проблемы воспитания в процессе обучения социально гуманитарным дисциплинам
Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях (статья)
Описание разработки
Воспитание – процесс целенаправленного развития человека, включающий освоение культуры, ценностей и норм общества. Воспитание всей своей сутью ориентировано, прежде всего на будущее, поскольку предполагает наличие определенной цели, определенного идеала, к которому устремлен процесс формирования человека Гуманитарные дисциплины выполняя, в числе других, культурно-воспитательную функцию, способствуют формированию у человека важных качеств культурной личности, ориентации на истину, красоту.
Фундаментальные знания современных специалистов должны включать не только законы рыночной экономики, но и законы социального развития общества, чтобы удовлетворить потребность кооперативных организаций в высококвалифицированных специалистах, умеющих по-современному мыслить и самостоятельно принимать решения.
Образовательным учреждениям кооперативной системы необходимо формировать социальное мышление студентов, усиливать философско-психологические аспекты в преподавании как профильных, так и общегуманитарных дисциплин.
Возрастание темпов социальной жизни, глубинные перемены во всех сферах общественной жизни ставят перед человеком проблемы мировоззренческой ориентации, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направления своей деятельности. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека особую роль играют гуманитарные дисциплины. Изучение их должно способствовать подготовке широко образованных, творческих и ясно мыслящих специалистов.
Подготовка экономистов традиционно осуществлялась в России в целом, и в кооперативном образовании в частности, на высоком уровне. Но очень часто возникает проблема непонимания студентами ценности и необходимости изучения гуманитарных дисциплин. Их аргументом являются ссылки на то, что отвлечение на гуманитарные предметы не способствует обретению профессионализма.
При этом некоторые из них утверждают, что на современном рынке труда востребована узкая специализация. Нередки при этом ссылки на примеры западного образования, ориентированного, по представлениям студентов, исключительно на подготовку узких профессионалов.
Встречается даже представление молодых людей об изучении гуманитарных дисциплин как о бесполезном занятии. Иными словами, гуманитарная составляющая образования, по их мнению, не способствует обретению высокого профессионализма.
Студенты, приходящие в Ссуз в разном возрасте и довольно часто с опытом физического труда, не имеют оформившейся потребности в новом направлении познания в силу невысокого уровня предшествующего образования и соответствующего опыта. Современное же развитие науки в целом предполагает взаимодействие самых разных отраслей знания и видов деятельности в образовании специалистов.
При общении со студентами в учебное и внеучебное время можно сделать вывод о том, что у многих из них практически отсутствуют навыки гуманитарного, целостного мышления, то есть молодые люди не имеют представления о взаимосвязи всех общественных явлений во времени и пространстве. Студенты отделяют современность от всей истории социального развития.
Соотнести конкретные факты и явления современности с закономерностями общественных отношений молодым людям очень сложно, так как их багаж общей культуры обеднен. Для них процесс осмысления фактов современности как проявлений универсальных закономерностей человеческого существования начинается, подчас, лишь в университете.
Гуманитарные науки, по их мнению, не имеют прикладного значения, поэтому многие студенты экономического вуза основное внимание стараются уделить, прежде всего, точным и профильным дисциплинам. Однако изучение гуманитарных предметов формирует способ целостного объемного мышления, который помогает всесторонней реализации творческих потенций личности.
Учебные занятия по таким дисциплинам, как литература, культурология и др. имеют огромное значение как форма необходимого двустороннего общения студента и через преподавателя. Ведь любой дискуссионный момент учебного занятия предполагает воспроизведение и использование знаний, являющихся частью общей культуры.
Все чаще преподавателям гуманитарных дисциплин приходится сталкиваться с качественно иными, чем несколько лет назад, трудностями. Одной из проблем, усугубленной массовой коммерциализацией образования, является постепенная утрата способности многих студентов работать с печатными источниками. Молодые люди, закончившие среднюю школу в последние годы, зачастую плохо считывают текст, при этом самые простые и знакомые из повседневности слова искажаются ими при устном произнесении. Это свидетельствует о неумении воспринимать контекст написанного, улавливать как его общий смысл, так и понимать значение отдельных слов. Можно сделать вывод, что изучаемый материал представляется многим студентам абстракцией, подлежащей механическому заучиванию и дальнейшему озвучиванию. Например, студенты заимствуют материалы докладов или рефератов из Интернета, не обращая внимания на его достоверность и правильность.
Содержимое разработки
Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях
ГБОУ СПО СК «СТАВРОПОЛЬСИКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Фундаментальные знания современных специалистов должны включать не только законы рыночной экономики, но и законы социального развития общества, чтобы удовлетворить потребность кооперативных организаций в высококвалифицированных специалистах, умеющих по-современному мыслить и самостоятельно принимать решения. Образовательным учреждениям кооперативной системы необходимо формировать социальное мышление студентов, усиливать философско-психологические аспекты в преподавании как профильных, так и общегуманитарных дисциплин.
Возрастание темпов социальной жизни, глубинные перемены во всех сферах общественной жизни ставят перед человеком проблемы мировоззренческой ориентации, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направления своей деятельности. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека особую роль играют гуманитарные дисциплины. Изучение их должно способствовать подготовке широко образованных, творческих и ясно мыслящих специалистов.
Подготовка экономистов традиционно осуществлялась в России в целом, и в кооперативном образовании в частности, на высоком уровне. Но очень часто возникает проблема непонимания студентами ценности и необходимости изучения гуманитарных дисциплин. Их аргументом являются ссылки на то, что отвлечение на гуманитарные предметы не способствует обретению профессионализма. При этом некоторые из них утверждают, что на современном рынке труда востребована узкая специализация. Нередки при этом ссылки на примеры западного образования, ориентированного, по представлениям студентов, исключительно на подготовку узких профессионалов. Встречается даже представление молодых людей об изучении гуманитарных дисциплин как о бесполезном занятии. Иными словами, гуманитарная составляющая образования, по их мнению, не способствует обретению высокого профессионализма.
Студенты, приходящие в Ссуз в разном возрасте и довольно часто с опытом физического труда, не имеют оформившейся потребности в новом направлении познания в силу невысокого уровня предшествующего образования и соответствующего опыта. Современное же развитие науки в целом предполагает взаимодействие самых разных отраслей знания и видов деятельности в образовании специалистов.
При общении со студентами в учебное и внеучебное время можно сделать вывод о том, что у многих из них практически отсутствуют навыки гуманитарного, целостного мышления, то есть молодые люди не имеют представления о взаимосвязи всех общественных явлений во времени и пространстве. Студенты отделяют современность от всей истории социального развития. Соотнести конкретные факты и явления современности с закономерностями общественных отношений молодым людям очень сложно, так как их багаж общей культуры обеднен. Для них процесс осмысления фактов современности как проявлений универсальных закономерностей человеческого существования начинается, подчас, лишь в университете. Гуманитарные науки, по их мнению, не имеют прикладного значения, поэтому многие студенты экономического вуза основное внимание стараются уделить, прежде всего, точным и профильным дисциплинам. Однако изучение гуманитарных предметов формирует способ целостного объемного мышления, который помогает всесторонней реализации творческих потенций личности.
Учебные занятия по таким дисциплинам, как литература, культурология и др. имеют огромное значение как форма необходимого двустороннего общения студента и через преподавателя. Ведь любой дискуссионный момент учебного занятия предполагает воспроизведение и использование знаний, являющихся частью общей культуры.
Все чаще преподавателям гуманитарных дисциплин приходится сталкиваться с качественно иными, чем несколько лет назад, трудностями. Одной из проблем, усугубленной массовой коммерциализацией образования, является постепенная утрата способности многих студентов работать с печатными источниками. Молодые люди, закончившие среднюю школу в последние годы, зачастую плохо считывают текст, при этом самые простые и знакомые из повседневности слова искажаются ими при устном произнесении. Это свидетельствует о неумении воспринимать контекст написанного, улавливать как его общий смысл, так и понимать значение отдельных слов. Можно сделать вывод, что изучаемый материал представляется многим студентам абстракцией, подлежащей механическому заучиванию и дальнейшему озвучиванию. Например, студенты заимствуют материалы докладов или рефератов из Интернета, не обращая внимания на его достоверность и правильность.
Уровень знаний и общей культуры студентов является в определенной мере отражением социокультурной ситуации в обществе. Искажение ими хрестоматийных имен литераторов, художников, музыкантов и названий художественных произведений – свидетельство снижения уровня общей осведомленности. Имена и понятия, являющиеся национальной гордостью, не присутствуют в средствах массовой информации и не запечатлеваются в памяти. Также очень сложно определить историческое время золотого и серебряного веков русской культуры. К тому же ограниченное методическими нормами преподавание в школе литературы, мировой художественной культуры и истории обедняет содержание этих предметов. Поэтому преподавателю гуманитарных дисциплин в экономическом вузе при условии жесткого ограничения учебных часов необходимо решать сложнейшую задачу не только способствовать появлению интереса к данным предметам, но и развитию потребности у студентов к дальнейшему самообразованию.
Высокообразованная личность, обладающая широтой кругозора – одна из наиболее действенных аргументов в необходимости изучения гуманитарных дисциплин.
Следовательно, в процессе работы со студентами нужен не только преподаватель-предметник, но и личность, собеседник. Гуманитарные дисциплины предполагают личностное общение преподавателя и студентов. Отвлечение в разумных пределах на обсуждение волнующих вопросов, не имеющих непосредственного отношения к теме занятия, не только не наносит ущерба постижению предмета, но и заставляет студентов хотя бы на время задуматься над сложными процессами бытия. Это предполагает большую требовательность преподавателя к самому себе, так как он должен быть гуманитарием в самом высоком смысле этого слова, что является еще одним из наиболее важных аргументов в изучении гуманитарных дисциплин.
Актуальной проблемой являются и методика, специфические приемы и пути работы над литературным произведением в многонациональных группах, которые сложны и в недостаточной степени изучены наукой. Именно поэтому, а также вследствие реальной распространенности многонациональных учебных коллективов, она имеет социально-культурную значимость. Важность данной проблемы с теоретической и практической сторон проявляется в недостаточном количестве работ, специально ей посвященных. Принцип диалога культур в учреждениях с многонациональным составом учащихся требует разработки особых методик преподавания русской литературы. Украинские, белорусские, таджикские, туркменские школьники из стран СНГ по уровню своих знаний и менталитету значительно отличаются от башкирских, осетинских, мордовских, чеченских учащихся, которых также достаточно в учебных группах. Важным фактором, который нельзя не учитывать, является и то положение, что эти учащиеся приходят в образовательные учреждения с различным уровнем подготовки. Также имеет свою специфику восприятие русской художественной литературы учащимися других национальностей. Оно отличается специфическим пониманием и толкованием явлений русской культуры в отличие от родной. Решить эту проблему можно путем создания системы изучения русской литературы в учреждениях среднего профессионального образования на основе уроков эмоционально-образного типа, способствующей формированию гуманистических идеалов и становлению личности гражданина, обеспечивающей качественное обучение, использованием при изучении русской литературы в многонациональном классе аудиовизуальных компонентов с целью создания объединяющего учащихся эмоционально-образного фона, атмосферы. Эмоционально-образные формы уроков литературы в учреждениях среднего профессионального образования с многонациональным составом учащихся будут способствовать росту национального самосознания учащихся. При закреплении приоритета общечеловеческих ценностей, более качественному, осознанному, творческому освоению русской литературы. Именно преподаватель создает особую атмосферу эмоционально-образного отношения к литературе и ее восприятия, формируя систему уроков нетрадиционного типа, при этом постоянно опираясь на общечеловеческий нравственный стержень художественных произведений и образов; использует и приучает учащихся применять принцип сопоставления, в том числе сопоставления национальных литератур и культурных явлений; осознанно и целенаправленно стремится реализовать принцип диалога культур с учетом многонационального состава учебной группы. Эти формы уроков русской литературы развивают духовный мир учащихся, закрепляют те начала их национального самосознания, которые не противопоставляются общероссийскому гражданскому сознанию, а гармонично взаимодействуют с ним в структуре личностного мировоззрения. Это способствует достижению межнациональной терпимости, взаимоуважения всех участников социального межкультурного диалога, приобщения их к общечеловеческим гуманитарным ценностям.
Важное значение приобретает использование в ходе урока аудиовизуальных компонентов (иллюстраций, живописи, музыки, кино- и видеоматериалов), способствующих решению воспитательно-образовательных задач урока своими специфическими средствами. Но для этого нужен электронный носитель, чтобы можно применить компьютерные учебные программы. Если в естественных дисциплинах их применение воспринимается как дело неизбежное по мере компьютеризации и информатизации учебного процесса, то в преподавании гуманитарных дисциплин все обстоит иначе. Здесь по-прежнему наблюдается не только боязнь компьютерной техники, но и недоверие к информационным технологиям, включая те из них, которые предназначены для изучения конкретной предметной области (литературы, истории, культурологи и т.д.). Это, скорее всего, объясняется не только уровнем нашей нынешней ментальности, но и внутренним сопротивлением, поскольку эффективность применения компьютерного обучения в практикуемой ими предметной области не нуждается в подтверждении.
Кооперация на современном этапе нуждается в образованных, компетентных, интеллектуально развитых, духовно богатых специалистах. Изучение гуманитарных дисциплин в кооперативном вузе призвано пробудить в студентах и у практических работников личностные качества, умение мыслить, благородное стремление служить людям. Именно в процессе изучения гуманитарных дисциплин студенты получают представления о том, как их профессиональные знания использовать в добрых делах, на благо людей и страны в целом.
Статья: Новые подходы к технологии преподавания социально-гуманитарных дисциплин
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Шевцова Н.Н., учитель истории и обществознания,
МБОУ «СШ № 15», г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
Новые подходы к технологии преподавания социально-гуманитарных дисциплин
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно учебное заведение во многом готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.
6 6 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. С. 8.
7 7 Алексеева Л.В. Школьное обществознание: история, теория и проблемы методики обучения. – Нижневартовск, 2005. С. 54.
8 8 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. С. 9.
9 9 Алексеева Л.В. Школьное обществознание: история, теория и проблемы методики обучения. – Нижневартовск, 2005. С. 55.
10 10 Интерактивные методы – это способы открытого обсуждения вопросов, проблем, развивающие у учащихся умения дискутировать, высказывать независимые суждения, делать собственные заключения, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и грамотно отстаивать, решать конфликты мирным путем и т.п. Алексеева Л.В. Школьное обществознание: история, теория и проблемы методики обучения. – Нижневартовск, 2005. С. 58.
Проблема Гуманитарного образования в системе СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГАГОУ СО «Энгельсский промышленно-экономический техникум»
Ионцева Марина Николаевна
1. Гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, их профессиональных и личностных качеств как будущих специалистов;
2. Гуманитарные науки обладают огромным потенциалом формировании мотивации будущего специалиста;
3. Гуманитарные дисциплины являются средством развития личности, служат основой формирования ключевых компетенций;
4. Гуманитарные дисциплины обладают огромным спектром форм и методов познавательной деятельности, необходимых для формирования профессиональной мобильности будущего специалиста;
5. Гуманитарные дисциплины играют важную роль в формировании осознанного отношения личности к процессам самообразования и самосовершенствования.
Блок социально-гуманитарных дисциплин формирует будущего специалиста как рефлексирующего субъекта профессиональной деятельности, которому свойственны:
· Большая готовность к смене квалификации и места работы
· Осознание ответственности за результаты своей деятельности, стремление определиться, выбрать путь развития своего «я»;
· Способность, с одной стороны, к рефлексии, потребность в ней как принятыми целями, а с другой – к самоограничению, к «осознанию приделов собственной несвободы».
Изучение гуманитарных дисциплин в рамках образовательного процесса может быть представлено как некая стратегия, которая реализуется на основе специфических для этого процесса принципов. В их число наряду с общепринятыми (научность, связь образования с жизнью, воспитания и развития, доступность) вошли:
1. непрерывность образования, предполагающая единство всех этапов формирования профессиональной мобильности будущих специалистов при изучении гуманитарных дисциплин;
2. системности в формировании мировоззренческих взглядов студентов;
3. гуманизации, проявляющейся в гуманистической направленности подготовки будущих специалистов, раскрытии личностного потенциала студентов;
4. динамичности, выражающейся в постоянном предвидении новых тенденций и изменений в будущей профессиональной деятельности, а также потребностей рынка труда;
5. индивидуализации. т.е. учёта интересов, склонностей и способностей студентов;
В условиях определения общегосударственных идеологических ориентиров в нашей стране история играет определяющую роль в процессе идейно-нравственного воспитания молодежи.
В качестве исходных концептуальных начал при преодолении возникшей в постсоветский период ситуации мировоззренческой неопределенности в историческом образовании можно рассматривать следующие:
· постепенный переход от знаниецентричного характера преподавания истории как набора запоминаемых фактов, представляемых в аспекте единственно возможной парадигмы ценностей, к культуросообразному характеру познания истории как процесса социального творчества человека;
· единство образовательных, воспитательных и развивающих факторов преподавания истории, предусматривающих формирование таких интеллектуальных качеств личности, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция;
· научная объективность, позволяющая изучать исторические процессы и явления в совокупности их положительных и негативных сторон, исключающая субъективизм, идеализацию и политическую конъюнктуру.
Учебная дисциплина «История» способствует формированию следующих компетенций студентов:
· компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации, требующие от выпускника техникума умения формулировать собственные мировоззренческие принципы с учетом системы ценностей, общепринятых в современном российском обществе; соотносить перспективы личностной жизнедеятельности с перспективами развития общества;
· компетенции гражданственности и патриотизма, предполагающие выполнение обязанностей гражданина РФ с учетом знания истории российской государственности и готовность своей профессиональной деятельностью содействовать укреплению нашей страны, дальнейшему развитию ее материальной и духовной культуры с учетом существующего культурно-исторического наследия; включающие в себя умения оценивать актуальные проблемы развития общества на основе знания эволюции исторических явлений и соотнесения их с современностью, а также осуществлять мировоззренческий выбор с учетом знания основ идеологии государства; позволяющие реализовывать свои конституционные права и обязанности на основе знания исторического опыта своего народа и законодательства РФ;
· компетенции социального взаимодействия, связанные с выработкой отношения выпускника техникума к существующим социальным нормам и ценностям на основе ориентации в историческом опыте общества;
· компетенции коммуникации, ориентированные на осуществление общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном российском обществе на основе знания народных традиций и менталитета народов нашей страны.
От знания истории во многом зависит то, каким станет выпускник : патриотом, законопослушным гражданином, критически мыслящей личностью или человеком, безразличным к проблемам общества и государства.
Таким образом, дисциплиной как «история» в техникуме удовлетворяют запросы общества и государства, ориентированные в концептуальном плане на воспитание личности, осознающей приоритет фундаментальных человеческих ценностей и разделяющей ценности общества, содействующей сохранению и развитию культурно-исторического наследия.
Безусловно, формирование социально-личностных компетенций не может быть ограничено только циклом социально-гуманитарных дисциплин, однако это их основная задача для негуманитарных специальностей.
Таким образом, дисциплины социально-гуманитарного цикла способствуют формировании личности студента критически анализирующего прошлое и современность, сознательно ориентирующегося на основе приобретённых знаний в современном социокультурном пространстве и способного к самореализации в условиях многомерных отношений и взаимодействия с другими людьми.
Статья «Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Н.В. Выборнова (воспитатель
Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников
В условиях современной школы при изучении дисциплин гуманитарного цикла, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль обучения. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые обучающиеся получают, изучая гуманитарные дисциплины. Сами нравственные представления имеют не меньшее значение для общего развития младших школьников, чем знания по гуманитарным дисциплинам [см.: Бабанский 2003: 354].
По мнению О.Г. Дробницкого [Дробницкий 2001: 11], «практически любая деятельность имеет нравственную окраску», в том числе и обучение, которое, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». В этом возрасте обучение в большей степени влияет на развитие младшего школьника, определяет появление многих новообразований. В обучении развивается нравственная сфера личности [см.: Божович 2004: 132], особенно это прослеживается при изучении дисциплин гуманитарного цикла.
В результате регламентированного характера процесса обучения, обязательного систематического выполнения учебных поручений при изучении дисциплин гуманитарного цикла у младшего школьника складываются нравственные представления, характерные для обучения, нравственные отношения, указывает И.Ф. Харламов [см.: Харламов 2002: 341].
Обучение обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения младшими школьниками приемами, методами, способами решения различных нравственных задач при изучении дисциплин гуманитарного цикла.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Данный факт реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [см.: Архангельский 2009: 386].
Процесс нравственного воспитания при изучении дисциплин гуманитарного цикла динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на совершенствование.
Учителю при изучении дисциплин гуманитарного цикла принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для младших школьников примером нравственности и преданного отношения к труду
[см.: Харламов 2002: 514]. Проблемы нравственности младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
В младшем школьном возрасте, констатировал М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет обучение, в результате которого происходит переход от «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления представлений при изучении дисциплин гуманитарного цикла [см.: Аплетаев 1998: 195].
Включаясь в обучение, младшие школьники при изучении дисциплин гуманитарного цикла учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Действия младших школьников приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных нравственных проблем обучающиеся используют приобретенный опыт на уроках гуманитарного цикла.
Проблема нравственного развития младших школьников в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В.Морозова [см.: Морозова 2011: 3].
Во-первых, придя в школу, младшие школьники переходят от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, бесед, внеклассной работы т. п.
Во-вторых, в ходе обучения младшие школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения обучающихся между собой и взаимоотношения обучающихся с учителем.
В-третьих , в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности младшего школьника. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Обучение имеет все возможности, позволяющие развивать у младших школьников нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета гуманитарного цикла.
С вышеизложенной точки зрения необходимо решать проблему нравственного развития младших школьников в процессе школьного обучения в единстве, в тесной взаимосвязи всех факторов [см.: Морозова 2011: 28]. С данных позиций обучение является способом целенаправленных событий целостного развития личности младшего школьника при изучении дисциплин гуманитарного цикла.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках гуманитарного цикла. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.
Для нравственного воспитания младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла важно организовать обучение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Обучение становится трудом, если познавательная задача ставится перед обучающимися как общая, для решения которой нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные методы и приемы, чтобы младшие школьники смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Нравственное воспитание в виде отдельного курса на всех этапах обучения при изучении дисциплин гуманитарного цикла создаст условия для становления личности младшего школьника и безболезненного вхождения
в социальную среду, но самое главное – поможет приобрести духовную силу, которая всегда приоритетна в любой сфере человеческой деятельности.
Для нравственного воспитания важны принципы жизни человека:
первый принцип – духовное выше материального;
второй принцип – нравственные обязанности выше стремления к личному благополучию;
третий принцип – гуманизм – это высшее начало нравственности в ее общечеловеческом измерении.
Нравственные представления при изучении дисциплин гуманитарного цикла здесь могут быть не только сообщены и сразу объяснены и закреплены, но и имеют всегда практическую направленность в связи с выходом на нравственное воспитание, что способствует осуществлению воспитательной функции морали. На каждом уроке гуманитарного цикла учитель может целенаправленно работать над отдельными нравственными понятиями и темами, над закреплением нравственных норм и правил, постоянно напоминать детям об обязанностях.
В начальной школе особо созвучны по своим целям с целями нравственного воспитания многие темы курсов литературного чтения и окружающего мира. Формируется единый понятийный аппарат в процессе изучения отдельных тем, раскрывающих содержание понятий: заботливость, трудолюбие, помощь, доброта, аккуратность, бережливость.
Из опыта работы известно, что интегрированные уроки нравственности с уроками чтения и письма непосредственно подводят младших школьников к умению давать нравственную оценку поступков с точки зрения понятий «хорошо – плохо». На примере учебных текстов раскрывается содержание понятий: доброжелательность, товарищество, дружба, взаимопомощь, уважение к старшим, забота о других.
Содержание нравственного воспитания должно выбираться учителем так, чтобы он мог стать духовной пищей для растущей и все более осознающей и творящей себя души. Посредником между учебным предметом и нравственным воспитанием может служить родной язык, который является достоянием духовной культуры. Тексты сказок, былин, стихов поистине являются образцами нравственного словесного искусства. Данные уроки гуманитарного цикла в большой мере акцентируют внимание младших школьников на нравственные стороны той или иной ситуации, а также на оценку поведения отдельных людей.
Нравственные сюжеты в образной форме на уроках музыки, изобразительного искусства и художественного труда объясняют языком художественного творчества столкновение добра и зла, дружбы и предательства. Очень важно помнить, что на данных уроках гуманитарного цикла младшим школьникам необходимы активные действия: лепить, строить, делать крепости из бумаги, из пластилина, рисовать на больших листах красками, пастелью или толстыми фломастерами – только в живом процессе младшие школьники творчески развиваются и по-настоящему усваивают, то есть приобретают личный опыт. Этические и эстетические задачи в практической деятельности направлены на формирование нравственных чувств младших школьников, проявляющихся в их работах и взаимоотношениях. Использование групповых методов работы, приёмов, создания проблемных ситуаций, проведение ролевых и сюжетных игр раскрывают творческие возможности обучающихся.
Задача интегрированных уроков нравственного образования при изучении дисциплин гуманитарного цикла состоит в умении учителя доказать младшим школьникам необходимость и важность нравственных норм и правил для их жизни, приучить к культуре диалога.
Таким образом, дисциплины гуманитарного цикла играют огромную роль и неразрывно связаны с нравственным воспитанием младших школьников. Нравственное воспитание младших школьников благоприятствует хорошему нравственному климату на уроках гуманитарного цикла, выявляет глубокие знания, прочные навыки, высокий уровень развития и воспитанности, улучшает процесс формирования нравственных качеств обучающихся начальных классов.
1. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография [Текст] / М.Н. Аплетаев. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. – 198 с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2003. – 432 с.
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – М., 2004. – №1. – С. 121 – 122.
4. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности [Текст] / О.Г. Дробниц- кий. – М.: Просвещение, 2001. – 376 с.
5. Морозова, Т.В. Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. программ [Текст] / Т.В. Морозова. – Вып. 5. – М., 2011. – 240 с.
6. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф.Харламов. – 4 изд., доп. и перераб. – М.: Гордарики, 2002. – 519 с.