предложение в резолюцию съезда учителей
Проект Резолюции Съезда
Публикуем проект Резолюции IV Съезда Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», прошедшего 4 октября 2021 года.
ПРОЕКТ Резолюции
IV Съезда Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»
4 октября 2021 года
История и обществознание – предметы, традиционно формирующие мировоззрение личности, и потому занимающие особое место в российской системе образования. История в данном контексте формирует представления о прошлом нашей страны, обществознание – системные научные взгляды на социум.
За время своего существования Ассоциация учителей истории и обществознания внесла значительный вклад в совершенствование системы преподавания истории в школе. Принятый при ее активном участии Историко-культурный стандарт стал значительным прорывом в системе тематического наполнения и унификации системы школьного преподавания истории России. Впервые в общероссийских стандартах образования были подняты такие важные для учителя вопросы как преподавание «трудных вопросов» Отечественной истории, синхронизация региональной и общероссийской истории, формирование перечня дат, событий и персоналий в школьном курсе истории. Регулярное проведение мероприятий межрегионального и общероссийского масштаба (Всероссийские совещания учителей истории, Всероссийские конкурсы «История в школе: традиции и новации») позволяют профессиональному учительскому сообществу принимать участие в обсуждении перспектив и направлений развития системы школьного исторического образования, совершенствовать свой опыт и способствовать росту качества преподавания истории в школах разных регионов России. Опыт работы Ассоциации в этих направлениях способствует и ее внутреннему совершенствованию, укреплению связей и взаимодействия между ее региональными отделениями, расширению сферы ее активности, росту количества проводимых ею мероприятий.
Положительной стороной сложившейся системы преподавания истории и обществознания является высокий уровень квалификации преподавателей, современные учебно-методические комплекты, совершенствование нормативного регулирования нормативное регулирование образовательного процесса. В тоже время существуют проблемы, осложняющие достижение целей историко-обществоведческого образования и снижающие интерес учащихся к предметам.
Ассоциация учителей истории и обществознания признаёт необходимость решения ряда проблем в российском школьном историческом и обществоведческом образовании и вносит предложения, направленные на их решение.
1) Проблема недостаточной согласованности основных нормативных и методических документов, регламентирующих профессиональную деятельность учителя истории (ФГОС ООО и СОО, предметные концепции, проекты примерных рабочих программ по истории и по обществознанию, универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования), действующих УМК и контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Предложения:
2) Проблема дисбаланса между растущим объемом содержания общественно-научных предметов и ограниченным количеством времени на их изучение в школе.
Предложения:
3) Проблема недостаточного внимания к изучению региональной и локальной истории в ряде регионов России.
Предложения:
4) Проблема модернизации системы повышения квалификации по предмету и процедур аттестации учителей истории и обществознания.
Предложения:
5) Развитие взаимодействия в рамках Ассоциации учителей истории и обществознания.
Предложения:
Предложение в резолюцию съезда учителей
Опубликованно: 05.10.2021 13:10
ПРОЕКТ Резолюция
IV Съезда Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»
4 октября 2021 года
За время своего существования Ассоциация учителей истории и обществознания внесла значительный вклад в совершенствование системы преподавания истории в школе. Принятый при ее активном участии Историко-культурный стандарт стал значительным прорывом в системе тематического наполнения и унификации системы школьного преподавания истории России. Впервые в общероссийских стандартах образования были подняты такие важные для учителя вопросы как преподавание «трудных вопросов» Отечественной истории, синхронизация региональной и общероссийской истории, формирование перечня дат, событий и персоналий в школьном курсе истории. Регулярное проведение мероприятий межрегионального и общероссийского масштаба (Всероссийские совещания учителей истории, Всероссийские конкурсы «История в школе: традиции и новации») позволяют профессиональному учительскому сообществу принимать участие в обсуждении перспектив и направлений развития системы школьного исторического образования, совершенствовать свой опыт и способствовать росту качества преподавания истории в школах разных регионов России. Опыт работы Ассоциации в этих направлениях способствует и ее внутреннему совершенствованию, укреплению связей и взаимодействия между ее региональными отделениями, расширению сферы ее активности, росту количества проводимых ею мероприятий.
Положительной стороной сложившейся системы преподавания истории и обществознания является высокий уровень квалификации преподавателей, современные учебно-методические комплекты, совершенствование нормативного регулирования нормативное регулирование образовательного процесса. В тоже время существуют проблемы, осложняющие достижение целей историко-обществоведческого образования и снижающие интерес учащихся к предметам.
Ассоциация учителей истории и обществознания признаёт необходимость решения ряда проблем в российском школьном историческом и обществоведческом образовании и вносит предложения, направленные на их решение.
1) Проблема недостаточной согласованности основных нормативных и методических документов, регламентирующих профессиональную деятельность учителя истории (ФГОС ООО и СОО, предметные концепции, проекты примерных рабочих программ по истории и по обществознанию, универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования), действующих УМК и контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Предложения:
1. Привести в соответствие с ФГОС ООО и СОО (после его принятия) все учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по обществоведческим дисциплинам (примерные рабочие программы, универсальные кодификаторы, УМК, КИМ ЕГЭ, ОГЭ и ВПР).
2. Ясно и недвусмысленно закрепить на уровне нормативных документов понимание истории как единого предмета и усилить в его содержании связь российской, всеобщей и региональной истории.
3. Обеспечить преемственность программ по истории и по обществознанию в школе и в организациях среднего профессионального образования.
4. Региональным отделениям Ассоциации необходимо активно участвовать в публичном обсуждении проектов нормативных и методических документов, инициируемых Министерством просвещения, Российским историческим обществом, руководящими органами Ассоциации.
2) Проблема дисбаланса между растущим объемом содержания общественно-научных предметов и ограниченным количеством времени на их изучение в школе.
Предложения:
1. Поддержать разработку и внедрение федеральных примерных рабочих программ по истории и по обществознанию, поскольку они избавят учителей от излишней бумажной работы и будут способствовать достижению всеми школьниками образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. При этом необходимо сохранить за образовательными организациями реальное право разрабатывать собственные рабочие программы в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», ФГОС, учебными планами образовательных организаций, варьируя, в частности, тематическое планирование и распределение количества часов по учебным темам.
2. В Примерных рабочих программах по истории и по обществознанию четко разграничить основные (обязательные для глубокого изучения и подлежащие проверке в рамках внутришкольных, региональных и федеральных диагностических процедур) и дополнительные дидактические единицы (обязательные для изучения, но не подлежащие обязательной проверке в процессе обучения, но разрешенные для включения в КИМ ЕГЭ для заданий повышенного и высокого уровней сложности). Привести универсальные кодификаторы ФИПИ в соответствие с усовершенствованными примерными рабочими программами.
3. Рекомендовать ФИПИ усилить ориентацию заданий ЕГЭ прежде всего по истории, но и по обществознанию, на проверку предметных умений и универсальных компетенций, привести содержание заданий и критериев оценивания в соответствие с содержанием учебников, включенных в Федеральный перечень.
4. Вернуть в учебный план 3 часа истории в неделю в 9 классе (в т.ч. при 5-дневной учебной неделе), особенно в связи с предстоящим включением модуля “Введение в новейшую историю России”.
5. Поддержать создание единой цифровой платформы, содержащей банк лучших учительских практик уроков, мастер-классов. внеурочных мероприятий по истории и обществознанию, качественный контент для создания педагогами собственных учебных материалов по истории и обществознанию (документы, карты, иллюстрации, схемы, видео- и аудиофайлы и т.п.), например, на базе проекта “РИО. Компас”.
6. Расширить преподавание обществознания до 2-х часов в неделю 6-9 классах. Восстановить преподавание обществознания с 5 класса.
3) Проблема недостаточного внимания к изучению региональной и локальной истории в ряде регионов России.
Предложения:
1. Признать необходимость обязательного изучения региональной и локальной истории в школах Российской Федерации, при этом сохранить за образовательными организациями право реализовывать изучение региональной истории на основе общих подходов, но с учетом своих особенностей и сложившихся традиций.
2. В рамках сотрудничества Ассоциации учителей истории и обществознания с Российским историческим обществом активизировать работу по созданию учебников и цифровых образовательных ресурсов по региональной истории, в том числе посредством грантовой поддержки авторских коллективов.
3. Предложить региональным отделениям ассоциации в сотрудничестве с региональными отделениями Российского исторического общества разработать перечень дидактических единиц по региональной истории, обязательных к изучению при реализации образовательных программ и программ воспитания (в части внеурочной деятельности) в школах данного региона, при необходимости разработать сформулировать Концепцию изучения региональной истории.
4) Проблема модернизации системы повышения квалификации по предмету и процедур аттестации учителей истории и обществознания.
Предложения:
1. Организовать обобщение уже имеющегося передового педагогического опыта для комплексного обновления системы преподавания на уровне общего образования.
2. Организовать на базе центров “Сириус”, “Артек”, “Океан” и т.д. программы повышения квалификации для учителей истории и обществознания на основе интерактивных образовательных технологий, в очном и дистанционном форматах.
3. Убрать из аттестационных процедур для учителей показатель “средний балл ЕГЭ по предмету”, поскольку история и обществознание являются экзаменами по выбору, и их результаты зависят не только от работы учителя.
4. Создать для учителей систему выделения грантов на обучение/повышение квалификации, в исследовательских центрах/институтах, учреждениях высшего образования и дополнительного образования.
5) Развитие взаимодействия в рамках Ассоциации учителей истории и обществознания.
Предложения:
1. В перспективе Ассоциация учителей истории и обществознания предлагает осуществить силами всех заинтересованных сторон разработку единой «Концепции исторического образования школьников России», интегрировав в нее вопросы изучения истории России, ключевые идеи имеющихся и планируемых концепций преподавания истории России, всеобщей и региональной истории, программ духовно-нравственного развития и воспитания школьников, программы воспитания и др. Данная концепция призвана определить перспективы развития школьного исторического образования и просвещения в России в ближайшие десятилетия, обусловленные реалиями XXI века, мировыми трендами развития науки и образования, национальными целями развития России.
2. Для конструктивного решения названных проблем провести совещание руководителей региональных отделений Ассоциации с участием представителей Министерства просвещения, Федерального института педагогических измерений, Российского исторического общества Фонда “Талант и успех”, других структур, заинтересованных в повышении качества школьного гуманитарного образования.
3. Сделать рабочие совещания с участием руководителей региональных отделений Ассоциации регулярными (1 раз в три месяца).
О нас
Контакты
Секретариат
Телефон +7 495 938 0087
Электронный адрес
Ассоциация учителей истории и обществознания
Резолюция Независимого съезда учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования Москвы
Москва, 26 апреля 2015 года
Мы, учителя школ, лицеев и гимназий Москвы, вместе с нашими коллегами, педагогами дополнительного образования, при участии представителей родительской общественности обсудили ситуацию, которая сложилась в московском образовании на различных его уровнях, а также в организациях и учреждениях дополнительного образования.
Школа, на протяжении столетий «второй дом» для детей, а зачастую и первый по значению в их жизни, превращена в учреждение, в котором дети и учителя только мешают руководству работать с документами. При этом государство действует так, как будто учителя — крепостные. Можно без их согласия менять нагрузку, гонять их из здания в здание в больших образовательных комплексах, требовать от них в любом количестве бумаги, которые зачем-то понадобились чиновникам. Педагогика полностью вытеснена из образовательной сферы экономикой и бюрократией.
Понятие «оптимизация» служит прикрытием для уменьшения реального финансирования дошкольного, школьного и дополнительного образования. Сейчас Министерство финансов уже прямо говорит: у нас нет денег на образование, мы будем сокращать количество педагогов. Нельзя отнять деньги у школы. А вот оптимизировать расходы УЧРЕЖДЕНИЯ — можно. Качество образования и воспитания, их содержание не интересует уже никого, кроме самих педагогов и родителей. Реальные меры заменены трескучими фразами и убийственными экономическими нововведениями.
Нередко чиновники не говорят напрямую, что денег для школ нет, но ставят нереальные, забюрократизированные условия для их получения. Речь идет прежде всего о системе государственных работ, когда за работу, сделанную в феврале, учитель получает деньги в мае.
Мы требуем информационной открытости Министерства образования и Департамента образования Москвы. Не фиктивной, как встречи И. И. Калины с населением, а реальной встречи ответственных чиновников с педагогами.
Если еще недавно неугодных учителей просто увольняли, теперь их всё чаще привлекают к суду. Современному учителю всё сложнее выражать свою гражданскую позицию, использовать свои академические свободы. Еще труднее положение директоров — их могут лишить работы просто в любой момент по приказу учредителя, которым в большинстве случаев является Департамент образования.
Мы обращаемся к нашим коллегам, педагогам Москвы. Мы обращаемся к родителям наших учеников, ко всем участникам образовательного процесса. В настоящее время уничтожается уникальный и разнообразный педагогический опыт, традиции школ, складывавшиеся десятилетиями. На восстановление потребуются годы, но о нем пока нет и речи: доламывается последнее. Наш единственный шанс — объединившись, прекратить это гибельное разрушение.
Мы требуем от власти: соблюдайте собственные законы, прежде всего статьи 3, 34, 44, 47 Федерального закона «Об образовании», гарантирующие академические права и свободы, а также право учителей и родителей на участие в управлении образовательной организацией.
Мы требуем: соблюдайте не на словах, а на деле собственные инструкции и приказы, в частности порядок проведения реорганизации учебных заведений.
Мы не желаем тратить время, принадлежащее нашим ученикам, нашим семьям и нам самим, на заполнение безумного количества никому не нужных бумаг. Живой педагогический процесс невозможно загнать в столбики мертвых чисел и красиво оформленные папки с надписью «Портфолио». Оценку эффективности работы педагога дает только время. Эта оценка не может быть выражена суммой освоенных средств за отчетный период.
Съезд выражает глубокую признательность Конфедерации труда России за помощь в его проведении и «Новой газете» за информационную и организационную поддержку.
Предложение по поводу проведения межрегиональной акции 31 мая 2015 года
Съезд обращается к педагогам и родителям с призывом поддержать инициативу профсоюза «Учитель» и профсоюза «Университетская солидарность» о проведении 31 мая (накануне Дня защиты детей) межрегиональной акции в защиту образования, против очередных «оптимизаций», урезания финансирования, сокращения преподавателей, необдуманного объединения и ликвидации образовательных организаций. Предлагаем всем социальным инициативам в защиту образования, здравоохранения, науки, культуры проявить солидарность и принять участие в организации и проведении акции. Призываем родителей отстоять право своих детей на доступ к качественному образованию как общему благу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Москва – «Сириус», далее везде
На федеральной территории «Сириус» состоялось уникальное образовательное событие: IV Всероссийский съезд учителей математики. Положения резолюции съезда и намеченные пути по обновлению содержания и форм работы на ближайшие годы определят направление развития математического образования в нашей стране.
Программа съезда была очень насыщенной. Участникам было предложено посетить ряд секций, посвященных различным направлениям обучения математике: преподаванию математики в основной и средней школе, углубленному изучению математики, развитию таланта и олимпиадам, популяризации математики, современным технологиям в обучении математике, подготовке и повышению квалификации учителей математики. Кроме этого, в рамках съезда состоялась сессия «Разговор с математиками».
Педагоги Москвы продемонстрировали учителям математики со всех уголков нашей страны лучшие практики интеллектуального развития ребят. Московский проект «Математическая вертикаль» объединяет более 300 школ города, в него включены более 27000 школьников и более 1500 учителей и педагогов дополнительного образования. В 2021 году прошел первый выпуск, результат которого превзошел даже самые смелые ожидания.
В проекте активную роль играют ресурсные центры – школы с устоявшейся репутацией, предоставляющие качественное математическое образование в городе, крупные вузы. Задача центров – придать новое и интересное содержание, на основе которого можно вести расширенное, но не углубленное изучение математики в 7‑9‑х классах. Они же обеспечивают нестандартные формы повышения квалификации учителей, начиная от критериального тестирования учителей и заканчивая лекциями и семинарами, которые доступны любому учителю на сайте Городского центра педагогического мастерства.
Ресурсные центры показали новые формы проведения внеклассных мероприятий по математике: математические игры «Абака», «Вертикалька», «Математические бои», на которых раскрывается талант учеников, определяются сфера их интересов, стиль мышления. Учителя математики нашей страны решили использовать эти находки в работе со своими учениками.
Неподдельный интерес вызвали и учебные пособия для учеников проекта «Теория вероятностей и математическая статистика» авторов И.Высоцкого, И.Ященко и «Геометрия 7, 8 и 9» М.Волчкевича. Все они отражают новое содержание математического образования и представлены для удобства их использования не только в традиционной форме, но и в библиотеке Московской электронной школы.
Каждого учителя интересуют вопросы итоговой аттестации выпускников. Давно назрела необходимость совершенствования порядка формирования групп заданий второй части ЕГЭ по математике профильного уровня. Стандартная схема тематического распределения заданий по их позициям в экзамене устарела и ведет не к обучению математике, а к натаскиванию на тип экзаменационного задания. Необходимо более перспективно формировать разные по тематике задания одного уровня сложности. Это будет серьезным шагом вперед не только в создании условий для качественного математического образования, но и для общего образования, если к этой модели присоединятся учителя и других предметов.
Подготовка учеников к олимпиадам по математике – предмет особой методической и педагогической культуры учителя. Большим достижением в последние годы стало проведение в Москве пригласительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, на котором участник может заблаговременно оценить уровень своей подготовки. Изменился и «Математический праздник»: теперь эта увлекательная олимпиада проходит в двух вариантах, как в традиционном, так и в обновленном, для классов проекта «Математическая вертикаль» появился еще один вариант – в «Сириусе».
По итогам съезда была принята резолюция, которая во многом определит дальнейшее преподавание математики в России. Съезд отметил важную роль учителей нашей страны в период обучения в условиях пандемии, поддержал внедрение ФГОС основного и среднего общего образования по математике на базовом и углубленном уровнях, разработанного и утвержденного с учетом предложений, высказанных на III съезде учителей математики. Безусловно, в резолюции нашли место актуализация содержания курса математики на уровне среднего общего образования, повышение уровня математической подготовки студентов вузов, обучающихся по программам математического и физико-математического направлений, а также педагогических вузов, повышение роли учителя в ходе цифровизации образования, важность профессионального математического сообщества в школьном математическом образовании, привлечение к работе в школе выпускников классических университетов и технических вузов, популяризация математики в ходе подготовки к проведению Года математики в России.
Съезд выразил обеспокоенность рядом проблем: недостаточной административной и финансовой поддержкой школ, учащиеся которых показывают высокие результаты на олимпиадах по математике, избыточной документацией, запрашиваемой с учителей, а также избыточностью всевозможных диагностических процедур. Отрадно заметить, что все подобные проблемы были решены в Москве уже много лет назад.
Видеозаписи мероприятий в рамках съезда размещены на сайте https://teachersofmath.siriusconf.ru. Идеи, которые были обсуждены в «Сириусе», теперь доступны любому учителю нашей страны.
Павел САМСОНОВ, директор школы №86 имени М.Е.Катукова;
Дмитрий ЩЕРБАКОВ, директор школы №58
Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы созван по инициативе ректора Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, вице-президента РАН академика В.А.Садовничего при поддержке и активном участии профессорско- преподавательского состава филологического факультета МГУ и призван продолжить традиции Всероссийских съездов преподавателей русского языка и литературы (1916, 1921), объединявших учительское сообщество и представителей академической науки.
На съезд прибыло 827 делегатов из 72 регионов Российской Федерации и из других государств. В его работе приняли участие учителя, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, представители академической русистики, специалисты по методике преподавания русского языка и литературы, сотрудники органов управления образованием и руководители образовательных учреждений.
Программный комитет съезда получил 1106 заявок, 224 тезиса докладов. На заседаниях 6 секций и 10 круглых столов с докладами и сообщениями выступило 117 человек. Выступая на Пленарном заседании с докладом «Размышления математика о русском языке и литературе» и говоря об университетских традициях сохранения преемственности филологического образования в системе школа-вуз, ректор Московского университета академик В.А.Садовничий охарактеризовал основные тенденции образования в сфере преподавания русского языка и литературы и сформулировал ряд проблем, связанных с реформированием образования (утверждением ФГОС, проведением ЕГЭ и др.).
Участники съезда в своих докладах и выступлениях на секциях, круглых столах и пленарных заседаниях как первоочередную задачу, стоящую сегодня перед учителями-
словесниками, определили совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной тпколе. В то же время было отмечено, что некоторые наметившиеся тенденции реформирования филологического образования в школе вызывают тревогу и озабоченность педагогического сообщества. Прежде всего речь идет о судьбе учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература», которые в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) утратили свою самостоятельность, что не может не сказаться на качестве филологического общего образования школьников. Участники съезда выразили серьезную обеспокоенность тем, что в современной школе в условиях реформирования гуманитарного образования исчезает общественный смысл преподавания литературы, утрачивается понимание национальных задач, стоящих перед учителем-словесником: литература перестает восприниматься как носитель национального исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни. Выражая озабоченность снижением уровня подготовки современных выпускников по русскому языку и литературе, делегаты констатировали, что это может препятствовать их социализации, способствовать размыванию границ культурной идентичности и утрате целостности национального сознания, создаст опасность интеллектуальной, духовной и творческой деградации молодого поколения.
По итогам работы Съезд принял следующие решения:
1. Констатировать, что филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе является важнейшим и определяющим условием
• становления личности юного человека и его социализации,
• формирования нравственной и гражданской позиции,
• формирования у него целостной картины мира,
• развития его творческих и интеллектуальных способностей.
2. Выразить обеспокоенность
• снижением государственного статуса учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» в связи с утратой ими самостоятельности в структуре обязательных учебных дисциплин в школе;
• нежеланием разработчиков ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) учитывать мнение профессионального педагогического сообщества при принятии стратегических образовательных решений.
3. Считать недопустимым слияние в Федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы самостоятельных школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в методически и дидактически немотивированное, лишенное концептуальной основы искусственное образование «Русский язык и литература», что препятствует профессиональному решению образовательных задач на уроках в школе.
4. Обратиться к новому руководству Министерства образования и науки РФ с просьбой отменить приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», принятый без необходимого обсуждения, вернуться к рассмотрению вопроса о содержании филологического компонента государственного образовательного стандарта и внести изменения, направленные прежде всего на возвращение самостоятельности учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература».
5. Разработать процедуру общественной экспертизы не только проектов ФГОС, но и других масштабных образовательных проектов, реализация которых может серьезно повлиять на состояние российского образования, и Приказом министра образования закрепить ее обязательность.
6. Предложить Министерству образования и науки РФ утвердить на федеральном уровне минимальный перечень художественных произведений, обязательных для изучения в основной и старшей школе с учетом традиций отечественного литературного образования, устранив разночтения, касающиеся концепции, целей и задач преподавания литературы, в различных федеральных нормативных документах.
7. Подчеркнуть, что учебной дисциплине «Литература» в современной школе должен быть возвращен статус обязательного предмета, наравне с другими приоритетными дисциплинами, так как ее изучение не только
• формирует нравственные основы личности,
• способствует духовному самоопределению молодого человека,
• развивает его творческие и исследовательские способности,
• создает условия для постижения универсальных законов общечеловеческих взаимоотношений,
• знакомит подрастающее поколение с национальными общекультурными ценностями;
• играет объединяющую структурообразующую роль в процессе формирования гражданского самосознания в многонациональном государстве;
• способствует гармоничному сочетанию национальных и общечеловеческих ценностей.
8. Подчеркнуть, что обязательное изучение русской литературы, постижение ее духовной составляющей, ее связей с национальными литературами именно на этапе формирования личности молодого человека в многонациональной и многоконфессиональной России является стратегически важным, будучи одним из условий формирования общенациональных духовных ориентиров и сохранения целостности государства.
9. Поставить вопрос о возвращении выпускному экзамену по литературе статуса обязательного при условии введения уровневого принципа итоговой аттестации (базовый и профильный уровни) и совершенствования его формы с учетом специфики общегуманитарных и психологических задач проведения такого испытания на базовом уровне.
10. Констатировать, что снижение качества школьной подготовки по русскому языку и литературе в целом обусловлено
• уменьшением количества учебных часов, отведенных на изучение русского языка и литературы;
• изменением направленности обучения, смещением акцента с общефилологической составляющей на подготовку к ЕГЭ, что сужает сферу получаемых школьником знаний;
• нерешенностью проблемы организации процесса обучения в классах с разноуровневым поликультурным составом учащихся.
11. Настаивать на необходимости увеличения часов на преподавание русской литературы в школе.
12. Подчеркнуть, что введение ЕГЭ и ГИА как единственных критериев итоговой оценки знаний учащихся, несмотря на позитивные тенденции совершенствования контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ГИА, пока в большинстве случаев приводит
• к значительной степени формализации образования;
• к исключению ряда разделов школьной программы, не проверяющихся во время ЕГЭ, из сферы внимания учителей, а следовательно, и учеников;
• к исключению из школьной практики преподавания литературы сочинения как важной формы развития речи.
13. Подчеркнуть необходимость
• принятия комплекса мер по предотвращению подмены систематического и сознательного изучения предмета «Русский язык» формированием механических навыков для выполнения типовых заданий и составления эссе по устоявшимся моделям ГИА и ЕГЭ;
• закрепления на законодательном уровне свободы выбора учащимися формы независимой итоговой аттестации по русскому языку и литературе при условии, что задания для любой формы итоговой аттестации не будут противоречить ни одной из рекомендованных или допущенных Минобразования и науки РФ программ.
14. Считать необходимым
• сохранение и развитие системы работы с мотивированными и одаренными детьми, творческих конкурсов, научно-исследовательских школьных конференций и предметных олимпиад по русскому языку и литературе, предполагающее организационную и финансовую поддержку на федеральном уровне, предметных олимпиад;
• проведение предметной олимпиады по русскому языку и литературе в форме научной конференции, дающей победителям право на льготы при поступлении в вуз;
• создание электронного банка данных о материалах проводившихся предметных олимпиад, творческих конкурсов, школьных научных конференций и научных обществ,
результатов проектной деятельности, которое призвано способствовать совершенствованию работы педагогов с мотивированными и одаренными детьми.
15. Создавать условия для обучения русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
16. Настаивать на необходимости
• официальной апробации школьных учебников по русскому языку и литературе, претендующих на получение грифа «Допущено» или «Рекомендовано», и их широкого обсуждения в профессиональном сообществе, а также выборочной независимой экспертизы этих изданий в школах и на профильных факультетах университетов;
• в целях повышения мотивации к чтению и уровня читательской культуры школьников введения обязательных уроков внеклассного чтения в 5-10 классах в объеме не менее одного часа в неделю за счет введения дополнительных часов на преподавание литературы;
• разработки Федерального перечня художественной и справочноэнциклопедической литературы для обязательного комплектования за счет государственного финансирования школьных библиотек на традиционных и электронных носителях;
• рассматривать показатель оснащенности учебного заведения этой литературой как обязательный критерий при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений.
17. Настаивать на необходимости
• повышения государственного статуса учителя;
• признания того, что учитель выполняет важнейшую общегосударственную задачу формирования духовного и нравственного облика гражданина России, которому предстоит решать задачи инновационного характера;
• поддерживать и укреплять систему высшего педагогического образования, повышая качество профессиональной методической подготовки в педагогических вузах и на профильных факультетах государственных университетов.
18. Признать необходимым разработку новой системы аттестации с привлечением представителей научного и профессионального сообщества, при этом
• выработать объективные критерии оценки работы учителя, отражающие реальную ситуацию в преподавании;
• исключить из критериев работы учителя показатели успеваемости учащихся и результаты ЕГЭ и ГИА;
• внести изменения в существующую процедуру аттестации учителей, сведя к минимуму количество необходимых для нее документов;
• сохранить прежние квалификационные категории на период до введения новой системы аттестации.
19. Разработать систему мер по реальному повышению уровня профессиональной компетентности учителей, для чего • создать условия для повышения учителями профессиональной квалификации и прохождения переподготовки с отрывом от производства;
• узаконить в тексте стандарта право учителя на повышение квалификации по профильному предмету не менее 108 часов не реже одного раза в 5 лет без ущерба для трудового стажа;
• организационно и финансово стимулировать действительный профессиональный рост учителя, его творческую самореализацию, в частности, способствовать публикации работ, отражающих результаты профессиональной деятельности педагога;
• создавать условия для научного роста талантливых учителей, подготовки ими квалификационных учебно-методических, научных работ, защиты диссертаций;
• разрабатывать на базе школ совместные образовательные проекты школы и вуза, способствующие не только сохранению единого образовательного пространства, но и профессиональному росту учителя.
20. Считать целесообразным создание постоянно действующей межрегиональной Ассоциации школьных и вузовских преподавателей русского языка и литературы,
основными задачами которой являются
• консолидация всех заинтересованных представителей сообщества в целях сохранения непрерывности филологического образования в системе школа-вуз;
• активное участие в обсуждении стратегических вопросов профессионального образования;
• разработка и апробация инновационных методик, нацеленных на сохранение преемственности филологического образования в цепочке школа-вуз.
С этой целью Съезд поручает Организационному комитету создать рабочую группу для подготовки концепции и документов будущей Ассоциации.
21. Продолжить широкое общественное обсуждение критериев формирования списка «100 книг, которые должен прочитать каждый выпускник российской школы» в
профессиональном сообществе с привлечением преподавателей высшей школы, деятелей культуры и представителей творческой интеллигенции, специалистов в области социологии.
22. Возобновить работу «Совета по русскому языку» при Президенте РФ, сделав его работу гласной.
24. Оказывать всемерную поддержку учителям-русистам из стран СНГ, способствуя
• повышению их профессиональной квалификации (лекции, семинары, мастер-классы учителей и ученых из РФ на базе филиалов МГУ имени М.В.Ломоносова и других
партнерских организаций); • пополнению фондов библиотек школ с преподаванием предметов на русском языке русской и зарубежной классикой, произведениями современных российских авторов;
• установлению и развитию контактов между школами РФ и русскоязычными школами в странах СНГ в рамках программ культурного обмена и обучения школьников (поездки групп детей с проживанием в школах или семьях, дистанционное обучение, страноведческая практика).
25. Подтвердить востребованность инициативы МГУ имени М.В.Ломоносова по проведению Всероссийских съездов учителей-предметников на регулярной основе и рекомендовать провести съезд учителей русского языка и литературы через 4-5 лет, в связи с чем поручить Организационному и Программному комитетам данного Съезда провести необходимую аналитическую и организационную подготовительную работу.
26. Съезд обращается к МГУ имени М.В. Ломоносова с предложением
• создать электронную библиотеку научных изданий, способствующих расширению профессионального филологического кругозора школьников, и методической литературы по русскому языку и литературе, а также создать базу данных изданий методического характера, авторами которых являются учителя общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, школ и т.п.).
27. Съезд поручает организационному комитету Съезда привлечь к сотрудничеству средства массовой информации, профильные периодические издания в целях распространения идей и документов съезда в профессиональном сообществе и прежде всего в учительской среде, а также к обсуждению предложений по изменению ситуации в школьном филологическом образовании.
28. Съезд поручает Организационному комитету
• опубликовать Резолюцию Съезда и тезисы участников в сети Internet, а также подготовить Материалы Съезда к публикации в печатном виде;
• направить данную Резолюцию во все образовательные учреждения России, в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Г осударственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, в Министерство образования и науки РФ, Правительство РФ и Администрацию Президента РФ.
29. Съезд поручает Организационному комитету направить Рекомендации участников съезда (Приложение № 1 к Резолюции) в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Министерство образования и науки РФ.
Председатель Программного комитета Съезда,
декан филологического факультета
МГУ имени М.ВЛомоносова
профессор M.JI. Ремнева
Секретарь Съезда В.Г. Моисеева
В период работы Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы (4-6 июля 2012 года) и обсуждения проекта резолюции на сайте Съезда в адрес программного комитета от участников съезда поступили предложения и рекомендации по уточнению, дополнению и изменению проекта Резолюции. Ряд этих предложений и рекомендаций был учтен в тексте проекта резолюции.
Предложения и рекомендации, не вошедшие в предложенных авторами формулировках в текст резолюции, решено было представить как Приложение к Резолюции (пункт 30 Резолюции Съезда).
Рекомендации и предложения участников Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы (Приложение 1 к Резолюции Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы /4-6 июля 2012 года, Москва/)
I. В целях улучшения системы аттестации учителей необходимо:
• Отказаться от введения НСОТ как системы, провоцирующей в педагогическом коллективе нездоровые, исключительно корыстные мотивы.
• Изменить форму подачи заявления на аттестацию, отменив указания на разряд (учитель должен подавать заявление на переаттестацию без указания разряда, который по итогам аттестации должна присваивать компетентная комиссия, учитывая заслуги и достижения педагога).
• Присуждать автоматически высшую категорию всем лауреатам городского и областного этапа конкурса «Учитель года», доказавшим свою профессиональную состоятельность публично!
• Рассмотреть вопрос об отмене необходимости составлять рабочие программы с их обязательным представлением в Московский комитет качества образования.
• Ввести контроль в распределении средств за так называемое «качество труда» (на этой рекомендации особенно настаивали учителя из регионов, говорившие о многочисленных нарушениях на местах).
II. В целях совершенствования учебного процесса предлагается:
• Обратиться с предложением к Президенту РФ с просьбой утвердить федеральную целевую программу «Русская словесность и образование» (рабочее название).
• Признать на данном этапе недопустимым промежуточный и итоговый контроль по новым ФГОС, в том числе в школах, где эти стандарты внедряются в качестве эксперимента.
• Отказаться от использования в учебном процессе концентрических программ по литературы.
• Расширять условия и возможности для получения школьниками дополнительного образования по профильным дисциплинам в кружках при школах и вузах, в учреждениях дополнительного образования.
• Используя разноуровневый подход к сдаче ЕГЭ (базовый, профильный), отменить «порог успешности» и выдавать аттестаты с «2» (и переводить из класса в класс с «2»).
• Рассмотреть вопрос о присуждении золотой/серебряной медали учащимся, которые «прошли» определенный порог ЕГЭ (например, 75).
• Включить экзамен по литературе в перечень обязательных экзаменов в той или иной форме для абитуриентов по следующим специальностям: философия, история, социология, психология, политология.
• Создать условия для обучения русскому языку детей-мигрантов.
• Обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением утвердить нормативы соотношения в классе учащихся носителей русского языка и тех, для кого этот язык является неродным (иностранным); при наличии в классе таких учащихся в количестве более 30 человек предусмотреть деление класса на группы не менее 12 человек.
Ответственный секретарь Съезда Моисеева В.Г.