различимы на слух, поэтому часто звук новых колонок резкий и неприятный. Не стоит заставлять их играть на полную громкость — это может привести к перегреву и выходу из строя динамиков.
Почти все производители акустических систем настоятельно рекомендуют своим потребителям прогревать новые колонки, то есть начинать полноценное прослушивание АС как минимум после нескольких часов их непрерывной работы на «холостом» ходу.
Некоторые производители акустики прогревают колонки еще на заводе, но в любом случае полезно просмотреть инструкцию по эксплуатации, где изготовитель дает свои рекомендации. Бывает и так, что без этой процедуры не обойтись и перед каждым прослушиванием — все зависит от свойств материалов.
Для прогрева динамиков необходимо использовать специальные измерительные генераторы, формирующие необходимые сигналы или записи (mp3, flac, wav) этих сигналов.
Лучше всего для прогрева подойдет розовый шум — специальный сигнал, содержащий все частоты слухового диапазона, у которого самые громкие звуки — басовые, а чем выше частота, тем меньше громкость.
В этом случае наиболее правильно распределяется нагрузка между СЧ/НЧ-динамиками и ВЧ-динамиком (твитером).й
Где найти треки/музыку для прогрева колонок?
Для прогрева колонок есть несколько решений, можно скачать следующие треки:
Как прогревать акустику?
Пользователю следует записать файл на диск, установить его в проигрыватель, выставить оптимальный уровень громкости и выбрать режим воспроизведения «Continuous» или «Repeat».
Эффект может быть заметен уже через несколько часов, однако производители рекомендуют воспроизводить «розовый шум» до тех пор, пока сессии прогрева не перестанут приносить результат.
Прогрев акустики.
Ответы
Даю слово: после покупки нового усилка я обязательно проделаю все то, о чем Вы писАли выше. Удивит меня результат или не удивит, я обязательно отпишусь. 😉
Я обещала отписаться. Так вот.
С покупкой усилителя я сильно припоздала из-за курса валют, да и бюджет сильно привысила от первоначально спланированого. Полностью собрала комплект всего лишь чуть больше, чем пол года назад.
Состав комплекта: Heco Celan GT 702 + Heco Celan GT Sub 322А + Onkyo C7070 + Onkyo P-3000R + Onkyo M-5000R.
Что могу сказать о изменениях в звуке. Мда. Очень трудно всё описать объективно.
1. Слушаю относительно не часто, так что долго привыкала к звуку.
2. Кроме новых ас, в комплекте так же новый пред, конечник, и все кабеля (кроме силовых). А это всё дело тоже прирабатывается со временем и меняет звучание.
Улучшения со временем замечены, и это не на уровне самовнушения, они действительно есть, но улучшения без эфекта «вау». Думаю это не только заслуга ас, а и прогрева всего комплекта целиком. Долго эксперементировала с расстановкой, углом атаки ас, положением саба, даже в другую комнату всё перетащила. Изначально всё должно было стоять в моей комнате (почти 30 м), но там ему оказалось тесновато, были проблемы по низам (точнее низы были в маминой спальне и в пролёте между этажами, а не там, где я хотела), переволокла всё в приёмную (чуть больше 50 м), тут всё и заиграло.
Ну и у каждого свои уши 😉
Улучшения со временем замечены, и это не на уровне самовнушения, они действительно есть, но улучшения без эфекта «вау». Думаю это не только заслуга ас, а и прогрева всего комплекта целиком.
Не стоит так же исключать из процесса «прогрев» слушателя. А современные транзисторники «прогреваются» очень быстро (пара тройка часов), да и не сильно гуляя при этом, ООС аднака.
Ничего не надо прогревать. Эффект прогрева, т.е. выхода на рабочие (паспортные) параметры у динамиков недолгий, несколько часов эксплуатации обычно. Но характер звучания колонок со временем будет понемногу меняться, но это годы и годы работы. Короче, забейте!
А если хочется услышать разницу, то стоит провести этот процесс при минимальном собственном присутствии, послушать вначале и после тех же 50 часов. Чтобы привыкание исключить и на контрасте разницу услышать.
Если Вы на счет «глупости говорите» ко мне, то я написала, что «возможно слишком низкий уровень акустики, а может и ухи «кривые». Я не отрицаю прогрев АС как таковой, просто для этого на мой взгляд нужно иметь компоненты должного уровня (2000$-2500$ за каждый), иначе разницу не уловить (как у меня сейчас).
Екатерина, не Вам, да и вообще это весьма безобидная фигура речи.
Ладно, спорить не буду. Согласна, опыта в прослушке компонентов разной ценовой категории у Вас гораздо больше. Возможно я действительно упускаю некие моменты.
Первого сентября я купила для себя новую акустику. Теперь коплю денюжку к своему дню рождения для нового усилителя. Даю слово: после покупки нового усилка я обязательно проделаю все то, о чем Вы писАли выше. Удивит меня результат или не удивит, я обязательно отпишусь. 😉
Heco Celan GT 702 в черном цвете.
Здравствуйте Катерина. у меня такая же акустика Heco celan gt 702. Тоже хочу приобрести себе усилитель.Намечается electrocompanient eci3. А вы какой хотите усилитель к этой акустике?
А как вам звучание целанов, сравнивали с чем-нибудь в магазине? Начитался форумов, отзывов, и ни одного отрицательного. На данный момент наслаждаюсь Dynaudio DM 2/7, но в связи с переездом возникла необходимость брать напольники способные озвучит пространство большей площадью. В принципе звучание Динов устраивает всем, особенно бас и динамика радуют, не утомительные, но хотелось бы чуть большей детальности и панорамы. Если не ошибаюсь, всё это должно быть у Heco GT.
Переслушала много всего, выбирала почти все лето. Последними вариантами оставались Heco Celan GT 702, и Focal (826v + 836v). Долго между ними металась, но после того, как наконец то их удалось послушать в одном салоне одновременно, опредилилась окончательно в пользу Несо.
хотелось бы чуть большей детальности и панорамы. Если не ошибаюсь, всё это должно быть у Heco GT.
Да у Несо с етим все впорядке. Дома я их слушала всего два часа (на Onkyo А-9070 + Onkyo C-7070). Сейчас они стоят запечатаные в моей комнате и ждут нового усилителя спецыально для них. Но даже за этих два часа меня удивило то, что в трэке Cardigans «Sick & Tired» гораздо больше инструментов, чем я думала раньше. И просто ошарашили Guns n Roses «November Rain» смычковыми и духовыми! А при прослушке в магазине окончательную точку в выборе АС поставил трэк, где Маркус Миллер играет на контрабасе (названия не помню). Это было просто потрясающе (всмысле и Несо и Миллер;)).
Если не секрет, какой выбрали усилитель?
Раньше у меня уже были Heco, правда Victa Prime 702. Играли с Onkyo A-9050 и Onkyo C-7030. Смены характера звучания спустя время не заметила.
Виктор, посмотрите пожалуйста свои входящие сообщения «вконтакте», спасибо.
Полностью вас поддерживаю
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Нужно ли прогревать колонки?
Нужен ли прогрев колонок? — хотелось бы услышать ответ. Я всегда покупал в салоне, где играли колонки. А тут купил новые. Стоит ли ждать и изменений.
В наушниках я знаю — есть. Проверял лично. А вот в колонках не проверял.
Ответы
Конечно стоит ожидать изменений. Даже в большей степени, нежели в наушниках. Здесь ещё играет вес подвижной системы. Могу дать совет от Ван Ден Хула. Ставите акустику мордахами друг к другу, на расстоянии одного фута(33см, есл что), переворачиваете полярность на одной и включаете что-нибудь зажигательное, с хорошим басом. Часов на пять. Считайте после этой прцедуры акустика прогреется процентов на семьдесят.
Зачем ставить АС «мордами» друг к другу при прогреве?
Ну шоб они друг друга толкали, когда работают в противофазе:-)
Никогда так не пробовал).
Чтоб соседей басами не терроризировать.
Есть такое дело. На всех своих АС замечал. Да даже готов поверить в прогрев проводов и электроники. Что-то и в этом есть.
А что вы в проводах «греть» собираетесь?
Да ничего не собираюсь. Но с пеной у рта не стану доказывать, что этого нет и не может быть. Не уверен, что этого нет)
А если это ширпотреб с конвейера то да, их собирали не глядя и не слушая чиста по схеме, прогреются, куда-то подсъедут. Можно будет разобрать подрегулировать самому.
Вот катушкам прогреваться и не надо. Обычно ждут изменения в рабочих свойствах подвесов и центрирующих шайб. Так. К сведению.
скорее всего просто испытания и сматывание лишнего именно в соответствующем температурном режиме
Видимо вы не особо представляете себе процесс разработки и изготовления АС. В ютюбе не показывают и половины процесса.:-)
определенно это так, причём чем дальше тем меньше
Эти я как раз видел и прекрасно помню. Есть пара моментов, нарушающих принципы акустикостроения, но это неважно. Главное, что бы вам самому нравилось. Но я не о построении акустики в отдельно взятой квартире, и не о последователях Троэлся. Я о производстве.
а какие моменты я нарушил? скажите пожалуйста, мне важно
На счёт производства, так степень ручной сборки везде разная, но флагманы пытаются конечно выводить вручную
Такую сложную схему с множеством динамиков зря выбрали или вы настолько уверены в что вам под силу должным образом согласовать их все, в том числе по фазовым характеристикам?
У этих лапухов нестабильные параметры, но звук за счёт размеров чистый в большом нагрузочном диапазоне. Если бы они отвечали за СЧ то конечно никакой стереокартинки не вышло. Разница значительная. Но играют куда чище чем большинство низкочастотников меньшего привычного всем размера.
Схема основана на самовыравнивающих устойчивых параллельных фильтрах, цимес в том что суммарное напряжение на динамиках всегда во всем частотном диапазонечетко равно исходящему с усилителя. То есть она крайне проста в практическом применении. Там даже перепутать полярность динамиков можно 😉
Похоже что 100ГДН у вас НОЭМА, попробуйте поменять на микроновские, сибиряки используют китайские комплектующие и ориентируются на клубную музыку.
Бортики даалеко достаточно, хотел чтобы типа олдстайл, накладка для супертвиттера была необходима, так как сама ленточка утоплена в рупоре. Так что сами излучатели на одной оси, она наклонена чуть вперёд так как строил заранее предполагая что стоять будут на подиуме прям скраю. Соответственно НЧ поднят в реальности над основной площадью пола.
То есть я все это осознанно и специально. Полгода только рисовал.
Именно об этом речь, под самым верхним рупорником панель, она для выравнивания оси. На которой находятся излучатели. Собственно из-за этого купольник утоплен.
Понял. Значит просто не рассмотрел на фото на телефоне. У вас получилось установить ВСЕ динамики таким образом, что бы центр их диффузоров (с учетом их различной глубины) был на одной линии по вертикали, если смотреть на АС сбоку?
Да! Учитывая некоторое усреднение, всё-таки, все диффузоры ведь разные, один выпуклый, другой сложно вогнутый, третий вобще, ленточник.
уважаемый Блюзевич, вот минусы клянусь не мои, кто-то жаждал шоу и мы его разочаровали
Вот на вас я бы подумал в последнюю очередь:-) Это мой преданный поклонник, предпочитающий оставаться инкогнито:-)
Некоторые производители даже указывают время прогрева в инструкциях к колонкам 🙂
Первоначальный «прогрев» очень важный этап в работе аудиосистемы и не только для акустики, но и для компонентов и кабелей в системе. Характер звучания меняется ощутимо. Прогрев аудио системы можно сравнить с начальным этапом эксплуатации нового автомобиля и на этом этапе очень важно соблюдать определённые правила, которые в дальнейшем помогут достичь лучшего качества звучания, а так же повлияют на долговечность работы всей системы. Как очень верно заметил, многоуважаемый Игорь Анатольевич ускорить процесс прогрева АС и компонентов может помочь технологию, предложеннная профессором Ван Ден Хулом, но с соблюдением правил предосторожности, главное, в начальном периоде прогрева не «насиловать» систему и тогда все будет отлично. Вы можете сначала послушать новые компоненты и АС и потом после нескольких дней прогрева, поверьте, Ваши уши Вас не обманут, явные отличия сможете заметить сразу между непрогретой и прогретой системой.
Обычно всегда ощутимое улучшение есть. Оно связано с изменением свойств материала, из которого изготовлены динамики, подвес, он становится более мягким и динамик начинает воспроизводить более широкий разброс колебаний. Особенно это полезно для бюджетных колонок, которые сейчас делают на редкость «дубовыми», и из коробки они могут вообще не звучать. Ну это как жесткие ботинки разнашивать, по началу нередко давят, жмут и мозоли бывают. Только я бы назвал этот процесс не нагревом, а разработкой, раскачкой, например, это правильнее, потому что в данном случае ничего особенно не греется. Можно не делать специальный процесс, а просто подождать, пока колонки и так разыграются, просто будет дольше.
За «уже 12 лет» много обуви купили? Мне вот нормальных производителей обувь уже на голову падает, и в этой связи я некоторую даже иногда в сезон по разу надеть забываю.
Интересно, что это за производитель?
Весьма недешевый по нашим деньгам и жалоб в последнее время очень много, что стали разваливаться и воду пропускать, короче, уже не торт. Большинству населения приходится мириться с бюджетом: Zenden, Kari, Centro и прочая дешевка. Вот там разнашивать придется скорее всего. Раньше я часто покупал китайские и отечественные недорогие ботинки, правда, других марок, не на рынке ессно, они в целом неплохого качества, долговечные, но требуют разнашивания по ноге, какие пару дней, какие довольно долго. Попадались и такие, которые приходилось выбрасывать, потому что разнашивать было невыносимо, долго и больно.
Вы кроссовки носите или ботинки? Если кроссовки, то понятно, а если ботинки, то даже самый именитый производитель иногда делает достаточно дубовую обувь, требующую первоначального разнашивания. Кроме того, какие бы «по ноге» ботинки не были, хоть самые недешевые, после нескольких дней носки в них станет комфортнее.
Вот это им бы объяснить, да ваши слова прямо в уши и в головы. А то мало того, что не стараются, так и конструктив делают такой, и материалы бронежилетные: кевлар, полипропилен, металл, что требует мощного усилителя и долгих часов на пару и не дышать, чтобы наконец прилично заиграло. Но они, очевидно, со словом, что они что-то там должны кому то, кардинально не согласны.
Не парься, купил, поставил и слушай, сами прогреются или замёрзнут.