пришвин моя родина чему учит
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе М.Пришвина «Моя родина»
Главный герой рассказа Михаила Пришвина «Моя родина», от лица которого и ведется повествование – писатель, увлекающийся охотой. Вспоминая молодость, он рассказывает о том, как приучился вставать очень рано, с рассветом солнца.
Первой в доме всегда просыпалась мать главного героя. Однажды он тоже встал рано, чтобы отправиться на охоту, и мать напоила его чаем с топленым молоком. Угощение так понравилось рассказчику, что он каждый день начал просыпаться до рассвета, чтобы попить вкусный чай. И даже переехав жить в город, он сохранил эту привычку начинать рано свой рабочий день.
Главным увлечением писателя была охота. Но охотился он не столько ради трофеев, сколько для того, чтобы найти в лесу для себя что-то новое, с чем раньше не сталкивался. А еще необычному охотнику нравилось ловить в силки самых голосистых птиц и кормить их птичьим лакомством – муравьиными яйцами, чтобы птицы лучше пели. Ради этого тратил много времени на поиски муравейников и выманивал муравьев из их жилища, чтобы раздобыть лакомство для птиц.
Главный герой рассказа обращается к читателям с призывом изучать родную природу и беречь ее богатства – леса, водоемы, степи и горы. Для рассказчика бережное отношение к природе, к лесным обитателям, означает бережное отношение к родине.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Пришвина «Моя родина» заключается в том, что человек должен беречь окружающий его мир, потому что этот мир является его родным домом, его родиной.
Рассказ учит охранять природные богатства, которые главный герой называет «великими сокровищами жизни».
В рассказе мне понравился главный герой, писатель, который приучился рано начинать свой трудовой день. Он считал, что раннее начало дня приносит человеку здоровье, счастье и радость. Ещё мне понравилось, как бережно, с добром, писатель относится к природе, к родине.
Какие пословицы подходят к рассказу Пришвина «Моя родина»?
Кто рано встает, тому бог подает.
Родной край – сердцу рай.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Пришвин Михаил рассказ «Моя Родина»
Читательский дневник по рассказу «Моя Родина» Михаила Пришвина
Автор: Пришвин, Михаил Михайлович
Название произведения: «Моя родина»
Главные герои: автор.
Второстепенные герои: мать.
Характеристика главных героев:
Рассказчик — любит природу и восхищается её красотой.
Романтичный и мечтательный.
Характеристика второстепенных героев:
Мать — добрая, мудрая, простая женщина.
Умеет создать домашний уют.
Краткое содержание рассказа «Моя Родина»
Автор вспоминает, как когда был маленький, привык пить чай с молоком и вставать очень рано.
К этому его приучила мать.
В городе он сохранил эту привычку и уверенность, что если бы все люди вставали с первыми лучами солнца, то были здоровыми и счастливыми.
Автор говорит, что охота для него это поиск, находки, которые можно сделать в лесу.
Например, найти соловья и кормить его муравьиными яйцами.
Автор называет лес своим хозяйством.
А потом замечает, что все мы, люди, молодые хозяева природы.
Природа для нас настоящее сокровище, которое нужно охранять и беречь.
План рассказа:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа «Моя Родина»
Главная мысль рассказа в том, что охрана природы дело каждого разумного человека.
Основная идея рассказа в том, что человек должен любоваться красотой природу, но не губить её.
Чему учит произведение:
Рассказ учит любить природу, беречь её богатства.
Учит ценить красоту окружающего мира.
Учит жить в гармонии с природой.
Учит тому, что природа — наш дом.
Краткий отзыв о рассказе «Моя Родина» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я задумалась о роли, которую играет в моей жизни природа.
Ведь оказалось, что леса и поля, горы и реки — всё это мой дом, Родина.
И это всё нужно беречь и охранять.
Для каждого Родина начинается с разного.
Для автора — с утреннего чая.
Для меня с пением птиц и солнечными лучами.
Для моих друзей и знакомых с чего-то ещё.
Это очень правильный и нужный рассказ, в котором призывается беречь и преумножать природные богатства.
Автор рассказал, как полюбил природу.
Объяснил, что для него значит слово Родина.
Вспомнил важные события детства.
Мне очень нравится писатель как человек.
Он так нежно и трогательно беспокоится о природе, что ему нельзя не посочувствовать.
Автор может увлечь других своей любовью, а значит помогает сделать мир лучше.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, как и чем мы можем помочь нашей природе.
Начинать можно с малого, ведь даже самые маленькие ручейки, объединившись, дают полноводные реки.
Пословицы:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Мать моя вставала рано, до солнца.
Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок.
Мать угостила меня чаем с молоком.
Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю.
Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 41. М. М. Пришвин «Моя Родина»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Анализ очерка М. М. Пришвина «Моя Родина».
заглавие очерка «Моя Родина» М. Пришвина как важный элемент текста.
определять жанр произведения;
учиться видеть красоту и точность слова.
как определить жанр произведения;
читать и понимать текст рассказа;
определять художественные особенности текста.
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) – автор замечательных произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Мы узнали, что Родиной называют край, где человек родился.
Родина и мать взаимосвязаны.
Родину, как и мать, нужно беречь и сохранять.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.
Родина, заголовок, очерк, эпитет; метафора.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем, как определить жанр произведения
Научимся читать и понимать текст рассказа
Сможем научиться находить художественные особенности текста
Основное содержание урока
1.Знакомство с очерком М.М. Пришвина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Лизы.
А: Мне очень нравятся песни. А особенно одна из них. Слушаю – и передо мной встают картины русской природы.
Мама: О чем же эта песня?
Родина – это так много, это любимые книжки, друзья, песни соловья. Очень красиво!
Мама: Мне тоже нравится эта песня. Знаешь, твои слова мне напомнили одно замечательное произведение Михаила Михайловича Пришвина, одного из любимых писателей XX века. Его рассказы о родной природе звучат очень живо, точно и ярко.
А: Удивительно! Мы с друзьями обязательно почитаем его произведения.
А: Мы с мамой недавно говорили о точности и яркости слов в рассказах Михаила Михайловича Пришвина. В нашем учебнике есть его рассказ. Давай почитаем.
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Л: В этом фрагменте герой вспоминает о детстве, как его мама вставала рано, до солнца. Встав рано один раз и попробовав вкусного чая с молоком, полюбил ставать рано, «до солнца».
А: Описывая детство, автор использует эпитеты «румяная пенка», «необыкновенно вкусное», прекрасным». Это помогает нам почувствовать всю нежность и заботу мамы к сыну.
Л: Давай продолжим читать дальше
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать. И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
А: В этом отрывке говорится о счастье, которое испытывает герой. Он уверен, что тогда бы у людей прибавились радость, жизнь и счастье.
Л: Я нашла повторы слова рано. Пришвин привлекает внимание к слову, хочет, чтобы мы его запомнили. Он повторят, что только при раннем подъеме может испытывать счастье и радость от жизни.
А: А я вижу метафору – «поднимались с солнцем». Она тоже скрывает под собой слово рано.
А: Давай почитаем следующий отрывок.
После чаю я уходил на охоту…
Моя охота была и тогда и теперь — в находках.
Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался.
Л: В этом отрывке Михаил Михайлович Пришвин объясняет, на какую охоту он уходил.
А: Здесь становится понятно, что охота автора заключается не в причинении вреда природе, а в находках, которые она сама ему даёт.
Л: Аня, давай прочитаем последние абзацы рассказа.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
А: В этих отрывках автор обращается к нам, читателям, «Мои молодые друзья!». Он доверяет нам и надеется на нас.
Л: Я увидела в отрывке метафору «кладовая солнца». Так Михаил Михайлович называет природу, сравнивая её с драгоценным кладом.
А: А в последней части я увидела призыв автора к нам, читателям. Он говорит: «Будем охранять наши водоёмы», «Будем охранять наши леса, а значит природу и Родину». Для него природа и Родина неразделимы. Они составляют одно целое.
Л: Знаешь, Аня, я поняла, о чем этот рассказ. Он о жизненных впечатлениях Михаила Михайловича Пришвина. А я знаю, что такие произведения относятся к жанру очерка. Это новое понятие, и я его запомню.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Вставьте в текст очерка Михаила Михайловича Пришвина одно и то же пропущенное слово
Для рыбы нужна чистая вода — будем ______ наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем ______________наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит ________ Родину.
Слова для вставки: рисовать, развивать, кричать, охранять
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять Родину.
Разбор типового контрольного задания
Дополните определение, вставив подходящие по смыслу слова.
Слова для вставки: мама, радуга, солнце, природа.
Вставьте пропущенные в фрагменте текста М.М. Пришвина слова
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло ____________, __________, _________ и __________!
Слова для вставки: здоровья, удачи, радости, жизни, счастья, денег.
Родина – мама, солнце, природа.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
Урок-исследование по литературному чтению М.М. Пришвин «Моя родина»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока : М. Пришвин «Моя Родина»
Учитель МБОУ гимназии №54 г. Краснодара Руденко Валентина Михайловна
Тип урока : Урок-исследование.
Обобщение по уроку : знакомство с очерком в сравнительном анализе с произведениями других жанров, в очерке автор выражает свои мысли чувства к Родине.
Цель урока : учить детей определять жанры литературных произведений, выделять главную идею литературного произведения, выразительно читать текст, воспитывать чувство любви к Родине.
Материалы к уроку : текст рассказа, портрет М. Пришвина, критерии для определения жанра произведения.
ü определять жанры произведений по критериям;
ü выделять главную идею литературного произведения, подразумеваемую, невыраженную в тексте информацию;
ü аргументировать высказывания;
ü проявлять моральные чувства: чувства гордости, любви к Родине.
Умения, характеризующие достижения этих результатов:
ü определение жанра произведения, определение главной идеи произведения на основе анализа чувств автора, названия произведения;
ü выразительно читать текст, передавая чувства автора и читателя.
Для создания мотивации учитель предлагает ученикам поработать в группах.
Класс разделен на 4 группы. Каждая группа получает тексты разного жанра: научно-популярный текст (энциклопедическая статья), художественный рассказ, сказка, очерк.
Научно-популярный текст (энциклопедическая статья)
Медведи – самые крупные из хищников, живущих на нашей планете. Их размер и мощь превосходит более знаменитых льва и тигра. Медведи представляют семейство медвежьих. У всех видов этого семейства мощное тело, толстые сильные конечности с когтями. Все медведи стопоходящие, то есть при ходьбе опираются о землю всей плоскостью стопы. Из-за этого у них косолапая походка.
В. Бианки «Музыкант» (отрывок)
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн. » Красивый такой звук, как струна пропела.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Русская народная сказка
«Мужик и медведь» (отрывок)
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.
О белых медведях (отрывок).
Белый медведь. За девять лет полевой работы на Чукотке мне неоднократно приходилось встречаться с этим крупнейшим хищником. Но на материковом побережье наши встречи были мимолетны. Приходилось довольствоваться рассказами чукотских и эскимосских охотников, чтением книг и статей С.М. Успенского, С.Е. Беликова, В.Я. Паровщикова.
По крохам собирая информацию, я вдруг обнаружил, что цельного представления о белом медведе у меня не складывается. Никто из наблюдателей и исследователей не пытался проникнуть в психологию зверя, ограничиваясь внешней стороной его жизни.
(Обсуждение в группах, дальнейшее коллективное обсуждение. Составление таблиц по жанрам с их критериями. Приходим к выводу, что в одной из групп нельзя по критериям определить жанр произведения)
Научно-популярный текст (энциклопедическая статья)
1.Представлены достоверные факты о предмете, явлении или личности
2.Используется только научный жанр текста
3. Краткая форма подачи материала по определенному плану
4. Представлены разные точки зрения
1. Небольшое произведение
2. Описывается событие, произошедшее с героями.
3. Имеет структуру: завязку, кульминацию, развязку.
4. Автор при описании событий использует выразительные средства языка.
1.Вид: бытовая, волшебная, о животных.
3. Присутствуют сказочные, волшебные предметы и явления
4. Троекратный повтор.
5. Добро всегда побеждает зло.
Учитель. Какую проблему мы будем решать на уроке?
Дети высказывают свои предположения: познакомимся с новым жанром произведения, определим критерии данного жанра.
Формулируем цель исследования: выделить критерии, по которым можно определить жанр произведения, познакомимся с произведением нового жанра, а также определяем задачу предстоящей работы: познакомиться с новым произведением.
2. Фронтальное исследование.
Учитель. Прочитайте текст, жанр, которого вы не смогли определить. Какие критерии (особенности) вы можете выделить?
(Повествование ведется от лица автора, описываются реальные события).
Учитель. Тексты такого жанра называются очерком. Давайте в словаре «Книгочей» найдем определение такого жанра:
Очерк – небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно и достоверно рассказывается о событиях (фактах), происходящих в реальной жизни.
Заполняем таблицу критериев.
небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно и достоверно рассказывается о событиях (фактах), происходящих в реальной жизни.
1. Повествование ведется от лица автора
2. Излагает и анализирует реальные факты и явления
3. Научное изложение материала.
4. Описываются личные переживания автора.
Учитель. Писатели, которые пишут очерки, называют очеркисты (ударение на третий слог –и–). Это Соколов-Микитов, И.А. Куприн, К И. Чуковский, К.Г. Паустовский, М.М. Пришвин.
Сегодня мы прочитаем произведение М.М. Пришвина «Моя Родина».
Определяем этапы работы:
1. Рассказать о жизни т творчестве М.М. Пришвина.
2. Прочитать произведение.
3. Определить по критериям является ли это произведение очерком.
4. Проведем анализ произведения.
Учитель. Расскажите, что вы знаете о жизни и творчестве М.М. Пришвина.
(подготовленные ученики рассказывают о М.М. Пришвине)
1) Михаил Михайлович Пришвин родился 4февраля в 1873 году в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство.
2) К 30 годам решил Михаил Михайлович стать писателем. Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц».
3) Всё творчество писателя пронизано любовью к природе и восхищением ею. Самые известные произведения Пришвина – «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», а также его достоянием стали дневники, которые он вел в своих многочисленных путешествиях.
4) Помимо писательской деятельности некоторое время работал корреспондентом и агрономом.
Чтение произведения М.М. Пришвина. Читает учитель с остановками, обращая внимание на незнакомые слова.
Учитель. В тексте нам встретятся следующие слова ( силки на перепелок, глиняный горшочек, угощение, горлинки, кладовая солнца ), давайте обратимся к словарю и найдем их значение (см. Приложение)
Учитель. Назовите тему произведения (о чем очерк?). (О Родине, о природе, которую описывает Пришвин.)
Учитель записывает на доске:
Тема: очерк о том, как автор описывает особую любовь к природе и своей Родине, очень бережное к ней отношение.
Учитель. Какова идея этого очерка? Для этого подумайте, чему хочет научить нас автор, какую главную мысль донести.
Выслушиваются предложения детей, записываются на доске. Обратить внимание на несовпадение предложенных идей, возникновение разногласий.
Учитель. Найдите главное предложение (призыв) в это произведении. ( И охранять природу — значит охранять родину. ) Как думаете в прямом значении Пришвин использует слово «охранять»? (Нет, в переносном) Обратитесь к словарю и подтвердите свои предположения. (Охранять – оборонять, ограждать от враждебных, неприязненных действий, от неприятеля.) Подберите синонимы к этому слову. (Заботиться, охранять, беречь, любить, оберегать, наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.)
Выслушать детей, сформулировать идею произведения: Человек должен ощущать себя частью природы, он един с ней и готов сделать для ее охраны все. Надо помнить, природа, это по сути огромная составляющая всей нашей Родины, о которой мы думаем и вспоминаем, не разделяя на отдельные составляющие. Способность найти в природе то, что скрыто, проникнуться любовью к ней и своей Родине, сберечь эти сокровища – ценные качества каждого человека.
Формулируем цель исследования: доказать идею рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина», а также определить задачу предстоящей работы: пережить вместе с героем те события, которые описывает автор в очерке.
Учитель. Как можно пережить вместе с героем события рассказа?
(Надо поставить себя на место героя, посмотреть на произошедшую историю его глазами)
Учитель. С чего начнем работу? Какие факты в тексте выделим? Подумайте, какие чувства испытывал автор? В этом нам поможет таблица событий, которую мы с вами заполним.
Слова-доказательства из текста
Нежность, благодарность к маме, детские воспоминания
Угостила меня чаем с молоком; угощение решило мою жизнь в хорошую сторону; начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю.
Радость, воодушевление, детские воспоминания, восторг
И в городе вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать; если бы мы поднимались с солнцем, тогда прибыло здоровья, радости, жизни и счастья.
3.Охота за «находками»
Упоение, счастье, умиление, интерес
Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.
Гордость, призыв, восторг
Мы хозяева нашей природы; сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Любовь, доброта, привязанность
Будем охранять наши водоемы; будем охранять наши леса, степи, горы; охранять природу – значит охранять родину.
Учитель. Теперь в группах попробуйте прочитать отрывки из текста, голосом и интонацией передавая чувства автора, которые мы с вами выделили.
Дать возможность каждой группе выступить. Представить классу выразительное чтение.
После выступления детей организовать обсуждение.
Учитель. Писатель призывает нас внимательно изучать природу и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину. Что же для М. Пришвина значило слово «родина»? (природа, кладовая солнца). А что для вас значит Родина? (Родной город, семья, мама, дом, страна). Если затрудняетесь ответить, можете заглянуть в толковый словарь. (Родина – это место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является).
5. Связывание информации. Обобщение.
Учитель. Вернемся к призыву автора. Что входит в понятие охранять Родину? (Приводят аргументы). Мы видели в очерке чувства самого автора, а какие чувства отозвались у вас? Нашли ли чувства автора в каждом эпизоде отклик в вашей душе? (Ответы детей, возвращаются к таблице событий и отмечают +/- чувства читателя).
6. Подведение итогов, рефлексия.
Домашнее задание: нарисовать любимый уголок своей Родины (например, пейзаж).