при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы

Общие принципы обучения одаренных детей

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

— Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения.

Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен­ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возможностей.

Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям ода­ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно­сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при­вести к отрицательным последствиям.

Эвристическое обучение одаренных детей

Данный вид обучения ориентирован на 1) креативные качества; 2) когнитивные качества; 3) методологические качества одаренных детей.

Основными принципами эвристического обучения являются:

1. принцип личностного целеполагания;

2. принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;

3. принцип метапредметных основ содержания образования (межпредметное обучение основанное на единстве методологических основ научных знаний);

4. принцип продуктивности обучения;

5. принцип первичности образовательной продукции ученика;

6. принцип ситуативности обучения;

В работе рассмотрено своеобразие эвристической образовательной деятель-

В качестве ее основы избран мыследеятельностный подход, главная идея которого заключается в активном включении ребенка в духовную субстанцию мышления.

Реализация названного подхода в условиях дополнительного общего образования базируется на особенностях «механизма» мыслительного процесса:

1) мышление как непрерывное взаимодействие человека с миром есть постоянное оперирование не самими символами или знаками, а объектами, определенными в понятиях;

2) в процессе мышления познаваемый объект включается не в любые и не во все подряд связи и отношения, а лишь в те из них, носителем которых является искомое качество объекта;

3) благодаря тому, что в ходе мышления один и тот же познаваемый объект включается каждый раз в другие связи и отношения, закономерно формируется преемственность в протекании и развитии мыслительного процесса;

4) преемственность в протекании мыслительного процесса не только не отрицает, но, наоборот, предполагает его непрерывное изменение и постепенное или скачкообразное развитие.

Учет особенностей мышления предопределил создание трех типов разработок:

1) теоретической модели по развитию интеллектуальной одаренности ребенка;

2) методического сценирования учебных занятий;

3) психолого-педагогической диагностики.

У одаренного ребенка необходимо создать такую организационную основу обучения которая способствовала бы развитию у него многомерного сознания, предполагающего наличие способности работать со множеством разных действительностей.

При этом в дидактической системе применяется метапредметный подход, который соединял в себе идею традиционной предметности и одновременно надпредметности. Предметная организация призвана выполнять рефлексивную функцию по отношению к предметным и надпредметным системам мыследеятельности – процессам мышления, действиям, мыслекоммуникациям в конкретной практической области. Это достигалось за счет того, что в основу изучаемой ребенком предметной области положена определенная организованность мыследеятельности – своеобразная мыследеятельностная вещь: знание, знак, проблема, задача.

Метапредметный подход обладает универсальностью, заключающейся не в создании каких-то новых учебных предметов, а в научении ребенка общим приемам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным содержанием.

Это позволяет вводить ребенка в культуру работы с проблемами, развивать субъектность и способности понимания.

В технологическом плане такая работа включала этапы:

1) формирование различительной способности;

2) обучение работе с идеализациями;

3) обучение формулированию сути понятий;

4) осмысление генезиса систем знаний и формирование способности систематизации.

В результате ребенок приобщался к эвристическому типу деятельности.

Процесс схематизации данного подхода предполагает проектирование следующих действий:

1) образная фиксация представления, в котором разделяется понятное и непонятное;

2) постановка вопросов и конкретизация непонятного, выделение зоны понятного;

3) категориальная проработка схемы;

4 ) позиционная проработка схемы.

Такое обучение предполагало использование разного предметного материала, что позволяло ребенку понять и увидеть универсальность данной технологии.

Использование задач в целях развития интеллектуальных способностей ребенка предполагает:

— перенос способа решения с одного типа материала на другой;

— понимание условий и анализ задачной ситуации;

— моделирование структур взаимосвязей различных параметров;

— рефлексивный анализ собственного действия;

— способность изменять подход к пониманию и к способу решения задачи и др.

Целью введения ребенка в культуру работы с задачами в исследовании является обучение не только решению различных по содержанию и направленности задач, но и обобщенным способам их решения. При этом способ рассматривается как то, что должно быть освоено и переведено в способность.

Использование мыследеятельностного подхода ориентировано:

1. на усложнение содержания учебной деятельности;

2. углубление и большую абстрактность предлагаемого материала;

3. доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

4. сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

5. включение ребенка в исследовательскую практику;

6. высокую самостоятельность ребенка в учебной деятельности; формирование способностей к критичности мышления;

7. информационное обогащение среды; активизацию трансформационных возможностей предметной среды;

8. сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1628 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Регистрация

при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. mm vrach 1. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы фото. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы-mm vrach 1. картинка при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. картинка mm vrach 1.

при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. mm interesno 1. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы фото. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы-mm interesno 1. картинка при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. картинка mm interesno 1.

при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. mm blog 1. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы фото. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы-mm blog 1. картинка при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. картинка mm blog 1.

при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. mm albom 1. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы фото. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы-mm albom 1. картинка при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. картинка mm albom 1.

при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. mm sell 1. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы фото. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы-mm sell 1. картинка при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. картинка mm sell 1.

при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. mm sp 2. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы фото. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы-mm sp 2. картинка при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. картинка mm sp 2.

при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. mm blog1 1. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы фото. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы-mm blog1 1. картинка при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. картинка mm blog1 1.

Принципы обучения одаренных детей

Одаренными называются дети, которые имеют определённый потенциал к высоким достижениям в интеллектуальной, творческой, лидерской, исполнительской и психомоторной сферах.

при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. odarennye deti i ih osobennosti. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы фото. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы-odarennye deti i ih osobennosti. картинка при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. картинка odarennye deti i ih osobennosti.

Вопросом одаренности занимаются отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они пытаются ответить на такие вопросы:

Специалисты сошлись во мнении, что с талантливыми детками должны заниматься высококвалифицированные педагоги. Подготовка таких специалистов включает в себя несколько аспектов:

Из этого следует, что для работы с талантливыми детьми необходимо, чтобы преподаватели имели определенную базу, благодаря которой они смогут найти правильный подход к каждому ребёнку и помочь ему обрести себя. Подготовка таких профессионалов требует времени и больших финансовых затрат.

Основные принципы обучения одаренных детей

Ученик должен не только усваивать весь спектр знаний, но и развиваться как личность, воспитывать в себе моральные и духовные устои.

Все дети имеют свои особенности характера, но у одаренных они выражены ещё более ярко. Поэтому очень важно учитывать индивидуальные качества каждого ученика, чтобы он мог по максимуму реализовать свой потенциал.

На каждом отрезке времени ученика необходимо равномерно загружать работой. При этом очень важно учитывать его возможности и соизмерять их с возрастом. Ведь слишком большой объём знаний, с которым ребёнок не сможет справиться, может привести к тому, что он потеряет интерес к учёбе и наступит апатия.

Не стоит забывать, что главнейшей целью обучение является полное раскрытие заложенных в ребёнке способностей. Ведь именно одаренные дети будут «строить» будущее общества и руководить его развитием. На них также будет возложена обязанность решения насущных проблем общества. Исход таких решений будет определяющим для многих последующих поколений.

Цели обучения

К общим целям обучения одаренных детей можно отнести:

при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. kinder2. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы фото. при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы-kinder2. картинка при обучении и воспитании одаренных детей учителя ориентируются на следующие дидактические принципы. картинка kinder2.

Содержание обучения

Работа с одаренными детьми предполагает не только особые методы и принципы обучения, которые существенно отличаются от обычных, но также и специализированную программу обучения. Для разработки такой программы обучения используют 4 основных подхода:

1. Ускорение

Этот подход необходимо использовать осторожно. Перед его использованием необходимо точно знать, что ребёнок действительно склонен к быстрому восприятию и запоминанию получаемой информации и вследствие этого может обучаться быстрее других, но таком же качественном уровне.

2. Углубление

Такой подход применяется в случае, если учащийся проявляет особые способности к определенной области знаний. Тогда желательно дать ему возможность углубиться в эту сферу и добиться в ней успехов. Но этот подход имеет ряд недостатков: только небольшое количество детей проявляет интерес именно к одной ветке знаний в раннем возрасте; направляя ребёнка только в одном направление можно нарушить процесс его общего развития; программы углубления могут приводить к перегрузкам, что влечёт за собой истощение ученика.

3. Обогащение

Данный подход предполагает изучение предметов, которые выходят за рамки обычного курса и формирование понимания глубинной взаимосвязи всех научных дисциплин.

4. Проблематизация

Этот подход заключается в том, чтобы учащийся находил новые альтернативные решения, которые будут оригинальны и нетипичны.

Стоит отметить, что именно два последних подхода считаются наиболее эффективными и полезными для учащихся.

Для обучения одаренных детей применяют методы творческого типа, которые дают большое пространство для самовыражения ребёнка.

Такими методами являются:

Не забывайте, что занимаясь обучением детей, имеющих высокий потенциал и хорошие способности, необходимо также вырабатывать в них и человеческие качества, такие как: дружелюбие, взаимопомощь и здоровая конкуренция и подавать собственный достойный пример.

Источник

«Учитель и одаренные дети. Особенности работы с одаренными детьми»

Автор: Прокофьева Людмила Евгеньевна

«Учитель и одаренные дети.

Особенности работы с одаренными детьми»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст –- период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Специфика одаренности в детском возрасте

1. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ­ностей. Дошкольники характери­зуются особой предрасположенностью к ус­воению языков, высоким уровнем любозна­тельности, чрезвычайной яркостью фанта­зии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастно­го фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности в виде ускоренного развития опре­деленных психических функций, специали­зации интересов и т.п.

2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного по­ведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребен­ком на определенном отрезке времени. Кро­ме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3. Своеобразие динамики формирова­ния детской одаренности нередко проявля­ется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высо­кий уровень специальных способностей мо­жет сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.

4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, явля­ющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим стату­сом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребен­ком, для которого не были созданы анало­гичные условия.

5. Оценка конкретного ребенка как ода­ренного в значительной мере условна. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ребенок, привыкший к тому, что он одаренный, на следующих этапах развития может объективно потерять признаки своей исключительности.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом);

сформированность индивидуального стиля деятельности, связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;

о собый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности);

своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представле­ний и умений.

Мотивационный аспект поведения ода­ренного ребенка может быть описан следу­ющими признаками:

повышенная избирательная чувст­вительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, зву­кам, цвету, техническим устройствам, расте­ниям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;

повышенная познавательная по­требность, которая проявляется в любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;

предпочтение парадоксальной, про­тиворечивой и неопределенной информа­ции, неприятие стандартных, типичных зада­ний и готовых ответов;

высокая требовательность к резуль­татам собственного труда, склонность ста­вить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделяются следующие виды одаренности:

В практической деятельности – одаренность в ре­меслах, спортивная и организационная.

В познавательной – интел­лектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания де­ятельности (одаренность в области естест­венных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сцени­ческая, литературно-поэтическая, изобра­зительная и музыкальная одаренность.

В коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность.

В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая про­является в создании новых духовных ценно­стей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Принципы и методы выявления одаренных детей.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффектив­ная идентификация одаренности посредст­вом какой-либо одноразовой процедуры тес­тирования невозможна.

Поэтому вместо од­номоментного отбора одаренных детей не­обходимо направлять усилия на постепен­ный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным про­граммам (в системе дополнительного обра­зования) либо в процессе индивидуализиро­ванного образования (в условиях общеобра­зовательного учреждения).

Психолого-педагогический монито­ринг, используемый с целью выявления ода­ренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

– комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ре­бенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как мож­но более широкий спектр его способностей;

– длительность процесса идентифика­ции (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситу­ациях);

– анализ поведения ребенка в тех сфе­рах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);­

– экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения ма­тематических задач и пр.) с привлечением экспертов – специалистов высшей квали­фикации и соответствующей предметной об­ласти деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный кон­серватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношес­кого творчества;

– выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуаль­ному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в ча­стности, в условиях обогащенной предмет­ной и образовательной среды при разработ­ке индивидуализированной стратегии обуче­ния данного ребенка). Целесообразно про­ведение проблемных уроков по особой про­грамме; использование тренинговых мето­дов, в рамках которых можно организовы­вать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка пси­хологические «преграды», и т.п.;

– многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбирае­мых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;

– диагностическое обследование же­лательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по фор­ме организации к естественному экспери­менту (метод проектов, предметных и про­фессиональных проб и т.д.);

– использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в ов­ладении и развитии деятельности;

– анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олим­пиадах, конференциях, спортивных соревно­ваниях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;

– преимущественная опора на эко­логически валидные методы психодиагнос­тики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации,

— анализ продуктов деятельности, наблюде­ние, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

При выявлении одаренных детей необ­ходимо дифференцировать:

актуальный уровень развития одарен­ности, достигнутый на данном возрастном этапе;

– особенности конкретных проявле­ний одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

– потенциальные возможности ребен­ка к развитию.

Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен­ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возмож­ностей предполагает соответ­ствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям ода­ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно­сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при­вести к отрицательным последствиям.

Цели образования одаренных детей

Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качествен­ной специфики определенного вида одарен­ности, а также психологических закономер­ностей ее развития. В качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода­ренностью могут быть выделены следующие:

– развитие духовно-нравствен­ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при­менение оно будет иметь);

– создание условий для развития творческой личности;

– развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и рас­крытие самобытности и индивидуаль­ного своеобразия его возможностей);

– обеспечение широкой общеобразо­вательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компе­тентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными по­требностями и склонностями учащихся.

Содержание образования одаренных детей

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке со­держания учебных программ:

– Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определен­ной категории детей, отличающихся ускорен­ным темпом развития. Но он должен приме­няться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивиду­ального развития одаренного ребенка и отсут­ствия необходимых условий обучения приме­нение других форм организации учебной дея­тельности не представляется возможным.

– Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране не широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.

– Обогащение. Этот подход ориенти­рован на качественно иное содержание обу­чения с выходом за рамки изучения традици­онных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисципли­нами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно време­ни для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответст­вующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обу­чение детей разнообразным приемам умст­венной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, само­контроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуали­зацию обучения за счет использования диф­ференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных обра­зовательных технологий, а также через по­гружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании ориги­нальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонента­ми обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Методы и средства обучения.

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свобод­ное использование разнообразных источ­ников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потреб­ность в быстром получении больших объе­мов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение ком­пьютеризованных средств обучения.

Обучение детей в условиях обще­образовательных учреждений

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.).

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих уча­щимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продви­жения в предмете.

Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых обще­образовательных учреждений может оказать при­менение различных форм организации обу­чения, которые основаны на идее группи­ровки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей шко­лы: ее размера, традиций, наличия квалифи­цированных кадров, помещений, финансо­вых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.

Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся (школа, лицей, гимназия), принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одарённости (например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к програм­мам обучения для интеллектуально одарен­ных учащихся.

Программы обучения должны:

– включать изучение широких (гло­бальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универ­сальному и общему, их повышенное стрем­ление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

– использовать в обучении междис­циплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулиро­вать стремление одаренных детей к расши­рению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

– предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы иссле­довательской работы;

– учитывать интересы одаренного ре­бенка и в максимальной мере поощрять уг­лубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

– обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуаль­ных способов деятельности;

– поддерживать и развивать самосто­ятельность в учении;

– гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

– предусматривать качественное из­менение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудова­нием, подготовки специальных учебных по­собий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т.п.;

– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки пуб­личного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

– способствовать развитию рефлек­сии, самопознания, а также пониманию ин­дивидуальных особенностей других людей;

– включать элементы индивидуализи­рованной, психологической поддержки и по­мощи с учетом своеобразия личности каждо­го одаренного ребенка.

Сотрудничество с системой допол­нительного образования. Дополнительное образование предо­ставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной облас­ти, профиля программ, времени их освое­ния, включения в разнообразные виды дея­тельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

В системе дополнительного образова­ния могут быть выделены следующие формы работы с одаренными детьми:

– индивидуальное обучение или обуче­ние в малых группах по программам творче­ского развития в определенной области;

– работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставниче­ства (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культу­ры, специалист высокого класса);

– каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

– система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

– детские научно-практические кон­ференции и семинары.

Благоприятные возможности дополни­тельного образования четко проявляются в сфере художественного разви­тия. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскры­ваться. В отличие от большинства школьни­ков они мотивированы на овладение художе­ственно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования.

Для работы с одаренными детьми не­обходим педагогический персонал, от­вечающий повышенным требованиям:

1. Учитель должен иметь высокие интеллектуальные способности, так как нельзя допускать существования интеллектуального раз­рыва в общении между одаренным уча­щимся и его учителем.

2. Обладать достаточной компе­тентностью, чтобы осознанно способ­ствовать развитию школьников, пере­ходу их деятельности на высшие уров­ни развития понятий.

3. Глубоко владеть базовыми поня­тиями, подлежащими усвоению ода­ренными учениками.

4. Иметь опыт успешной педагоги­ческой работы, способность к творчес­кой деятельности.

5. Обладать хорошей теоретической подготовкой, иметь представление о возможных моделях работы с одарен­ными учащимися.

6. Постоянно повышать свою квали­фикацию.

7. Обмениваться опытом работы с другими учителями.

8. Создавать на уроке атмосферу, ко­торая может вдохновлять ученика, раз­вивать его интересы, стимулировать мысли.

9. Уметь выявлять школьников с не­ординарными способностями.

10. Составлять специальные учеб­ные программы.

11. Уметь создавать такие условия, при которых школьники смогут на­учиться заниматься, т.е. овладевать приемами учебной деятельности и до­стигать определенных результатов.

Основные концептуальные позиции позволяют сделать следующие выводы:

1. Феномен одаренности имеет многообразное, разноликое и индивидуальное своеобразие, что обусловливает в работе с одаренными детьми поиск ответов на следующие вопросы:

– с каким видом одаренности мы име­ем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

– в какой форме может проявиться ода­ренность: явной, скрытой, потенциальной;

– какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.;

– какой тип образовательного учреждения целесообразно использовать: специально ориентированную на работу с одаренными детьми гимназию, общеобразовательную массовую школу, учреждение дополнительного образования и т.д.

2. Каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Специально отмечается не только наличие потенциальной и скрытой форм существования одаренности, но и необходимость особых, научно обоснованных методов работы с детьми с такими ее видами.

3. Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики.

4. Выявление, развитие и обучение одаренных детей образуют единую систему. Различные формы работы не могут выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

5. Реализация предложенного подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов, ибо основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *