принцип отражающий закономерность единства обучения и воспитания это
Принцип единства обучения, развития и воспитания
Обучение, как известно из педагогики, – это процесс передачи учащимся и усвоение ими знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности. В широком понимании обучение в современной школе является средством достижения конечной цели – образования и формирования всесторонне развитой личности. Обучение – это двусторонний процесс: преподавание и учёба.
Содержание и процесс обучения в школе строятся на основе системы ведущих идей, которые называются принципами обучения. Принципы – это исходные положения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Таким образом, принципы – это руководящие положения, которые определяют организацию процесса обучения в соответствии с закономерностями усвоения учащимися знаний, умений, навыков и воспитания. Они имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных, например, физических они не действуют самостоятельно (стихийно). Для успешного осуществления учебного процесса принципы должны быть реализованы учителям.
В дидактике (теории обучения) рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех предметов. Но каждый учебный предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения. Поэтому можно говорить о существовании специфических принципов обучения труду.
Принципы трудового обучения формулируются на основе данных дидактики, обобщения передового педагогического опыта и результатов научных исследований. Они вытекают из сущности самого процесса труда и законов высшей нервной деятельности человека, которые определяют физиологические и психические процессы, что проходят при формировании трудовых знаний, умений и навыков.
Специфику принципов трудового обучения определяют следующие факторы:
1. Деятельность учащихся на занятиях связана не только с усвоением знаний, приобретением практических умений и навыков, но и с созданием материальных ценностей, общественно полезным, производительным трудом.
2. Среди источников знаний, которые используются на занятиях, важное место занимают естественные изучаемые объекты (орудия и предметы труда), трудовые и технологические процессы.
3. Занятия с учащимися могут проводиться не только в классах и кабинетах, как по другим школьным предметам, но и в учебно-производственных условиях – в мастерской, на учебно-опытном участке, в учебном цехе, в учебно-производственном комбинате, непосредственно в цехе промышленного предприятия, на полях и фермах сельскохозяйственного предприятия.
4. Воспитательные воздействия на учащихся в процессе трудового обучения направлены, прежде всего, на формирование и развитие у них таких качеств личности, которые присущи передовым труженикам современного производства.
5. Руководящая роль в учебно-воспитательном процессе может принадлежать не только школьному учителю, но и другим лицам: инженеру, технику, агроному, квалифицированному рабочему и др.
Все принципы трудового обучения можно условно разделить на две группы: основополагающие и дидактические. К основополагающим принципам (ОП) можно отнести политехнический принцип (ПП), принцип соединения обучения с производительным трудом (СОПТ) и принцип профориентационной направленности трудового обучения (ПОНТО). К дидактическим принципам (ДП) трудового обучения, которые образуют единую систему, относятся:
1. единство обучения, воспитания и развития (ЕОВР),
2. связь теории с практикой в обучении (СТП),
3. систематичность и последовательность в обучении (СП),
4. научность в обучении (Нч),
5. наглядность в обучении (Нг),
6. доступность в обучении (Д),
7. сознательность и активность в обучении (СА),
8. прочность освоения знаний, умений и навыков (П).
Все принципы действуют в тесной связи один с другим. Каждый из их раскрывается и реализуется через правила обучения – способы деятельности учителя по использованию принципов в конкретных условиях учебного процесса.
Единство обучения, воспитания и развития. Основная решаемая педагогическая задача – создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой личности, для подготовки её к жизни и труду.
Процесс решения задач образования и обучения учащихся должен оказывать влияние на их воспитание. Одновременно при этом должно происходить развитие умственных и физических способностей учащихся, развиваться их познавательные силы, активность и самостоятельность.
1. Необходимо комплексное решение задач воспитания (морального, трудового, эстетичного и т.д.) в учебном процессе.
2. Необходимо правильно подбирать наиболее эффективные формы и методы учебно-воспитательной работы с учащимися. Воспитание в процессе обучения осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность воздействия на учащихся зависят от многих условий: содержания трудового обучения, организации и методики проведения занятий, условий трудовой деятельности, коллектива, личности учителя и др.
3. Необходимо учитывать интересы, индивидуальные особенности и уровень подготовки учащихся. Несмотря на то, что содержание трудового обучения определяется программой, но всё перечисленное нужно учитывать при отборе объектов труда. Кроме того, трудовые задания должны иметь общественно полезную направленность, побуждать учащихся к творчеству.
4. Необходимо учитывать ту большую воспитательную роль, которую играет строгое выполнение учащимися правил безопасной работы, требований культуры труда, соблюдения норм времени, взаимных обязанностей в коллективе и т.д.
5. Необходимо рационально использовать различные формы организации труда учащихся на занятиях. Например, может использоваться как индивидуальный, так и коллективный труд учащихся (в звеньях, бригадах, с разделением труда и др.). При выполнении практических работ должна организовываться взаимопомощь учащихся и соревнование их за качество и количество готовой продукции. Использование разных форм организации труда позволяет воспитывать у учащихся разные качества личности: коллективизм, общительность, взаимопомощь, ответственность перед другими и т.д.
6. Необходимо проводить экскурсии и встречи учащихся с рабочими коллективами, передовиками и новаторами производства, ветеранами труда.
7. Необходимо исключать отрицательные факторы, встречающиеся в отдельных трудовых коллективах. Участвуя в общественно полезном, производительном труде с рабочими на заводах и фабриках, учащиеся попадают под влияние двух коллективов: ученического и рабочего. С одной стороны, это может дисциплинировать, развивать у них чувство ответственности. А с другой стороны, некоторые негативные явления в коллективах взрослых плохо влияют на процесс воспитания учащихся (отношение к работе, сквернословие, нарушение трудового законодательства и др.).
8. Необходим высокий моральный облик самого учителя и отличный уровень его подготовки. Это касается, прежде всего, вас, будущих учителей трудового обучения. Итоги учебно-воспитательной работы в школе сильно зависят от знаний и умений учителя, его организаторских способностей, отношения к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и др. Во многих случаях воздействие учителя является решающим. Замечена следующая нежелательная закономерность: какой студент – таким будет и учитель. Практически очень сложно учителю формировать у учащихся такие качества личности, которыми сам он не владеет.
Пути реализации принципа единства обучения, воспитания и развития:
1. Использование в работе с учащимися различных директивных (руководящих) документов, научных разработок и опыта лучших учителей трудового обучения.
2. Точная постановка и правильное решение задач по обучению, воспитанию и развитию на каждом уроке.
3. Выбор и использование оптимальной и рациональной совокупности форм, методов и приёмов обучения, воспитания и развития учащихся.
4. Использование в обучении трудовых традиций народа, примеров из жизни передовиков и новаторов производства, формирование у учащихся морально-психологической и практической готовности к любому труду, необходимому обществу.
5. Использование различных форм организации труда учащихся и др.
Принцип отражающий закономерность единства обучения и воспитания это
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
НКТ Дополнительное образование. Основы психологии. Вариант_2
Примерные тестовые задания
Национального квалификационного тестирования нового формата для педагогических работников и приравненных к ним лиц.
2-Вариант: Дополнительное образование. Основы психологии.
1. Методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок
A) Методы стимулирования деятельности и поведения
B) Методы самоконтроля и самооценки
C) Методы формирования сознания
D) Методы организации деятельности и поведения
E) Методы обучения
4. Метод, в основе которого лежит подражание
A) убеждение
B) упражнение
C) беседа
D) внушение
E) пример
5. Функции контроля в обучении
A) Демонстрационная, наглядная
B) Контролирующая, обучающая, воспитывающая
C) Периодическая, заключительная
D) Текущая, тематическая
E) Экзамен, коллоквиум
6. Виды проверки
A) Массовая, текущая
B) Наблюдение, самоконтроль
C) Текущая, тематическая, заключительная
D) Письменные работы, лабораторные работы
E) Фронтальная, текущая
7. Цели реализуемые в в ходе государственной политики в области образования
A) административные
B) политические
C) воспитательные
D) оперативные
E) научные
8. Принцип, отражающий закономерность единства обучения и воспитания
A) Научности
B) Фундаментальности и прикладной направленности
C) Систематичности и сознательности
D) Воспитывающего обучения
E) Сознательности и активности
9. Учебное заведение является инновационным если
A) Учителя проводят активную учебно-воспитательную деятельность
B) Педагогическая система эволюционирует в авторитарном направлении
C) Ученики достигают больших успехов в учебе
D) учебно-воспитательный процесс основывается на принципе новизны
E) Организация учебно-воспитательного процесса ведет к перегрузкам школьников и педагогов
10. Теория управления школой тесно связана с
A) теорией гештальтпсихологии
B) теорией педагогического менеджмента
C) теорией Э.Торндайка
D) теорией дидактической системы
E) теорией З.Фрейда
11. Феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием
A) Субъект
B) Индивидуальность
C) Индивид
D) Ученик
E) Личность
12. Процесс управления любой педагогической системой предполагает
A) знание и целеполагание
B) формирование и эстетичность
C) научность и планирование
D) целеполагание и планирование
E) планирование и формирование
13. Творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи-это признак
A) профессиональной деятельности учителя
B) трудовой деятельности учителя
C) познавательной деятельности учителя
D) учебной деятельности учителя
E) инновационной деятельности учителя
14. Действие, направленное на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию
A) прогнозирование
B) диагностика
C) управление
D) обучение
E) рефлексия
15. Система суждений при анализе вещей и событий с формулированием обоснованных выводов
A) ассоциативное мышление
B) образное мышление
C) критическое мышление
D) креативное мышление
E) конвергентное мышление
16. Метод «усложнение заданий» при работе с талантливыми и одарѐнными детьми основывается на
A) теории разума
B) распределённом лидерстве
C) косвенном опыте
D) стратегии вмешательства
E) практике извлечения
17. Наименее эффективным способом предоставления информации является
A) чтение
B) практика
C) демонстрация
D) лекция
E) обсуждение
18. Наибольшее влияние на выбор учителем стиля преподавания оказывает
A) мотивация обучающихся
B) убеждения учителя
C) квалификация учителя
D) уровень знаний учеников
E) голос ученика
19. Характеристика исследовательской беседы
A) каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие
B) каждый в группе приходит к своему решению
C) идеи рассматриваются как полезные, но проходят тщательную оценку
D) имеется большое расхождение во мнениях
E) используются индивидуальные формы работы для развития каждого
20. Индивидуальное консультирование по профессиональным или личным проблемам, направленное на раскрытие потенциала человека
A) вебинар
B) активити
C) менторинг
D) консилиум
E) практикум
21. Совокупность знаний, понимания и контроля над когнитивными процессами
A) оценивание
B) метапознание
C) критика
D) диалог
E) управление
22. Вид памяти, хранящий очень подробный первоначальный перечень нашего опыта
A) семантическая
B) процедурная
C) рабочая
D) кратковременная
E) эпизодическая
23. Для выполнения различных заданий ученикам нужна помощь компетентных лиц и общение. Л. Выготский считает главным инструментом обучения
A) речь
B) жесты
C) поощрение
D) мимику
E) интонацию
24. Процесс оказания содействия коллегам в их профессиональном развитии, направленные на анализ, размышления и последующие действия
A) контроль
B) лидерство
C) планирование
D) критика
E) наставничество
25. Умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над собственным практическим опытом характерно для мышления
A) иррациональное
B) творческое
C) логическое
D) ассоциативное
E) критическое
26. Очевидным назначением оценивания обучения является
A) формулирование выводов о качестве заданий, упражнений
B) подготовка устных рекомендаций родителям
C) оказание содействия обучению учеников
D) предоставление отчетности, отбор и мониторинг
E) получение информации о возможностях улучшения обучения
27. Одна из основных целей оценивания
A) определение сложностей обучения
B) испытание надежности измерителей
C) формирование навыков исследования
D) организация группового взаимодействия
E) развитие самостоятельности
28. Основная цель включения одаренных и талантливых детей в глубокие исследовательские проекты
A) организация досуга
B) увеличение накопляемости оценок
C) воспитание исполнительской дисциплины
D) развитие потенциала
E) социальное выравнивание
29. Первоначальным этапом реализации исследования урока является
A) анализ результатов
B) совместное планирование
C) наблюдение за работой
D) систематизация результатов
E) обучение класса в целом
30. Одной из ключевых характеристик подхода «Исследование урока» является
A) системность
B) креативность
C) актуальность
D) логичность
E) масштабность
Принцип единства обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие дидактических принципов обучения
Принципы обучения – это основные положения дидактики, которые определяют содержание, форму и методы учебного процесса, в соответствии с поставленными целями.
Соблюдение принципов обучения, при организации учебного процесса определяет успешность обучения, позволяет достичь максимальных результатов.
Принципы обучения впервые были выделены и описаны Я. А. Коменским. Описанные Коменским принципы являются традиционными, они основа всего обучения. Однако принципы не статичны, они находятся в постоянном динамичном развитии, в связи с развитием дидактики. Помимо традиционных принципов обучения, описанных Коменским, К.Д. Ушинским были выделены новые принципы обучения, в соответствии с современными требованиями науки.
В процессе организации и реализации учебного процесса педагог опирается не на один какой-то принцип обучения, а на систему принципов. Это исходит из того, что все принципы обучения взаимосвязаны между собой и выходят один из другого.
Принцип единства обучения подразумевает под собой два принципа:
Относительная автономность этих двух педагогических принципов предполагает использование педагогом каждого из них с позиции оптимизации и эффективности учебного процесса.
Принцип единства группового и индивидуального обучения
Принцип единства группового и индивидуального обучения – данный принцип основан на том, что каждый человек становится личностью лишь во взаимодействии с другими людьми, но при этом он имеет потребность и к обособлению.
Опираясь на данный принцип, педагог организует такой педагогический процесс, который формирует у ребенка необходимые качества личности, способствующие его последующей социализации в обществе. Принцип единства групповой и социальной работы отражает специфические черты потребности каждого человека в «другом», его потребности к общению, тем самым обеспечивают социализацию и развитие личности ребенка.
Готовые работы на аналогичную тему
Групповое обучение, предполагает формирование учебного коллектива. Учебный коллектив – это форма организации детей, объединенных общей целью, едиными интересами, отношениями, основанными на сотрудничестве и взаимопомощи. Именно в коллективе формируется и развивается личность ребенка.
Современное образование ориентировано на групповое обучение, так как оно организовано в учебных группах (классах). Причем групповое обучение начинается с дошкольного возраста и продолжается в школьном и послешкольном обучении. Детей делят на группы, классы, потоки, факультеты и т.п. Однако было установлено, что формирование слишком больших группы (свыше 40 человек), отрицательно сказывается на эффективности обучения.
Таким образом, групповое обучение способствует формированию и развитию личности ребенка, его социализации и усвоению норм поведения в обществе.
Обучение, не может быть эффективным, если игнорируется индивидуальный подход. Под индивидуальным подходом в обучении понимают организацию учебного процесса с одним учеником, исходя из его возрастных и психологических особенностей, и имеющимися проблемами в обучении.
На сегодняшний день организация индивидуального обучения в рамках современной школы, в «чистом» виде не возможна. Поэтому индивидуальное обучение осуществляется с учениками, у которых есть проблемы т сложности в учебе.
Таким образом, принцип единства группового и индивидуального обучения, предполагает организацию учебного процесса в двух формах. Одной формой является работа со всем учебным коллективом (классом, группой и т.д.), а вторая форма индивидуальная, направлена на организацию учебного процесса с конкретным учеником, с учетом его особенностей и возможных проблем в обучении. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой формы обучения гарантирует получение высоких результатов.
Принцип единства обучения, воспитания и развития
Еще одним принципом единства обучения, является принцип единства обучения, воспитания и развития. Данный принцип предполагает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития ребенка, а также невозможность осуществления каждого из них по отдельности.
Если рассмотреть каждый из процессов, указанных в принципе, то:
Таким образом, исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что невозможно воспитать ребенка и подготовить его к жизни не два ему определенных знаний и умений, равно как и нельзя развить полноценную личность, без ее воспитания и обучения. То есть все указанные в принципе направления, находятся в тесной зависимости друг с другом и даже выходят один из другого. Эту связь можно выразить следующей формулировкой: развитие личности совершается в процессе ее обучения, воспитания, социализации на основе формирования индивидуальных качеств.