причины необходимости внедрения перевернутого обучения
Статья на тему «Плюсы и минусы инновационной модели обучения «перевёрнутый класс»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Плюсы и минусы инновационной модели обучения «перевернутый класс»
Современный учитель в постоянном поиске новых подходов к обучению, более эффективных, интересных и результативных. Развитие компьютерных технологий в этом ему помогают.
Модель «перевернутого класса» или «перевернутое обучение» как раз построено на использовании компьютерных устройств. Его сущность состоит в том, что ученики самостоятельно изучают материал по видеолекциям, не выходя из дома, а вот на уроке практикуются по заданной тематике.
Как появился столь инновационный подход к обучению, «урок наоборот»? В 2006 году в Колорадо преподаватели химии в средней школе Джонатан Бергман и Аарон Сэмс придумали как отработать пропущенные некоторыми учениками занятия. Они решили, что свои лекции можно записать в форме видео, которые учащиеся могут посмотреть в качестве домашнего задания, тем самым изучив тему. Позже преподавателям в голову пришла идея, что данный формат можно развить в новое образовательное направление.
Плюсы «перевернутого обучения»:
1. Индивидуальный подход. При просмотре видеолекций у ученика складывается ощущение, что материал преподается именно для него, а не для всего класса. Помимо этого, в классе практика также может строиться, исходя из индивидуальных особенностей учащегося, каждому ученику – свое задание.
2. Комфорт. Учитель может не тратить время на уроке, на объяснение темы, лишь на непонятные моменты, вызвавшие вопросы у ученика. Учащимся можно просматривать лекции в удобное время и неограниченное количество раз.
3. Практика. Урок посвящен только практическим занятиям (лабораторные работы, семинары и т.д.)
4. Универсальный формат. Перевернутое обучение подходит для любых классов.
Конечно, есть и минусы новой модели «перевернутого класса»:
1. Недостаточная осведомленность в компьютерных технологиях со стороны многих учителей. Подготовка видеолекций и новая роль «тьютора-наставника» потребует от преподавателей развития новых навыков.
2. Ученикам потребуется развитие самодисциплины, готовности к самостоятельному изучению материал.
3. Возможное ослабление роли учителя в обучении.
4. Трудоемкость при переходе к новой модели, ведь нужны переработать учебную программу, разработать необходимые материалы, тесты и т.д.
Несмотря на эффективность при внедрении перевернутого обучения в некоторых странах, российские школы не готовы к полному изменению системы образования.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Перевернутый класс
Выполнять домашние задания сложнее, чем заниматься на уроках в школе. На уроках ученики слушают объяснения преподавателя, читают учебник, конспектируют материал и выполняют другие базовые задания для знакомства с новой темой. Во время выполнения домашних заданий приходится разбираться с нестандартными ситуациями, высказывать собственное мнение и самостоятельно находить ответы на непонятные вопросы. Из-за такого подхода домашние задания вызывают негатив и выполняются только формально. Со временем это приводит к тому, что ученики отдают приоритет личным делам и домашние задания перестают приносить пользу.
Перевернутый класс или перевернутое обучение — это педагогическая методика, которая решает проблему бесполезных домашних заданий. Это достигается за счет того, что дома ученики самостоятельно знакомятся с новой темой, а всю сложную практическую часть переносят в класс. В итоге каждый ученик может в удобном темпе осваивать новый материал, уделять больше времени практики и использовать школу для получения обратной связи от преподавателя и одноклассников. То есть на смену бесполезной зубрежки приходит работа над пониманием материала. Давайте разберемся с этим подробнее. Вы узнаете, откуда появилась технология «Перевернутый класс», какие у нее особенности и с чего начать ее применение.
История метода
Модель «Перевернутый класс» появилась в 2007 году в результате совместной работы Аарона Сэмса и Джонатана Бергмана — преподавателей средней школы Вудленд Парка (США, штат Колорадо). В этом разделе будет краткое описание истории метода. Если понравится и вы захотите узнать больше деталей, прочтите книгу «Flip Your Classroom». В ней Аарон и Джонатан раскрывают все подробности.
В 2006 году Аарон Сэмс и Джонатан Бергман работали на химическом факультете, придерживались одинаковых философских взглядов на образование и постоянно взаимодействовали с 950 учениками. Для облегчения работы преподаватели разделили весь методический материал и начали совместно планировать уроки, готовить задания для тестов и разрабатывать концепции лабораторных работ. Это не помогло: ученики активно занимались спортом, тратили много времени на дорогу в школу или по иным причинам не успевали вникнуть в суть школьной программы. В итоге все силы преподавателей уходили на то, чтобы школа не сильно отставала от общегосударственного уровня. О любых более значимых перспективах речи не шло.
Ситуацию изменила статья из технического журнала, в которой рассказывалось о новом программном обеспечении, способном преобразовывать разные виды контента в видео. То есть появилась возможность записать любой урок, опубликовать его в Интернете и сделать доступным для каждого ученика. Первые уроки от Аарона Сэмса и Джонатана Бергмана появились весной 2007 года. Как пишут сами авторы, первые видео были записаны из эгоистических побуждений: преподавателям надоело, что их мало кто слушает и что однотипную информацию приходилось по многу раз повторять. Это утомляло и не давало особого результата.
Видеолекции решили много проблем: преподаватели не задерживались после уроков, а школьники могли получать нужные знания в любое удобное время. Ученик пропускал или не понимал материал → обращался к Аарону Сэмсу или Джонатану Бергману за консультацией → получал ссылку на подробное объяснение нужной темы → самостоятельно все изучал и был готов к практической части урока. Преподавателям оставалось ответить на непонятные вопросы, привести больше примеров, рассказать о частных случаях и получить обратную связь от учеников.
Всего через год применения уроки перевернутого класса получили сразу несколько положительных побочных эффектов:
Со временем идея перевернутого класса вышла за пределы маленького города, получила популяризацию в СМИ и начала применяться педагогами всего мира.
Преимущества использования
Чтобы разобраться с преимуществами перевернутого класса, важно понять проблемы в традиционной системе преподавания. В традиционной модели учитель находится в центре внимания и на протяжении всего урока является основным источником информации. Он должен ответить на вопросы, подробно объяснить материал, организовывать групповую и индивидуальную работу, придумать прикладные задачи и контролировать возникающие дискуссии. В рамках выделенного времени всего не успеть и обучение сводится к трем действиям:
В итоге ученики ходят в школу только для того, чтобы не получить плохую отметку и не огорчить родителей. Личной заинтересованности нет и образование бесполезно.
Теперь разберемся с моделью перевернутого класса, где обучение ориентировано на ученика и время в классе используется для глубокого изучения программы. При таком подходе учащиеся вовлекаются в процесс, проявляют заинтересованность и приобретают множество полезных навыков. Это приводит к таким результатам:
Ученики перевернутых классов перестают ориентироваться на оценки, получают свободное время и делают ставку на самообучение. Это повышает качество подготовки и приводит к тому, что во время контрольных работ средний балл учеников перевернутых классов выше сверстников из любой традиционной школы.
Сложности внедрения
Критики утверждают, что модель перевернутого класса обладает некоторыми отрицательными последствиями, которые затрагивают школьников и учителей:
И еще момент: повышение производительности в перевернутых классах сильно варьируется в зависимости от состава учащихся и таланта преподавателя. Поэтому технологии, которые сработали у одного педагога, могут оказаться бесполезными у другого. Для этого под некоторые классы необходимо разрабатывать уникальные инструменты. Это усложняет подготовку и заставляет учителей еще тщательнее готовиться к уроку. Многим педагогам старой закалки это не нужно. Поэтому заранее думайте о том, как будете договариваться с окружающими. Если не знаете как начать — попробуйте найти нужную информацию на курсе «Переговоры».
С чего начать
Перевернутый класс — это не готовая пошаговая система, которую можно применить для любой школы или класса. Здесь нужно смотреть на желание учителя внедрять новые педагогические приемы и обратную реакцию учеников. Поэтому начинайте с простейших инструментов и наблюдайте за тем, как они повлияют на процесс. Если успеваемость повысится и ученики позитивно отнесутся к изменениям — оставьте выбранный прием и добавьте к нему что-то еще. Если прием не приживется — замените его на новый. Так со временем у вас появится копилка методик, которые можно подстраивать под классы с разной степенью вовлечения в учебный процесс.
Теперь определим список действий, которые стоит выполнить в первую очередь:
Технология перевернутого класса не рассчитана на то, что вы один раз создадите материал и на протяжении долгих лет будете его эксплуатировать. Чтобы технология работала, информация должна постоянно обновляться и соответствовать обратной связи учащихся. Поэтому имейте это ввиду и для поиска новых инструментов следите за Мастерской Марины Курвитс — эстонским педагогом, практикующим перевернутый класс и другие инновационные методы обучения.
И как раз напоследок предлагаем вам посмотреть вебинар Марины Курвитс об инструментах перевернутого класса:
Напишите в комментариях, что думаете про уроки перевернутого класса? Стоит ли их внедрять и насколько эффективными они могут оказаться?
Применение технологии смешанного обучения «Перевёрнутый класс» как средство повышения эффективности урока
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Применение технологии смешанного обучения
как средство повышения эффективности урока.
Составитель: учитель начальных классов
Актуальность применения новых образовательных технологий.
Современный учитель, шагающий в ногу со временем, ежедневно задаётся вопросом, как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджитов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода «Перевёрнутый класс».
Для размышления предлагаю вначале послушать небольшую историю.
На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».
Поэтому сам собой возник вопрос, возможно ли в этих новых условиях учить детей так же, как мы это делали вчера, по системе, которую ввел примерно 400 лет назад Ян Амос Каменский? Это наш традиционный урок, который проходит по одному сценарию: проверка домашнего задания, объяснение нового, выполнение заданий на понимание и применение новых знаний.
Технология смешанного обучения «Перевёрнутый класс»
С каждым годом всё актуальней в системе образования становится применение технологий смешанного обучения, в том числе технологии «Перевёрнутый класс». На протяжении последних 10 лет во всём мире популярна эта технология. В России только последние 2-3 года идёт апробация этой модели обучения.
Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.
Первооткрывателями технологии смешанного обучения считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.
Предпосылки появления моделей смешанного обучения
Со студенческих лет все педагоги хорошо знакомы с образовательными целями: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Иерархия этих образовательных целей была определена на основе таксономии мыслительных операций, которую разработал американский психолог Бенджамин Блум ещё в 1956 году. В ней выстроены те когнитивные действия, которые должен пройти каждый ученик, чтобы получить прочные навыки.
Этот список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.
Рассмотрите, предложенную вам пирамиду, и ответьте на вопрос: какого уровня пирамиды Блума достигают учащиеся, работая на уроке?
Если вспомнить наши обычные уроки, то учитель успевает на уроке дать новые знания, проверить понимание на основе элементарных упражнений и задать домашнее задание, чаще всего это упражнения на применение. Более высокие и самые сложные продуктивные уровни усвоения знаний тоже чаще остаются на дом, либо вообще не применяются. Получается, то что легко мы выполняем в школе, а сложные задания на классификацию, систематизацию и прочее оставляем детям разбираться самостоятельно без нашей поддержки. При этом ФГОС требует от нас учителей формирования таких качеств, как самостоятельность, сотрудничество, критическое мышление, поиск и применение информации, решение проблем. Возможно ли успешное формирование этих качеств на традиционном уроке? Учителя используют всё своё мастерство пытаясь успеть на уроке не только дать знания, но и создать условия для формирования навыков анализа, синтеза и оценки. Активно применяют современные технологии обучения и разнообразные формы работы. И всё же понимают, что времени при такой организации урока всегда не хватает.
Если смотреть с позиции таксономии Блума при применении модели обучения «Перевёрнутый класс», отдавая на домашнее изучение новую тему, мы получаем возможность организовать на уроке активные формы обучения, которые будут направлены на практическое решение заданий сложного уровня и формирование современных компетенций обучающихся. На уроке освобождается время для большей самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся.
Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам или «сбрасывает» её на информационный носитель ученика. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить. Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам, дополнительные вопросы можно задавать учителю на сайте класса.
В классе на уроке происходи отработка нового материала, с которым дети уже познакомились дома. Преимуществом технологии «Перевёрнутый класс» учителя-практики отмечают возможность организовать работу на уроке так, чтобы мотивированные сильные учащиеся могли идти дальше, а у учителя освобождается время на работу с менее мотивированными учениками. Чаще всего работа строится по группам.
Мой опыт применения модели «Перевёрнутый класс»
Как я «переворачиваю» свои уроки? На родительском собрании я познакомила родителей с теоретическими основами метода «Перевёрнутый класс». Узнала у кого есть возможность выхода в интернет, дала ссылку на блог класса.
На уроке мы работали в группах. Задания я подбирала, опираясь на таксономию Блума, чтобы показать какого уровня усвоения учебного материала нам удалось достичь. Она же послужила нам оценочным листом (для понимания детей, было упрощена). Таким образом за один урок с первоклашками нам удалось пройти все ступени усвоения учебного материала, от получения нового знания до применения его при написании мини-сочинения. После каждого этапа ребята делали выводы, закрашивали очередную ступеньку и в конце урока была проведена рефлексия по пирамиде Блума (мы её назвали «Лестница успеха»). В ходе рефлексии ребята убедились в том, что хорошо усвоили новые знания на уроке и научились их применять.
Исходя из этого опыта, я сделала выводы, что применение модели обучения «Перевёрнутый класс» целесообразно в первую очередь при изучении сложных обширных тем, для понимания которых требуется активная позиция учащихся и время на осмысление. Очень часто такие темы встречаются на уроках окружающего мира. При изучении темы «Экономика», ребята также посмотрели видеоурок дома, а на уроке, работая в группе, активно изучали одну из отраслей экономики и представляли её классу. Урок прошёл оживленно. Отвечая на вопрос: «Какие отрасли работают, чтобы мы могли купить карандаши?», ребята инсценировали работу и взаимодействие этих отраслей.
Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам, уважаемые коллеги. Но можно с уверенностью сказать: «Попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому!».
Статья «Инновационная модель обучения «Перевёрнутый класс»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Инновационная модель обучения «Перевёрнутый класс»
Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.
Родоначальниками модели «Перевернутого класса» считаются два американских педагога – Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.
Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и педагогом. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе.
Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Зачем педагогу «переворачивать» обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которыми педагогу сталкивается в ежедневной работе с учащимися?
Во-первых, педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые невозможно или трудно решить в рамках традиционного урока:
— пассивность учащихся, их нежелание самостоятельно работать;
— многие ученики нацелены исключительно на зазубривание учебного материала: вызубрил, ответил и забыл;
— у педагога практически нет времени для того, чтобы уделить внимание отдельным ученикам, осуществить индивидуальный подход, так как нужно провести опрос, поставить отметки, а потом значительную часть времени посвятить объяснению нового материала;
— ограниченные возможности использования в качестве средств обучения смартфонов, планшетов, ноутбуков, которые уже есть почти у каждого ученика. Часто их использование запрещается педагогом и др.
Во-вторых, на обычном уроке трудно достичь высокого уровня владения учащимися материалом. Американский психолог Б.Блум в своей пирамиде целей выделил 6 уровней: знание (перечисляет, воссоздает, показывает, представляет, демонстрирует, вспоминает); понимание (объясняет, описывает своими словами, обосновывает, приводит примеры); применение (использует, решает, экспериментирует, делает прогноз); анализ (анализирует, находит связь, классифицирует, упорядочивает, сравнивает, группирует, систематизирует); синтез (обобщает, конструирует, комбинирует, интегрирует, создает, выражает гипотезу); оценка (критически оценивает, выбирает, тестирует, делает выводы, принимает решения).
В-третьих, традиционное обучение ограничивает возможности реализации компетентностного подхода, потому что слабо справляется с формированием и развитием у учащихся актуальных в XXI веке компетенций, которые необходимы для успешной учебы и работы:
— творческий подход и новаторство;
— способность решать проблемы;
— коммуникабельность и сотрудничество;
— информационная и медиаграмотность;
— гибкость и способность к адаптации;
— инициативность и самостоятельность;
— способность делать выбор и ответственность;
Исходя из вышесказанного, педагоги подошли к тому, что обучение стоит «перевернуть».
Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:
1. Педагоги готовят несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет).
2. Обучающиеся смотрят данные видеолекции дома. Особенности просмотра видеолекций заключаются в следующем:
— ученик осваивает материал в индивидуальном темпе;
— отсутствуют временные ограничения;
— возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий.
3. Урочное время используется для выполнения практических работ или другой учебной деятельности.
Обучающиеся могут делиться на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты: условных «читателей» садят вместе читать книги, «писатели» будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент — смотреть видео. Затем следует пробовать развивать и другие способности: группы можно перемешать, таким образом у детей откроются иные перспективы мышления и восприятия информации.
Возможно ли такое в рамках традиционного урока? Конечно, но с определенными ограничениями.
Преимуществами модели «Перевёрнутого класса» является то, что:
— педагоги располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся, объяснить разделы, вызвавшие затруднение;
— ученики, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, так как традиционное домашнее задание делается в классе, при поддержке и помощи учителя;
— обучающиеся не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала дети записывают возникшие вопросы, и педагог разбирает эти вопросы отдельно,
— педагог на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса;
— использование образовательных возможностей Интернет пространства, общения между учащимися способствуют формированию у детей критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.
— каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы следует сопровождать четкими учебными целями и поэтапной инструкцией;
— обязательно нужно сопровождать каждое учебное видео заданием (если видео не содержит задания, то следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео, это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео);
— нужно привлекать учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
Безусловно, обучение в рамках модели «Перевернутого класса» требует от педагога дополнительной подготовки, особенно на первых порах. Когда учитель только начинает организовывать подобную работу, необходимо учесть, что:
Где взять видеолекции? Учебное видео по теме можно сделать самим или найти в Интернете. Например, существует некоммерческий проект Академия Хана, созданный американцем Салманом Ханом с коллекцией из более чем 4200 бесплатных лекций, которые переведены на разные языки, в том числе и на русский.
Следует помнить, что изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса – и те, кто учит, и те, кто учится.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит множество требований, имеющих непосредственное отношение к обучению в рамках модели «Перевернутого класса»:
— учащиеся должны использовать в процессе обучения технологические инструменты, а также «персонализировать учебное пространство для углубления знаний»;
— учащиеся должны понимать специфику обучения в цифровом мире и действовать только безопасными и законными методами;
— при изучении материала учащийся должен мыслить критически;
— важно не только изучить существующие материалы, но и уметь «решать проблемы путем создания новых решений».
Таким образом, переход к модели «Перевернутого класса» является переходом от главенства педагога к главенству ученика. Становится возможным более тесное сотрудничество во время образовательного процесса. Обучающиеся перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Модель позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.
1. Ищенко, А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876
2. Мирошникова, Н. Н. «Перевернутый класс» – инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе [Текст] / Н. Н. Мирошникова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
3. Крылова, А. С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение»// Academy 2016, № 1(4).