предметный метод обучения это
Практикум по истории педагогики и образования ишим
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Предметный метод обучения
Сущность предметного метода обучения и его результаты
Предметный метод обучения, наоборот, имеет дело не с одним слу хом и не ограничивается двумя внешними чувствами (слухом и зрени ем): он рассчитан на все внешние чувства. Кроме зрения и слуха, он пользуется даже вкусом: есть много предметов, которые стоит попро бовать на язык; таковы некоторые минералы, продукты растительно го и животного мира, слабый гальванический ток и проч. Он может пользоваться обонянием. Но особенно часто он пользуется осязанием, мускульным и термическим чувствами. В наших восприятиях играют роль также двигательные и органические ощущения.
Ученикам приходится часто узнавать, тепел предмет или холоден, тверд или мягок, тяжел или легок, шероховат или гладок. Значение мускульного чувства и двигательных ощущений выступает особенно рельефно в жизни глухих и слепых. Только благодаря мускульному чувству и осязанию слепая и глухая Лаура Бриджмен научилась чи тать и писать; а затем получила дальнейшее развитие, позволившее e й стать учительницей глухонемых.
Наши теории и наши воззрения на природу постоянно меняются. Но достоверные факты науки остаются. И если ученик вынесет из школы знание таких бесспорных фактов, засвидетельствованных его внешними чувствами, это будет большое дело.
Сведения, полученные таким образом, не вызывают в нас ни со мнений в своей достоверности, ни колебаний. Скажем еще больше. Сведения, полученные путем исключительно словесного обучения, кажутся нам бледными, темными, сбивчивыми, а между тем сведения, поставленные нам внешними чувствами, всегда кажутся нам определ енными и ясными. Чтобы объяснить себе выше сказанное на одном каком-нибудь примере, представим себе следующий случай. Предпол ожим, что я имею дело с развитыми учениками, но они никогда не видали кристаллов какого-нибудь определенного класса и что я пожел ал бы дать им представление о кристалле этого типа. Я мог бы огра ничиться одним словесным изложением. Я мог бы на словах объяс нить, что такое центр в кристаллах и где он находится в данном крист алле; я мог бы подробно объяснить, что такое плоскость симметрии, сколько таких плоскостей в данном кристалле и какое они занимают положение; я мог бы определить на словах, что такое ось в кристал лах, сколько осей в данном кристалле и проч. Но как бы подробно я ни описывал этого кристалла, мои ученики, если они его не видали, будут иметь о нем очень смутное представление. И, однако же, стоит только подержать этот кристалл перед их глазами хотя бы одну мину ту времени, и они будут иметь о нем ясное представление. Один руко водитель курсов, протестуя против наглядности, говорит, что слово может само представлять совершенно достаточную наглядность, пре восходящую наглядность обычных пособий. В доказательство своей мысли он описал ученикам сову так: клюв у ней, как долото, когти, как острые иглы. Несмотря на всю изобразительность такой речи, мы все же думаем, что, если бы дети видели живую сову, они узнали бы о ней больше. Я уже не говорю о том, что многие дети не видели и до лота, и аналогия педагога для таких детей пропадает даром.
Учитель, пользующийся лишь одним словесным методом, очень часто впадает в ошибку и думает, что его ученики знают предмет, когда они могут ничего не знать, кроме слов. В самом деле, когда ученик повторяет слова книги или учителя, то, во-первых, он может с некоторыми из этих слов не соединять ровно никаких понятий, а во-вторых, он может соединять с данными словами определенные понятия, но совсем не те, какие этими словами обыкновенно выражаются, Заставьте нарисовать цветок, клетку, сердце и т.п. ученика, бойко отвечающего урок, и вы сейчас же узнаете, видел ли он то, о чем гово рит. И против этой опасности мы не знаем никакого другого средства, кроме предметного метода.
Лейбниц говорит, что работа учителя заключается в том, чтобы «отделять зерно фактов от соломы слов».
Литература для самостоятельного изучения:
Голованова, Н. Социализация и воспитание «по А.С.Макаренко» [Текст] / Н. Голованова //Народное образование.-2005.-36.-С.155- 158.
Гриценко, Л.И. Концепция воспитания А.С.Макаренко в свете современных научных знаний [Текст] / Л.И. Гриценко// Педагогика.- 2006.- №2.- С.89-96.
Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-300с.
Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]/ А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 432с.
Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] /под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2001.- 416с.
История педагогики в России: Хрестоматия [Текст]/сост. С.Ф.Егоров.- М.: Академия, 1999.- 400с.
История педагогики и образования[Текст]/под ред. А.И.Пискунова / А.И.Пискунов, Р.Б. Вендеровская, В.М.Кларин и др..- М.: Сфера, 2001.- 512с.
История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.- Сфера, 1997.- 192с.
История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.-Сфера, 1997.- 304с.
Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (x в. – начало xx в.) [Текст] / Д.И. Латышина.- М.: ФОРУМ, 1998.- 584 с.
Морозов, В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике А.С. Макаренко [Текст] /В.Морозов // Воспитание школьников.-2005.-№7.- С. 52-59.
Народное образование Тюменского края XVIII – XX вв. [Текст] / сост. Н.И. Загороднюк, Т.В. Каменская, Г.К. Скачкова, Л.Г.Улыбина.- Тобольск: ТГПИ, 1997.- 171с.
Невская, С. Взаимодействие гражданского и трудового воспитания в педагогике А.С.Макаренко [Текст] /С.Невская// Народное образование.- 2006.-36.- С.172-178.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] /под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2002.- 272с.
Педагогический поиск [Текст] / сост. И.Н.Баженова.- М.: Просвещение, 1990.- 560 с.
Степанов, С. Павел Петрович Блонский (1884-1941) [Текст] /С.Степанов// Школьный психолог.-2000.-№ 23.-С.4-5.
Хиллиг, Г. Братья Виталий и Антон Макаренко в 1920-1930-х г.г. [Текст] /Г.Хиллиг// Педагогика.-2006.-№9.-С.78-85.
Юдашина, Н.И. Павел Петрович Блонский о сексуальном развитии ребенка Н.И. Юдашина// Педагогика.-2001.-№8.-С.67-72.
Тема: Школа и педагогика в России после 1917 года
В результате изучения темы необходимо знать:
концепцию Единой трудовой школы, особенности е. функционирования;
сущность и особенности реализации «студийной системы»;
педагогические идеи П.П. Блонского;
жизнь и деятельность С.Т. Шацкого;
жизнь и деятельность А.С.Макаренко;
теорию коллектива А.С.Макаренко.
В результате изучения темы необходимо уметь:
анализировать и обобщать полученную информацию;
правильно и четко отвечать на поставленные вопросы;
сравнивать новую информацию с ранее приобретенными знаниями;
применять полученные знания в новых ситуациях;
оценивать собственную деятельность.
Задание 1. Нарисуйте образ Единой трудовой школы. Дайте краткие комментарии к рисунку.
Задание 3. Инициатором использования «студийной системы» в России был П.П.Блонский. Опишите её особенности в собственном рассказе от лица учащегося или педагога, работающего по этой системе.
Задание 4. П.П. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Каким образом он предлагал это сделать?
Какие учреждения организовал С. Т. Шацкий с целью активной педагогизации среды обитания ребенка?
В чем заключается оригинальность и новизна идей С.Т. Шацкого?
Каким образом менялись взгляды С.Т. Шацкого на воспитание детей? Изобрази с помощью схемы.
В чем сущность бригадно-лабораторного метода обучения?
Задание 8. Подберите интересные факты из жизни С.Т. Шацкого.
Реферат по дисциплине: «Педагогика» По теме: «Методы обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
Князева Татьяна Вячеславовна
1. Понятие о методе обучения 5
2. Методы обучения и их классификация 7
3. Сущность и содержание основных методов обучения
4. Выбор метода обучения 15
Список литературы 17
Хороших методов существует столько,
сколько существует хороших учителей
Методы обучения в педагогике представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является не только передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения, но и формирование мировоззрения и развитие познавательных возможностей учащихся. Слово “метод” в переводе с греческого «methodos» означает “исследование, способ, путь достижения цели”.
В древности преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Следовательно, максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ
В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека, следовательно, процесс обучения является процессом познания учеником окружающего мира.
Принято выделяют три основные группы методов: методы обучения, методы воспитания, методы педагогических исследований. Наибольшую неоднозначность в определениях и, вместе с тем, практическую актуальность имеют методы обучения, взаимосвязанные с другими категориями дидактики: целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации и результатами. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными. Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.
Левина М.М. считает, что методам обучения свойственны следующие особенности :
· метод должен обязательно соответствовать цели урока. Если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов;
· метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели;
· каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его действенности;
· метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения учителем учебной задачи.
Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:
— некие формы движения познавательной деятельности;
— какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;
— стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;
— контроль за процессом обучения;
— управление познавательной деятельностью учеников;
— раскрытие содержания знания в учебном заведении.
Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.
Методы обучения должны соответствовать цели урока, содержанию учебного материала, формам организации познавательной деятельности учащихся, реальным учебным возможностям учеников, т. е. внутренним и внешним условиям для успешной учебной деятельности. Педагог при выборе метода обучения должен учитывать свои возможности по их использованию.
Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
На сегодняшний день в педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.
Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей, они делятся на две группы.
1. Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспринимают, заучивают и осознают информацию, переданную учителем.
2. Исследовательский метод. Направлен он на самостоятельное изучение материала и приобретение знаний.
В то время большое внимание уделялось исследовательскому методу. Его считали универсальным и противопоставляли всем другим методам обучения. В конечном итоге от такой классификации отказались.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации, предложенной И.Я. Лернер и М.Н. Скаткиным
принято выделить пять методов обучения:
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
· методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
· методы приобретения новых знаний;
· методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
· методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся;
· методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
· методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала;
· методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков;
· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Традиционно преподаватели используют такие методы обучения как:
Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды:
— Беседа предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.) приемы обсуждения ответов и мнений учеников. Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия, не должны требовать от учащихся односложных ответов. В время беседы обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления и рассчитаны в основном на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти обучаемых.
— Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц, когда учащиеся обладают значительной степенью самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
— Лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений.
— Работа с книгой является одним из наиболее важных и эффективных методов обучения, может проходить как под контролем преподавателя, так и в форме самостоятельной работы ученика с книгой.
— Демонстрация обычно связана с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кино- и видеофильмов и др.
— Иллюстрация предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
— Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и тем, носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
— Проблемный метод применяют для создания и разрешения на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций. Следовательно, разрешая противоречия, школьник познает явления и предметы, являющиеся предметом исследования. Однако, говоря о проблемном методе, следует помнить, что противоречие создается для учеников, а не для учителя, для которого оно не является проблемой. На уроке можно создавать проблемные ситуации, которые основаны на противоречиях, имеющих прямое отношение к особенностям восприятия учебной информации школьниками.
Компьютерные и дистанционные методы
— Программированное обучение необходимо для создания технологии обучения, способной постоянно контролировать процесс усвоения знаний. Оно выполняется по программе, составленной заранее. В настоящее время компьютеры применяют в тестировании, обучении различным предметам, развитии познавательных интересов и способностей и др. Как и программированное, компьютерное обучение ориентируется на обучающие программы, представляющие собой алгоритм обучения, выглядящий как последовательность мыслительных действий и операций.
— Дистанционное обучение дает возможность любому человеку, находящемуся в любой точке земного шара, учиться, используя современные информационные технологии: трансляции учебных программ по теле- и радиостанциям, кабельное телевидение, видеоконференции и др. Важными средствами для дистанционного обучения являются такие компьютерные телекоммуникации, как электронная почта и Интернет. Благодаря им у учащихся есть возможность получать и передавать учебную информацию. Такое обучение удобно тем, что оно позволяет заниматься своим видом деятельности и одновременно обучаться, ориентируясь на гибкий выбор обучающих программ и учебных дисциплин.
ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Выбор методов обучения не может быть произвольным.
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.
Выбор методов обучения зависит:
– от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
– особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;
– особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору обще дидактических методов;
– цели, задач и содержания материала конкретного урока;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей;
– уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
– особенностей классного коллектива;
– внешних условий (географических, производственного окружения);
– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает решение о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.
Существуют также своеобразные подходы к методам обучения в связи с их многообразием и возможным пополнением новых способов учебы. Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения.
Методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.- 325с.
5. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. М., Прометей, 1992.
6. Осмоловская, И.М. Словесные методы обучения. – М., 2008
7. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического
образования : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-
8. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика./ Учеб. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс. 2002. – 544 с.
9. Педагогика под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1983.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
12. Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru/ раздел: учебная литература, дисциплина: педагогика. Педагогика: курс лекций: учебное пособие, Ч. 2. Общие основы педагогики. Автор: Пешкова В. Е. Издательство: Директ-Медиа, 2015.-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.