принципы сдо система дистанционного обучения
Статья Принципы дистанционного обучения
В принципах обучения заключается исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения. Принципы обучения выражают подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое, отражая некоторую концепцию.
Просмотр содержимого документа
«Статья Принципы дистанционного обучения»
Принципы дистанционного обучения.
Преподаватель высшей категории
и иммунологии Ломакина М.И.
Принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе.
Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания.
Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения:
Связи теории с практикой;
Единства конкретного и абстрактного;
Соединения индивидуального и коллективного.
Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.
В принципах обучения заключен исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения». Принципы обучения определяют подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое, отражая некоторую концепцию. Естественно поэтому, что каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения, пытаясь найти ответы на вопросы: для чего, как и чему учить.
соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;
соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.
Эти общие стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО.
Анализ процессов в системе дистанционного обучения (СДО) показывает, что этих хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно для СДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изучению структуры деятельности ОУДО и содержания обучения, позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Они составляют концептуальный фундамент ДО.
В основе ДО лежат два принципа:
свободный доступ, т.е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;
дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу».
Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации ДО. Это следует даже из перечисления потенциальных потребителей ДО в числе которых присутствуют инвалиды и раненые в результате боевых действий в горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить гражданское образование и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал различных вузов, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того сама процедура приема в систему ДО является «открытой» со свободным доступом.
Рассмотрим теперь специфические принципы ДО. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии ДО.
Принцип стартовых знаний
Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных ус-луг при ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.
Особенность этого принципа в СДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивности обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.
Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО пре-доставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.
Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Принцип регламентности обучения
Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых
Принцип открытости и гибкости ДО
Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.
Информационно-предметная среда базового дистанционного обучения обычно включает в себя:
курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;
базы данных образовательных ресурсов;
веб-квесты, предназначенные для целей обучения;
Специфические принципы дистанционного обучения
Существует несколько специфических принципов дистанционного обучения. При этом методология ДО развивается, а не стоит на месте.
Просмотр содержимого документа
«Специфические принципы дистанционного обучения»
Существует несколько специфических принципов дистанционного обучения. При этом методология дистанционного обучения развивается, а не является законченной
Принцип базовых знаний. Для обучения дистанционно необходимы базовые/ стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Например, необходимо не только иметь компьютер с выходом в интернет, но и обладать навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка
Принцип интерактивности. Этот принцип предусматривает закономерность контактов учитель-ученик, ученик-ученик посредством ИКТ.
При этом интенсивность обмена информацией между учащимися больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.
Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.
Принцип индивидуализации. Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в ДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку учащегося в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в ДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Принцип регламентности обучения. Часто встречается мнение, что, так как время обучения в ДО жестко не регламентировано, то для обучающегося нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для младших.
Принцип открытости и гибкости ДО Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.
Основные принципы организации дистанционного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Основные принципы организации дистанционного обучения
1. Терминология
2. Характерные черты дистанционного образования
3. Цели дистанционного образования
4. Составляющие дистанционного образования
5. Эффективность дистанционного образования
6. Технологии дистанционного образования
4. Средства обеспечения дистанционного обучения
5. Преимущества дистанционного обучения
7. Средства дистанционного образования
8. Недостатки дистанционного обучения
9. Дистанционное обучение в УИПА
Описание слайда:
Описание слайда:
Современные технологии дистанционного обучения
Описание слайда:
Характерные черты дистанционного образования
Мобильность: возможность обучаться в аудиториях, дома, на рабочем месте, в пути.
Гибкость: обучаемые системы дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе
Модульность: в основу программ дистанционного обучения кладется модульный принцип.
Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм образования.
Описание слайда:
Цели дистанционного образования
Профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
Повышение квалификации кадров по определенным специальностям;
Подготовка учащихся по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
Подготовка учащихся к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
Углубленное изучение темы, раздела из учебной программы;
Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся по определенным предметам;
Базовый курс учебной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать учебное заведение вообще или в течение какого-то отрезка времени;
Дополнительное образование по интересам.
Описание слайда:
Составляющие Дистанционного Образования
Учебные материалы
Учебный план, программы, методические рекомендации. Учебники, пособия, практикумы, задачники, тесты
Среда обучения
Календарь обучения, обмен заданиями, консультирование, эл. библиотека, система тестирования, карточка студента
Коммуникации
Очное обучение, почта (обычная и/или электронная), форумы, чаты
Сотрудники
Преподаватель, тьютор, организатор
Студент
(Обучаемый)
Описание слайда:
Эффективность дистанционного образования
снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
обучение большого количества человек;
повышение качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
создание единой образовательной среды (особенно актуально для корпоративного обучения).
Описание слайда:
Технологии Дистанционного Образования
Кейс-технология
TV- технология
Multimedia-технологии
Сетевые технологии
Описание слайда:
Технологии Дистанционного Образования
CASE-технологии
Содержание: учебные пособия, методические указания, пакеты проверочных заданий и контрольных работ
Носитель информации: печатные издания
Способ доступа: рассылка по почте или передача при личной встрече
Дополнительные требования: нет
Телевизионные технологии
Содержание: чтение лекций и проведение занятий в прямом эфире, демонстрация видеозаписей лекций, лабораторных работ, экскурсий
Носитель информации: телевизионный сигнал
Способ доступа: подключение к образовательным телевизионным сетям
Дополнительные требования: телевизор
Описание слайда:
Технологии Дистанционного Образования
Multimedia-технологии
Содержание: электронные учебники, обучающие программы, программы для тестирования, аудио- и видеозаписи лекций, лабораторных работ, экскурсий
Носитель информации: аудио- и видеозаписи, компакт-диски, флэш-носители
Способ доступа: рассылка по почте или передача при личной встрече
Дополнительные требования: персональный мультимедийный компьютер
Описание слайда:
ТЕМПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ В МИРЕ
Чтобы привлечь к себе 50 млн. пользователей потребовалось:
Радио – 38 лет
Телевидению – 13 лет
Интернет – 4 года
В 1994 году насчитывалось 4 млн. пользователей
В 1998 году – 148 млн.
В 2002 году – свыше 350 млн.
В 2012 году – каждый 3-й житель Земли
Описание слайда:
Технологии Интернет для ДО
Технологии World Wide Web
Технологии обмена материалами
Технологии коммуникаций
Технологии визуальных контактов
Описание слайда:
Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися
Средства обратной связи
Электронная почта
Телефон
Интерактивное телевидение
Телеконференция
Почта
Описание слайда:
Технологии коммуникаций
реализуемые в письменной форме
Электронная почта – самый распространенный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми.
Списки рассылки, или как их еще называют «дискуссионные группы», дают возможность организовать общение многих со многими. Одно письмо, направляемое на один электронный адрес дублируется сервером и рассылается всем пользователям, «подписавшимся» на этот список.
Форум – позволяет задавать вопросы и получать ответы, высказывать свое мнение по определенным темам.
Описание слайда:
Технология визуальных контактов
Видеоконференции
Видеосюжеты и видеофильмы
Технологии передачи файлов
Файлы имеющие большой объем можно передавать по каналам FTP
Технологии World Wide Web
Web страницы
Web учебники
Электронные энциклопедии и т.д.
Описание слайда:
Средства дистанционного обучения
В рамках интернет ресурса можно организовать живую видеоконференцию собеседников, находящихся в разных частях света. Это особенно эффективно при дистанционном обучении.
Интернет ресурс: http://www.freetraining.ru/ Бесплатные семинары, тренинги, выставки, конференции…
Описание слайда:
Средства обеспечения технологии ДО
Технические
Сервер,
компьютер,
доступ в Интернет и т.д.
Программные
Средства создания электронных курсов
Средства управления учебными курсами
Средства управления процессом обучения
Описание слайда:
Описание слайда:
Функции преподавателя
Планирование учебной работы
Организация учебной работы
Координирование познавательного процесса обучаемых с применением ИКТ
Корректировка преподаваемой дисциплины с применением средств разработки сетевых курсов и мультимедийных технологий
Консультирование обучаемых в режиме реального и отложенного времени
Методы оценки знаний обучающих
Для проверки уровня усвоения учебного материала применяется, как оперативный, так и отсроченный контроль знаний (тестовый контроль, курсовая работа, реферат, письменные экзамены). Контроль и аттестация обучающих осуществляется с использованием электронных средств или традиционными способами в основном для итоговой аттестации
Описание слайда:
Требования к преподавателю
Способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникативными технологиями, средствами разработки сетевых курсов;
Психологическая устойчивость и умение работать с виртуальными студентами;
Готовность к активному обмену информацией со студентами;
Умение стимулировать и поощрять работу студентов посредством сетевых технологий и т.д.
Описание слайда:
Недостатки ДО
Сужение потенциальной аудитории учащихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь);
Обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования;
Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).
Недостаточная разработанность систем администрирования и контроля учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.
Описание слайда:
СЕТЕВОЙ КУРС
Курс ДО Электронный учебник.
Общие сведения о курсе
Информационно-справочные материалы
Практические, лабораторные работы
Задания (индивидуальные, групповые)
Контрольные задания, тесты
Личные дела студентов
Документация учебного процесса
Телеконференции
Текущие объявления
Форумы,
Чаты
Веб-квесты, веб-сайты
Совместная деятельность учащихся
Описание слайда:
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА
(ВИРТУАЛЬНАЯ КАФЕДРА)
Учебный процесс
Информационно-методическое
обеспечение учебного процесса
Курсы,
электронный учебник
Медиатека
Виртуальные библиотеки
(по предметам)
Лабораторные работы, практикумы
Телеконференции (on-line, off-line)
Проекты
Образовательные Веб-квесты
Электронная база данных ресурсов Интернет
Тесты
Форум
Чат
Описание слайда:
Дистанционное обучение в УИПА
Для дистанционного образования в Украинской инженерно-педагогической академии применяется обучение с применением сетевых компьютерных технологий.
Элементом дистанционного обучения является дистанционный курс – полный аналог учебного предмета.
Организации процесса обучения осуществляется с использованием специальной программной оболочки – системы учебного менеджмента moodle. Доступ к системе возможен по адресу http://cdo.uipa.edu.ua
Описание слайда:
Работа с системой учебного менеджмента moodle
Регистрация производится сотрудниками центра дистанционного обучения. При этом пользователю выдаются его имя в системе (логин) и пароль.
Адрес сайта дистанционного образования УИПА
Авторизация пользователя
Moodle – это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web‑сайты, базирующиеся в internet. Это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального конструктивизма. С помощью системы Moodle можно организовывать дистанционные курсы для обучения студентов.
Описание слайда:
Общий вид дистанционного курса
Описание слайда:
Описание слайда:
Обязательным элементом дистанционного обучения являются Тесты. Как правило, тест имеет ограничение по количеству попыток (одна или две). Тест имеет ограничение по времени прохождения (в минутах)
Момент прохождения теста
Тестовый контроль в системе moodle
Описание слайда:
Для напоминания о сроках выполнения учебных элементов служит Календарь, он отображается справа. Отдельные даты календаря выделены фоном. Расшифровка цвета фона также приведена. При наведении мышью на такие даты пользователю выводится информация о наступающих в это день событиях. Общие события задаются администратором сайта. События курса выделяют учебные элементы, срок сдачи которых наступает. Групповые события выделяют общие для учебной группы даты. События пользователя ‑ персональный ежедневник, есть личным и другие пользователи его не видят, события в него добавляются пользователем самостоятельно. Если щелкнуть мышью на имени месяца то выведется подробная информация о событиях месяца.
Учет работы в системе moodle
Описание слайда:
Общий вид начальной Веб-страницы дистанционного курса ТСО
Принципы сдо система дистанционного обучения
Средства доставки курсов
Средства интерактивного взаимодействия
Средства для самостоятельной работы
Печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы
E-mail, телеконференции через E-mail
Печатные материалы, почтовые серверы
Обсуждение через E-mail
Таблица 3
Набор технологий для ДО-2. On-line доступ, компьютерные учебники и печатные материалы (больше возможностей: становится массоводоступным сейчас и в ближайшей перспективе)
Средства доставки курсов
Средства интерактивного взаимодействия
Средства для самостоятельной работы
Печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы, электронные библиотеки
E-mail, телеконференции через E-mail и On-line
Печатные материалы, компьютерные учебники, CD-ROM, электронные библиотеки, базы данных с on-line доступом, почтовые серверы
Обсуждение через E-mail и on-line
При этом необходимо отметить, что наиболее качественное обучение обеспечивается при наличии достаточно оперативной обратной связи «студент-преподаватель». Это позволяет использовать высокоэффективные методы интерактивного обучения. Наиболее доступными технологиями для обеспечения контакта студента и преподавателя являются разнообразные способы использования компьютерных сетей, так как они:
· относительно дешевы в эксплуатации (особенно с учетом скидок для образовательных учреждений);
· уже достаточно широко распространены в России.
Таблица 4
Средства доставки курсов
Средства интерактивного взаимодействия
Средства для самостоятельной работы
Одно- и двунаправленные ТВ-передачи, печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы, электронные библиотеки
Видео и голосовая обратная связь при ТВ-передаче лекций, видеоконференции через спутниковое ТВ или Internet, телеконференции через E-mail и on-line
Печатные материалы, компьютерные учебники, CD-ROM, электронные библиотеки, базы данных с on-line доступом, почтовые серверы
Обсуждение через E-mail и on-line, сдача экзаменов в ходе двунаправленных видеоконференций
Наиболее распространенной в мире является глобальная сеть компьютерных сетей Internet, которая включает сотни тысяч компьютеров и обеспечивает миллионы пользователей более, чем из 100 стран мира информационным сервисом. Internet включает компьютерные сети, взаимно увязанные протоколами связи TCP/IP и группой стандартов взаимосвязи открытых систем (OSI). Физической базой системы являются мультипротокольные технологии на магистральных каналах, связывающих опорные сегменты. Internet активно используется зарубежными университетами и высшими учебными заведениями в образовательных целях. Система создана и функционирует в результате полномасштабного сотрудничества многих частных, общественных, правительственных и промышленных (отраслевых и фирменных) компьютерных сетей, взаимодействующих таким образом, что постоянно поддерживается целостная коммуникационная инфраструктура.
В Российской Федерации действуют несколько общедоступных компьютерных сетей, предоставляющих возможность IP соединения с Internet, в том числе EUnet/Relcom, Glasnet, FREEnet, Runnet и др.
Основные информационные услуги, доступные конечным пользователям в метасети Internet, следующие:
· служба обьявлений и предложений;
· служба извещений и академических новостей;
· дистанционный доступ к библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек;
· дистанционный доступ к файлам, в том числе открытый (анонимный) доступ;
· удаленный доступ к базам данных;
· доступ к распределенным базам знаний, экспертным системам;
· удаленный ввод заданий на компьютерную обработку;
· дистанционное использование вычислительных ресурсов;
· кооперирование работ по научной тематике, координация работ коллегиальных рабочих групп;
· совместные публикации соавторов из различных стран, электронные издания, электронный перевод;
· дистанционная регистрация участников и обслуживание международных конференций;
· совещания и телеконференции в диалоге, периодические электронные семинары, обмен мультимедиа информацией;
· обмен компьютеризированными университетскими программами, курсами лекций и обучающими системами по избранным направлениям.
Internet является эффективной, доступной и недорогой базой для развертывания системы ДО. При ее использовании открываются следующие основные возможности в области ДО.
1. Рассылка материалов для обучаемых по технологии ДО с использованием электронной почты, передача им компьютерных обучающих курсов.
2. Обратная связь обучаемых с преподавателем по электронной почте: передача вопросов, результатов тестирования, контрольных, курсовых и дипломных работ.
3. Проведение в диалоге обсуждения учебного материала, опроса обучаемых, экзаменов.
4. Доступ к информационным архивам и библиотечным системам учебных заведений мировой системы образования с возможностями получать практически неограниченную информацию по учебному и научному направлению.
5. Использование гипертекстовых обучающих курсов, доступных по сети.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного образования, позволят:
· Сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания.
Дистанционные технологии позволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие в отдаленных районах, а также иностранные граждане смогут получать образование в ведущих учебных центрах России, не покидая при этом место жительства, что исключает дополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.
· Получать образование представителям различных слоев и групп населения, независимо от их социального положения и состояния здоровья.
Говоря об актуальности открытого образования с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реализовать свои способности. Специализированные образовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднее профессиональное образование, высшее же образование в классической форме для многих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами, людьми с ограниченной подвижностью и проблемным здоровьем. Эту проблему призвано решить дистанционное образование, получение которого может производиться как в вышеупомянутых центрах, создающихся на базе специализированных учебных заведений, так и в домашних условиях с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Здесь система дистанционного образования будет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, для чего необходимо обратиться к западной практике, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.
· Комбинировать различные специальности
Существенным недостатком действующей модели образования является излишняя дифференциация изучаемых предметов. Одной из задач открытого образования является комбинирование различных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картину мира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придает процессу обучения целостность и личностную направленность.
· Придать учебным курсам и программам гибкость
Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда.
· Улучшить восприятие учебного материала
Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использования:
— наглядных материалов, таких как цветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, аудио- и видео-фрагменты;
— ссылок на электронные источники с дополнительной информацией по данной тематике;
— программных средств, позволяющих моделировать различные схемы, механизмы и процессы;
— модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся
· Повысить качество образования
Повышение качества процесса обучения происходит за счет использования передовых технологий в образовательном процессе. Процесс создания электронных и TV курсов предполагает участие экспертов в заданной области, опытных педагогов, технических консультантов, программистов, художников и т.д. Такой подход позволяет отобрать наиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изучения форме, снабдить различными схемами, иллюстрациями, связать гиперссылками с внешними Интернет-ресурсами и поисковыми системами.
· Совмещать работу и обучение
Многие потенциальные потребители образовательных услуг вынуждены работать, что зачастую лишает их возможности продолжать обучение в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий существенно экономит время, затрачиваемое на получение образования, и дает возможность обучения, переобучения или повышения квалификации без отрыва от основного вида деятельности, что особенно ценно в современном стремительно развивающемся обществе. Современный работник в среднем вынужден 4-6 раз в течение своей карьеры проходить переквалификацию. Дистанционные технологии получения образования оптимально подходят для решения этой проблемы.
· Сделать образование непрерывным
Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя таким образом круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
При организации дистанционного обучения возможны разные методы работы учебных заведений.
Методы работы учебных заведений:
В настоящее время рассматривают четыре основные модели дистанционного обучения.
Модель 1. Обучение по типу экстерната
Система обучения предназначена для тех, кто не может учиться очно. Обучаемые получают задания, учебные материалы. Они работают с ними самостоятельно, а затем сдают экзамены и зачеты по основным дисциплинам.
Модель 2. Дистанционное обучение на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования
Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Обладая очень сильным профессорско-преподавательским составом, традиционные университета обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов ДО.
Обучение проходит в основном по кейс-технологии. Обучающиеся получают:
· печатные программы учебные и методические пособия;
· аудио и видеокассеты;
Следует отметить, что иногда внедрение новых технологий дистанционного обучения сопровождается сильным сопротивлением профессорско-преподавательского состава традиционных университетов, поскольку требуется радикальное изменение места преподавателя в учебном процессе, его функций и стиля работы, а следовательно необходима существенная переподготовка преподавателей.
Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений
Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным.
Основу дистанционного обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.
Модель 4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях
Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности.
В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения. За проведение телеконференций, в которых одновременно могут принимать участие сотни студентов, преподаватель-тьютор получает сумму во много раз большую, чем за проведение занятий «лицом к лицу».