праздник донской чудотворной иконы божией матери
Когда день памяти Донской чудотворной иконы Божией Матери? О чем ей молятся, о чем ее просят?
Прославление чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Донская» совершается 1 сентября (19 августа по старому стилю). Время написания образа — 14 век, автором большинство исследователей считают Феофана Грека.
Исторические события, связанные с Донской иконой Богородицы
По благочестивому преданию Донская икона Божией Матери была подарена князю Дмитрию Ивановичу (Донскому)накануне Куликовской битвы.
В знак великого почитания икона Богоматери, названная Донской, была перенесена в Успенский собор московского Кремля. Спустя 200 лет татаро-монгольские орды вновь окружили Москву, и только заступничество Богородицы спасло город от разорения.
Сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, вышел навстречу приближавшимся врагам вместе с небольшим отрядом воинов. Русское войско было малочисленным и слабым, и только искренняя молитва на богослужении и крестный ход с Донским образом Богоматери защитили древнюю русскую столицу.
После этого события на месте расположения великокняжеского войска был построен каменный храм в честь Донской иконы Божией Матери. Позднее здесь же был основан Донской мужской монастырь.
Один раз в год, 1 сентября, в обители совершается торжественное богослужение в честь чудотворного образа. Все остальное время оригинал иконы хранится в Третьяковской галерее.
На оборотной стороне Донского образа написан другой иконографический сюжет — Успение Пресвятой Богоматери. В отличие от изображения на лицевой стороне, сильно пострадавшего от времени, икона на обороте хорошо сохранилась.
В чем помогает Донская икона Божией Матери, о чем ее просят?
Перед чудотворной Донской иконой Богородицы молятся о спасении от врагов, благополучном разрешении военных конфликтов. Обращаясь к Пресвятой Деве, верующие просят об исцелении от недугов, укреплении веры, защите от искушений.
Молитва перед Донской чудотворной иконой помогает от многих житейских неурядиц и нестроений:
И все же главное, о чем молятся перед Донским образом — защита от военных нападений, благополучие воинов, дарование победы в сражениях. Как и многие Богородичные иконы, Донская не раз укрепляла защитников Отечества перед битвами; с ней связывают чудесное избавление Москвы от неприятельской угрозы в 1380 и 1591 году.
Как правильно молиться перед Донской иконой Богородицы
Божия Матерь дарует теплое заступничество каждому, кто прибегает к ее покровительству, и помогает всем, находящимся в стесненных обстоятельствах. Во время молитвы стараются отрешиться от житейских забот и сосредоточиться на общении с Небесной Заступницей.
По церковной традиции перед этим образом к Пресвятой можно обратиться:
Молитвенное прошение обязательно будет услышано, если в душе человека теплится живая вера и упование на помощь Пресвятой Богородицы. Слова в этом случае не имеют решающего значения, ведь истинная молитва творится не только устами, но сердцем.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской
«О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь».
Икона Божией Матери Донская
Празднование 19 августа / 1 сентября
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.
Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:
И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.
После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.
Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.
На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.
Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.
Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.
Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.
Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.
В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.
7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.
Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.
Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.
Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.
О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Донская икона Пресвятой Богородицы
1 сентября (19 августа ст. ст.) Церковь почитает Донскую икону Пресвятой Богородицы. Перед Донской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.
Содержание:
Донская икона Пресвятой Богородицы. История
По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком по заказу великой княгини Евдокии на молитвенную память о своем муже Димитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван IV. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен, после которого ее поместили в полковой церкви. Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан. В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери и установлено ежегодное празднование 1 сентября (19 августа ст. ст.) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.
В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении чудотворный образ был встречен государями Иоанном, Петром и царевной Софией. Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Написана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, принявшими ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также в г. Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.
Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3 апреля 1733 года донским казаком Иоанном Коловертовым, который рассказывал, что уже давно дал слово принести этот образ Богородицы в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татиана, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богородицы в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат.
Донской монастырь в Москве
Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.
Донской монастырь в 1883 году
Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.
Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве
Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.
Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.
Большой Донской собор
В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.
30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.
Иконография Донского образа Пресвятой Богородицы
На Донской иконе Богородица представлена в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса). Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность. Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает Младенца Христа, касающегося лицом ее щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнаженные до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.
Охряный хитон Младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Исуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.
Мафорий Богородицы выполнен в вишневых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звездами, символом ее приснодевства.
Лицо Богородицы печально, при этом оно отражает внутреннюю просветленность, что придает ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему.
Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золоченым окладом и поступил как вклад в Троице-Сергиеву Лавру от князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского. После перенесения иконы в Москву с нее было сделано два списка. Список, сделанный для Успенского собора, сохранился до настоящего времени. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при Коломенском епископе Давыде икона была закрыта окладом. После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря, основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы: «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския».
В XVII веке для иконы был изготовлен драгоценный оклад, описание которого в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов. Оклад иконы не сохранился. В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза.
Богоматерь Донская, 1390-е годы. Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля
Донская икона Богоматери, первая половина XVII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Богоматерь Донская (так называемая «голубая»), конец XV — начало XVI вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
1 сентября-празднование Донской иконы Богородицы
Смертельная опасность нависла над русской землей и народом ее.
Великий князь Дмитрий Иоаннович после совета с воеводами и духовными наставниками решил выступить с войском против Мамая, не допустив его в пределы Руси. Началось собирание воинских сил. 15 августа 1380 г., в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, был назначен в Коломне сбор и смотр полков, вставших под стяг великого князя Московского. Русские воины и весь народ обращались к помощи и защите Божией Матери.
Готовясь к битве с Ордой, великий князь с воеводами и отборной дружиной отправились за благословением к преподобному Сергию Радонежскому в Троицкую обитель. Святой старец укрепил князя в его решении выступить на защиту Отчизны и благословил крестом всех отправлявшихся на битву со словами: «Господь Бог будет ти Помощник и Заступник и тем победит и низложит супостаты твои и прославит тя».
Перед началом битвы прискакал гонец с грамотой от преподобного Сергия, который духом прозревал чувства воинов и в самый нужный момент укрепил и вдохновил ратников на подвиг. Весть о Сергиевом гонце облетела ряды русских воинов.
Великий князь Димитрий Иоаннович преклонил колени в молитве пред образом Спасителя, шитым золотом на великокняжеском стяге. В день битвы среди русских войск находилась икона Божией Матери, которая после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию «в дар и помощь против врагов». Икону, укрепленную на древке как хоругвь, носили среди воинов для ободрения и помощи против врагов. Перед ней ночью молился великий князь и воины.
Божия Матерь на иконе склонила лик Свой к Богомладенцу: «Видяще Тя, Богородице, во объятиях Младенца Христа держащую и главою к Пречистому лику Его кротце притекшую, разумеваем Божественную любовь Твою и непрестанное о мире ходатайство» (Кондак 2 акафиста Донской иконе). Для верующих русских людей, вышедших на поле брани, пребывание с ними образа Божией Матери с Богомладенцем обретает особое значение, которое замечательно выразил в «Задонщине» Софроний Рязанец: «Нам земля подобна есть русская милому младенцу у матери своей».
В левой руке Своей Божия Матерь держит плат (в более поздних списках с иконы плат этот часто изображается белым). В акафисте Донской иконе поется об этом так: «В шуйце (левой руке) держиши плат чистый, еже слезы плачущих скоро осушати, да никтоже от Тебе неутешен изыдет» (Кондак 2). Вера в Покров Божией Матери и Ее чистый плат, осушающий слезы и утешающий плачущих в скорбях, сохранялась во все времена бытия Руси и России. И в 1914 г., в преддверии жесточайших испытаний русской земли, А.Ахматова напишет:
Сроки страшные близятся.
Скоро станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора.
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелит
Над скорбями великими плат.
С того времени Божия Матерь неоднократно являла благодатную помощь стране нашей и граду Москве через чудотворную Свою икону Донскую. Перед Донской иконой молился царь Иоанн Васильевич Грозный, собираясь в победоносный поход на Казань в 1552 г. В 1563 г., отправляясь на Ливонскую войну, царь берет Донскую икону с собой.
Ночь накануне битвы царь провел вместе с воинами в молитве пред Донской иконой. На следующий день татары после короткого боя, устрашенные невидимой силой, неожиданно отступили от Москвы и побежали; столица была спасена от разорения.
В память этого избавления в 1591 г. на месте, где стоял походный храм с Донской иконой, был воздвигнут монастырь в честь Донской иконы Божией Матери и установлено празднование иконе 19 августа/ 1 сентября по нов. стилю. В гласном храме монастыря поставили список с чудотворной иконы Божией Матери «да незабвенны пребудут нам великие щедроты Бога нашего и Пречистыя Его Матере, Владычицы нашея, помощь и заступление».
В течение многих веков Донская икона, как и икона Владимирская, были неразрывно связаны со многими событиями истории Русского государства. В 1598 г. перед Донской иконой Патриарх Иов совершил наречение на царство Бориса Годунова. Об этом событии вспоминает А.С.Пушкин в трагедии «Борис Годунов»:
Заутра вновь святейший патриарх,
В Кремле отпев торжественный молебен,
Предшествуем хоругвями святыми,
С иконами Владимирской, Донской
Воздвижется; а с ним синклит, бояре,
Да сонм дворян, да выборные люди,
И весь народ московский православный,
Мы все пойдем молить Царицу вновь,
Да сжалится на сирою Москвою
И на венец благословит Бориса.
Связь образа Донской Божией Матери с историческими событиями не утрачивается ни в XVIII, ни в XIX, ни в XX веках. Так, в память взятия Петром I Нарвы, совершившемся в августе 1704 г., митрополит Стефан Яварский написал «Слово на празднование образа Донской Богоматери».
В Донском монастыре с 1747 г. помещалась Славяно-Греко-Латинская Академия. Здесь же расположен некрополь, основанный царем Грузии Арчилом.
После Октябрьской революции Донской монастырь стал духовным центром Русской Православной Церкви, из него святейший патриарх Тихон управлял Церковью в самый жестокий и трудный период ее истории. Под покровом Донской иконы Божией Матери завершил святитель Тихон свой жизненный подвиг; здесь же, в малом Донском соборе, был он погребен после блаженной кончины 25 марта (7 апреля) 1925 г. в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
1 сентября, в день празднования иконы Богородицы «Донская», митрофорный протоиерей АЛЕКСИЙ Аверьянов обратился с проповедью к учащимся Русской школы Марии Аверьяновой:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, вся Святорусская Земля пришла в Божии храмы, чтобы поклониться Божией Матери и почтить незабвенную память Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского.
Почему сегодня мы прославляем Божию Матерь в ее образе «Донская»?
Потому, что вспоминаем события 1380 года, когда Святорусская Земля после битвы на Куликовом поле осознала себя единою Державою и единым государством. Завершились два с лишним столетия монголо-татарского ига.
И здесь надо отметить величайшие «успехи» дипломатии Великой степи: монголы умели своим хитрым, изворотливым умом сталкивать лбами русских князей. А сами они оставались лишь ударною силою, всего-навсего наемниками, которых князья по очереди приглашали для брани друг на друга.
Из-за великой хитрости степных дипломатов почти два с половиной столетия простояло иноземное иго, просуществовало разделение великое Русской Земли. Но Русская Земля в течение этих двух с лишним веков каждодневно умоляла Пресвятую Богородицу послать вождя, который сумел бы объединить князей Русской Земли, вдохновить народ на победу и открыть будущее племенам и народам Русской Земли.
И Господь дал такого вождя в лице Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, который был человеком чрезвычайно крепкой воли, железной веры и высочайших качеств ума. Он сумел обыграть дипломатов Великой степи, сумел объединить князей своего Отечества, вдохновить народ и явиться тем самым вождем, который положил начало воскрешению Государства Русского, как оно было при Князе Владимире, и открыл ему будущее.
Поэтому мы вспоминаем Великого Князя Димитрия Иоанновича с глубочайшей благодарностью как избранника Неба, как проводника воли Божией и как любимца Царицы Небесной. Именно в те времена, в XIV столетии, родилась русская поговорка: «Церковь – она не в бревнах, она в ребрах». То есть Церковь – это не какие-то сооружения из бревен, кирпича или камня.
Церковь – это прежде всего душа, совесть и сердце человека, которые укреплены на заповеди Господа нашего Иисуса Христа, которые утверждены в Священном Предании досточудного мужества древних отцов и способны быть проводниками воли Божией здесь, на земле, и создавать вокруг себя очаг культуротворческой Благодати.
Это слово ключевое – Благодать. Дорогие дети, в течение всех лет, которые вам предстоит здесь учиться, вы будете слышать именно это слово – Благодать. Что означает «Благодать»? То семечко, которое вы посеете в землю, будет деревом, и будет приносить плоды. Все те добрые дела, которые в течение своей жизни вы будете осуществлять, они будут иметь добрые последствия. Это и есть Благодать.
Труд при Благодати, ею осоленный, имеет результат. Труд безблагодатный результата, последствия доброго не имеет. Вот это вы должны хорошо понять. И поэтому Благодать – это та самая соль Божиего Слова, Божественной энергии, которая превращает человеческую жизнь из страдания в радость. В радость и добрые последствия всех усилий, которые предпринимает человек, всех страданий, которые человек несет, всех трудов, которые человек осуществляет на земле.
Оказывается, труд – это не проклятие «деревенского идиотизма» (по выражению нравственного урода Карла Маркса). Все совершенно иначе. Труд, при условии Божественной Благодати, ее посещения, оборачивается радостью жизни, плодами, и, самое главное, человек насыщается жизнью, уходит из жизни насыщенным Благодатными плодами Духа Святаго. И это самое главное, потому что, когда человек уходит из жизни насыщенный Благодатными Дарами, это означает, что его потомки также будут успешны на земле, также будут иметь культуротворческий дух.
Даже современная наука разобралась с этими вопросами и учит нас очень простым вещам – никакую природу покорить невозможно. Посмотрите, в Японии уже четвертый тайфун в этом году. Никакую природу, оказывается, невозможно покорить себе, своевольному маленькому человечку, но можно изучать и нужно изучать законы природы для того, чтобы стать мудрым, вплести свою жизнь во Вселенскую Премудрость Божественного Разума и затем, по Благодати, стать деятелем на земле и, Богъ даст кому-то из вас, быть может, – на Небе.
Так вот, дорогие мои, это самые важные слова наших предков, которые мы сегодня вспоминаем: «Церковь – она не в бревнах, она в ребрах». Главным смыслом всей деятельности просвещения является созидание нетленной человеческой Личности. И вот эта работа по созиданию Личности – это есть общая работа глубоко духовных людей, в частности, педагогов. Ибо это острие нашей совместной деятельности.
В этой связи, дорогие дети, вам очень много придется поработать и потрудиться над самодисциплиной, над прилежанием, над приобретением высокой квалификации в будущих профессиях. Почему? Потому что конкуренция в современном мире, она чрезвычайно высока. Никто вам не положит на тарелочку готовое блюдо, вам придется самим все добывать. И все это исключительно при одном условии – если каждый из вас будет носителем Божественной Благодати.
В этой связи я хочу, чтобы каждый из вас понял: безблагодатность всегда оборачивается крахом. Вчера я смотрел в новостях очень интересное выступление Клинта Иствуда, американского актера, который всегда изображал из себя ковбоя. Во время избирательной кампании Митта Ромни, кандидата в президенты Америки, Клинт Иствуд сказал, что Америка достойна плача. 35 миллионов американцев без работы, и каждый шестой американец сегодня находится за чертою бедности, то есть, проще сказать, «ни кола, ни двора», ни дома, ни зарплаты, ни надежды на будущее. Этими словами Клинт Иствуд выразил общеамериканское разочарование в деятельности Барака Обамы.
Я невольно вспоминаю письмо одного своего товарища из Вашингтона, который мне сказал после избрания Обамы в президенты: «Да, был Белый дом, а теперь будет барак Обамы». Так и получилось. Полное разрушение нравственных основ общества, полное крушение социальных программ и коллапс финансовой системы Америки. Почему? Да потому, что, по выражению актера, которого я стал теперь уважать, Обама ничего не вызывает, кроме слез.
Казалось бы, мощные финансы, мощная армия, но все это пустота, все безрезультатность, все это обман. Почему? Потому что нет Благодати. И наоборот. Если человек даже со скромными умственными способностями и средними материальными возможностями укреплен Божественною Благодатию Духа Святаго, он становится героем, он становится деятелем, становится способным решать великие проблемы.
И, дорогие мои дети, помните, что ваше счастье заключается в том, что вы русские, что вы православные, что вы имеете такое дивное учебное заведение, куда вас привели ваши мудрые родители, ибо здесь вы будете иметь атмосферу подлинного детства, будете защищены от всякого зла. Трудами ваших воспитателей и учителей вы, безусловно, приобретете глубокие знания, а самое главное – получите ту энергию души и сердца, которая позволит вам в жизни стать победителями. Уже не одно поколение наших воспитанников молилось в этот день, 1 сентября, об успешном образовании. И, слава Тебе, Господи, при колоссальных усилиях педагогического коллектива, при чрезвычайно важной помощи Попечительского Совета все наши воспитанники и ученики минувших лет уже состоялись в жизни. И мы ими гордимся.
И поэтому в сегодняшний день я прежде всего приносил жертву благодарения Господу Богу и Его Пречистой Матери. И хочу в сегодняшний день особенно поблагодарить директора Марию Алексеевну Аверьянову за ее многолетние труды, всех вас, дорогие учителя и воспитатели, всех вас хочу поблагодарить за ваши колоссальные труды. Только сегодня государство начинает понимать подвиг учителя. Только сегодня государство, очнувшись от привороженности американскими иллюзиями, начинает взирать с благоволением на Русскую Землю и на ее деятелей. Но в Русской Земле искони самым главным деятелем является Учитель.
Учитель – это священное слово. Напомню, дорогие мои дети, что в средневековье ученики боялись наступить на тень учителя. Представьте себе: учитель идет, тень падает, они подождут, когда тень учителя пройдет, уже тогда дальше идут. Вот такое было благоговение великое к учителю, такая была любовь. Потому что от учителя, от его любви и уважения к вам, от вашей любви и уважения к учителю зависит счастье вашей будущей жизни. И вот, собственно говоря, этот конкордат, эту удивительную симфонию, этот удивительный союз ученика и учителя мы сегодня и прославляем, потому что сам Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской был учеником преподобного Сергия Радонежского, этого великого мудреца Духа Святаго, этого печальника Русской Земли, ходатая и молитвенника за нее.
И этот день, 1 сентября, – это день торжества учителя и ученика, обернувшееся великой исторической победой для Русской Земли и установлением мощной Русской Государственности, которая сегодня начинает подниматься с колен и начинает свое шествие на славу и радость народам России и на страх разного рода глупым людям.
Поэтому, дай Господи, чтобы торжествовал дух просвещения, дух любви к познанию, дух любви к книге, а не только к какому-то компьютеру, айпэду или айфону. Этот день – торжество ученика и учителя, которые полюбили просвещение пред Лицем Божием. Аминь».
04.09.2012 Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Тропарь, глас 4-й
Заступнице верных преблагая и скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, и спаси души наша, яко милосердая.
Кондак, глас 2-й
Небесныя обители преселившаяся с плотию, сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, яко знамение Твоея благодати, чтим его лобызающе.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на агаряны православным даровала еси.
МОЛИТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ ДОНСКОЙ
О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая!
Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя.
Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется.
Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй.
Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи.
Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя.
Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания.
Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение.
Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши.
Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.