принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку заключается в следующем
Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку»
надежда пермякова
Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку»
1. Коммуникативная направленность обучения;
2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;
3. Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
4. Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
5. Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
В качестве примера обеспечения коммуникативной направленности в изучении грамматического материала можно привести словарную работу, для которой должны быть отобраны такие слова, которые позволяли бы выражать простые мысли, понимать собеседника в пределах требований, предусмотренных программой, т. е. отобран оптимальный лексический минимум. Важно объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения, учитывая сочетаемость с другими словами; многозначность; словообразовательную ценность. Например, усвоение нового слова бесстрашный даёт возможность уточнить значение уже известного учащимся слова смелый. Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений очень эффективными видами работы являются беседы по картине, описания предметов и т. п. В качестве примеров обеспечения коммуникативной направленности можно привести также запись ответов на вопросы (по прочитанному, по картине, по просмотренному фильму, по прочитанной книге и т. п.); составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; описание героев; написание отзыва о прочитанном; языковые игры («На одну букву», «Одним словом», «Дежурная буква»); составление деловых бумаг по образцу; написание обучающих творческих работ и т. д. Систематическая целенаправленная работа в данном направлении ведёт к развитию навыков более точного выражения мыслей, умению вести диалог и даже формирует навыки построения монологического высказывания.
Принцип обязательной мотивации языковой и речевой деятельности учащихся обеспечивается содержанием урока русского языка, его структурой, подбором методов, приёмов обучения видов упражнений и поведением учителя, который вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путём поощрения, посредством установления в классе доброжелательных отношений и комфортных условий, не ограничивая речевую активность детей. Следует разнообразить приемы рассмотрения и анализа изучаемого материала. В качестве примера можно привести виды языковых и речевых упражнений по теме «Предложение»: составление предложений по картине, по схеме, по опорным словам; чтение предложений, записанных на доске, с соответствующей интонацией, выбор среди них простых и сложных предложений, сравнение каждой группы по основным грамматическим признакам; работа по карточкам; записывание в тетради, письменные ответы на вопросы, составление текста по аналогии с данным и запись; работа с деформированным текстом и т. п. Все виды упражнений дополняются различными грамматическими заданиями: выделение окончаний, определение главных и второстепенных членов предложения, частей речи и т. п.
В качестве примера реализации данного принципа можно привести упражнение для учащихся 3 класса по теме «Написание предлогов со словом». Учитель: Весной в живой и не-живой природе происходит много нового и интересного. Но нужно уметь об этом правильно и красиво сказать.
— Выбери нужный предлог и запиши словосочетание.
Капель (из, с, от) крыши
Проталины (под, на, от) земле
Домики (для, под, из) птиц
Сугробы (по, о, в) лесу
Льдины (на, под, над) реке
Заморозки (в, по, у) утрам
Цветы (под, над, из) снегом
— Устно составляем предложение с образованными словосочетаниями.
Принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку заключается в следующем
Выделяя специальные методические принципы, мы принимали во внимание высказывание М.Р. Львова, что их число должно быть ограниченным, иначе может наступить девальвация принципов и они перестанут выполнять регулирующую функцию в процессе обучения.
Применительно ко всем разделам обучения русскому языку можно выделить следующие принципы:
1. Коммуникативная направленность обучения;
2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;
3. Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
4. Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
5. Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип коммуникативной направленности.
Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми. В.Г. Петрова справедливо замечает, что умственно отсталый ребенок, владея в той или иной степени речью, «. редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно».
Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь умственно отсталых детей приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.
Принцип коммуникативной направленности предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи. В результате их отработки школьники получают возможность осознавать некоторую лингвистическую информацию, усваивать и применять орфографические правила и, что особенно важно, более свободно пользоваться речью в коммуникативных целях.
Коммуникативный подход в обучении русскому языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Под понятием «подход» понимается некая сумма научных знаний, которая используется для решения каких–либо актуальных научных проблем.
Суть коммуникативного подхода в образовании сводится к тому, что у обучения деятельностный характер, так как реальная коммуникация между преподавателем и учащимися на уроках осуществляется при помощи речевой деятельности, посредством него ученики стремятся к решению реальных или воображаемых задач [Никитина Е.Ю., с.32].
Речевая ситуация – это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Коммуникативный подход в образовании означает, что в центре процесса обучения находится непосредственно обучаемый в качестве субъекта учебной деятельности, а системой обучения в целом предполагается максимальный учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей личности ученика совместно с его интересами.
Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Коммуникативный подход ориентирует занятия на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации. Посредством данного подхода реализуются основные требования к учебному процессу на современном этапе:
— коммуникативное поведение педагога на занятии;
— использование на занятиях заданий, которые воссоздают ситуации общения в реальной жизни и которые предполагают выполнение действий учебного процесса в рамках такого рода ситуаций;
— параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи;
— учет индивидуальных особенностей учащихся.
Методическим содержанием коммуникативного подхода являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися.
Конечной целью обучения в рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности учащихся к речевому общению.
Новейшей интерпретацией этого подхода в отечественной методике является обучение в сотрудничестве. Суть этого обучения сводится к созданию условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Обучение при таком подходе организуется в малых группах, состоящих из 3–4–х человек разного уровня подготовки; при выполнении одного задания в группе учащиеся ставятся в такие условия, при которых успех или неуспех одного из них отражается на результате всей группы в целом – оценка тоже общая. Таким образом, каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Как показывает практика, обучение в сотрудничестве позволяет значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, а также акцентировать внимание на самостоятельное добывание учащимися информации, ее критическом осмыслении и усвоении.
Коммуникативный подход в современной методике рассматривается в качестве теоретической базы обучения языку.
Основные методические принципы коммуникативного подхода в образовании следующие:
· учет индивидуальных особенностей учащихся и их интересов,
По мнению многих ученых, коммуникативный подход является одним из самых органичных, перспективных и продуктивных подходов в обучении языкам, поскольку обучаемый испытывает потребность в употреблении тех или иных языковых единиц и правил. Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении того или иного предмета посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать свои знания и язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио и видеокассетами, результатами заданий и т. п. со школами и друзьями в стране изучаемого языка, а также в повседневной речевой практике.
Обращаясь к лингвистической литературе, можно вывести обобщенное определение речевого этикета – это система устойчивых формул общения, предназначенных обществом для установления речевого контакта собеседников, соблюдение общения в выбранной тональности соответственно их социальных ролей и ролевых позиций в отношении друг друга, взаимных отношений в официальной и неофициальной обстановке.
Многие ученые–лингвисты внесли большой вклад в теорию речевого этикета, рассматривая его как лингвистическое и социальное явление. В работах этих исследователей понятие «речевой этикет» характеризуется как система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта, как совокупность всех этикетных речевых средств и правил их использования в тех или иных ситуациях. Единицы речевого этикета являются этическими нормами и представляют собой специальные речевые формулы, в которых могут присутствовать самые различные средства выразительности речи. Речевой этикет определяется конкретной ситуацией, в которой происходит общение. Следовательно, этикет полностью определяет поведение.
Речевой этикет рассматривается в широком и узком смысле. Некоторые исследователи понимают речевой этикет как форму нормативного речевого поведения в обществе между представителями одной нации. Речевой этикет в широком смысле связан с социальным понятием «этикет». Он определяет выбор формы общения в зависимости от социального статуса собеседников и места общения.
Некоторые исследователи определяют речевой этикет как своеобразное проявление индивидуальности. Такой подход можно заметить в работах Л.А. Введенской, Е.Ю. Катаевой и Л.Г. Павловой. Основываясь на том, что речевой этикет регулирует правила речевого поведения, данные исследователи отмечают стереотипность высказываний и речевых клише в сугубо индивидуальных речевых проявлениях личности. Речевое поведение, по их мнению, связано с присущими каждому человеку ролевыми признаками. Следовательно, речевой этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего и уместного средства для конкретного адресата и в данной ситуации. Чем выше культура общения личности, тем совершеннее его способность переключаться с одного речевого кода при том или ином ролевом поведении на другой, тем лучше ориентация в многообразии устойчивых и стереотипных коммуникативных единиц языка.
Помимо общепедагогических принципов построения обучения речевому этикету, методическая основа формирования у школьников речевого этикета должна также опираться на принципы, отражающие идеи языкового образования. Сюда входит такое понятие как лингвокультурность, которое раскрывает национально–культурную специфику языка и изучение особенностей именно русского речевого этикета. Так, Н.И. Формановская в своих фундаментальных исследованиях отмечает, что для формирования грамотной русской речи ребёнку важно осознать себя частью родной культуры. Также она считает, что содержание работы должно основываться на принципе языковой толерантности, соблюдения языковых и конвенциальных норм речевого поведения собеседников. Автор отмечает важность применения такой этикетной лексики, которая будет соответствовать создавшейся речевой ситуации.
Принцип коммуникативности при изучении русского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика преподавания языков, или лингводидактика, имеет свои специфические исходные положения, или лингводидактические принципы, которые определяют всю систему обучению языку. К ним относят принципы коммуникативности, сознательности и учета родного языка учащихся, которые в совокупности характеризуют метод сознательно-коммуникативного обучения русскому как неродному.
Для формирования навыков общения? В том числе профессионального, необходимо создание условий для речевого контакта.
Такой организацией учебного материала в настоящее время признается смтуативно – тематическая, при котором процесс обучения строится вокруг тем для развития речи, речевых ситуаций, а также связных текстов.
На основе тем для развития речи усваиваются и языковые явления.
Главным средством создания возможностей общения на уроке, в учебном процессе в настоящее время признается специальная система упражнений, которые получили название коммуникативных. Коммуникативные упражнения моделируют ситуации речевого общения, стимулирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие желание вступить в общение. Приэтом предпочтение отдается ситуациям, близким учащимся, связанным с их личным опытом.
Система упражнений, реализующих принцип коммуникативности, предусматривает последовательные формирование речевых умений и навыков.
Таким образом, основные характеристики принципа коммуникативности включают следующее:
— цель обучения: формирование навыков речевого общения;
— организация учебного материала: ситуативно – тематическая;
— организация учебного процесса: коммуникативные установки; система коммуникативных упражнений; коммуникативные задачи вусвоении грамматического материала.
Принцип учета родного языка учащихся
В методике обучения иностранным языкам, русскому языку как иностранному раскрывается важность опоры на родной язык учащихся. Обучение русскому языку учащихся колледжей осуществляется на основе их речевого опыта на родном языке. Учащиеся практически владеют родным языком, у них уже сформированы знания, речевые умения и навыки.
В процессе овладения учащимися русским языком происходит взаимодействие русского и родного языков, перенос сложившихся или складывающихся навыков родного языка на формирование знаний, умений и навыков русского языка.
Определяя цели, систему работы на предстоящий цикл уроков, а также на конкретный урок, преподавателю русского языка нужно знать, когда родной язык может помочь в обучении русскому языку и когда необходимо своевременная профилактическая работа по преодолению тех трудностей, которые порождает или может породить перенос знаний, умений и навыков родного языка, который оказывает отрицательное воздействие на формирование умений и навыков русского языка и таким образом затрудняет процесс овладения им.
Можно выделить три аспекта взаимодействия русского языка с родным, оказывающих положительное влияние на процесс обучения.
Первое – это опора на грамматические знания, сформированные на родном языке. Учащиеся из родного языка знают категориальные классификационные характеристики универсальных лингвистических понятий ( например, понятие морфологии, синтаксиса, категории частей речи, числа, падежа и т.д)
При сходстве определений и правил в русском и родном языке учащихся необходимо опережающее или синхронное их изучение в родном языке как обеспечивающее более конкретное и эффективное их усвоение в русском языке. При этом в обучении русскому языку идентичные темы и понятия не раскрываются, дается перевод соответствующих терминов, которые вводятся как основа для тренировочных упражнений на русском языке. Таким образом, учет родного языка выражается в переносе усвоенных знаний на новый языковой материал
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Вопрос 1
Отметить вопрос
Текст вопроса
В первые годы обучения языковой и речевой усваивается умственно отсталыми школьниками:
Выберите один ответ:
a. в процессе выполнения упражнений
b. в процессе усвоения элементарных теоретических обобщений
c. в процессе усвоения элементарных теоретических обобщений и выполнения упражнений
Вопрос 2
Отметить вопрос
Текст вопроса
Верно ли утверждение, что письменная речь умственно отсталых школьников на определенном этапе оказывается более совершенной по сравнению с устной?
Выберите один ответ:
a. неверно
b. верно
Вопрос 3
Отметить вопрос
Текст вопроса
Верно ли утверждение, что специальная методика русского языка не является самостоятельной наукой?
Выберите один ответ:
a. верно
b. неверно
Вопрос 4
Отметить вопрос
Текст вопроса
Задачей пропедевтического этапа обучения детей с нарушениями интеллекта русскому языку является:
Выберите один или несколько ответов:
a. коррекция недостатков прошлого речевого опыта детей
b. подготовка к усвоению последующих разделов программы
c. подготовка к усвоению фонетической системы языка
d. коррекция нарушений письма и чтения
Вопрос 5
Отметить вопрос
Текст вопроса
Концентрический принцип размещения материала – это
Выберите один ответ:
a. изучение одной и той же темы с постепенным наращиванием сведений
b. изучение одной и той же темы с интенсивным наращиванием сведений
c. изучение разных тем с интенсивным наращиванием сведений
d. изучение разных тем с постепенным наращиванием сведений
Вопрос 6
Отметить вопрос
Текст вопроса
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит _____ направленность:
Выберите один ответ:
a. практическую
b. коррекционную
c. коррекционную и практическую
d. развивающую
Вопрос 7
Отметить вопрос
Текст вопроса
Основным методом работы на первом этапе обучения русскому языку является:
Выберите один или несколько ответов:
a. беседа
b. рассказ
c. упражнения
d. игра
Вопрос 8
Отметить вопрос
Текст вопроса
Первая книга, посвященная проблемам методики русского языка во вспомогательной школе, была опубликована:
Выберите один ответ:
a. В.В. Воронковой
b. В.А. Гордиенко
c. И.П. Корневым
d. М.Ф. Гнездиловым
Вопрос 9
Отметить вопрос
Текст вопроса
Принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку заключается в следующем:
Выберите один ответ:
a. главным в обучении является формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи
b. главным в обучении является усвоение норм и правил правописания
c. главным в обучении является сообщение о различных аспектах языка
d. главным в обучении является усвоение лингвистической информации
Вопрос 10
Отметить вопрос
Текст вопроса
Речь умственно отсталого ребенка формируется на основе:
Выберите один или несколько ответов:
a. осмысления характерных связей между предметами и явлениями окружающего мира
b. наблюдений за предметами и явлениями окружающего мира
c. усвоения семантической системы языка
d. развития фонематических представлений
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (512).
Предлагаю тесты, которые я проходила при проф. переподготовки. Может эти тесты помогут кому то сэкономить время.
Номер материала: ДБ-1594866
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.