программа первого года обучения по плаванию
Программа «Начальное обучение детей плаванию 6-10 лет»
Цель программы: обучение плаванию и физическое самосовершенствование обучающихся посредством занятий в бассейне.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Начальное обучение детей плаванию 6-10 лет»»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Архангельской области
«Дворец детского и юношеского творчества»
Рассмотрено на заседании
«_____» ___________ 2017 г.
Директор ГБОУ «ДДЮТ»
___________________В. Ю. Шульгина
«______» ___________________ 2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Начальное обучение детей плаванию»
Срок реализации 1 год
педагоги дополнительного образования
Николаева Наталья Анатольевна,
год разработки программы – 2017
6. Диагностический инструментарий
7. Список литературы
Плаванье является прекрасным средствомзакаливания, оздоровления и физического развития детей. Купание, плавание, игры и развлечение на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, которые способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Систематическое плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц и совершенствует такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для формирования правильной осанки у детей.Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища в воде, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются. Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца.
Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям, совершенствуют работу вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия. Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость,обеспечивая крепкий, спокойный сон.
Однако большинство детей не могут воспользоваться благоприятным оздоровительным влиянием плавания из-за неумения плавать. Кроме того, дети принадлежат к группе повышенного риска, так как могут утонуть и в неглубоком месте за очень короткое время. Физические возможности ребенка значительно ниже, чем у взрослого, он быстрее страдает от переохлаждения. Отсутствие жизненного опыта не позволяет детям реально оценить степень опасности, а любопытство может привести к трагедии. Обучение детей плаванию –это жизненно важная задача взрослых, так какумение плавать выступает необходимым условием сохранения жизни и укрепления здоровья школьников.
Кроме жизнесберегающей функции плавание имеет важное значение для физического развития детей, поскольку являются прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к простудным заболеваниям, содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.Поэтому квалифицированное обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных задач в области физического воспитания и обеспечения безопасности, особенно среди подрастающего поколения.
Цель программы:обучение плаванию и физическое самосовершенствование обучающихся посредством занятий в бассейне.
• изучение техники плавания и овладение основными навыками плавания;
• знакомство с правилами безопасности на воде;
• формирование общих представлений о плавании, его значении в жизни человека;
• изучение простейших способов контроля за физической нагрузкой.
• развитие и совершенствование физических качеств (сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость);
• развитие интереса к самостоятельным занятиям плаванием;
• укрепление здоровья, закаливание организма обучающихся.
• формирование стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и к плаванию в частности.
• воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью
Возрастные особенности физического и психологического развития детей 6 – 10 лет:
Анатомические особенности детей.Для плавания имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети, как правило, обладают лучшей плавучестью, чем взрослые, за счет меньшего удельного веса. Гибкость и подвижность в суставах позволяет быстрее осваивать технику спортивных способов плавания. Поскольку в плавании статические напряжения, направленные на поддержание позы, невелики, от ребенка требуется меньше физической силы, чем в других циклических «наземных» видах спорта. До 10 лет постепенно увеличивается сила мышц, возрастает их упругость и эластичность. Мышцы детей быстрее утомляются, но также быстро происходят процессы восстановления.К 8-10-летнему возрасту показатели возбудимости мышц приближаются к характеристике взрослого человека. В этом возрасте дети на тренировках могут осваивать довольно сложные, с учетом их подготовки, по технике выполнения упражнения, так как наибольшие нормы прироста физических качеств, особенно таких, как ловкость, быстрота, выносливость, наблюдаются именно в младшем школьном возрасте.
Психологические особенности.К психологическим особенностям детей школьного возраста можно отнести легкую возбудимость, которая проявляется как в движении, так и в речи. Дети этого возраста неусидчивы, много двигаются, предпочитают бегать и ходить, но не стоять и не сидеть. Поэтому занятия плаванием очень полезны для удовлетворения потребности в двигательной активности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из трехосновных разделов: «Освоение (совершенствование) техники плавания», «Развитие двигательных способностей на суше и воде», «Выполнение контрольных нормативов».
Содержание раздела «Освоение (совершенствование) техники плавания»направлено на освоение комплекса общеразвивающих и специальных упражнений пловца, изучение техники плавания и овладение основными навыками плаваниякролем на груди и спине.
Содержание раздела «Развитие двигательных способностей на суше и воде» ориентировано на физическое развитие, физическую подготовку и укрепление здоровья детей. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений плавания, подвижных игр и двигательных действий на воде, а так же специальные упражнения для освоения с водной средой.
Практический раздел программы «Выполнение контрольных нормативов»предполагает выполнение специальных упражнений, направленных на проверку качестваприобретенных умений и навыков, усвоение знаний и способов плавательной деятельности.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение младших школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной подготовленностью, оказанию доврачебной помощи.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное обучение детей плаванию» рассчитана на 1 год обучения для детей 6-10 лет.Занятия проводятся 1 раз в неделю с длительностью пребывания в воде до 40 мин. Количество занимающихся от 8 до 15 человек, допущенных врачом по состоянию здоровья. Основной формой занятий является групповое обучение. Теоретические сведения даются в процессе каждого занятия. Каждое занятие условно делится на 3 части:
Подготовительная часть занятия, начинается на суше и продолжается в воде. Такая последовательность позволяет в первой части лучше организовать группу, сообщить задачи предстоящего занятия и некоторые теоретические сведения, выполнять общеразвивающие, специальные и подготовительные упражнения.
В основной части, проводимой в воде, дети обучаются плаванию, выполняют комплексы подготовительных подводящих и специальных упражнений; совершенствуют полученные навыки, осваивают технику плавания.
В заключительной части, проводятся подвижные игры в воде, подводятся итоги, дается задание на дом.
В группах детей дошкольного возраста почти все упражнения проводятся в игровой форме. На занятиях часто используются разнообразные плавающие и тонущие предметы и игрушки.
Каждое пятое занятие является контрольным. Дети проплывают столько, сколько смогут, а педагог оценивает технику плавания. В заключении курса обучения проходит открытое занятие с приглашением родителей.
Основные методы и принципы организации учебного процесса:
При обучении по данной программе используются 3 основных группы методов: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы: описание, объяснение, рассказ, разбор, указания, оценка действий, команды и распоряжения, подсчет и др. С помощью этого метода педагог помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этого метода. В связи со спецификой плавания, все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться. Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать так. Анализ и обсуждение применяется при разборе допускаемых ошибок при выполнении упражнений, нарушений правил игры и др. Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых дает возможность, затем выполнить упражнение в целом. Методические указания на занятиях плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Указания уточняют отдельные моменты в выполнении упражнения,разъясняют условия для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которые должны возникать при этом. Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Занятия по плаванию, как на суше, так и в воде проводился под команду педагога. Команды и распоряжения подаются громко, четко и в повелительном тоне.
Наглядные методы: показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, кинограмм и применение жестикуляции.Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении технике плавания. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению.
Метод упражнений: Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений на занятии, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др.Изучение техники плавания проводится путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода разучивания – по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом.
Метод разучивания по частям.Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. В процессе обучения применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания Разучивание по частям на начальных этапах обучения плаванию психологически мотивировано, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.
Метод разучивания в целом.Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения ее элементов по частям. Вначале целостное разучивание техники плавания осуществляется в облегченных условиях:плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2–3 гребка; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с колобашкой между ногами и другие упражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плавание в обычных условиях, постепенно переходя на плавание с полной координацией движений.
Соревновательный и игровой методы широко применяются при начальном обучении плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектом соревнования или игры.
Соревновательный метод.Его отличают следующие признаки:
1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей;
2) умение показывать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за первенство.
Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию воли, настойчивости, самообладания уже на первых занятиях в бассейне. Применение соревновательного метода дает большую физическую и психическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.
Игровой метод.Для него характерны:
1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;
2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры;
3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;
4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а такженаходчивости, смелости, воли к победе и др.
Для младших школьников игровой метод обучения является основным. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых занятий плавания.
1.Сознательность и активность. Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствуют постепенному усвоению и осознанию значения упражнений. Сознательность и активность занимающихся повышается при разборе занятий, наблюдениях за другими детьми и оценке выполнения ими движений. Этому способствует простейшие приемы самоконтроля при разучивании упражнений и исправлении ошибок, а также помощь друг другу при выполнении заданий парами.
2.Систематичность. При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность занятий. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена видов деятельности, попеременное выполнение упражнений и игр.Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия, предусматривающие изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.
4. Доступность.Предполагает включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложение волевых усилий.
5. Последовательность и постепенность. Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений является одним из условий обучения детей. В этом – залог усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения детей к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине.
6. Индивидуализация.Этот принцип обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка – состояние его здоровья, развития, интересов; дифференцировать задания, физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия.
7. Оздоровительная и спортивная направленность. Этот специфический принцип физического воспитания требует средствами физических упражнений укреплять здоровье детей. Физические нагрузки необходимо давать адекватно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и состоянию здоровья; сочетать двигательную активность с закаливающими процедурами; включать упражнения для повышения гибкости, выносливости, ловкости, быстроты, развития координационных способностей; повышать двигательную активность, осуществлять контроль за физическим развитием; обеспечивать рациональный двигательный режим, создавать оптимальные условия для занятий. И всегда помнить, что педагог несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное обучение детей плаванию» разработана на основе Универсальной программы начального обучения детей плаванию, Макаренко Л.П.. М, 1985г. и опыта работы педагогов дополнительного образования ГБОУ «ДДЮТ».
Возраст от 6 – 10 лет является оптимальным периодом для обучения плаванию, многообразным движениям на суше и в воде требующим гибкости, координации и сравнительно небольшой мышечной силы, а так же для начала целенаправленного развития подвижности в суставах и укрепление ОДА. Дети этого возраста могут осваивать достаточно продолжительные упражнения на воде и суше, с умеренной интенсивностью.
Подростковый возраст как и юношеский, является периодом больших возможностей для совершенствования координационно-сложных движений с оптимальными усилиями, амплитудой темпом; прочного овладения вариантами современной техники плавания, стартов и поворотов; направленного развития гибкости, функциональных основ выносливости и планомерного повышения силы.
Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу (исполнить какую-то фигуру, гребок), занять первое место на соревнованиях. Ребенок стремится самоутвердиться среди сверстников.
В этом возрасте у детей ярко выражен соревновательный мотив, обращенный к самолюбию. К сожалению, он не только стимулирует ребенка к совершенствованию своих способностей и умений, но и создает у него состояние тревожности.
Ожидаемые результаты обучения
Основными показателями успешной реализации программы является:
устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде;
адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей;
общее позитивное самовосприятие;
сформированность плавательных навыков.
К концу обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дети 6-10 лет должны уметь:
проплыть без остановки 12,5м, 25м и 50 метров (в зависимости от возраста)
выполнять плавательные движения без существенных ошибок.
Должны знать/иметь представление:
основные элементы техники плавания;
основные правила безопасности на воде;
роль и значение плавания в жизни человека;
простейшие способыконтроля за физической нагрузкой.
Программа по плаванию для 1 года обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Программа предназначена для МОУ «Начальная школа-детский сад №109 «Букваренок», которая имеет материально-технические возможности для проведения спортивно-оздоровительного кружка по плаванию в условиях школы, а именно школьный бассейн.
Направленность дополнительной образовательной программы – спортивно-оздоровительная. Спортивно-оздоровительная деятельность позволяет целенаправленно и эффективно воздействовать на все компоненты физического состояния ребенка, включая разнообразные физические качества, двигательные способности, телосложение, здоровье, а также формировать связанные с этой деятельностью знания, умения, интересы, потребности, ценностные ориентации.
Актуальность, общественная значимость, педагогическая целесообразность данной программы предполагает использование физического воспитания в решении социально – культурных и психологических задач в процессе обучения и развития детей. Плавание является наиболее эффективной формой физического воспитания детей, так как развиваются почти все группы мышц. Возросшее количество несчастных случаев на воде за последние годы обозначило целесообразность прикладных навыков плавания. Учащиеся должны иметь определенные навыки по спасению и оказанию помощи, тонущему человеку. Программа «Плавание» призвана оберегать жизнь и здоровье детей, через обучение их и закрепление полученных навыков и знаний. Программа соответствует интересам и потребностям детей, направлена на развитие мотивации личности ребенка к самопознанию и творчеству. Важную роль играет и в формировании разнообразных психических качеств и способностей детей, поскольку вся физкультурно-спортивная деятельность предъявляет высокие требования к проявлению волевых качеств. Развитие рефлексии и саморегуляции, создание условий для самоопределения, самореализации, самоутверждения в процессе занятий физической культурой способствует созданию целостной, органично развитой личности. Обладая активной жизненной позицией, личность станет полноценной составляющей общества и выйдет на более высокий уровень готовности в решении жизненно важных для нее задач и проблем.
^ Воспитательное значение во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей.
^ Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.
Оздоровительно-гигиеническое значение состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.
^ Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.
Вид программы: модифицированная (в основе использовались:
1.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич).
2 Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006 г
3 Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.)
Охват всех желающих заниматься плаванием, формирование здорового образа жизни у обучающихся, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, формирование у обучающихся основ физкультурно-спортивных знаний и умений через опыт самостоятельной практической деятельности.
Педагогические задачи.
Обучающие:
обучение учащихся основам физической культуры через занятия плаванием;
приобретение разносторонней физической подготовленности;
овладение основами техники плавания и умение применять их в жизненной ситуации;
расширение спортивного кругозора, ознакомление учащихся с историей Олимпийских игр, другими видами спорта, великими спортсменами;
обучение учащихся навыкам самостоятельной познавательной и практической деятельности повышение физической работоспособности;
формирование социально – правовых компетенций.
основных физических качеств, двигательных умений и навыков;
интереса учащихся к физической культуре и спорту;
стремления к совершенствованию ;
морально – волевых качеств;
стремление к творческой деятельности;
инициативности, активной жизненной позиции;
закаливание, укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
повышение функционального состояния организма;
формирование мотивации на здоровый образ жизни;
При составлении программы учитываю анатомические, физиологические и психологические особенности детей.
Анатомические особенности детей младшего школьного возраста.
Известно также, что успехи в освоение техники плавания во многом зависят от гидродинамических качеств плывущего, таких, как форма и поверхность тела. Они определяют обтекаемость, плавучесть, устойчивость равновесия и другие качества пловца. Тело ребенка имеет лучшую обтекаемость и создает меньшее сопротивление при движении в воде. Поперечное сечение тела у ребенка меньше, чем у взрослого, что также уменьшает сопротивление воды и позволяет затрачивать меньше силы на продвижение вперед.
До 10 и особенно после 10 до 14-15 лет постепенно увеличивается сила мышц, возрастает их упругость и эластичность. Мышцы детей быстрее утомляются, но также быстро происходят процессы восстановления. Однако рост и развитие отдельных мышечных групп происходит не равномерно. Такая биологическая последовательность развития отдельных мышечных групп не является препятствием для овладения техникой плавания.
В современной технике спортивного плавания основную работу по продвижению пловца вперед выполняют плечевой пояс и руки. К 8-10-летнему возрасту показатели возбудимости мышц приближаются к характеристике, типичной для мышц взрослого человека. Другими словами, в этом возрасте дети могут осваивать задаваемые мной довольно сложные, с учетом их подготовки, по технике выполнения упражнения. Это понятно, так как наибольшие нормы прироста физических качеств, особенно таких, как ловкость, быстрота, выносливость не только в плавании, наблюдаются именно в младшем школьном возрасте.
Физиологические особенности детей.
Важнейшие показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, характеризующие готовность организма к перенесению нагрузок, изменяются за школьные годы в связи с ростом и развитием ребенка. Эти показатели изменяются также под воздействием физических упражнений и особенно заметно при занятиях плаванием. Вот почему эффективно способствовать развитию и укреплению этих систем на занятиях по плаванию начиная с младшего школьного возраста.
Ударный объем сердца у детей меньше, чем у взрослых. Поэтому сердце ребенка сокращается чаще, чем у взрослого. Занятия плаванием укрепляет сердечную мышцу. Это проявляется в уменьшении частоты сердечных сокращений. Например, у людей, систематически занимающихся плаванием, частота сердечных сокращений в минуту снижается до 50-60 ударов, тогда, как у людей, не занимающихся плаванием, эта частота достигает 65-75 сокращений в минуту.
Кровяное давление у детей до периода полового созревания почти в два раза ниже, чем у взрослого, и отличается непостоянством. Относительно низкое кровяное давление у детей можно объяснить более широким просветом сосудов и их меньшей длинной, что уменьшает сопротивление току крови. Частота пульса в этом возрасте неустойчива, нередко возникает аритмия. Неустойчивость и непостоянство пульса и кровяного давления относятся к нормальным возрастным особенностям детей и ничего общего с патологией не имеют.
Для этого лучше всего заниматься такими видами спорта, которые способствуют укреплению дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Наиболее эффективным, с этой точки зрения, является плавание, так как для детского организма полезны физические упражнения, связанные с активными дыхательными движениями грудной клетки. Такие упражнения содействуют росту и укреплению костной ткани. Это объясняется тем, что при мышечной работе увеличивается приток крови не только к мышцам, но и легким. Увеличивается интенсивность тканевого обмена веществ, образуются красные кровяные тельца в костном мозге. Упражнения для верхних и нижних конечностей усиливают процессы роста длинных костей.
Реактивность процессов, протекающих в детском организме, требует от нас внимательного подхода не только к дозировке физических нагрузок, но и к организации достаточного отдыха после них. Здесь нужно учитывать, что часто утомление может наступить в результате общей перегрузки, а не занятий плаванием. Поэтому я учитываю какого уровня двигательную активность проявляли ученики до посещения бассейна.
Причиной переутомления могут быть беспорядочные эмоции в результате неумеренного просмотра телевизионных программ, неорганизованный режим дня, постоянное недосыпание, нерациональное питание. Все эти моменты можно выяснить в подготовительной части урока во время бесед в раздевалке и душе, при необходимости учитывая при организации урока плаванием подбором различного рода и характера упражнений и подвижных игр в воде.
Занятия проводятся с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки учащихся.
В процессе обучения выбираю и применяю те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде. Все это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части.
В основной части решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце занятия дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается кружок подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.
При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм в воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее освоиться с водой, а плавающим – с успехом закрепить пройденное. На занятиях с не умеющими плавать играм в воде отводится значительное место.
Игры в воде можно условно разделить на игры
-для освоения с водой и игры, способствующие изучению плавательных движений;
-совершенствование в технике.
Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:
Общее согласование движений.
При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
изучение движений в воде с неподвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
изучение движений в воде без опоры. Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
-движения ногами с дыханием;
-движения руками с дыханием;
-движения ногами и руками с дыханием;
-плавание в полной координации.
На этапе закрепления и совершенствования техники плавания рекомендуется метод целостного выполнения техники. С этой целью применяются следующие варианты плавания:
-поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);
-проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
-в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).
Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:
разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:
сознательности и активности;
доступности и индивидуальности;
систематичности и постепенности в повышении требований.
Программа по плаванию адаптирована к ус ловиям МОУ «Начальная школа – детский сад № 109 «Букваренок », рассчитана на 1 год обучения. Формирование групп детей для занятий осуществляется через заключение договора с родителями об оказании платных дополнительных услуг по плаванию на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей, состояния их здоровья и уровня освоения плавательных умений и навыков.
Отличительной особенность данной программы является то, что заниматься плаванием может любой ребенок при наличии медицинской справки о соматическом здоровье.
Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностными результатами освоения, обучающимися, содержания программы по плаванию являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися, содержания программы по плаванию являются следующие умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий плаванием в открытых водоемах;
-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов плавания, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
-Овладение учащимися навыков основных способов плавания
-Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.
-Бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
-Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-Выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
-Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
-Расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Для спортивно-оздоровительной группы нормативы носят, главным образом, контролирующий характер
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.