преобладание чувств над разумом в поэме мцыри
Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знанийв рамках темы.
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные : воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”,карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2019.
1. Организационный момент.
3. Организация совместного целеполагания.
4. Проверка домашнего задания.
А) лексическая работа.
Б) сообщение ученика (индивидуальное задание).
5. Формирование знаний и умений.
А) аналитическая беседа
Б) выборочное чтение
В) самостоятельная работа
Г) Групповая работа
6. Закрепление знаний и умений.
А) создание проблемной ситуации.
Б) эвристическая беседа
8. Организация домашнего задания.
Учитель. Уважаемые мои современники, в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Я счастлив, что вместе с вами я в очередной раз прикасаюсь к бессмертным страницам романтической поэмы Лермонтова «Мцыри». Будучи в вашем возрасте образ героя был от меня очень далек. Для меня он был очередным литературным героем в череде сменяющихся образов. Вы спросите почему? Вероятно, в силу возраста я не понимал всей значимости героя, его роли в творчестве Лермонтова. С годами я осознал всю глубину Мцыри, его внутренний мир, его желание стать счастливым, обретя свободу.
Итак, какой он романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри»: каковы особенности его характера, какими способами художественной выразительности удалось Лермонтову добиться глубины образа. Обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Учитель. Мцыри- романтический герой, для него характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. Послушаем отрывок из поэмы, в котором раскрывается страстность натуры Мцыри, его мятежный характер.
Ученик. Выразительное чтение наизусть «Старик! Я слышал много раз…»
Учитель. «Ты жил,- я также мог бы жить!». Сколько экспрессии, сколько желания жить и страдать, чтобы жить свободной, полноценной жизнью.
Вопросы: 1.Какую роль играет пейзаж в поэме? 2.Как он соотносится с мечтой Мцыри?
Прочитаем фрагменты из поэмы.
Ты хочешь знать, что видел я
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
И жаждут встречи каждый миг;
Им не сойтиться никогда!
Когда в час утренней зари
Их выси в небе голубом,
Покинув тайный свой ночлег,
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней.
1.Что увидел Мцыри на воле? ( Мцыри увидел первозданную природу, умытую дождем: поля, холмы, шумящие от ветра деревья, бурлящий поток воды в реке, разбуженной грозой, горные хребты, бегущие по небу облака.)
3. Назовите детали, которые подчеркивают желание героя,как можно скорее оказаться в родимом краю?( « И облачко за облачком// Покинув тайный свой ночлег// К востоку направляло бег…», «В снегах, горящих, как алмаз,Седой незыблемый Кавказ»).
4.Назовите изобразительно-выразительное средство в тексте, которое помогает передать восторженное состояние героя.( Сравнения передают восторг Мцыри, его радость чувствовать себя частью природы. Олицетворение: «Шумящих свежею толпой»).
5. Почему Мцыри чувствует себя легко?(Он видит Кавказ. Там его родина. Там его ждут.)
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою.
Вопрос1. Как вы думаете, почему Лермонтов сравнивает Мцыри с сонными цветами? ( Мцыри – это цветок, выросший в монастыре, в неволе. Для него годы, проведенные в монастыре были сном. Все это время в нем жила мечта. И вот он проснулся, проснулся для новой свободной жизни).
III. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри. Обратимся к фрагменту текста, который начинается со слов «Кругом меня цвел Божий сад…»
Кругом меня цвел божий сад ;
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Так полон ровной синевой!
Я в нем глазами и душой
Вопрос: 1.Подумайте, почему автор называет уголок природы «Божьим садом»? Найдите в тексте слова, которые помогут ответить на этот вопрос. (Божий сад-это рай. Рай бывает не только на небе, куда стремится душа монаха, но и на земле. Мцыри восторженно сравнивает свободу с раем, поэтому мы можем продолжить данный ряд: «небесный свод», «ангела полет».
2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогает передать эмоциональное состояние героя.( Мцыри испытывает чувство радости, поэтому в его речи употребляются эпитеты: «радужный наряд», «небесных слез», «взор прозрачно глубок»; сравнения( «грозды… серег подобье дорогих»), метафоры( «кудри виноградных лоз»,).
Вывод: Мцыри пробуждается от долгого сна. Он пробуждается к новой жизни вместе с природой, омытой живительной влагой ночного дождя.
Вывод : Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.
IV. Учитель: На пути к свой мечте Мцыри встречает грузинку, которая спускается к реке, чтобы набрать воды в кувшин.
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув. Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь ее; и зной
Дышал от уст ее и щек.
И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились. Помню только я
Вливалась медленно в него,
И шорох. больше ничего.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко;
Стройна под ношею своей,
Как тополь, царь ее полей!
Недалеко, в прохладной мгле,
Казалось, приросли к скале
Две сакли дружною четой;
Над плоской кровлею одной
Дымок струился голубой.
Я вижу будто бы теперь,
Как отперлась тихонько дверь.
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль;
Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.
Вопросы: 1.Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете? Какое чувство испытал Мцыри? Почему он не поддался соблазну?( Встреча с грузинкой вызывает сладостную тоску: Мцыри испытывает чувство любви к девушке. Вот почему так подробно Лермонтов дает описание внешности девушки. Мцыри смущен. Он никогда ничего подобного не испытывал. )
Комментарий учителя: Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность.
V. Учитель. Далее, если вы помните, Мцыри засыпает. Во сне он видит девушку: « И странной сладкою тоской// Опять моя заныла грудь» . Он пробуждается…
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
На небесах в полночный час
Так гаснет яркая звезда!
Хотелось мне. но я туда
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
Учитель: Главной целью Мцыри было возвращение на родину, поэтому он не дает свободу своим чувствам. После этого счастье отвернулось от него. Пропало чувство единения с природой, он заблудился и потерял дорогу к дому. Окружающая среда стала проявлять к нему враждебность.
VI. Учитель. Кульминацией поэмы является «Бой с барсом». Послушаем отрывок из поэмы.
Я ждал. И вот в тени ночной
Раздался вдруг. и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
Мне страшной смертью грозил.
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек.
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык.
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз.
Зрачки его недвижных глаз
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Учитель. Какая динамика! Какое напряжение сил!
2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогают передать эмоциональное состояние героя, находящегося в смертельной опасности, динамику боя. Определите их роль в тексте.
3.Образцы ученических творческих работ
Учитель: Спасибо вам за проникновенно глубокие работы.
1. Учитель. Подведем итоги урока.
Рефлексия. Подумайте и запишите: «Мцыри- это…»
2. Учитель: Я хочу, чтобы лермонтовский герой стал нам ближе, а его стремление быть свободным, в своих мыслях, чувствах, желаниях, быть независимым от чужого навязанного мнения стало чертой нашего характера.
2. Выставление оценок.
3.Д/зПеречитать поэму, подготовиться к тесту.
Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Поэма «Мцыри» создана в поздний период творчества М.Ю. Лермонтова, в 1839 году. Исследователи считают ее одним из последних образцов романтической поэзии столетия.
Черты романтизма мы находим в сюжете произведения, названии, композиции, форме изложения (основная часть поэмы – монолог главного героя), образах и мотивах.
Одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Оно вызывает в памяти воспоминания о дальних странах с незнакомой яркой природой, непривычным бытом людей. Грузинское слово «мцыри» имеет двойной смысл. Оно может переводиться как «неслужащий монах», но может и означать «пришелец», «странник».
Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри. Герой необычайно смел, ловок и умён, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении, а рай и вечность готов променять «за несколько минут / Между крутых и темных скал», в краю, где он играл ребенком.
Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастичсексий мир.
У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится «в тот чудный мир тревог и битв». Противопоставление свободы и несвободы подчёркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, «…где в тучах прячутся скалы,/ где люди вольны, как орлы». Желание героя осуществляется: он на свободе. Однако добраться до далёкого дома ему не удаётся. Мир свободы в поэме – мир дикой природы. Многократно используя олицетворение, Лермонтов одушевляет этот удивительный мир. Перед читателем разворачиваются яркие картины Кавказских гор и лесов, бесконечно красивых и опасных. Неспособный выжить в этом вольном мире, герой оказался на краю гибели «… и в исступлении рыдал, / И грыз сырую грудь земли»… «Напрасно в бешенстве порой / Я рвал отчаянной рукой / Терновник, спутанный плющом: / Все лес был, вечный лес кругом…» Идеал, как во многих романтических произведениях, остался недостижимым.
Так в поэме «Мцыри» мы находим все черты романтического произведения. Исключительный герой оказывается в исключительных обстоятельствах, убежав от привычного обыденного мира. Противопоставлены мир монастыря, мир далёкого дома и мир дикой экзотической природы. Мятеж, нарушение запрета, стремление к воле, свободе – такие мотивы составляют основу поэмы.
Критики называют «Мцыри» эталоном романтизма. И для меня это поистине гениальное произведение стало ключом к пониманию многих авторов, в том числе и современных.
М. Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри
1. Как в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является романтическим произведением. И образ юноши-горца создан в соответствии с принципами романтизма. Мцыри – личность незаурядная, сильная, находящаяся в противостоянии с окружением, он стремится уйти из монастыря, то есть от реальной жизни в мир мечты.
Для героя поэмы монастырь, куда он попадает не по собственному желанию, становится тюрьмой, откуда он и совершает побег. Это человек с сильной волей, закалённой трагическим одиночеством. Он, как и положено романтическому герою, за неимением близких по духу друзей, близок природе. Природа Кавказа вызывает у юноши восторг, сердце наполняется ликованием. Ему понятен этот мир, где поток воды шумит и спорит с камнями и скалами, где орлы напоминают о свободе и вольности, где барс борется за победу так же мужественно, как и человек, житель гор. Мцыри имеет «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, которая рисуется в его воображении как мир грёз, идеальный мир для жизни горца.
Автор не случайно вводит экзотические пейзажи, так как это лучшее средство для раскрытия характера Мцыри. Юноша, несмотря на трудности пути, успевает замечать многое и радуется каждой новой картине, которую дарила ему родная природа:
В то утро был небесный свод
Так чист.
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой.
Одним из опаснейших испытаний для Мцыри стала встреча с могучим барсом. Герой поэмы – горец по рождению, и генетическая память подсказала ему, как вести себя при встрече со зверем. Он вырос в монастыре, и никто не учил его сражаться с диким животным. Но Мцыри стоял и ждал минуту битвы, ощутив вдруг жажду борьбы. Это новое ощущение придаёт силы юноше, который понимает теперь, что и вдали от родины он «развил могучий дух его отцов». Осознание собственного мужества принесло герою уверенность, что он мог бы стать «в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри понимает, как опасен сильный зверь:
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил.
Эпизод схватки с барсом показал, что Мцыри мог бы осуществить свою мечту – «пройти в родимую страну», – ведь эта «пламенная страсть» была единственной в его сердце. Но в бою с барсом юноша потерял силы, потом заблудился, что и стало непреодолимой преградой. К таким поворотам действительности юноша был не готов, даже простых навыков ориентирования на местности у него не было. Мцыри не подготовился к побегу: не взял с собой пищи, не подумал и о такой реальности, как оказание себе помощи при ранении.
Глубже раскрыть характер, показать истоки формирования личности помогает использование такой формы повествования, как исповедь. Юноша рассказывает о времени, проведённом вне стен монастыря, тому монаху, который когда-то спас его от смерти. Он убедительно говорит о том, что не жалеет о побеге и не боится умереть так рано, в начале жизненного пути, потому что готов променять «рай и вечность» даже за несколько минут, проведённых в родном краю. Значит, перед смертью Мцыри ни о чём не жалел, так как больше всего любил родину и свободу. К трудным испытаниям и ранней смерти его привела мечта, которую не смог осуществить юноша при столкновении с действительностью.
2. Как понимает свободу главный герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Данная поэма является романтическим произведением, и подтверждение тому – наличие многих характерных черт. Например, в поэме реальный мир отступает перед миром идеальным, миром мечты. Герой стремится уйти от существующей действительности, чтобы, преодолевая множество препятствий, осуществить мечту. На этом строится сюжет произведения, в котором автор развивает идею протеста и стремления к свободе, соединяя её с темой патриотизма.
Поскольку для Мцыри монастырь становится тюрьмой, он в шестнадцатилетнем возрасте совершает побег, чтобы узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Мцыри – человек с сильной волей, ему близок и понятен свободный мир природы. Имея «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, он готов отдать «две жизни за одну, но только полную тревог».
На вопрос, что значит для него свобода, юный герой ответил ещё в шесть лет, когда попал в плен: он «знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». Уже тогда мальчик проявил «могучий дух его отцов», демонстрируя верность свободе и родине – Кавказу. Он не хотел жить в плену, для него жизнь возможна только в родных местах. Монастырь, где один из монахов вернул ребёнка к жизни, стал для Мцыри приютом, но не домом.
Уже в раннем детстве у него зародилась «одна, но пламенная страсть» – вернуться туда, где «люди вольны, как орлы». Для Мцыри очень важно жить рядом с теми, кто близок ему по крови и по духу, чтобы можно было произносить священные слова «отец» и «мать», чтобы была возможность поклониться родным могилам. Три дня вне монастырских стен стали для Мцыри лучшими за все годы, проведённые вдали от родины. Он увидел горы и почувствовал, что именно там прошли первые годы его детства:
. что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней.
Радость и восторг наполняли душу юноши, свобода пьянила его. Мцыри, как истинный сын природы, действительно обладает способностью сливаться с ней:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
Даже голод он переносил стойко, чтобы не отклоняться от цели. И бой с барсом воспринял как обычное, нередко встречающееся дело в жизни горцев, поэтому его «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы».
Мцыри не удалось осуществить свою мечту, но, даже умирая, он говорит, что променял бы вечность и рай за несколько минут жизни на родине.
3. Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?
На этот вопрос автор не даёт ответа в поэме, но суть повествования подсказывает один из возможных выводов: за свободу трудно бороться в одиночку. У Мцыри нет друзей, он очень юн и неопытен, к побегу не подготовлен, не взял с собой хотя бы еды или какие-то вещи. Он не умеет ориентироваться на местности, не знает дороги, поэтому идёт наугад.
Герой, с его пламенной страстью, идёт к заветной цели, превозмогая чувство голода, избегает знакомства с девушкой-горянкой и даже сражается с барсом. Он уверен, что преодолеет все трудности. Его упорство и мужество вызывают восхищение и уважение, но мечте его не дано осуществиться.
Потеряв силы в бою с барсом, юноша кружит по местности, возвращается к монастырю, теряет сознание, и его находят монахи. Придя в себя, Мцыри рассказывает о времени, проведённом в горах, тому монаху, с которым может быть откровенным. Он убедительно говорит о том, что не жалеет о побеге и не боится умереть так рано, в начале жизненного пути:
Увы! – за несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Наверное, мечта в столкновении с действительностью потерпела поражение потому, что сам герой вырос вдали от реального мира, не знал его и не был готов к жизни вне монастыря. Юноше, выросшему в неволе, сложно начинать новую, другую жизнь.
О значении поэмы «Мцыри» сказано много, поэтому остаётся только добавить, как важно для русских людей знакомиться с особенностями духовного облика народов Кавказа, узнавать об их жизни. Это наши сограждане и соседи, понимать которых учит нас и великий гуманист, русский поэт М.Ю.Лермонтов.
Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Поэма «Мцыри» создана в поздний период творчества М.Ю. Лермонтова, в 1839 году. Исследователи считают ее одним из последних образцов романтической поэзии столетия.
Черты романтизма мы находим в сюжете произведения, названии, композиции, форме изложения (основная часть поэмы – монолог главного героя), образах и мотивах.
Одна из черт романтических произведений – экзотика. Название поэмы непривычно для слуха русского читателя. Оно вызывает в памяти воспоминания о дальних странах с незнакомой яркой природой, непривычным бытом людей. Грузинское слово «мцыри» имеет двойной смысл. Оно может переводиться как «неслужащий монах», но может и означать «пришелец», «странник».
Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия. Неясно, из какого народа Мцыри происходит, где именно находится его родина, при каких обстоятельствах он попал в плен, что стало с его семьей, в финале поэмы непонятно, отчего именно он умирает. Таинственность – не единственная черта Мцыри. Герой необычайно смел, ловок и умён, он умеет видеть прекрасное, выражать мысли эмоционально и образно. Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. Изображается герой вольный, мятежный, который даже перед лицом смерти не просит о прощении, а рай и вечность готов променять «за несколько минут / Между крутых и темных скал», в краю, где он играл ребенком.
Для романтического сюжета характерны мотивы изгнания или побега. Из привычных мест герой отправляется в места необычные: в незнакомые страны, в дикий лес, в фантастичсексий мир.
У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Душа Мцыри стремится «в тот чудный мир тревог и битв». Противопоставление свободы и несвободы подчёркивает романтическое двоемирие: всю жизнь герой провел в плену и всю жизнь стремился к свободе, символом которой стали дальние горы, «…где в тучах прячутся скалы,/ где люди вольны, как орлы». Желание героя осуществляется: он на свободе. Однако добраться до далёкого дома ему не удаётся. Мир свободы в поэме – мир дикой природы. Многократно используя олицетворение, Лермонтов одушевляет этот удивительный мир. Перед читателем разворачиваются яркие картины Кавказских гор и лесов, бесконечно красивых и опасных. Неспособный выжить в этом вольном мире, герой оказался на краю гибели «… и в исступлении рыдал, / И грыз сырую грудь земли»… «Напрасно в бешенстве порой / Я рвал отчаянной рукой / Терновник, спутанный плющом: / Все лес был, вечный лес кругом…» Идеал, как во многих романтических произведениях, остался недостижимым.
Так в поэме «Мцыри» мы находим все черты романтического произведения. Исключительный герой оказывается в исключительных обстоятельствах, убежав от привычного обыденного мира. Противопоставлены мир монастыря, мир далёкого дома и мир дикой экзотической природы. Мятеж, нарушение запрета, стремление к воле, свободе – такие мотивы составляют основу поэмы.
Критики называют «Мцыри» эталоном романтизма. И для меня это поистине гениальное произведение стало ключом к пониманию многих авторов, в том числе и современных.