проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики

Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования

проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики. b1042a1e8fcd3c48c19080e92c48e738. проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики фото. проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики-b1042a1e8fcd3c48c19080e92c48e738. картинка проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики. картинка b1042a1e8fcd3c48c19080e92c48e738.

Дата публикации: 25.10.2020 2020-10-25

Статья просмотрена: 432 раза

Библиографическое описание:

Захарова, С. И. Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / С. И. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74403/ (дата обращения: 15.11.2021).

В статье рассмотрено инклюзивное образование, как инновация, входящая в систему современного образования; проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, основные подходы ученых к интерпретации готовности, а также компоненты готовности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию инклюзивного образования в образовательных организациях.

Ключевые слова: инклюзивное образование, готовность педагогов, психологическая готовность, професcиональная готовность, мотивационно-ценностный, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты готовности.

В настоящее время система образования претерпевает серьезные изменения. Одним из нововведений прочно входящих в систему образования является инклюзивное образование.

Базовый принцип инклюзивного образования заключается в том, что любой человек должен иметь возможность учиться вместе, в независимости от каких-либо барьеров или отличий в получении образования.

С точки зрения идеального канона, как считает С. В. Алехина — кандидат психологических наук, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, инклюзивное образование является процессом развития общего образования, подразумевающего доступность образования и воспитания для любого ребенка, в том числе и ребенка с особыми потребностями [1, с.84].

По мнению Н. М. Назаровой, «лица с особыми образовательными потребностями» — это люди, имеющие отклонения в развитии, вследствие которых происходит ограничение возможностей их участия в традиционном образовательном процессе, что обуславливает особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения [5, с. 83].

На основании этого к педагогам предъявляются принципиально новые требования, расширенные трудовые функции в отношении ребенка с особыми образовательными потребностями, внутренние личностно-профессиональные изменения.

Основным нормативно-правовым документом, в структуре которого прописаны компетенции педагога, является профессиональный стандарт.

Наряду с традиционными требованиями к учебно-воспитательному процессу в образовательных организациях, педагог должен быть готов принимать, обучать и воспитывать всех детей, независимо от психолого-педагогических, физических особенностей, должен уметь определять особые образовательные особенности детей с ОВЗ, строить с учетом этих особенностей предметно-пространственную среду, образовательный процесс, уметь выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особенностями, сотрудничать с субъектами психолого-педагогического сопровождения, владеть технологиями и методиками по организации коррекционно-развивающего процесса и так далее [5, с. 3].

Проблеме готовности педагогов к инклюзивному образованию посвящены многочисленные научные исследования как зарубежных, так и отечественных ученых, таких как В. В. Хитрюк, С. В. Алехина, О. В. Бонин, О. С. Кузьмина, Е. Г. Самарцева и многие другие.

Ряд научных трудов определяют готовность педагога к инклюзии с позиции компентностного подхода (Т. Г. Зубарева, И. Н. Хафизуллина, В. В. Хитрюк и др.). В частности, в научной статье В. В. Хитрюк определяет инклюзивную готовность как «сложное интегральное субъектное качество личности» [6, с.103].

И. Н. Хафизуллина в своих трудах вводит понятие «инклюзивная компетентность». «Инклюзивная компетентность» рассматривается автором как «интегративное личностное образование, позволяющее осуществлять в процессе инклюзивного обучения профессиональные педагогические функции с учетом разных образовательных потребностей детей» [4, с. 23].

Таким образом, «готовность педагогов, как одно из условий для организации инклюзивного образовательного процесса, представляет собой определенный уровень развития качеств личности, которые обеспечивают ее оптимальное функционирование» [2, с. 153].

В научной литературе определяют два вида готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования:

Психологическая готовность включает: эмоциональное принятие детей с особыми потребностями, готовность вовлекать их в учебно-воспитательный процесс, удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

Профессиональная готовность включает:

– мотивационно-ценностный компонент, который интерпретируется через ценностное отношение к инклюзивному образованию, принятие детей с особыми образовательными потребностями, направленность на открытое взаимодействие участников инклюзивного процесса, мотивы на разработку коррекционно-развивающей среды, стремление к самообразованию;

– операционально-деятельностный, который интерпретируется через умения выявлять особые образовательные потребности и возможности детей с особыми возможностями здоровья, владение построения процесса совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием, владеть организацией различных способов взаимодействия между всеми субъектами инклюзивного образования;

– рефлексивно-оценочный компонент интерпретируется через умения анализировать проблемы и достижения детей и образовательного инклюзивного процесса в целом, умения выявлять эффективные и не эффективные способы организации взаимодействия, оценивать свою профессиональную деятельность и результаты инклюзивной образовательной среды [2, с.56].

На основании изложенного делаем вывод о том, что готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования является одной из важнейших проблем в организации и реализации инклюзивного образования. К педагогам, реализующим инклюзивное образование, предъявляются сугубо иные требования, включающие в себя ряд интегральных качеств личности, знаний и умений по организации инклюзивного образования.

Анализ научной, психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить компоненты готовности педагогов к инклюзивному образованию, которые в совокупности представляют собой целостное личностное качество, содержащее в себе ценностную ориентацию на человека как главную ценность для педагога, формирование на этой основе ценностного отношения к инклюзивному образованию и детям с особыми возможностями здоровья.

1. Алёхина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.

2. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / О. С. Кузьмина. — Омск, 2015. — 319 с.

3. Матвеева С. В., Букина И. А. К вопросу инклюзивного образования детей дошкольного возраста: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 2: Педагогика, психология, методика преподавания / отв. ред. Н. П. Павлова. — Череповец: ЧГУ. — 2015. — С. 152–154.

4. Рябова Н. В., Карпунина О. И. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. — 2016. — № 10 (205). — С. 119–124.

5. Хафизуллина, И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Н. Хафизуллина — Астрахань, 2008. — 23 с.

6. Хафизуллина И. Н. Формирование профессиональной компетентности педагога общеобразовательной школы в работе с детьми с ООП // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: серия гуманитарные науки «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» — Кострома, 2007. — С. 83–88.

7. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к инклюзивному образованию: Ценностный аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. — 2013. — № 4 (26). — С. 102–111.

Источник

Статья «Готовность педагогов к инклюзивному образованию»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Статья. Жаронкина И.В..docx

Готовность педагогов к инклюзивному образованию

Готовность учителя является одним из главных вопросов, требующих разработки программ повышения квалификации и психологического сопровождения участников инклюзивного процесса Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как казахстанский опыт только начинает складываться и развиваться. Согласно идеальным канонам, инклюзивное (включающее) образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей.

Этот принцип означает, что:

1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с определенным диагнозом, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность.

Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.

Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.

Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьёзные задачи не только перед психологическим сообществом образования, но и перед методическими службами, а главное, перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Самое важное чему должны научиться педагогики массовой школы – это работать с детьми с разными возможностями к обучению и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому.

Использование совместных усилий учителей массовой и коррекционной школы – наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Существует потребность в различных моделях сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных педагогов. Именно богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической помощи инклюзии. Успешное внедрение этой практики позволит превратить препятствия и ограничения в возможности и успехи наших детей.

В сегодняшней практике многих образовательных учреждений в случае его насильственного «внедрения сверху» неизбежны разного рода негативные последствия. Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию возникает опасность имитации «инклюзии» и через это дискредитации самой идеи инклюзивного образования. Опасность имитации возникает вследствие того, что при определенных организационных условиях инклюзивное образование может превратиться в «модную», популярную тенденцию без глубоких качественных изменений самого образовательного и воспитательного процесса. Основной ориентацией специалистов, развивающих процессы инклюзии в системе общего образования, на данном этапе должно стать качество процесса включения и сопровождения всех участников, анализ успешных практик, поиски эффективных технологий, оценка динамики психологических и системных изменений.

Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается через 2 основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность.

Структура профессиональной готовности в данном исследовании выглядит следующим образом:

владение педагогическими технологиями;

знание основ психологии и коррекционной педагогики;

знание индивидуальных отличий детей;

готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;

знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития;

готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.

Структура психологической готовности:

эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение)

готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция)

удовлетворенность собственной педагогической деятельностью

Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходима разработка общепедагогических технологий, моделей развивающего урока, технологий поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела речь идёт о профессиональной гибкости, способности следовать за учеником, а с другой стороны – держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.

Вопрос вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс на сегодняшний день разработан очень слабо и нуждается в организационном и технологическом описании. Психология родителей детей с ОВЗ имеет свои особенности и рождают вопросы как для учителя, так и для сопровождающего психолога. Вопросы психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного процесса требуют отдельной статьи, но ясно одно, что учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной методической поддержке и психологическом сопровождении, особенно работая в условиях инклюзии.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;

2) включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в групповые формы работы и групповое решение задачи;

Инклюзивное образовательное сообщество во многом изменяет роль учителя. Учителя способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами. Учителя вовлекаются в разнообразные виды общения с учениками, так что узнают каждого индивидуально. Кроме того, учителя участвуют в широких социальных контактах вне школы, в том числе с социальными ресурсами поддержки и родителями. Такая профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть свои опасения и тревоги, выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства, понимания своих учеников и своего призвания.

Источник

Подготовка учителей к инклюзивному образованию

Психологическая готовность к инклюзивному образованию подразумевает сформированность определенной позиции, основанной на следующих ценностях и убеждениях:

Дети с особенностями развития имеют право обучаться и развиваться вместе с так называемыми нормотипичными детьми.

Совместное обучение должно не только помогать «особым» детям научиться социальному взаимодействию, но и развивать у нормотипичных детей эмпатию, толерантность к иному, непонятному поведению, способность к сопереживанию и другие гуманистические ценности. Эти качества, конечно, должны присутствовать также у учителей и других специалистов, работающих с детьми.

Обучение «особых» детей вместе с «неособыми» — непростая задача, в ходе которой неизбежно будут возникать сложности. К этому надо быть готовыми.

Обучение детей с ОВЗ требует отдельной методической подготовки — разработки, адаптации и внедрения специальных программ или педагогических технологий.

«Особые» и «обычные» дети могут участвовать в совместной групповой работе, при этом им могут ставиться разные учебные задачи.

Обязательным условием успеха является принятие «особых» детей вместе с их особенностями и готовность помочь им достичь поставленных целей.

Для формирования такой позиции необходимо гуманистическое мировоззрение, энергия и навыки заботы о себе. Без последнего условия педагог, работающий в непростых условиях инклюзии, рискует подвергнуться так называемому профессиональному выгоранию. Кроме того, внедрение инклюзивного подхода в школе невозможно без активной поддержки администрации. Должна проводиться методическая и разъяснительная работа с коллективом, чтобы все сотрудники стояли на единой позиции и выработали единый рамочный алгоритм, как поступать в сложных ситуациях. Учитель должен знать, к кому ему обращаться за помощью. В школе должна функционировать эффективная служба психологической поддержки. Ее сотрудники будут заниматься сопровождением «особых» детей, налаживанием и поддержанием контакта между детьми и педагогами, поддержкой педагогов и родителей, системной работой с классом. Такая работа должна быть направлена на принятие и поддержку «особых» детей, помощь им в сложных ситуациях, разъяснение, почему важно, чтобы они учились вместе с остальными детьми, почему они иногда ведут себя странно, что это может означать и как им правильно помочь.

проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики. 44cb70d50bfad2468a8d0a4d291a1032. проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики фото. проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики-44cb70d50bfad2468a8d0a4d291a1032. картинка проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики. картинка 44cb70d50bfad2468a8d0a4d291a1032.

С целью профилактики эмоционального выгорания необходимо организовать неформальное пространство, где учителя могут делиться как своими сложностями, так и успехами. Хорошо подходит для этого формат интерактивных семинаров, клубов, кругов сообщества. Основная цель таких мероприятий — психологическая разгрузка, снятие тревоги и эмоционального напряжения.

Основные сложности в работе учителя с инклюзивным классом:

Другие дети могут обижать детей, реагируя на особенности их поведения.

Родители нормотипичных детей могут требовать принятия немедленных мер, вплоть до удаления неудобного ученика из класса.

Наконец, возможности детей могут не позволять им освоить учебную программу в требуемом объеме.

Как справиться с этими сложными ситуациями? Во-первых, важно понимать, что внедрение инклюзивного подхода в любом случае требует вложения различных ресурсов. Это и адаптация программ, составление индивидуального учебного плана и отдельных заданий, и привлечение специалистов для работы с «особыми» детьми, и дополнительное общение с родительским сообществом. К этой работе важно быть готовым и грамотно ее спланировать.

Оценив возможности «особых» детей в обучении, необходимо понять, будет ребенок учиться по общей с классом программе или нет. В случае отрицательного ответа нужно составить индивидуальный план его обучения с реалистично поставленными целями, обозначить сроки их выполнения и последовательно реализовывать намеченное.

проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики. cover3d1 w600. проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики фото. проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики-cover3d1 w600. картинка проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики. картинка cover3d1 w600.

В случаях выраженных поведенческих сложностей к ребенку должен быть прикреплен тьютор — сопровождающий, который постоянно находится рядом с ребенком, помогает ему включаться в работу на уроках, не мешает общаться с другими детьми на переменах, но грамотно пресекает острые ситуации. Сейчас тьюторство, или наставничество, — специальность, которой учат на психологических факультетах некоторых вузов. Тьютором может быть кто-то хорошо знакомый ребенку, его близкий родственник. Очень хорошо, если в школе работает такой специалист. Если его нет, надо обсудить с родителями ребенка эту проблему и подумать вместе, где найти такого помощника. Существуют различные помогающие организации, куда можно обратиться с этим запросом. Школа должна обеспечить безопасность и «особого» ребенка, и остальных детей в его окружении, поэтому, если его поведение представляет опасность, присутствие тьютора может быть основной гарантией того, что ребенок сможет посещать школу.

Если сложное поведение возникает нечасто, и острой необходимости в присутствии тьютора нет, нужен понятный всем алгоритм действий в сложных ситуациях. Например, если ребенок внезапно впадает в аффективное состояние, надо отвести его в отдельное помещение и побыть там с ним, пока он не успокоится. Дети должны знать, что в таких случаях они должны позвать на помощь любого взрослого сотрудника школы.

Работа с родительским сообществом должна носить разъяснительный характер. Важно рассказать, какой позиции придерживается педагогический коллектив в отношении совместного обучения разных детей и почему это правильно с вашей точки зрения. Если родители отдают детей в вашу школу, они разделяют или как минимум принимают эту ситуацию. В случае, если возникает серьезный конфликт, риск травматизма или другая опасная ситуация, надо решать ее с участием всех вовлеченных сторон.

Необходимо также проводить разъяснительную работу с классом. Кроме того, хорошо помогают тренинговые или даже учебные задачи, в которых выявлялись бы сильные стороны каждого участника. Важно донести до детей, что у каждого есть сильные и слабые стороны, надо только их найти. Но самое важное — чтобы взрослые транслировали принятие и готовность помочь всем.

На самом деле готовых ко всему людей не бывает в природе! Поэтому неуверенность в своих силах — норма при работе с «особыми» детьми, слишком много непредсказуемого заложено в ситуации. Иногда важнее всего, чтобы было кому помочь советом и поддержать морально.

Источник

Семинар-практикум для педагогов «Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»

проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики. bcf0f1e818c7d21d505b02e32ec99ad8. проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики фото. проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики-bcf0f1e818c7d21d505b02e32ec99ad8. картинка проблема готовности педагога к реализации инклюзивной практики. картинка bcf0f1e818c7d21d505b02e32ec99ad8. Ксения Румянцева
Семинар-практикум для педагогов «Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»

«Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»

Цель — формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей;

формирование представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи;

проанализировать и определить пути помощи и поддержки ребенка, семьи ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ;

обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

оказание психотерапевтической помощи участникам.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный центр; презентация семинара; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки; шкатулка.

Ход мероприятия

«Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»

не дефектное, а своеобразное развитие,

отрицательными признаками, а

имеющее целый ряд положительных,

возникающих в силу

Настройка на внутреннюю психологическую работу.

Упражнение «Никто из вас не знает…»

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу.

Никто из вас не знает, что я (или — у меня)

Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз».

В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении.Многие участники группы раскрываются с неожиданной стороны: о ком-то мы узнаем, что этот человек — мастер спорта, другой — играл раньше в ансамбле на трубе и т. д

Сл 4- 1. Теоретическая часть

Как вы заметили, что каждый человек уникален чем-то, у каждого свои способности, интересы. Так же можно сказать и про ребенка. Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный.

Он постоянно изучает и исследует мир, перерабатывая поступающую к нему информацию и получает, таким образом, новые знания о мире.Ребенок живо реагирует на все новое: ему интересно учиться, пробовать, рисковать, применять полученные навыки в различных ситуациях. Ребенка по своей природе можно назвать творцом.

«Особенный» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив,

Мир «особого» ребенка безобразен и красив,

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Кому как ни педагогу не знать, что такие «особенные» дети, со своими желаниями, стремлениями, внутренним миром, желают достичь того же, что и их сверстники.

Педагог должен зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей, и тогда, может быть исчезнут все современные «эпидемии». Но чтобы зажечь, необходимо «гореть» самому. Увлекать, увлекаясь. Зажигать, и в тоже время, самому светло сверкать.

Поэтому позиция педагога по отношению к «особенному» ребёнку должна быть такова: он – мой союзник, соратник, соавтор, имеющий право на несогласие, сомнение и ошибку. И цель работы педагога в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия ребёнком своего «я».

В Профстандарте педагога говорится о том, что необходимо включение в образовательный процесс всех детей, в том числе с особыми потребностями в образовании: это дети, как с проявлениями выдающихся способностей, так и дети с ограниченными возможностями здоровья.

На первых этапах работы с такими детьми перед педагогами остро встает проблема-

готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ.

А именно, обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов.

Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Профессиональна готовность:

Формирование представлений о психологии семьи ребенка с ОВЗ.Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.

Психологическая готовность:

Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций.

Методическая готовность:

Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность.

«Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»

Результаты выведены на экран в таблице

Сл 10- Так какими же качествами должен обладать педагог, работающий с детьми с ОВЗ?

Наиболее важным личностным качеством является проявление «мудрого» терпения, то есть необходимо быть чутким, заботливым, оказывать незамедлительную помощь детям, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в себе. Он должен любить детей такими, какие они есть. Доброта и любовь к детям является неиссякаемой силой для движения в правильном направлении при работе с «особыми» детьми. Также нужно уметь понимать и уважать детей, то есть принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними.

Мы должны быть убеждены, что каждый ребенок обучаем, поэтому хотелось бы выявить еще одну личностную особенность – это педагогический оптимизм. Речь идет о деятельном оптимизме, то есть педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка, анализирует его уровень развития и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития, свято веря, что его педагогическое воздействие будет успешным. Ну и конечно, гармоничный педагог должен сочетать в себе такие качества как чуткость, искренность, строгость, интеллигентность и любовь к жизни. И бесспорно, необходимо формировать у себя способность к непрерывному научно-методическому и творческому развитию в качестве педагога.

Во-вторых, важно понимать, что не нужно любыми путями и средствами стремиться к высокой успеваемости, большей ценностью для педагога для работы с детьми с ОВЗ, является привитие ребенку общечеловеческих ценностей, норм поведения, навыков самообслуживания, формирование адекватного самовосприятия.

Мы с вами говорили о проблемах готовности педагогов в работе с детьми с ОВЗ, а сейчас мне хотелось затронуть проблему родителей, воспитывающих в семье особого ребенка.

Я предлагаю вам послушать притчу.

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Сл 12- Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое,не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: ереживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате ережитого шока.

Большинство родителей постеенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка. У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии,множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, ерсектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не могут его уже оекать; психологическая дезадаптация родителей;попытки найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?»

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет педагогу рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2. Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

3. Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

4. Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

5. Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

6. Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его.Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

Отношения в такой ситуации между педагогами и родителями детей с ОВЗ складываются не лучшим образом, происходит недопонимание обеих сторон, конфликты. Как нам суметь грамотно разрешить те и ли иные проблемы и сохранить свое здоровье, душевное равновесие.

В первую очередь надо знать причины такого поведения: в одних случаях нападающие на нас либо борются за свои интересы, которые возможно пересекаются с нашими интересами, либо ведут себя так по причине того, что мы им чем-то не нравимся, требуя от них порой того, что они не вилах сделать.

Поэтому, в первую очередь, в конфликтных ситуациях каждому человеку нужна защита своей ауры.

Энергетическая защита –это очень важный элемент энергетической и психологической неуязвимости человека, а также комфортного состояния и хорошего самочувствия.

Упражнение Защитное биополе «Аура»

-Коллеги, а что такое аура?

Аура окружает физическое тело человека. Имеет форму подобную яйцу. Окрас ее зависит от духовного и физического состояния человека. В обычных людей она расположена в 30-40 см от тела. В людей с сильной энергетикой она может быть на большем расстоянии.

Я предлагаю каждому подумать над тем, какая у него аура. От чего она его защищает? Нарисовать свою ауру.

После того как нарисовали, участникам предлагается подумать, от чего она защищает, какую информацию не допускает? Зачем нужна эта защита?

Сл 14 – Писатель Пабло Коэлье писал,что взрослый может научиться у ребенка трем вещам: радоваться без всякого повода, настаивать на своем и всегда находить себе занятие.

Дети – это чуткие и очень удивительные создания. Многие взрослые думают, что поступки детей глупы, но на самом деле они сильно ошибаются. Все, что делают наши дети, наполнено мудростью и чувствительностью.

Что бы ни случилось, родители должны всегда защищать своих детей физиологически, психологически и…энергетически.

Я хочу вам прочитать стихотворение.

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю… И вот

В конце концов и умирают. Чтоб им жить,

Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.

Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

3. Повысить правовую, педагогическую компетентность родителей.

4. Обучить родителей эффективным способам взаимодействия со своим ребенком.

5. Организовать совместную деятельность учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.

6. Оптимизировать отношения между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом.

2. Практическая часть.

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Сл 17- Упражнение «Родители особого ребенка».

При помощи картинок на слайде ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).

Группа участвует, отвечая на вопросы.

Таблица Упражнение «Родители особого ребенка»

Часть тела (завязываются лентами) Символическое значение

Глаза- Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот- Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши- Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки- Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце- Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот- Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра- Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии

Ноги- Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого!Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.

Сл 19- Мультфильм «Про Диму».

Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм

Показ мультфильма «Про Диму».

Сл 20- Взрослым и детям о важном.

Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы:

Как дети в группе общаются с особыми детьми?

Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?

Как отвечать на «неудобны»вопросы детей: (почему он не такой)

Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы.У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить… Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.

«Если посмотреть на окружающую действительность, то можно увидеть людское равнодушие, граничащее с презрением к детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Наблюдая это, невольно вспоминается античная история, когда в Древнем Риме, как и в Древней Греции, высоко ценилось физическое совершенство человека, а убийство немощных младенцев считалось нормой.

Хочется верить, что наши дети будут не такие как мы, а в ближайшем будущем, наше общество станет по – настоящему гуманным, в этом и заключается смысл нашей работы.»

Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.

В нашей встрече мы расстаемся со многими представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п.

И в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям. Все это будет символизировать связка ключей.

Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также,с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то «открывать» или, наоборот, «запирать».

После того, как вы расскажете о своих целях, передайте, пожалуйста, связку следующему участнику.

Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями развития является совместное коллективное переживание инсценированных ситуаций. Развитие эмпатии и возможности взаимодействовать с семьей ребенка с ОВЗ выходит на иной уровень при понимании педагогическим коллективом психологических особенностей семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации.

«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды»

Благославляю всех детей на свете!

Они для нас, как яркие цветы!

Но есть еще «Особенные» дети…

Они как ангелы, «Целители души»!

Они в наш мир не зря приходят.

Всевышний посылает ангелов-детей

«Особенных» детей, как испытанье вроде

А в самом деле, чтобы лечить людей.

Лечить нас от всего, что их и нас самих калечит.

От злобы черной, от бездушья темноты

Он выбирает только сильных плечи

Им можешь оказаться ты!

Но загляните им в глаза!

Там столько доброты беспечной!

И чистая, как ангела душа!

«Особенные» дети, как с другой планеты

К нам присылает их господь не зря!

Они нам раскрывают душ секреты,

Он помогает нам понять себя…

Прикреплённые файлы:

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования «Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования» Дитя, молодое существо с первого своего появления на свет Божий,.

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институте развития образования».

Формирование толерантности дошкольников в условиях интеграции инклюзивного образования Проблема толерантности была актуальна всегда, но в связи с появлением в российском образовании новой формы обучения — инклюзивное образование.

Изучение готовности сотрудников ДОУ к реализации инклюзивного образования Аннотация: В данной статье рассматривается уровень готовности педагогов к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления деятельности педагога психолога в процессе инклюзивного образования Основные направления деятельности педагога психолога в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Профориентация в условиях инклюзивного образования на примере ДОУ Несмотря на то, что инклюзивное образование можно охарактеризовать, как одну из парадигм государственной политики, данная система в России.

Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования «Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования». «Воспитатель осознает, что его дело скромное.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников знаний по пожарной безопасности» Цель: Углубить и систематизировать знания педагогов по пожарной безопасности в ДОУ Форма проведения: КВН. План: «Оратор». «Организатор».

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование здорового образа жизни в условиях детского сада и семьи» Цель: Уточнение и углубление компетенций педагогов ДОУ об основных факторах, способствующих формированию здорового образа жизни в условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *