принципы обучения на уроке русского языка
Принципы обучения русскому языку
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обучение русскому языку, его цели и задачи
Обучение русскому языку – невероятная важная часть образовательного процесса в русскоязычных школах. Язык служит средством выражения мысли, помогает нам коммуницировать с другими людьми, даёт возможность делиться своими чувствами и эмоциями. Не зная языка, мы не можем получать дальнейшее образование. Умение говорить, читать, писать и понимать свой родной язык – ключевое умение в жизни каждого человека.
Курс русского языка в школе ставит своей задачей развитие устной и письменной речи обучающихся, осознанное чтению и письмо, изучение литературных норм и теоретического материала из всех разделов науки о языке. Иными словами, по окончании данного курса учащиеся должны быть обеспечены необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку.
Каковы же принципы обучения русскому языку как учебному предмету?
Основные принципы обучения русскому языку
Принципы обучения – некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.
Основные принципы обучения русскому языку строятся на методических разработках огромного числа педагогов. Например, Л. Н. Толстой, И. И. Срезневский и К. Д. Ушинский обращали особое внимание на принцип изучения языка как культурного кода народа: «Народ выражает себя в языке своём». А лингвисты конца XX – начала XXI века – Р. Б. Сабаткоев, А. Д. Дейкина, Т. М. Воителева и Е. В. Архипова ставят во главу угла принцип коммуникативности (т.е. изучения языка в первую очередь как средства общения) и контекстный принцип (изучение единиц языка в данном контексте).
В ФГОС эти идеи были объединены и систематизированы, сформулированы в современные методические принципы обучения русскому языку. Эти принципы звучат так.
Принцип функциональности настаивает на изучении явлений языка с позиции их функциональных возможностей. В курсе русского языка в школе рассмотрению подвергается речевая практика личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Важным считается принцип систематичного изучения, точнее – принцип историзма изучения языка. Поскольку язык – это постоянно развивающаяся система, претерпевшая множество изменений во время своего формирования, изучать его нужно в историческом контексте и соблюдая хронологический порядок. Так учащиеся смогут получить полную картину эволюции языка от самого его зарождения до наших дней. Этот же принцип предполагает изучение языковых явлений в совокупности друг с другом, поскольку все они взаимообусловлены.
Обучение русскому языку должно вестись по схеме «от неизвестного к известному», должно переходить от более легкого к более трудному.
Предыдущий принцип опирается на принцип преемственности изучения русского языка. Этот принцип гласит, что изучение нового языкового материала должно проходить с опорой на материал уже изученный. Согласно этому принципу знания, предлагаемые ученикам в образовательном процессе, соразмерно распределены между начальной, средней и старшей ступенями школьного курса.
Уникальной особенностью принципов изучения русского языка является принцип текстоцентричности. Согласно этому принципу и предметом, и средством обучения языку должен являться текст, а формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков должно происходить именно с опорой на него. Появление данного принципа можно обосновать тем, что в текст несёт как образовательную, так и воспитательную нагрузку. На примере художественного текста учащиеся могут одновременно познакомиться и с языковыми явлениями, и с важными моральными установками. Иными словами, помимо всего прочего текст несёт в себе воспитательную функцию. Через него легко ознакомиться с идеалами языка, речи и культуры.
Весьма важным является принцип развития у обучающихся языкового чутья. В ходе школьного курса русского языка у обучающихся должно выработаться умение интуитивно усваивать языковые законы. В идеале преподаватель должен заинтересовать ученика изучаемым предметом так, чтобы ученик сам проявлял познавательный интерес к ещё не известным ему фактам или явлениям языка.
Помимо всего прочего преподаватель должен создать условия для самостоятельной познавательной активности учащихся в каждый момент обучения русскому языку. Это называется принципом сознательности и активности, или, в контексте обучения русскому языку, принципом мотивации речевой деятельности. Повышению самостоятельности может помочь добавление в образовательный процесс игрового или соревновательного компонента, индивидуального творчества, работы над личными научными проектами и пр.
Не менее важен принцип доступности, который распределяет лингвистические знания по школьным классам соответственно возрасту и индивидуальным особенностям учащихся. В условиях общеобразовательных учреждений обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику часто бывает практически невозможно, однако можно предпринять хорошие попытки, предлагая учащимся, к примеру, выборочные задания для выполнения, распределенные по разным уровням сложности.
Принцип прикладной направленности обеспечивает ориентацию образовательного процесса на практическое использование знаний, умений и навыков. В случае русского языка это означает активную речевую практику.
Принцип научности в изучении русского языка реализуется в использовании в процессе обучения только современные и корректные, но в то же время авторитетные и устоявшиеся лингвистические концепции. В наше время соблюдать данный принцип чрезвычайно сложно, поскольку развивающаяся лингвистика содержит в себе различные, часто противоречащие друг другу точки зрения практически по каждому вопросу. Особенно яркими являются разночтения в теории и терминологии морфемики и синтаксиса.
И, конечно, необходимо соблюдать принцип наглядности, предоставляя учебную информацию в доступных и разнообразных формах. Для обеспечения наглядности можно использовать таблицы и схемы, рисунки, репродукции, слайды презентации, видео- и аудиоряды и т.д. В первую очередь сам преподаватель должен показывать наглядный пример грамотного использования языка в своей речи.
Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.
Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка.
Дидактические принципы определяются в педагогике и методике как основное положение процесса. Это положение формулируется исходя из объективно существующих закономерностей, которые постоянно проявляются в обучении детей любому учебному предмету. Как обобщение выявленных закономерностей, принципы становятся руководством к действию.
Не случайно методисты сравнивают принципы дидактики с фундаментом дома. Нечёткие, неправильные, неадекватные принципы так же опасны при формировании знаний, умений и навыков, как непрочный, косой фундамент при строительстве здания.
Рассмотрим коротко использование каждого принципа дидактики на уроках русского языка.
Один из важнейших принципов в олигофренопедагогике – принцип воспитывающего характера. Уроки русского языка создают оптимальные условия для формирования у детей положительных привычек, стойких нравственных качеств.
Организуя уроки чтения, учитель опирается на эмоциональный настрой детей для воспитания у них любви к Родине, честности, трудолюбия, дисциплинированности и др. Для этого учитель использует следующие приёмы, которые повышают воспитательное воздействие художественных произведений: выразительно прочитывает текст и целиком или наиболее важные для его понимания части, помогает детям сравнить поступки персонажей с их собственным поведением, по возможности перевести в реальный план, описанную автором ситуацию.
Не менее значимым в коррекционной школе является принцип сознательности и активности обучения. Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы учащихся, поэтому принцип сознательности всегда рассматривается в совокупности с принципом активности. При реализации принципа возникают определённые трудности. В частности, отсутствие у детей интереса к обучению, неумение применять усвоенный материал в других условиях, низкий уровень развития навыков самоконтроля.
Реализация принципа сознательности в процессе обучения русскому языку обеспечивается рядом условий, часть которых заложена в самой программе. Во-первых, это отбор материала с учётом его доступности и практической значимости для совершенствования речевой практики школьников. Во-вторых, это концентрированное расположение материала. В-третьих, выделение подготовительного этапа, в течение которого устраняются некоторые недостатки речи и познавательной деятельности умственно отсталых детей, актуализируется и организуется имеющийся у них опыт. И наконец, в-четвёртых, замедленный темп прохождения учебного материала.
На самих уроках русского языка широко используются приёмы, повышающие активность мыслительной деятельности и уровень осознания ими изучаемого материала. Это – сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, анализ и синтез, классификация и аналогия. Вместе с тем быстрое снижение познавательных интересов и мотивационной стороны речи, требует использование таких приёмов и видов работы, которые постоянно поддерживают активность детей (наглядные опоры, практическая и игровая деятельность, разнообразие видов упражнений и заданий к ним). Для обеспечения переноса полученных знаний из одних условий в другие, для выработки навыка самоконтроля применяются упражнения типа «проверяем себя», элементы программированного обучения.
Сознательность и активность тесно связаны с наглядностью обучения. Фактически при обучении языку наглядные средства должны образовывать тот каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся. Отсюда такое пристальное внимание к разнообразию видов наглядности и многоплановости их использования. На уроках русского языка используют следующую наглядность: натуральные предметы и явления, объёмные и плоскостные изображения, графическая наглядность, технические средства обучения. Невербальные средства: мимика, жест, драматизация, дикция, выразительность чтения. По мере взросления школьников изменяется характер наглядного материала (он становится более обобщённым за счёт использования графических схем, таблиц, образных средств языка), дети получают возможность чаще выполнять языковые и речевые упражнения, воспринимать содержание произведения, опираясь на свой опыт.
Большое значение в усвоении материала имеет доступность сообщаемых знаний. С целью обеспечения доступности усвоения материала русскому языку его отбирают на основе следующих критериев:
Уровень научной обобщённости. Новые правила, определения не должны содержать более двух абстрактных признаков.
Связь с жизнью детей.
Концентризм в подаче учебного материала.
Обязательная подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Важное значение для использования полученных знаний на практике имеет их прочность. Для её обеспечения необходимо, во-пе6рвых, осознанное усвоение материала. Во-вторых, нужна многократность закрепления изученного материала. В-третьих, требуются разнообразные упражнения. В-четвёртых. Прочность усвоения знаний обеспечивается определённой степенью самостоятельности учащихся при выполнении заданий, которая зависит от года обучения и сложности материала.
Принцип научности тесно связан с принципом систематичности изложения материала. Этот принцип обеспечивается программой.
Учитывая различия у школьников в степени и характере речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, методика русского языка нацеливает на широкое применение принципа дифференцированного и индивидуального подхода к детям в процессе обучения.
Традиционное распределение учащихся в классе на 3 группы (сильные, средние, слабые) для реализации дифференцированного подхода нечётко проясняет картину затруднений школьников. Это не даёт в свою очередь точно выбирать средства коррекционного воздействия.
При реализации данного принципа учитывается тот факт, что выделенные группы не могут быть стабильными. Они изменяются по составу в зависимости от характера урока русского языка.
Методика также предусматривает, что дифференцированный подход может использоваться применительно к группе учащихся в течении длительного срока. Но занимать на каждом уроке относительно небольшой отрезок времени и самое главное – не подменять собой фронтального обучения.
Дифференцированный подход сочетается с индивидуальными приёмами работы с детьми, поскольку даже сходные дефекты проявляются в деятельности по-разному, например, в группах с недостатками фонематического слуха часто встречаются дети с нарушенным произношением. В связи с этим использование приёмов, о которых говорилось выше, возможно только применительно к сохранным в речи звукам. Точность их восприятия и сопоставление со сходными фонемами первоначально отрабатываются на базе самого учителя, а затем и речи школьника.
Дифференцированный и индивидуальный подходы постоянно сочетаются с фронтальной работой класса. Способы осуществления дифференцированного и индивидуального подхода должны быть такими, «чтобы в результате их применения отстающие учащихся постепенно выравнивались и в конце концов могли включаться в коллективную работу наравне с другими».
Презентация на тему «Принципы обучения русскому языку»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Принципы обучения русскому языку
Классификация принципов обучения русскому языку дидактические, лингвистические, психологические, собственно методические.
Дидактические принципы: сознательности, активности, наглядности, прочности, доступности и посильности, межпредметной координации.
Лингвистические принципы: системности; концентризма; разграничения явлений на уровне языка и речи; функциональности; стилистической дифференциации; минимизации.
Психологические принципы: мотивации обучения (познавательной, предметно-функциональной, развлекательной, учебной); этапности формирования речевых умений и навыков; учета индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся.
Этапы формирования речевых умений и навыков: – ознакомительный этап (сообщение учебного материала, работа по речевому образцу и грамматической модели, по алгоритму); – стандартизирующий этап (развитие речевых умений и навыков при выполнении языковых упражнений в стандартных ситуациях); – варьирующий этап (совершенствование речевых умений и навыков при выполнении речевых упражнений в измененных ситуациях учебного общения); – творческий этап (перенос знаний, речевых умений и навыков в нестандартные ситуации).
Собственно методические принципы обучения русскому языку: специальные, общеметодические, частнометодические
Специальные методические принципы: – внимание к материи языка, – понимание лексических и грамматических языковых значений на уровне парадигматических отношений и синтагматических связей слов, – сознательное и неосознанное усвоение учащимися норм литературного языка и следование им в устной и письменной речи, – оценка учащимися средств выразительности речи, – координация устной и письменной речи, – ускорение темпа речевого развития обучающихся при условии совершенствования их речевых умений и навыков (Л. П. Федоренко).
Общеметодические принципы: экстралингвистический, функциональный, межуровневых и внутриуровневых связей и отношений, нормативно-стилистический, исторический (М. Т. Баранов).
Частнометодические принципы: характерны для методики аспектного обучения русскому языку: обучение лексике, фонетике, словообразованию, грамматике, культуре речи и стилистике и т. д.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
При изучении данной темы использовались фронтальные и групповые формы работы, методики исследовательской работы и системно-деятельностного подхода, что дало возможность через совершенствование общих и специальных учебных умений развить учебно-познавательную компетенцию учащихся.
Выбранные методики и формы работы формируют способность учащихся к творческому саморазвитию и творческой деятельности, превращают процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым повышая учебную мотивацию и организацию работы на уроке. Успешность ребят в учебе зависит от его субъективной учебной деятельности, самостоятельного ее планирования и ее реализации, что является одним из важнейших условий успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. На уроке выбраны наиболее оптимальные формы работы, которые опирались на совместную и самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.
Принципы обучения русскому языку
Процесс обучения русскому языку подчиняется установленным педагогической наукой закономерностям и опирается на ряд принципов.
Принципы обучения – это многократно апробированные и подтвержденные практикой основные исходные положения, правила, ранее выявленные закономерности, нарушение или несоблюдение которых делает учебный процесс нерезультативным, неэффективным.
Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности учащихся.
Как видим, в процессе обучения учителю следует учитывать закономерности учебного процесса – принципы обучения русскому языку.
2. Принципы обучения, установленные дидактикой, очень важны при разработке содержания и построения уроков русского языка.
Рассмотрим дидактические принципы обучения применительно к преподаванию русского языка.
Принцип научности предполагает строгий отбор сведений из науки, освещение всех вопросов курса русского языка с точки зрения достижений лингвистической науки. Применительно к урокам русского языка этот принцип предполагает сообщение учащимся только таких сведений, которые прочно установились в современной лингвистической науке.
Принцип системности и последовательности, который еще К.Д.Ушинский образно охарактеризовал следующим образом: «Голова, наполненная отрывочными, несвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…».
Реализация этого принципа требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, каждый элемент учебного материала связывался с другим, последующее опиралось на предыдущее, готовя учащихся к усвоению нового. В соответствии с этим принципом учащиеся переходят к усвоению нового материала после усвоения предыдущего.
Особое значение для методики имеет принцип связи теории с практикой: умение применять полученные знания, ученики должны видеть, как то или иное явление «живет» в языке, учиться использовать изучаемые факты в практике речи.
Законы языка могут стать средством практического применения, владения языком лишь в том случае, если они усвоены сознательно.
Принцип сознательности предполагает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений, их переработка в ходе выполнения речевых действий. Для реализации этого принципа учитель должен:
— обеспечить осмысление усваиваемого материала;
— научить детей приемам самостоятельной работы;
— показать целесообразность выполняемой работы.
Достижение принципа сознательности учащихся в обучении связано с их активностью: овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый обучающийся является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность. Активность возникает в определенных условиях: ученик должен чувствовать потребность в изучении этого предмета. Основными источниками активности являются мотивация, желание, интерес.
Реализовать принцип активности на уроках русского языка помогают следующие приемы:
1) развивать мотивацию изучения русского языка;
2) использовать различные приемы работы (хоровая, в парах, групповая,
3) учитывая возрастные особенности учащихся, шире применять приемы,
стимулирующие эмоциональную активность (игровые моменты, музыка, цвет).
Обучение русскому языку требует индивидуального подхода, создание благоприятных условий для приобретения каждым учеником знаний по русскому языку, т.е. реализации принципа индивидуализации (индивидуального подхода).
Реализация принципа наглядности на уроках русского языка предполагает, что учебный материал усваивается в процессе ярких образов и конкретных представлений, помогающих прочному усвоению знаний и прочному усвоению.
В обучении русскому языку реализуются также принципы связи обучения и воспитания, прочности, контроля и др.
Итак, рассмотренные дидактические принципы необходимо учитывать в процессе обучения русскому языку.
3. Рассмотрим основные принципы, которые приняты сегодня в лингводидактике и в соответствии с которыми определяются содержание, методы и приемы работы на уроках русского языка.
Принцип единства аспектного комплексного подходов (принцип взаимосвязанности различных разделов) – грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации и т.д. – занимает одно из центральных мест в методике. Основой этого принципа является всестороннее рассмотрение факта или явления языка. Так, например, в процессе изучения морфологии рассматриваются вопросы орфографии, связанные с правописанием тех или иных частей речи.
Пунктуационные навыки школьников формируются в процессе изучения синтаксических тем и частично при изучении морфологии (причастный, деепричастный обороты).
В настоящее время одним из ведущих принципов обучения языку является коммуникативный принцип. Теория речевой деятельности оказала существенное влияние на совершенствование современных программ обучения русскому языку. Коммуникативный подход связан прежде всего с изучением языка как средства общения. В центре внимания методистов оказался текст как основная дидактическая единица обучения. В соответствии с коммуникативным подходом текст рассматривается как продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания, а задачей речевого развития учащихся становится обучение порождению и восприятию текстов.
Функционально-семантический принцип предполагает подход к обучению языку с точки зрения способа выражения данного содержания, с точки зрения значения тех или иных формальных средств: язык «обретает» жизнь в действии, т.е. в речи как выражение того или иного содержания, смысла.
Социокультурный (культуроведческий) принцип в современном языковом образовании означает осознание того, что язык – это еще культурный код нации, а не только средство общения и познания, приводит к необходимости осуществлять речевое развития с учетом культурного фона, который стоит за каждой единицей языка. Так, роль метафоры, символа, стереотипа, фразеологизма в культуре и в языке должна отразиться в содержании курса «Русский язык». Внимание к образным средствам, прежде всего метафоре и сравнению, к феномену языковой игры, к фразеологизмам – словом, внимание ко всему тому, что составляет веками накопленный культурный код русского языка, должно найти отражение в содержании обучения русскому языку.
Таким образом, указанные методические принципы лежат в основе современного школьного курса русского языка.
Итак, совокупность рассмотренных выше дидактических и методических принципов позволяет создавать методические системы обучения применительно к конкретным целям и задачам языкового образования школьников.