программа обучения слесарь ремонтник промышленного оборудования
Программа подготовки слесарей-ремонтников 2-6 разряда
Программа для индивидуальной и бригадной (групповой) подготовки слесарей-ремонтников 2-6 разрядов.
Пояснительная записка
Теоретическое обучение для слесарей — ремонтников 2, 3 разряда рассчитано на 120 часов, для слесарей — ремонтников 4, 5 разряда — на 60 часов, для слесарей — ремонтников 6 разряда 30 часов.
Практическое обучение рассчитано на 60 дней для слесарей — ремонтников 2, 3 разряда, на 30 дней для слесарей — ремонтников 4, 5 разряда и 28 дней для слесарей — ремонтников 6 разряда. Цель программы — дать необходимые знания по программе для индивидуальной и бригадной подготовки слесарей — ремонтников, согласно утвержденного «Перечня профессий профессиональной подготовки» и приложения к Приказу Минобразования РФ от 29.10.2001г. № 3477.
К концу обучения каждый обучаемый должен уметь выполнять все работы, предусмотренные учебной программой и квалификационной характеристикой, с соблюдением технических требований и норм времени, установленных на производстве.
Для проведения теоретических знаний привлекаются высококвалифицированные инженерно-технические работники, имеющие опыт работы по теоретическому обучению кадров.
На протяжении всего учебного процесса особое внимание необходимо уделять вопросам техники безопасности, промсанитарии и противопожарным мероприятиям.
Квалификационная характеристика:
Профессия — слесарь- ремонтник Квалификация — 2 разряд
Характеристика работ:
Разборка, ремонт, сборка и испытание простых узлов и механизмов оборудования агрегатов и машин, а также средней сложности под руководством слесаря более высокой квалификации.
Должен уметь:
1. Производить слесарную обработку деталей по 12 — 14 квалитетам.
2.Промывать, чистить, смазывать детали и снимать заливы.
3.Выполнять работы с применением пневматических, электрических инструментов и на сверлильных станках.
4. Шабрение деталей с помощью механизированного инструмента
5. Изготовление простых приспособлений для ремонта и сборки.
6. Соблюдать требования правил охраны труда
Должен знать:
Примеры работ:
1.Болты, гайки, шпильки — опиливание, пригонка резьбы, смена их и крепление.
2.Вентили запорные для воздуха, масла и воды — установка с пригонкой по месту.
3.Насосы поршневые — ремонт, установка.
Квалификационная характеристика
Профессия — слесарь-ремонтник. Квалификация — 3 разряд.
Характеристика работ:
Разборка, ремонт, сборка и испытание средней сложности узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин, а также сложного под руководством слесаря более высокой квалификации.
Слесарь-ремонтник 3 разряда должен уметь:
1 Производить слесарную обработку деталей по II-I2 квалитетам.
2 Ремонтировать футерованное оборудование и оборудования, изготовленного из защитных
материалов.
3 Выполнять разметку, правку и гибку, рубку, резание, опиливание, сверление, зенкерование,
шабрение.
4 Соблюдать требования правил охраны труда.
Слесарь-ремонтник 3 разряда должен знать:
Примеры работ:
1. Детали простые; зачистка, опиливание, нарезание резьбы вручную, развертывание отверстий.
2. Станки токарные; полный ремонт продольных и поперечных салазок, суппортов.
3. Кожухи и рамы сложные; изготовление.
4. Люнеты — ремонт.
5. Вкладыши и подшипники — вырубка смазочных канавок.
Квалификационная характеристика
Профессия — слесарь-ремонтник. Квалификация — 4 разряд
Характеристика работ слесаря-ремонтника 4 разряда:
Разборка, ремонт, сборка и испытания сложных и особо сложных узлов и механизмов. Слесарная обработка деталей и узлов по 7-10 квалитетом.
Слесарь-ремонтник 4 разряда должен уметь:
1. Производить ремонт демонтаж, испытание, регулирование, наладку сложного оборудования и
сдачу после ремонта.
2,.Изготавливать сложные приспособления для ремонта и монтажа.
З.Составлять дефектные ведомости на ремонт. 4.Соблюдать требования правил охраны труда.
Слесарь-ремонтник 4 разряда должен знать:
Примеры работ:
1. Коробки скоростей и подач металлообрабатьюающих станков — сборка, регулировка
2. Машины для литья под давлением — ремонт.
3. Станки металлорежущие — капитальный ремонт, регулировка.
4. Редукторы вращающихся печей — ремонт.
5. Арматура запорная — ревизия, ремонт, установка.
Квалификационная характеристика:
Профессия — слесарь-ремонтник. Квалификация — 5 разряд
Характеристика работ слесаря-ремонтника 5 разряда:
Демонтаж, ремонт, монтаж, испытание и наладка особо сложного оборудования.
Слесарь-ремонтник 5 разряда должен уметь:
Слесарь-ремонтник 5 разряда должен знать:
Примеры работ:
1.Автоматы токарно-револьверные многошпиндельные, копировальные, координатно-расточные,
зубострогальные станки — средний ремонт, монтаж, регулировка, проверка на точность, пуск и
сдача в эксплуатацию.
2.Коробки скоростей токарных полуавтоматов — сборка и переключение с взаимной пригонкой
шлицевых валиков и шестерён.
3. Механизмы гидравлической подачи металлообрабатывающих станков — ремонт регулировка.
4.Станки зубопшифовальные, зубострогальные со сложными криволинейными направляющими —
проверка на точность.
5.Станки с программным управлением — проверка на жесткость.
Квалификационная характеристика
Профессия — слесарь-ремонтник. Квалификация — 6 разряд
Характеристика работ слесаря — ремонтника 6 разряда:
Ремонт, монтаж, демонтаж, испытание и регулировка особо сложного крупногабаритного, уникального оборудования.
Слесарь-ремонтник 6 разряда должен уметь:
1. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке в процессе
ремонта.
2. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированное оборудование.
3. Соблюдать требования правил по охране труда.
Слесарь — ремонтник 6 разряда должен знать:
Примеры работ:
1. Автоматы токарные многошпиндельные — кап. ремонт.
2. Станки координатно-расточные — восстановление координат.
3. Станки с программным управлением — проверка на точность, восстановление координат, ремонт,
испытание.
4. Станки электроимпульсные — ремонт.
Тематический план и программа теоретического обучения:
Программа теоретического обучения
Тема1. Введение
Основные сведения о производстве и организации рабочего места. Ознакомление с квалификационной характеристикой и программой обучения.
Тема 2. Техника без опасности, промышленная санитария и противопожарная безопасность.
Обязанности работающих в области охраны труда. Технология производства. Требования, предъявляемые к рабочему месту, оборудованию, ручному инструменту.
Правила безопасности при холодной обработке металлов. Техника безопасности перед началом работы, во время работы, после окончания работы. Несчастные случаи и анализ случаев травматизма. Ответственность.
Электробезопасность. Опасность поражения электротоком. Случаи поражения эл. током. Способы освобождения пострадавшего от действия эл. тока и оказание первой помощи. Основные правила устройства и эксплуатации оборудования. Безопасное напряжение. Порядок отключения, блокирования и запирания энергии, вывешивания предупредительных бирок.
Промышленная санитария. Задачи промышленной санитарии. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний. Основные профилактические и защитные мероприятия. Средства индивидуальной защиты, личная гигиена. Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях. Медицинское и санитарное обслуживание рабочих на предприятии.
Работа на высоте. Назначение, типы оборудования и средства защиты от падений. Требования к средствам индивидуальной защите от падений: карабины, стропы, лямочные пояса. Применение, методы контроля. Документация, оформляемая при организации работ на высоте.
Инструкция по доступу в замкнутое пространство, выполнению в них работ и проведению спасательных операций. Регулирование входа в ЗП, практика ведения работ в нем. Оформление наряда на проведение работ повышенной опасности.
Порядок предоставления сообщения и оповещения об инциденте.
Противопожарные мероприятия. Основные причины возникновения пожаров в цехах и на территории предприятия.
Противопожарные мероприятия. Недопустимость применения открытого огня. Пожарные посты, пожарная охрана, противопожарные приспособления, приборы, сигнализация. Химические огнетушительные средства и правила их применения. Правила поведения при нахождении в пожароопасных местах при пожарах. Порядок действий работников при сигнале тревоги, действия в ЧС.
Тема 3 Слесарное дело
Разметка плоскостная.
Назначение разметки. Инструменты и приспособления для разметки, виды, назначение и устройство их.
Процесс плоскостной разметки. Отделение порядка разметки, способы выполнения разметки, проверка разметки и кернения деталей. Разметка по чертежу и шаблонам. Разметка от кромок и центровых линий.
Техника безопасности при разметке.
Рубка металла.
Зубила и крейцмейсели, конструкция и размеры их. Углы заточки для различного обрабатываемого металла слесарные молотки. Рациональные приемы ручной рубки различных металлов.
Техника безопасности при рубке металлов.
Правка и гибка металла.
Способы и правила правки листового, полосового и круглого материала и труб. Инструменты и приспособления, применяемые при правке. Возможные дефекты при правке и меры предупреждения их.
Назначение и применение гибки. Правила и способы гибки листового, полосового и круглого материалов, а также труб под различными углами и по радиусу.Оборудование, инструменты и приспособления для гибки.Техника безопасности при правке и гибке.
Резание металлов.
Назначение, приёмы и способы резания металла ножовкой, ручными, дисковыми, пневматическими, электрическими и др. ножницами, дисковыми и ленточными пилами, абразивными кругами. Правила пользования инструментами и механизмами.
Техника безопасности при резании металла и труб.
Опиливание металла
Припуск на опиливание. Напильники. Типы и назначение напильников. Приёмы опиливания различных поверхностей деталей.
Техника безопасности при опиливании.
Сверление, зенкерование, развертывание отверстий.
Инструменты и приспособления, применяемые при сверлении. Конструкция сверл. Углы заточки, сверла для обработки различных металлов. Установка, закрепление и снятие режущих инструментов. Установка и закрепление деталей. Сверление по контуру и по разметке. Сверление при развертывании. Выбор сверл.
Техника безопасности при сверлении
Зенкерование отверстий.
Конструкция зенкеров и работа ими. Охлаждение и смазка при зенкеровании.
Техника безопасности при зенкеровании
Развертывание отверстий.
Назначение развертывания. Развертывание ручное и механическое. Способы развертывания цилиндрических и конических отверстий. Припуски на развертывание.
Техника безопасности при развертывании.
Нарезание резьбы.
Профили резьбы. Инструменты для нарезания наружной резьбы конструкция их. Инструменты для нарезания внутренней резьбы, конструкции их. Механизация резьбовых работ.
Техника безопасности при нарезании резьбы.
Шабрение.
Основные виды шабрения, приёмы и способы шабрения плоскостей. Приёмы и способы шабрения криволинейных поверхностей. Шабер для указанных видов шабрения и правила работы ими. Способы определения точности шабрения. Затачивание и заправка шаберов.
Техника безопасности при шабрении
Притирка.
Процесс и виды притирки, достигаемая степень точности и герметичности. Шлифующие материалы, инструменты и приспособления, применяемые при притирке. Припуск на притирку.
Техника безопасности при притирке.
Клепка.
Назначение и применение клепки. Виды заклепочных швов. Типы заклепок. Инструменты и приспособления, применяемые при клепке. Приёмы и способы клепки.
Техника безопасности при клепке.
Запрессовка и выпрессовка.
Инструменты, приспособления и оборудование, применяемое при запрессовке и выпрессовке (ручное и механическое).
Техника безопасности при работе на прессе.
Назначение механизированного инструмента.
Подготовка инструмента к работе. Абразивные инструменты и материалы, виды и назначение. Хранение, транспортировка, выдача абразивного и механизированного инструмента.
Техника безопасности при работе с ручным механизированным инструментом.
Тема 4. Основы общей технологии металлов
Основы общей технологии металлов. Основные сведения о металлах и их свойствах. Черные и цветные металлы. Значение и использование металлов в народном хозяйстве. Основные физические, химические и механические свойства металлов. Понятие об испытании металлов.
Чугуны, их особенности, свойства, область применения, маркировка. Стали. Способы производства. Углеродистые стали, их химический состав, механические и технологические свойства. Маркировки, применение.
Легированные стали. Влияние на качество сталей легирующих элементов. Механические и технологические свойства легированных сталей. Быстрорежущие стали. Стали с особыми свойствами (жаропрочные, нержавеющие). Маркировки легированных сталей и их применение.
Термическая и химико-термическая обработка сталей. Сущности и виды термической обработки. Твердые сплавы. Их виды, маркировка и применение.
Цветные металлы и сплавы. Абразивные материалы, маркировка и применение.
Тема 5 Понятие о допусках и посадках.
Система допусков и посадок по ОСТ как основа обеспечения взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Допуски на линейные и угловые размеры. Понятие о квалитетах и степенях точности. Посадки, их виды и назначение схем посадок. Обозначение посадок и допусков на чертежах. Шероховатость поверхностей. Классы чистоты поверхностей. Обозначение классов чистоты, на чертежах.
Тема 6 Чтение чертежей
Чертежи и эскизы деталей. Прямоугольные проекции. Построение третьей проекции по двум данным. Разбор чертежей. Надписи на чертежах. Масштаб. Размеры, обозначение диаметров и квадратов, условное обозначение резьб, болтов, гаек. Правила составления эскизов, сборочных чертежей. Разрезы, сечения и выносные элементы на сборочных чертежах.
Тема 7 Контрольно-измерительные инструменты и техника измерения
Точность измерения, факторы, влияющие на точность измерения.
Измерительные инструменты, применяемые слесарем — ремонтником.
Штангенциркуль, штангенглубиномер и штангенрейсмус с точностью измерения 0,1 и 0,05 мм. Устройство нониуса, точность отсчёта по нему.
Приемы измерения. Инструменты для проверки и измерения углов; шаблоны, угольники и универсальные угломеры правила пользования ими. Инструменты для контроля резьбы (калибры-кольца и пробки, шаблоны). Ошибки при измерении, причины их возникновения и способы предупреждения.
Тема 8 Сведения из технической механики.
Сопротивление материалов. Условия работы деталей машин. Действия внешних сил на элементы конструкций. Внутренние силы и напряжения. Запас прочности. Общие понятия о деформации растяжения и сжатия изгиба, сдвига кручения.
Тема 9 Сведения по электротехнике
Основные законы постоянного тока. Переменный ток. Электродвигатели и пускорегулирующая аппаратура. Электронные приборы, их применение. Вопросы экономии электроэнергии применительно к обслуживаемому оборудованию.
Тема 10 Технологический процесс ремонта промышленного оборудования
Тема 11 Механизация и автоматизация производства
Гидравлические копировальные устройства. Зажимные устройства к станкам с гидравлическим силовым приводом.
Пневматические устройства. Компрессоры, назначение и принцип действия их. Электрические устройства. Электросверлилки, электронапильники электрогайковерты и другие электрофицированные инструменты.
Замена ручного опиливания, шабрения и зачистки мех.обработкой (фрезерованием, точением, шлифованием) с помощью универсальных переносных станков.
Тема 12 Квалификационный экзамен
Тематический план и программа производственного обучения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ по рабочей профессии «Слесарь по ремонту оборудования».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПМ 04. Выполнение работ по рабочей профессии
«Слесарь по ремонту оборудования».
на заседании ЦК «ТМ» зам. директора по УР
________Н.С. Попова ________Н.Н. Шульгина
протокол №_______ «____»_____________2016 г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Разработчик: Шестакова Е.С. преподаватель ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»
Согласовано: Воеков Н.И. помощник генерального директора
ООО «Лебедянский машиностроительный колледж»
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 16
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 19
Слесарь по ремонту оборудования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Слесарь по ремонту оборудования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Изготавливать простые приспособления для ремонта и сборки;
2.Проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту механического оборудования;
3.Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с видами профессиональной деятельности профессиональных стандартов – выполнение работ по рабочей профессии, слесарь по ремонту оборудования, может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки работников в области технического обслуживания и ремонта механического оборудования при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
— выполнения слесарной обработки деталей для изготовления простых приспособлений для ремонта и сборки
— выполнения разборки, ремонта и сборки отдельных узлов и механизмов простого оборудования, агрегатов, подъемных механизмов
— организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту механического оборудования
-выполнять простые слесарные операции;
-подготавливать детали к сборке;
— контролировать качество сборки;
-проводить сборку неподвижных неразъемных соединений;
-проводить сборку неподвижных разъемных соединений;
-проводить сборку механизмов вращательного движения;
— проводить сборку механизмов передачи движения;
-пользоваться специальными приспособлениями и контрольно- измерительным инструментом
— правила и нормы безопасного выполнения сборочных работ;
— устройство механизмов и узлов ремонтируемого оборудования, агрегатов, машин, подъемных механизмов;
-принцип работы обслуживаемого оборудования;
-назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительного инструмента;
-способы определения годности инструмента и заточки; способы пайки и необходимые для этой работы материалы;
-основные понятия о допусках и посадках, классах точности и чистоты обработки;
-основные механические свойства обрабатываемых материалов;
-устройство, назначение и принцип работы ремонтируемого оборудования;
-приемы слесарной обработки, ремонта и сборки деталей, узлов, механизмов и оборудования;
-устройство универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительного инструмента.
Практический опыт, умения и знания дополнены к перечисленым в ФГОС
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 660 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 336 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 224 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 112 часов;
учебной практики – 216 часов,
производственной практики – 108 часов.
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
общаться с коллегами, руководством, клиентами
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля *
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Производственная (по профилю специальности),
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
в т.ч., курсовая работа (проект),
в т.ч., курсовая работа (проект),
Раздел 1. Слесарное дело и технические измерения
Раздел 2. Слесарно-сборочные работы
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
дело и технические измерения
МДК 04.01 Организация
и технология выполнения
работ по профессии
Рабочее место слесаря
Содержание учебного материала
Организация рабочего место слесаря
Основное и вспомогательное оборудование рабочего место слесаря
Организация, содержания рабочего места
Общие сведения о безопасности труда при слесарных работ
Содержание учебного материала
Безопасность труда при слесарных работах
Основы промышленной санитарии.
Основной измерительный и проверочный инструмент
Содержание учебного материала
Основные измерительные инструменты
Метрологическая поверка средств измерений
Практическая работа №1
Изучение принципов работы контрольно-измерительных инструментов
Конструкционные и инструментальные материалы
Содержание учебного материала
Применение конструкционных и инструментальных материалов в машиностроении.
Содержание учебного материала
Резка металла. Резка металла ножовкой.
Ручные стуловые ножницы, механические ножницы.
Резка металла на специальных станках. Организация рабочего места.
Содержание учебного материала
Назначение и виды разметки. Инструмент и приспособления, используемые при разметке по шаблону и образцу.
Подготовка металла к разметке. Технология разметки. Правила заточки и заправки разметочного инструмента.
Дефекты при разметке и их предупреждение. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при разметке
Практическая работа №2
Изучение подготовки поверхностей и последовательностей проведения работ для разметки
Содержание учебного материала
Назначение и применение слесарной рубки. Инструмент, применяемый при рубке. Выбор инструмента в зависимости от характера работы.
Последовательность работ при рубке. Организация рабочего места. Требования безопасности труда при рубке
Практическая работа №3 Изучение рубки и резки металла
Ручные механизированные инструменты.
Содержание учебного материала
Ручные пневматические молотки
Пневматические шлифовальные машины
Правка и гибка металла
Содержание учебного материала
Технология выполнения гибки металла. Холодная и горячая гибка. Требования безопасности труда при гибке металла
Практическая работа №4 Выполнение работ при гибке
Инструменты и приспособления, применяемые при резке
Содержание учебного материала
Правила выполнения работ при разрезании материалов
Инструменты и приспособления применяемые при резке
Стационарное оборудование для нарезания металлов
Содержание учебного материала
Назначение, применение, последовательность выполнения операций по опиливанию металла. Напильники, их назначение, классификация.
Способы проверки обработанных поверхностей. Дефекты при опиливании, меры их предупреждения
Организация рабочего места. Требования безопасности труда при опиливании.
Практическая работа №5 Изучение правил ручного опиливания
Обработка отверстий (сверление, зенкование, зенкерование, развертывание)
Содержание учебного материала
Инструменты и приспособления применяемые при обработке отверстий
Организация рабочего места. Требования безопасности труда при сверлении
Основные правила заточки сверл
Практическая работа №6 Изучение работы сверлильного станка
Приспособления для установки инструментов
Содержание учебного материала
Практическая работа №7 Изучение способов закрепления слесарного инструмента.
Стационарное оборудование для сверления
Содержание учебного материала
Настольные сверлильные станки
Режимы резания при сверлении
Содержание учебного материала
Назначение, применение, последовательность выполнения операций по нарезанию резьбы.
Профили резьбы и их применение. Инструменты для нарезания наружной и внутренней резьбы.
Практическая работа №8 Изучение инструментов для нарезания резьбы
Распиливание и припасовка
Содержание учебного материала
Сущность и назначение распиливания и припасовки. Требования безопасности труда при распиливании и припасовке.
Шабрение, притирка, доводка
Содержание учебного материала
Шабрение. Инструмент и приспособления для шабрения. Способы шабрения плоских и сопряженных поверхностей.
Организация рабочего места. Требования безопасности труда при шабрении.
Материалы, применяемые для притирки. Оборудование и инструмент для притирки.
Практическая работа №9 Изучение видов и способов заточки инструментов
склеивание (вулканизация), клепка
Содержание учебного материала
Лужение, его назначение и применение. Пайка, ее назначение и применение. Материалы и приспособления для лужения и пайки. Технология лужения и пайки.
Организация рабочего места. Требования безопасности труда при лужении и пайки.
Приспособления для создания давления. Применяемые клеи.
Виды заклепочных соединений. Заклепки, выбор их размеров и видов.
Практическая работа №10
Изучение видов инструментов и приспособления для ручной клепки
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Примерная тематика домашних заданий
Подготовка докладов и сообщений по отдельным темам раздела.
Ответы на контрольные вопросы по каждой теме, из учебного пособия составленного преподавателем.
— назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем.
— изучить технологическую схему сборки
— устройство, принцип работы заклепочных, клеевых соединений
— принцип неподвижных разъемных соединений
Раздел ПМ 4. Слесарно-сборочные работы
МДК 04.01 Технология ремонта типовых деталей промышленного оборудования
Подготовка деталей к сборке
Содержание учебного материала
Технологические процессы механической обработки деталей Пригоночные работы
Точность поверхностей сопряжений, обеспечиваемые различными видами
Технические требования к машинам.
Технологическая документация на сборки основы построения технологического процесса
Организационные формы и методы сборки
Правила и нормы безопасного труда
Содержание учебного материала
Задачи повышения безопасности труда работающих на производственных предприятиях
Правила и нормативные документы по безопасности труда. Изучений инструкций по безопасности труда.
Содержание учебного материала
Противопожарные мероприятия. Основные причины пожаров в цехах и на территории предприятия. Огнетушительные средства
Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах. Промышленно – санитарное законодательство. Основные понятия о гигиене труда.
Неподвижные неразъемные соединения и их сборка
Содержание учебного материала
Основные причины возникновения дефектов клепки, способы их предупреждения.
Процесс соединения металлических частей в единое целое, пайка мягкими и твердыми припоями.
Подготовка поверхностей к склеиванию, нанесение клея, соединение склеиваемых частей изделия.
Практическая работа №1 Изучить соединение с гарантированным натягом
Подготовка поверхностей под сварку
Содержание учебного материала
Процесс соединения металлических деталей, типы стыковых швов и их условное обозначение.
Оборудование для разделки кромок, зачистки швов.
Практическая работа №2 Изучить подготовку поверхностей под сварку
Резьбовые соединения и их сборка
Содержание учебного материала
Виды, назначение, детали соединений. Технология сборки неподвижных разъемных соединений
Контроль качества сборки: методы и средства. и исправления.
Требования к организации рабочего места и безопасности при сборке неподвижных разъемных соединений. Выполнение сборки неподвижных разъемных соединений
Практическая работа №3 Составить план по определению и обозначение посадок
Шпилечные соединения и их сборка
Содержание учебного материала
Крутящий момент прикладываемый к гайке. Инструмент для завинчивания шпилек
Трубопроводные системы и их сборка
Назначение, виды, конструкция, материалы изготовления, уплотнения. Контроль трубопроводных систем после сборки. Требования к организации рабочего места и безопасности труда при сборке трубопроводов
Практическая работа №4 Изучить технологию монтажа трубопроводов
Шпоночные, шлицевые и клиновые соединения и их сборка
Содержание учебного материала
Способы извлечения шпонок из пазов.
Типы шлицевых соединений
Схемы контроля шлицевых соединений.
Из чего состоят клиновые соединения.
Механизмы вращательного движения
Содержание учебного материала
. Технология сборки узлов с подшипниками скольжения (разъемными и разрезными).
Контроль качества сборки и средства. Установка, крепление и герметизация подшипников на валу и в корпус
Практическая работа №5
Изучение определение нагрузки скольжения КШМ и его сборки
Практическая работа №6
Изучить храповой механизм и его сборка
Практическая работа №7
Изучить поршневые, винтовые насосы
Грузоподъемные устройства и испытание оборудования
Содержание учебного материала
Грузоподъемные и транспортные устройства.
Классификация, назначение, применение, устройство
Такелажная оснастка: типы, устройство, применение.
Строповка грузов: способы, выбор грузозахватных приспособлений.
Правила безопасности при выполнении строповки.
Подъем и перемещение грузов.
Команды и сигнализация при выполнении такелажных работ.
Правила безопасности при подъеме и перемещении грузов
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Примерная тематика домашних заданий
— ручные инструменты для сборки резьбовых соединений.
— трубопроводные соединения, ключи для сборки трубопроводов
— штифтовые соединения, способы центрирования шлицевых соединений
— порядок выполнения такелажной оснастки и строповки грузов.
2. Слесарно-сборочные работы.
3. Работы по механической обработке деталей.
Виды работ производственной практики:
— разборка и сборка узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
— ремонта узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
— испытания узлов и механизмов оборудования, агрегатов и маши
— промывка, чистка и смазка деталей;
— участие в работах по производственной эксплуатации оборудования;
— изучение работы оператора поста управления;
— осуществление смены сортамента выпускаемой продукции;
— оформление технической документации технологического процесса;
— чтение технической документации технологического процесса;
— выполнение правил и норм охраны труда и промышленной безопасности.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных зад
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Монтажа, технической эксплуатации и ремонта оборудования».
ПМ требует наличия мастерских – слесарно-механической,
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
— столы, стулья по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— комплект учебно-наглядных пособий
— комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, видеофильмы.
Оборудование слесарно-механической мастерской и участка слесарно-сборочной мастерской :
— верстаки по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— набор слесарных и монтажных инструментов;
— различные узлы и механизмы;
— набор измерительных инструментов;
— комплект учебно-наглядных пособий;
— комплект учебно-методической документации.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно в цехах ПАО «НЛМК».
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
В.Ю. Новиков. Слесарь-ремонтник Учебное пособие для НПО:- М. ИЦ «Академия», 2012
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Реализация программы ПМ.04 Выполнение работ по рабочей профессии «Слесарь по ремонту оборудования предполагает наличие материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий.
Практические работы и в неаудиторная работа студентов должна сопровождаться учебно-методическим обеспечением.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания по профилю профессионального модуля.
Освоение программы данного модуля должно проходить после изучения общепрофессиональных дисциплин «Материаловедение».
При проведении аудиторных занятий необходимо использовать презентационное оборудование.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, входящих в состав профессиональных модулей образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена.