проектное обучение в россии первым реализовал кто

Проектная система обучения

Поскольку внедрение в систему образования новых форм и методов обучения напрямую касается не только учащихся, но и их родителей, общества в целом, а также интересов государства, постараемся разобраться, в чем заключается суть проектной системы, и насколько подготовлено современное общество к такой форме обучения.

проектное обучение в россии первым реализовал кто. article5c7591fb27d1d2.91342166. проектное обучение в россии первым реализовал кто фото. проектное обучение в россии первым реализовал кто-article5c7591fb27d1d2.91342166. картинка проектное обучение в россии первым реализовал кто. картинка article5c7591fb27d1d2.91342166.

Экономическое развитие и процветание государства невозможно без развития науки и образования, подготовки квалифицированных кадров, способных не только выполнять поставленные задачи, но и самостоятельно выдвигать идеи, находить пути их реализации. Таковы современные реалии. Поэтому перед российской системой образования постоянно ставятся новые задачи, для решения которых необходим не только поиск новых методов обучения, но возвращение к ранее использованным и хорошо себя зарекомендовавшим системам образования.

Проектная система – одна из таких форм обучения, принадлежащая к разряду «забытое старое». Однажды она уже была испытана, но, как говорится, не прижилась, в силу объективных причин.

проектное обучение в россии первым реализовал кто. article5c7591bd83cdc7.82188722. проектное обучение в россии первым реализовал кто фото. проектное обучение в россии первым реализовал кто-article5c7591bd83cdc7.82188722. картинка проектное обучение в россии первым реализовал кто. картинка article5c7591bd83cdc7.82188722.

Проектная система обучения: понятие и история

Проектная система обучения (более известная под названием метод проектов) – форма организации учебного процесса через реализацию проектов, направленная на всестороннее развитие учащихся и формирование у них самостоятельности.

Концепция была предложена американским педагогом, автором метода прагматической педагогики Джоном Дьюи в конце 19 столетия и опробована в ряде школ США. В последующие годы она исследовалась и дополнялась многими другими учеными. После публикации труда Уильяма Килпатрика, который предоставил обстоятельное описание метода, системой заинтересовались в европейских странах, в частности в СССР.

Большой вклад в ее развитие сделали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и пр. Метод проектов быстро завоевал расположение педагогов и стал известен под названием «школа-лаборатория». Однако популярность длилась недолго. Из-за низких показателей эффективности в 30-е годы прошлого века советское образование вернулось к академическим методам построения учебного процесса.

В условиях возникших сегодня проблем социально-экономического развития общества интерес к сильным сторонам творческого и практического обучения через реализацию проектов возобновился. Значимость проектного обучения заметно растет, что обуславливает его распространение во всех учебных заведениях. На данный момент его применение успешно разрабатывается в наукоградах и технопарках на базе МГУ.

Сущность и формы метода проектов

Если объединить мнения исследователей проектной системы, то можно понять что сущность метода состоит и в стимулировании самостоятельности, как считает О. В. Рыбина, и в развитии творческого интереса, что отмечают О. Быкова и Т. Громова. Самостоятельность и творчество, получение осязаемого конечного исследовательского результата – главная цель и идеальная формула успеха ученика и педагога.

Но привить такие качества учащимся, без использования классических форм, при которых ученики выполняют роль пассивных слушателей, сложно. Метод проектов предполагает определенный уровень подготовленности, не говоря уже об индивидуальных особенностях каждого ученика к усвоению базовых навыков и умений.

То есть, сейчас метод проектов можно рассматривать, как часть структурированной и строго регламентированной системы. В современной педагогике хорошо известны и такие проверенные, многократно испытанные формы активизации мыслительной деятельности учащихся, как диспут, обсуждение, где учитель берет на себя роль организатора дискуссий на уроке, оставаясь, одновременно, наблюдателем и руководителем.

Опытный педагог, знающий не только предмет, но и личностные качества каждого ребенка, сможет определить безошибочно, на каком этапе можно встроить в классическую систему элементы проектного метода, и предоставить учащимся возможность для дальнейшего самостоятельного поиска.

То есть, по сути, проектная форма – не что иное, как метод оптимизации учебного процесса, в котором главная роль отводится педагогу, режиссеру-постановщику урока.

проектное обучение в россии первым реализовал кто. article5c759278db16e9.90135670. проектное обучение в россии первым реализовал кто фото. проектное обучение в россии первым реализовал кто-article5c759278db16e9.90135670. картинка проектное обучение в россии первым реализовал кто. картинка article5c759278db16e9.90135670.

Преимущества проектной системы обучения

Так как для реализации поставленных задач требуется поиск, сбор и обработка большого количества данных, проектная деятельность позволяет лучше ориентироваться в информационном пространстве, увеличивая познавательную активность. Другими словами, метод проектов положительно влияет на обучение.

Одно из основных преимуществ метода заключается в обеспечении большей самостоятельности и увеличении чувства ответственности у учеников. При использовании проектного метода учащиеся получают право самостоятельно выбирать, что они хотят изучать. Такой подход обеспечивает большую заинтересованность. Взрослые больше не диктуют им условия обучения, поэтому они, получив определенный кредит доверия, работают над проектами, стараясь доказать свою взрослость.

Это позволяет сконцентрироваться на приобретении навыков, необходимых для работы в выбранной отрасли, а не растрачивать время на изучение общей информации. Кроме того, продолжительность реализации проектов ориентирована на индивидуальные особенности развития учащихся, что обеспечивает их необходимым количеством времени для усвоения информации.

Подводные камни проектного обучения

Причиной отказа от применения метода проектов в прошлом послужил низкий уровень знаний учащихся, обучавшихся по нему. Причем, все дело было не в плохом качестве предложенной методики, а в отсутствии ответственности со стороны молодежи.

Считается, что снижение контроля со стороны педагога позволяет увеличить чувство ответственности ученика. Но здесь имеется и обратная сторона. Менее сконцентрированные на образовательном процессе ученики быстро теряют интерес к задаче, переключаются на другие вопросы, что мешает им закончить проект. То есть, полное отсутствие контроля и неправильное построение образовательного процесса может усугубить ситуацию.

Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.

Существование различных форм проектного обучения позволяет применять его на всех этапах учебы. Однако, как показала практика, проектный метод оказывается эффективным преимущественно для учащихся, которые привлекались к реализации проектов еще с детского сада. Поскольку об этом методе вспомнили относительно недавно, нынешние студенты не могут в полной мере оценить его эффективность. Кроме того, он по-прежнему не используется во всех учебных заведениях. В результате возникают проблемы с качественной оценкой преимуществ такой системы обучения.

проектное обучение в россии первым реализовал кто. thumbnail61938b8d59f333.30588494. проектное обучение в россии первым реализовал кто фото. проектное обучение в россии первым реализовал кто-thumbnail61938b8d59f333.30588494. картинка проектное обучение в россии первым реализовал кто. картинка thumbnail61938b8d59f333.30588494.

проектное обучение в россии первым реализовал кто. thumbnail61925cd6a4e248.80667996. проектное обучение в россии первым реализовал кто фото. проектное обучение в россии первым реализовал кто-thumbnail61925cd6a4e248.80667996. картинка проектное обучение в россии первым реализовал кто. картинка thumbnail61925cd6a4e248.80667996.

проектное обучение в россии первым реализовал кто. thumbnail6192376284a4b6.08052835. проектное обучение в россии первым реализовал кто фото. проектное обучение в россии первым реализовал кто-thumbnail6192376284a4b6.08052835. картинка проектное обучение в россии первым реализовал кто. картинка thumbnail6192376284a4b6.08052835.

проектное обучение в россии первым реализовал кто. ico user avatar. проектное обучение в россии первым реализовал кто фото. проектное обучение в россии первым реализовал кто-ico user avatar. картинка проектное обучение в россии первым реализовал кто. картинка ico user avatar.

Неизвестный автор пишет:
1. «Проектная система… (более известная под названием метод проектов)… – одна из таких форм обучения». Система, метод, форма – все смешалось.
2. «Из-за низких показателей эффективности в 30-е годы прошлого века советское образование вернулось к академическим методам построения учебного процесса.». Метод проектов – это частный случай комплексной формы организации содержания образования.
3. «.. по сути, проектная форма – не что иное, как метод оптимизации учебного процесса…» Что сказал бы Ю.К. Бабанский, создатель теории оптимизации процесса обучения…?
4. «…продолжительность реализации проектов ориентирована на индивидуальные особенности развития учащихся, что обеспечивает их необходимым количеством времени для усвоения информации». Метод проектов – это метод групповой работы, причём группа может быть гетерохронной и разновозрастной.
5. «Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.» Автор ведет речь о методе проектов, а не проектной деятельности. В методе проектов учащиеся сами выбирают темы проектной работы, в нем нет «заданий» как формы постановки задач (В.И. Загвязинский). Автор хотел бы, чтобы во ФГОС были критерии координации проектных тем, выбираемых учащимися по своему усмотрению. Что такое «критерий координации проектных тем/»заданий»? В современных ФГОС нет не только перечней возможных проектных тем/»заданий», но и вообще содержания образования.

Источник

Статья: «История возникновения проектного обучения в России и зарубежом»

Тема: История возникновения проектного обучения в России и зарубежом.

учитель начальных классов

История возникновения проектного обучения в России и зарубежом

Идея проектного обучения имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни. Еще более трехсот лет назад основоположник теоретической педагогике Я.А.Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешного обучения. Он считал, что людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения.

Как педагогическая технология и форма учебной работы проектная деятельность получила распространение в первой трети ХХ века. Ведущим методом осуществления проектной деятельности стал метод проектов. Метод проектов представлял собой способ комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание учащихся.

Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком, хотя его и начали использовать значительно раньше. За это и взялся В. Килпатрик, ученик Дж. Дьюи, в 1918 г. Дети должны были получать знания и приобретать необходимый опыт при решении практических проблем в реальных жизненных ситуациях. Отметим, что В. Килпатрик находился под влиянием психологических идей Э. Торндайка даже в большей мере, чем Дж. Дьюи. В соответствии с «законом учения» Э. Торндайка, выполнение действия, к которому у ученика есть наклонность, приносит ему больше удовлетворения, чем выполнение действия, которое ему не нравится и которое он выполняет по принуждению. Из этого утверждения В. Килпатрик сделал заключение, что психология ребёнка, его желания, наклонности должны играть решающую роль в учебном процессе. Таким образом, В. Килпатрик под методом проектов понимал «от души выполняемый замысел». Его типология проектов относилас ь практически к любой области: от построения механизмов до решения математических задач, изучения французских слов, наблюдений за солнечным закатом или прослушивания сонаты Бетховена. В отличие от своих предшественников В. Килпатрик не связывал проект с какой-то конкретной предметной областью. В его интерпретации проект не требовал даже активной деятельности и участия в ней. Дети, которые представляли спектакль, и дети, которые сидели в зале и с удовольствием смотрели его, одинаково выполняли проект, поскольку получали удовольствие. По его мнению, проект имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценку. В идеале все части проекта ученики должны были выполнять без участия учителя. Только тогда, когда ученики могут демонстрировать свободу действий, они становятся действительно независимыми, могут самостоятельно судить о результатах. Именно такая деятельность, по мнению В. Килпатрика, давала ученикам возможность познать дух демократии. Эта концепция быстро распространилась среди учителей американских школ, однако очень скоро она вызвала критику как со стороны «консерваторов», так и «прогрессистов». Дж. Дьюи, учитель и друг В. Килпатрика, подверг его концепцию резкой критике. В чём же дело? Нам важно это понять, поскольку и в нашей практике мы постоянно сталкиваемся с пониманием метода проектов, очень близким В. Килпатрику. Главное возражение Дж. Дьюи было связано с односторонней ориентацией В. Килпатрика на интересы детей, на их полную самостоятельность. Ученики, по мнению Дж. Дьюи, не могут обходиться без помощи учителя. С точки зрения Дж. Дьюи, проект должен быть совместной деятельностью учителя и учащихся.

Дж. Дьюи критиковал и определение метода проектов, данное В. Килпатриком, обращая внимание на то, что замысел часто возникает импульсивно и не получает дальнейшего развития из-за сложности, недостатка знаний у учащихся. Только если учитель убеждает учеников в необходимости пройти полный цикл «думания» — от выявления противоречий, проблем, через разработку плана действий для решения проблем, они могут обогатить собственный опыт и получить нужные знания. По мнению Дж.Дьюи, все методы обучения базируются на научном знании и педагогическом опыте.

Метод проектов — это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

В отличие от В. Килпатрика Дж. Дьюи подчёркивал роль учителя в организации и управлении всей познавательной деятельностью учащихся при использовании метода проектов, особенно на первых порах, пока они ещё не в полной мере освоили этот метод. Действительно, учащиеся иногда преувеличивают свои возможности и выбирают замысел проекта, который им не под силу. Но умению ограничивать свои импульсивные желания, объективно оценивать свои возможности тоже полезно учиться. Таким образом, понимание Дж. Дьюи метода проектов принципиально отличалось от понимания В. Килпатрика, что он всегда и подчёркивал, поскольку В. Килпатрик часто ссылался именно на Дж. Дьюи. В отличие от В. Килпатрика Дж. Дьюи не считал метод проектов универсальным методом, способным решить все педагогические проблемы. Он рассматривал метод проектов как один из возможных эффективных методов обучения. Критика возымела своё действие и, начиная с 30-х годов, популярность метода проектов стала несколько снижаться. Даже В. Килпатрик признал свои заблуждения (11).

В России идеи проектного обучения возни кли практически в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег ( А. Г. Автухов, П.П. Блонский, Б. В. Всесвятский, Ш. И. Ганелин, В. Ф. Натали, Б. Е. Райков, И. Ф. Сладковский и т.д.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работу учителя запрещено.

Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и метод проектов.

Применение проектной деятельности к сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х гг. в связи с разботкой государственных стандартов образования. Одновременно усилилась тенденция к гуманитаризации подходов к проектированию, где структурно-значимыми стали философские, культурологические и психологические знания. Появились трактовки проектной деятельности как культурной формы образовательных инноваций (Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В.Рубцов и др.), как полифункциональной деятельности. Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно-коммуникативных технологий.

Постепенно характерные проектной деятельности свойства присваиваются образовательным процессом и образовательной системой в целом. Идеи проектирования распространяются на уровне педагогических систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и обучения. Происходит формирование особого проектного пространства жизнедеятельности участников образования. От методов проектов педагогическое сообщество переходит к проектному обучению (обучение с помощью проектирования, обучению в проекте), проектному воспитанию и проектному образованию. Проектная среда приобретает свойства образовательной среды. Использование возможностей логики создания типовых проектов выступает в качестве основного средства обучения.

По мере развития общества сфера применения проектирования в образовании расширяется, вырастает до образовательной идеологии в целом. Этому способствует динамика соотношения науки и образования, сформировавшегося еще в эпоху Просвещения. Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения, знаниецентрического типа к личностно-ориентированному и деятельностному подходам, отражающим концепцию гуманистической педагогике, культуросообразному типу обучения. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения работать с информацией. Сегодня утверждается возможность получения научного знания внутри образовательной системы, способной к производству нового знания, что ведет к формированию ее нового социального статуса. В российской концепции модернизации отчетливо выражена тенденция к интеграции научных и образовательных учреждений. Это требует массового распространения способов обучения, имеющих исследовательскую, опытно-экспериментальную, проектную природу.

С точки зрения известного российского методолога Ю.В.Громыко в настоящее время в условиях смены парадигмы образования формируется проектно-программный тип мышления. Ее основу составляют деятельности проектирования и программирования, характеризующиеся разработкой, формированием и созданием еще не существующих в практике систем образования. Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится еще более очевидной. По мере воплощения в жизнь принципа непрерывности образования меняется характер мотивации и знаний, необходимых человеку на каждом этапе его жизни. Основной проблемой образования становиться не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а умение учиться. Существование веками система образования была ориентирована на носителя готового знания — учителя, преподавателя. В настоящее время любой человек, в том числе и учащийся, может стать носителем и источником информации независимо от уровня полученного образования [1:16].

Одним из проявлений модернизации образования является проектное обучение, основу которого составляет метод проектов, реализующий в проектной деятельности учащихся.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта и состояния).

Современные отечественные исследователи (В.В.Гузеев, М.В.Кларин, И.Д. Чечель, Д.Г.Левитес, Е.С.Полат, Н.В.Матяш и др.) рассматривают обучение на качественном уровне: как средство развития способностей обучаемых, исследовательских умений, социальных навыков.

Технологии организации собственно исследовательских прое ктов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.

В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть:

а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

б) поиск пути их решения;

в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора;

д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата;

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Если рассматривать понятие «проектная деятельность» с точки зрения педагогики и психологии, то, по мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Таким образом, современные отечественные исследователи (В.В.Гузеев, М.В.Кларин, И.Д. Чечель, Д.Г.Левитес, Е.С.Полат, Н.В.Матяш и др.) рассматривают обучение на качественном уровне: как средство развития способностей обучаемых, исследовательских умений, социальных навыков.

Источник

История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании

проектное обучение в россии первым реализовал кто. ab5bc22b2011074c607a488f049aad87. проектное обучение в россии первым реализовал кто фото. проектное обучение в россии первым реализовал кто-ab5bc22b2011074c607a488f049aad87. картинка проектное обучение в россии первым реализовал кто. картинка ab5bc22b2011074c607a488f049aad87.

Дата публикации: 02.07.2018 2018-07-02

Статья просмотрена: 783 раза

Библиографическое описание:

Кочеткова, У. Ю. История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании / У. Ю. Кочеткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51875/ (дата обращения: 17.11.2021).

В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. [5]

История развития проблемы проектного обучения имеет давнюю историю. Как педагогическая технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала. В основу метода проектов были положены взгляды американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859–1952). Теоретической основой метода стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность. [6] Он считал, что обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентирована на их интересы и потребности. Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Дж. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной педагогики», строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Конечным результатом обучения, по Дж. Дьюи, должна была стать сформированность навыков мышления, под которым понималась способность в первую очередь к самообучению и самовоспитанию. При такой системе обучения целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию. Дж. Дьюи считал, что естественной любознательности обучаемого, его практико-ориентированной познавательной активности вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. [6]

Последователем взглядов Д. Дьюи был В. Х. Килпатрик, который, ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся. [4]

Процесс обучения он предлагал строить на основе расширения и обогащения индивидуального опыта учащегося, темы при этом следовало брать из окружающей действительности. Главная идея метода проектов у Килпатрика состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно и строится не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни — все для жизни» [6]. Проектом (по У. Х. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Ярким примером обучения методу проектов является продолжительный эксперимент в одной из сельских школ штата Миссури в 1910-е годы, проводимый профессором Коллингсом [2]. Эксперимент длился с 1917 г. по 1922 г. Цель эксперимента — выяснить, может ли быть курс сельской школы составлен непосредственно из целей, поставленных самими учениками. В работе этой экспериментальной школы все интересы учащихся находили отражение в разнообразных проектах. Однако, выполнение таких проектов не всегда было связано с приобретением учащимися новых знаний и умений, т. е. с обучением. [5]

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Уже в конце XIX в. в школе Л. Н. Толстого сельские ребята на природе выполняли различные проектные задания. Начиная с 1905 года, опытные школы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого активно работали по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения.

Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло еще приобрести. Учитель-консультант руководил проектной работой, направляя поиск учеников, подсказывая источники информации. [3]В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали использоваться в школах России. Российские педагоги считали, что это помогает развивать творческую инициативу детей.

Развитие метода проектов в школах России связано с именами других отечественных педагогов (Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенина, В. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин и др.)- Так, Е. Г. Кагаров указал отличительные черты проектного метода: опора на детские интересы сегодняшнего дня, связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны, самостоятельность и творчество учащихся, слияние теории и практики. Автор выделяет три этапа выполнения проектов: составление плана; выполнение проекта; подведение итогов работы, коллективное обсуждение, её оценка и составление отчёта. [1]

В разработках В. В. Игнатьева, М. В. Крупениной метод проектов практикуется как комплексно реализующий ряд педагогических принципов — самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и др. [2]

Педагогическому проектированию как научной проблеме посвящены исследования Н. А. Алексеева, В. В. Гузеева, Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильина, Е. С. По-лат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель. Вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделено внимание в работах А. Л. Блохина, В. Н. Давыдова, Ю. В. Железняковой, Ю. В. Киримовой, В. Е. Мельникова, В. А. Мигу нова, Н. В. Матяш, НЛО. Пахомовой, П. А. Петрякова, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Н. А. Степановой, Н. Г. Чаниловой.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что «доминирование» метода проектов в школе в 1920-е годы действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:

‒ отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

‒ слабую разработанность методики проектной работы;

‒ гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.

В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. В зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов. [6]

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Родившись из идеи свободного Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. [4]

Проектная технология нацелена на развитие личности, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. [6]

Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности. Таким образом, проблема внедрения метода проектов в учебный процесс является актуальной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *