прибыла на место прохождения практики

«Малявки, но хорошие»: как мы брали студентов на практику

Почему решились организовывать практику, как выбирали ребят, какие задачи им ставили и за что хотели прибить в процессе.

прибыла на место прохождения практики. tnqigcw2gvkhazewtbohsgmwwbk. прибыла на место прохождения практики фото. прибыла на место прохождения практики-tnqigcw2gvkhazewtbohsgmwwbk. картинка прибыла на место прохождения практики. картинка tnqigcw2gvkhazewtbohsgmwwbk.

Предыстория

Когда-то давно у нас был неудачный опыт работы со студентами. То ли они были не заинтересованы, то ли нам было некогда ими заниматься — в общем, что-то пошло не так, и мы зареклись устраивать практику. Но время шло, компания росла, искать сотрудников в Иркутске становилось всё труднее, и мы вновь стали смотреть в сторону вузов. Первое время просто ходили на дни карьеры. Cидели в коридоре за столом, отвечали на вопросы студентов, раздавали визитки и конфетки. Кто-то из заинтересовавшихся, уже защитив диплом, приходил на собеседование, кого-то мы брали на работу.

В последние годы государство обязало вузы больше общаться с работодателями, и для нас стали организовывать встречи со студентами. На лекциях для нескольких потоков руководители разработки, техподдержки, маркетинга рассказывали о своей работе. Студенты слушали, задавали вопросы, и — просились на практику. Сначала мы отбивались, но в конце концов сдались и в 2017 году взяли двух второкурсников. Занималась ими Зоя Лалетина, тогда релиз-инженер, а сейчас проджект-менеджер. По её словам, всё прошло на удивление хорошо.

Для нас второкурсники — это, конечно, совсем дети. Мы ничего от них не ожидали, потому что сами на первом-втором курсе ничего не умели. Мальчики тоже честно признались, что ничего не умеют, но уже через два или три дня у них начало получаться. Мы с Шуриком (так сотрудники зовут руководителя разработки Александра Брюханова. — ред.) предполагали, что за две недели они ничего не сделают, а они всё освоили, написали и даже успели выполнить что-то ещё.

Зоя Лалетина, проджект-менеджер

В 2018 году лекции эволюционировали. Вместо рассказов о компании и «яблоках по четвергам» мы говорили о технологиях, с которыми работаем: C++, Java, Angular и др. Обычно на такие лекции приходило 30–80 человек, человек десять из них оставались, задавали вопросы — когда-то больше, когда-то меньше. После встречи студенты окружали нас, спрашивали о предмете лекции, о работе и, очень часто, о практике.

Хороший студент хочет найти место, где можно заниматься чем-то близким к специальности, а не перекладывать документы из папки в папку (такое до сих пор часто поручают практикантам). Мы понимали, что можем многое показать ребятам, да и на фоне рассказов о себе отказывать было странно. Решили, что опыт 2017-го года надо продолжать, и этим летом взяли уже восьмерых ребят: троих со второго курса и пятерых с третьего. Вот что из этого вышло…

Как отбирали студентов

Никаких вступительных испытаний мы не проводили. В прошлом году практикантов порекомендовала замдиректора института кибернетики ИРНИТУ, мы с ними поговорили и пригласили в офис. В этом году было примерно так же.

Троих ребят со второго курса («малявки, но хорошие») предложила преподаватель из госуниверситета, — это была первая партия. Во второй заход, снова по рекомендации вуза, взяли двух проходивших практику в прошлом году. Ещё двое попросились сами и, когда мы уже закрыли набор, преподаватель из другого вуза слёзно попросила принять одного «очень хорошего мальчика». Забегая вперёд, об этом решении никто не пожалел — в конце практики мы взяли его на работу.

Все практиканты проходили собеседование, отвечали на вопросы эйчара и ведущего разработчика.

На собеседовании я мечтал увидеть огонь в глазах. Почувствовать, что человеку интересно то, чем он будет заниматься — с такими людьми приятно работать. Этот огонь был не у всех, но мы никому не отказывали.

Александр Брюханов, руководитель разработки

Кто и как работал с практикантами

Мы распределили практикантов по офису. Трое совсем зелёных второкурсников достались Дмитрию Кузьмину, на тот момент тимлиду бэкенда DCImanager. За троими третьекурсниками присматривал Александр Брюханов. Ещё двое третьекурсников, которые уже были у нас в прошлом году, пошли к Зое Лалетиной в новый VMmanager. Они были знакомы с нашими процессами, поэтому их включили в команду. Остальные ребята работали независимо от команд, но в кабинетах с разработчиками.

Сначала хотелось, чтобы практиканты жили по Scrum, чтобы как и мы на стендапах рассказывали о проделанном за день. Но полноценно получилось это только с «второгодниками»: их задачи разбили на подзадачи, вышел полноценный двухнедельный спринт. Другие практиканты то ходили вразнобой, то у их руководителя не было времени их послушать. Для второкурсников же сама процедура стендапа оказалась болезненной: сначала они не соображали, зачем всё это нужно (Дмитрию Кузьмину пришлось провести пару вводных лекций), а потом… просто страдали.

Мы-то уже привыкли: встали, рассказали кто что сделал. Со студентами было сложнее. «Ну что, ребята, стендап». Я встаю, они сидят. Я говорю: «Стендап, вставайте!». Они потихонечку-потихонечку поднимаются. Было видно, что их сильно смущала вся процедура стендапа.

Дмитрий Кузьмин, разработчик

В целом менторы тратили примерно по часу в день на работу с практикантами. Бо́льшую часть времени студенты сами разбирались с задачей и за советом почти не обращались. Менторам приходилось постоянно предлагать помощь и даже настаивать на ней.

Это, по-моему, недостаток всех студентов. Они боятся спрашивать, причём непонятно почему. Я им открытым текстом говорю: вы у нас не работаете, уволить вас я не могу, а подписать бумаги — хоть сегодня, если это вам жизнь облегчит. Но уговоры не действовали. Может быть, все они после вуза хотели устроиться к нам на работу и боялись заранее испортить о себе мнение. Это единственное, что я могу предположить.

Александр Брюханов, руководитель разработки

В конце двух недель у ребят был показ. Свои проекты они представили друг другу и руководству компании.

Какие давали задачи

Включать практиканта в рабочую команду бессмысленно и беспощадно. Даже если студент интересуется и хоть что-то знает (это уже хороший результат!), сразу в разработку его не погрузишь, надо какое-то время учить. Две недели — очень короткий срок, поэтому от мысли давать новеньким студентам задачи штатных разработчиков заранее отказались. Но мы хотели показать работу в реальной IT-компании. Нужны были такие задачи, через которые ребята смогли бы «пощупать» процесс разработки и, хотя бы со стороны, посмотреть на взаимодействие команд.

Время от времени в компании возникают идеи, которые потенциально полезны, но некому реализовать, или они не настолько важны, чтобы заняться прямо сейчас. Часто это вспомогательные сервисы, которые можно делать отдельно. В течение всего года мы выбирали из таких задач те, что могут подождать до лета и будут по силам для практикантов.

Переводилка. Мы давно хотели попробовать сервис POEditor, вот и попросили ребят сделать интеграцию с ним. Этой задачей сначала занимались «зелёные второкурсники», а потом и третьекурсники. Второкурсники сделали какой-никакой прототип, у третьекурсников вышло что-то более завершённое. В итоге одного из третьекурсников мы оставили работать, и он, уже отлично понимая задачу, быстро переписал всё «по-хорошему».

Метрики по сотрудникам. Ещё одна девушка в одиночку занималась метриками по сотрудникам — KPI, по сути. Объединяла данные от двери, Youtrack, Gitlab: когда человек приходит, сколько времени проставляет в YouTrack, какие делает коммиты в код. В процессе решения удалось посмотреть несколько вариантов и скорректировать ТЗ.

Скрипты для тестеров VMmanager. Разработчикам и тестировщикам нового VMmanager нужен был скрипт для выполнения рутинных операций: ходить по SSH на сервера, проваливаться с этих серверов на виртуалки, проверять версии libvirt, Qemu, ОС и т. д. Задачей занимался парень, который был у нас на практике в прошлом году и тоже работал на бэкенде. Тогда он уже пробовал делать запросы при помощи сетевых библиотек, поэтому в этот раз справился быстро. Качество кода было не «супер-пуперное», но после ревью скрипт взяли в работу.

Утилита для фронтендеров VMmanager. Ещё в VMmanager в отложенных была задача по сбору метрик работы фронтенда. Нужно было собирать время отклика, время загрузки полезного контента на странице и ещё кучу всего, что важно для анализа работы сервиса. Задача была сложная и менее понятная, чем у бэкенда; нужно было перелопатить кучу «литературы» и познакомиться с Angular, которому в вузе не учат. Решить эту задачу вызвался второй «второгодник». И справился! Его код отревьюили и через несколько спринтов решение внесут в продукт, то есть тоже будут использовать. Сам парень настолько понравился фронтендерам VMmanager, что они пригласили его на работу после института.

Отзывы студентов

Когда практика закончилась, мы попросили студентов дать развернутые отзывы о ней. Ребята подошли к задаче ответственно и накатали почти по странице текста. Ради интереса приведем несколько вырезок из отзывов ребят. Авторский стиль сохранён.

Светлана Б. Работать в IT я не передумала, наоборот, очень понравилось и организм требует «добавки». Очень хотела бы работать здесь, уже как-то привыкла к этой атмосфере и работе в коллективе, не хочется уходить.

Алексей Е. Это самая лучшая атмосфера, в которой я был. А создана она скоплением невероятно классных людей в одном месте (. ). Здесь все друг с другом на «ты», нет обязательной униформы, комфортные офисы, свободный график обеда, ну а про день пиццы я вообще молчу. В результате получается очень классная атмосфера, в которой чувствуешь себя невероятно комфортно. В такой атмосфере хочется работать, а не считать часы до ухода домой.

Дмитрий В. (. ) Всю неделю мы пытались сделать интеграцию, но ничего не выходило, пока в пятницу утром, за несколько часов до показа, к нам не пришёл Шурик и не подшаманил нам (. ). В целом я не пожалел о выборе места для прохождения практики. Я посмотрел как работает компания изнутри, как строится взаимодействие в отделе и между отделами. Очень многому научился и познакомился с замечательными людьми.

Наши выводы

Для себя мы тоже сделали несколько выводов. Возможно, они будут полезны и другим компаниям, которые только планируют работать со студентами.

Есть мнение, что студенты — это дешёвая рабочая сила. Используешь на все 100%, а платишь мало. Может быть, для каких-то компаний это верно, но не для нас. Если мы принимаем студента, то на должность Junior-программиста. Он получает ментора, который обучает и вводит в курс дела, ставит первоначальные задачи и даёт обратную связь. На такие же условия приходят выпускники и специалисты с небольшим опытом. Мы вкладываем силы и ресурсы, чтобы помочь им всем освоиться и вырасти как можно быстрее.

Конечно, есть риск, что вырастишь студента, а он уедет. Ничего не поделать, мы всегда конкурируем с другими компаниями на западе. Но не все уедут, кто-то благодаря встрече с ISPsystem останется в Иркутске. Будет жить у Байкала, делать ПО, которое используют по всему миру, и получать достойную зарплату.

Источник

Прием студента на практику

Теория студенческой практики

Образовательные программы начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования предусматривают включение в процесс обучения производственной практики (п. 6.1 ст. 9 Закона РФ об образовании от 10 июля 1992 г. № 3266-1). Порядок прохождения практики регулируется:

— для учащихся (студентов, курсантов) профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования – Положением, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2009 г. № 673.

К сожалению, названные нормативно-правовые акты не учитывают всех возможных особенностей производственной практики студента, а некоторые вещи и вовсе отдаются на откуп институтам и компаниям (предпринимателям), предоставляющим места для практики. Но самим фирмам (предпринимателям) в случае привлечения студентов ничего составлять не нужно. Учебные заведения самостоятельно разрабатывают требования к общей организации практики, устанавливают регламенты действий студента, отчеты, которые практикант должен составить по результатам практики.

Договор с учебным заведением

Компании или индивидуальному предпринимателю, решившему привлечь студентов, необходимо обратиться в учебное заведение (институт, училище), соответствующее профилю деятельности, и заключить договор. При распределении к вам направят практикантов, согласно договоренности.

Студент может самостоятельно обратиться к вам с просьбой о предоставлении места для прохождения производственной практики. В этом случае необходимо обратиться в ВУЗ и заключить договор. Как правило, университет предоставляет готовый шаблон. Если такового нет, но ВУЗ со своей стороны готов подписать ваш вариант соглашения, то составьте документ самостоятельно. В нем нужно отразить следующие моменты:

— период в течение которого студент будет проходить практику;

— порядок оформления студента (например, необходимость заключать трудовой договор или прием учащегося на основе данного договора с ВУЗом и др.);

— время (режим работы, количество часов в неделю, выходные дни);

— оплата (если таковая будет предусматриваться);

— назначение куратора (руководителя) практики. Как правило, руководитель назначается со стороны института. Если понадобится куратор (руководитель) со стороны организации, это повлечет необходимость осуществлять доплату за выполнение дополнительных функций, отразить соответствующие требования в должностной инструкции, т.е. зафиксировать порядок такого кураторства со стороны компании (предпринимателя), предоставляющего место для практики.

— документы, которыми будут оформляться результаты прохождения практики, и кто их будет составлять (дневник, отчет, характеристика практиканта);

Конечно же, в договоре прописывается название компании (индивидуального предпринимателя) и ее реквизиты, Ф.И.О. студента, место его обучения (институт).

Студента можно оформить и без соглашения с учебным заведением, заключив договор с самим практикантом. Но в этом случае как минимум необходимо запросить из ВУЗа справку о том, что студент проходит обучение и в определенный период должен пройти производственную практику. То есть у вас должен быть документ, подтверждающий тот факт, что студент является учащимся и проходит практику. Однако в такой ситуации следует заключить договор с самим студентом, чтобы существовал документ, регулирующий взаимоотношения организации (предпринимателя) и практиканта.

Типы производственной практики

Студенческая практика бывает двух видов: учебная и производственная. Этот момент важен для оформления студента. Сразу отметим, что производственная практика потребует составления трудового договора со студентом.

Учебная (или ознакомительная) практика не предполагает выполнение каких-либо функций. Она подразумевает лишь ознакомление студента с производственным процессом, получение каких-либо общих профессиональных умений, выполнение несложных действий.

Производственная (или трудовая) практика, как правило, подразумевает участие студента в производственном процессе, то есть фактически выполнение определенных функций в качестве сотрудника.

Учебные заведения самостоятельно разрабатывают и утверждают программы практики для своих студентов. Перечень этапов, включаемых в каждую из практик, в том числе в зависимости от профиля подготовки, разрабатывает ВУЗ. Таким образом, если Вы принимаете студента, никаких положений об особенностях работы, о том чему и как Вы будете учить студента, ничего подобного составлять не нужно. Соответствующую информацию следует запросить у ВУЗа и если она будет предоставлена, ей нужно следовать.

Соглашение с практикантом

Нужно ли заключать со студентом какой-либо самостоятельный договор? Ответ зависит от условий договора с институтом и характера практики.

В большинстве случаев для приема учащегося достаточно контракта с учебным учреждением. Там указывается, что студент направляется на практику, прописываются основные права и обязанности. Кстати договор может быть трехсторонним, т.е. заключаться между институтом, организацией (предпринимателем) и студентом.

Отдельный договор со студентом понадобится в случаях, перечисленных в таблице 1. Из перечня следует обратить внимание на случай, когда студент проходит не ученическую, а производственную практику, либо когда практикант фактически выполняет обязанности сотрудника. В этих случаях обязательно нужно заключить со студентом трудовой договор.

Кроме того, если договор с ВУЗом отсутствует или там оговаривается необходимость отдельного соглашения с учащимся или студент выполняет работу, для которой предусмотрена вакантная должность (то есть фактически осуществляет функции полноценного сотрудника), тогда с ним нужно заключить договор. Далее решим вопрос о том, какой договор заключать со студентом.

Таблица 1.

Случаи, когда со студентом, проходящим практику необходимо заключить отдельный договор

Это прямо указано в договоре с ВУЗом

Типовой бланк института может содержать отсылку на то, что взаимоотношения практиканта и организации (предпринимателя), предоставляющей место для прохождения практики регулируются отдельным договором, который составляется стороной, предоставляющей место для прохождения практики

Какие-либо условия, связанные с практикой не оговариваются в договоре с учебным заведением.

Например, отсутствует указание на необходимость соблюдения студентом внутренних правил организации, время и режим работы студента, другие условия, необходимые компании (предпринимателю), предоставляющей место для прохождения практики

Вполне возможно, что учебное заведение не предоставит какого-либо договора и откажется подписывать ваш вариант соглашения. Преподавателям будет достаточно отчета студента, составленного по результатам практики. В такой ситуации необходимо со студентом подписать договор, который будет регламентировать действия практиканта, устанавливать его права и обязанности

Студент выполняет работу, для которой предусмотрена вакантная должность

Этот случай прописан в Положении № 1154. Когда студент не просто изучает деятельность организации (предпринимателя), но выполняет определенные функции, предусмотренные вакантной должностью, то нужно заключить трудовой договор. То есть если должность предусмотрена штатным расписанием, но сотрудника пока нет, в том числе, когда практикант заменяет временно отсутствующего работника и полноценно выполняет обязанности сотрудника, с ним должен быть заключен трудовой договор. Причем, если вы по каким-либо причинам не станете подписывать договор, это будет нарушением Трудового кодекса.

Дело в том, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают не только после подписания трудового договора, но и в случае, когда работник с ведома или по поручению работодателя (его представителя), фактически допущен к работе (ст. 16 ТК РФ). Если студент допущен к работе, значит он с ведома организации, зачислен в штат, а, следовательно, необходимо подписать трудовой договор

Студент проходит не ученическую, а производственную практику

Ее иногда называют трудовой. Фактически эта ситуация повторяет названную выше. А именно: практикант допущен к участию в производственном процессе, выполняет определенные функции в качестве работника, то есть, допущен с ведома работодателя к работе. Кстати, в этой ситуации не обязательно наличие вакантной должности в штатном расписании.

Следует уточнить, что практика вне стен института или его структурных подразделение, то есть изучение работы на предприятии, в организациях, как правило, считается производственной (п. 7 Положения № 1154). Получается, что сам факт прихода студента, означает, что с ним нужно заключить договор. Это не так. Если производственная практика фактически означает лишь, что студент изучает производственные процессы и не принимает в них непосредственное участие, такое привлечение студента оформления с ним договора не потребует, так как не выходит за рамки учебной практики. Поэтому целесообразно запросить в институте программу, где описываются действия студента в ходе практики. Либо, если таковую получить не удастся, составить внутренний документ, где будет оговариваться, что студент привлекается только для изучения производственных процессов (договор со студентом не потребуется) или для участия в работе (тогда нужно подписать отдельный договор)

Организация (предприниматель) самостоятельно решает заключить договор с практикантом

Если компании (предпринимателю), удобнее оформить взаимоотношения с практикантом отдельным соглашением – это всегда можно сделать, даже если договор с ВУЗом не оговаривает необходимость отдельного договора и предусматривает все необходимые условия

Выше мы обозначили случаи, когда составляется только трудовой договор, а именно: условие договора с ВУЗом, выполнение практикантом функций обычного сотрудника или иное непосредственное участие в производственном процессе.

Как правило, если студент принимается по трудовому договору, оформляется срочный трудовой договор. Так будет проще расстаться по окончании практики. Если же вы решите оставить практиканта, тогда сотрудник просто продолжит работу. Условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу, если ни одна из сторон не потребовала расторжения договора и сотрудник продолжает работу (ст. 58 ТК РФ). Либо можно оформить новый бессрочный трудовой договор.

В трудовом договоре целесообразно указать на то, что сотрудник принимается для прохождения практики, зафиксировать количество месяцев, на которое принимается студент.

Оформление практиканта по трудовому договору ничем не отличается от приема обычного сотрудника и подразумевает составление всех тех документов, которые составляются при оформлении и увольнении работников.

После подписания договора нужно оформить приказ о приеме на работу (формы № Т-1 или № Т-1а, утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Можно воспользоваться унифицированным бланком, можно в нем дополнительно указать о том, что на работу оформляется практикант. Внесение дополнительных сведений в приказ не запрещается, главное не удалять из типового бланка предусмотренных там строк. Далее следует внести запись в трудовую книжку. Если у студента ее нет, тогда ее нужно оформить. Не забудьте о свидетельстве обязательного пенсионного страхования. Когда у сотрудника его нет, получение свидетельства – обязанность работодателя.

При окончании срока трудового договора, если вы не будете продолжать трудовые отношения, то расставание с работником оформляется по обычным правилам, то есть составляется приказ об увольнении, делается запись в трудовую книжку. Конечно же за работу по договору начисляется зарплата, а при увольнении необходимо выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.

Если с учащимся заключается трудовой договор, это означает, что все правила, действующие в организации (у предпринимателя), в частности, нормы о премировании, доплате и надбавках, материальном поощрении, отпусках, распространяются на сотрудника-практиканта.

Договор подряда

С практикантом можно заключить гражданско-правовой договор (договор подряда, оказания услуг, выполнения работ). Преимущества этого варианта, в сравнении с трудовым договором – студент не будет считаться штатным сотрудником, а значит компании (предпринимателю) не придется выплачивать ему в случае болезни пособие, по окончании договора не нужно рассчитывать компенсацию за неиспользованный отпуск, не потребуется оформлять трудовую книжку, пенсионное свидетельство, а также все кадровые документы, сопровождающие прием и увольнение работника.

Определенное вознаграждение, конечно, нужно будет предусмотреть. Но, возникают определенные сложности при составлении договора

Во-первых, предмет договора. Необходимо оговорить какие именно работы должен выполнить сотрудник. Ведь договор подряда предполагает выполнение определенного задания, а практику к таковой отнести сложно. В соглашении можно прописать виды работ, входящие в программу практики, указав, что в течение определенного периода, исполнитель (студент) будет выполнять определенные функции в течение определенного периода.

Во-вторых, приемка результата работ, установленных договором. По договору подряда заказчик обязуется принять и оплатить результат работ, который оформляется актом. В данном случае результат деятельности студента может быть зафиксирован в отчете о результатах практики. Официальное подписание этого документа может означать, выполнение работ по договору подряда. Экземпляр этого отчета компания (предприниматель) может оставить себе, в качестве подтверждения выполнения студентом работ по договору

Оплата студенческой практики

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *