причастие в церкви на пасху
Когда причащаться?
В какой день лучше причаститься Святых Христовых Таин? На Страстной седмице многих верующих волнует этот отнюдь не праздный вопрос.
Действительно, Страстная седмица — неделя уникальная, насыщенная исключительными событиями, которые присутствуют в богослужебном круге всего один раз в году.
Церковный человек рассуждает: «Как не причаститься в Великий Четверг, когда на Тайной Вечере было установлено таинство Причастия? Хорошо бы приобщиться и в Великую Субботу — единственную благословенную субботу в году, с ее особенным богослужением. Как остаться непричастным Христу в этот день тишины и покоя, когда Он телом заключен во гробе, а душой сходит во ад? Наконец, как можно не приобщиться на Пасху, когда вся земля ликует, когда ангелы веселятся и прославляют Господа? Из алтаря вынесут Чашу Жизни — высший дар Божий человеку, и многие причастники подойдут к ней. Что же я? Так и останусь стоять в стороне от Трапезы Господней?»
Как ни странно, еще можно встретить священников, которые не благословляют причащаться на Пасху. Иные уклоняются от ответа и говорят: «Ну, если ты считаешь себя достойным, то причащайся». Это обыкновение не причащать верующих на Пасху сложилось в советское время. Оно было продиктовано благочестивыми соображениями и учитывало реальное положение людей того времени. Понимая, что человеку придется провести последнюю субботу перед Пасхой на работе (в советское время почти всегда суббота перед Пасхой была рабочей или в этот день объявлялся всесоюзный коммунистический субботник) или в домашней суете, священники благословляли верующих причащаться заранее – в Вербное воскресенье, или в Великий Четверг, или в Великую Субботу, а на пасхальной службе уже только молиться. В те времена в некоторых храмах за ночной Литургией даже Евхаристическую Чашу не выносили из алтаря. Но теперь другое время, и верующий человек может свободно в любое время причащаться Тела и Крови Христовых.
В Пасхальную ночь празднуется исключительное событие — Христово Воскресение. Это праздник праздников и торжество торжеств. Но таинство Причастия в эту ночь не меняется так, что приобщаться Господней Трапезе могут только «достойные». Таинство Евхаристии абсолютно одинаково, где бы и когда бы оно ни совершалось. В будний день в отдаленном сельском приходе или в великий праздник в многолюдном кафедральном соборе причастники причащаются истинного Тела и Крови Христовых и соединяются с Ним.
С другой стороны, само причащение не должно быть для нас самоцелью. Мы причащаемся, чтобы пребывать в единстве с Господом, чтобы Он мог войти в нас и попалить тернии всех наших прегрешений, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь в Его Царстве. Поэтому мы готовим себя к этому таинству, а не просто, проходя мимо, заходим в храм, причащаемся и спешим дальше по своим делам. Для христианина Причастие — это значимое событие, мы за него благодарим Бога и стараемся этот день провести достойно.
Желая причаститься на Пасху, надо учесть, будет ли у нас возможность соответствующим образом подготовиться. Если мы Великую Субботу проведем в покое, в молитве, в размышлении об Искупительной Жертве, думаю, ничто не воспрепятствует исполнению нашего благочестивого желания. Однако многие в Великую Субботу полностью погружены в предпраздничные хлопоты: наводят дома чистоту, запасаются провизией на много дней вперед, готовят пасхальный стол. Им некогда вспомнить, что в это самое время «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».
Церковь напоминает: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Если же «плоть человеча» весь день снует по магазинам, перебирая в уме, что еще надо докупить для праздничного стола, если человек только тем и занят, что жарит, парит и печет, разжигая свой аппетит, пробует, какой получилась пасха (творожное блюдо), то вполне может прийти в такое состояние, когда приобщение Таин Христовых не принесет ему пользы.
Но есть ситуации, когда человек погружен в хлопоты постоянно. Например, многодетная мать не может позволить себе даже в Великую Субботу побыть в тишине и молитвенном созерцании. Малые дети у нее на руках не только в преддверии Пасхи, но и каждый день. Это обстоятельство не должно служить препятствием к причащению Святых Таин, если она имеет желание причаститься на Пасху.
Наши постоянные обязанности (по работе, уходу за детьми, за больными и т. п.) у нас есть всегда. В Великую Субботу мы ограничиваем себя в такой деятельности, которой вполне можно избежать в этот день, или перенести на другое время, или сократить до минимума, или вообще от нее отказаться. Если, например, мы духовное празднование Пасхи ставим на первое место, то приготовление разнообразных блюд лучше отложить на последующие дни. Это поможет нам сохранить не только правильный внутренний настрой, но и физические силы.
Насыщаться после длительного поста вредно для здоровья. Тем более это не пойдет на пользу душе. В магазин можно сходить и раньше, не обязательно в субботу. Да и после ночной пасхальной службы устраивать пышное разговение неверно, так как можно утратить радость духовную, да и все домочадцы смысл Пасхи сведут к вкусным блюдам.
Когда говорят о достойном причащении на Пасху, речь идет не о том, что по праздникам причащаются более достойные, а в будние дни — менее достойные. Никогда и никого из людей, даже святых, нельзя назвать достойными соединиться с Богом, Который «есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29). Все мы причащаемся по милости Божией и по заповеди Христовой (см. Лк. 22, 19). Многое зависит от обстоятельств жизни человека, но важнее всего его стремление принять Христа в свое сердце, соединиться с Ним в таинстве. При этом все должно быть по совести, а не в осуждение.
Таким образом, если человек может себе позволить всю Страстную седмицу прожить сосредоточенно, в молитве, в благоговении, стараясь быть на всех службах, то почему же ему нельзя приобщаться за каждой Божественной литургией? Если человек испытывает сильную жажду быть со Христом в эти особые святые дни и имеет для этого время и силы, ему надо готовиться и со страхом Божиим, благоговением и радостью приобщаться Распявшемуся ради нас и Воскресшему Спасителю.
О Причащении на Пасху
Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra.
Практика Причастия Святых Христовых Тайн в пятнадцати Поместных Православных Церквах изменяется во времени и пространстве. Дело в том, что эта практика не является догматом веры. Мнения отдельных отцов и учителей Церкви разных стран и эпох воспринимаются как teologomene, то есть как частная точка зрения, поэтому на уровне отдельных приходов, общин и монастырей очень многое зависит от конкретного настоятеля, игумена или духовника. Есть на этот предмет и прямые постановления Вселенских Соборов.
Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время поста пред Причастием вообще не было, сначала шла общая трапеза, молитва, проповедь. Об этом мы читаем в посланиях апостола Павла и в Деяниях.
В Четвероевангелии не регламентируется причастная дисциплина. У евангелистов-синоптиков говорится не только о совершённой на Тайной Вечере в Сионской горнице Евхаристии, но и о тех случаях, которые явились прообразами Евхаристии. На пути в Эммаус, на берегу Геннисаретского озера, во время чудесного улова рыб… В частности, при умножении хлебов Иисус говорит: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф. 15, 32). В какой дороге? Не только ведущей домой, но и на жизненном пути. Не хочу оставить их без Причащения – вот о чём слова Спасителя. Мы думаем иногда: «Этот человек недостаточно чист, ему нельзя причащаться». Но именно ему по Евангелию и предлагает Господь Себя в Таинстве Евхаристии, чтобы этот человек не ослабел в дороге. Тело и Кровь Христовы нам необходимы. Без этого нам будет намного хуже.
Постовые требования появились только с IV–V веков. Современная церковная практика основана на Церковном Предании.
Что такое Причащение? Награда за хорошее поведение, за то, что ты постился или молился? Нет. Причастие – это То Тело, это Та Кровь Господа, без Которых ты, если погибнешь, то погибнешь окончательно.
Василий Великий отвечает в одном из своих писем женщине по имени Кесария Патриция: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: “Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную”. Кто же сомневается, что причащаться непрестанно жизни есть не что иное, как жить многообразно?» (то есть жить всеми душевными и телесными силами и чувствами). Таким образом, Василий Великий, которому мы часто приписываем многие епитимии, отлучающие от Причастия по грехам, очень высоко ценил достойное Причащение каждый день.
Иоанн Златоуст также разрешал частое Причащение, тем более на Пасху и на Светлой седмице. Он пишет, что следует непрестанно прибегать к Таинству Евхаристии, причащаться с должной подготовкой и тогда можно насладиться тем, чего желаем. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве. Четыредесятница, то есть пост Великий, один раз в год бывает, а Пасха трижды в неделю, когда причащаешься. А иногда и четыре, точнее же, столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха – это не пост, но Причастие. Подготовка не в том, чтобы вычитывать три канона неделю или сорок дней говения, а в очищении совести.
Благоразумному разбойнику потребовались считанные секунды на кресте, чтобы очистить свою совесть, признать в Распятом Мессию и первым войти в Царство Небесное. Некоторым требуется год и больше, иногда вся жизнь, как Марии Египетской, чтобы приобщиться Пречистому Телу и Крови. Если сердце требует Причастия, то должно причащаться и в Великий Четверток, и в Великую Субботу, на которую в этом году приходится Благовещение, и на Пасху. Исповеди же достаточно одной накануне, если только человек не совершил греха, который надо исповедовать.
«Кого нам похвалить, – говорит Иоанн Златоуст, – тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью».
А подтверждение тому, что Причащение возможно и на Светлой седмице, есть во всех древнейших анафорах. В молитве перед Причащением сказано: «Сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям». Эти слова мы читаем и на Пасхальной литургии Иоанна Златоуста, что свидетельствует об общем Причащении мирян. После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостаиваются.
Проблема причастной дисциплины стала дискуссионной только в Средние века. После падения в 1453 году Константинополя Греческая Церковь переживала глубокий упадок богословского образования. Со 2-й половины XVIII века начинается оживление духовной жизни в Греции.
Вопрос о том, когда и как часто следует причащаться, был поднят так называемыми коливадами, монахами с Афона. Они получили свое прозвище из-за несогласия совершать поминальную службу над коливом в воскресные дни. Сейчас, 250 лет спустя, когда первые коливады, такие как Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский, стали прославленными святыми, это прозвище звучит очень достойно. «Поминальная служба, – говорили они, – искажает радостный характер воскресного дня, в который христиане должны причащаться, а не поминать усопших». Спор о коливе продолжался более 60 лет, многие коливады претерпевали жестокие гонения, некоторые были удалены с Афона, лишены священнического сана. Однако этот спор послужил началом богословской дискуссии на Афоне. Коливады всеми признавались традиционалистами, а действия их противников выглядели как попытки приспособить Предание Церкви к нуждам времени. Они, например, утверждали, что на Светлой седмице могут причащаться только священнослужители. Примечательно, что святой Иоанн Кронштадтский, тоже защитник частого Причащения, писал, что тот священник, который причащается на Пасху и на Светлой седмице один, а своих прихожан не причащает, подобен пастырю, пасущему только себя самого.
Не стоит ссылаться на некоторые греческие часословы, где указано, что христиане должны причащаться 3 раза в год. Подобное предписание перекочевало в Россию, и до начала ХХ века причащались в нашей стране редко, в основном в Великий пост, иногда в День Ангела, но не больше 5 раз в году. Однако данное указание в Греции было связано с налагаемыми епитимиями, а не с запрещением частого Причащения.
Если вы хотите причаститься на Светлой седмице, нужно понимать, что достойное Причащение связано с состоянием сердца, а не желудка. Пост является подготовкой, но отнюдь не условием, которое может препятствовать Причастию. Главное, чтобы сердце было очищено. И тогда можно причащаться и на Светлой седмице, стараясь накануне не объедаться и воздержаться от скоромной пищи хотя бы один день.
В наши дни многим болящим запрещается поститься вообще, а людям, которые страдают диабетом, разрешается вкушать даже перед Причастием, не говоря уже о тех, кому жизненно необходимо принимать лекарства утром. Сущностное условие поста – это жизнь во Христе. Когда человек хочет причаститься, пусть знает, что как бы он ни подготовился, он не достоин Причастия, но Господь хочет, желает и отдает Себя в Жертву, чтобы человек стал причастником Божественного естества, чтобы он обратился и был спасен.
Как исповедоваться и причащаться на Страстной седмице? Отвечают священники
Протоиерей Артемий Владимиров: Не откладывайте «генеральную исповедь» на Страстную
Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской».
Протоиерей Артемий Владимиров
Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его».
Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться.
Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя.
Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.
Люди глубоко церковные, которые сроднились духом с Евангелием и стараются всегда пребывать в молитве ко Господу, стремятся и на Страстной, и на Светлой седмице причащаться Святых Христовых Тайн, к чему призывает их Мать-Церковь. Батюшкам совсем не нужно дуться, делать хмурое лицо и отгонять от Святой Чаши чад Церкви, которые для того-то и пришли в храм, чтобы сокрыть святыню в своём сердце.
Неужели только потому, что ты приобщался в Великую Среду, тебе нельзя вкушать Тело и Кровь Господню в Великий Четверток – время установления Господом Тайной вечери, когда весь храм поёт вслед за Церковью: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите»?
Неужели стоять в стороне от Святой Чаши в Великую преблагословенную Субботу, когда и небо, и земля, и звери, и деревья, и цветы – всё застывает в глубоком молчании? Ибо сама природа внемлет Богу, Который снимает проклятие с земли, возвращая миру Божьему благословение.
Не причащаться в ночь на Пасху Христову – удел некрещеных китайцев. Но православные люди Великим постом для того и шли сорок дней узкой тропой Евангельского самоотвержения, чтобы восчувствовать Христа-Спасителя, Который таинственно восстаёт из гроба нашей души, озаряя её Своим Божественным светом.
И какие сложности в отношении причащения Святых Тайн могут быть на Светлую седмицу, когда нам просто вечером нужно повоздержаться и не отягощать себя скоромной пищей? Зато днём никто не препятствует вам принести кулич вашим друзьям, разговеться пасхой, пасхальными яичками, испытав прочность собственных христианских убеждений.
Поэтому, дорогие друзья, оставим в стороне ханжество и фарисейство, иногда имеющее место в среде священнослужителей, не будем препятствовать чадам Церкви освящаться Божественной благодатью в Таинстве Причащения, как к этому призывает нас Мать-Церковь в течение всей Светлой Седмицы.
Даже запричастный стих, который поётся, покуда священник дробит Святого Агнца на престоле, гласит: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите».
Это и есть полнота жизни в Господе, точка опоры христианина – чтобы он, вкусив святыни, размышлял о том, какого дара сподобился. Сам Христос свидетельствует об этом: «Кто будет пить кровь и вкушать тело Сына Человеческого, жить будет Мной, и Я воскрешу его в последний день, и никогда не умрет». Потому что Жизнь Вечная обитает в глубинах нашего сердца.
И, пожалуйста, не говорите мне о тех храмах и пастырях, которые на праздник Пасхи и на Светлой седмице не допускают к Святой Чаше своих боголюбивых прихожан, но лучше сообщите об этом Святейшему Патриарху Кириллу. Он найдёт слова убеждения нерадивым батюшкам и отправит их на месяц-два в ближайший монастырь для того, чтобы они повторили семинарский курс и поняли таинственное значение слов Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
Священник – это не жандарм и не тюремщик, функция которого – держать за решёткой условно-досрочно освобождённых. Добрый пастырь, «батюшка Айболит» должен – «цып-цып-цып, мои цыплятки» – приглашать бессмертные человеческие души разделить вместе с ним, пастырем, радость о воскресшем Христе в таинстве Святой Евхаристии.
Иерей Димитрий Туркин: Нужно сохранить себя от исповеди до причастия
Самое главное для христианина – это, конечно, встреча с Господом. И эта встреча самым лучшим образом происходит тогда, когда человек причащается Святых Христовых Тайн. Что бы он в этом ни понимал, что бы он в этом ни ожидал, всё-таки это – встреча с Богом, которую Сам Господь создаёт, предлагает нам и Сам идёт к нам навстречу.
Нам остаётся только решить: «А мы хотим с Ним встречаться?» Мы обязательно должны задать себе этот вопрос, и
Иерей Димитрий Туркин
тогда начнём это делать осознанно, творчески и с пользой для себя.
В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни.
С Великого Четверга начинается такое время, когда человек особенно чувствует близость Неба, особенно стремится к Богу. Очень много причастников бывает в Страстной Четверг.
Кто-то из них успел исповедаться накануне, а кто-то – перед литургией. Но впереди ещё Великая Суббота и сама ночь Пасхи. И не всем удастся подойти к священнику в эти трудные для всех часы.
Даже если есть время для внутренней подготовки, у самих служителей существуют обязанности по подготовке храма к празднику. Все заняты, все очень торжественно настроены и напряжены.
Как можно причаститься в субботу или воскресение, если ты понимаешь, что на исповедь попасть трудно? Нужно взять у своего духовника – священника, которому ты постоянно исповедуешься, – благословение причаститься в четверг и субботу или в четверг и в ночь Пасхи.
Для такой просьбы нужно, во-первых, внутренне быть готовым к тому, что священник такого благословения не даст. Он может сам решить, как вам будет полезнее и удобнее это делать.
Но, если он даст такое разрешение, как нужно настроиться на внутренний духовный мир, чтобы те часы и дни, которые проходят от исповеди до причастия, не смутили вашего внутреннего духа, чтобы к Чаше вы подошли в душевном расположении к ближним, к Богу и внутреннем спокойствии?
Как этого достичь? Конечно, только практикой. Нужно научиться ещё заранее, а, если такой практики нет, то прямо сейчас кого бы то ни было не осуждать.
Возникает такая проблема: нужно сохранить себя от времени исповеди, которая иногда и в другие дни бывает с вечера до утра, когда мы причащаемся. Ведь, по меньшей мере, глупо исповедоваться вечером, потом натворить каких-то дел с тем, чтобы с утра снова идти исповедоваться. И эта проблема не единична – подобная ситуация повторяется из года в год.
Поэтому надо уже сегодня перестать осуждать кого бы то ни было. Ко всем относиться так, как будто это – самые лучшие люди, которых мы когда-либо встречали в жизни.
Конечно, такое настроение нельзя продлить на неделю или месяц – это будет сверхусилие. Но на несколько дней удержать его возможно – постоянным напоминанием себе о том, что «Не судите да не судимы будете» и кто ты такой, что судишь своего ближнего – «чужого раба», как говорит Господь.
Конечно, мы не можем перестать грешить. Нужно только перестать осуждать, сконцентрироваться на этом своём недостатке, но быть не напряжённым, а просто внимательным к себе, к своим чувствам и переживаниям. Не в том смысле, что переживать их изо всех сил, а просто не обращать на них внимание. Внимательным к своим помыслам. А на недостатки ближних никакого внимания не обращать.
Сделайте это усилие – и проблема отдалённости исповеди по времени от причастия станет для вас легко решаема.
В отношении причастия в Светлую седмицу. Главным недоумением бывает проблема, как поститься.
По одной из традиций, которую я знаю твёрдо, принято такое отношение: пост, который мы провели более или менее достойно, и приготавливает нас к причастию во всю Светлую седмицу. То есть, всё, что могли сделать, мы уже сделали. И на Светлой седмице мы можем не поститься, даже если будем причащаться каждый день.
Другое дело, может быть, не каждый человек будет и может это делать. Но если такое устроение возможно, полезно и благословлено священником, – почему нет. Ведь, в конце концов, отвечать будет тот батюшка, который благословил вас это делать.
Ну, может быть, не каждый день, через день… Но если есть такая радость, если вы, наконец, обрели своего Бога, которого наконец-то полюбили, то почему нельзя несколько раз причаститься на Светлой седмице, которая есть единый день Пасхи? Это можно и должно, тем самым вы покажете своё усердие и поймёте, наконец, что есть радость духовная.
Конечно, для этого нужно определённое настроение. Всё, что сказано о покаянном и смиренном настроении относительно поста и седмицы Страстной, касается и Светлой. Такое же настроение – неосуждение, любовь к ближнему. Но при этом – зачем поститься?
Единственное, вечер накануне причастия я бы рекомендовал провести чуть более смиренно – не надо вечером есть мясо и вообще – ставить на стол какую-то обширную трапезу. Всё, что можно, позвольте себе утром и за обедом, а вечером немного посмиряйтесь и, тем самым, подготовьтесь к причастию.
Вот и получится: вроде бы и поста нет, и нельзя сказать, что вы совсем не готовились и не потрудились. Думаю, что такой подход будет самый правильный.
Протоиерей Алексий Уминский: Дать возможность исповедоваться тем, кто не сделал этого в пост
Как правильно исповедоваться и причащаться на Страстной неделе? Каждому человеку по-разному. Страстная неделя – это время особенное. Есть люди, которые весь пост усердно посещали богослужения, исповедовались и причащались регулярно каждую воскресную литургии, может быть, даже кто-то и чаще.
Протоиерей Алексий Уминский
Поэтому бывает такое время, когда во время Страстной недели таким людям, может быть, стоит уступить место в очереди на исповеди тем, кто пришел к концу поста, как «работники одиннадцатого часа», которые по каким-то причинам, нам мало видным, – может быть, потому что они только-только очнулись к концу поста, может быть, что-то в них родилось к концу поста настоящее, – и вдруг решили подойти к Пасхе по-настоящему, по-христиански.
А служб очень много, священники часто перегружены. Поэтому перед службой особенно Великого Четверга вся церковь стремится приобщиться Святых Христовых Тайн.
Поэтому, мне кажется, христиане, которые действительно весь пост достаточно серьезно относились к своей душе, могут сейчас смиренно немножечко отойти в сторону и дать возможность на Страстной неделе исповедоваться тем, кто за время поста этого не сделал, чтобы у священника была возможность по-настоящему, глубоко каждого выслушать.
В этом мой совет для практикующих христиан.
Записали: Дарья Менделеева, Тамара Амелина