привычки которые восстанавливают клетки мозга
Восстановление функций мозга в психиатрии и неврологии
Несмотря на то, что значение исполнительного функционирования для психической деятельности сложно переоценить круг его составляющих, на мой взгляд, очерчен нечеток. Исполнительные функции (executive function — EF) касаются ряда способностей, включая решение проблем, планирование, инициирование, самоконтроль, сознательное внимание, возможность справляться с новыми ситуациями и способность изменять планы при необходимости. Это высокая когнитивная функция, которая крайне важна для человека и позволяет ему поддерживать повседневную деятельность, сохраняя при этом хорошее качество жизни. С областью исполнительных функций связаны ассоциации психопатологической симптоматики, когнитивный резерв, шкалы оценки и программы когнитивной реабилитации.
«Лобный синдром» и «синдром дизэксплуатации»
В прошлом, изучая пациентов с префронтальными повреждениями, исследователи отмечали определенные нарушения в некоторых функциях, таких как инициация, последовательность, гибкость, мониторинг, суждение, планирование, принятие решений и трудности при необходимости решения новых задач. В то время это функциональное нарушение было названо «синдромом лобной доли», хотя у некоторых из этих пациентов лобные доли были неврологически интактными. Затем неспособность контролировать эти когнитивные функции стала известна как «синдром дизэксплуатации» (DS — Dysexecutive Syndrome). В этом смысле DS не обязательно связан с травмой лобной доли, а скорее с рядом недостатков в обработке, планировании, инициировании поведения, поддержании этого поведения, саморегуляции и самоконтроле.
Лобные функции
Существует как минимум четыре категории, относящиеся к лобным функциям, но не обязательно обусловленным травмами лобной доли: энергизация, исполнительные когнитивные функции, саморегуляция поведения/эмоций и мета-когнитивный процесс.
«Энергизация» (Energization) или возбуждение
Процесс необходимого тонуса для инициации и сохранении любого (определенного) режима реагирования в зарубежной литературе обозначают термином «еnergization».
Исполнительные когнитивные функции
Планирование, контроль за последовательностью действий при решении задач и регулировка поведения в ряде случаев обозначают, как исполнительные когнитивные функции.
Саморегуляция поведения/эмоций
Необходимые для решения сложных ситуаций, обусловленных внешними триггерами привычки и навыки когнитивного анализа позволяют человеку самостоятельно регулировать свои эмоциии и поведение.
Мета-когнитивный процесс
Интеграция когниций и эмоций, аспекты личности, социальные когниции, самосознание, адекватное восприятие юмора являются составляющими мета-когнитивного процесса.
Исполнительные функции в психиатрии
Дефицит «исполнительной власти» наблюдается при многих психических расстройствах, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрению и биполярное аффективное расстройство. При расстройствах настроения пациенты имеют когнитивные нарушения, связанные с лобными областями, демонстрируя снижение показателей вербальной памяти, когнитивной гибкости, совладания, метакогниции и саморегуляции, особенно по сравнению со здоровыми субъектами. Фактически, заболевание, требующее наибольшей когнитивной реабилитации — это шизофрения, где может иметь место значительная потеря объема мозга. Кроме того, больные шизофренией продемонстрировали значительное снижение социальных навыков, что увеличило потребность в когнитивной реабилитации и, в частности, восстановления полноценного исполнительного функционирования. Эти методы (когнитивная ремедиация) должны сочетать нейрокогнитивные и психосоциальные компоненты, результаты которых показали положительное влияние на функционирование этих людей в повседневной жизни.
Исполнительные функции в наркологии
Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, также связаны с исполнительными нарушениями, такими как потеря когнитивной гибкости, сложность принятия решений и скорость обработки информации. Опять же, здесь мы имеем гипофронтальность структур и сетей мозга.
Исполнительные функции в неврологии
Нарушения исполнительного функционирования связано и с подкорковыми расстройствами, в частности, с болезнью Паркинсона, прогрессирующим надъядерным параличом, болезнью Хантингтона, синдромом Корсакова и деменцией, вызванной вдыханием органических растворителей.
Восстановление мозга
В этом смысле представляют интерес две концепции, получившие известность в дискуссиях нейропсихологов: резерв мозга и резерв познания. Когнитивный и «мозговой резерв» могут снизить риск неадекватного поведения, поскольку он связан со способностью мозга активно справляться с повреждениями посредством реализации когнитивных процессов.
Работа с «резервом мозга»
«Резерв мозга» обычно относится к его определенным характеристикам, которые могут различаться у разных людей, включая размер, нейрогенез, плотность нейронов и синаптические связи. Многочисленные исследования предоставляют доказательства того, что резерв мозга может быть «податливым», и предполагают, что регулярные когнитивные упражнения, в частности, могут значительно помочь больным той же шизофренией. Образование увеличивает рост синапсов у младенца или ребенка. Кроме того, влияние упражнений с виртуальной реальностью на больных с черепно-мозговой травмой показывает улучшении некоторых когнитивных показателей.
«Когнитивный резерв»
«Когнитивный резерв» относится к способности мозга справляться с проблемами, используя другие когнитивные ресурсы. Как следствие, два человека с одинаковой степенью структурного резерва мозга могут более или менее успешно адаптироваться к травме головного мозга, если у одного есть больший объем «когнитивного резерва», то есть большее разнообразие когнитивных процессов, которые нужно задействовать или использовать в качестве компенсации. Нейронную реализацию «когнитивного резерва» можно разделить на «нейронный резерв» и «нейронную компенсацию». Первый относится к дифференциальным эффективным схемам синаптической связи, в то время как «нейронная компенсация» относится к привлечению областей мозга, которые обычно не используются людьми без патологии мозга для компенсации его повреждения.
Хороший когнитивный резерв может помочь в восстановлении и компенсации травмы за счет как нейронного резерва, так и нервной компенсации. Это позволяет нам задуматься о последствиях повреждения мозга с точки зрения нейропластичности и когнитивной реабилитации.
Как только появляется вероятность того, что проблемы DS положительно связаны с некоторыми структурными повреждениями, у людей с мозговым резервом появляется что-то вроде «жира, который нужно сжигать», тогда как те, у кого есть когнитивный резерв, могут лучше справляться и находить разные способы решения проблемы. Подтверждая эти выводы, некоторые данные, полученные от людей с высоким уровнем активности, таких как творчество, чтение, посещение друзей, посещение фильмов и ресторанов, прогулки и выполнение физических и «умственных» упражнений, говорит о том, что эти люди имеют меньший риск развития деменции.
Другие исследования показали, что у пациентов, у которых в анамнезе была преморбидная болезнь мозга, наблюдалось более выраженное когнитивное снижение посттравматического характера. С другой стороны, как упоминалось ранее, психические расстройства способны повредить резерв мозга, как это видно при шизофрении, когда потеря серого вещества может достигать 3% от общего объема всего мозга, в частности 3,5% в лобной доле.
Оценка исполнительной функции
Чтобы выбрать лучшую терапевтическую программу для восстановления мозга допустим при шизофрении, необходима хорошая нейропсихологическая оценка, основанная на трех основных целях: измерение, диагностика и интерпретация каждого измерения. Нейропсихологические тесты должны индивидуально различать когнитивные компоненты (измерения), такие как планирование или самоконтроль раздельно, а затем указывать, где сконцентрированы ошибки (диагностика). Последняя часть оценки состоит в том, чтобы решить, на чем будет сосредоточена реабилитация (интерпретация).
Виртуальная реальность
Еще один метод нейропсихологической оценки, который явно расширился в последние годы, — это использование виртуальной реальности (VR), которая также использовалась для целей когнитивной реабилитации.
Трудности оценки исполнительных функций
Поставить нейропсихологический диагноз, когда человек не функционирует эффективно — из-за его импульсивности, неспособности планировать или неспособности поддерживать поставленные задачи — не всегда просто, когда дело доходит до самоотчета. Более того, на практике может быть сложно определить все аспекты, связанные с проблемами поведения, из-за плохой способности к самоотчету. Например: плохое внимание или определенный дефицит рабочей памяти часто являются первыми симптомами, которые привлекают наше внимание. Как следствие, самоконтроль человека ухудшается, и, следовательно, пациент не замечает проблемы по мере их возникновения.
Экологическая значимость нейропсихологических тестов
В этом смысле некоторые нейропсихологи обсуждают экологическую значимость разумного количества нейропсихологических тестов. Под «экологическим» можно понимать, насколько тест репрезентативен для жизни конкретного человека. Некоторые авторы предположили, что большинство тестов не иллюстрируют истинность клинических проявлений; вероятно, потому, что эти оценки происходят не в повседневной жизни, но в стандартных тестах (неэкологических) они наблюдаются отдельно. «Карта зоопарка» и «тест на выполнение нескольких поручений» являются двумя примерами, имеющими большую экологическую ценность. Здесь пациент должен одновременно решить несколько задач. Это требует способности планирования, а также хороших управленческих способностей для решения всех задач. Больной смешивает простые задачи, делая упражнение с двумя задачами, особенно с несколькими поручениями, из-за шаблонов ошибок. Эти тесты ближе к реальной ситуации, чем другие тесты, которые могут быть отличными тестами EF, но не к обычным формам поведения, которые мы привыкли реализовать каждый день. Тест на «поведенческую память» — еще один действительный экологический тест, используемый для оценки повседневных проблем с памятью, выявления умеренных и тяжелых нарушений, однако незначительные нарушения памяти могут остаться здесь незамеченными у ряда пациентов, набравших баллы в пределах нормы.
Импульсивность
Еще одним проявлением исполнительного дефицита может быть импульсивность: для некоторых болльных проблема заключается не столько в неспособности смотреть вперед или предвидеть последствия, сколько сложность торможения своих желаний или импульсов в ответ на изменения внешней ситуации.
Программы реабилитации
Современные программы реабилитации считают функциональную оценку наиболее показательной. Они анализируют поведение пациента в тех ситуациях, когда присутствует дефицит, и замечают точную стадию, на которой человек ломается. Сосредоточив внимание на постепенном увеличении автономии пациента мы получим, большее количество попаданий в цели, которые могут быть достигнуты посредством когнитивной реабилитации. Представляют особый интерес виртуальные программы когнитивной ремедиации. Было обнаружено, что технология виртуальной реальности является хорошим средством лечения и оценки в нескольких контекстах. VR использовался как способ повышения экологической достоверности тестов, поскольку в виртуальном мире можно моделировать широкий спектр возможностей и ситуаций. Вместо того, чтобы моделировать обычную деятельность, V-STORE моделирует магазин, где пациенты должны забрать продукты в супермаркете Virtual Action-Planning Supermarket, имитируя повседневное выполнение поручений.
Целью каждой программы реабилитации руководителей должно быть улучшение или обеспечение большей автономии людей в повседневных ситуациях, позволяя им решать проблемы (в пределах своих возможностей), а не застревать в порочном круге, в котором не используются исполнительные навыки.
В основном программы реабилитации при префронтальных нарушениях можно разделить на четыре направления (см. выше).
Рабочая память
В контексте предполагаемой памяти повторное обучение — это метод, при котором клиент выполняет определенное действие многократно с увеличивающимися промежутками времени между ними. Этот интервальный поиск — полезный и хорошо известный метод изучения информации. Пока это удается, мы можем укреплять ретроспективную память, чтобы обеспечить необходимую поддержку будущей памяти. Этот способ очень полезен для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, для выполнения ежедневной задачи предполагаемой памяти на необходимые действия, отображаемой в календаре (Fish et al., 2009). Кроме того, он может оказывать поддержку исполнительному компоненту с использованием свободных путей или интегративных подходов, направленных на повышение осведомленности о трудностях и расширение использования компенсационных стратегий.
Супервизия внимания
С тех пор, как была создана модель супервизорной системы внимания (SAS), стало ясно, что повседневное функционирование представляет собой очень сложное и динамичное взаимодействие автоматического рутинного поведения и сознательно контролируемого действия.
5 полезных привычек, которые восстанавливают клетки мозга
Загадочный орган.
Даже при невероятном развитии медицины, в теле человека остается орган, который до сих пор является загадкой для ученых.
Мы говорим с вами о мозге – органе, который можно назвать центром управления организмом.
Именно он отдает команды органам тела, к нему стекается вся информация о состоянии здоровья, он отвечает за чувства, а значит, именно от мозга зависит качество жизни человека!
Что же известно об этом удивительном органе?
По сути, не так уж много. Ученые знают, что весит мозг приблизительно 1,5 килограмма, что при этом поглощает до 25% всей энергии человека, и самое важное, мы используем его потенциал лишь на 5%!
Почему это орган настолько сложен для изучения?
Дело в том, что человеческий мозг состоит из сотен миллиардов мозговых клеток – нейронов, которые образуют сложные нейронные связи.
Эти связи и являются настоящей загадкой для ученых.
Более того, до недавнего времени считалось, что, как и все органы в нашем теле, клетки мозга стареют без восстановления.
Не было сомнений и в том, что на фоне травм мозга или тяжелых заболеваний поврежденные нейроны погибают безвозвратно.
Однако сегодня ученые признали: нейрогенез, то есть процесс образования клеток мозга, действительно существует!
Мозг имеет способность к регенерации, а значит, пусть и не столь быстрыми темпами, но он способен восстанавливаться и возвращать так называемую «пластичность мозга», ответственную за память, обучаемость и аналитические способности.
Важно лишь понять, как стимулировать свой мозг на выработку новых нейронов и установление связей между ними.
Достаточно лишь привить себе 5 полезных привычек, чтобы замечательный процесс под названием нейрогенез заработал на полную мощность!
5 полезных привычек для восстановления нейронов.
1. Тренируйте мозг.
Не секрет, что мозг нужно тренировать. Когда вы думаете, анализируете, запоминаете и выстраиваете логические цепочки, ваш мозг тренируется, а значит, развивается так же, как мышцы.
Очевидно, что развивая «серое вещество», мы становимся умнее.
Но что еще важнее, умственная деятельность активирует процесс нейрогенеза, а значит, способствует восстановлению мозговых клеток и укреплению из связей, даже у лиц, перенесших травмы головы и страдающих от нейродегенеративных заболеваний.
Поэтому, чтобы предупредить развитие старческого слабоумия, важно развиваться в самых разных сферах.
Отличной зарядкой для ума, станет разгадывание кроссвордов и собирание пазлов, а также всевозможные логические игры (шахматы, шашки, нарды).
Кроме того, читайте научную и классическую литературу, занимайтесь конструированием и изучайте иностранные языки, учитесь играть на музыкальных инструментах и осваивайте новые профессии.
Не переставайте учиться и тянуться к знаниям даже в преклонном возрасте.
Это станет залогом ясного ума даже в глубокой старости.
2. Занимайтесь спортом.
Мы привыкли считать, что телу нужна физическая активность, а мозгу – зарядка для ума.
На самом деле мозгу также важно, чтобы организм испытывал регулярные физические нагрузки, ведь любая тренировка, или даже обычная прогулка на свежем воздухе, насыщает мозг кислородом.
Однако улучшение притока крови, насыщенной кислородом, не единственный плюс для мозга.
В процессе физической активности в организме начинают активно вырабатываться гормоны эндорфины, которые предупреждают развитие стресса.
А отсутствие стресса – лучшее, что можно сделать для восстановления нейронов!
Поэтому, невзирая на возраст, пол и физические данные, старайтесь приобщаться к спорту.
Занимайтесь тем, что вам нравится – играйте в футбол или волейбол с друзьями, занимайтесь фитнесом в тренажерном зале, начните бегать по утрам или катайтесь на велосипеде, плавайте или танцуйте.
Любые физические нагрузки, даже прогулки по лесу, пойдут вам на пользу мозгу.
3. Питайтесь правильно.
Здоровье мозга и его способность к регенерации во многом зависит от того, чем мы питаемся.
Очевидно, что употребляя фаст-фуд и прочую пищу, «напичканную» вредными добавками, мы наносим вред своему организму, и, в частности, мозгу.
Опасность, таит в себе употребление слишком жирной пищи и всевозможных сладостей, которые в организме расщепляются на «простые» углеводы.
Увлечение такой едой приводит к засорению сосудов холестериновыми бляшками, а значит, к развитию атеросклероза.
А ведь именно это заболевание является первопричиной старческого слабоумия и болезни Альцгеймера.
Чтобы не допустить болезней мозга, и подтолкнуть организм к синтезу новых мозговых клеток, старайтесь придерживаться низкокалорийной диеты, следя за тем, чтобы в ваш рацион попадали разнообразные продукты.
В идеале 2/3 рациона должны составлять растительные продукты (овощи, фрукты, злаки и бобовые культуры), а 1/3 должна приходиться на мясо, рыбу и морепродукты.
Для восстановления мозга крайне полезно употреблять Омега-3 и Омега-6 жирные кислоты.
Их много в морской рыбе и морепродуктах (креветки, устрицы, анчоусы, мидии), а также в печени трески и растительных маслах (особенно в оливковом и рапсовом масле).
Кроме того процессу восстановления мозговых клеток, способствует употребление имбиря, чеснока и цитрусовых фруктов.
Наконец, не забывайте, что мозг активно потребляет энергию, а значит, чтобы «зарядить» его и придать ему импульс, утро можно начинать с дольки горького шоколада.
4. Занимайтесь любовью.
Ранее мы уже говорили, что мозгу не столько нужно помогать в восстановлении клеток, сколько уберегать его от разрушения существующих нейронных связей.
А для этого нужны естественные антидепрессанты, одним из которых является интимная близость.
Во время занятия сексом организм получает сильнейший заряд энергии, который активизирует все отделы головного мозга, особенно ответственные за память.
Но что еще важнее, в процессе интимной близости в организме активно вырабатываются сразу три важнейших гормона – дофамин, серотонин и окситоцин, которые еще называют гормонами радости, счастья удовольствия.
Неудивительно, что во время секса мы испытываем настоящую эйфорию, и на протяжении всего дня находимся в приподнятом настроении.
Но главное, выработка этих гормонов предупреждает стресс и депрессию, т.е. ограждает нас от состояний, убивающий клетки мозга.
Поэтому, чтобы ограждаться от негатива, старайтесь окружать себя аурой влюбленности.
Признавайтесь любимому человеку в своих чувствах, делайте ему подарки и оказывайте знаки внимания, шлите любовные SMS и, конечно же, занимайтесь любовью!
Все это будет способствовать восстановлению нейронов.
5. Научитесь медитировать.
Медитация – это процесс успокоения, осознания, погружения в себя и самоанализа.
Такая практика позволяет понять происходящие вокруг процессы, осознать, что вам нужно и тем самым обрести успокоение.
Данный процесс очень важен для мозга, так как спокойный и уверенный в себе человек менее подвержен стрессу.
Медитацию можно сравнить с молитвой. Когда человек верует в то, что у него есть незримая поддержка, он ощущает Божью благодать и испытывает умиротворение.
Говоря научным языком, он становится менее напряженным и больше верит в себя.
Уровень стресса в его организме заметно снижается, но, что еще важнее, возникают альфа и бета волны, благодаря которым мозг начинает синтезировать новые нейроны.
Поэтому, помочь мозгу восстановить нормальный уровень «серого вещества» можно двумя способами – выучить молитвы и начать общаться с Господом, или освоить технику медитации.
И то и другое, пойдет вам на пользу!
Человеческий мозг – удивительное творение природы.
Он подобен скульптуре, которая изо дня в день формируется из наших привычек, поступков и мыслей.
И если человек приучит себя жить активной, полноценной жизнью, если он научится мыслить позитивно, и будет заботиться о своих умственных способностях, мозг ответит ему долгожительством и ясным умом до глубокой старости!
5 привычек, которые восстанавливают клетки мозга
Несмотря на то, что нейрогенез долгое время считался невозможным, то есть учёные считали, что восстановить утраченные нейроны нельзя (нервные клетки не восстанавливаются), на самом деле это оказалось не так. Нужно только следовать здоровым привычкам.
Нейрогенез — это поистине замечательный процесс, посредством которого наш мозг может стимулировать создание новых нейронов и их соединений.
Возможно, вы сочтёте это несколько противоречивым. Ведь ещё совсем недавно в научных кругах активно поддерживалась идея о том, что с возрастом и нервными переживаниями человеческий мозг теряет свои нервные клетки: они просто разрушаются и последствия эти необратимы.
Более того, предполагалось, что травма головного мозга или злоупотребление алкоголем обрекали человека на неизбежную потерю гибкости сознания (маневренность и активность мозга), которая характеризует здорового человека, придерживающегося здоровых же привычек.
Но сегодня уже сделан шаг по направлению к слову, которое вселяет в нас надежду: и слово это — нейропластичность.
Да, это абсолютная правда, что с возрастом наш мозг меняется, что повреждения и вредные привычки (алкоголь, табак) наносят ему вред. Но мозг обладает способностью к регенерации, он может вновь создавать нервные ткани и мостики-связи (нейронные связи) между ними.
Но для того чтобы это удивительное действие случилось, нужно, чтобы человек действовал, чтобы он был активным и всячески стимулировал природные способности своего мозга.
Далее мы постараемся объяснить, как повысить своё качество жизни, сосредоточившись на здоровье мозга.
5 принципов для стимулирования нейрогенеза
Физическая активность и нейрогенез напрямую связаны.
Всякий раз, как мы заставляем работать своё тело (будь то прогулка, плавание или тренировка в тренажёрном зале), мы способствуем оксигенации своего мозга, то есть насыщаем его кислородом.
Другими словами, любая деятельность, которая снижает уровень стресса, способствует нейрогенезу. Вам остаётся лишь найти подходящий вид занятий (танцы, ходьба, езда на велосипеде и т.д.).
Существует множество способов поддержания гибкости ума. Для этого его нужно стараться поддерживать в режиме бодрствования, тогда он будет способен быстро «обрабатывать» все входящие данные (которые поступают из окружающей среды).
Добиться этого можно при помощи различных занятий. Оставляя в стороне вышеупомянутые физические нагрузки, отметим следующие:
Объятия и поцелуи — ещё один великий архитектор нашего мозга, естественный двигатель нейрогенеза. Не можете угадать причину такой связи? А дело вот в чём:
Польза медитации для нашего мозга неоспорима. Эффект настолько же удивителен, насколько и прекрасен:
Несмотря на то, что медитировать нужно научиться (это займёт какое-то время), обязательно сделайте это, так как это прекрасный подарок для вашего ума и общего благополучия.
В заключение отметим, что все эти 5 принципов, о которых мы говорили, на самом деле вовсе не так сложны, как можно было предположить. Попробуйте реализовать их на практике и позаботьтесь о здоровье своего мозга.