приемы обучения дошкольников выразительному чтению

Методические рекомендации «Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

приемы обучения дошкольников выразительному чтению. 0f23423ed352dc773c989f7ee7bbc54d. приемы обучения дошкольников выразительному чтению фото. приемы обучения дошкольников выразительному чтению-0f23423ed352dc773c989f7ee7bbc54d. картинка приемы обучения дошкольников выразительному чтению. картинка 0f23423ed352dc773c989f7ee7bbc54d. Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

Все педагоги знают, что работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. Впервые наши дети сталкиваются на занятиях, на утренниках с рассказом стихотворений, пересказом текстов,инсценировками и сразу же возникают проблемы: ребенок не может запомнить стихотворение, а, если и рассказывает, то речь ребенка неразборчива, невнятна, маловыразительна.

Поэтому при заучивании с детьми стихотворений перед нами, педагогами,стоят две задачи:

• добиваться хорошего запоминания стихотворений, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти;

• учить детей читать стихи выразительно.

Обе задачи должны решаться одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно.

При заучивании с детьми стихотворенийя всегда придерживаюсь следующего плана:

стихи для детей должны быть высокого качества;

стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. Для детей 5-7лет стихотворения должны быть до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти;

стихотворение должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с простым ритмом);

• прежде чем познакомить детей с выбранным стихотворением, я просматриваю его заранее, тренируюсь прочитать стихотворение с выражением;

• при заучивании стихотворений обращаю внимание детей на средства выразительности, которые используются мною при чтении стихотворения;

• выбираю нужный темп чтения, соблюдая паузы. Как правило, темп чтения зависит от содержания т. е. грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем веселые;

чтение вслух я сопровождаю мимикой и жестами, так как они сделают мое выступление более интересным и эмоциональным;

• не рекомендуется заучивать стихи хором, так как хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума;

• не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии, для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени.

Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

Напоминаю, что на формирование выразительностинаправлены следующие приемы: образец выразительного чтения педагога, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Большое внимание нужно уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе и т. д.

Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Также хочется напомнить методы, которые помогают в работе по заучиванию с детьми стихотворений. Методызапоминания использовать можно разные:

• Визуальный метод.

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

• Двигательный метод.

• Слуховой метод.

Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

• Логический метод.

Не у многих дошколят ведущая – логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Предлагаю вам правила правильного и красивого чтения стихотворений:

• работайте над дикцией, так как вы точно, правильно и красиво будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов;

• соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т. д. ;

• обязательно вникайте в суть самого стихотворения. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение;

• учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения;

• не торопитесь никуда, потому что стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным;

• наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать;

• работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.

• чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Для обучения выразительного чтения стихотворения я рекомендую:

7 главных советов детям и их родителям:

Первый шаг –знакомство с текстом: Прочитайте стихотворение вслух 3-5 раз. Вдумайтесь в его название. Вы должны понять смысл каждой строки. Читайте медленно и внятно, делайте паузы, постарайтесь пережить каждый звук, каждое слово. Прочувствуйте нарастание эмоционального напряжения в отдельных строках. Вдумайтесь в сюжет произведения, осмыслите логические связи. Выберите темп и ритм чтения. Поставьте логические паузы на месте знаков препинания.

После запятой делайте короткую паузу, после точки или многоточия – длинную. Отметьте места психологических значимых пауз перед фразой или после нее, перед предложением и после него. Этот прием выразительности помогает точно передать суть предложения.

Второй шаг: Представьте образ, чувства, настроение произведения. Развивайте в себе способность воображения для полноты восприятия. Читайте стихотворение с теми чувствами, которые ощутили в себе.

Третий шаг: Подумайте, достигли ли вы полного понимания? Совпали ли ваши чувства с чувствами автора?

Четвертый шаг: Прочитайте стихотворение своим близким. Предложите им прочитать произведение, чтобы найти различия в чтении отдельных строк. Обсудите разницу прочтения, выберите правильный вариант.

Пятый шаг: Разбейте стихотворение на несколько частей. Учите стихотворение по блокам. Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам. Это сохранит логику между отдельными частями произведения.

Шестой шаг: Читайте наизусть стихотворение до тех пор, пока не добьетесь точности, яркости, искренности прочтения.

Седьмой шаг: Используйте средства выразительного чтения: правильное дыхание. Отрегулируйте объем и частоту вдохов и выдохов. Делайте глубокий вдох во время паузы. Набранного воздуха должно хватить до следующей паузы. Выдыхайте воздух неслышно, незаметно, равномерно. Не пытайтесь ускорять темп или искусственно «дотянуть» до паузы – нехватка воздуха искажает голос.

приемы обучения дошкольников выразительному чтению. detsad 1095719 1579658020. приемы обучения дошкольников выразительному чтению фото. приемы обучения дошкольников выразительному чтению-detsad 1095719 1579658020. картинка приемы обучения дошкольников выразительному чтению. картинка detsad 1095719 1579658020.Картотека стихотворений к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Скоро вся страна будет отмечать праздник «День Защитника Отечества». А это значит, что воспитателю нужно будет продумать беседы с детьми,.

Картотека стихотворений к Новому году для детей дошкольного возраста Что такое Новый год? Это всё наоборот: Ёлки в комнате растут, Белки шишек не грызут, Зайцы рядом с волком На колючей ёлке! Дождик тоже не.

приемы обучения дошкольников выразительному чтению. detsad 210714 1517757708. приемы обучения дошкольников выразительному чтению фото. приемы обучения дошкольников выразительному чтению-detsad 210714 1517757708. картинка приемы обучения дошкольников выразительному чтению. картинка detsad 210714 1517757708.Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

приемы обучения дошкольников выразительному чтению. detsad 163442 1516033172. приемы обучения дошкольников выразительному чтению фото. приемы обучения дошкольников выразительному чтению-detsad 163442 1516033172. картинка приемы обучения дошкольников выразительному чтению. картинка detsad 163442 1516033172.Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Источник

Консультация для воспитателей «Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста»

приемы обучения дошкольников выразительному чтению. f4f1bcfd197b4409eabc8137d2f137ac. приемы обучения дошкольников выразительному чтению фото. приемы обучения дошкольников выразительному чтению-f4f1bcfd197b4409eabc8137d2f137ac. картинка приемы обучения дошкольников выразительному чтению. картинка f4f1bcfd197b4409eabc8137d2f137ac. Светлана Шумакова
Консультация для воспитателей «Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста»

Приемы обучения выразительному чтению стихов

детей дошкольного возраста

При заучивании стихотворений в детском саду, опираясь на методические рекомендации Стародубовой Н. А.,можно выделить основные позиции поэтического занятия в детском саду:

— подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивации, вступительной беседы)

выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать текст нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем именно первое прочтение должно быть именно таковым, пока не потерян момент неожиданности.

— беседе с детьми о стихотворении (задать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, к герою, к поступкам, вопросы, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

— повторить чтение стихотворения с установкой на запоминание;

воспроизведение стихотворения детьми;

Затем стихи читают те дети, которые лучше запоминают и желают прочитать. Необходимо помогать детям, подсказывать слова, интонацию, напомнить о силе голоса, темпа речи. Чтобы не потерять интерес к запоминанию, необходимо менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально. Необходимо закрепление стихотворения на следующих занятиях, при создании детских иллюстраций к произведению, при прослушивании музыки.

В книге Жуковской Р. И. «Чтение стихотворений в детском саду» описываются некоторые приемы для лучшего запоминания стихов :

— игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

— досказывание детьми рифмующего слова;

чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

— частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст,а все другие продолжают:

«Моем, моем трубачиста чисто, чисто, чисто,чисто,

Будет, будет трубачист чист, чист, чист, чист».

Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;

— драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон», К. Чуковского,

«Сказка о глупом мышонке С. Маршака)

На формирование выразительности направлены и такие приемы:

— образец выразительного чтения,

— пример выразительного чтения ребенка,

— оценка чтения,

— подсказ нужной интонации,

— напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства.

— характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации,

а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять, чтобы они не потеряли интерес к данному стихотворению. Как показывает опыт, занятие по заучиванию наизусть, целесообразно дополнять другими работами, например, повторением ранее разученных стихотворений, играми по технике речи.

Для эффективного формирования выразительности чтения необходимо применять все приемы, перечисленные ранее в комплексе.

Консультация «Игровые приемы по развитию устной речи у детей младшего дошкольного возраста» Тема: Игровые приемы по развитию устной речи у детей младшего дошкольного возраста. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

приемы обучения дошкольников выразительному чтению. detsad 877571 1516722783. приемы обучения дошкольников выразительному чтению фото. приемы обучения дошкольников выразительному чтению-detsad 877571 1516722783. картинка приемы обучения дошкольников выразительному чтению. картинка detsad 877571 1516722783.Консультация для родителей «Обучение чтению детей дошкольного возраста». Как учить ребенка читать? И в каком возрасте? В три, четыре, пять лет? Многое зависит от родительских установок, от психологической готовности.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста» «Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувств и мыслей,.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Составитель: Жаровских Екатерина Геннадьевна Болезни.

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени.

Мероприятие для родителей «О трудностях обучения чтению детей старшего дошкольного возраста» О трудностях обучения чтению детей старшего дошкольного возраста «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» В. А Сухомлинский.

Консультация «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста». Подготовила: Овчаренко Марина Леонтьевна.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова,.

Консультация для воспитателей «Фольклор в двигательной деятельности детей дошкольного возраста» Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить.

Источник

Обобщение педагогического опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

приемы обучения дошкольников выразительному чтению. 951365beb675f612e479f5e961947208. приемы обучения дошкольников выразительному чтению фото. приемы обучения дошкольников выразительному чтению-951365beb675f612e479f5e961947208. картинка приемы обучения дошкольников выразительному чтению. картинка 951365beb675f612e479f5e961947208. Ирина Куликова
Обобщение педагогического опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

Слайд 1. Добрый день. Я бы хотела предложить вашему вниманию результаты обобщения моего педагогического опыта на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений как средство речевого развития».

Слайд 3. Вопросам теории и методики обучения детей выразительному чтению стихотворений посвятили свои научные работы такие авторы,как: Р. И. Жуковская, О. И. Крупенчук, Б. А, Буяльский, Т. Г. Жикалкина, О. В. Кубасов, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, Т. Б. Полянская, А. В. Одинцова и др.

Слайд 4. Объект педагогического опыта – особенности речевого развития старших дошкольников.

Предмет – процесс речевого развития старших дошкольников в ходе обучения детей выразительному чтению стихотворений.

Цель педагогического опыта – теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством обучения выразительному чтению стихотворений.

Задачи опыта представлены на слайде.

Слайд 5.В качестве предполагаемого результата мной было определено следующее:

1) Повышение уровня речевой активности детей.

2) Положительная динамика уровня развития связной речи и лексико-грамматического строя речи у дошкольников, расширение их словарного запаса.

3) Понимание детьми мнемотаблиц, формирование у них умения обыгрывать их.

4) Появление интереса и желания заучивать стихотворения и рассказывать их по схемам.

5) Преодоление воспитанниками робости, застенчивости, формирование у них умения свободно держаться перед аудиторией.

6) Увеличение у детей круга знаний об окружающем мире.

Слайд 6. В основу данного педагогического опытабыла положена следующая гипотеза:

Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений будет эффективным для развития речи воспитанников, если будут выполнены следующие педагогические условия:

педагогическая работа по обучению выразительному чтению стихотворений будет проводиться поэтапно, с постепенным усложнением заданий;

работа по обучению выразительному чтению стихотворений будет включена во все образовательные области и режимные моменты детского сада;

воспитатель обеспечит разнообразие приемов обучения дошкольников выразительному чтению стихотворений.

Слайд 7. Настоящее исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Владимира «Детский сад № 90». Для опытной работы были выбраны две группы детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы.

Слайд 9. На формирующем этапе педагогического опыта нами были реализованы на практике педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений.

В целом педагогическая работа по обучению детей выразительному чтению стихотворений проводилась поэтапно, с постепенным усложнением заданий.

Раскроем структуру заучивания стихотворения, применяемую нами в ходе опытной работы:

1) Вступительная беседа.

2) Чтение стихотворения взрослым.

3) Беседа по содержанию.

4) Повторное чтение с установкой на запоминание

5) Чтение стихотворения ребенком.

Слайд 10. Формирование интонационной выразительности речи детей также проводилось поэтапно.

Слайд 11. Гипотеза, которой мы придерживались в ходе педагогического опыта, подразумевала также включение работы по обучению выразительному чтению стихотворений во все образовательные области и режимные моменты детского сада.

В виду этого каждый день во время свободной деятельности детей в группе или на прогулке мы прочитывали им одно или несколько стихотворений с интонацией, выражением, паузами, чтобы максимально зафиксировать их внимание. Основываясь на содержание стихотворения,предлагали игровые упражнения: например,диалог:воспроизвести диалог между персонажами сюжета с детьми или двигательные: в движениях показать действия персонажей, явлений и др.

В режимных моментах мы также были всегда готовы прочесть стихина актуальную в тот или иной момент тему: во время умывания или мытья ног, во время приема пищи, перед дневным сном, во время уборки игрушек в группе, в ходе наблюдений за явлениями природы, в ходе зимних забав, в ходе наблюдения за животным миром, в ходе экскурсий в город, в преддверии праздников, в случае конфликтных ситуации между детьми. И, конечно же, стихотворения предваряли продуктивную деятельность – изобразить в рисунке, лепке, аппликации персонажа стихотворения.

Слайд 12. Далее, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что мы обеспечивали разнообразие приемов обучения дошкольников выразительному чтению стихотворений.

Опишем некоторые игровые приемы, которые мы применяли для лучшего запоминания и выразительного чтения стихов: досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива; драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; воспроизведение игровых стихов методом игры;

На формирование выразительности чтения стихотворенийбыли направлены и такие приемы: образец выразительного чтения; пример выразительного чтения ребенка; оценка чтения; подсказ нужной интонации; напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, мы включали в работу элементы игры.

Слайд 13. Как альтернативный способ разучивания стихотворений мы применяли мнемотехнику. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Итак, в ходе педагогического опыта нами были реализованы на практике педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений.

Слайд 14. Анализ данных, полученных по завершению педагогического опыта, позволил сделать выводы о качественных изменениях в развитии речи детей старшего дошкольного возраста – воспитанников экспериментальной группы.

10 детей (50%) экспериментальной группы и лишь 4 ребенка (20%) контрольной группы показали высокий уровень развития речи;

10 детей (32%) экспериментальной группы и 12 детей (60%) контрольной группы показали средний уровень, они выполняли задания с небольшими неточностями, с помощью педагога;

ни у одного ребенка экспериментальной группы не было выявлено низкого уровня речевого развития, в то время как 4 ребенка (20%) контрольной группы показали низкий уровень развития речи; это дети, неправильно отвечающие на вопросы, не понимающие задания.

Проделанная педагогическая работа может считаться эффективной. Реализация обозначенных в гипотезе педагогических предположений позволила нам добиться положительных результатов.

Слайд 16. Результаты моей опытной работы будут полезны, прежде всего, педагогам дошкольного образования, особенно тем, кто углубленно занимается вопросами речевого развития дошкольников.

Безусловно, разработанные педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений могут быть использованы и методистами детских садов при планировании работы педагогического коллектива.

Кроме того, некоторые положения моего педагогического опыта могли бы быть полезны и учителям начальных классов, особенно в области применения мнемотаблиц, что однозначно обеспечило бы взаимодействие школы и детского сада в области речевого развития детей и способствовало бы непрерывности процесса воспитания, обучения и развития детей.

Родители также могли бы подчерпнуть для себя интересные направления и методы работы со своими детьми, касающиеся ускорения процесса запоминания стихотворений дошкольниками и особенностей их выразительного прочтения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *