программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность

Дистанционное и модульное обучение.

Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством же модульного обучения при этом служат учебные модули. Модуль может представлять и собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения.

Модульное обучение предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [1][2]

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

§ среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

§ методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

§ снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

§ проводить обучение большого количества человек;

§ повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

§ создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав

Источник

Тема №2.11. «Виды обучения»

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. 150516129355i34. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-150516129355i34. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка 150516129355i34.

Тема №2.11. «Виды обучения»

2. Объяснительно-иллюстративное обучение

5. Другие виды обучения

1. Характера, деятельности учителя;

2. Особенностей обучения учеников;

3. Специфики применения знаний на практике и др.

По этому общему критерию выделяется несколько типов обучения:

• объяснительно-иллюстративное (сообщающее, традиционное);

• межпредметное и др.

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. image001 40. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-image001 40. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка image001 40.

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. image002 24. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-image002 24. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка image002 24.

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. image003 18. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-image003 18. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка image003 18.

Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение.

Их работы заложили научно-педагогический фундамент, на котором базируются современные подходы к теории и методики проблемного обучения. В современном понимании проблемное обучение это обучение, в процессе которого учащиеся вовлекаются в разрешение учебных проблем путем коллективного научного поиска истины.

включения большого числа вопросов и заданий, развивающих у учащихся способность к различным видам творческой деятельности.

Проблемное обучение, ставя обучающих перед необходимостью решать новые, нестандартные задачи и разрешать поставленные перед ними проблемы, жизненную важность и значимость которых они осознают, развивает у них:

— умение ориентироваться в новых условиях;

— комбинировать запас имеющихся знаний и умений для поиска недостающих знаний и умений;

— искать пути более надежного и точного решения;

    содержательная сторона ситуации должна представлять определенный интерес для учащихся ; учащиеся должны чувствовать, что решение проблемы в целом им посильно, т. к. часть необходимых для этого знаний есть.

Следует помнить, что не всякая учебная задача может быть проблемой. Проблема-это задача, не имеющая стандартного решения, т.е. она решается не по схеме, алгоритму и образцу. Поэтому проблема прежде всего поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения заданий. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытые противоречия, что он открывает возможность не однотипных ответов, а нестандартных решений.

о проблемное изложение;

о частично-поисковая деятельность;

При проблемном обучении педагог не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти средство для ее разрешения. В поисках этих средств и путей учащийся и приобретает новые знания. При этом ведущими становятся мотивы интеллектуального пробуждения: учащиеся сами с интересом ищут пути получения недостающих знаний, испытывая удовольствие от процесса интеллектуального труда, преодоление сложностей и самостоятельно найденного решения.

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. image004 21. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-image004 21. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка image004 21.

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. image005 17. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-image005 17. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка image005 17.

Название происходит от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату.

Характерные черты программированного обучения:

о разделение учебного материала на отдельные порции (дозы);

о учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных

действий по их усвоению;

о каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.);

о каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него

о педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях,

осуществляет индивидуальный подход и др.

В основу обучающих программ кладутся три принципа программирования : линейное, разветвленное и смешанное.

При линейном принципе программирования обучаемый, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему. Различия могут быть лишь в темпе проработке материала.

При использовании разветвленного принципа программирования работа учеников, давших верные и неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся выбрал верный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указания о переходе к следующему шагу программы. Если же учащийся выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указания вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой программе.

Принцип разветвленного программирования по сравнению с линейным позволяет больше индивидуализировать обучение учащихся. Ученик, дающий верные ответа, может быстрее продвигаться вперед, переходя без задержки от одной порции информации к другой. Ученики делающие ошибки продвигаются медленнее, но зато читают дополнительные пояснения и устраняют пробелы в знаниях.

Разработаны также смешанные технологии программированного обучения. В качестве таковых известны шеффилдская и блочная.

Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способом. Принципиальной разницы между структурой данных способов нет. Основная разница заключается в технике подачи учебной информации и заданий, получения ответа от учащихся и выдачи ему сообщения о степени правильности его действий.

В безмашинном варианте ПО функции управления познавательной деятельностью ученика осуществляют программированный учебник или специально составленные программированные материалы, пособия.

Разные бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Их тип зависит от реализуемой дидактической функции:

о информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;

о машины-экзаменаторы, служащие для контроля и оценки знаний учащихся;

о машины-репетиторы, предназначающиеся для повторения с целью закрепления знаний;

о тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, например печатания на машинке и т. п.

Учителя начальной школы чаще используют элементы программированного обучения в виде специально составленных карточекзаданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика. Используются и программированные карточкитрафареты для проверки выполнения заданий.

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. image006 12. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-image006 12. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка image006 12.

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. image007 10. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-image007 10. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка image007 10.

Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении выглядит так

Вывод: объяснительноиллюстративный, проблемный, программированный виды обучения выбираются и применяются учителями в зависимости от поставленной цели. Обычно выбирается тот вид обучения, который наиболее эффективно решает поставленные задачи.

    предъявлении (выдачи) информации; управление ходом обучения, контроля результатов; выполнение тренировочных упражнений;

Особого внимания требуют дети, которым трудно учиться. Выделено несколько групп причин, затрудняющих обучение:

► Есть дети, страдающие инфантилизмом, т. е. задержкой темпов формирования эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Хотя по возрасту, они уже должны были бы идти в школу, по уровню развития они еще для школы не готовы и, как правило, отстают в развитии от ровесников на 1,5-2 года. Учитель совместно с родителями будет решать вопросы, как именно следует преодолевать этот недостаток.

►Есть дети с недостаточным уровнем сформированности двигательных умений, что также затрудняет им процесс учения. Они плохо овладевают навыками письма, рисования, практическими действиями. Им трудно обводить контур, они плохо и неряшливо пишет. Занятия физкультурой, рисованием, лепкой, трудом для них настоящее мучение. Нередко их заставляют многократно переделывать их неудачные работы и это усугубляет нарастание усталости. Ведь причина не в лености или нежелании выполнять работу, а в неразвитости движений. Здесь крайне необходим индивидуальный подход, потренировать соответствующие мышцы.

Индивидуальный подход необходим и в случае дислекции еще одного вида нарушений, когда ребенок не может понять, какой буквой изображается звук. Такие затруднения обычно наблюдаются у детей, которые поздно начали говорить.

Недостаточное общее развитие тоже может быть причиной отставания ребенка в учебе. Оно обычно сочетается с недостаточным физическим развитием, повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью. Больные дети очень чувствительны к различного рода перегрузкам и им необходим специальный режим (особый распорядок дня, сокращенный график работы).

Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению. Индивидуальное обучение педагог может осуществить только в классе с небольшим числом учеников. Если в классе 20-30 учеников, то выделяется 4-5 дифференцированных подгрупп. Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Оправдывают себя следующие способы дифференциации, когда:

• Содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;

• Содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

• Используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

• Задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, таблица, алгоритм, ответ и т. д.).

Источник

Программированное и компьютерное обучение

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

Лекция «Виды обучения»

В практике работы образовательных учреждений сложились относи­тельно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обучения, т. е. общие способы организации учебного процесса.

Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используе­мых средств, методов и форм обучения.

Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежа­щей в его основе. Вы­деляют следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догма­тическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно- ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, меж­предметное и др.

Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение — вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привле­чением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Догматическое обучение — вид обучения, построенный на принятии ин­формации без доказательств на веру.

Проблемное обучение — вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучае­мых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются но­вые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, лю­бознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно зна­чимые качества.

Развивающее обучение — вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обуче­ния достигается всеми обучающимися.

Эвристическое обучение — вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации лич­ностной образовательной траектории в заданном образовательном про­странстве.

Личностно ориентированное обучение — вид обучения, в котором образо­вательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Компьютерное обучение — вид обучения, основывающийся на програм­мировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в конт­рольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиле­ние индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет опти­мальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.

Модульное обучение — вид обучения, придающий полифункциональ­ность минимальной дидактической единице учебной информации — моду­лю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

Дистанционное обучение — вид обучения, позволяющий достигнуть це­лей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса.

Межпредметное обучение — вид обучения, основывающийся на изуче­нии интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.

Более подробно рассмотри несколько видов обучения, которые широко используются в профессиональных образовательных организациях.

Объяснительно-иллюстративное обучение

Объяснительно-иллюстративное обучение – это самый распространенный вид обучения в современной педагогике. Особенно он распространен в практике средней общеобразовательной школы. Само название вида обучения говорит за себя: это – такой вид обучения, который построен на объяснении учебного материала в сочетании с его наглядностью в виде иллюстраций, чертежей, компьютерных презентаций, таблиц, учебных фильмов и т.п. При этом ведущими видами учебной деятельности учащихся являются визуальное восприятие материала и его запоминании.

Следует отметить, что здесь не идет речи о механическом заучивании или воспроизведении: цель использования данного вида обучения – формирование определенных представлений, навыков и умений и готовность использовать их в будущем, и подобные представления могут быть восприняты и в произвольной форме, т.е. не обязательно именно так, как это звучало в интерпретации педагога.

программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. 640 1. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность фото. программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность-640 1. картинка программирование модульное дистанционное развивающее обучение и их сущность. картинка 640 1.

В то же время критерием эффективности данного метода считается точное воспроизведение изученного. Это особенно актуально при обучении точным наукам, где существуют положения, не предполагающие вариативного или двоякого толкования.

И ранее, и в настоящее время данный вид обучения считается традиционным.

Развивающее обучение

Развивающее обучение– это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдоваи др.

Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии ставится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «зону ближайшего развития» ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. «Зона ближайшего развития» ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра ставится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Так обучение стимулирует развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребенком процесса учения и др.

Структура развивающего обученияпредставляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат виде новых фактов. Таким образом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Центральное технологическое звеноразвивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.

Суть развивающего обученияв том, чтобы ученик не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий, обучался конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Проблемное обучение

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Главные психолого-педагогические целипроблемного обучения:

– развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;

– усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

— воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.

На втором этапе разрешения проблемы («закрытом»)учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.

Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Условияуспешного проблемного обучения:

– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

– значимость информации, получаемой при решении проблемы;

– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток; самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное и компьютерное обучение

Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом.

Данный вид обучения возник в начале 60-х гг.на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей программированного обучения. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, Л.Й. Ланда, И.Л. Тихонов, А.Х. Молибог, А.М. Матюшкин, В.И. Чепелеви многие другие.

Особенностипрограммированного обучения заключаются в следующем:
– учебный материал разделяются на отдельные порции (дозы);

– учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

– каждый шаг завершается контролем;

– при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

– при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

– каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает материалом в посильном для него темпе;

– результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

– педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

– в учебном процессе широкое применение находят специфические средства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.
Компьютерное обучение пришло на смену программированному обучению. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т. д.

Главные направления компьютеризации обучения:

– повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранному языкам, географии и др.), ориентированное на результат процесса;

– развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками, т. е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка;

– автоматизированное тестирование, оценка и управление, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.

Компьютерное обучение основывается на выделении алгоритма обучения, ведущего к правильному результату, который предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений.

Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью.
Качество компьютерного обучения обусловливается двумя основными факторами:

– качеством обучающих программ;

Модульное обучение

Модульное обучение представляет собой способ, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключаются в модули.
Модуль– это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.

Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учащимся занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся.

В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупнее или важнее модуль, тем большее число баллов ему отводится.

Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны в систему.

При проектировании содержания дисциплины в последнее время наметилась тенденция выделять из базиса дисциплины ее понятийную базу – тезаурус, в котором должны быть представлены основные смысловые единицы.

На основании тезауруса составляются вопросы и задачи, охватывающие все виды работ по модулю и выносятся на контроль (обычно в тестовой форме) после изучения модуля. После изучения каждого модуля по результатам тестового контроля преподаватель дает учащимся необходимые рекомендации. По количеству набранных баллов из возможных ученик сам может судить о степени своей успешности в овладении учебным материалом.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональнуючасти. Первая формирует теоретические знания, вторая профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.

В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:

– системность содержания, т. е. то необходимое и достаточное знание (тезаурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

– чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;

– системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки систематизации в профессиональные умения анализировать, систематизировать и прогнозировать инженерные решения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, содержание и формы итогового контроля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *