признание военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье судебная практика
Спор о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении (Часть 1)
Федеральная судебная практика
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ (п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8).
Согласно п. 5 ст. 15 Закона № 76 в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Законом № 76, и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании ст. 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (ст. 53 ЖК РФ) (п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8).
При разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу п. 1.1 ст. 15.1 и п. 3.1 ст. 24 Закона № 76 жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) (п. 29 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8).
Отчуждение принадлежавшей военнослужащему доли в праве собственности на жилое помещение не могло служить основанием для снятия его с жилищного учета, сделка с долей в праве собственности жилого помещения, которая привела к отчуждению этой доли, состоялась в 2009 г., следовательно, не могла учитываться при предоставлении жилого помещения и снятии с очереди в 2017 г., поскольку прошло более пяти лет (кассационное определение ВС РФ от 27.05.2020 № 4-КА 20-1)
Жилищное обеспечение возможно не только в форме получения государственного жилищного сертификата, но и в форме предоставления жилищной субсидии.
При этом само по себе отсутствие жилого помещения по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не предопределяет форму жилищного обеспечения военнослужащего, который вправе выбрать форму жилищного обеспечения, предусмотренную законом (кассационное определение ВС РФ от 24.04.2020 № 34-КА 20-1).
То обстоятельство, что военнослужащий распорядился ранее приобретенной с использованием государственного жилищного сертификата квартирой, не свидетельствует об утрате им права на улучшение жилищных условий, поскольку на основании ч. 7, 8 ст. 57 ЖК РФ и п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76, площадь ранее предоставленного военнослужащему жилья подлежит учету при предоставлении другого жилого помещения либо расчете размера жилищной субсидии (кассационное определение ВС РФ от 11.03.2020 № 225-КА 20-2).
Отсутствие со стороны командования действий, способствующих реализации жилищных гарантий военнослужащего, заявившего о своем желании быть обеспеченным жильем до увольнения с военной службы, свидетельствует о нарушении его права на обеспечение жилым помещением (определение ВС РФ от 28.11.2019 № 211-КА 19-16).
В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ (определение ВС РФ от 12.11.2019 № 24-КГ 19-5).
Ухудшение военнослужащим своих жилищных условий путем отчуждения жилого дома, приобретенного на средства государственного жилищного сертификата, не лишает его права на повторное обеспечение жилым помещением с учетом ранее приобретенного им на средства указанного сертификата жилья, которым он распорядился по своему усмотрению (кассационное определение ВС РФ от 06.11.2019 № 51-КА 19-11).
Практика Московского городского суда
Сам по себе факт регистрации по месту жительства не является основанием для возникновения или прекращения права на обеспечение жилым помещением. При таких обстоятельствах принятое жилищной комиссией решение нельзя признать обоснованным (постановление Президиума Московского городского суда от 21.05.2019 по делу № 44 г-173/2019).
Само по себе то обстоятельство, что состав семьи военнослужащего увеличился, не порождает субъективного права военнослужащего и новых членов его семьи на постановку на жилищный учет и получение ими мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом № 76, без учета положений ЖК РФ, которыми определяются критерии нуждаемости в предоставлении жилого помещения (определение Московского городского суда от 13.03.2019 № 4 г-2590/2019).
На момент принятия на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых для постоянного проживания, уровень учетной нормы площади жилого помещения, установленной в городе Москве на одного человека, превышал показатель 10 кв. м, военнослужащий был зарегистрирован по месту жительства и проживал в жилом помещении, площадью 74,6 кв. м, собственником которого являлась его мать.
Доводы о том, что в указанном жилом помещении он не проживал, а регистрация по месту жительства носила формальный характер, с целью не числиться среди лиц без определенного места жительства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о том, что при рассмотрении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащий не сообщил о себе полной и достоверной информации, что противоречит условиям принятия граждан на жилищный учет (апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2019 по делу № 33 а-5452/2019).
Военнослужащему не может быть отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче ранее полученного жилого помещения, если такая справка объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие основания, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения (апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2019 по делу № 33-40203/2019).
Сам по себе факт продолжительности службы более 20 лет и непредоставления при увольнении с военной службы иного жилого помещения, в отсутствие факта признания истца нуждающимся в жилых помещениях уполномоченным органом на основании соответствующего заявления, не влечет возникновение права на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 15 Закона № 76 (апелляционное определение Московского городского суда от 26.08.2019 по делу № 33-37743/2019).
Реализация права на улучшение жилищных условий с помощью государственного жилищного сертификата, а именно приобретение жилого помещения, исключает обязанность государства обеспечивать его повторно жилым помещением даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ (апелляционное определение Московского городского суда от 26.07.2019 по делу № 33-32312/2019).
У ответчика отсутствовали законные основания для снятия истца с жилищного учета, поскольку те обстоятельства, которые послужили поводом для постановки истца на жилищный учет в 2002 г., согласно действующему на тот момент законодательству, не отпали. В связи с этим суд обоснованно возложил на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обязанность восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2019 по делу № 33-20507/2019).
Граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоящие в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Само по себе то обстоятельство, что на момент увольнения с военной службы истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, не может быть принято во внимание, поскольку сделки по приобретению его супругой жилых помещений признаны ничтожными решением суда и в силу п. 1 ст. 167 ГК РФ являются недействительными с момента совершения (апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2019 по делу № 33-16327/2019).
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы (п. 14 ст. 15 Закона № 76).
Это, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства (избранному места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ (апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 по делу № 33-13234/2019).
Сам по себе факт продолжительности службы более 10 лет и непредоставления истцу при увольнении с военной службы жилого помещения в отсутствие факта признания его нуждающимся в жилых помещениях уполномоченным органом на основании соответствующего заявления не влечет возникновение права на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 15 Закона № 76 (апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2019 по делу № 33-12183/2019).
Коротко о важном
• о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
• о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
• о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении/решения об отказе в предоставлении жилого помещения и о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
• об обязании повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
• об обязании повторно рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения для постоянного проживания;
• об обязании ответчика восстановить истца в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
• об обязании предоставить истцу жилое помещение для постоянного проживания.
Надлежащим ответчиком в данной категории споров является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Одной из основных задач этого ведомства является организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (разд. II Положения, утв. Приказом Министра обороны РФ от 08.10.2018 № 555).
Признание действующего или бывшего военнослужащего, а также членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений является обязательным условием для обеспечения жильем за счет государства. В частности, это необходимо:
Сама по себе процедура признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении приведена в п. 6 Правил № 1768. Для этого достаточно представить в уполномоченный орган соответствующее заявление и комплект документов. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи ими в уполномоченный орган вышеуказанного заявления (п. 8 Правил № 1768).
Решение о принятии или об отказе в принятии на учет выносится уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных выше заявления и документов. Увольняемый с военной службы военнослужащий должен подать эти документы в сроки, позволяющие уполномоченному органу принять решение о принятии на учет или об отказе в таком принятии до даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. п. 10, 11 Правил № 1768).
Исковые требования следует основывать на положениях ст. ст. 15 и 15.1 Закона № 76. Именно в этих нормах закреплены государственные гарантии на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Дела данной категории рассматриваются в качестве суда первой инстанции районным судом (ст. 24 ГПК РФ).
По общему правилу иск к организации предъявляется в суд по адресу организации (ст. 28 ГПК РФ).
Государственная пошлина при подаче иска по рассматриваемой категории споров уплачивается в размере 300 руб. (п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок разрешения данной категории споров законом не предусмотрен.
Для ответчика-организации в исковом заявлении указываются наименование и адрес, а также, если они известны, ИНН и ОГРН (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).
Истцу необходимо направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у других лиц, участвующих в деле, и прикладывать к исковому заявлению уведомление о вручении или другие документы, подтверждающие отправку. Такая обязанность предусмотрена и в том случае, если иск и приложенные к нему документы подаются в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (п. 6 ст. 132 ГПК РФ).
В связи с этим к иску не требуется прикладывать его копии, а также копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, для ответчиков и третьих лиц (п. 4 ст. 132 ГПК РФ).
По материалам («Электронный журнал «Помощник адвоката», 2020)
Также см. следующую публикацию:
Признание военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье судебная практика
Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих
Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.
Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих
Право на жилище гарантировано статьей 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с данной статьей, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:
— военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
— офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
— прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Лицам, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Пунктом 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании статьи 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Выводы судов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих
Обеспечение жильем при увольнении со службы
Исковые требования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении ему распределенного жилого помещения по избранному месту жительства в связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного жилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом и обратился в суд.
Позиция суда: решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, Кривцу К.Н. отказано в удовлетворении заявления.
Определениями судьи Северного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации заявителю и его представителю отказано.
Однако Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих судов.
По месту жительства в Кривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве члена семьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерации они не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет.
Согласно п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, заявитель правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом супруги и дочери.
Иск об обязании предоставить жилье
Исковые требования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение.
Позиция суда: Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А. отказано.
Вышестоящий суд согласился с нижестоящей инстанцией.
Обязательным условием обеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категории является принятие решения органами местного самоуправления о принятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении их в список нуждающихся в жилых помещениях. Однако, как следует из материалов дела, истец является включенным в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты «Комсомольская правда» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.
Как следует из материалов дела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасска разъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию города с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался с заявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано по каким-либо основаниям, у суда не имеется.
Признание недействительным решения о предоставлении жилого помещения
Исковые требования: Министерство обороны РФ обратилось с иском к К.А., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетней К.Е., К.Г. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения.
Позиция суда: в исковых требованиях отказано. Ответчик был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, на момент предоставления спорного помещения он и члены семьи не имели в собственности либо в пользовании иного жилья, предоставленное помещение по площади соответствует установленной норме предоставления.
На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 N 251-п.
Исковые требования: ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обратилось в суд с иском к Р.А., действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Р.М., Р.Е. о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения, договора социального найма жилого помещения.
Решение суда: В удовлетворении исковых требований отказано. На момент предоставления жилого помещения ни один из членов семьи не имел по праву собственности, либо в пользовании по иным основаниям жилого помещения. Предоставление жилого помещения по площади соответствует норме предоставления жилого помещения, определенной Постановлением Мэра города Омска от 6 мая 2005 года N 251-п.
Отказ в постановке на учет на получение постоянного жилья
Исковые требования: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать действия, связанные с отказом ответчика в постановке Т.С.Г. и членов его семьи в очередь нуждающихся на получение постоянного жилья по избранному месту жительства при увольнении с военной службы, неправомерными.
Решение суда: В передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу о признании права в постановке на жилищный учет уволенного с военной службы офицера и членов его семьи отказано.
Военнослужащие, уволенные в запас и принятые на учет нуждающихся в постоянном жилье в избранном месте жительства органами местного самоуправления до 01.01.2005, при наличии оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ, могут быть обеспечены жилым помещением органами местного самоуправления по месту постановки на учет в установленном порядке.
Решения о принятии Т.С.Г. на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, которое должно быть вынесено уполномоченным органом в соответствии с п.5 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», не выносилось.
Снятие с учета военнослужащего
В качестве мер по восстановлению нарушенного права А.И. просил суд возложить на ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность предоставить квартиру.
Решение суда: Решением Смольнинского районного суда г.Санкт-Петербурга от в удовлетворении заявления А.И. отказано.
В решении апелляционной инстанции решение уполномоченного органа о снятии бывшего военнослужащего с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений признано незаконным. В остальном требования оставлены без удовлетворения.
Включение в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилье
Исковые требования: о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, обязании включить в реестр военнослужащих.
Истец просил признать за ним и членами его семьи право на обеспечение Министерством обороны РФ жилым помещением по договору социального найма, обязать Министерство обороны РФ и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ восстановить Б. и членов его семьи в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении (компьютерной базе данных).
Решение суда: в заседание судебной коллегии Б. были представлены документы, свидетельствующие о том, что истец был включен в единый реестр данных по жилью военнослужащих, и ему выделено жилое помещение в виде двух квартир, о чем ему сообщено в установленном законом порядке. Таким образом, ДЖО МО РФ фактически признал незаконность своих действий и восстановил Б. на учете с последующим предоставлением ему жилой площади.
Исковые требования: иск Малахова Ю.И. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела N 4 г.Североморск о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список участников программы.
Доказательств того, что в соответствии с действующим на тот период времени законодательством истец встал на учет в исполнительном комитете Советов народных депутатов по избранному месту жительства, истцом суду не представлено. Равно как не представлено и доказательств постановки его на жилищный учет в срок до 1 января 2005 года в органе местного самоуправления по избранному месту жительства.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Малахову Ю.И. в удовлетворении иска.
Взыскание с военнослужащего ущерба при обеспечении жильем большей площади
Определение Московского окружного военного суда (город Москва) от 19.03.2015 по делу N 33А-449/2015
Исковые требования: Жалоба командира войсковой части N на решение гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении искового заявления командира войсковой части N к бывшему военнослужащему войсковой части N сержанту запаса ФИО1 о взыскании материального ущерба, причиненного в результате обеспечения жилым помещением выше установленной нормы предоставления.
Позиция суда: суд отказал в исковых требованиях. В силу п.1 и 3 ст.15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, для одиноко проживающего военнослужащего составляет от 18 до 36 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Поскольку при распределении жилого помещения ФИО1 ей не предлагалось компенсировать за счет собственных средств превышение общей площади предоставляемого жилого помещения, а это является обязанностью уполномоченного жилищного органа, гарнизонный военный суд, правильно применив положения пунктов 19, 22, 27, 28 и 40 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом Министр внутренних дел РФ от 12.02.2010 N 75, о полномочиях жилищных комиссий воинских частей внутренних войск МВД России по принятию на жилищный учет и распределению жилых помещений, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности в порядке реализации Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».