приведите примеры проблемного обучения в сфере физической культуры и спорта
Проблемная ситуация на занятиях по физической культуре
Олеся Логвинова
Проблемная ситуация на занятиях по физической культуре
Использование проблемных ситуаций на занятиях по физической культуре в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей двигательных умений и навыков.
Решение проблемных ситуаций это одним из главных приёмов при обучении детей. Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковой является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация используется в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его, стремясь поддержать у детей интерес к новой теме. При создании проблемной ситуации учитываются возрастные особенности и комплексно-тематическое планирование недели.
В младшем возрасте наиболее эффективны проблемно-игровые ситуации:использование загадок:
-Ну-ка, ребятки, отгадайте загадку.
Кто это?. (Цыплята., включение игровых персонажей (зайки, мишки, куклы) предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: «Мишка потерялся» «Поможем зайке быть здоровым». Для поддержания у детей интереса к двигательной деятельности используются проблемные ситуации по сказкам «Колобок», «Теремок» в которых хорошо известный и любимый детьми герой (например «Колобок») попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступить в роли помощника или защитника. Действуя в воображаемой ситуации, ребята спешат на помощь любимому герою. Они стремятся выручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Бегут как будто бы по узкому мостику, перешагивают через «камешки и лужи», идут по «кочкам», перепрыгивают «ручей», имитируя соответствующие движения, выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий.
В процессе формирования двигательных навыков в старшем дошкольном возрасте используются разнообразные проблемные ситуации:организация работы с наглядным материалом: карты-схемы на которых схематично изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений «Кубик-рубик» (ребенок подбрасывает кубик, выпадает картинка, в зависимости от целей и задач детям надо назвать, что изображено, рассказать названия, содержание и правила выполнения подвижных игр). А так же карты-схемы применяются в организации сюжетно-игрового занятия «Путешествие на остров сокровищ», «Форд боярд», где детям дается карта и они самостоятельно передвигаясь по спортивному залу решают проблемные ситуации. (найти сундук с сокровищем).
Использование словесных методов: объяснения упражнений, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы. Например, традиционная тема «Обучение прыжкам через короткую скакалку» может звучать нетрадиционно — «Путешествие веселой веревочки». По ходу занятия веревочка превращается в скакалку, змейку, упряжку для лошадки, удочку.
В формирование устойчивого интереса и осознанного отношения к двигательной деятельности используются следующие проблемные ситуации: например можно придумать новые способы применения знакомого физкультурного инвентаря, названия выполняемых упражнениям, движениям,придумать к движению как можно больше аналогов: например прыжки и к нему необходимо придумать и показать, как можно больше других движений, похожих по технике выполнения на называемое.
Таким образом, продуманное и системное использование проблемных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную двигательную деятельность, которая имеет для них определенный социальный смысл, они стремятся к достижению результата.
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.
Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ» Наталья Николаевна Бойко, работает инструктором по физической культуре в МАДОУ «Волшебница». Больше двадцати пяти лет она приходит в любимый.
Мастер-класс по физической культуре Новшество в работе. В конце месяца в детском саду, инструктор по физической культуре Кардашова И. А. провела мастер – класс гимнастики «Хатха.
Мастер-класс «Проблемная ситуация в образовательной деятельности» Цель: создать условия для повышения уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно.
Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.
Портфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.
Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.
Эссе «Я — педагог-инструктор по физической культуре» «Движение – первичный стимул ума ребенка». Н. М. Амосов. Я, Бойко Светлана Владимировна, работаю в МБДОУ «Раздольненский детский сад №5.
Проблемное обучение на уроках физической культуры
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лекционный материал по теме:
«Проблемное обучение на уроках физической культуры»
Учитель : Дмитриев А.В.
Проблемное обучение в школе имеет большое образовательное значение. Оно удовлетворяет потребности учеников в знаниях, способствует формированию личности школьника. Обучение в школе с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В одном из своих проявлений проблемное обучение побуждает учащихся к решению учебной проблемы. В разрешении учебной проблемы выделяют главные этапы:
Создание проблемной ситуации.
Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление её в виде
одной или нескольких проблемных задач.
Решение проблемных задач путём выдвижение гипотез и последовательной
Проверка решения проблемы.
Первый этап это создание проблемной ситуации это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой не возможностью это сделать при помощи наличия запаса знаний или с помощью знакомых способов действия. И создающие потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действия. Для создания проблемной ситуации необходимо выполнения ряда условий (требований):
Оптимальная трудность проблемы.
Значимость для учащихся результата разрешения проблемы.
Роль педагога и учащихся на четырёх стадиях решения проблемы ожжет быть различной: есл^ все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если выполняет учащийся, то это исследовательский метод.
Рассмотрим применение продуктивного метода обучения на уроках физического воспитания. В одном из своих проявлений проблемное обучение побуждает учащихся к решению индивидуального физического развития, физической и двигательной подготовленности, содействует приобретению специальных понятий и знаний о здоровом и гармоничном развитии человека, отражает запросы школьника в физическом самосовершенствии.
Как уже говорилось, в проблемном обучении выделяют четыре направлении в методической работе:
Информативные задачи поставленные учителем на уроке, носят дидактически последовательный и образовательный характер. Они содействуют стремлению ученика к знаниям на занятиях физическими упражнениями и обеспечивают готовность к индивидуальному решению задач физического воспитания на уроках физической культуры, при выполнении домашних заданий, самостоятельных тренировках, направленных на развитие физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости.
2.Усвоеение специальных знаний и физкультурно-спортивных умений происходит на занятиях физическими упражнениями путём самостоятельного приобретения системных сведений в области физической культуры и спорта, а так же практического освоения двигательных действий на уроке и в самостоятельных занятиях. Это осуществляется на основе оценки индивидуального уровня здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности ученика.
3.Педагогический контроль за усвоением знаний и умений осуществляется общепринятыми способами при оценки выполненных учеником нормативных требований (Российский образовательный стандарт по физической культуре) и определение результатов воздействие физических упражнений на организм шильника. Он направлен на коррекцию задач, средств, метод и форм занятий, действий учителя и учащихся на пути физического самосовершенствия школьника. При этом следует обучить учеников различным способом самоконтроля на уроках физической культуры и других занятиях.
Формирование потребности и создание условий для самостоятельного приобретения физкультурно-спортивных знаний и умений является существенной заботой учителя физической культуры и способствует побуждению к индивидуальному и умелому выполнению физических упражнений с пользой для собственного здоровья.
4.Четвёртый этап это коррекция педагогических действий учителя направлена на достижение более высоких по сравнению с исходным, развивающих результатов в обозримых отрезках занятий: четверть, полугодие, год обучения, каникулярное время. При этом необходимо научить ученика регулярно проводить срезы личных достижений, вселяя динамику успеха, и затем с помощью учителя физической культуры выстраивать дальнейшею стратегию занятий на перспективу. Осуществляется выход на новый уровень задач физического воспитания.
, приучает учеников решать различные вопросы личностно- ориентированной физической
и двигательной подготовки. Ученик, таким образом, приходит к пониманию учебного предмета «Физическая культура» как базовой области образования, формирует своё физическое и духовное здоровье, что приводит его к пониманию физической культуры как части современной культуры общества, к развитию личности школьника. Учитель в контакте со школьниками на основе педагогического сотрудничества с семьей путём совместной развевающей деятельности детей и взрослых выходит на управляющею систему занятий физическими упражнениями на уроках физическими упражнениями, в самостоятельных формах физического воспитания учащихся. Под педагогическим управлением в физическом воспитании школьников понимают функции рационально организованной системы физического воспитания, направленной на реализацию содержания и форм занятий физическими упражнениями, обеспечивающие наилучшее выполнение целей физического воспитания. Управление выражается в подержании оптимального режима работы педагога и учащихся, в повышении профессионализма и культуры педагогической деятельности, настроенной на эффективное физическое воспитание школьников. Рассмотрим фрагмент проблемного обучения школьников на уроках физической культуры:
Педагогическая характеристика упражнений ОФП: название, описание, назначение, дозировка, последовательность выполнения, правила составления и смены комплексов, определение педагогического эффекта занятий.
Изучить литературу. Самостоятельный подбор упражнений, обоснование и демонстрация на уроке индивидуализированных упражнений ОФП, комплексов утренней гимнастики, Ведение дневника самостоятельной тренировки и самоконтроля.
Акробатика: группировки, перекаты, стойки, перевороты. Недосказанные объяснения и выполнения упражнений. Обучение различным падением в группировке. Безопасность при падении.
Поиск рациональных способов падения на бок, вперёд, назад в полёте, на ягодицы. Избежание травм при падении. Тренировка на мягком грунте (двойном мате т.д.) под контролем старших.
Ходьба как основной жизненно необходимый двигательный акт человека, значение в жизнедеятельности, осанка, улыбка, мужская и женская ходьба, походка. Варианты ходьбы в зависимости от характера опоры ( в гору, под гору, по пересечённой местности, по снегу, песку, воде).
Самостоятельное изучение учеником теории ходьбы по книгам. Ходьба на месте перед зеркалом. Самостоятельное освоение различных видов ходьбы. Выработка красивой ритмичной ходьбы, с правильной осанкой и приятной улыбкой.
Из таблицы видно, что методика проблемного обучения идёт от приобретения знаний к постановке задач и двигательных действий ученика в направлении проверки знаний и умений опытным путём Ученики должны быть хорошо знакомы с гигиеническими нормами и правилами безопасности выполнения физического упражнения.
Изложенная методика способствует развитию репродуктивного мышления, формирует логическую память, содействует решению задач индивидуального воспитания школьников
Проблемное обучение учит мыслить логично, творчески, научно.
Проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску знаний.
Проблемное обучение преодолевает затруднение.
Проблемное обучение делает учебный материал более доказательным, способствует
превращению знаний в убеждения.
Проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению занятиям физическими упражнениями.
Проблемное обучение формирует и развивает познавательны интересы.
Проблемное обучение формирует творческую личность.
«Проблемное обучение». М. 1974г.
«Проблемное ситуации в мышлении и обучении». М. 1972г. 3. А.А. Радугина «Психология и педагогика».
М.2003г. 4.М.И. Скаткин
Управление проблемным обучением школьников
«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Р.П. СОКОЛОВЫЙ САРАТОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
АГАРКОВОЙ ЛЮБОВИ СЕМЁНОВНЫ
УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
а) Описание используемых средств;
б) Примеры эффективной деятельности;
в) Сущностные характеристики авторской позиции;
г) Диагностический инструментарий.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так какмало таких, которые бы.
Научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений»
Сегодняшняя жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей.
Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, не проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Инновацией в своей педагогической деятельности я считаю внедрение в учебный процесс учебников по физической культуре (академический учебник по физической культуре 5класс, 6-7 класс и 8-9 класс Автор А.П. Матвеев) 1 В конце 90-х годов такие авторы, как Лях В.И., Мейксон Г.Б., Литвинов Е.Н., Погадаев Г.Н. и др. создали учебники по физической культуре, для начальной, основной и средней школы. Но в массовом масштабе они не использовались.
Сейчас это обязательное требование к предметам федерального компонента государственного образовательного стандарта. При этом использую федеральный и региональный опыт апробации данной линии учебников. Считаю, что учебник является средством организации, прежде всего, самостоятельной работы учащихся.
Идея проблемного обучения не нова, до сих пор ведутся острые дискуссии: одни авторы рассматривают его широко, определяя как новый тип обучения ( М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер., М.И.Махмутов.), 2 другие – как метод обучения (В.Оконь), третьи относят проблемное обучение к категории принципа ( Т.В.Кудрявцев). Не смотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общим для всех является следующее: основными элементами проблемного обучения считают создание проблемных ситуаций и решения проблем. Ознакомившись с работами М.И. Махмутова, А.М..Матюшкина 3 и других, я пришла к выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как именнооно формирует гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.
Моя роль, как учителя, состоит в том, чтобы не просто научить ребёнка двигательным действиям, а привить учащимся стремление к постоянному пополнению своих знаний в области физической культуры, помноженных на практические ориентиры.
Терминология данной концепции:
проблема-положение, причинность, условие, вопрос, объект, который создает затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком чего- либо для познания;
компетенция-знание,опыт в той или иной области;
самопознание-изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя;
самопроверка-проверка самого себя, собственных сил, своей работы, своих знаний;
саморазвитие-процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств;
самоорганизация- процесс упорядочения элементов одного уровня за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия;
самоанализ- анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков.
Для того, чтобы развивать познавательную активность учащихся на уроке, в нашей школе созданы необходимые условия. Имеются два стандартных спортивных зала (12Х24м.), две спортивные площадки. Одна включает гимнастический городок и беговую дорожку 330м, футбольное поле, волейбольную площадку. Другая комплексная площадка построена по проекту «Газпром-детям».
Несмотря на то, что имеется неплохая материально-техническая база, для реализации наиболее целесообразных педагогических приёмов использую на уроке нестандартное, самодельное оборудование (автомобильные шины, стойка с баскетбольным кольцом). В библиотечном фонде имеются десять комплектов учебников для каждой параллели, начиная с пятого класса. Имеется два компьютерных класса, где провожу тестирование теоретических знаний по каждому разделу программы «Лёгкая атлетика», «Волейбол», «Гимнастика с основами акробатики», «Лыжная подготовка».
То есть моя задача была в том, чтобы ученик смог, захотел, а главное научился работать самостоятельно.
Для реализации познавательной деятельности учащихся я использую следующий диагностический инструментарий:
Педагогическое наблюдение позволяющее выявить интенсивность познавательной потребности, уровень осознанного отношения обучающегося к проблемной ситуации, степень его активности при включении в решение проблемы (Приложение №1);
Анкетирование, направленное на выяснение психологического климата в коллективе, отношения учащихся к учению (Приложение №2-3).
Уровень обученности (приложение №5).
Качество знаний (приложение № 6)
Мониторинг уровня физической подготовленности на начало и конец учебного года (Приложение №7);
Проблемное обучение на уроках физической культуры
Проблемное обучение на уроках физической культуры
Одним из современных методов образования является проблемное обучение, и педагоги по физической культуре, безусловно, ищут эффективные пути применения его на своих занятиях.
Проблемное обучение имеет большое образовательное значение: оно удовлетворяет потребности учеников в знаниях, способствует их интеллектуальному развитию, более глубокому осуществлению личностно-ориентированного воспитания.
• система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности;
• процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
По мнению специалистов, в одном из своих проявлений проблемное обучение побуждает учащихся к решению индивидуального физического развития, физической и двигательной подготовленности, содействует приобретению специальных понятий и знаний о здоровье и гармоническом развитии человека, отражает запросы школьников в физическом самосовершенствовании.
Главным образом необходимо разобраться в правильности подачи проблемного обучения ученику. Далеко не все задачи, предлагаемые ученику в области физической культуры и спорта, можно решать с помощью проблемного обучения. Так же как и не всем ученикам будет это одинаково полезно. Для приобретения учениками теоретических знаний на уроке физической культуры основные сведения должны исходить именно от учителя. А чтобы достичь результатов, учеников необходимо, прежде всего, заинтересовать в усвоении предлагаемого им материала: первый рубеж — разбудить сознание ребят, убедить их, что потрудиться стоит; во-вторых, правильно, грамотно и доступно подать сам материал. Конечно же, было бы просто прекрасно утверждать, чтобы ученики сами так сильно заинтересовались вопросами физической культуры, что отыскивали необходимую литературу и просматривали видеоматериал, касающийся темы их исследования. Но на деле достичь этого не удается. Есть дети, которым физическая культура и спорт будут интересны в целом, они действительно смогут разобраться во многих вопросах самостоятельно, приобретут необходимые знания и умения. Например, в методике развития физических качеств – силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости. Они даже познакомятся с основами анатомии. Но это лишь малая часть всех учеников. Как кружки по интересам: у кого-то предпочтения в познании правил и аксиом математики, кто-то предпочитает изучение литературы, кто-то любит историю, географию, другие предметы. Возможно, кто-то вообще ещё не определился, что больше ему нравится, будет хвататься за каждый предмет по очереди, а в конечном итоге предпочтёт гулять на улице с друзьями и заводить новые знакомства. Все дети разные, как и разные условия их проживания, взаимоотношения с родителями, ровесниками, учителями, и т. д. Возможно, стоит рассмотреть вопрос индивидуального подхода в обучении каждого ребёнка, но речь сейчас не об этом. Мы убеждены, что для достижения определенного уровня знаний, умений и навыков на уроке физической культуры ученик должен быть заинтересован в их приобретении, ему должно быть это интересно. Дети будут заниматься для того, чтобы получить оценку (и наверняка не все будут стараться), но знания их будут либо слишком поверхностны, либо они вообще не усвоятся. Мы считаем, что первая задача, которая лежит в основе всего обучения – это заинтересовать своих учеников в усвоении материала, в приобретении практических навыков. Для этого мало объяснить классу о пользе физической культуры, её полезном влиянии на организм. Мы ведь повсеместно объясняем детям о вреде курения, и тем не менее сколько подростков мы можем видеть с сигаретами в руках!
То есть, если ученик лично не заинтересован в изучении этого предмета, то трудно, практически невозможно заставить его заниматься самостоятельно. Ребёнок может или не понимать, или ему просто безразлично, но потребность в физической подготовке остаётся. Поэтому учитель на уроке должен предлагать все задания, заключённые в программе обучения и проследить за их выполнением, а так же лично рассказать все необходимые теоретические сведения, касающиеся урока.
Специалисты оговаривают, что информативные задачи, поставленные учителем на уроке перед учениками, носят дидактически последовательный и образовательный характер. Они содействуют стремлению учеников к знаниям на занятиях физическими упражнениями и должны обеспечить готовность к индивидуальному решению задач физического воспитания на уроках физической культуры, при выполнении домашних заданий, на самостоятельных тренировках, направленных на развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Таким образом, по нашему мнению практика проблемного обучения возможна только при условии, если у ученика уже есть стимул к тренировкам и изучению предмета. И, в первую очередь, необходимо выяснить и определиться, какой именно подход необходим: требуется работа в группе занимающихся или с учеником в отдельности.
Эта же мысль звучит у исследователей проблемного обучения: формирование потребностей в создании условий для самостоятельного приобретения физкультурно-спортивных знаний и умений является существенной заботой учителя физической культуры и способствует побуждению к индивидуальному и умелому выполнению физических упражнений с пользой для собственного здоровья.
Педагогический контроль за усвоением знаний и умений осуществляется общепринятыми способами при оценке выполняемых учеником нормативных требований (см. Российский образовательный стандарт по физической культуре) и определения результатов воздействия физических упражнений на организм школьника. Он направлен на коррекцию задач, средств, методов и форм занятий, действий учителя и учащихся на пути физического самосовершенствования школьников. При этом следует обучить учеников различным способам самоконтроля на уроках физической культуры и других занятиях.
Коррекция педагогических действий учителя и учебы школьников направлена на достижение более высоких, по сравнению с исходными, развивающих результатов в обозримых отрезках занятий: четверть, полугодие, год обучения, каникулярное время. При этом необходимо научить ученика регулярно проводить срезы личных достижений, вычисляя прирост процентных показателей («динамику успехов»), и затем с помощью учителя физической культуры выстраивать дальнейшую стратегию занятий на перспективу. Осуществляется выход на новый уровень задач физического воспитания. Учитель в контакте со школьниками на основе реального педагогического сотрудничества семьей, путем совместной развивающей деятельности детей и взрослых выходит на управляемую систему занятий физическими упражнениями: 1) на уроках физической культуры; 2) во внеурочных занятиях физическими упражнениями; 3) в самостоятельных формах физического воспитания учащихся.
Под педагогическим управлением в физическом воспитании школьников, понимают функции рационально организованной системы физического воспитания, направленной на реализацию содержания и форм занятий физическими упражнениями, обеспечивающих наилучшее выполнение целей и комплексное решение задач физического воспитания. Управление выражается в поддержании оптимального режима работы педагога и учащихся в научной организации учительского труда (НОТ учителя), в повышении профессионализма и культуры педагогической деятельности, настроенной на эффективное физическое воспитание школьников.
Например, содержание проблемного обучения на уроках физической культуры может быть следующим.
1. Общая физическая подготовка. Действия учителя. Характеристика упражнений общей физической подготовки (ОФП): название, описание, назначение, дозировка, последовательность выполнения, правила составления и смены комплексов, определение педагогического эффекта занятий. Действия ученика Изучение литературы; самостоятельный подбор, обоснование и демонстрация на уроке физической культуры индивидуализированных упражнений ОФП, комплекса утренней гимнастики. Обязательное ведение дневника самостоятельной тренировки и самоконтроля
2. Легкая атлетика. Действия учителя. Ходьба как основной жизненно-необходимый двигательный акт человека: значение в жизнедеятельности, осанка, мужская и женская ходьба, походка. Варианты ходьбы в зависимости от характера опоры (в гору, под гору, по пересеченной местности, по снегу, песку, воде, льду, асфальту, булыжной мостовой, проселочной дороге, паркету). Действия ученика. Самостоятельное изучение учеником теории ходьбы по книгам. Ходьба на месте перед зеркалом; видеозапись походки и ее анализ; самостоятельное освоение различных вариантов ходьбы. Выработка красивой ритмичной ходьбы с правильной осанкой.
3. Шейпинг. Действия учителя. Теоретические и практические сведения о здоровом образе жизни, рациональном питании, о принципах составления индивидуальных программ, основах индивидуального тестирования.
Действия ученика. Самостоятельное получение дополнительных знаний через изучение специальной литературы, через интернет. На основе индивидуального тестирования определить соответствующие проблемы и решить их путем создания комплекса с учетом личных потребностей.
Из приведенных выше примеров видно, что методика проблемного обучения идет от приобретения знаний к постановке задач и двигательных действий ученика в направлении проверки знаний и умений опытным путем. Нельзя забывать, что ученики обязательно должны быть подготовлены к самостоятельной работе и вооружены знаниями о гигиене физических упражнений и правилами техники безопасности.
Учащиеся, таким образом, должны усвоить, что по своей значимости наш предмет не уступает другим общеобразовательным дисциплинам, изучаемым в школе, что физическая культура – важнейший инструмент оздоровления, и ее основная задача в формировании общечеловеческих ценностей, таких как физическое и психологическое здоровье, физическое совершенство.
Применение на уроках проблемного обучения позволяет совершенствовать познавательную деятельность: восприятие, представление, память, мышление, речь; задает необходимость осмысления и выполнения учащимися словесной инструкции, развивает креативное мышление. Метод стоит признать как способ взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленный на развитие потребностно-мотивационной сферы сознания учащихся.