праздник собор архистратига михаила
«Небесных воинств Архистратиги»
Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Трапезная монастыря Дионисиат на Афоне
История Церкви знает множество достойнейших людей, подвиги и добродетели которых зримо свидетельствовали об их святости. За прошедшие тысячелетия к лику святых причислены сотни праведников благочестия Ветхого и Нового Заветов. Среди всех святых особо выделяется сонм бестелесного Небесного воинства.
8/21 ноября вся полнота Церкви чтит память Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По словам святителя Филарета (Дроздова),
И действительно, ангельские силы почитаемы народом Божиим за скорое предстательство перед Небесным Отцом. Особую любовь этот праздник приобрел на Руси, где в честь Небесных сил строили храмы и монастыри, писались иконы и даже назывались целые поселения и крупные города, например Архангельск.
Тропарь – краткий текст, в котором емко рассказывается основной смысл празднуемого события. Тропарь праздника Собора Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных созвучен с общим тропарем «Архангелу единому». В нем центральное внимание уделяется известным поименно небесным посланникам – Архангелам. Звучит он следующим образом:
Протоиерей Владимир Успенский для лучшего понимания данного текста сделал такой перевод тропаря на русский язык, на примере которого мы проведем разбор:
«Небесных сил военачальники! Мы, недостойные, умоляем вас непрестанно, чтобы вы своими молитвами защитили нас покровом своего заступления – невещественной (бестелесной) вашей славы, охраняя нас, усердно падающих пред вами и взывающих: избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!» [8]
Архистратиги Небесных воинств
Перед нашими глазами предстает образ бесчисленного мужественного сонма ангельских чинов, во главе которого стоят Архангелы Божии, готовые вести Небесные полки на праведный бой с силами князя бесовского.
Молитва Ангелов
«Да вашими молитвами оградите нас» – несмотря на то, что Ангелы не имеют телесного облика, а их природа не может быть познаваема человеческим умом, все мы верим, что именно они являются ходатаями перед Творцом за грешных людей. Они, как служители Божественной Славы, ближе всего находятся у Престола Божия и молят Господа помиловать Его постоянно согрешающие творения.
Бестелесность и крылья
В обращении к Архангелам мы просим покрыть нас покровом их «невещественной славы».
У протоиерея Владимира Успенского мы видим слово «бестелесной». В литургических текстах и творениях святых отцов об Ангелах говорится как о бесплотных духах, что в свою очередь основано на словах Христа: «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24: 39).
Крылья бестелесных Ангелов – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение
Вожди вышних сил
Весь тропарь Архангелу Михаилу и прочим Небесным силам наводит на мысль о том, что человеческая жизнь – постоянная борьба человека с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни. Господь посылает нам в помощь все Свое Небесное воинство во главе с Архангелами Божиими. В этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне весь ангельский мир.
[2] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. М., 1912. С. 7–10.
[3] Каноны, или Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2020. С. 206–220.
[4] Иванов М.С., Никифорова А.Ю. Ангелология // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 300–306.
[5] Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. М., 1876. С. 348.
[6] Александр (Милеант), епископ. Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных (электронное издание).
[7] Собор святого Архистратига Михаила и прочих безплотных сил // Минея. Ноябрь. Т. 2. М., 2002. С. 213.
[8] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 225.
[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М., 1975. С. 53.
[10] Давыденков О., протоиерей. Догматическое богословие. М., 2017. С. 257–258.
[11] Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии // Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб., 2002. С. 191.
[12] Денисов Л.И. Явления и чудотворения святых семи архангелов: Михаила, Архистратига сил небесных, Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. С. 7–10.
8 / 21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю составляют Господства, Силы и Власти. В низшую входят Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог»), который низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.
Собор Архистратига Михаила
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Храмы в честь архистратига Михаила
Собор Архистратига Михаила Архангела и всех Небесных Сил бесплотных: о дате праздника и иерархии ангелов
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе.
Собор Архистратига Михаила Архангела
Лаодикийский Собор произошёл за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Он 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым,» ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый,» и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Архангел Михаил
Архангел Михаил (кто как Бог), вождь небесного воинства.
Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.
Празднование 8 ноября с.с, 21 ноября н.с.
Упоминается в канонических книгах:
В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом.» (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).
Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.
… Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).
Архангел Гавриил
Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.
Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля (старый стиль).
Упоминается в канонических книгах:
Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало». (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.
Архангел Варахиил
Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.
В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном.» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.
«Поелику благословения Божии различны, — пишет Святитель Иннокентий Херсонский, — то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие.» (Цит. соч., стр. 14).
Архангел Салафиил
Упоминается в неканонической книге:
«И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, — пишет Херсонский владыка Иннокентий, — чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил.» (Цит.соч.,стр.11-12).
В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся.» (Фарусов, стр. 226-227).
Архангел Иегудиил
Архангел Иегудиил (хвала Божия) .
Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.
Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».
Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.» (Фартусов, стр. 227).
«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, — пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.» (Цит. соч., стр. 13).
Архангел Рафаил
Архангел Рафаил (помощь Божия) .
Упоминается в неканонической книге:
Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим — наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр.9).
Архангел Уриил
Упоминается в неканонической книге:
По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень.» (Фартусов, стр. 226).
«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные,» поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский. (Цит. соч., стр.10).
Архангел Иеремиил
Упоминается в неканонической книге:
«В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», — пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии » (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.
Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной. (см. Ин. 12:24). Изображается он, держащим в правой руке весы.
Вы прочитали статью Собор Архистратига Михаила Архангела. Возможно, Вам покажется интересным:
Собор Архангела Михаила
Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных празднуется ежегодно 21 ноября (8 ноября по старому стилю). Этот праздник не относится к числу великих и двунадесятых, но всегда был почитаем на Руси. В честь него строили храмы, а также называли города и селения. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века.
Содержание:
Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных. История праздника
Из книг Ветхого и Нового завета мы узнаем об Ангелах — существах невидимого мира, посланниках Божиих. Многочисленные случаи их явления людям известны издавна. Уже в апостольские времена возникло искаженное, еретическое мнение, что нельзя молиться напрямую ко Христу, а нужно обращаться к Ангелам. Ересь эта, по словам блаженного Феодорита, достигала даже степени идолослужения.
Величание — песнопение празднику. Поморский обиход
В начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе (за несколько лет до I Вселенского Собора) было осуждено еретическое мнение об ангелах как творцах и повелителях Вселенной. Собор утвердил православное почитание Небесных Сил бесплотных, а праздник был установлен 8 ноября, в восьмой день девятого месяца — год в то время начинался с 1 марта. Эта дата была выбрана неслучайно. Восьмой день символизирует будущий Собор всех Небесных Сил во время Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «восьмым днем», когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31). Девятый месяц года указывал на девять чинов ангельских. В праздничном песнопении, величании, перечисляются имена чинов ангельских: «Величаем вас, Архангели, Ангели, Начала, Власти, Престоли и Господствия, Силы и Херувими, страшная Серафими, славящих Господа».
Читать онлайн в оригинале
Архангел Михаил — чиноначальник вышним Силам
Имя Михаил на еврейском значит «кто, как Бог». Архангел Миха́ил, по православному учению, является Начальником всех Небесных Сил бесплотных. Он именуется архистратигом (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Следуя этой традиции, в Великих четьих-минеях митрополит Макарий пишет:
По преданию Церкви, отраженному в текстах праздничной службы, Архангел Михаил многократно являлся людям еще во времена Ветхого завета — при выходе израильтян из Египта, переходе через Красное море. Он явился Исусу Наввину и передал ему повеление Божие взять Иерихон. Множество других случаев победоносной помощи Архангела Миха́ила описано в книгах церковных.
«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»
Из священного Писания и Предания известны также имена других Архангелов — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле:
Архангел Гавриил — благовестник таин Божиих;
Архангел Рафаил — врач болезней и путеводитель;
Архангел Уриил — просвещает людей, побуждает их на молитву;
Архангел Иегудиил — заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией;
Архангел Варахиил — податель Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела;
Архангел Салафиил — врач от болезни малярии и молитвенник к Богу о людях;
Архангел Гефаил — возжигатель любви к Богу;
Архангел Тахиил — помощник и защитник в бедах и напастях.
Тропарь, глас 4.
Небесных воинств Архистратиже, молим тя ныне мы недостойнии. Яко да твоими молитвами покрыеши нас кровом крилу, невещественыя ти славы. Сохраняющи нас молящихся прилежно, и вопиющих, от бед избави нас, яко чиноначалник вышним силам.
Кондак, глас 2.
Архистратиже Божии, и слуго божественыя славы. Ангелом начальниче, и наставниче человеком. Еже есть на пользу проси нам, велия милости, яко бесплотным Архистратиг.
Храмы в честь архангела Миха́ила
После Крещения Руси праздник Собора Сил бесплотных становится известным и нашим предкам. Множество храмов и монастырей были посвящены этому празднику — Миха́йлову дню. Первый Архангельский собор был построен в Киеве сразу после принятия христианства, там же был устроен монастырь.
В дальнейшем известно множество случаев чудесной помощи Архистратига в ратных делах. В Волоколамском Патерике содержится описание чудесного спасения Великого Новгорода от татарского войска:
внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Российскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Миха́ил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород.
Не удивительно, что практически в каждом русском городе был храм или придел, посвященный празднику Собора Архангела Михаила и Сил бесплотных. Пожалуй, самый известный, — Архангельский собор Московского Кремля, усыпальница московских князей. Первоначальный деревянный Архангельский собор был построен, вероятно, в 1247-1248 годах, во времена княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. В дальнейшем он не раз перестраивался, а нынешнее здание собора было построено в 1505-1508 годах.
Архангельский собор Московского Кремля
В Кремле находился также Чудов монастырь. Главный храм обители был освящен в честь чуда Архангела Михаила в Хонех (празднуется 6/19 сентября). В 1929-1930 гг. монастырь был разрушен.
В середине XIV в. появился деревянный храм во имя Архангела Михаила в г. Коломне. В это время в стене деревянной крепости Коломны, между Маринкиной и Грановитой башнями, уже были проездные Михайловские ворота, напротив которых и располагалась Михайловская (или Архангельская) слобода. После Смутного времени храм пришел в запустение. В 1700 г. была построена каменная церковь Михаила Архангела с приделом Трех Святителей. Ныне существующий каменный храм Михаила Архангела получил свое современное обличье посредством перестройки частей предыдущего каменного храма.
Храм во имя Архангела Михаила в г. Коломне
Считалось, что Архангел Миха́ил является покровителем русского воинства. Может быть, именно поэтому при основании Нижнего Новгорода, стратегической крепости при впадении Оки в Волгу, Владимирский князь Юрий Всеволодович построил в 1221 году первый деревянный Миха́йло-Арха́нгельский собор. Впоследствии он неоднократно перестраивался. Ныне существующее здание собора построено в 1628-1631 гг. в память о Нижегородском ополчении.
Архангельский собор Нижегородского Кремля
Стоит упомянуть и о том, что на знамени Нижегородского ополчения изображены Архангел Миха́ил в воинских доспехах и склонившийся перед ним Исус Наввин.
Знамя Нижегородского ополчения, освободившего Москву в 1612 году
За Сиверсовым каналом, немного южнее Нередицы, близ Сельцо-Шатерно Новгородской области, находятся остатки каменного храма архангела Михаила в Сковородском монастыре. Основателем монастыря и строителем каменного храма был новгородский владыка Моисей (1324-1329 гг.). Храм Михаила Архангела был построен по заказу архиепископа Моисея в 1355 году. По своим архитектурным формам Михайловский храм был близок волотовской церкви под Великим Новгородом. Лаконично решенные фасады здания, которые не имели даже лопаток, завершались трехлопастной закомарой. Дополняли объемную композицию притворы с севера, запада и юга. Оставив кафедру в 1360 году, архиепископ Моисей удалился именно в Сковородский монастырь, где скончался и был похоронен 25 января 1362 года. В XVIII-XIX вв. храм неоднократно ремонтировался, дополнялся пристройками, получил новую кровлю, а вместо первоначальной одной главы был увенчан пятью главами. Храм был практически уничтожен в Великую Отечественную войну.
Руины Михайлоархангельской церкви Сковородского монастыря близ Сельцо-Шатерно Новгородской области
Во имя архангела Михаила был освящен храм в Великом Новгороде. Деревянная церковь архангела Михаила на Торгу известна с XII века. Позднее церковь была выстроена в камне. Церковь перестраивалась в XIV-XV вв., в XVI веке была возведена северная галерея. К началу XIX века церковь Михаила Архангела представляла собой руины. Во второй половине XIX века верхняя часть здания была восстановлена из новых материалов в архитектурных формах того времени. В нижней части сохранились фундаменты и кладка стен XIV-XV вв.
Храм во имя архангела Михаила в Великом Новгороде
Во имя архангела Михаила был освящен храм в д. Кобылье Городище Гдовского района Новгородской области. Храм был возведен в XV веке. Толстые стены храма выложены из плиты. Над зданием возвышается «трибун» или фонарь, опоясанный вверху несколькими рядами рубчиков и квадратиков; их заканчивает ряд концентрических полукруглых впадин. На фонаре — грушевидная глава, изначально крытая щепой, а позднее железом. Два столба отделяют алтарь от церкви, а два соединены аркой со стенами. Над арками — окна, частью пролетные, а частью глухие. Алтарь отделен от жертвенника и ризницы стенами с узкими пролетами. В настоящее время церковь архангела Михаила — действующий храм РПЦ.
Храм во имя архангела Михаила в д. Кобылье Городище Гдовского района Новгородской области
Во имя архангела Михаила был освящен собор в Рязани. Первое упоминание об Архангельском соборе относится к концу XV века. С 1756 года в писцовых книгах отмечалось, что соборный храм настолько пришел в негодность, что служить в нем было уже невозможно. На многие годы в соборе прекратилось богослужение, но стараниями архиепископа Сергия в Архангельском соборе начались ремонтные работы. В1819 году храм был полностью готов для того, чтобы вновь принять прихожан. В советское время собор, как и многие храмы России, был закрыт. Его имущество реквизировано. Внутреннее убранство постепенно разрушалось. В наши дни в соборе располагается экспозиция музея Рязанского Кремля.
Храм во имя архангела Михаила в Рязани
Во имя архангела Михаила был освящен храм в г. Слободской Кировской области. Церковь была построена в 1610 году. Известно, что конструкция кровли была такова, что не допускала проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчетом на естественное проветривание стен. Она входила в комплекс Богоявленского, позже Крестовоздвиженского мужского монастыря, основанного в 1599 году на окраине города. Поначалу это сооружение служило не только церковью, но и крепостной башней с воротами, через которые можно было попасть в монастырь, а через бойницы в стенах — отстреливаться от врага. Маленькая деревянная церквушка была неприметной по сравнению со строениями обители и не привлекала к себе внимания. Ныне в Михайло-Архангельской церкви экспонируется уникальная коллекция деревянных храмовых фигур — единственная в Кировской области.
Михайлоархангельский храм в г. Слободской Кировской области
Во имя архангела Михаила был освящен храм в д. Андреевщина Лодейнопольского района Ленинградской области. Храм был построен в 1613 году. Описание Михайловской церкви, данное в Известиях Императорской археологической комиссии: «В 1848 г. под церковь подведен фундамент из дикого камня, а стены ее обшиты тесом. Высота 11, длина 9 1/3, ширина 2? саж. Окна небольшие, квадратные, в три света. Потолок забран в елку. Солеи нет. Иконостас старый, в тяблах, в 4 яруса, со старыми иконами. Явленная икона св. Николы Чудотворца, найденная в земле около того места, где жил помещик Андрей Завалишин, в иночестве преподобный Андриан Андрусовский, мощи которого почивают в Андрусовской пустыни. В церкви хранятся берестяные брачные венцы. Церковь дала значительный наклон с западной стороны. В 1913 году разрешен ее ремонт». В настоящее время церковь утрачена.
Храм во имя архангела Михаила был освящен храм в д. Андреевщина Лодейнопольского района Ленинградской области
Во имя архангела Михаила был освящен собор на Микулине городище в Лотошинском районе Московской области. Собор был построен в конце 1550-х гг. в центре древнего городища тверских князей, окруженного земляными валами высотой около 5,5 метров и 600 метров в окружности. Крепость, хорошо укрепленная и окруженная высокими валами с острогом (стеной из бревен), служила форпостом Тверского княжества во время его соперничества с Москвой. На месте нынешнего стоял более древний собор 1398 года. Настоящий храм изначально строился как усыпальница князя С.Н. Микулинского, унаследовавшего вотчину от своих предков, удельных князей. Под собором был сделан подвал, в котором и разместилась усыпальница. Когда в конце XVIII века собор потребовалось укреплять, склеп засыпали. Огромный четырехстолпный храм был изначально пятиглавым, с позакомарным покрытием, сложен он был из кирпича полубутовой кладкой, то есть наружная и внутренняя части стены были выложены из кирпича, а пространство между ними заполнялось битым камнем и заливалось раствором. Фасады собора разделены лопатками на три части (прясла), оканчивающиеся широкими закомарами. В середине трех фасадов — огромные перспективные порталы, издалека кажущиеся совсем небольшими дверцами. В 1886-1887 гг. древнее здание пережило еще одну реставрацию. В советское время храм простоял закрытым с 1922 года. В настоящее время храм принадлежит РПЦ, в нем проводятся еженедельные богослужения.
Собор во имя архангела Михаила на Микулине городище в Лотошинском районе Московской области
Во имя архангела Михаила был освящен храм в д. Сынковичи Гродненской области Республики Беларусь. Датой постройки храма считается 1407 год. В архитектуре храма явственно прослеживаются черты, характерные для готического стиля, а также детали древнерусского зодчества. Известно, что в 1880-1892 гг. храм был реконструирован — заменена кровля, построен притвор и купол над апсидой, разобран купол над центральной частью храма, возведена бутово-кирпичная двухъярусная четырехгранная колокольня. После Второй мировой войны церковь была закрытой. Деятельность храма возобновилась в 1992 году.
Михайлоархангельский храм в д. Сынковичи Гродненской области Беларуси
Во имя архангела Михаила была освящена церковь в с. Чесники Ивано-Франковской области Украины. Каменная церковь построена из известняка, трехмастная, с прямоугольным нефом и бабинцем и граненым пятистенным восточным объемом. Церковь перекрыта тремя куполами без барабанов. Готовая кровля над нефом имеет вид квадратного верха с двумя заломами, боковые помещения накрыты пластичной скатной гонтовой кровлей. Гладкие плоскости стен лишены декора и оживлены лишь низенькими входными проемами на западном и южном фасадах с небольшими окнами над ними. В XIX веке северный и южный фасады укреплены мощными контрфорсами.
Храм во имя архангела Михаила в с. Чесники Ивано-Франковской области Украины
Во имя архангела Михаила была освящена церковь в г. Свалява Закарпатской области Украины. Церковь датируется 1588 годом. Современный вид церковь приобрела при капитальной перестройке 1759 года. Деревянная церковь срублена из дубовых брусьев. Стены башни покрыты гонтом, крыши и стены — лемехом. Состоит из трех разношироких срубов. Каждый сруб покрыт отдельной крышей, однако они воспринимаются слитыми воедино благодаря мягкому переходу поддашия нефа в крышу восточной части и общую крышу крыльца и бабинца, акцентирующего вход. Поддашие опирается на выпуски венцов срубов. Крыши восточной части и нефа увенчаны маленькими квадратными башенками с луковичными главками с четырехскатными фартуками. Под крышей нефа сохранился один залом сруба, второй переделан на коробовый свод. Церковь реставрировалась в 1972 году.
Храм во имя архангела Михаила в г. Свалява Закарпатской области Украины
Во имя архангела Михаила была освящена церковь в г. Остер Черниговской области Украины. Церковь была построена в 1098 году Владимиром Мономахом, возможно, как церковь княжеского замка «Городка на Востре». Вероятно, входила в систему замковых земляно-деревянных укреплений. В 1195 году сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич восстановил Михайлоархангельскую церковь. В 1753 году от молнии сгорел деревянный верх, к тому же кладка начала разрушаться в результате сдвига холма к речке. Но на капитальный ремонт денег не нашли, и храм продолжал разрушаться. В конце XVIII — начале XIX вв. руины церкви разобрали, оставив апсиду и часть юго-восточной стены. Только в 1907 году была сделана первая консервация остатков. До нашего времени дошла только полукруглая апсида, внутренний радиус которой около 3 метров, и небольшая часть стены с южной стороны.
Храм во имя архангела Михаила в г. Остер Черниговской области Украины
Во имя архангела Михаила был освящен Выдубицкий монастырь в Киеве. Обитель была основана около 1070 года Всеволодом Ярославичем в урочище Выдубичи, вблизи днепровской переправы и личной резиденции-замка — Красного двора. Главным храмом монастыря была церковь архангела Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 году была построена грандиозная подпорная стена. После Брестской унии монастырь перешел в руки униатов из ордена василиан. Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонех обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Михайлоархангельская церковь была отреставрирована. Монастырь был ликвидирован в 1924 году. Церкви еще действовали до 1930-х годов, когда их иконостасы были сожжены, а кладбище разрушено. Здания бывшего монастыря передали рабочим и служащим деревообрабатывающего завода на Теличке. В 1967-1982 гг. была проведена реставрация сооружений. В 1975-1997 гг. здесь находился Институт археологии. Монастырь возобновил свою деятельность в 1992 году. В 1996 году правительство полностью вернуло Выдубицкий монастырь Церкви (УПЦ-КП).
Храм во имя архангела Михаила одноименного Выдубицкого монастыря в Киеве
Город-именинник
В XII веке новгородский архиепископ Иоанн основал в устье Северной Двины Миха́йло-Архангельский монастырь. Долгое время он был одним из центров Русского Севера.
Вид на Миха́йло-Архангельский монастырь с пристани, с юго-восточной стороны. Фотография 1880-х годов работы неизвестного фотографа
В 1548 году по приказанию царя Ивана IV воеводы Нащокин и Залешанин за одно лето построили вокруг монастыря крепость. Первоначально она называлась Новые Холмогоры. Но уже в 1596 году новый город был назван Архангельском, по имени обители.
Старообрядческие храмы в честь архангела Миха́ила
Традиция празднования «Миха́йлова дня» сохранилась и у старообрядцев. Во всех старообрядческих согласиях есть храмы, освященные во имя этого праздника.
Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви г. Воронежа, с. Путино Пермского края, с. Кильмезь Кировской области, ст. Манычская Ростовской области, с. Малиновка Томской области, а также строящихся храмах г. Глазов (Удмуртия) и г. Злынка (Брянская область). В зарубежных общинах РПСЦ храмовый праздник в общинах г. Бельцы (Молдова) и с. Валая Родоя Флорештского района (Молдова).
Храм РПсЦ во имя Архангела Михаила, село Путино Пермского края
Храм архангела Михаила. Бельцы
Престольный праздник отмечают в общинах Русской Древлеправославной Церкви г. Волгограда и пос. Урска Кемеровской области.
Храм РДЦ во имя Архангела Михаила, г. Волгоград
Поморские общины г. Невеля и дер. Михалкино Псковской области, г. Кузнецка Пензенской области, г. Темир-Тау Кемеровской области, Утянская община (Литва) также отмечают сегодня престольный праздник.
Храм архангела Михаила. Утяна
Собор архангела Михаила. Иконы
Архангел Михаил часто изображается в составе так называемого «ангельского деисуса».
Архангел Михаил. Из деисусного чина. Тверь, первая половина XV в. ГТГ
Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой.
«Архангел Михаил» из Звенигородского деисусного чина. Нач. 15 века. Андрей Рублев. ГТГ
«Архангел Михаил» ок. 1300 года, Ярославль
На более поздних иконах архангел Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Также Михаил может быть представлен в качестве стражи Царя Небесного, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне.
Архангел Михаил, попирающий дьявола. 17 век. Третьяковская Галерея, Москва
Икона Архангел Михаил с деяниями. 1410-е годы. Архангельский собор Московского Кремля, Москва
Из икон, посвящённых архангелу Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Исусу Навину» и «Собор Архистратига Михаила».
Икона Собор Архангела Михаила. Начало XIX века
Икона Чудо Архангела Михаила в Хонех. Из собора св. Софии в Великом Новгороде. 1484–1504 годы