принципы обучения физическим упражнениям
Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям
Обучение в процессе физического воспитания основы-вается на следующих дидактических принципах: соз-нательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.
Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, разви-тие физических качеств во многом зависит от сознатель-ного отношения детей к занятиям.
Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения твор-чески решать поставленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.
Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.
Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнооб-разные наглядные приемы: показ упражнений, исполь-зование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.
Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий.. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий.
В процессе обучения и воспитания следует придержи-ваться правил: от известного к неизвестному, от просто-го к более сложному, от освоенного к неосвоенному. Индивидуальный подход, необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия.
Принцип систематичности. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.
Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспита-ния постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.
Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям.
Дидактические принципы как основа обучения двигательным действиям.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дидактические принципы как основа обучения двигательным действиям.
Рассматриваемые вопросы: принципы обучения двигательным действиям: принцип сознательности и активности, принцип последовательности и систематичности, принцип дифференциации и индивидуализации, принцип наглядности, принцип прогрессирования.
Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.
Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности. Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.
Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.
Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно. Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в характере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обязывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия.
Принцип систематичности. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.
Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок. Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо постепенно овладевать более сложными движениями. Большой запас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка становится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям.
Методика обучения физическим упражнениям
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ ДО «Кошехабльская ДЮСШ»
«Методика обучения физическим упражнениям»
МБОУДО «Кошехабльская ДЮСШ»
Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.
Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания
Физическое воспитание и обучение студентов состоит из теоретических, практических и контрольных занятий, которые определяются методикой и концепцией преподавания, принятой в данном высшем учебном заведении.
Раскрывая все эти разделы отметим, что каждый имеет свою особенность, выполняет определенные цели и направлен на конкретный результат. И конечно же имеет свою особую методику. Любая учебная программа по физической культуре предполагает наличие обязательного теоретического раздела. Эта часть физического воспитания и обучения излагается студентам в форме лекций в логической последовательности. Тем самым формируется теоретический пласт знаний у студентов по физической культуре. Это будет служить основой для формирования умений у студентов по выполнению физических упражнений и проложит путь для следующего раздела.
Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.
В каждом семестре система практический занятий, имеющая методическую и учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль, соответствующий прохождению различных разделов программы. Эти модули завершаются выполнением студентами на занятиях соответствующих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. В конце семестра и учебного года студенты, выполнившие учебную программу сдают зачет по физической культуре, который состоит из трех разделов:
теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками;
общая физическая и спортивно-техническая подготовка;
жизненно-необходимые умения и навыки по укреплению здоровья и здоровому образу жизни.
Итак раскрыв все разделы физического воспитания и обучения студентов мы можем заметить, что без четко сформированной и отработанной системы преподавания и обучения трудно будет соблюсти методику занятий физическими упражнениями. Иными словами правильное, четкое выполнение последовательности прохождения всех трех разделов обуславливает качество воспитания и обучения и служит основой для применения методики занятий физкультурными упражнениями.
Составляя основу методики физического обучения и воспитания все вышеперечисленные разделы тем самым выполняют функцию факторов, влияющих на качество обучения и воспитания студентов, так как только последовательное прохождение всех этапов физического обучения может гарантировать правильность усвоения и контроль за усвоением материала по физической культуре. Однако такой категорический подход к последовательности обучения и воспитания студентов может быть обойден.
Можно сократить или, если точнее сказать, по другому организовать процесс обучения и воспитания, например, теоретический курс может быть совмещен с практическим разделом и пройден во время конкретных практических занятий физкультурными упражнениями. Это может осуществляться путем предварительного устного объяснения преподавателем физкультурного упражнения, правильности его исполнения, его значение для укрепления и развития физического состояния организма. Затем преподаватель может продемонстрировать выполнение этого физкультурного упражнения. Следующим этапом будет выполнение этого упражнения студентами и контроль преподавателем правильности, точности и численности выполнения физкультурного упражнения.
Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий физическими упражнениями
Практические способы играют решающую роль в формировании двигательных навыков, развития и совершенствования физических и специальных качеств у студентов. Это, как правило, повторение упражнений целеустремленно и многократно с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
Важным в обучении и такие методические приемы, как опробование, выполнение упражнений по командам преподавателя, самостоятельное выполнение упражнений, оценка и поощерение, оказание помощи и страховка, игры, эстафеты, соревнования, подготовительные упражнения. Все это применяют в тесной взаимосвязи чтобы добиться высокой эффективности от каждого учебного занятия.
Перечислив различные способы обучения физическим упражнениям, перейдем к освещению принципов, лежащих в основе методики занятий физкультурными упражнениями.
Обучение осуществляется в соответствии с основными педагогическими принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности, постепенности и доступности, прочности овладения знаний.
Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в учебном процессе, что достигается следующими условиями:
а) четкостью процесса оучения, живым и интересным проведением занятий, повышением внимания студентов, заинтересованности в успешном выполнении упражнений;
б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности, эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.
Состязательность вызывает у студентов стремление к максимальному эффективному выполнению упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном периоде обучения состязательный метод применять не целесообразно, так как при слабой подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет сложно исправлять. Объективная оценка и поощерение стимулируют студентов к активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать оценки или наоборот преувеличивать.
Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех в заинтересованности обучения и воспитания студентов.
Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает необходимость разучивания упражнений и сознательно относиться к их овладению.
Реализация данного принципа зависит от разъяснения студентам следующих условий:
а) значения физической культуы в повышении и улучшении качества учебы и физического состояния;
б) целей, задач и программы обучения, конкретные требования, необходимые для выполнения каждого упражнения;
в) сущности изучаемых упражнений и их влияние на организм, ясное понимание техники выполнения упражнений;
г) необходимости формирования навыков анализа и обобщения своих успехов и неудач.
Принцип систематичности означает последовательное и регулярное прохождение учебной программы с таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов, Регулярность обучения обеспечивается использованием всех форм физической культуры.
Систематичность при разучавании упражнений достигается методически правильном распределении материала в процессе обучения. Регулярность использования всех форм физической культуры обеспечивается многократным повторением упражнений. Перерывы между занятиями и тренировками не должны превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут эффекта и снизят уровень физической подготовленности студентов.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ преподавателем изучаемых упражнений в сочетании с доходчивым и образцовым объяснением. Целестное, ясное и правильное представление у студентов о разучиваемых приемах и действиях при их образцовом показе позволяет быстрее осовить технику выполнения упражнений.
Для этого необходимо умело использовать наглядные пособия, учебные кониграммы, видеофильмы, плакаты, схемы, макеты. Принцип постепенности и доступности означает непрерывное усложение упражнений и их возможность выполнения каждым студентом. Надо соблюдать последовательность в переходе от легких упражнений к более сложным и трудным. Сначала разучивают их по элементам с простой обстановке, затем совершенствование в более сложных условиях.
Постепенное повышение нагрузки в процессе обучения достигается ее соответствием уровню функционального состояния организма и доступности для занимающихся. В противном случае это может привести к различным травмам. При хорошей подготовленности можно применять и повышенные нагрузки.
Принцип прочности означает закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение высокого уровня развития физических и специальных качеств в течении длительного времени. Условиями обеспечения прочности достигается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной обстановке, а также систематической проверкой и оценкой достигнутых результатов.
Правила проведения занятий физическими упражнениями
Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).
Эффективность тренировки будет наиболее высокой, если использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.
Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом тренированности и переносимости нагрузки.
Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 – 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.
Физические нагрузки должны соответствовать возможностям организма, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.
Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств).
Как построить тренировочное занятие
Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Основная часть тренировки составляет 70 – 80% всего времени занятия. Остальные 20 – 30% деятельности делятся между разминкой и заключительной частью, во время которой интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снимается.
Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к предстоящей работе. Увеличивать нагрузку следует постепенно, упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Начинают занятия с упражнений требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости и лишь затем приступают к упражнениям, которые требую максимальной силы и выносливости. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления.
В самостоятельные занятия необходимо включать: общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные подвижные и спортивные игры: упражнения на различных тренажерах, катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде.
Для правильного дозирования физической нагрузки в начале занятий каждому занимающемуся необходимо выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью, чтобы определить максимальный результат (М. Т.). Затем, исходя из максимального теста (М. Т.) в процентах определяют величину тренировочной нагрузки. Эти режимы рассчитаны в процентах от максимального результата: умеренный – 30%; средний – 50%; большой – 70%; высокий – 90%. После нескольких недель тренировочной работы снова проводится максимальный тест и если он даст результат выше прежнего, то расчет тренировочной нагрузки делается вторично.
Для воспитания собственно силовых способностей используется упражнения отягощенные массой собственного тела (отжимания, приседания, подтягивания); упражнения с внешним отягощением (гири, гантели, резиновые амортизаторы, упражнения на тренажерах) и т. п.
Первые 2 – 3 месяца работа осуществляется с отягощением 30 – 40% от максимального теста. Это позволяет укрепить мышечно-связочный аппарат. Затем в последующие 2 – 3 месяца можно перейти к работе с отягощением в 50 – 60% от максимального и только после этого через 5 – 6 месяцев занятий переходят к работе с отягощением в 75 – 80% от максимального. Это в пределах 8 – 12 повторений за один подход, серию.
Контроль за состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной системы, массо-ростовыми показателями, физической подготовленности
Для оценки состояния тренированности сердечно-сосудистой системы можно использовать функциональную пробу. Для этого необходимо измерять пульс в состоянии покоя, а затем выполнить 20 приседаний за 30 сек. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем состояния сердечно-сосудистой системы и тренированности занимающегося. Восстановление пульса по времени:
а) менее 3 минут – хороший результат;
б) от 3 до 4 минут – средний результат;
в) более 4 минут – ниже среднего.
Для оценки состояния дыхательной системы можно применять функциональные пробы Тенчи-Штанге.
Проба Тенчи – испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 12 – 15 секунд.
Проба Штанге – испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых школьников время задержки дыхания равняется 30 – 40 секунд.
Массо-ростовый индекс (Кетле) – это отношение массы тела в граммах к его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится 200 – 300 грамм массы тела.
Существуют стимулирующие индексы, определяющие динамику физической подготовленности занимающегося через определенный период времени.
Формула расчета индекса
Прыжок в длину с места
Поднимание груза от пола
Метание на дальность
Список использованной литературы
Учебник для высших учебных заведений предпринимательства и права. Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания студентов. И.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский, 1996.
А.К. Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. Москва,1995.
Физическое воспитание: Учебник для студентов ВУЗов. Москва, Высшая школа, 1983
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
Процесс обучения. В физическом воспитании, как и в каждом учебном предмете школы, главной целью обучения является вооружение учащихся определенными знаниями, умениями и навыками.
На практических занятиях дети получают минимум необходимых знаний о физических упражнениях, об их выполнении. Здесь же они приобретают необходимые умения в выполнении упражнений.
Многократное выполнение упражнений приводит к тому, что упражнение воспроизводится легко, свободно, без особого напряжения, вырабатывается определенный навык в его выполнении. Дальнейшее совершенствование полученного навыка повышает количественные н качественные показатели.
Кроме того, в процессе обучения учитель дает рекомендации по использованию физических упражнений во внеучебное время, в режиме дня.
Так учитель постепенно ведет учащихся к выполнению упражнений, к совершенствованию выполнения н применениюупражнений в жизни.
Руководящая роль учителя в процессе обучения и активная деятельность учащихся создают благоприятные условия для всего педагогического процесса.
Воспитывающий характер обучения. Вооружая учащихся доступными знаниями, умениями и навыками в области физического воспитания, учитель вместе с тем содействует воспита* пию у школьников коммунистической морали.
Рассказывая детям о достижениях и победах советских спортсменов, о новых стадионах, бассейнах, дворцах спорта, учитель воспитывает у школьников чувство советского патриотизма, гордости за Родину, за свой народ.
Взаимная помощь при выполнении упражнений и выручка в играх, совместное выполнение поручений учителя воспитывают у детей чувство дружбы, товаршц’ества, коллективизма.
Соблюдение правил в играх, хорошее выполнение общественных обязанностей (дежурство, раздача и сбор инвентаря) на уроке способствуют воспитанию честности, добросовестности, ответственности за порученное дело. Преодоление трудностей при выполнении упражнений в равновесии, прыжках, лазанье, спусках с гор, а также различных усложнении в упражнениях воспитывает такие ценные качества, как настойчивость, смелость, решительность. Строгое соблюдение установленных правил на уроках, требовательность к внешнему виду учащихся, наличие единой формы, образцовый внешний вид учителя, хорошее санитарно-гигиеническое состояние мест занятий содействуют воспитанию аккуратности, точности, опрятности.
Четкое ведение урока учителем, выполнение команд, сигналов, распоряжений воспитывают дисциплинированность, выдержку.
Содержание мест занятий в хорошем состоянии, уход за инвентарем и своевременный его ремонт с привлечением учащихся воспитывают у детей бережное отношение к имуществу.
Правильная организация урока, целесообразное использование времени на уроке, активность учащихся способствуют воспитанию организованности детского коллектива.
Положительные эмоции, вызванные учителем в результате умелого, правильного подбора и проведения упражнений, создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение, имеющее решающее значение для всей деятельности учащихся.
Важное значение в процессе обучения имеют принципы и методы обучения.
Принципы обучения. Обучение учащихся физическим упражнениям осуществляется в соответствии с дидактическими принципами советской педагогики.
Систематичность и последовательность при обучении физическим упражнениям. Весь учебный материал преподносится учащимся в определенной последовательности и определенном объеме. В этом отношении большое значение имеет государственная программа. Материал программы изучается систематически. Новый материал увязывается с пройденным, постепенно расширяются и углубляются знания, умения, навыки. Систематичность при обучении достигается правильным планированием учебного процесса.
При прохождении программного материала вначале изучаются менее сложные виды упражнений, затем более сложные. Например, простейшие виды лазанья по гимнастической стенке и скамейке в I и II классах подводят к лазанью по канату в старших классах.
В отдельных видах упражнений также соблюдается принцип систематичности и последовательности. От простых, элементарных
упражнений постепенно переходят к более сложным. Так, в обще-развивающих упражнениях от одного-двух элементов переходят к трем-ч’етырем; от упражнений на два — четыре счета к упражнениям на восемь — двенадцать счетов, от симметричных, одноименных к асимметричным, разноименным; в прыжках в высоту от произвольного способа к способам «согнув ноги», «перешагивание»; в лыжной подготовке от передвижения произвольным способом к одновременному бесшажному ходу и т. д.
Важным также является систематическое нарастание нагрузки как в отдельно взятом уроке, так и от урока к уроку. Это приводит к лучшим результатам в физическом развитии детей. Постепенное нарастание нагрузки является непременным условием предупреждения травм.
При обучении отдельным упражнениям вначале создаются облегченные условия, потом условия постепенно усложняются (например, вначале равновесие на полу, затем упражнения на скамейке, бревне; передвижение на лыжах по ровной местности, далее по умеренно пересеченной и т. д.).
Принцип сознательности и активности учащихся. Процесс обучения строится на понимании и сознательном усвоении учащимися учебного материала. Для этого учитель разъясняет ученикам значение физических упражнений, учит детей правильному выполнению, предупреждая ошибки и исправляя их. Он стремится к тому, чтобы учащиеся понимали весь изучаемый материал, активно его воспринимали и переносили по мере возможности в свою повседневную жизнь. Надо, чтобы в результате занятий у школьников возрастал интерес к физической культуре, физическим упражнениям, чтобы у них появилось желание заниматься больше и лучше не только на уроках, но и в секциях, участвовать в физкультурных мероприятиях, упражняться дома.
Учитель в начале каждого урока ставит перед детьми конкретные задачи, указывая, для чего и как нужно выполнять эти задачи и почему так, а не иначе. Важно убедиться в том, что задачи поняты учащимися, поняты трудности в выполнении задач. Это повышает активность учеников, их интерес.
Для повышения активности и сознательности учитель приучает детей к посильному анализу происходящего на уроке, наблюдению за движениями своих товарищей, оценке выполнения и самостоятельному исправлению ошибок.
Исправление ошибок самими учащимися является выражением сознательности в изучении упражнений.
Выполнение учениками посильных заданий (подготовка мест занятий, инвентаря, построение класса, самостоятельное выполнение упражнений) активизирует учащихся, способствует сознательному отношению к делу.
Принцип прочности знаний и навыков. Решающее значение для прочного усвоения знаний и навыков имеет повторение и совершенствование в выполнении пройденного материала.
Для выработки прочных навыков упражнения повторяются не только в обычных (привычных) условиях, но и в изменяющихся, усложненных. Совершенствование навыков в выполнении упражнений допустимо лишь в том случае, если учащиеся усвоили правильные способы их выполнения. Большое значение для повышения работоспособности организма имеет систематическая тренировка, под влиянием которой физические упражнения выполняются легче и лучше и для их выполнения требуется меньшая затрата сил и времени. Прочному усвоению знаний и навыков способствует также заинтересованность учащихся.
При планировании учебного материала необходимо предусматривать возможное, ограниченное количество видов упражнений, так как выполнение большого количества задач по многим видам физических упражнений повлечет к распылению внимания учащихся, в результате чего они плохо усвоят материал.
Самостоятельное выполнение учащимися изучаемых упражнений на уроках и во внеурочное время способствует прочности знаний п навыков.
Регулярная проверка и оценка знаний, умений и навыков, выявление и поощрение достижений способствуют лучшему усвоению изучаемых движений и действий.
Принцип доступности. Учебный материал по физическому воспитанию должен быть доступным для усвоения. Однако это не значит, что он должен быть легким.
Легкие упражнения демобилизуют учащихся, ослабляют их внимание и почти не требуют усилий. Трудные, непосильные упражнения приводят к тому, что ученики теряют веру в свои силы. Посильные упражнения стимулируют достижение более трудных задач.
В процессе обучения физическим упражнениям следует идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Следуя принципу доступности, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, состояние здоровья, физическую подготовленность и в соответствии с этим подбирать посильный для них материал.
Принцип наглядности. Для правильного усвоения физических упражнений необходимо непосредственное восприятие их. Это лучше всего достигается показом упражнения.
Показ должен быть образцовым, влекущим детей к подражанию, Но одного показа недостаточно. Поэтому показ необходимо сочетать с объяснениями, обращая внимание учащихся на глазное, на то, что есть общего и что отличает данное упражнение от ранее изученных.
Сочетание показа с объяснением обеспечивает осмысливание упражнения, что необходимо для правильного выполнения. Чтобы лучше и быстрее усвоить упражнения с определенным темпом и ритмом, показ надо сочетать со слуховым восприятием (подсчет,
музыка, метроном). Кроме показа упражнений учителем и учащимися, наглядность осуществляется также демонстрацией картин, рисунков, фотоснимков.
Принцип наглядности применяется на всех стадиях обучения: при ознакомлении с новым материалом, а также при совершенствовании умений и навыков в выполнении упражнений.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В практике физического воспитания применяется много различных методов и методических приемов обучения.
Методы можно объединить в следующие три группы;
а) словесные (объяснение, рассказ, беседа, распоряжение,
команда, указание);
б) наглядные (показ, использование наглядных пособий);
в) практические (упражнения, соревнования).
Все многообразие методов и методических приемов находится в тесной взаимосвязи. Применяя их в различных сочетаниях, учитель обеспечивает полноценный процесс физического воспитания.
Словесные методы
Объяснение применяется во всех классах школы. Оно раскрывает сущность упражнения, создает у детей представление о движение (как надо выполнять то или иное движение).
Объяснение должно быть кратким, конкретным, доступным, образным и соответствовать уровню развития учащихся.
Это обязывает шире пользоваться образными сравнениями. Однако образы должны подбираться правильно, помогая лучшему выполнению упражнений. Например, желая, чтобы дети выполняли подскоки как можно выше, учитель сравнивает их с высоко отскакивающим мячом: «Давайте прыгать, как мячики»; тихую и мягкую ходьбу на полусогнутых ногах учитель сравнивает с поступью кошки: «Идите тихо, мягко, как кошка».
Во время объяснений дети узнают много новых слов: шеренга, колонна, приседание, стоики, гимнастическая стенка, бревно, мат.
К объяснениям надо тщательно готовиться. Их необходимо давать правильным, литературным языком, эмоционально, с уместным изменением интонаций, ободряюще и настораживая, громко, тихо.
При объяснении сложных упражнений надо акцентировать внимание детей на главном, чтобы они осознанно выполняли их.
Объяснение является одним из основных методов обучения,так как оно дает учашимся наиболее полное представление об изучаемом материале.
Рассказ применяется при ознакомлении детей с новыми видами упражнений (примеры из спортивной жизни); при изучении новой
игры, имеющей сюжет и конкретные образы; при проведении ряда упражнений, объединяемых единой сюжетной линией.
Ценность рассказа как метода состоит в том, что новый материал сообщается в занимательной, повествовательной форме. Это способствует лучшему усвоению изучаемого материала и эффективному выполнению упражнений.
Помня высказывания К- Д- Ушинского о том, что, «. облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки, словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами входим в мир детского мышления»’, учитель применяет яркий, образный рассказ при проведении целого комплекса различных упражнений.
Тематические рассказы («Пионерское лето», «Режим дня», «День в пионерском лагере», «Экскурсия в лес», «Поездка в поезде» и др.) способствуют сообщению интересных и полезных сведений. Учитель во время рассказа сможет ознакомить детей с самыми разнообразными упражнениями (построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие, упражнения типа зарядки, игры).
Метод рассказа применяется главным образом в работе с учащимися младших классов.
Этот метод очень трудоемкий и требует большой подготовки. Однако получаемый эффект оправдывает затраченные усилия.
Требования к рассказу: краткость и образность изложения, выразительность, эмоциональность. Рассказ, как правило, всегда сочетается с объяснением.
Беседа проводится в вопросо-ответной форме. Учитель путем наводящих вопросов выясняет степень усвоения материала (как выполнять упражнение, правила игры), а также побуждает учащихся к высказыванию своих мыслей.
Беседа является удобной формой общения учителя и учащихся. Этот метод используется для того, чтобы установить связь пройденного с изучаемым, выяснить, насколько правильно понят детьми изложенный материал, активизировать вниманиеучащихся. Во время беседы учитель лучше узнает детей.
Беседа всегда должна быть целенаправленной, краткой, интересной. Она может применяться во всех начальных классах школы.
Распоряжения и команды. Для руководства учащимися при выполнении ими физических упражнений и в процессе проведения урока учитель пользуется распоряжениями и командами.
Под распоряжением понимается словесное указание учителя на уроке, которое не имеет определенной формы, но связано с выполнением упражнений или других действий учащихся.
1 К. Д. У щ и н с к и й. Избр. пед, произв. М., «Просвещение», 1968, стр. 106—107.
Распоряжения применяются во всех классах школы. В начале обучения в I классе распоряжение является необходимым этапом при подготовке детей к выполнению команд.
К распоряжениям относятся указания учителя о подготовке места для прыжков, снарядов, инвентаря (мячей, палок, скакалок и др.).
Все распоряжения учителя должны быть ясными и четкими.
Отдавая распоряжения и требуя обязательного их выполнения, учитель тем самым воспитывает у учащихся дисциплину и приучает их к организованным действиям в коллективе. Каждое распоряжение должно отдаваться учителем авторитетно и спокойно.
Под командой понимается распоряжение учителя, которое имеет определенную форму, установленный порядок его произношения и совершенно точное содержание.
Каждая команда является сигналом к выполнению или прекращению действия. Выполнение часто сопровождается подсчетом, регулирующим темп и ритм упражнения. В команде и подсчете имеет значение интонация, при помощи которой выполнение может стать более выразительным, плавным или отрывистым, свободным или напряженным.
Команды для выполнения упражнений подаются во всех классах школы. В младших классах их мало, в старших больше. Все команды, подаваемые учителем, должны быть едиными по форме, тогда и выполнение их будет строго определенным и одинаковым для всех учащихся.
При проведении урока надо умело пользоваться распоряжениями и командами как для выполнения упражнений, так и для организации учащихся. Необходимо помнить, что хорошо поданная команда, уместно и правильно отданное распоряжение уже сами по себе имеют большое организующее влияние на учащихся и дисциплинируют их.
Указания применяются во всех классах школы при выполнении упражнений («Спину держите прямее», «Выше голову», «Наклоните туловище», «Согните руки больше» и др.). Указания могут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одному ученику.
Своевременные, уместные указания помогут лучшему выполнению упражнений. Указания должны быть краткими, точными, побуждающими к действию, требовательными.
Наглядные методы
Показ упражнения. Среди методов обучения самым доступным является показ. В наглядных методах показ упражнения
занимает ведущее место.
Применение наглядности вообще, а показа в частности необходимо в обучении учащихся младшего возраста.
Чтобы показ был более эффективным, необходимо хорошо организовать детей и создать условия для наблюдения. Демонстрация упражнении должна проводиться с такого места, которое было бы хорошо видно всем занимающимся. Если позволяют условия, то учителю лучше занять место на возвышении.
Когда упражнение показывается перед разомкнутой колонной, то впереди должны стоять дети меньшего роста. Если учитель демонстрирует упражнения во время движения учащихся, то он должен идти им навстречу, а если в кругу, то стоять рядом с учениками.
Показывая упражнения, учитель может находиться в различном положении по отношению к учащимся (лицом, спиной, боком). Например, приседание с выпрямленной спиной, наклоны туловища вперед и назад, поднимание ног вперед и назад лучше показывать, находясь боком к уч’еникам, а упражнения с положением рук за спиной, за головой, повороты налево, направо, кругом надо демонстрировать, стоя спиной к занимающимся.
Иногда учитель, показав упражнение, делает его вместе с детьми, в этом случае он должен стоять лицом к учащимся и выполнять его зеркальным способом, т. е. выполнять вправо, если ученики делают влево.
Как правило, упражнение демонстрирует учитель. Показ должен быть образцовым, побуждающим детей к подражанию. Однако к показу упражнений можно привлекать и учащихся, которые усвоили упражнения и могут служить примером для остальных. Такой прием положительно влияет на детей. Они видят, что упражнение делает их товарищ, значит, и они сумеют его выполнить. Очень важно перед показом привлечь детей к активному наблюдению, указав им, на что следует обратить внимание.
Обычно упражнения демонстрируются не один раз (это зависит от сложности упражнения). Первый показ должен дать общее представление об упражнении. По мере усвоения упражнения демонстрируются отдельные элементы, детали. Это может быть выполнено учителем или учеником (в это время учитель обращает внимание детей на детали).
Показ всегда сочетается с объяснениями. Так как младшие школьники сохраняют большую склонность к подражанию, то, показывая упражнение, лучше сравнивать его с движениями дровосека, маятника, шурупа, крыльев птицы, ног лошади, шага гуся, насоса и т. д. Такой прием облегчает усвоение упражнений, а выполнение его становится эмоциональнее и живее.
Сочетание показа с объяснением бывает в различных вариантах:
1) сначала упражнение демонстрируется, потом даются пояс
нения к нему;
2) сначала упражнение объясняется, потом демонстрируется;
3) демонстрация сопровождается объяснением.
В работе с учащимися младших классов чаще всего применяется вначале показ, а затем объяснение. Так же поступает учитель и в работе со старшими при ознакомлении их с новым материалом. Объяснение предшествует показу в том случае, если детей необходимо подготовить к наблюдению (чтобы наблюдение было целенаправленным). Это чаще всего бывает при повторении упражнений. Упражнения относительно сложные, состоящие из нескольких элементов (на каждом из которых надо остановить внимание детей), обычно одновременно показываются и объясняются.
Для создания правильного представления о движении часто используются наглядные пособия.
Это могут быть картины, таблицы, рисунки, фотоснимки. Их можно рассматривать на уроке под руководством учителя или самостоятельно, во внеурочное время, если они будут вывешены в классе или зале.
Пособия должны быть красочными, простыми, интересными. Их можно приобрести в магазине или изготовить в школе.
Большое внимание в работе следует уделять предметным ориентирам, которые создают реальные условия для выполнения упражнений.
Известно, что дети охотно выполняют упражнения, связанные с определенным результатом: достать, перепрыгнуть, перебросить, влезть, попасть в цель и т. д. Этому во многом помогут предметные ориентиры.
Например, чтобы бросить мяч под определенным углом, протягивают на нужной высоте веревку (ориентир при метании), а при броске мяча в заданной плоскости ставят высокие узкие цели; чтобы при беге шаги были определенной длины и дети бежали по прямой, беговую дорожку размечают линиями; чтобы при прыжке в длину был выше взлет, поперек ямы протягивают веревочку и т. д.
Подобные предметные ориентиры способствуют более успешному овладению техникой движений. Урок проходит интереснее, эмоциональнее, с большей активностью учащихся.
Практические методы
Упражнения. Основной задачей обучения является формирование у занимающихся прочных навыков в движениях. Чтобы решить эту задачу, необходимо многократное повторение изучаемых движений.
Планомерные упражнения детей в изучаемых движениях способствуют достижению более высоких показателем физической подготовленности, имеют неоценимое оздоровительное и образовательное значение. На первоначальном этапе обучения метод упражнения лучше применять в относительно постоянных условиях.
Многократное повторение помогает быстрее овладеть техникой движения и улучшает качество выполнения.
При разучивании движений применяются два метода: в целом и по частям. Они характеризуются тем, что вначале показывается упражнение в целом, без деления на элементы. Затем, по мере освоения основы упражнения (в порядке постепенности),изучаются отдельные элементы.
Например, при обучении лазанью по канату вначале показывается упражнение в целом. После того как у учащихся создастся представление об этом упражнении, приступают к обучению по элементам (захват каната ногами, перехват рук, подтягивание и т. д.).
Таким образом, на фоне общего, целостного упражнения перед учащимися предстают отдельные его элементы, овладение которыми приведет к правильному выполнению упражнения в целом.
При обучении прыжкам в высоту или в длину с разбега ученики также вначале знакомятся с упражнением в целом, а потом их внимание акцентируется на отдельных элементах прыжка (разбег, толчок, полет, приземление и т. д.). Овладев этими составными элементами, учащиеся переходят к комплексному выполнению элементов, а затем к правильному выполнению прыжка в целом.
Такая последовательность применяется в обучении всем сложным движениям. Учитывая задачи и нормы физиологической нагрузки на организм, нельзя давать учащимся сразу большое количество повторений в выполнении упражнения в целом. Кроме того, частое повторение всего упражнения без необходимого изучения элементов его может привести к образованию неправильного навыка, который уже трудно будет исправить.
Чтобы быстрее и лучше овладеть элементами сложного упражнения, вначале их надо выполнять в облегченных условиях. Так, при прыжках в высоту вначале рекомендуется прыгать через веревочку (планку), установленную на небольшой высоте, упражнения в равновесии выполнять на достаточно широкой опоре и низко расположенном снаряде и т. д. Усложнять условия можно лишь тогда, когда дети будут унеренно выполнять задание в облегченных условиях. Совершенствовать умения и навыки можно в играх и соревнованиях.
Соревнование как метод совершенствования применяется после того, как у учащихся образовался некоторый навык. Практически он состоит в том, что во время прохождения учебного материала выявляются лучшие команды, группы или отдельные учащиеся. Например, при проведении бега группами по два-три человека устанавливаются победители забегов; ври проведении прыжков выявляются лучшие прыгуны; во время метания в цель или на дальность — лучшие метатели; при организации и проведении игры — команды-победительницы.
Соревновательный метод повышает интерес детей, способствует лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Он позволяет также за короткий промежуток времени значительно увеличить физиологическую нагрузку на организм. Кроме того, командные игры содействуют воспитанию у детей чувства коллективизма. Однако нужно учитывать, что соревновательный метод создает известные предпосылки для проявления зазнайства, эгоизма со стороны отдельных учащихся (победителей).
Пользоваться соревновательным методом надо весьма осторожно, так как это снижает точность выполнения упражнения и вызывает большое нервное и физическое напряжение учащихся.
Большое напряжение и сильное возбуждение может отрицательно сказаться на самочувствии детей, их поведении и на взаимоотношениях друг с другом. Это обязывает учителей весьма осторожно относиться к использованию соревновательного метода на уроках. С учащимися младших классов элементы соревнования следует ограничить играми, имеющими соревновательный характер («К своим флажкам», «Передача мячей», «Кто дальше бросит?», «Мяч среднему», «Вызов номеров», игры-эстафеты и др.).
В старших классах соревнования на уроках можно проводить по всем видам школьной программы. При этом основное внимание детей надо сосредоточить на лучших достижениях команды, группы, а не на личных результатах (их следует отмечать без особого подчеркивания).
Исправление ошибок
При выполнении физических упражнений и во время игр учащиеся иногда допускают ошибки и нарушают правила. Ошибки бывают общие и индивидуальные. Если ошибка допускается всем классом или большинством учеников, то надо прекратить выполнение упражнений и обратить внимание занимающихся на совершенную ошибку. При этом объяснение следует сочетать с показом. В том случае, когда среди детей есть такие, которые правильно делают упражнения, желательно, чтобы они показывал» их, а учитель объяснял бы технику выполнения.
Ошибки у отдельных учеников исправляются индивидуально. Учитель, не прекращая работы с классом, подходит к учащемуся, допустившему ошибку, и дает необходимые указания. При выполнении упражнений у учащихся бывают различные ошибки. Например, в прыжках у одних детей бывают ошибки в разбеге, у других — в толчке, у третьих — в полете, у четвертых — в приземлении, и т. д. Очень хорошо, если после указания учителя ученик перед выполнением задания сам расскажет, на что он должен обратить внимание при повторении упражнения.