преображение господне икона 19 век

Иконография Преображения Господня

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам — те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.

История возникновения иконы Преображения

Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон — их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это — еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа — вместо них на стенах там были Его символы — Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.

Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.

Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго — особенно на Западе империи — Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.

Первая известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге — это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты — символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне — это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь — византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это — исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей — выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может — книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности — редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.

Символика иконы Преображения

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение — они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Источник

Заметки по иконографии Преображения Господня

19 августа (6 августа по ст. ст.) Православная Церковь празднует Преображение Господне – событие земной жизни Спасителя, описанное у святых евангелистов (Мф. 17: 1–13, Мк. 9: 1–12; Лк. 9: 28–36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

преображение господне икона 19 век. 44488.p. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-44488.p. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 44488.p.
Базилика Сан Аполлинаре ин Классе. Рим, Италия. Мозаика апсиды, 549 г.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

По всей видимости, праздник Преображения был установлен уже в IV веке – в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

В основу иконографии праздника было положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви св. Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.). По определению В. Н. Лазарева, Преображение представлено здесь в «абстрактной редакции» [1] – фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости, символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего символами, однако, он не находит дальнейшего распространения.

преображение господне икона 19 век. 44489.p. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-44489.p. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 44489.p.
Преображение. Мозаика. Конха апсиды базилики монастыря св. Екатерины на Синае

Другой пример иконографии демонстрирует знаменитый памятник той же эпохи – мозаики монастыря св. Екатерины на Синае. Сцена Преображения выбрана для декорации конхи апсиды монастырской церкви не случайно. Гора Синай – место ветхозаветной теофании, явления Господа Моисею. В мозаике же представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света.

В дальнейшем иконографическая схема, подобная схеме синайской мозаики, будет лежать в основе всех образов Преображения в византийском и древнерусском искусстве.

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом. Подобные детали повсеместно встречаются в памятниках XIII–XIV веков – росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

преображение господне икона 19 век. 44491.p. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-44491.p. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 44491.p.
Преображение. Конец XVII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Подробнейший извод Преображения использован в иконе из частного собрания К. В. Воронина [5] середины XVII века. Помимо сцен восхождения и спуска апостолов с горы и воскрешения Моисея, в центральной нижней части композиции расположены две редкие сцены. Под изображением Христа на вершине Фавора представлены стоящие и созерцающие чудо апостолы. Ниже они изображены еще раз, традиционно упавшими ниц, однако Спаситель стоит посреди учеников и поднимает их, согласно евангельскому тексту, говоря: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17: 7). Аналогичный момент представлен и на иконе конца XVII века из собрания Русского музея (Санкт-Петербург): Христос поднимает апостола Петра за руку и касается спины апостола Иоанна.

Несколько слов необходимо сказать о значении сцены Преображение в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов.

В русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между «Входом в Иерусалим» и «Распятием».

[1] Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. Т. 1. С. 46.

[2] О спорах о природе Фаворского света середины XIV в. между святителем Григорием Паламой и монахом Варлаамом и его сторонниками см. подробнее: Модест, игумен. Св. Григорий Палама. Киев, 1860; Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892; Кривошеин В. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. Прага, 1936. Вып. VIII. С. 99–154; то же: Альфа и Омега. 1995. № 3 (6). С. 77–82.

[3] См.: Димитрий Ростовский, святитель. Синаксарь на Преображение Господне // Жития святых. Месяц август. М., 2004. С. 93.

[4] Семоглу А. Воскресающий Моисей: О редкой иконографической особенности сцены «Преображение» в настенной монастырской живописи северо-западной Греции XVI века // Византийский временник. М., 2001. Вып. 60. С. 175.

[5] Опубликована в: Иконы из частных собраний: Каталог выставки. М., 2004. С. 181, кат. № 137.

[6] Так, например, в кондаке 7-го гласа службы на Преображение поется: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное».

[7] Сарабьянов В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4. С. 276.

Источник

Преображение Господне — картины, иконы и фрески

преображение господне икона 19 век. 1345308984 580. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-1345308984 580. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 1345308984 580.

Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?

От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.

Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?

преображение господне икона 19 век. 129. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-129. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 129.

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия

Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.

преображение господне икона 19 век. 226. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-226. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 226.

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент

Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.

Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.

преображение господне икона 19 век. 313. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-313. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 313.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.

В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.

В произведениях второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.

В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).

В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.

* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.

преображение господне икона 19 век. 48. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-48. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 48.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва

преображение господне икона 19 век. 55. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-55. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 55.

Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент

преображение господне икона 19 век. 66. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-66. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 66.

Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

преображение господне икона 19 век. 76. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-76. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 76.

Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения

преображение господне икона 19 век. 85. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-85. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 85.

Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция

преображение господне икона 19 век. 91. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-91. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 91.

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

преображение господне икона 19 век. 109. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-109. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 109.

Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция

преображение господне икона 19 век. 1111. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-1111. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 1111.

Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.

преображение господне икона 19 век. 1210. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-1210. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 1210.

Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб

преображение господне икона 19 век. 135. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-135. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 135.

Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

преображение господне икона 19 век. 147. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-147. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 147.

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

преображение господне икона 19 век. 156. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-156. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 156.

Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция

преображение господне икона 19 век. 166. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-166. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 166.

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва

преображение господне икона 19 век. 175. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-175. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 175.

Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.

преображение господне икона 19 век. 185. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-185. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 185.

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

преображение господне икона 19 век. 195. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-195. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 195.

Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва

преображение господне икона 19 век. 201. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-201. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 201.

Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

преображение господне икона 19 век. 2110. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-2110. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 2110.

Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

преображение господне икона 19 век. 227. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-227. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 227.

Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех

преображение господне икона 19 век. 234. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-234. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 234.

Икона. Кон.XVIII — нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник

преображение господне икона 19 век. 243. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-243. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 243.

Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция

преображение господне икона 19 век. 253. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-253. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 253.

Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех

преображение господне икона 19 век. 262. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-262. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 262.

Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция

преображение господне икона 19 век. 272. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-272. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 272.

Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана

преображение господне икона 19 век. 282. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-282. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 282.

Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.

преображение господне икона 19 век. 292. преображение господне икона 19 век фото. преображение господне икона 19 век-292. картинка преображение господне икона 19 век. картинка 292.

Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *