принцип доступности и посильности обучения

VI. Доступность и посильность в обучении.

Принцип доступности и посильности тесным образом связан со знанием возрастных особенностей детей и лежит в основе разработки учебных планов и программ.

Посильность выдвигаемых перед учениками трудностей является основой развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности, которые являются движущей силой учения. Легкость обучения снижает интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха убивает интерес.

Правильно же определенная посильность обучения способствует ускорению общего развития учащихся. Обучение и учитывает уровень развития учащихся, и одновременно содействует повышению его, осуществляется так называемое развивающее обучение. А для этого обучение должно ориентироваться на те познавательные возможности, которые лежат в зоне ближайшего развития (Выготский Л.С.) и которые можно и нужно проектировать.

Исследования показали, что недооценивались познавательные возможности учащихся начальной школы. В новые программы начальной школы введены ряд грамматических понятий, алгебраические приемы решения арифметических задач и т.п. Однако работа по определению оптимального соотношения между объемом, глубиной усваиваемых знаний и познавательными возможностями учащихся разных возрастов еще не закончена.

В Америке пытаются перестроить курс математики. Создают курс новой математики, в который вводятся сложные абстрактные понятия (множество, равенство, неравенство и т.п.) при обучении детей самого младшего возраста. Все действия носят игровую форму. Результаты этих экспериментов пока еще не ясны.

Индивидуальный подход строится на принципе стимулирования интересов сильных к более углубленной работе при обязательном доведении слабых до общего, требуемого программой уровня. Это достигается повышением уровня трудности в индивидуальных заданиях, предлагаемых более сильным учащимся, оказания всемерной помощи слабым путем втягивания их в коллективную работу, применения различных средств активизации обучения и дачи посильных заданий, использование товарищеской взаимопомощи самих учащихся и т.п.

Дата добавления: 2019-04-03 ; просмотров: 478 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Билет Принцип доступности и посильности

Принципы обучения — основные руководящие идеи, норматив­ные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ного процесса.

Принцип доступности и посильностипредполагает, что с первых уроков материал представляется в соответствии с воз­растными и интеллектуальными возможностями учащихся, а его усвоение не вызывает у них непреодолимых трудностей. В про­тивном случае возникает нежелательная перегрузка учащихся и резко падает интерес к занятиям. Доступность обеспечивает­ся как самим материалом, так и методикой работы с ним. Посильность предполагает соблюдение определенных требований к объему вводимого материала, темпу продвижения по учеб­ной программе.

В реализации принципа доступности и посильности на за­нятиях учителю поможет выполнение ряда правил.

1. В ходе урока следует постоянно контролировать, как ус­ваивается материал учащимися.

2. При планировании хода урока надо учитывать посильность заданий, ориентируясь при этом на разные группы уча­щихся (сильные, средние, слабые). Обучение в сотрудничестве позволяет учесть индивидуальные особенности каждого учаще­гося и создает благоприятные условия для реализации этого требования.

3. С помощью контрольных вопросов необходимо прове­рять, как учащиеся усваивают материал урока; при этом надо вносить в программу обучения соответствующие коррективы.

Содержание и изучение учебного матери­ала не должно вызывать у детей интеллектуальных, моральных и фи­зических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблю­дать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом — то, что требует обобщения и анализа, для начала предлага­ем детям легкие учебные задачи, а потом — трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Билет Принцип прочности

Принципы обучения — основные руководящие идеи, норматив­ные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ного процесса

Принцип прочностиобеспечивает сохранение учебного ма­териала в памяти учащихся и возможность его применения в различных ситуациях общения. Прочность усвоения материа­ла достигается за счет его доступности, умелого изложения, обеспечивающего эмоциональное воздействие на учащихся, использования разнообразных упражнений. Этот принцип свя­зан с принципом сознательности: прочно запоминается то, что понятно и осмыслено учащимися. Он связан также с систематичностью: если соблюдается принцип систематичности, то знания, при соблюдении всех условий, будут прочными.

Реализация принципа пред­полагает следование определенным правилам..

1. Создавайте при введении нового материала ассоциатив­ные связи из разных сфер деятельности, что обеспечивается в результате доступного изложения материала, представляюще­го интерес для учащихся.

3. Прочно усваивается только тот материал, который учащийся может применить для решения коммуника­тивных задач в различных ситуациях общения. При этом надо стремиться к многократному воспроизведению материала в разных контекстах на протяжении всего курса.

4. Не забывайте, что контроль за овладением пройденным материалом способствует прочности его усвоения. По этой причине он должен носить систематический характер, а учи­тель должен использовать разнообразные его формы, в том числе тесты.

Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

— в процессе обучения ребенок проявлял познавательную ак­тивность;

— проводились в необходимом количестве и последовательнос­ти специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

— в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами.

Билет Принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных

Особенностей учащихся

Принципы обучения — основные руководящие идеи, норматив­ные требования к организации и проведению учебно-воспитатель­ного процесса.

Принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихсявыражает необходимость воспитывать класс как единый ученический коллектив, создавать условия для активной организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику с целью успешного обучения и развития положит, задатков. Гармоничное сочетание коллективной и индивидуальной уч. деятельности создаёт оптимальные условия для успешного решения задач обучения.
Одна из задач обучения заключается в том, чтобы учащиеся приобретали опыт коллективной деятельности, могли и умели подчинять свои намерения и действия интересам коллектива, оказывать помощь друг другу. Используются различные формы коллективной деятельности: решение познавательных задач в процессе общеклассной проблемной беседы; работа в группах, каждая из которых решает часть общеклассного задания; взаимное обучение в парах переменного состава и т. п. Коллективные творческие дела (много над ними работал В.А. Караковский – 1 школа г. Челябинска, 825 школа г. Москвы).
Организация интеллектуальных взаимоотношений между ст. и мл. школьниками (В. А. Сухомлинский) обогащает духовную жизнь коллектива; умственные интересы учащихся переплетаются с интересами дружбы. В педагогически организованном коллективе создаются благоприятные условия для успешного учения и развития его членов.
Требование индивидуального подхода в обучении основывается на существовании различий между учащимися, которые необходимо учитывать при выборе способов, приёмов и темпа обучения. Одно из эффективных средств осуществления индивидуального подхода — варьирование заданий для классной и домашней работы.
Слабым учащимся следует оказывать помощь путём стимулирования интереса к учению, вовлечения в общую работу группы, класса, применения различных средств активизации процесса обучения и т. д. Большие возможности для индивидуализации обучения открывает дифференциация обучения (дифференцированный подход), программированное обучение и применение ТСО.

Источник

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ПОСИЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

принцип доступности и посильности обучения. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. принцип доступности и посильности обучения фото. принцип доступности и посильности обучения-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка принцип доступности и посильности обучения. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. принцип доступности и посильности обучения. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. принцип доступности и посильности обучения фото. принцип доступности и посильности обучения-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка принцип доступности и посильности обучения. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. принцип доступности и посильности обучения. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. принцип доступности и посильности обучения фото. принцип доступности и посильности обучения-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка принцип доступности и посильности обучения. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. принцип доступности и посильности обучения. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. принцип доступности и посильности обучения фото. принцип доступности и посильности обучения-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка принцип доступности и посильности обучения. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

принцип доступности и посильности обучения. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. принцип доступности и посильности обучения фото. принцип доступности и посильности обучения-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка принцип доступности и посильности обучения. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

принцип доступности и посильности обучения. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. принцип доступности и посильности обучения фото. принцип доступности и посильности обучения-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка принцип доступности и посильности обучения. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Принцип доступности обучения требует от педагога четкого уста­новления степени сложности и глубины освещения учебного мате­риала для каждого класса, для каждого возраста детей. Чтобы приве-

сти сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и на­выки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.

Младшие школьники (7—10 лет) уже способны анализировать объекты реальной действительности в процессе восприятия. Этот анализ выступает в двух формах: при первой он осуществляется на уровне первой сигнальной системы и проявляется в том, что дети практически реагируют на разные воздействия; в другом случае веду­щую роль играет вторая сигнальная система, взаимодействуя с пер­вой. При подобной форме анализа ребенок не только практически по-разному реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности. Первая форма анализа характерна для учащихся пер­вых-вторых классов, вторая — для детей третьих-четвертых классов. Дети первого-третьего классов вполне могут нарисовать с натуры один предмет (лист дерева, пилу, молоток), но им не под силу нари­совать группы предметов (натюрморт).

Или другой пример. Развивая творческие способности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащиеся первого-второго классов еще не могут самостоятельно решать компо­зиционные проблемы. Их тематические картины являются лишь рас­сказом, иллюстрацией того, что ребенок хочет поведать зрителю. За композиционной связью между предметами он не следит, он их вво­дит в картину постольку, поскольку этого требует само содержание.

В третьем-четвертом классах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы компози­ции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать.

В пятом-шестом классах учащиеся уже ставят перед собой компо­зиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стре­мятся обогащать художественные образы в своих работах.

Все это объясняется закономерностью развития восприятий и представлений. Восприятие, как указывают психологи, не есть про­сто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами. Восприятие всегда связано с прошлым опытом, с опытом зрительных восприятий в частности. У детей пер­вого-второго классов, естественно, меньше этого опыта, чем у шес­тиклассников. Обогащая опыт зрительных восприятий ребенка, мы тем самым обогащаем и его представления. Отсюда психологи дела­ют вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и обогатить представления детей, но и способствовать развитию их воображения.

принцип доступности и посильности обучения. image138. принцип доступности и посильности обучения фото. принцип доступности и посильности обучения-image138. картинка принцип доступности и посильности обучения. картинка image138.

75. Рисунок пятиклассника до изуче­ния натуры.

76. Рисунок пятиклассника после изу­чения натуры.

Рассматривая изобразительное искусство в школе как общеоб­разовательный предмет, мы должны следить не только за развити­ем изобразительной деятельности детей, но и за развитием их вос­приятий и представлений. А представления, как указывает психо­лог Б. М. Теплов, развиваются только в процессе определенной де­ятельности, в том числе и в процессе обучения рисованию.

В своих исследованиях психолог Е. И. Игнатьев приводит нагляд­ный пример формирования представлений у детей разных классов в период работы над иллюстрацией к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Раскрывая характер изменения изображения до изучения объектов изображения и после изучения, например, в пятом классе (рис. 75, 76), автор указывает и те методы преподавания, которые да­ют наилучшие результаты ‘. Исходя из этих данных, учитель легче оп­ределяет объем знаний и навыков для каждого класса, а следователь­но, вырабатывает и правильную методику работы с детьми опреде­ленного возраста.

Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности уче­ников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную ра­боту, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда ре­бенок будет не только усваивать знания и навыки, но и делать для се­бя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.

принцип доступности и посильности обучения. 640 1. принцип доступности и посильности обучения фото. принцип доступности и посильности обучения-640 1. картинка принцип доступности и посильности обучения. картинка 640 1.

Например, в начальных классах на уроках декоративного рисова­ния дети составляют узор по схеме, предложенной учителем. Педагог поэтапно рисует на классной доске узор, а дети переносят все это в

См.: Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.

свои альбомы. В таком плане может быть выполнено одно из зада­ний, но следующее будет проходить иначе. Объяснив методическую последовательность работы и продемонстрировав ее на классной до­ске, учитель все стирает и дает возможность детям вести работу само­стоятельно. Это способствует развитию инициативы школьников, заставляет их творчески подходить к делу.

Некоторые учителя считают, что в первом-втором классах дети должны работать только вместе с педагогом. В результате у школьни­ков развивается пассивность, они все время ждут от учителя помощи и боятся самостоятельно работать. При такой методике принцип до­ступности и посильности искажается.

Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необхо­димо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. В классе не может быть совершенно одинаковых учеников: одни ус­ваивают материал быстро, другие — с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не мо­гут овладеть им. Учителю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.

Заканчивая перечень принципов обучения, подчеркнем, что каж­дый принцип тесно связан с другими и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Итак, преподавание изобразительного искусства в общеобразова­тельной школе требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны от­вечать основным принципам дидактики. В процессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и сведения об изобрази­тельном искусстве в единой, последовательной системе.

Источник

Принцип доступности и посильности обучения

принцип доступности и посильности обучения. tochka. принцип доступности и посильности обучения фото. принцип доступности и посильности обучения-tochka. картинка принцип доступности и посильности обучения. картинка tochka.Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса.
Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой. П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.
Реализация этого принципа требует от преподавателя…
— исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;
— применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;
— быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;
— поощрять исследовательские работы школьников;
— находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.

Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.
Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:
— использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;
— разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;
— не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
— изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.

Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.
Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.
Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным.
Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:
— добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;
— ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;
— обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;
— изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.

Источник

Принцип доступности обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции.

Принципы обучения (дидактические принципы) — основные положения дидактики, которые определяют формы и методы организации учебного процесса, в соответствии с его целями.

Принципы обучения основаны на теоретическом обобщении и анализе педагогической практики. Они являются ведущими положениями, так как возникли из практической деятельности, имеющей под собой реальный опыт

Сущность принципа доступности обучения

Принцип доступности обучении – это предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей.

Принцип доступности предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка, при этом необходимо избегать таких отрицательных факторов как перегрузки ребенка (эмоциональные и интеллектуальные), которые отрицательно могут сказаться на здоровье ребенка и создать негативное отношение к процессу обучения. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, в первую очередь является, учет уровня развития познавательной сферы ребенка.

Ориентир на доступность обучения для каждого ребенка и избежание перегрузок, не означает, что процесс обучения должен быть слишком легким. Необходимо оптимальное сочетание учебной нагрузки и отдыха ребенка. Нужно соблюдать меры психической напряженности в процессе обучения, чтобы сохранять должный уровень трудоспособности и производительности ребенка, поддержания его энергетического и интеллектуального тонуса.

Факторы принципа доступности:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, принцип доступности обучения предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы каждому ребенку обучение было доступно и интересно, развивало у него желание и стремление к получению новых знаний, преодолению трудностей и достижение успехов в учебе.

Реализация принципа доступности обучения

Реализация принципа доступности обучения осуществляется на основании следующих правил:

Таким образом, принцип доступности основан на законах познания. Процесс познания всегда происходит от простого к сложному, то есть вначале выстраивается фундамент на основании общих (простых) познаний для последующего освоения более сложных.

Принцип доступности нарушается в случае, если:

Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *