принцип преемственности начального и основного звеньев обучения протокол мо

Преемственность начального и основного (общего) образования

Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие- сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.

В течение нескольких лет педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой.

Целью моего выступления является анализ методических условий, реализующих преемственность между образовательными ступенями.

Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой, но на разных этапах решалась по-разному.

В первые проблема преемственности остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся. Осуществлялся переход от обязательного начального образования к обязательному семилетнему. Несогласованность между четвертым и пятыми классами выражалась главным образом в различии методов обучения. Довольно значительными были расхождения в преподнесении теоретических вопросов. В учебниках начальной школы почти не было обоснований правил, дети учились в основном на задачах, а в 5 и 6 классах удельный вес теоретических знаний резко увеличивался. Сильно отличались и формы записей в тетрадях, требования к степени подробности в изложении решений текстовых задач.

Во второй раз проблему преемственности пришлось особенно внимательно решать в начале 70-х гг., когда была введена трехлетняя начальная школа. В учебниках и методических руководствах была достигнута известная согласованность, начальная школа перестала быть обособленным звеном. Однако в формулировках требований к математической подготовке учащихся, оканчивающих начальную школу, и требований к знаниям, умениям и навыкам ребят, приступающих к учебе в 4 классе, были допущены расхождения, которые оказывали негативное влияние в течение длительного времени.

В процессе реформы общеобразовательной и профессиональной школы проблема преемственности встаёт третий раз 80-е гг. Всеобщей становится одиннадцатилетняя средняя школа, обучение начинается с 6 лет, а начальная школа снова оказывается четырехлетней.

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа:

Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением валеологических требований, что в конечном итоге создает в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.

Основные задачи на подготовительном этапе:

Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.

Подготовительный этап включает:

Создание информационных карт начинается с дошкольного периода и продолжаем накапливать информацию за период его обучения в начальной школе, а в ходе его взросления накапливается информация о развитии, качестве знаний, умений и навыков, особенности его характера.

Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа, изучает методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.

Учителя начальной школы и учителя предметники, принимающие новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого учителя старшего звена регулярно посещают уроки в выпускных классах начальной школы, проводят пробные уроки, ведут факультативные занятия начиная со второго полугодия 4 класса, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Происходит корректировка учебных программ и учебных планов.

Формируются временные творческие группы. В состав ВТГ входят учителя начальной школы, будущий классный руководитель, учителя предметники основной школы, психологи, логопеды. Планируемое время работы – 2 года (4 и 5 класс).

Основные направления и формы работы ВТГ:

Учителя математики выработали рекомендации учителям начальных классов:

Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе.

В 5 классе перенимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе.

Самым трудным для обучающихся, попадающих из начальной школы в среднюю, является переход от одного учителя ко многим учителям-предметникам. Вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, появляются много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становится ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система. Распространяется явление «беспризорности» Это непреходящая проблема. Каждый учитель по-своему видит свой предмет, например каждый учитель математике преподаёт «свою» математику. Преподавание индивидуально, хотя учебники и программы одни для всех.

Что бы выполнить все задачи стоящие перед учителями предметниками мы выработали план действий по решению проблемы.

План действий по решению проблем адаптационного периода:

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся 5 классов в период адаптации, – это тревожность.

Особое внимание она привлекает потому, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребёнка: не только на учёбу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

В течение адаптационного периода в нашей школе проводится мониторинг уровня тревожности школьников, включающий троекратное диагностическое обследование учащихся:

Такой подход к мониторингу уровня тревожности учащихся позволяет прогнозировать, своевременно дополнять и корректировать деятельность всего педагогического коллектива в период адаптации учащихся.

В средних классах нашей школы обучение ведется по традиционной системе, но сохраняется основной принцип образовательной системе – развитие учащихся. Учителя приветствуют стремление детей самостоятельно мыслить, дают возможность отстаивать свою точку зрения, развивают способность к поисковым видам деятельности исследовательского характера. Предметники корректируют учебную программу с учетом опережающего обучения, заложенного в учебниках начальных классов, исключают дублирование программ, начиная сразу с изучения нового материала. Несмотря на большую работу, которая ведется в школе, существуют сложности психологического характера. Это взаимодействие детей с разными по эмоциональному складу учителями. Даже для опытных, любящих детей педагогов камнем преткновения является незнание индивидуальных особенностей пятиклассников. Чтобы сгладить все трудности, в школе проведен психолого-педагогический консилиум, в котором принимают участие педагоги начальных классов, все предметники, работающие в 5 классах. В течение сентября проходит комплексное разностороннее наблюдение и диагностика учащихся 5 классов. Педагоги дают характеристику каждому ученику с точки зрения его эмоционального состояния, общей работоспособности, самооценки, характера мышления, развития внимания, охарактеризовали интеллектуальные способности и личностные особенности ученика. Это позволяет выделить в каждом классе группы детей:

Сопоставление практических наблюдений учителей, психологов а особенно классных руководителей, которые ближе других предметников познакомились с пятиклассниками позволяет выйти на объективные результаты. Информация об индивидуальных особенностях каждого учащегося была систематизирована и сведена в общую таблицу, которая стала инструментом в руках каждого учителя предметника. Таким образом, наши наблюдения и беседы с учениками показывают, что трудности с адаптацией в 5 классах связаны не только с усложнением материала и появлением новых предметов. Основная трудность – взаимодействие с новыми учителями, нарушение обычного эмоционального контакта.

Анализ результативности за 3 года позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этот этап без болезненно сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже.

В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы. Постепенно расширяются знания о числах: дети знакомятся с новыми классами, затем получают понятия об обыкновенных и десятичных дробях, а затем, в шестом классе, знакомятся с отрицательными числами. При этом те знания, умения и навыки, которыми они овладели при работе с числами, являются базовыми и находят своё дальнейшее применение.

Источник

Протокол педагогического совета на тему «Преемственность в обучении, воспитании и развитии обучающихся при переходе из начальной в основную школу»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

заседания педагогического совета

МБОУ Булгаковская ОШ от 08.11.2017 г.

Всего членов – 14 человек Присутствовало – 12 человек

1. Итоги работы за I четверть.

2. Обеспечение безопасности в школе, в том числе информационной безопасности.

3. Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов при переходе из начальной в основную школу. Подведение итогов работы по преемственности между начальной и основной школой.

По первому вопросу директора школы Солдатову Е.В., которая подвела итоги первой учебной четверти. Она сказала, что все обучающиеся школы закончили 1 четверть с положительными оценками, неуспевающих нет. Программный материал по всем предметам учебного плана, запланированный на 1 четверть, выполнен.

В базовой школе в начальных классах обучается 1 ученик первого класса, который успешно освоил программный материал по всем предметам учебного плана, по основной школе качество знаний составляет 50%. Таким образом, по школе качество знаний за первую четверть составляет 50%. Процент качества знаний неплохой, но он не может удовлетворить педколлектив, так в школе есть потенциал. Учащийся 8 класса Киселев А. имеет оценку «3» по геометрии и алгебре. Во 2 четверти учителю математики Орловой Л.А. необходимо больше внимания уделить Киселеву А. с целью повышения качества обучения по своим предметам.

Литература – 75% (учитель Фомочкина С.В.)

Выступила учитель математики Орлова Л.А., которая сказала, что учащийся 8 класс может успевать по алгебре на «4», но он очень невнимательный на уроках, часто делает ошибки из-за этого, не всегда выполняет домашнюю работу,

Затем она добавила, что проблема учащегося Киселева не в том, что он не имеет способностей к тому, чтобы успевать по всем предметам на «4», а в том, что у него нет заинтересованности получать хорошие отметки.

Семенкову А.С., классного руководителя 8 класса, сказавшую, что неоднократно беседовала с Александром о необходимости подтянуть знания по алгебре и геометрии, серьезнее относиться к выполнению домашней работы по этим предметам, чтобы хорошо подготовиться к выпускным экзаменам и иметь возможность в дальнейшем получить хорошую профессию. Но эти беседы пока никакого результата не дали.

Решили: 1. Учителю математики разработать план работы по повышению качества знаний по своему предмету во 2 четверти.

По второму вопросу выступила Иванова Т.П., ответственная за безопасность школы.

В своем докладе она сказала, что

система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное

функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

Комплексная безопасность МБОУ Булгаковская ОШ – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, для обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях. Далее Иванова Т.П. сказала, что безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива, и перечислила объекты этой деятельности: охрана труда, правила техники безопасности, меры по предупреждению террористических актов и контроля соблюдения требований охраны труда. Безопасность школы включает все виды безопасности, в том числе: пожарную, электрическую, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Затем она подробнее рассказала о мерах обеспечения системы безопасности школы:

• противодействия терроризму во всех его проявлениях;

• пожарной безопасности (имеются АПС, планы эвакуации, первичные средства пожаротушения, оборудован противопожарный пост);

• эффективной гражданской обороны;

• комфортного пребывания участников образовательного процесса в учреждении;

• охраны труда и безопасной организации образовательного и производственных процессов Обеспечение безопасности образовательного учреждения ведется в нескольких направлениях:

— Организация антитеррористической безопасности в школе;

— Обеспечение пожарной безопасности;

— Обеспечение безопасности при перевозках учащихся;

-Обеспечение информационной безопасности.

• проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

• непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;

• организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

• Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;

• Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

• Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;

• Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;

• Другие федеральные законы, нормативные правовые акты.

Далее Татьяна Павловна сказала, что, опираясь на эти документы, в школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:

• соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

• обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);

• неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;

• совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;

• перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;  поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;

• содержание подвальных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.

Работа по профилактике дорожно- транспортного травматизма включает:

• разработку и реализацию планов проведения классных часов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;

• воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах города;

• организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД;

• привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

• создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города;

• разработку методических документов по соблюдению ПДД;

• учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся и на их основе принятие соответствующих мер.

В конце своего выступления Татьяна Павловна более подробно остановилась на обеспечении информационной безопасности в школе:

В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

• целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;

• доступность информации для всех авторизованных пользователей.

Она познакомила собравшихся с документами, на основании которых осуществляется обеспечение информационной безопасности:

Назвала Сервисы Интернет, помогающие обеспечить безопасность детей в сети:

Татьяна Павловна ознакомила педагогов с методическими рекомендациями для педагогов по обучению обучающихся правилам безопасного поведения в интернет- пространстве, профилактике Интернет-зависимости, с памяткой педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся.

1 На основе методических рекомендаций для педагогов по обучению обучающихся правилам безопасного поведения в интернет- пространстве, профилактике Интернетзависимости разработать Памятку для обучающихся об информационной безопасности детей до 01.12.2017. Ответственная Иванова Т.П.

2. Классным руководителям провести классные часы по изучению Памятки для обучающихся об информационной безопасности детей.

По третьему вопросу слушали классного руководителя 5 класса

Фомочкину С.В. которая подвела итоги работы по преемственности между начальной и основной школой за 2 месяца.

Вначале Светлана Витальевна зачитала доклад на тему «Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов при переходе из начальной в основную школу», в котором говорила о том, что период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

• организация учебного процесса;

• единые требования к учащимся;

• структура уроков в свете новых ФГОС;

• совместная методическая работа учителей начальной и основной школы;

• работа с учащимися и родителями. (Доклад прилагается).

Далее она сказала, что на заседании МО учителями –предметниками и учителем начальных классов был разработан план работы по преемственности между начальным и основным общим образованием:

1. Знакомство с обучающимися через характеристики, личные дела, портфолио.

2. Посещение уроков учителя начальной школы учителями основной школы для знакомства с системой работы учителя 4-го класса, с целью ознакомления с формами и методами организации учебной деятельности, изучение стиля общения учителя и т.п.

3. Изучение учителями основной школы программ начальных классов, уровня сформированности предметных и метапредметных компетенций выпускников 1-ой ступени обучения; подготовка рекомендаций учителя 4-го класса для учителей основной школы; использование здоровьесберегающих технологий; совместная разработка единых требований;

4. Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями (законными

5. Разработка тематики родительских собраний в 5-м классе с учетом специфики периода адаптации.

Затем Светлана Витальевна зачитала справку о классно-обобщающем контроле в 5 классе (Справка прилагается), которая позволила сделать следующие выводы:

1. Учащаяся 5 класса подготовлена к изучению учебного материала.

2. Адаптация к условиям обучения в основной школе проходит в пределах нормы.

3. Учителя, ведущие уроки, учитывают возрастные особенности учащейся 5 класса.

4. Общий «эмоциональный портрет» класса позитивный.

5. Отсутствуют «проблемные» предметы и негативное отношение к учителям, работающим в классе.

6. Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в основной школе.

2. Учителю немецкого языка разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приемы повторения изученного материала. 3. Учителям-предметникам, классному руководителю Орловой Л.А. продолжить наблюдение за процессом адаптации пятиклассницы, своевременно оказывая ему необходимую педагогическую помощь.

принцип преемственности начального и основного звеньев обучения протокол мо. image001. принцип преемственности начального и основного звеньев обучения протокол мо фото. принцип преемственности начального и основного звеньев обучения протокол мо-image001. картинка принцип преемственности начального и основного звеньев обучения протокол мо. картинка image001.

Доклад

на педагогическом совете

« Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х

классов при переходе из начальной в основную школу»

Составила Фомочкина С.В.

Период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников.

Внимание педагогического коллектива нашей школы, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях,. Трудности этого периода обусловлены:

— сменой социальной обстановки;

— изменением роли учащегося;

— увеличением учебной нагрузки;

— изменением режима дня;

— разностью систем и форм обучения;

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны родителей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Поэтому пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях. Необходимо понять ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того, что заложено, сгладить отрицательные стороны его характера – вот в чем суть. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения – наивысший и наисложнейший труд. Сильные стороны любого ребенка – его пытливость, любознательность, волевые качества. Если ребенок способен несколько раз переделать какую-то работу – это говорит о том, что начинает формироваться личность.

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.

Необходимо с первых же дней знакомства с новым классом поддерживать этот интерес в детях. Для маленького человека, учёба без интереса – каторга. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени.

На данном этапе родители должны познакомиться со всеми учителями, которые будут преподавать в классе. А учитель начальной школы должен встретиться с новым классным руководителем детей и подробно рассказать о детях, составить каждому ребенку психолого-педагогическую характеристику. К сожалению, иногда случается, что старательный ребенок, не в силах самостоятельно справиться с увеличивающимся объемом заданий. К тому же, частотность уроков в младшей школе была почти ежедневной. И сейчас ему требуется не только старательность и усидчивость, а умение сортировать и обобщать материал. Именно поэтому часты случаи, когда у умных, способных все схватывать на лету детей, успеваемость от класса к классу снижается.

В начале учебного года в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания. Эти собрания, как раз способствуют ускорению и сглаживанию сложного периода перехода обучающихся в среднее звено школы. Здесь родители могут познакомиться со всеми учителями – предметниками, которые будут заниматься обучением и воспитанием их детей, побеседовать с ними, узнать о требованиях предъявляемых к изучению того или иного предмета.

В первые месяцы обучения в пятом классе детей необходимо контролировать: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Родителям ни в коем случае нельзя оценивать личные достижения ребенка этого возраста лишь по достижениям в школе. Если у ребенка возникают проблемы с успеваемостью, родителям необходимо позволить ему проявить себя в чем-то другом. Нельзя зацикливаться на плохой учебе, устраивать конфликты из-за двоек. В большинстве случаев это приводит только лишь к отчуждению ребенка, ухудшает его взаимоотношения и с учителями, и с родителями.

В пятом классе, в связи с увеличением количества предметов, возрастают требования к умениям обобщать и систематизировать знания и явления окружающего мира. Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводят к сильной перегрузке, и тем самым к росту заболеваний у детей именно в пятом классе.

Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников.

Всегда необходимо учитывать возрастные особенности подростков, стремится создавать ситуации успеха.

Одной из особенностей обучения на данном этапе является переход учащихся из одного кабинета в другой. С точки зрения образовательного процесса это очень оправдано. Но с точки зрения адаптации ученика пятого касса к новым условиям образования это, на мой взгляд, совсем не так. Бесконечные переходы по коридорам, таскание рюкзаков и портфелей приводит к дополнительной нервозности и усталости ребенка. Возможно, более целесообразно было бы пятиклассников перевести на классную систему обучения, то есть, чтобы дети занимались в одной классной комнате весь учебный день.

В этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагогов, т. к. отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

Успешность при обучении математике во многом зависит от скорости чтения, от компетентности чтения каждого ученика, особенно при решении задач. Поэтому тесное сотрудничество учителей начальных классов и учителей русского языка, истории, иностранных языков определяет успешное продвижение учащихся в дальнейшем в средней школе. Главная задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Учителя математики на уроках стараются :

— уменьшить долю малоэффективных методов работы на уроках, использовать раздаточный материал, уменьшить паузы в работе с учениками;

— приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включатся в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком;

— использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы;

— постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач;

— предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным материалам;

— уделить особое внимание формированию навыка табличного сложения и умножения, систематически проводить содержательный и напряженный устный счет;

— регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления, систематически включать в устную работу задания на табличное умножение и деление, сложение и вычитание;

— после записи примера в несколько действий начинать с выделения отдельных блоков, из которых он состоит. Обращать внимание на знаки арифметических действий. А затем на порядок выполнения арифметических действий;

— предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, а затем попробовать изобразить её на рисунке или схеме. При обсуждении решения задавать вопросы вида: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие именно такое?;

— регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку с подсчетом числа клеток(например: начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки), так и на нелинованной бумаге.

Существуют общие рекомендации, которые помогут в успешной реализации приемственности между ступенями начальной и средней школы.

— “Открыть” уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;

— провести экскурсии по кабинетам основной школы;

— провести классные часы “Скоро в 5-ый класс”;

— провести родительские собрания “Особенности подросткового возраста”;

— посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце с целью осуществления преемственности.

— посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах;

— познакомиться с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы;

— изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования (сентябрь);

— обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми учителямипредметниками, их требованиями по отдельным предметам

Вся образовательная программа должна быть построена по следующей концепции:

Уважаемые коллеги, помните, преемственность является важным условием для успешности и развития школьников.

Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / А.В. Батаршев. – СПб.: Ин-т профтехобразования, 1996.

Ванцян, А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы / А.Г. Ванцян // Б–ка «Вестник образования России». – 2007. – № 9.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *