программа обучения водителей по бдд 20 часов
20 часовая программа повышения квалификации
Согласно пункта 2 Статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
В вопросе повышения квалификации водителей, с первого взгляда, много непонятных моментов. Но, попробуем в этом разобраться.
Начнем с того что в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 № 513 профессия «Водитель» входит в перечень профессий по которым осуществляется профессиональное обучение. Из закона «О безопасности дорожного движения» следует что с водителями необходимо проводить профессиональное обучение в виде повышения квалификации. В Статье 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 сказано:
Далее возникает вопрос: что это за программа повышения квалификации водителей? Существует 20-и часовая «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий. РД-26127100-1070-01» утвержденная Минтрансом РФ 02.10.2001. Нюанс в том что эта программа разработана в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который уже не действует. Так же эта программа утверждена распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 № АП-14/118, и является руководящим документом для предприятий Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Но так как других учебно-тематических планов нет, а 20-и часовая программа не противоречит действующему законодательству то оставляем её, к тому же контролирующие органы она вполне устраивает. Конечно есть вариант разработать программу самостоятельно, но зачем, ведь уже есть готовая программа и её можно смело брать за основу. Под вопросом остается только периодичность проведения обучения. В РД-26127100-1070-01 сказано что занятия должны проводиться «…с периодичностью не реже одного раза в год», но это опять же в соответствии с отмененным приказом Минтранса РФ № 27. Вопрос остается открытым, но контролирующие органы продолжают требовать ежегодного проведения обучения.
Кто и где может проводить обучение? В РД-26127100-1070-01 по этому вопросу сказано следующее:
То есть обучение можно провести непосредственно на рабочем месте но так же никто не запрещает обратиться и в обучающую организацию. Об этом сказано в ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»:
В итоге получаем что для того чтобы закрыть вопрос повышения квалификации достаточно правильно организовать его на рабочем месте по программе РД-26127100-1070-01. Данная программа всё еще актуальна и не противоречит действующему законодательству. Периодичность не определена, но для того чтобы исключить конфликтные ситуации с контролирующими органами обучение лучше проводить ежегодно.
Ну а теперь о том как правильно организовать и документально оформить само обучение. Обучение проводится собственными силами, специалистами прошедшими обучение по БДД и успешно аттестованными. Мы уже знаем что учебная группа, при проведении занятий, формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, практических — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.
Перед проведением обучения в первую очередь необходимо издать приказ и утвердить им «Программу ежегодных занятий с водителями». Далее необходимо издать приказ о проведении обучения водителей по этой программе. К этому приказу необходимо приложить список обучающихся. Все водители должны быть ознакомлены с приказом. Во время проведения обучения ведется журнал посещаемости занятий. По окончанию обучения комиссия принимает экзамен, результаты которого фиксируются в протоколе.
Итого должны быть следующие документы:
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Приложение N 2. Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В»
Примерная программа
профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В»
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408)
С изменениями и дополнениями от:
I. Пояснительная записка
Содержание Примерной программы представлено пояснительной запиской, примерным учебным планом, примерными рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Примерной программы, условиями реализации Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Примерной программы.
Примерный учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Базовый цикл включает учебные предметы:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Психофизиологические основы деятельности водителя»;
«Основы управления транспортными средствами»;
«Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».
Специальный цикл включает учебные предметы:
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «В»;
«Вождение транспортных средств категории «В» (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)».
Профессиональный цикл включает учебные предметы:
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Примерные рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося).
Условия реализации Примерной программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.
Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
Примерная программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Примерная программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц, не достигших 18 лет.
II. Примерный учебный план
Учебные предметы базового цикла
Основы законодательства в сфере дорожного движения
Психофизиологические основы деятельности водителя
Основы управления транспортными средствами
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии
Учебные предметы специального цикла
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления
Основы управления транспортными средствами категории «В»
Вождение транспортных средств категории «В» (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)*
Учебные предметы профессионального цикла
Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом
Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом
* Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.
III. Примерные рабочие программы учебных предметов
3.1. Базовый цикл Примерной программы.
3.1.1. Учебный предмет «Основы законодательства в сфере дорожного движения».
Распределение учебных часов по разделам и темам
Наименование разделов и тем
Законодательство в сфере дорожного движения
Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы
Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения
Правила дорожного движения
Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения
Обязанности участников дорожного движения
Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части
Остановка и стоянка транспортных средств
Регулирование дорожного движения
Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов
Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов
Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов
Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств
Информация об изменениях:
3.1.1.1. Законодательство в сфере дорожного движения.
Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы: общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения: задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; понятие преступления и виды преступлений; понятие и цели наказания, виды наказаний; экологические преступления; ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях; административное правонарушение и административная ответственность; административное наказание; назначение административного наказания; административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения против порядка управления; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; размеры штрафов за административные правонарушения; гражданское законодательство; возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; объекты гражданских прав; право собственности и другие вещные права; аренда транспортных средств; страхование; оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции; обязательства вследствие причинения вреда; возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность при отсутствии вины причинителя вреда; общие положения; условия и порядок осуществления обязательного страхования; компенсационные выплаты.
3.1.1.2. Правила дорожного движения.
Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения: значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения; структура Правил дорожного движения; дорожное движение; дорога и ее элементы; пешеходные переходы, их виды и обозначения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки; прилегающие территории: порядок въезда, выезда и движения по прилегающим к дороге территориям; порядок движения в жилых зонах; автомагистрали, порядок движения различных видов транспортных средств по автомагистралям; запрещения, вводимые на автомагистралях; перекрестки, виды перекрестков в зависимости от способа организации движения; определение приоритета в движении; железнодорожные переезды и их разновидности; участники дорожного движения; лица, наделенные полномочиями по регулированию дорожного движения; виды транспортных средств; организованная транспортная колонна; ограниченная видимость, участки дорог с ограниченной видимостью; опасность для движения; дорожно-транспортное происшествие; перестроение, опережение, обгон, остановка и стоянка транспортных средств; темное время суток, недостаточная видимость; меры безопасности, предпринимаемые водителями транспортных средств, при движении в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости; населенный пункт: обозначение населенных пунктов с помощью дорожных знаков; различия в порядке движения по населенным пунктам в зависимости от их обозначения.
Обязанности участников дорожного движения: общие обязанности водителей; документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции; обязанности водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства; порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; порядок предоставления транспортных средств должностным лицам; обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию; запретительные требования, предъявляемые к водителям; права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств; обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.
Дорожные знаки: значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков; назначение предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различной конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком; назначение знаков приоритета; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета; назначение запрещающих знаков; название, значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков; название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний; назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса; назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований знаков дополнительной информации.
Дорожная разметка и ее характеристики: значение разметки в общей системе организации дорожного движения, классификация разметки; назначение и виды горизонтальной разметки; постоянная и временная разметка; цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в соответствии с ее требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения вертикальной разметки.
Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части: предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями; движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа; движение по дорогам с полосой разгона и торможения; средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части; порядок движения тихоходных транспортных средств; движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам; выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения; допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд; действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещен; опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия; встречный разъезд на узких участках дорог; встречный разъезд на подъемах и спусках; приоритет маршрутных транспортных средств; пересечение трамвайных путей вне перекрестка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси; правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки; учебная езда; требования к обучающему, обучаемому и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места, где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части. Решение ситуационных задач.
Остановка и стоянка транспортных средств: порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку; длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места, где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства; ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки. Решение ситуационных задач.
Регулирование дорожного движения: средства регулирования дорожного движения; значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды; значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
Проезд перекрестков: общие правила проезда перекрестков; преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые перекрестки; правила проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрёстку, регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрестки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрестков. Решение ситуационных задач.
Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов: правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов; правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки «Перевозка детей» при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому транспортному средству; правила проезда железнодорожных переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд; запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги; ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. Решение ситуационных задач.
Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов: правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения; действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей; использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения.
Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств: общие требования; порядок прохождения технического осмотра; неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств; требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; опознавательные знаки транспортных средств.
3.1.2. Учебный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя».
Распределение учебных часов по разделам и темам
20 часовая программа обучения водителей
Краткое содержание данной статьи:
На сегодняшний день 20 часовая программа обучения водителей по безопасности дорожного движения, с точки зрения закона, висит на волоске.
Я имею ввиду следующее. То как нам предъявляет требование надзорный орган (УГАДН), выглядит вообще не убедительно и даже очень спорно.
Ситуация по 20 часовой программе, а именно обучение водителей по РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.), находится на переломном моменте.
Как всегда, обо всем по порядку.
P.S. Кстати эта Статья «на вынос». Скачать эту статью для обсуждения — тема: 20 часовая программа обучения водителей можно ЗДЕСЬ>>>>>
20 часовая программа обучения водителей. Позиция УГАДН
Логическая цепочка и правовая связка надзорного органа такая:
…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…
Вот такой набор выкатывает нам надзорный орган, когда приходит с надзорной проверкой и выписывает Предписание.
И самое интересное, я посмотрел судебную практику, и увидел, что чаще всего суды встают на сторону надзорного органа. И в мотивационной части суда зачастую нет глубокого анализа этих документов.
Суды здесь не виноваты (отчасти), потому что как им представляют законодательную базу обе стороны, так они и принимают решение. А организация, точнее юрист организации, как правило, «плавает» в транспортном законодательстве и не всегда правильно может выстроить свою доказательную позицию.
Но есть и судебные решения, где все-таки, дается правильная оценка нормативным документам, которые «связали» в доказательную базу и представили суду.
И есть судебная практика, где суд считает, что надзорные органы выписали предписание не законно. Например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда (Дело № А66-8046/2014)
20 часовая программа. Анализируем нормативную базу
Итак, давайте будем теперь смотреть трезво на ту цепочку, которая, как вы сейчас поймете, висит на волоске.
1. Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, и на которое в судах ссылается надзорный орган (УГАДН), оказывается отменено еще в 2002 году.
Вот этот нормативный документ: Министерство Транспорта Российской Федерации Приказ от 16 октября 2002 года N 132.
Текст посмотреть можно: ЗДЕСЬ
То есть мы Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, вычеркиваем из своей текущей работы.
2. Утверждение о том, что обучение должно проводиться не реже чем один раз в год, написано в пояснительной записке к РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).
Но обращаю внимание на эту цитату:
…В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год…
То есть периодичность устанавливает Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который тоже утратил силу с 29 марта 2011 года.
3. О ежегодности проведения занятий с водителями говорит еще один нормативный документ на который ссылается УГАДН.
Это Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).
Но позвольте, давайте прочитаем пункт 1.1 Общего положения этого РД, цитирую:
…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…
Ну, во-первых, здесь нет ничего о легковых автомобилях. А во-вторых, и это главное, нет теперь такого Министерства. А если даже и предположить, что это нынешнее Министерство Транспорта РФ, то у Министерства нет предприятий.
Это структура «советской» эпохи. Поэтому мы этот руководящий документ тоже вычеркиваем из своей работы как обязательный.
4. Теперь мы понимаем, что в пояснительной записке к РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) есть ссылка на два отмененных нормативных документа.
И не забываем главное, что законную силу нормативному акту придает регистрация в Минюсте и официальное опубликование.
И вот что на этот счет говорит Гарант: «Текст плана официально опубликован не был».
5. Теперь главный момент и главный козырь. Это Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», цитируем нашу любимую статью 20 пункт 2:
…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…
Здесь нет срока (периодичности), но есть очень «скользкая» фраза создать условия для повышения квалификации водителей.
И когда мы берем судебную практику и официальные комментарии Министерства транспорта о том, что
…Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01, могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству…
то мы понимаем, что надо сделать правильные выводы по 20 часовой программе обучения водителей.
То есть вывод такой — нормы из этих РД не должны противоречить действующему законодательству, и они могут (но не обязаны) применяться…
Поэтому я и говорю, что позиция надзорных органов в той связке, которую они представляют, держится на законодательном волоске.
В вопросе обучения по 20 часовой программе нужно просто правильно все прочитать и применить нормы которые будут не противоречить друг другу, а дополнять друг друга.
В итоге, исходя из выше обозначенного анализа, давайте «причешем» нормативную связку УГАДН и проанализируем то, что у нас осталось, посмотрим, что с этим делать и как теперь выстраивать такое мероприятие как повышение квалификации.
20 часовая программа обучения. Повышение квалификации
К вопросу повышения квалификации водителей я зайду с другой стороны.
Напомню, что обучение по 20 часовой программе с водителями не что иное как повышение профессионального мастерства водителя.
Немного «поиграем» понятиями.
Под мастерством мы понимаем умение управлять автомобилем и умение правильно оценивать дорожно-транспортные ситуации, применяя накопленный опыт.
И мы приблизились вплотную к такому понятию как профессиональная компетенция водителя.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при управлении транспортным средством.
И теперь, мы понимаем, что обучение по 20 часовой программе это не что иное как профессиональное обучение.
Цитирую Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 9, статья 73 (Организация профессионального обучения):
…4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня…
Вот теперь мы обращаемся к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где речь идет о создании условий для повышения квалификации водителей.
И мы понимаем, что нашим водителям может пригодиться профессиональное обучение в виде повышения квалификации. То есть необходимо
…совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации…
Тем более, что профессия «водитель» входит в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513).
А теперь главный момент. По какой программе проводится профессиональное обучение в виде повышения квалификации водителей?
Давайте сначала обратимся к Федеральному закону «Об образовании». Этот нормативный документ имеет приоритетный статус. Цитирую опять статью 73, пункт 8:
…Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации…
Программу профессионального обучения разрабатывает и утверждает образовательное учреждение. Так как профессионального стандарта по водителям пока не утверждено, то на основе профессиональных требований и разрабатывается такая программа.
Здесь есть важная фраза: «…если иное не установлено законодательством Российской Федерации…»
И под это дело, как раз и стыкуется Учебно-тематический план РД-26127100-1070-01 (20 часовая программа обучения), основа которого не противоречит Квалификационным требованиям, а как раз отражает тематику этих требований.
Это значит, сам план и 20 программа обучения обучения водителей очень хорошо подходит для профессионального обучения в виде повышения квалификации.
Кстати. Не забывайте, что 20 часовая программа не является исключительной, единственной и типовой. Напоминаю цитату судебных органов и комментариев Минтранса: «…могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству…»
Наряду с 20 часовой программой обучения водителей, могут быть разработаны и другие программы. Каждое образовательное учреждение может разработать свою программу (закон это не запрещает).
Главное, чтобы содержание программы соответствовало профессиональному стандарту или квалификационным требованиям.
Поэтому, если ваша ООО «Одуванчик» обучило водителей в образовательном учреждении по программе объемом 31 час (например), и программа называется «Надежный и спокойный водитель», то надзорный орган не вправе выписывать вам предписание, потому что вы выполнили требование Федерального Закона.
И вы имеете право выбирать среди предложенных вам программ.
Но, реальная действительность сегодня такова, что тематика 20 часовой программы обучения устраивает всех: надзорные органы, образовательные учреждения и обучающихся.
Также, 20 часовая программа обучения водителей хороша и актуальна тогда, когда встает вопрос о том, кто может обучать.
20 часовая программа обучения водителей. Кто может обучать
Напомню, мы ведем речь не просто о повышении квалификации в целом, а анализируем конкретную ситуацию с 20 часовой программой обучения, которая представляет собой один из вариантов повышения квалификации водителей.
Причем мы с вами уже поняли, что повышение квалификации водителей рассматривается именно как профессиональное обучение. Именно так это выглядит в рамках Федерального закона «Об образовании».
Теперь следующий вопрос: «А кто может проводить это обучение?»
Мне на глаза не попадалась судебная практика, где бы надзорный орган предписывал проводить обучение только в образовательных учреждениях.
Что по этому поводу говорят законы.
Итак, цитирую опять Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Снова Глава 9. Профессиональное обучение.
…Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц…
Давайте также обратимся к новому ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда).
Здесь есть две главы:
6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе
…6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций…
7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях
…7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения…
А также мы знаем, что нормы РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) могут применяться если не противоречат действующему законодательству.
Цитирую пояснительную записку к РД-26127100-1070-01:
…Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.
Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий, по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении заносятся в личное дело водителя…
Таким образом делаем вывод, что проводить обучение по 20 часовой программе, как профессиональное обучение в рамках повышения квалификации (совершенствования и/или получения новой компетенции), можно либо по месту работу с привлечением специалистов, либо в образовательном учреждении.
А теперь вопрос: «А правомерно ли требование надзорного органа делать обучение ежегодно?»
20 часовая программа. Периодичность
ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда) на эту тему пишет так:
…7.3 Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой…
Что же нам говорит национальное законодательство?
А Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где речь идет о повышении квалификации водителей на этот счет молчит.
В статье 20 пункте 1, нет даже намека на сроки и периодичность.
О ежегодности мы можем прочитать в РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).
Но там идет цитата о ежегодности из утратившего силу Приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27.
И последнее упоминание осталось в РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).
Но, как я написал выше, в этом РД речь идет о повышении мастерства водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
Здесь мы видим, что нет речи о водителях легковых автомобилей, обращение явно к «перевозчикам» и главное, речь о предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
Вроде не противоречит действующему законодательству. Но явно не про нас.
Пока дела обстоят именно так. А как вы думаете на этот счет? Жду от Вас комментарии. Комментарии можно оставить в самом низу страницы.
И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.
Комментарии можете оставлять внизу.
автор статьи, эксперт в области обеспечения БДД, идеолог и директор компании ООО «Транспортный консалтинг»
Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.
комментариев 26
Очень интересная статья, как всегда! Но, мне кажется, Вы не всё описали в той части, «кто может учить». В частности, исходя из закона «Об образовании», профессиональное обучение (а повышение квалификации водителей, безусловно, входит именно в эту категорию), являясь образовательной деятельностью, подлежит лицензированию (статья 91). Соответственно, для обучения «на производстве», организации необходимо иметь образовательную лицензию и, соответственно, учебный центр. Далее. Любое профессиональное обучение должно заканчиваться квалификационным экзаменом (ст.74), который, независимо от вида профессионального обучения, включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний (это к форме отчетности по программе повышения квалификации). Статья 60, п.3 говорит, что «лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность». В случае профессионального обучения это свидетельство о профессии рабочего.
Лица, занимающиеся обучением, должны соответствовать требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н). Перечислять здесь их не стану, чтоб не утяжелять комментарий, смотрите пункт 3.1 профстандарта.
И ещё, в отличие от программ повышения специалистов, по профессиональному обучению нет «нижнего предела» срока обучения. То есть, теоретически, вы можете обучить водителей по 8-часовой программе, но, думаю, контролирующие органы будут смотреть на такую бумагу очень кисло.
В целом, согласен, что 20-часовая программа является более-менее оптимальной.
Я согласен с вашими комментариями. Есть небольшие ремарки. Чем глубже мы погружаемся в эту тему, тем больше вопросов (противоречий) мы можем обнаружить. Да, «программы повышения квалификации рабочих» в нашем случае относятся к «основным программам профессионального обучения». И именно «Реализация основной программы профессионального обучения — программы повышения квалификации рабочих» входит в Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ и такая деятельность подлежит Лицензированию. Но чем глубже читаю эту законодательную базу, понимаю что не все так просто.
Например, цитирую Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» пункт 3. «…Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ…»
Если вдуматься, то работодатель не оказывает услуг работнику. Потому что они действуют в рамках Трудового договора. А услуги оказываются в рамках гражданско-правового договора. То есть если работодатель обучает работника соседней организации, то рождается договор об оказании услуг, что автоматически подразумевает наличие лицензии.
Но запрета обучать собственными силами внутри организации нет. Более того эти моменты обозначены в Федеральном законе «Об образовании» (создание учебных центров и самообразования, например), и четко разделены и регламентированы в ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Я его цитировал в статье. Поэтому здесь ситуация, я бы сказал, не то чтобы однозначная, но спорная в плане нужна ли лизенция для обучения в рамках Трудового договора.
На счет квалификационного экзамена соглашусь. Но опять же есть спорный момент. Цитирую статью 74 «…2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения И установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих…»
То есть «квалификационный экзамен» проводится не только «для определения соответствия полученных знаний», но и «для установления квалификационных разрядов, классов, категорий». Обращаю внимание не «или», а «и». Данный смысл очень трудно применить к 20 часовой программе обучения водителей, потому что после каждого ежегодного обучения необходимо что-то присваивать. И не совсем правильно будет выглядеть водитель через 15 лет, который получит документ о присвоении 15 разряда или 15 категории.
Поэтому с одной стороны квалификационный экзамен после профессионального обучения проводить надо, но с другой сотороны нужен ли он, если вы водителю не устанавливаете после обучения ни разряда, ни класса, ни категории.
Поэтому не все так гладко как кажется надзорным органам, да и нам с вами. Еще раз спасибо за комментарий.
Ну, вообще, по поводу квалификационного экзамена, действительно, можно попытаться «пободаться», но тогда вопрос: какие квалиф.разряд/класс/категорию Вы присвоите водителю прошедшему повышекние квалификации по перевозке опасных грузов? А там квалификационный экзамен однозначно есть. Да и, в целом, чтоб всё это «внятно» объяснить какому-нибудь проверяющему, специалист на предприятии должен достаточно плотно погрузиться в минобровское законодательство, которое, хоть и пологичнее, на мой взгляд, минтрансовского, но тоже имеет свои нюансы. Где б на это время взять ему, ага… )