представители чего принижали значение общих понятий и полагали что общее существует только в уме
НОМИНАЛИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «НОМИНАЛИЗМ» в других словарях:
НОМИНАЛИЗМ — (ново лат., от nomen имя, с греч. окончанием). Учение, по которому слова, обозначающие общие понятия, не выражают собою реальных предметов: противоположное реализму. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Номинализм — Номинализм ♦ Nominalisme Учение, утверждающее, что общие идеи существуют только в виде слов, которые их обозначают. Это значит, что существуют только индивидуумы, что обобщения (универсалии, как их называли в средние века) существуют только… … Философский словарь Спонвиля
Номинализм — (лат. nomina–аттар, nominalis–атауларға, аттарға қатысты) – ортағасырлық батыстық философиядағы схоластика бағытының ішіндегі ағымның бірі. Ол реализмге қарсы шықты және айтарлықтай оған реакция (жауап) ретінде пайда болды. Бұл екеуінің… … Философиялық терминдердің сөздігі
НОМИНАЛИЗМ — НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (латинское nomen имя, nominalis именной, отсюда название),… … Современная энциклопедия
НОМИНАЛИЗМ — направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen имя, nominalis именной, отсюда название), словесными… … Большой Энциклопедический словарь
номинализм — а, м. nominalisme < nominalis касающийся имени, именной. филос. Направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналист а, м. Номиналистский ая, ое. Крысин 1998. Лекс. Толль 1864: номинализм; … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Номинализм — НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (латинское nomen – имя, nominalis – именной, отсюда название),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
НОМИНАЛИЗМ — (лат. nomina имена, nominalis относящийся к названиям) 1 ) в узком смысле направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы… … История Философии: Энциклопедия
НОМИНАЛИЗМ — (лат. nomina имена, nominalis относящийся к названиям) (1) в узком смысле направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы… … Новейший философский словарь
Представители чего принижали значение общих понятий и полагали что общее существует только в уме
Нина Ищенко запись закреплена
Гегель и проблема универсалий
Проблема универсалий стала беспокоить умы в XI веке, а с началом эпохи Возрождения отошла на второй план и была забыта, как пишет философ XX века Николай Гартман, не потому что была решена, а потому что никто не знает, как её решить. Ещё один факт в подтверждение того, что загадка сама по себе не привлекает умы, и что нерешенную проблему можно обойти и строить философское здание так, как будто её и нет. Результат аукнется через несколько веков, создатели теорий могут творить спокойно. Как говорил когда-то Свасьян в одном интервью, весь мир сейчас живёт в русле номиналистического решения, принятого в XIV веке, но кто об этом знает? Очень немногие. Николай Гартман был одним из них. В книге по онтологии, написанной в 1930-е гг. он пишет о проблеме универсалий и заявляет, что это важнейшая из всех проблем философии. Моя статья о вкладе Николая Гартмана в решение проблемы универсалий была опубликована в сборнике ФМО «Четверть века с философией» (Луганск, 2015). Отсылаю интересующихся к этому тексту, книгу можно скачать на сайте «Одуванчик». Ещё лучше конечно читать «К основоположению онтологии» самого Гартмана.
Это было краткое предисловие к замечанию Гегеля, который пришёл бы к тому же решению, если бы хотел об этом думать. Далее речь идёт об универсалии «бытие» :
«Но если при этом полагать,
что бытие, оттого что оно теперь мыслится, уже и не бытие как таковое,— это только нелепый идеализм, полагающий, что если нечто мыслится, то оно перестает от этого быть, или, иначе, то, что есть, мыслиться не
может, и, получается, [что] только ничто и мыслимо». (Лекции о доказательствах бытия Бога, с. 420).
Идеи номинализма в средневековой философии
Учение об универсалиях в средневековой философии.
Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому вопросу известен как спор о универсалиях, т. е. о природе общих родов и понятий. Существует 2 основных решения этого вопроса.
1. общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека – реализм (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский). 3 вида существования универсалий (троякость существования): “До вещей” в божьем разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” – в человеком разуме как результат абстракции – умеренный реализм (существует и крайний реализм – общее существование только вне вещей – Ансельм).
П. Абеляр – существуют только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше утверждение относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предполагает реальность общих понятий в уме бога. Это образцы, по к-ым бог творит вещи.
Активное обсуждение категории бытия Бога, вывело философию на еще одну, актуальную философию проблему – проблему соотношения общих абстрактных понятий, так называемых универсалий.
Философы давно заметили, что чел воспринимает органами чувств только единичные вещи. Но вместе с тем в нашей речи и мышлении большую роль играют и общие понятия – универсалии, в к-ых выражаются общие св-ва предметов: человек (вообще), животное, овощи, фрукты.
В ходе обсуждения смысла и значения понятий общего и конкретного сформировались основные течения средневек.философии: номинализм и реализм.
Иоанн Росцеллин (1050–1123/25); Уильям Оккам (1300–49/50). Считали, что истины. Значимы только конкретные понятия, отражающие отдельные, единичные вещи.
Номинализм представляет собой учение, полагающее, что общее существует только в уме человека. Напр., существуют отдельные люди, а потому правомерны только отражающие их индивидуальные понятия. Но в действит-ти не существует нечто, соответствующее понятию «человечество». А поэтому это лишь пустой звук, сотрясение воздуха, имя. Не существует нечто в действит-ти, соответствующее понятию «мудрость», а существуют отдельные мудрецы: Сократ, Аристотель и т.д.
Номинализм, принижая значение, ставил под сомнение роль Бога – фундаментального понятия религиозной философии. именно поэтому номиналисты жестоко преследовались католической церковью.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Универсалия
Универсалия (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.
Проблема универсалий восходит к философским идеям Платона и Аристотеля и является одной из главных тем схоластики, в особенности раннего ее периода. Тема универсалий приходит в средневековую философию не напрямую из работ античных философов, но через комментарии к их трудам. В частности, через комментарии Порфирия к «Категориям» Аристотеля.
В «Введении к «Категориям» Порфирий говорит, что не будет разрабатывать вопрос о реальном существовании родовых и видовых понятий, что он очень трудный и почти неразрешимый. Боэций делает перевод «Введения к «Категориям» на латинский язык и вводит проблему универсалий в средневековую философию.
В споре об универсалиях (X—XIV вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (то есть вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: реализм, номинализм и концептуализм.
Содержание
Реализм
С точки зрения реализма существует только общее; предмет науки есть общее в предметах, которые различаются не по существу, а лишь по своим акциденциям, случайным признакам. Познать общее — значит познать все. Крайние реалисты склонялись к учению об идеях Платона, — общее есть идея, идеи существуют до вещей (ante res) и вне их. Реалисты с более умеренными взглядами склонялись к учению Аристотеля об общих родах и считали, что общее существует лишь в вещах (in rebus), но не вне их. Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский полагали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).
Умеренный реализм
Фома Аквинский в споре об универсалиях пошел по стопам своего учителя Альберта Великого, избрав средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель. Он признает, что общее не имеет отдельного бытия, что «общих сущностей» нет, и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее существует в предметах и разум извлекает его из них; однако в ином смысле Фома Аквинский не отвергает общее, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом, Фома Аквинский признает троякого рода универсалии: ante res (до вещей) — поскольку они суть мысли Бога, in rebus (в вещах) — поскольку они составляют общую сущность вещей, и post res (после вещей) — поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия. Учение Фомы Аквинского является эклектизмом, попыткой сочетать номинализм с реализмом признанием относительного значения каждого из них.
Современный реализм
В 19–20 вв. реализм снова становится актуальным в философском и теологическом дискурсе. В рамках католической теологии возникает неотомизм, в англо-американской философии — неореализм и критический реализм.
Номинализм
Номинализм отрицает онтологическое значение универсалий (универсалии не обладают действительным существованием). В рамках номинализма они являются отвлечением, общее существует после вещей (post res). Крайний номинализм считает универсалии лишь словесным обозначением. Согласно Т. Гоббсу, универсалии есть имена, общие многим вещам. Иоанн Росцелин видел в универсалиях только слова (universale est vox), общие имена, доступные только разуму.
Концептуализм
Концептуализм, по сути, является формой номинализма. Отрицая онтологическое значение универсалий и считая, что общее существует после вещей (post res), концептуализм, тем не менее, утверждает, что они существуют как мысленные предметы, идеальные сущности в разуме человека. Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот истолковывали универсалии как результат объединения сходных признаков вещей в уме человека.
Фактически, проблема универсалий была связана с догматом Троицы. Если Бог един в трех Лицах, то существует ли он реально и в каком виде?
Католическая церковь в этом вопросе приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, поскольку материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.
Спор номинализма и реализма о природе универсалий.
Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному.
Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т. е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.
Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.
Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм.
Философия эпохи Возрождения антропоцентрична: в центр мироздания поставлен человек (антропос), он же является главной темой философских размышлений большинства философов. Этот сдвиг – с теоцентризма на антропоцентризм, по сравнению со средневековой философией, – стал возможен на основе переосмысления господствующей до этого концепции человека.
Концепция человека эпохи Возрождения в основе своей является по-прежнему христианской: человек есть образ и подобие Бога. Однако если средневековая философия подчеркивает греховность, несовершенство человека, то эпоха Возрождения делает акцент на богопричастности, богоподобии человека. «Человек есть бог, – пишет Н. Кузанский, – но не абсолютным образом, ибо
он – человек».
Богоподобие человека – в его способности к творчеству. Причем творческая сущность человека воплощается не только в создании культурных ценностей. Творчество человека проявляется прежде всего в его самосозидании.
В знаменитой речи «О достоинстве человека» итальянский философ Д. Пико дела Мирандолла видит главное отличие человека от других сотворенных Богом существ именно в его «незавершённости»: Бог дал человеку свободу воли, а тем самым – возможность самому завершить свой образ, избрать себя.
Уже в рамках средневековой философии вызревало понимание человека как личности.Но там человек был лишь частью Абсолютной личности. Если средневековый мыслитель осознает себя через Бога, то в эпоху Возрождения, наоборот, человеческая личность узревает внутри себя абсолютное начало, то есть Бога. В наиболее радикальных формах возрожденческого неоплатонизма Бог выступает как сверхличное начало, поэтому Личностью является только человек, и теперь именно он занимает центр бытия, которое в средневековой философии принадлежало Абсолютной личности, то есть Богу.
Возрождение возвеличивает человека не только как творческую, духовную личность: оно возвеличивает его как целостноеединство души и тела. «Реабилитация» человеческого тела приводит к возрождению (христиански переосмысленного) античного идеала калокагатии– прекрасно-доброго человека. Так, Т. Кампанелла в своих эстетических трактатах развивает мысль, что телесная красота – божий дар для добрых людей и, наоборот, телесное несовершенство – предостерегающий знак Бога: это злой человек. Философия эпохи Возрождения не всегда удерживает единство этического и эстетического начал и имеет тенденцию к эстетизму, то есть к возвеличиванию прекрасного безотносительно к его этическому содержанию.
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 1242 ; Мы поможем в написании вашей работы!