программа обучения проводника пассажирского вагона
Профессия проводник РЖД: где пройти курсы и сколько нужно учиться?
Профессия проводника с точки зрения обычного пассажира выглядит достаточно примитивной, однако этот работник обладает достаточно широким спектром знаний и умений. Обучение на проводника пассажирского вагона проводится для того, чтобы подготовить специалиста к работе с техническим оборудованием, а также дать необходимые навыки для дальнейшего трудоустройства.
Кто такой проводник пассажирского вагона: что нужно знать о профессии?
Проводник поезда – это работник в системе железных дорог, который обслуживает пассажиров в процессе следования вагонов по маршруту. Эти специалисты обеспечивают комфортность поездки для пассажиров, поэтому именно эти специалисты являются лицом РЖД.
Профессия предполагает не только общение с людьми, но и работу с водоснабжением, отоплением, вентиляцией, электроснабжением, поддержание санитарной чистоты в вагоне.
Задачи и обязанности
Работа проводника осуществляется не только по маршруту следования транспортного средства, она начинается за несколько часов до отправления поезда и включает в себя следующие действия:
Основные обязанности работника в пути следования включают:
Работа и зарплата
Профессия проводника чрезвычайно востребована, поэтому проблем с трудоустройством у молодых специалистов возникать не должно. Учебные заведения обычно сразу направляют выпускников на маршруты в паре с опытным специалистом.
Заработная плата работника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, коэффициенты и прочие бонусы. Зарплата также будет зависеть от сезона – в осенне-зимний период она составит 15 000 рублей, летом до 25 000 рублей в связи с увеличением пассажиропотока. Зарплата обычно выше в фирменных поездах.
Данная профессия допускает карьерный рост. Отработав несколько лет в поездах дальнего следования, а также получив среднее техническое или высшее образование, специалист может стать начальником смены, а затем начальником поезда.
Плюсы и минусы профессии
У профессии проводника существуют свои достоинства и недостатки. К плюсам данной специальности можно отнести:
Минусами работы является:
Как выучиться на проводника?
Проводником пассажирского поезда может стать любой совершеннолетний гражданин, окончивший курсы. Кроме того, поскольку к таким работникам предъявляются высокие требования по состоянию здоровья, перед началом работы необходимо будет пройти специальную медкомиссию.
Какие навыки нужны?
Профессия проводника широко распространена как среди мужчин, так и среди женщин. Для того чтобы обслуживать пассажиров поезда, необходимо быть совершеннолетним, иметь крепкое здоровье и сертификат об окончании курсов.
Хорошему специалисту в этой области присуща дисциплинированность, организованность, рассудительность и стрессоустойчивость. Такой специалист должен уметь работать с разными категориями людей, быть способным быстро находить выход из нестандартных ситуаций.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Для работы проводником не требуется высшее образование. Достаточно поступить в техникум, училище или колледж на специальность «Транспортный сервис». Также можно окончить краткосрочные курсы. Практическая часть обычно осваивается непосредственно на производстве.
Какие экзамены нужно сдавать?
Прием в техникум или колледж на основе общего основного образования после 9 или 11 класса происходит в соответствии с результатами вступительных испытаний, которые проводятся образовательным учреждением с целью определения возможностей абитуриентов осваивать основные профессиональные программы. Образовательное учреждение может в виде вступительных испытаний принимать результаты ЕГЭ по русскому языку, истории или обществознанию.
Сколько учиться на проводника после 9 и 11 класса?
Срок обучения после 9 класса в колледже или техникуме составляет 3-4 года, после 11 класса – 2-3 года в зависимости от особенностей направления.
Людям с высшим образованием для начала работы будет достаточно пройти краткосрочные курсы (1-3 месяца). Кроме того, для выпускников ВУЗов предлагается широкий спектр вакансий с обучением по данной специализации. В таких местах работы требуется в будущем пройти курсы повышения квалификации, обучение на которых может осуществляться дистанционно в течение 1-2 месяцев.
Возможно ли дистанционное обучение?
Поскольку программа предполагает освоение знаний по оказанию первой медицинской помощи, правилам технической эксплуатации и безопасности трудовой деятельности, устройству и эксплуатации механического оборудования, практика для успешной работы в этой сфере необходима. Дистанционное обучение для специалистов предполагается с целью повышения квалификации или для освоения теоретической части.
Где учиться на проводника поезда?
На данный момент предлагается немало курсов, на которых можно освоить данную специальность.
В Москве
В Санкт-Петербурге
Таким образом, получить вакансию проводника пассажирского вагона возможно лишь при присутствии соответствующего диплома. У претендующего на эту должность человека должны быть профильные знания и навыки, определенные личные качества.
Профессия: проводник
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.
Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:
У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.
ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни
Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.
Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.
Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.
Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.
п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в бланки строгой отчетности. Ошибаться в бланках нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.
Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.
Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Сложности
С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.
Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.
Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.
Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.
Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.
Бонусы в работе проводника
Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.
Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.
Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.
Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.
Кратко о проводниках
Алиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.
Вот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)
После месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.
За такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас
Спасибо адекватным проводникам, как мы без них.
Стабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет.
Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести.
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 100120.04 проводник на железнодорожном транспорте
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 727)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Сроки получения СПО по профессии 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в таблицу 1 внесены изменения
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (OK 016-94)*
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения**
среднее общее образование
Кассир билетный Проводник пассажирского вагона
Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов
основное общее образование
* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Независимо от применяемых образовательных технологий.
*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного, общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
предусмотрено освоение всех вышеперечисленных профессий.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание услуг по оформлению и продаже проездных документов, обслуживанию пассажиров и сопровождению грузов при перевозках на железнодорожном транспорте, обслуживание и контроль технического состояния вагона и его оборудования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
оборудование билетных касс и технологический процесс оформления и продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном транспорте;
внутреннее оборудование вагона, съёмный жёсткий инвентарь, мягкий инвентарь, средства обеспечения безопасности в аварийной обстановке;
услуги пассажирам в пути следования пассажирского вагона и процесс их оказания;
технологический процесс обслуживания и контроля технического состояния вагона и его оборудования в пути следования;
грузы, технологический процесс их приема, погрузки в вагон и сопровождения в пути следования;
продукты, оборудование и технологический процесс приготовления пищи для бригады, обслуживающей поезд.
4.3. Обучающийся по профессии 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Обслуживание пассажиров в пути следования.
4.3.2. Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования.
4.3.3. Сопровождение грузов и спецвагонов.
4.3.4. Выполнение работ кассира билетного.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)*(2).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Обслуживание пассажиров в пути следования.
ПК 1.1. Проводить подготовку пассажирского вагона к рейсу.
ПК 1.2. Обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, учет и информирование руководства о наличии свободных и освобождающихся мест.
ПК 1.3. Обслуживать пассажиров в вагоне пассажирского поезда внутреннего и международного сообщения в пути следования.
ПК 1.4. Обеспечивать комфортность и безопасность проезда пассажиров в вагоне.
5.2.2. Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования.
ПК 2.1. Наблюдать за техническим состоянием вагона и его оборудования в пути следования.
ПК 2.2. Обслуживать приборы отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудование, холодильные установки.
ПК 2.3. Содержать в исправном состоянии внутреннее оборудование вагона и съёмный инвентарь.
ПК 2.4. Обслуживать последний вагон.
5.2.3. Сопровождение грузов и спецвагонов.
ПК 3.1. Принимать грузы и сдавать их заказчикам в установленном порядке.
ПК 3.2. Обеспечивать установленные условия перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования.
ПК 3.3. Обслуживать служебный вагон рефрижераторного поезда.
5.2.4. Выполнение работ кассира билетного.
ПК 4.1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте.
ПК 4.2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги.
ПК 4.3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчетности в установленном порядке.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в таблицу 2 внесены изменения
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура»
Общепрофессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
ориентироваться в общих вопросах экономики железнодорожного транспорта;
применять экономические и правовые знания при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;
основные принципы рыночной экономики;
особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития железнодорожного транспорта;
особенности продукции железнодорожного транспорта;
принципы деятельности, виды, характеристику и основные технико-экономические показатели деятельности железнодорожного транспорта;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в области профессиональной деятельности;
основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения;
формы оплаты труда.
ОП.01. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
соблюдать правила охраны труда при нахождении на железнодорожных путях;
инструкции по охране труда рабочих железнодорожного транспорта, общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях.
различать типы и назначение локомотивов, вагонов, знаки на подвижном составе, используемую терминологию и условные обозначения;
основные вопросы взаимодействия пути и подвижного состава;
устройства автоматики, телемеханики и связи;
основные правила организации движения и перевозки грузов.
ОП.03. Общий курс железных дорог
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;
использовать изученные прикладные программные средства;
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности;
назначение и технологию, эксплуатацию аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.
ОП.04. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
соблюдать нормы профессиональной этики и правила этикета;
применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности;
правила обслуживания пассажиров;
основы профессиональной этики и этикета;
эстетику внешнего облика проводника пассажирского вагона;
психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности проводника пассажирского вагона;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности.
ОП.05. Основы культуры профессионального общения
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим; знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
Обслуживание пассажиров в пути следования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проведения подготовки пассажирского вагона к рейсу;
обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров, учета и информирования руководства о наличии свободных и освобождающихся мест;
обслуживания пассажиров в вагоне пассажирского поезда внутреннего и международного сообщения в пути следования;
проверять санитарно-техническое состояние вагона, исправность тормозов, систем жизнеобеспечения и обеспеченности вагона водой и топливом;
осуществлять посадку и высадку пассажиров;
проверять билеты при посадке пассажиров в вагон на соответствие билета направлению следования поезда, номеру поезда, вагона, места в загоне;
размещать пассажиров в вагонах в соответствии с их проездными документами;
оформлять штраф за безбилетный проезд и провоз багажа;
передавать сведения о наличии свободных и освободившихся мест;
заправлять и убирать постели в пассажирских и скорых поездах дальнего следования по требованию пассажиров;
оповещать пассажиров о названиях станций и продолжительности стоянок;
работать с учётными бланками;
работать с различными видами пассажирских билетов;
вести проездную документацию, в том числе международного сообщения;
составлять акты на испорченные, уничтоженные материальные ценности и взыскивать их стоимость с виновных лиц;
приготовлять охлаждённую воду с помощью насоса или специальных приспособлений;
получать и сдавать в соответствующие кладовые бельё, продукты чайной торговли; знать:
обязанности проводника по подготовке вагона перед рейсом;
должностную инструкцию проводника пассажирского вагона;
основные требования Устава железных дорог и правил перевозок пассажиров и багажа;
правила и условия проезда пассажиров на железнодорожном транспорте;
условия перевозки ручной клади и багажа;
принцип работы системы отопления, воздухоснабжения, холодильных установок, вентиляции, кондиционирования и электрооборудования вагона;
правила эксплуатации биотуалета;
порядок регулирования принудительной вентиляции, устройств кондиционирования воздуха и приборов отопления;
технологию приготовления охлаждённой кипячёной воды;
правила оформления проездных документов и порядок их учёта;
тарифы, установленные доплаты и сборы;
порядок расчёта стоимости билетов;
схему расположения мест в вагоне;
схему железной дороги;
оформление квитанций на постельные принадлежности;
технологию приготовления чая в пассажирских вагонах всех типов;
порядок получения и сдачи в соответствующие кладовые белья, продуктов чайной торговли;
устройство и правила пользования оборудованием для спасения пассажиров в аварийной обстановке;
порядок пользования служебными расписаниями пассажирских поездов;
порядок оформления бланков о наличии свободных мест;
порядок оформления бланков на испорченное имущество.
МДК.01.01. Организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Российской Федерации
МДК.01.02. Основы обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта в пути следования
Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
наблюдения за техническим состоянием вагона и его оборудованием в пути следования;
обслуживания приборов отопления, принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, электрооборудования, холодильных установок;
содержания в исправном состоянии внутреннего оборудования вагона и съёмного инвентаря;
обслуживания последнего вагона;
проверять исправность ручного тормоза, наличие пломб на стоп-кранах, состояние системы отопления, холодильных установок и кондиционирования воздуха, вентиляции, воздухоснабжения и электроосвещения вагона;
осуществлять влажную и сухую уборку вагонов и туалетов;
заправлять топку твёрдым топливом, чистить её от золы и шлака;
навешивать номера и маршрутные доски на вагон;
принимать и сдавать по инвентарной описи и накладной внутреннее оборудование и съёмный инвентарь нагонов;
проверять наличие уборочного и отопительного инвентаря, комплектацию постельных принадлежностей, посадочных номеров, медикаментов, продуктов чайной торговли;
принимать участие в опробовании автотормозов после прицепки локомотива;
проверять исправность ручного тормоза и участвовать в сокращённом опробовании тормозов хвостового вагона;
выявлять возникающие в процессе эксплуатации оборудования неполадки и сообщать о них бригадиру или начальнику поезда;
использовать средства предупреждения и тушения пожаров;
составлять схемы электрооборудования пассажирского вагона;
осуществлять контроль работы электрооборудования вагона, кипятильника, нагрева букс;
осуществлять регулирование принудительной вентиляции и устройств кондиционирования;
контролировать показания электроизмерительных приборов;
работать с приборами регулирования и контроля средств сигнализации и связи вагона;
заполнять водой системы отопления и водоснабжения;
производить заправление топливом, растопку и поддержание режима отопления;
обеспечивать безопасность работы приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок и установок кондиционирования воздуха;
осуществлять ограждение и безопасность поезда при его вынужденной остановке;
контролировать наличие и исправность сигналов ограждения поезда в пути следования;
пользоваться огнетушителями и противопожарным инвентарём;
обеспечивать контроль состояния хвостовых сигнальных фонарей;
осуществлять ограждение хвоста поезда при остановке, в случае подхода вызываемого пожарного поезда, вспомогательного локомотива, восстановительного поезда;
выявлять неисправности переходных площадок, дверей, дверных фиксаторов, поручней, подножек, окон, разделок дымовых труб, внутренних дверей, оконных рам и форточек, диванов, багажных и газетных полок, подоконных столиков, вешалок, зеркал, оборудования туалетных помещений, ящиков для угля и мусора и сообщать о неисправностях бригадиру или начальнику поезда;
перечень инвентаря и расположение его на подвижном составе;
порядок заправки топки твёрдым топливом и чистки от золы и шлака;
порядок эксплуатации насоса;
места размещения на вагонах номеров и маршрутных досок;
общее устройство и принцип действия автоматических и ручных тормозов, требования к ним;
инструкцию по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;
географическое расположение станций железнодорожной сети;
устройство и порядок обслуживания и регулирования приборов отопления, принудительной вентиляции, электрооборудования, холодильных установок;
устройство системы контроля букс;
устройство системы пожарной сигнализации (СПС), кондиционирования воздуха;
инструкции по техническому содержанию электрооборудования пассажирских вагонов;
порядок проверки показаний измерительных приборов и действия при возникновении неисправностей в них;
приёмы работы с сигнализацией связи вагона и порядок действий при срабатывании сигнализации;
инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
особенность ограждения поезда при вынужденной остановке;
порядок контроля состояния хвостовых сигнальных фонарей;
правила ограждения хвоста поезда при остановке;
устройство внутреннего оборудования пассажирских вагонов, тележек всех типов, автосцепки, подвагонного оборудования, тормозного оборудования.
МДК.02.01. Устройство и оборудование пассажирских вагонов и спецвагонов
Сопровождение грузов и спецвагонов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
приемки грузов и сдачи их заказчикам в установленном порядке;
обеспечения установленных условий перевозки и сохранности материальных ценностей и другого имущества спецвагона в пути следования;
обслуживания служебного вагона рефрижераторного поезда;
принимать грузы и осуществлять их погрузку и размещение;
обеспечивать сохранность грузов спецвагонов в пути следования поезда;
осуществлять контроль технического состояния оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации;
обнаруживать неисправности спецвагона и принимать меры по их устранению;
обеспечивать бригаду рефрижераторного поезда пищей, создавать условия для положенных им инструкцией периодов отдыха;
обеспечивать безопасные условия эксплуатации спецвагона и сопровождения грузов;
порядок сопровождения грузов, правила приемки, погрузки, размещения и условия обеспечения их сохранности;
устройство спецвагона, расположение оборудования, автоматических средств охраны и сигнализации, электрооборудования;
инструкцию по обслуживанию служебного вагона рефрижераторного поезда, технологию приготовления пищи и правила дежурства в период отдыха бригады;
требования безопасности труда при эксплуатации спецвагона и сопровождении грузов;
порядок контроля технического состояния вагона и порядок подачи заявок на устранение возникших неисправностей.
МДК.03.01. Технология сопровождения грузов и спецвагонов
Выполнение работ кассира билетного
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
оформления и продажи проездных и перевозочных документов вручную и с использованием автоматизированных систем;
приема проездных и перевозочных документов от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращение им денег;
получения, хранения и сдачи денежных средств и бланков строгой отчетности в установленном порядке;
оформлять и продавать пассажирам проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте вручную и с использованием билетопечатающих машин и аппаратов;
обеспечивать выполнение заявок на билеты, в т.ч. от организаций и учреждений на групповые перевозки пассажиров;
правила перевозок пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте;
тарифы, порядок расчета стоимости проезда;
схемы расположения мест в вагонах;
схему железных дорог;
расписание движения поездов;
инструкции по получению, хранению и сдаче денежных средств;
правила взаимодействия с клиентами;
правила ведения оперативного учета;
технологию обработки проездных и перевозочных документов;
нормативные основы и требования к деятельности кассиров билетных и кассиров багажных, товарных (грузовых);
порядок оформления документов для информационно-вычислительных центров, станций, финансовой службы дорог и отделения банка, порядок составления отчетности;
правила технической эксплуатации компьютеров, видеотерминалов и других счетно-суммирующих машин.
МДК.04.01. Технология выполнения работ кассира билетного
В результате освоения раздела обучающийся
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 таблица 3 изложена в новой редакции
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в пункт 7.1 внесены изменения
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
общего курса железных дорог;
организации пассажирских перевозок и основ обслуживания пассажиров;
культуры профессионального общения;
технологии сопровождения грузов и спецвагонов.
устройства и оборудования пассажирских вагонов и спецвагонов;
билетопечатающих машин и аппаратов.
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственном языка Российской Федерации.
VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования*(5).
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3) вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
*(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).