придел храма что такое
Придел
Другие названия: капелла, застенок
Что такое придел в храме?
Приделом именуют помещение в храме, состоящее из алтаря и пространства, предназначенного для мирян. В зависимости от архитектуры, храм может иметь один или несколько приделов. Различают главный (центральный) и боковые приделы.
Количество приделов в храме может быть самым разным. Например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади их одиннадцать.
Капеллой придел именуется на Западе, как правило, в католических храмах.
Застенком на Руси называли боковой придел, отделенный от основного помещения глухой стеной.
Разновидности приделов
С точки зрения планировки приделы также могут значительно отличаться друг от друга. Это могут быть параллельные друг другу нефы, отделенные друг от друга лишь несколькими колоннами в храме-базилике, а могут – причудливо расположенные изолированные друг от друга комнаты, как в уже упомянутом нами храме Василия Блаженного. Приделы могут располагаться и на хорах храма или, к примеру, в подземном помещении. Наконец, распространены церковные здания с приделами, расположенными в пристройках к основному зданию.
Летние и зимние приделы
Особое значение приделы приобретают в храмах, разделенных на летнюю и зимнюю часть. Как правило, такой храм имеет форму буквы Т, ножка которой устремлена к востоку. В конце этой «ножки» находится алтарь центрального – летнего – придела. Этот придел – самое высокое и торжественное помещение в храме. Он переходит в небольшой коридор, перегороженный стеной с относительно небольшой дверью. За ней, в боковых сторонах поперечной перекладины «Т», находятся еще 2 придела. Эта часть храма именуется трапезной. Потолки в ней не столь высоки, как в основной части, благодаря чему ее легче протопить. В теплое время года богослужения совершаются главным образом в летней части храма, где нет отопления, зато много света и воздуха. На зиму дверь в эту часть закрывают, а трапезную с двумя ее приделами протапливают и служат в ней.
Особенности использования
У строительства многопридельных храмов или пристройки новых приделов к уже существующему церковному зданию есть четыре основных цели:
1. Эстетически-архитектурная, связанная со стилистикой здания и творческим самовыражением его автора.
2. Утилитарно-практическая – при разделении храма на зимнюю и летнюю части, см. выше.
3. Духовно-практическая. Дело в том, что в Православной Церкви существует правило, согласно которому на одном престоле Литургия может быть совершена лишь один раз в сутки. Наличие в храме нескольких приделов позволяет совершить две и более Литургии, что особенно актуально, если у храма много прихожан.
4. Духовная. Каждый придел храма имеет свое посвящение: Господу (в честь какого-то из событий Священной истории), Пресвятой Богородице (в честь богородичного праздника или иконы), святому или ангелу. Мистически придел представляет собой малый храм. История знает множество случаев, когда к уже существующим храмам пристраивали приделы с целью почтить кого-то из святых – с молитвой о помощи или в благодарность за услышанную просьбу.
Для прагматики или для красоты? Зачем нужны и как устроены приделы русского храма
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Когда мы смотрим на русский храм, то чаще всего видим не только сам храм – четверик с барабанами и куполами, а композицию, состоящую из разнообразных пристроек к нему. И, наверное, самой важной и с религиозной и с архитектурной точек зрения пристройкой к храму являются его приделы.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль
Приделом называется помещение в храме, состоящее из алтаря и наоса (пространства, предназначенного для мирян) – то есть, место, где можно проводить церковные богослужения. То, что мы называем основным объемом храма – является центральным или главным приделом. Если к храму пристроены еще и другие помещения с отдельным алтарем и престолом – их называют боковыми приделами. Или просто приделами, так как главный придел на то и главный, чтобы восприниматься и называться собственно храмом.
Саввинский придел Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Собор построен в самом начале XV века. Придел пристроен позже – в середине XV века
Зачем нужны приделы?
Зачем нужно пристраивать дополнительные места для церковных служб к уже существующей церкви?
Во-первых, для того, чтобы в один день можно было совершать несколько богослужений. Дело в том, что по православному канону на одном престоле можно совершать литургию только один раз в день. Приделы с отдельными алтарями и престолами давали возможность увеличивать число служб в храме в течение дня.
Во-вторых, русские каменные храмы были важными религиозными центрами. Вокруг них оформлялась местная духовная жизнь, стремящаяся к расширению «пространства небесного покровительства». Решалось это в том числе и за счет создания приделов – малых храмов, посвященных Христу, Пресвятой Богородице или местночтимым святым. Каждый придел был не просто пристройкой для богослужения, а отдельно освящался в честь событий священной истории или отдельного святого.
И кстати, если переосвящение храма был все-таки довольно редким событием, то как раз приделы переосвящали довольно часто – в зависимости от актуальных предпочтений настоятелей или прихожан. Так же часто старые, обветшавшие приделы просто перестраивали как новые, освящая их уже в честь других святых.
Модель пропаганды — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.
С точки зрения модели пропаганды, СМИ рассматриваются как предприятия, продающие товар — читателей и аудиторию (а не новости) — другим предприятиям (рекламодателям, правительствам).
То есть, если вы не заплатили за то, что читаете, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это прочитали.
Зарплата авторов и редакторов Republic формируется только за счет денег подписчиков.
\u041f\u044f\u0442\u0438\u0433\u043b\u0430\u0432\u044b\u0439. \u041f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435, \u043f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443-\u0442\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u044c \u043f\u043e\u0434 \u0444\u043e\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0435\u0439 \u043d\u0435\u043e\u0442\u0440\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043a\u0438. \u041f\u043e\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b \u0435\u0449\u0435 \u0440\u0430\u0437 \u0438 \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u0432\u0441\u0435 \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e «,»nick»:»\u0410\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439 \u0413\u0440\u043e\u043c\u043e\u0432″,»userId»:161347,»description»:»»,»voteUp»:2,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-10-30 00:08:07″,»updatedAt»:»2020-10-30 09:42:32″,»parentId»:129785,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»6d08db4436ec9a91fe2c56d015252030.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»130121″:<"id":"130121","comment":"
\u0421\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e, \u0417\u0430\u0434\u0443\u043c\u0430\u043b\u0441\u044f \u043f\u0440\u043e \»\u0432\u043e\u0441\u044c\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a \u043d\u0430 \u0447\u0435\u0442\u0432\u0435\u0440\u0438\u043a\u0435\», \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u043d\u0430\u0448\u0435\u043b \u0432\u0438\u0434 \u0441\u0432\u0435\u0440\u0445\u0443. \u041c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u0441\u044b\u043b\u043a\u0438 \u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0430\u043b\u044c\u0442\u0435\u0440\u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0432\u0438\u0434\u044b, \u0442\u0438\u043f\u0430
\u0421\u043f\u0430\u0441\u0438\u0431\u043e, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0446\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442 «,»nick»:»\u0410\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439 \u0413\u0440\u043e\u043c\u043e\u0432″,»userId»:161347,»description»:»»,»voteUp»:null,»voteDn»:null,»createdAt»:»2020-10-31 20:37:48″,»updatedAt»:»2020-10-31 20:37:48″,»parentId»:130121,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»6d08db4436ec9a91fe2c56d015252030.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>>,»viewedComments»:[]>»>
Придел храма
Придел храма — специальная часть основного здания православного храма, которая содержит свои алтарь, солею, амвон и место для стояния прихожан.
Если в храме не будет придела, или он не будет освящен, то в таком храме богослужения проводить нельзя!
Разновидностей приделов в православном храме — всего 2
Всего, существует две разновидности приделов в церкви: центральный и дополнительный.
Центральный по-другому именуется главным алтарем, и обычно располагается в основной части храма, обычно напротив входа.
Дополнительные приделы, могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.
Под цифрой 1 — центральный придел, а вот под цифрой 2 — дополнительный придел
Каждый храм посвящается Богу, но называться может в честь священного события, чтимой иконы или святого угодника, значимого для тех людей, которые храм решили построить.
Освящение храма — это важнейший обряд, без которого в храме нельзя проводить богослужения. Его совершает либо архиерей, либо специально делегированный для освящения храма священник.
Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода.
На фото показано, как архиерей омывает водой будущий престол в небольшом алтаре, остальные священство присутствуют при этом
Престол помазывается миром — тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух.
Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и «есть цель христианской жизни». Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами всего храма.
Очень интересно, что это миро, заготавливается специально и только для совершения Таинства над человеком, а используется здесь, освящая неодушевлённые предметы.
Именно это священнодействие показывает нам о невыразимой разницы между простым зданием и храмом, домом Всемогущего Бога. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…
В основание престола закладывается частица мощей
Очень интересный момент, это то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей какого-либо мученика.
Это преемственность уже идет от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие — Божественную Литургию — где-то в катакомбах или подземных захоронениях.
Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9).
Именно так в Библии изображали еврейского пророка и основоположника иудаизма Моисея. Именно он по повелению Бога освятил скинию и все ее принадлежности
Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9).
После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления.
Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священной песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).
Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм
Например, если центральный придел освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.
Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.
Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.
Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.
Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.
Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.
Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.
Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.
А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.
Придел — прежде всего алтарь, где совершаются богослужения
Рассмотрим более подробно, что такое придел, и что он содержит в себе. Прежде всего, это алтарь — главное место всего православного храма. Именно в алтаре совершается главное богослужение всей христианской церкви.
Слово алтарь происходит от латинских слов «alta» и «ara»: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.
В алтарь разрешать заходить только мужчинам, женщинам туда вход воспрещен, потому что алтарь считается святым местом
Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.
Алтарь состоит из следующих важных частей:
Престола — стола, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено.
Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний — индитией, что в переводе с греческого означает — «одеваю».
Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.
На схеме можно рассмотреть, что находится в алтаре. Престол, где находится Антиминс, Крест, Евангелие и Дарохранительница
Жертвенник — четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола). Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии.
На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям;
Ризницы — особое место, располагающееся справа от престола, где в специальные одежды облачаются священнослужители.
В этой ризнице хранятся все богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов, которые необходимы для проведения литургии.
Здесь также стоят все богослужебные книги, которые нужно во время проведения божественной литургии.
А вот в болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.
Горнее место — части православного храма, которая располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Под цифрой 1 изображено горнее место, на которое садится архиерей во время божественной литургии, под цифрой 2 – престол
Алтарь в храме невозможно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть самым прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять.
Во время божественной литургии, священник то выходит из алтаря, то вновь заходит в него. Происходит так всю литургию.
Войти в алтарь могут лишь некоторые. Но именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если совсем не помнит этого.
Алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом
Алтарь, отделяется от остальной части храма особой стеной с иконами — иконостасом. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века.
Стрелочками показана та самая стена, которая отделяется от алтаря. Именно за этой стеной находится алтарь
По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас.
Сохранились царские врата XIII—XIV веках, относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.
От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».
К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В Государственной Третьяковской Галерее хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове.
Деисусные иконы — такие, которые имеют в центре Христа, слева и справа от него находятся Божия Матерь и Иоанн Креститель.
Одна из старинных икон деисуса, которая называется «Деисус с припадающими святыми»
Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.
Солея служит как бы просцениумом для богослужения. Во время богослужебных входов по солее торжественно шествуют пономари со свечами и служащее духовенство.
За ней следует амвон — специальное сооружение, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. После следует пространство, в котором стоят люди и молятся.
На фото подробно указано, где находится амвон и солея
Важно отметить, что и центральный, и дополнительные приделы устроены абсолютно одинаково, и имеют одни и те же составные части.
Отличаться приделы могут лишь пышностью, то есть материалами и качеством отделки.
Дополнительные приделы намного скромнее выглядят.
Чаще всего, в обычные будние дни, когда нет необходимости совершать несколько литургий, служба совершается в дополнительном приделе.
Сделано это потому, что когда служба начинает совершаться в центральном приделе, визуально для прихожан оно как бы выделятся пышностью и важностью.
Придел
Эти дополнительные компартименты могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.Приделы или пареклесии или капеллы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ОсениныРождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Γενέθλιον τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, церк.-слав. Ржⷭ҇тво̀ прест҃ы́ѧ влⷣчицы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и, Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны, праздник в исторических церквях. В православных церквях относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ВоздвиженьеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских.
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ГоловосекУсекнове́ние главы́ Иоа́нна Предте́чи (др.-греч. Ἀποτομὴ τῆς Τιμίας Κεφαλῆς Ἰωάννου τοῦ Βαπτιστοῦ) — великий праздник в Православной церкви, совершаемый 29 августа (11 сентября) и посвященный памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову.
В списке представлены православные храмы, относящиеся к Москворецкому благочинию (также известному как Москворецкий благочиннический округ) Московской городской епархии Русской православной церкви. Географически храмы расположены на территории муниципальных районов Замоскворечье и Якиманка Центрального административного округа города Москвы.
Предел или придел. Значения этих двух слов
Разновидностей приделов в православном храме — всего 2
Всего, существует две разновидности приделов в церкви: центральный и дополнительный.
Центральный по-другому именуется главным алтарем, и обычно располагается в основной части храма, обычно напротив входа.
Стрелкой показано как выглядит центральный придел храма
Дополнительные приделы, могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.
Под цифрой 1 — центральный придел, а вот под цифрой 2 — дополнительный придел
Каждый храм посвящается Богу, но называться может в честь священного события, чтимой иконы или святого угодника, значимого для тех людей, которые храм решили построить.
Освящение храма — это важнейший обряд, без которого в храме нельзя проводить богослужения. Его совершает либо архиерей, либо специально делегированный для освящения храма священник.
Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода.
На фото показано, как архиерей омывает водой будущий престол в небольшом алтаре, остальные священство присутствуют при этом
Престол помазывается миром — тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух.
Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и «есть цель христианской жизни». Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами всего храма.
Очень интересно, что это миро, заготавливается специально и только для совершения Таинства над человеком, а используется здесь, освящая неодушевлённые предметы.
Именно это священнодействие показывает нам о невыразимой разницы между простым зданием и храмом, домом Всемогущего Бога. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…
Что такое придел в храме?
именуют помещение в храме, состоящее из алтаря и пространства, предназначенного для мирян. В зависимости от архитектуры, храм может иметь один или несколько приделов. Различают
главный
(центральный) и
боковые
приделы.
Количество приделов в храме может быть самым разным. Например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади их одиннадцать
придел именуется на Западе, как правило, в
католических
храмах.
на Руси называли боковой придел, отделенный от основного помещения глухой стеной.
В основание престола закладывается частица мощей
Очень интересный момент, это то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей какого-либо мученика.
Это преемственность уже идет от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие — Божественную Литургию — где-то в катакомбах или подземных захоронениях.
Скиния собрания — походный храм евреев.
Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9).
Именно так в Библии изображали еврейского пророка и основоположника иудаизма Моисея. Именно он по повелению Бога освятил скинию и все ее принадлежности
Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9).
После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления.
Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священной песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).
Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм
Например, если центральный придел освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.
Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.
Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.
Количество дополнительных приделов может быть и 2 и 3.
Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.
Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.
Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.
Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.
Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.
Нельзя совершать за одни сутки две литургии в одном алтаре.
А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.
Разновидности приделов
С точки зрения планировки приделы также могут значительно отличаться друг от друга. Это могут быть параллельные друг другу нефы
, отделенные друг от друга лишь несколькими
колоннами
в храме-
базилике
, а могут – причудливо расположенные изолированные друг от друга
комнаты
, как в уже упомянутом нами храме Василия Блаженного. Приделы могут располагаться и на
хорах
храма или, к примеру, в
подземном
помещении. Наконец, распространены церковные здания с приделами, расположенными в
пристройках
к основному зданию.
Придел — прежде всего алтарь, где совершаются богослужения
Рассмотрим более подробно, что такое придел, и что он содержит в себе. Прежде всего, это алтарь — главное место всего православного храма. Именно в алтаре совершается главное богослужение всей христианской церкви.
Слово алтарь происходит от латинских слов «alta» и «ara»: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.
В алтарь разрешать заходить только мужчинам, женщинам туда вход воспрещен, потому что алтарь считается святым местом
Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.
Алтарь состоит из следующих важных частей:
Престола — стола, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено.
Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний — индитией, что в переводе с греческого означает — «одеваю».
Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.
На схеме можно рассмотреть, что находится в алтаре. Престол, где находится Антиминс, Крест, Евангелие и Дарохранительница
Жертвенник — четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола). Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии.
На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям;
Ризницы — особое место, располагающееся справа от престола, где в специальные одежды облачаются священнослужители.
В этой ризнице хранятся все богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов, которые необходимы для проведения литургии.
Здесь также стоят все богослужебные книги, которые нужно во время проведения божественной литургии.
А вот в болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.
Горнее место — части православного храма, которая располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Под цифрой 1 изображено горнее место, на которое садится архиерей во время божественной литургии, под цифрой 2 – престол
Алтарь в храме невозможно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть самым прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять.
Во время божественной литургии, священник то выходит из алтаря, то вновь заходит в него. Происходит так всю литургию.
Войти в алтарь могут лишь некоторые. Но именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если совсем не помнит этого.
Естественный и искусственный свет в храме
Освещение храмового пространства складывается из двух составляющих: естественного и искусственного света.
Естественный свет
Солнечный свет пропускается в храм весьма ограниченно, и каждая его часть освещается по-своему.
Важнейшим источником естественного света являются окна в алтаре. Лучи утреннего солнца, проникающие через них, символизируют Солнце правды – Спасителя. По возможности, здесь делают три окна, напоминающие о Божественном Троическом Свете. Алтарь, символизирующий Царство Небесное – это самая освещённая часть храма.
Средняя часть, знаменующая собой оправданный Богом мир, освещается заметно слабее. Сюда солнечные лучи попадают через окна, расположенные в барабане и в стенах.
Купол соответствует небесной сфере, поэтому здесь нередко располагается образ Спасителя (особенно это характерно для церквей, построенных в византийской традиции). Именно оттуда на молящихся льются потоки солнечного света, освещая оконные откосы с изображёнными на них ангелами и лики апостолов в промежутках между оконными проёмами.
Расположение окон также неслучайно: сгруппированные по два или три, они напоминают о двух природах Христа – Божественной и человеческой и символизируют Святую Троицу.
Наименее освещённая часть – притвор, символизирующий мир, не познавший Спасителя. Здесь обычно очень скудное освещение через узкие окна (иногда их вообще может не быть).
Искусственное освещение внутри храма
Искусственное освещение храма в ещё меньшей степени, чем естественное, призвано к достижению сугубо практической цели – церковные светильники, имеющие символическое значение, зажигают не только в тёмное время суток, но и во время дневных служб, когда естественного света вполне достаточно.
Внутреннее освещение складывается из последовательного или одновременного зажжения различных источников света:
Дикирий (греч. δικήριον — «двухсвечник») и трикирий (греч. τρικήριον — «трёхсвечник»), являющиеся частью архиерейского облачения, представляют собой подсвечники соответственно с двумя или тремя перекрещенными свечами. Две свечи дикирия напоминают о двух природах Спасителя, а три свечи трикирия – о трёх лицах Святой Троицы.
Семисвечник(семилампадник), ведущий своё происхождение от светильника, находившегося в иудейской скинии, располагается в алтаре за престолом, напротив Горнего места. Он состоит из семи ветвей на общей подставке. На каждой ветви закреплены лампада и чашечка. Семисвечник напоминает о семи светильниках, которые были явлены апостолу-евангелисту Иоанну Богослову в видении Небесного храма между Господним седалищем и престолом. Он символизирует дары Святого Духа, которые получают христиане через Семь церковных Таинств.
Паникади́ло (греч. πολυκάντηλο – многосвечник) – самый большой светильник с сердечником, напоминающий люстру со множеством свечей или лампочек. Обычно оно свисает прямо из купола в центре храма и символизирует полноту Божественного Света. В русской церкви на нём изображается крест, в греческой традиции используются древние символы: парус, якорь, рыба и др.
Древнейшие паникадила изготавливались без сердечников и назывались хоросами (древнегрч. χορός — круг, хор, хоровод). Сегодня они также используются в православных храмах – круги с установленными на них лампочками подвешиваются на цепи, которые, как правило, сходятся вверху в одной точке.
Поликандило – светильник, подобный паникадилу, но имеющий меньшие размеры. От паникадила его отличает количество свечей (лампочек) – от семи до двенадцати. Поликандила размещают в боковых приделах.
Паникадила, хоросы и поликандила символизируют свет, исходящий от Небесной церкви на Церковь земную, прогоняющий от от неё мрак.
Лампады («кандила») – это небольшие сосуды с фитилем на поплавке, наполняемые специальным маслом, горящие перед иконостасом и перед образами в храме. Существуют различные традиции подвешивания лампад перед иконами: в России, как правило, они располагаются ниже лика святого, в Греции – выше.
Кроме лампад, в храме находятся подсвечники со свечами. Высокие подсвечники, кроме сугубо утилитарного назначения, напоминают о духовной высоте, благодаря которой свет веры распространяется в мире. Святой праведный Иоанн Кронштадский так писал об их значении:
Св. прав. Иоанн Кроштадский
«Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями».
Электрическое освещение храма внутри и снаружи
Традиционно православные храмы освещались лампадами и свечами, однако, технический прогресс проник в церковь, и в ХХ веке остро встал вопрос использования электрических источников света в храме.Художник Василий Васнецов, многократно участвовавший в росписи церквей, так писал на эту тему:
В. Васнецов
«По существу, конечно, против электричества не имеется возражений — никакого греха в нем нет. Возражения могут возникнуть только на почве церковного обычая и предания, в связи с символическим значением свечи и лампады (масла), а также с молитвенным настроением молящихся… Восковая свеча и деревянное масло, освещающие лики Святых, роднее душе его (русского человека)».
Выдающийся богослов ХХ. Священник Павел Флоренский придерживается в этом отношении однозначно отрицательной оценки:
Священник Павел Флоренский
«Далеко не безразличен способ, каким она (икона) освещена, и, конечно, для художественного бытия иконы освещение ее должно быть именно то самое, ввиду которого она написана… Писанная приблизительно при тех же условиях, в келье полутемной, с узким окном, при смешанном с искусственным освещении, икона оживает только в соответствующих условиях…Электрический свет убивает краску и нарушает равновесие цветовых масс; нельзя рассматривать икону в богатом синими и фиолетовыми лучами электрическом свете. Электрический свет, как ожог, уничтожает и психическую восприимчивость».
Тем не менее, электричество прочно вошло в храм, однако, его использование должно быть весьма ограниченным и грамотным и основываться на соблюдении церковных канонов и богослужебной символики.
В последние годы, помимо внутреннего освещения, широко применяется наружная подсветка фасадов церквей в вечернее и ночное время.
М.Ю Кеслер полагает: «Для создания внешнего эффекта светом прожекторов выделяются завершения храмов, подсвечиваются наиболее интересные с точки зрения внешней выразительности фрагменты… Современная практика проектирования наружного освещения храмов должна осуществляться в увязке с символикой его составных частей и смысла храма в целом: декоративный эффект должен сочетаться с выявлением его сущности».
Алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом
Алтарь, отделяется от остальной части храма особой стеной с иконами — иконостасом. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века.
Стрелочками показана та самая стена, которая отделяется от алтаря. Именно за этой стеной находится алтарь
По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своем храме святитель Василий Великий. Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас.
Сохранились царские врата XIII—XIV веках, относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.
От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».
в этом веке иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи
К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В Государственной Третьяковской Галерее хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове.
Деисусные иконы — такие, которые имеют в центре Христа, слева и справа от него находятся Божия Матерь и Иоанн Креститель.
Одна из старинных икон деисуса, которая называется «Деисус с припадающими святыми»
Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.
Сразу за иконостасом следует возвышение именуемое солеей.
Солея служит как бы просцениумом для богослужения. Во время богослужебных входов по солее торжественно шествуют пономари со свечами и служащее духовенство.
За ней следует амвон — специальное сооружение, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. После следует пространство, в котором стоят люди и молятся.
На фото подробно указано, где находится амвон и солея
Важно отметить, что и центральный, и дополнительные приделы устроены абсолютно одинаково, и имеют одни и те же составные части.
Отличаться приделы могут лишь пышностью, то есть материалами и качеством отделки.
Обычно центральный придел — самый красивый и величественный во всем храме.
Дополнительные приделы намного скромнее выглядят.
Чаще всего, в обычные будние дни, когда нет необходимости совершать несколько литургий, служба совершается в дополнительном приделе.
Сделано это потому, что когда служба начинает совершаться в центральном приделе, визуально для прихожан оно как бы выделятся пышностью и важностью.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение