программа по хореографии на 5 лет обучения
Программа дополнительного образования по хореографии на 5 лет танцевального коллектива «Каприз»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Утверждена на заседании
экспертно – методического совета
Протокол №1 от «30 августа 2019г.
Председатель _________О.С. Склюева
№ _____ от «»____»____________2019г.
Директор ____________С.В. Лапшанова
Рабочая программа дополнительного образования
Составил педагог дополнительного образования:
Эскаева Кристина Александровна, I КК
Программа составлена на основе программ Министерства образования и науки для учреждений дополнительного образования и программ Министерства культуры для хореографических училищ.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус детей. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества.
Танцевальный спорт сочетает в себе колоссальные физические нагрузки с эстетическим развитием. Чтобы стать успешным спортсменом, необходимо тренироваться не меньше, чем тренируются спортсмены олимпийских видов спорта. При этом нужно развивать дополнительные качества с помощью уроков балета, растяжки, ОФП, круговых тренировок, помощи спортивного психолога и пр.
Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);
Срок реализации программы – 5 лет. Срок реализации программы, выбор предметов и объём содержания каждого из предмета определяется педагогом исходя из стартовых возможностей, специальных способностей и интересов детей, особенностей и условий конкретной школы, контингента воспитанников. Педагог имеет право варьировать содержание учебных предметов, объём учебных часов на освоение воспитанниками тех или иных тем и предметов при обязательном условии отражения изменений в составляемом им ежегодно календарно-тематическом плане.
Формы обучения – очная;
Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются такие формы как: мастер-класс, беседа, коллективное посещение концертов, спектаклей, массовых мероприятий. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.
Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.
1 год обучения – 102 часа (2 занятия по 1,5 часа);
2 год обучения – 102 часа (2 занятия по 1,5 часа);
3 год обучения – 102 часа (2 занятия по 1,5 часа);
4-5 год обучения – 102 часа (2 занятия по 1,5 часа).
Цель и задачи программы.
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами искусства хореографии.
Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества.
Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.
Формирования потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья.
Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно.
Формирование предметной компетентности в области хореографии: знание о многообразии видов и жанров искусства хореографии, истории танцевального искусства, танцевальных жанрах (классический, народный, современный танцы).
Формирование базовых хореографических навыков для творческого выражения заданного образа.
Расширение эрудиции и кругозора.
Вид занятий – групповые.
Дети организуются в одновозрастные или разновозрастные группы, численностью 10-15 человек с разностью в возрасте не более 3 лет. Из выпускников формируется ансамбль коллектива.
При организации образовательного процесса дети делятся на три возрастные категории:
Каждая возрастная категория существует автономно, имеет свой учебный план и репертуар. Таким образом, программа имеет возможность широкого возрастного охвата детей с начала своей реализации, при выполнении её одним педагогом. Принимаются дети в детское объединение, без учета специальных навыков, но имеющие медицинский допуск к занятиям хореографией.
Формой подведения итогов является:
– областные и региональные конкурсы;
– российские и международные конкурсы и фестивали.
После 5 года обучения учащиеся должны
— правила исполнения основных движений экзерсиса у станка и на середине зала;
— все аrаbesgue в классическом танце;
— терминологию движений классического и народного танца;
— терминологию движений современного танца
— исполнять движения на мелодию с затактом;
— устойчиво стоять на полупальцах;
— исполнить «дроби» русского танца;
— запомнить и станцевать простейший русский и народный этюд;
— исполнить элементы современного танца.
Ученики за эти годы должны приобрести не только музыкально-танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе.
Тематическое планирование
дополнительной образовательной программы
«Каприз»
1 год обучения – 102 часа в год (2 раза в неделю по 1,5 часа)
Рабочая программа на 5 лет «Современная хореографиия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №667 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.Я. САМСОНОВА»
Заместитель директора по УВР
Директор ГБОУ СОШ №667
И.М. Михалева __________
Ю.В. Мартанова ___________
Наименование учебного предмета _______СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ____________________________________________________
Класс ______________________________________7-18 лет _______________________________________________________________________
Учитель __Жукова Анна Викторовна_________________________________________________________________________________________
Срок реализации программы, ______5 (пять) лет________________________________________________________________________________
Количество групп ________________2 (две) ____________________________________________________________________________________
Количество часов по учебному плану в год (для одной группы): 76 часов
Количество часов в неделю (для одной группы): 2 часа
Рабочую программу составил (а) ______________________________________________________________________________________________
подпись расшифровка подписи
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
Характеристики изучаемых дисциплин, их роль в образовательном процессе.
Цели и задачи изучения учебных предметов.
Сроки реализации программы. Объем учебной нагрузки.
Методы обучения и формы проведения учебных аудиторных занятий.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Основные навыки и умения.
Аттестация: критерии оценки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Качество образования в детских школах искусств является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства. Осуществляется переход к реализации в детских школах искусств дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (Федеральным законом № 145-ФЗ). Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Программа учебной дисциплины «Современная хореография» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофильной общеобразовательной программе в области хореографического искусства.
«Современная хореография» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин, так как ориентирована на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков.
Именно на уроках «Современной хореографии» осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитывается чувство позы и музыкальности, мастерство исполнительской культуры.
Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ .
Характеристики изучаемых дисциплин.
Учебная программа по дисциплине «Современная хореография» включает в себя учебные предметы:
основы современной хореографии;
подготовка концертных номеров.
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ.
Учебный предмет «Основы современной хореографии» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся и приобретение основных навыков исполнения детского танца.
Освоение предмета способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ.
Учебный предмет направлен на приобретение обучающимися первичных умений исполнения сценического репертуара на сцене актового зала учебного учреждения, в выступлениях в рамках культурных мероприятий города, на участие в фестивалях, смотрах и конкурсах. Сценическая практика учащихся организуется и планируется на основании плана работы хореографического отделения и учебного заведения в целом.
В процессе подготовки концертных номеров должны участвовать все учащиеся группы. Участие каждого в массовом номере, в составе небольшого ансамбля или в сольном репертуаре зависит от уровня его способностей, достигнутых результатов изучения программ специальных предметов.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка.
Цели и задачи изучения учебных предметов.
знание хореографической терминологии;
знание элементов и основных комбинаций массовых танцев;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов хореографической деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с хореографией, самообразования и самовоспитания;
развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке, желания слушать и исполнять ее;
укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося;
развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти;
развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка;
развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать высокую степень физического и нервного напряжения;
воспитание чувства позы и музыкальности как первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно самоопределение в выбранном виде искусства;
умение планировать свою домашнюю работу;
умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
умение давать объективную оценку своему труду;
формирование навыков взаимодействия с преподавателями и другими участниками образовательного процесса;
воспитание уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Сроки реализации программы. Объем учебной нагрузки.
Программа является частью предпрофильной подготовки в области хореографического мастерства. С учетом возрастных особенностей обучающихся, рассчитана на 5 лет.
Объем учебной нагрузки.
Наименование учебного предмета
Основы современной хореографии
Подготовка концертных номеров
Методы обучения и формы проведения учебных аудиторных занятий.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ);
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы при изучении современной хореографии в рамках предпрофильной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебной дисциплины и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая.
Наполняемость групп и рекомендуемая продолжительность занятий представлена в таблице:
60 минут (15 минут организационной работы в конце урока)
60 минут (15 минут организационной работы в конце урока)
60 минут (15 минут организационной работы в конце урока)
60 минут (15 минут организационной работы в конце урока)
60 минут (15 минут организационной работы в конце урока)
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН.
Темы и содержание урока
Общее количество часов
Учебно-тренировочная и организационная работа
Общая физическая подготовка
Элементы народного танца
Элементы бальных танцев
Основы современной хореографии
Беседы об искусстве
Постановочная и отчетная работа
Работа над репертуаром:
Разучивание, работа над ошибками, прогон.
Отчетные концерты и выступления
Обучение детей младшего школьного возраста начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Большое организующее значение принадлежит музыке. В ней четко должен прослушиваться ритм и сильная доля. На первом этапе обучения первоочередной задачей является приобретение координации слуховых и двигательных навыков и постепенное их осознание.
Темы и содержание урока
Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно).
Контрастная музыка (по темпу и по настроению.
Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие.
Маршировка в темпе музыки.
Построение и перестроение из колонны по одному в колонну
по 2, 3, 4 человека на восемь счетов.
Перестроения, обход одним другого.
Общая физическая подготовка
Техника безопасности и правила выполнения силовых упражнений
Выполняется по парам по 2 подхода.
пресс (5 раз), лодочка (5 раз),
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Планка (10 сек), березка (10 сек), ножницы (10 раз).
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Боковые махи в положении лежа (5 раз каждой ногой), удержание ног и корпуса на расстоянии 20 см от пола (10 сек), планка (10 сек)
Гладкий бег 30 сек, бег с изменением направления движения по звуковому сигналу.
Перекрестный бег по 2 и 4 диагоналям.
Элементы народного танца
Положение рук, ног, корпуса и головы в народных танцах. Основной шаг. Просмотр видео материала.
Простой шаг в хороводе.
Движения на месте: ковырялочка, тройной притоп.
Движения рук в русском танце из положения на талии.
Элементы бальных танцев
Положение рук, ног, корпуса и головы в бальных танцах. Основной шаг. Просмотр видео материала.
Особенности музыкальных рисунков в бальных танцах. Ритм.
Основной шаг танца «Ча-ча-ча».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «ча-ча-ча»
Прыжковые движения танца «Джайв».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Джайв»
Основы современной хореографии
Органичность движений, их согласованность с музыкой. Танцевальные акценты, понятие «точки».
Основные аэробные шаги : step-touch, open-step, double-step, поворот на 4 шагах.
Разучивание комбинаций на базовых шагах.
Координационные упражнения: галстук, солнышко, вертушка.
Упражнения на взаимодействие в парах: повороты за руки в медленном и быстром темпе.
Закрепление изученного материала.
Выражение эмоций и характера музыки через танцевальные
движения и мимику.
Танцевальные шаги в образах, например лисы, кошки, медведя, птички.
Импровизация в современных и народных ритмах.
Домашняя импровизация на произвольную тематику.
Танцевальные игры: «Ручеек», «Кто я?»
Беседы об искусстве
Что такое танец? Исполнительское мастерство.
Ознакомление с фонотекой, определение характера музыки и наиболее подходящих по настроению движений
Темы и содержание урока
Общее количество часов
Учебно-тренировочная и организационная работа
Общая физическая подготовка
Элементы народного танца
Элементы бальных танцев
Основы современной хореографии
Беседы об искусстве
Постановочная и отчетная работа
Работа над репертуаром:
Разучивание, работа над ошибками, прогон.
Отчетные концерты и выступления
В данную группу вступают учащиеся 8-9 лет, к ним присоединяются дети после первого года обучения. В этом возрасте дети достаточно хорошо развиты в физическом и умственном отношении и быстро осваивают «азы» танцевального движения.
Темы и содержание урока
Характер современных танцев.
Передача в движении изменение темпа.
Акценты на сильную долю такта в шагах и танцевальных
движениях.
Различные виды танцевальных рисунков: круг, квадрат,
шахматный порядок, звезда, карусель, диагональ.
Тактовые и затактовые вступления в танец.
Общая физическая подготовка
Техника безопасности и правила выполнения силовых упражнений
Выполняется по парам по 2 подхода.
пресс (7 раз), лодочка (7 раз),
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Планка (15 сек), березка (15 сек), ножницы (15 раз).
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Боковые махи в положении лежа (7 раз каждой ногой), удержание ног и корпуса на расстоянии 20 см от пола (10 сек), планка (15 сек)
Гладкий бег 45 сек, бег с изменением направления движения по звуковому сигналу.
Перекрестный бег по 2 и 4 диагоналям.
Элементы народного танца
Сходства и различия в основных движениях и построениях
народных танцах.
Просмотр видео материала.
Простой шаг в хороводе
Движения рук в русском танце: открывание двух и одной
руки во вторую позицию.
Припадание, боковой шаг с притопом и без него.
Гармошка (l-я закрытая, затем открытая позиция) с
продвижением в сторону.
Знакомство с танцами народов мира.
Элементы бальных танцев
Положение рук, ног, корпуса и головы в бальных танцах. Основной шаг. Просмотр видео материала.
Особенности музыкальных рисунков в бальных танцах. Ритм.
Основной шаг танца «Ча-ча-ча».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «ча-ча-ча»
Прыжковые движения танца «Джайв».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Джайв».
Основы современной хореографии
Органичность движений, их согласованность с музыкой. Танцевальные акценты, понятие «точки».
Боковые и фронтальные соскоки.
Техника поворотов на 4 шагах и из скрестной позиции.
Смена направлния движения в танце. Сохранение рисунка.
Изучение и повторение базовых аэробных шагов.
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах.
Выражение эмоций и характера музыки через танцевальные
движения и мимику.
Групповая импровизация (тема детских сказок).
Свободная импровизация (музыка по заданию руководителя).
Индивидуальная домашняя импровизация с самостоятельным выбором музыки, созданием сценического образа и танцевально-элементной базы.
Танцевальные игры: «Зеркало», «Клоун»
Беседы об искусстве
Танец как средство общения детей.
Ознакомление с фонотекой, определение характера музыки и наиболее подходящих по настроению движений.
Темы и содержание урока
Общее количество часов
Учебно-тренировочная и организационная работа
Общая физическая подготовка
Элементы народного танца
Элементы бальных танцев
Основы современной хореографии
Беседы об искусстве
Постановочная и отчетная работа
Работа над репертуаром:
Разучивание, работа над ошибками, прогон.
Отчетные концерты и выступления
В данную группу вступают учащиеся 9-11 лет, к ним присоединяются дети после первого и второго года обучения, с хорошим уровнем подготовки. В этом возрасте дети быстро осваивают «азы» танцевального движения, развивается внимательность и культура исполнительского мастерства, формируются базовые хореографические навыки.
Темы и содержание урока
Оценка прослушанной музыки для танцев. Ритмичное разнообразие.
Прослушивание и выбор музыки для исполнения танцев.
Мелодический рисунок, метроритм, количество тактов.
Экзерсис в центре зала.
Работа в диагонали (левая/правая).
Передача характера и настроения музыки языком тела.
Общая физическая подготовка
Техника безопасности и правила выполнения силовых упражнений
Выполняется по парам по 2 подхода.
пресс (10 раз), лодочка (10 раз),
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Планка (15 сек), березка (15 сек), ножницы (15 раз).
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Боковые махи в положении лежа (10 раз каждой ногой), удержание ног и корпуса на расстоянии 20 см от пола (15 сек), планка (15 сек)
Гладкий бег 60 сек, бег с изменением направления движения по звуковому сигналу.
Перекрестный бег по 2 и 4 диагоналям.
Элементы народного танца
Характер медленных, напевных и быстрых задорных движений. Основной шаг. Просмотр видео материала.
Основные позиции, положения и движения рук, корпуса,
головы в испанском и восточном танцах.
Танцевальные шаги с каблука.
Синкопированные движения русского (притоп, переступания) и восточного танцев.
Разучивание тренировочных связок в народном стиле.
Разучивание тренировочных связок в восточном стиле.
Разучивание тренировочных связок в испанском стиле.
Элементы бальных танцев
Положение рук, ног, корпуса и головы в бальных танцах. Основной шаг. Просмотр видео материала.
Особенности музыкальных рисунков в бальных танцах. Ритм.
Основной шаг танца «Самба».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Самба»
Основные движения танца «Медленный вальс»: квадрат, большой квадрат, перемена.
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Медленный вальс».
Знакомство с историко-бытовыми танцами: полонез, падеграс, фигурный вальс.
Основы современной хореографии
История создания и развития современных танцевальных
направлений.
Джазовые позиции, движения рук, головы, особые движения
ног, танцевальные джазовые композиции.
Скользящий шаг (на месте и с продвижением). Кик (выброс ноги от коленки) вперед, в сторону и назад.
Разновидности джазовых и хип-хоп поворотов.
В партере: дорожка с опорой на одну руку, дорожка с
поочередной опорой руками, упражнение «Краб», переходы
из стойки на колене в полушпагат.
разведением рук в стороны.
Сюжетная импровизация (тема природы).
Групповая импровизация на темы современных ритмов
(музыка по усмотрению руководителя).
Беседы об искусстве
Танец как стиль жизни.
Ознакомление с фонотекой, определение характера музыки и наиболее подходящих по настроению движений.
Темы и содержание урока
Общее количество часов
Учебно-тренировочная и организационная работа
Общая физическая подготовка
Элементы народного танца
Элементы бальных танцев
Основы современной хореографии
Беседы об искусстве
Постановочная и отчетная работа
Работа над репертуаром:
Разучивание, работа над ошибками, прогон.
Отчетные концерты и выступления
Учащиеся 11-14 лет, входящие в эту группу хорошо координированы, обладают чувством ритма и музыкальным вкусом. Все изученные ранее упражнения продолжают закрепляться, добавляются новые элементы, совершенствуется сценическое мастерство.
Темы и содержание урока
Техника перестроений на шагах, прыжках и поворотах.
Передача характера музыки по средствам хореографии.
Упражнения на взаимодействие по парам и малыми группами.
Самостоятельное разучивание тренировочных связок на базовых аэробных шагах.
Работа в диагоналях левая/правая.
Упражнения на гибкость.
Одноименная и разноименная работа рук и ног. Движения в противоход. Понятие «шейп».
Общая физическая подготовка
Техника безопасности и правила выполнения силовых упражнений.
Выполняется по парам по 2 подхода.
пресс (15 раз), лодочка (15 раз),
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Планка (15 сек), березка (15 сек), ножницы (15 раз).
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Боковые махи в положении лежа (15 раз каждой ногой), удержание ног и корпуса на расстоянии 20 см от пола (15 сек), планка (15 сек).
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Вертикальная лягушка (10 раз), в положении на боку свободная нога впереди опорной, подъем опорной ноги (10 раз), приседания (15 раз).
Прыжки через скакалку.
Растяжка позвоночника в положении сидя.
Техника дыхательных упражнений.
Гладкий бег 90 сек, бег с изменением направления движения по звуковому сигналу.
Перекрестный бег по 2 и 4 диагоналям.
Элементы народного танца
Положение рук, ног, корпуса и головы в народных танцах. Основной шаг. Просмотр видео материала.
Историко-бытовые танцы: создание, сходства и различия.
Основные движения «Полонез».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Полонез».
Основные движения «Вальс».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Вальс».
Основные движения танца «Полька-тройка».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Полька-тройка».
Основные движения танца «Падеграс».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Падеграс».
Основные движения танца «Кадриль».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Кадриль».
Основные движения танца «Мазурка».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Мазурка».
Повторение и закрепление изученного материала.
«Сказочный Бал». Работа в парах.
Элементы бальных танцев
Положение рук, ног, корпуса и головы в бальных танцах. Основной шаг. Просмотр видео материала.
Особенности музыкальных рисунков в бальных танцах. Ритм.
Основной шаг танца «Сальса».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Сальса».
Основные шаги танца «Бачата».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Бачата».
Прыжковые движения «Рок-н-Ролл».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Рок-н-Ролл».
Основные шаги танца «Танго».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Танго».
Повторение изученных материалов.
Основы современной хореографии
Органичность движений, их согласованность с музыкой. Танцевальные акценты, понятие «точки».
Основные аэробные шаги : step-touch, open-step, double-step, поворот на 4 шагах.
Разучивание комбинаций на базовых шагах.
Координационные упражнения: галстук, солнышко, вертушка.
Упражнения на взаимодействие в парах: повороты за руки в медленном и быстром темпе.
Пластические упражнения для корпуса и рук.
Пластические упражнения для ног и бедер.
Джазовые позиции, движения рук, головы, особые движения
ног, танцевальные джазовые композиции.
Скользящий шаг (на месте и с продвижением). Кик (выброс ноги от коленки) вперед, в сторону и назад.
Разновидности джазовых и хип-хоп поворотов.
В партере: дорожка с опорой на одну руку, дорожка с
поочередной опорой руками, упражнение «Краб», переходы
из стойки на колене в полушпагат.
разведением рук в стороны.
Кач, шейп, слеш, джек.
Боковые и фронтальные соскоки.
Правила постановочной работы.
Схемы работы в разных уровнях.
Самостоятельное составление тренировочных связок.
Устройство пирамид и точечных поз.
Ассиметричные движения. Сценическая энергетика.
Акробатика и гимнастика.
Закрепление изученного материала.
Выражение эмоций и характера музыки через танцевальные
движения и мимику.
Импровизация в современных и народных ритмах.
Беседы об искусстве
Что такое танец? Исполнительское мастерство.
Ознакомление с фонотекой, определение характера музыки и наиболее подходящих по настроению движений.
Темы и содержание урока
Общее количество часов
Учебно-тренировочная и организационная работа
Общая физическая подготовка
Элементы народного танца
Элементы бальных танцев
Основы современной хореографии
Беседы об искусстве
Постановочная и отчетная работа
Работа над репертуаром:
Разучивание, работа над ошибками, прогон.
Отчетные концерты и выступления
Учащиеся 15-18 лет, входящие в эту группу, отлично чувствуют свое тело и владеют им. Основная работа направлена на передачу характера музыки и слаженности группового тренажа четкости и синхронности. Все изученные ранее упражнения продолжают закрепляться, добавляются новые элементы, совершенствуется сценическое мастерство.
Темы и содержание урока
Техника перестроений на шагах, прыжках и поворотах.
Передача характера музыки по средствам хореографии.
Упражнения на взаимодействие по парам и малыми группами.
Самостоятельное разучивание тренировочных связок на базовых аэробных шагах.
Работа в диагоналях левая/правая.
Упражнения на гибкость.
Одноименная и разноименная работа рук и ног. Движения в противоход. Понятие «шейп».
Общая физическая подготовка
Техника безопасности и правила выполнения силовых упражнений.
Выполняется по парам по 2 подхода.
пресс (20 раз), лодочка (20 раз),
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Планка (30 сек), березка (30 сек), ножницы (30 раз).
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Боковые махи в положении лежа (20 раз каждой ногой), удержание ног и корпуса на расстоянии 20 см от пола (30 сек), планка (30 сек).
Выполняется индивидуально по 3 подхода.
Вертикальная лягушка (20 раз), в положении на боку свободная нога впереди опорной, подъем опорной ноги (20 раз), приседания (50 раз).
Прыжки через скакалку.
Растяжка позвоночника в положении сидя.
Техника дыхательных упражнений.
Гладкий бег 120 сек, бег с изменением направления движения по звуковому сигналу.
Перекрестный бег по 2 и 4 диагоналям.
Элементы народного танца
Положение рук, ног, корпуса и головы в народных танцах. Основной шаг. Просмотр видео материала.
Историко-бытовые танцы: создание, сходства и различия.
Основные движения «Полонез».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Полонез».
Основные движения «Вальс».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Вальс».
Основные движения танца «Полька-тройка».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Полька-тройка».
Основные движения танца «Падеграс».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Падеграс».
Основные движения танца «Кадриль».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Кадриль».
Основные движения танца «Мазурка».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Мазурка».
Повторение и закрепление изученного материала.
«Сказочный Бал». Работа в парах.
Элементы бальных танцев
Положение рук, ног, корпуса и головы в бальных танцах. Основной шаг. Просмотр видео материала.
Особенности музыкальных рисунков в бальных танцах. Ритм.
Основной шаг танца «Сальса».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Сальса».
Основные шаги танца «Бачата».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Бачата».
Прыжковые движения «Рок-н-Ролл».
Разучивание тренировочной связки на базовых шагах танца «Рок-н-Ролл».
Основные шаги танца «Танго».
Разучивание тренировочной связки на основных шагах танца «Танго».
Повторение изученных материалов.
Основы современной хореографии
Органичность движений, их согласованность с музыкой. Танцевальные акценты, понятие «точки».
Основные аэробные шаги : step-touch, open-step, double-step, поворот на 4 шагах.
Разучивание комбинаций на базовых шагах.
Координационные упражнения: галстук, солнышко, вертушка.
Упражнения на взаимодействие в парах: повороты за руки в медленном и быстром темпе.
Пластические упражнения для корпуса и рук.
Пластические упражнения для ног и бедер.
Джазовые позиции, движения рук, головы, особые движения
ног, танцевальные джазовые композиции.
Скользящий шаг (на месте и с продвижением). Кик (выброс ноги от коленки) вперед, в сторону и назад.
Разновидности джазовых и хип-хоп поворотов.
В партере: дорожка с опорой на одну руку, дорожка с
поочередной опорой руками, упражнение «Краб», переходы
из стойки на колене в полушпагат.
разведением рук в стороны.
Кач, шейп, слеш, джек.
Боковые и фронтальные соскоки.
Правила постановочной работы.
Схемы работы в разных уровнях.
Самостоятельное составление тренировочных связок.
Устройство пирамид и точечных поз.
Ассиметричные движения. Сценическая энергетика.
Акробатика и гимнастика.
Закрепление изученного материала.
Выражение эмоций и характера музыки через танцевальные
движения и мимику.
Импровизация в современных и народных ритмах.
Беседы об искусстве
Что такое танец? Исполнительское мастерство.
Ознакомление с фонотекой, определение характера музыки и наиболее подходящих по настроению движений.
«Спокойной ночи, малыши!»
Танцевальная миниатюра «Помните…»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Основные навыки и умения.
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление представлений о ритме, синхронном движении;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах и коллективе.
Выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Результатом освоения учебной программы «Современная хореография» является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, таких как:
знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание танцевальной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций детского массового танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение исполнять на сцене произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять элементы и основные комбинации;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренировке танца и разучивании хореографического произведения;
умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
навыки музыкально-пластического интонирования;
навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
навыки публичных выступлений.
Аттестация: критерии оценки.
Оценка качества реализации программы «Современная хореография» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических и тематических концертах, конкурсах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотра концертных номеров или их фрагментов в учебной аудитории (балетном зале), на сцене концертного зала учебного заведения, а также исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговым отчётом по дисциплине «Современная хореография» является ежегодный отчётный концерт хореографического отделения образовательного учреждения.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на просмотре, концерте, конкурсе выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом, так и в художественном плане).
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, невыразительное исполнение, отсутствие свободы в хореографических постановках и т.д.
комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой.
достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается
− оценка годовой работы ученика;
− оценка на академическом концерте или конкурсе;
− другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждого и полугодия учебного года.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных данных, уровня его подготовки.
Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества.
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки. С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях. Наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения значительную роль играет просмотр видео материалов.
Преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации. Необходимо развивать:
умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
умения осваивать и преодолевать технические трудности при постановочной работе;
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман план каждого урока. В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности.
Занятия строятся по следующему плану:
— вводное слово преподавателя.
Перед разучиванием нового танца преподаватель сообщает о нем такие сведения, как история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, необходимо рассказать о характерных чертах данного народа, при разучивании фрагмента из балета – дается информация о времени его создания, о стиле исполнения, характерном для той эпохи.
— слушание музыки и ее анализ.
Преподаватель предлагает прослушать музыку хореографического номера, определить ее характер, темп, музыкальный размер и т.д.
— разучивание движений и элементов танца, поз и основных рисунков.
При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога, а затем исполняют их самостоятельно. При изучении особенно сложных движений может быть применено временное упрощение. Затем танцевальная лексика постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме. Когда все элементы проучены, необходимо приступать к соединению их в танцевальные комбинации.
— работа над танцевальным образом.
Словесное объяснение преподавателя используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения. Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется прием выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение. Все замечания по ходу урока делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-технического обеспечения включает в себя:
балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-15 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие),
балетные станки (палки) длиной не менее 8 погонных метров, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
коврики для выполнения упражнений;
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки и туалетные комнаты для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.