программа обучения по исламу
Ислам: история, культура, практика
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Авторский коллектив курса «Ислам: история, культура, практика » был отмечен дипломом I степени в номинации «Культура, история, философия» на Международном конкурсе открытых онлайн-курсов EdCrunch Award в 2018 году.
Курс посвящен изучению основ истории, культуры и практики ислама.
О курсе
Курс «Ислам: история, культура и практика» рассматривает и анализирует возникновение ислама как религиозного учения и практики, а также его последующее развитие как культурной и социально-политической традиции в различных историко-культурных обстоятельствах и регионах. Материал излагается в соответствии с хронологическо-тематическим принципом. Особое внимание в материалах настоящего курса уделено периоду формирования учения ислама и его основным источникам, Корану и «обычаю» (Сунне) пророка Мухаммада. В последующих разделах курса рассматривается борьба идей и столкновение социально-политических движений, опирающихся на различные интерпретации основ мусульманского вероучения. Краеугольным методологическим камнем настоящего учебного комплекса является концепция внутреннего разнообразия, «многомерности» и «многоголосия» мусульманской традиции, а также динамика её взаимодействия с неисламскими системами ценностей, религиями и обществами. Учебный комплекс освещает историю, культуру и практику исламских обществ в их историческом развитии, подчеркивая актуальность исторической памяти и фундаментальных принципов ислама для современных мусульман.
Основная цель курса – усвоение студентами материала по истории, культуре и практике ислама; ознакомление с общим кругом источников и историографией (отечественной и зарубежной) по изучаемой теме, а также с основными проблемами периодизации истории ислама и овладение общими навыками исторического и религиоведческого анализа. Кроме того, настоящий курс готовит студентов к восприятию специальных, углублённых курсов по истории, культуре и практике ислама.
Данная дисциплина имеет принципиальное значение для подготовки специалиста, обладающего целостными системными представлениями об исламском вероучении, его истории, культурных традициях и направлениях, и способного использовать полученные знания как для глубокого осмысления историко-культурных процессов в странах мусульманского мира, так и для совершенствования и развития своего общеинтеллектуального и общекультурного уровня. Кроме того, междисциплинарный подход к преподаванию курса и сравнительный анализ материалов различных научных отраслей (история, религиоведение, культурология, политология) призваны помочь учащимся сформировать чувство веротерпимости и уважения к культуре, традициям и духовным ценностям других религий, народов и обществ.
Формат
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Требования
Программа курса
Ислам: история, культура и практика
Модуль I. Аравия в доисламский период;
Модуль II. Коран и начало ислама;
Модуль III. Основные источники вероучения и права. Формирование основных школ мусульманского права;
Модуль IV. Религия и политика в раннем мусульманском государстве;
Модуль V. Первые мусульманские династии;
Модуль VI. Аскетические и мистические движения в исламе (суфизм);
Модуль VII. Арабо-мусульманская философия: калам и фалсафа;
Модуль VIII. Религиозная политика «пороховых империй» Нового времени. Мир ислама в эпоху модерна и европейской колониальной экспансии;
Модуль IX. Повседневный ислам: базовые принципы и практики ислама;
Модуль X. Искусство ислама.
Результаты обучения
По завершении этого курса учащиеся будут:
Знать:
1. особенности возникновения ислама как религиозного учения и практики, а также этапы его последующего развития как культурной и социально-политической традиции в различных историко-культурных обстоятельствах и регионах;
2. политическую, религиозную, культурную историю ислама, а также особенности практической реализации установок ислама его последователями сегодня;
3. основную научную литературу по истории ислама и мусульманских обществ в прошлом и настоящем, а также источники по исламу в его историческом развитии и в сегодняшнем мире;
Уметь:
1. применять различные научные подходы к изучению истории и культуры ислама;
2. самостоятельно работать с научной литературой по истории и культуре ислама, анализировать прочитанный материал и формировать обоснованное мнение по проблемам исламоведения;
3. использовать полученные теоретические и практические знания для проведения исследований в области истории, культуры, религии и политологии мусульманских стран и этноконфессиональных групп, исповедующих ислам, в странах с немусульманским большинством.
Владеть:
1. основным терминологическим аппаратом по теме курса;
2. базовыми знаниями в области истории и культуры ислама для понимания современного развития стран мусульманского мира;
3. навыкам анализа научной литературы для решения теоретических и практических задач.
Формируемые компетенции
Программа обучения по исламу
Включают в себя основы Ислама (вероубеждение, таухид), тафсир (толкование Корана с пониманием и практикой), хадис, фикх и адаб (этикет, воспитание, духовное развитие).
Этот набор наук нужен каждому, хотя бы на минимальном уровне.
Это путь для тех, кто имеет высокие стремление и уже хоть немного что-то понимает в арабском языке (умеет уверенно читать, понимает простейшие предложения и знает некоторые слова).
Нахв (синтаксис арабского языка), сарф (морфология), баляга (стилистика), наука о смыслах, мантык (логика), некоторые другие вопросы из наук рационального мышления, как «категории», этикет исследований и диспута, терминология хадиса, наука о скрытых слабостях хадиса, усуль аль-фикх, усуль ат-тафсир.
Мы подготовили последовательную программу, от простого к сложному. Все предметы разбиты на уровни. Человек, прошедший все уровни, усвоивший материал, заучивший то, что от него требуется — будет превосходить в своих познаниях любого выпускника ВУЗа.
Но главная цель в другом. Главная цель — вырастить новое поколение людей, разбирающихся в шариатских науках. Людей, которые искренне почитают знания, практикуют их и отдают им должное. Людей, которые смогут решать серьёзные вопросы и сохранять это знание.
В онлайн-режиме с одним из ведущих преподавателей в России. Заучивание по классическим методам. С самой короткой цепочкой передачи Корана, которую возможно получить на сегодня.
Учитываем потребности каждого. Любой может стать Хафизом, но не каждый избран для этого. Даже если вы не готовы идти этим путём, всегда полезно исправить своё чтение и заучить что-то новое, чтобы расширить свои возможности.
На этом курсе мы выпустили уже несколько десятков учеников.
С нуля до хорошего, уверенного чтения. Полный курс таджвида от ведущего преподавателя.
Более 100 уроков, более 100 видео с домашними заданиями и проверкой чтения на каждом этапе.
Для тех, кто уже умеет просто читать.
От простого к сложному Мединский курс в коротких уроках с домашними заданиями.
Рабочая программа на тему «Основы исламской культуры»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
протокол от 28.08.2020 № 1
Директор МБОУ «СШ № 12»
____________ О.А. Лещинская
приказ от 31.08.2020 № 790/01-13
протокол от 31.08.2020 № 1
«ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
для обучающихся 1Б класса
на 2020-2021 учебный год
Валеева Зенфира Юнусовна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе :
1. Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.
(Стандарты второго поколения).
3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ
осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования»
Состав предметной линии учебников «Основы религиозных культур и светской этики»:
Актуальность программы «Основы исламской культуры» определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы исламской культуры» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель данной программы: изучение истории возникновения, распространения ислама, основ его учения и духовных ценностей. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
2. Способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
3. Содержательно раскрыть понятие культурно-религиозных исламских традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
4. Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Формы и виды учебной работы на занятиях по «Основам исламской культуры»
К наиболее предпочтительным формам на занятиях относятся:
— взаимные вопросы и задания групп;
Виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
– составление словаря терминов и понятий;
– составление галереи образов;
– использование информационно-коммуникационных технологий.
Домашние задания в процессе изучения курса «Основы исламской культуры»имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и поставить ему итоговую оценку за
весь курс. Методическое обеспечение курса позволяет использовать различные формы работы:
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).
– групповая (с постоянным и меняющимся составом учащихся) формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы,
тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов).
– индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект.
Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер. Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы, для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания.
Формы, методы, технологии обучения
Формы организации образовательного процесса:
– групповая работа над проектом;
– практика деловых игр;
-анализ критических ситуаций;
– тренинги практических навыков.
– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);
– организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной
работы и работы по руководством);
– стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций;
стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания);
– контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль);
– самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование
навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
– личностно ориентированное обучение;
– развитие общеучебных умений и навыков;
Формы, способы и средства оценки проверки и оценки результатов освоения программы
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются: обобщающие уроки по теме и разделу; сообщения; презентации.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.
Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа по ОРКСЭ модуля «Основы исламской культуры» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 часа в год) для обучающихся 4-го класса.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника и вести диалог;
– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
– излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
– определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
– знакомство с основными нормами исламской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
– формирование первоначальных представлений об исламской религии, ее роли в культуре, истории и современности России;
– общие представления об исторической роли исламской религии в становлении российской государственности;
– формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального много конфессионального народа России;
– осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны
Мухаммад. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества. Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз). Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.
Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязанности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Введение. Россия – наша Родина
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и