правовые учения 19 века
Глава 18 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XIX в.
Глава 18 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XIX в.
1. Общая характеристика
Общественно-политическая жизнь Западной Европы в первой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Швейцария, Голландия и др. Наиболее значительные идеологические течения, сформировавшиеся в то время и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому историческому процессу. Французская буржуазная революция конца XVIII в. сообщила мощный импульс развитию капитализма в Европе.
У него оказалось много противников. Водворение буржуазного, капиталистического уклада жизни встретили в штыки дворянско-аристократические, феодально-монархические круги, терявшие былые привилегии и желавшие реставрации старого, добуржуазного порядка. Комплекс их идей квалифицируется как консерватизм (в разных его вариантах). Яростно осуждали капиталистические порядки и представители совсем другого, нежели консерваторы, социального лагеря. Последний составляли пролетаризирующиеся массы тружеников, разорявшиеся мелкие собственники и т. д. Капиталистическая система ввергла тогда эти слои в тяжелое состояние. Спасение виделось им в тотальном отказе от мира цивилизации, основанного на частной собственности, и установлении общности имущества. Такую антикапиталистическую позицию выражал социализм. Своеобразно выглядела программа еще одного идеологического течения — анархизма. Не все из его сторонников являлись врагами буржуазии и частной собственности, однако практически единодушно выступали они против государства вообще (любого типа и любой формы), усматривая в нем самую главную причину всех общественных зол. Соответственно отвергались ими капиталистическая государственность, буржуазное законодательство и т. д.
Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. В XIX в. он был очень влиятельным политическим и интеллектуальным течением. Его приверженцы имелись в разных общественных группах. Но социальной базой ему служили, конечно, в первую очередь предпринимательские (промышленные и торговые) круги, часть чиновничества, лица свободных профессий, университетская профессура.
Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый — личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Второй — реализация данных ценностей не только обеспечивает раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального, смыслообразующего ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них непременно находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов безусловно присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т. п.
В 40-х гг. XIX в. возник марксизм — учение, возымевшее впоследствии большую притягательную силу. Его создатели Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) предприняли попытку выяснить условия и указать пути упразднения буржуазно-капиталистических порядков, наметить контуры строя, который наконец разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное развитие личности.
Увлеченные прежде всего и главным образом решением такой задачи, Маркс и Энгельс, естественно, обратились к рассмотрению вопросов власти, государства, права, законодательства, политики. Плодом такого обращения явилась марксистская, историко-материалистическая концепция государства и права.
Вторая половина XIX в. в Европе (прежде всего в Западной) отличается рядом характерных черт. Во многих странах континента достаточно прочно утверждаются буржуазные порядки.
Дальнейшее развитие получает капиталистическая рыночная экономика со своей сложной инфраструктурой. Внедряются в жизнь институты, обеспечивающие включение в политический процесс все более широких слоев населения. Происходит постепенная демократизация этого процесса. Крепнет движение за расширение политических и социальных прав личности, за установление всеобщего избирательного права, и оно добивается определенных успехов. На общественную арену в качестве самостоятельной организованной силы выходит пролетариат, создающий свои профсоюзы, партии, прессу и активно отстаивающий собственные классовые интересы.
Все отчетливей главная линия идеологического противостояния начинает проходить не между адептами старого, феодально-монархического режима и сторонниками буржуазного строя. Теперь тем и другим противостоят приверженцы социалистических преобразований. Это, однако, не значит, что в политико-правовых взглядах тех, кто так или иначе выступал за сохранение status quo, имело место полное единство, напротив, разброс политико-правовых представлений в их среде был весьма велик — от либерально-демократических до элитистских, авторитарных и т. п. Столь же неоднородной являлась мировоззренческая основа таких представлений.
XIX в. унаследовал от XVIII в. понятие поступательного движения человечества. Идея прогресса, т. е. мысль о закономерном переходе от низших форм цивилизации к более высоким и совершенным ее формам, присутствовала и давала себя знать в общетеоретических позициях многих тогдашних исследователей государства и права. Век Просвещения передал также своему преемнику идею рационального устройства мира, убеждение в могуществе человеческого разума, способного постичь тайны природного и социального бытия. Конечно, не каждый теоретик государства и права выступал (в интересующий нас сейчас период) под знаменем рационализма, был преисполнен познавательного оптимизма и проч. Но во всяком случае несомненно, что в XIX в. рационалистические установки в целом весьма основательно вошли в ткань обществоведения.
Влиятельным интеллектуальным движением на протяжении всего XIX в. был позитивизм. Возник он не случайно, став своеобразной реакцией на неспособность господствовавших прежде спекулятивных философских систем решить проблемы, выдвинутые бурным развитием производительных сил, технических знаний, наук о природе и обществе. Его родоначальники и их последователи старались отбросить «метафизические» конструкции (традиционную философию, идеологию и т. п.) и заняться изучением лишь сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством «беспредпосылочного» оперирования одними лишь «чистыми» фактами можно построить подлинную общественную науку, в том числе учение о государстве и политике, юриспруденцию. Причем такую же точную и достоверную науку, как естествознание.
Во второй половине XIX в. в целом усилился ток, шедший от естественных наук к социальным. Прежние лидеры — дисциплины физико-математического цикла — уступали свое место биологии. Вот почему большое влияние на общественную мысль оказала, в частности, эволюционная теория, которая сделалась господствующей фактически во всем естествознании. Привлекательностью для обществоведов обладали идеи органицизма. Органицизм давал возможность мыслить и анализировать различные социальные объекты не по модели машины, стабильного механического агрегата, но как целостные динамичные, изменяющиеся и развивающиеся образования со свойственными им определенными жизненными циклами, ритмами и функциями.
Панорама интеллектуальной жизни второй половины XIX в. будет неполной без упоминания таких явлений, как попытки возвысить авторитет иррационализма, распространение религиозно-философских и религиозно-политических доктрин, обоснование исторического пессимизма, проповедь расизма, культа силы и борьбы и т. д., эти явления заметно усилились в последние десятилетия XIX в.
Не все представления о государстве, власти, праве, которые составили западноевропейское политико-юридическое знание XIX в., сохранили свою теоретическую и практическую значимость за пределами этого столетия. Однако их немалая часть была востребована XX в. и оказывает заметное влияние на развитие современной науки о государстве и праве.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. Общая характеристика Государственность в Древней Греции возникает в начале І тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов — отдельных городов-государств, включавших наряду с городской
Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни
Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА 1. Общая характеристика В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V—XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и
Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в.
Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. 1. Общая характеристика Голландия — первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI — начало XVII в.) к власти
Глава 14 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В XVIII в.
Глава 14 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В XVIII в. 1. Феофан Прокопович К началу XVIII в. тенденция к превращению сословно-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата.
Глава 17 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В XIX в.
Глава 17 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В XIX в. С воцарением Александра I в стране изменяется политический режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласный комитет». Членов этого комитета
Политико-правовые учения в России в XIX веке
Реформаторские проекты и план государственных преобразований М.М. Сперанского (1772-1839). В записке «Рассуждение о духе и зрелости политической реформы в России», а также в записке «Об усовершенствовании общего народного воспитания» он обосновал свои планы по реформированию российского государства. По мнению Сперанского, законы, которые необходимо в короткие сроки установить в России, должны в совокупности составить конституцию, суть которой заключалась в следующем: установление разделения властей; законодательная власть должна быть совершенно свободна
Формой государственной власти Муравьев признавал конституционную монархию, основанную на принципах разделения властей. Конституция предусматривала широкое местное самоуправление. Судебная власть отделена от административной и осуществляется централизованной системой. Конституция Муравьева предполагала строгое соблюдение законов всеми гражданами без исключений.
Вторая программа была составлена руководителем Южного общества П.И. Пестелем (1793-1823). Он исходил из положения о естественном равенстве людей и взаимной тяге к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Государство Пестель определял, как приведенное в законный порядок гражданское общество. Все законы Пестель классифицировал на духовные (связывают жизнь бренную с жизнью вечной, известны из Священного Писания), естественные (вытекают из законов природы и нужд естественных), государственные (постановления государства, ставящие задачу достижения общественного благоденствия). Пестель подчеркивал приоритет общественных интересов над частными. Для того, чтобы народ не чувствовал себя чьей-либо собственностью, необходимо, по мнению Пестеля, ввести точные и справедливые законы, этим он сформулировал право на революционное свержение правительства, нарушающего духовные и естественные законы. П.И. Пестель выдвинул радикальную социальную программу. В «Русской Правде» уделено внимание введению общедемократических прав и свобод, равенству всех перед законом, свободе совести, промыслов, слова, собраний. Обе программы дворянских революционеров по своему содержанию были буржуазными.
П.Я. Чаадаев не осуждал декабристов, а лишь выражал свое мнение, что неудавшиеся революции кладут начало длинной полосе жестокой реакции.
В своих «Философических письмах», за которые он был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест, Чаадаев, по существу, поднимает вопросы философии русской истории. Многие его суждения парадоксальны, он считал, что Россия как бы выпала из исторического процесса. Позднее Чаадаев пересмотрел свои прежние взгляды, подчеркивая, что «мы пришли позже
Многие западники были разочарованы реальным положением дел на
Западе, рассматривали парламентаризм как фикцию.
Таким образом, и славянофилы, и западники как два течения общественной и политической мысли в России на рубеже 30-40-х гг. обсуждали важные вопросы исторических судеб России, ее места в мировом сообществе, особенности ее политико-правового опыта в сопоставлении с опытом Европы. И те и другие были великими патриотами своей страны.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением крестьянской реформы 1861 г., которая стимулировала идейно-политические и правовые течения, оказывая первостепенное влияние на их содержание, направленность, общий смысл. Углубились противоречия между консерваторами, либералами и радикалами; возникли новые виды политических программ, объединений, включая и нелегальные. В 80-е гг. происходил процесс формирования консервативной идеологии, которая исходила из традиций славянофильства, распавшегося к концу века на два течения. Первое делало акцент на историческую миссию русского народа. К. Леонтьев разработал государственно-правовую конструкцию, которая отразила наиболее характерно консервативное мировоззрение. Русскую государственность Леонтьев выводил из византийского начала, считая, что царизм в России окреп под влиянием православия и византийской культуры, которая в сочетании с русскими патриархальными началами создала наше величие. Касаясь права, Леонтьев считал, что у нас оно европейское, «окрашенное византизмом» там, где оно соприкасается с религией. Н.Я. Данилевский развивал отечественную сравнительную культурологию, в которой он дал оценку отечественной политической культуре. Данилевский возражал западным критикам, которые считали, что русские не способны быть свободным народом. Привычки
русского человека к повиновению, его доверчивость к власти, отсутствие властолюбия и другие качества Данилевский расценивал как способность вынести и большую долю свободы, и проявить умеренность в пользовании ею.
Второе течение обращало внимание на самобытность духовно-нравственного идеала русского народа, особенности его культурных и политических устремлений (Ф. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов).
Ф.М. Достоевский отмечал неприятие народом европейской цивилизации и петровских преобразований, подчеркивая особую «дорогу» России. Выполнение Россией своей исторической миссии Ф.М. Достоевский связывал не с экономическим и политическим прогрессом страны, а с нравственным совершенствованием.
Неоконсервативное течение в русской отечественной мысли представлено взглядами А. Тихомирова, который в работе «Монархическая государственность» отмечал три основные формы власти: аристократическую, демократическую, монархическую, которая является наиболее приемлемой. Монархическая власть противостоит анархизму и деспотизму. Чтобы монархическая власть не превратилась в диктатуру, необходима религиозная идея. По мнению Тихомирова, только сильная монархическая государственность может спасти свободу, опираясь на православие.
Поворотным пунктом в развитии консервативной идеологии в России явились идеи Вл. Соловьева (1853-1900), который отверг тезис Л. Толстого о том, что право при всех условиях вредно и безнравственно, а также убеждение славянофилов о ненужности права для «благословенных Богом народов». В противовес этим положениям Соловьев выступил с религиозным обоснованием сущности права. Государство есть воплощенный закон, наряду с экономикой и церковью оно является составной частью общества. Основы любого общества составляют суверенитет народный и суверенитет божественный, только божественный суверенитет оправдывает власть. Сущность правового государства, по Соловьеву, заключается не только в обеспечении прав
индивида, но и в координации межсубъектных отношений. По мнению историка, право является «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности», обязательным для всех. Он настаивал на неразрывности естественного и позитивного права, именно оно обеспечивает человеку необходимую свободу, условия для духовного совершенствования.
Свобода дана человеку Богом. Право призвано создавать условия для свободного развития личности, установить твердые правила разрешения споров, неизбежных при взаимодействии многих людей. Чичерин отвергал концепцию естественных прав. Право для него существует только в государстве. Он считает государство высшим порядком общественных отношений. Политическим идеалом Чичерина была конституционная монархия, в которой возможно разделение властей, при сохранении единства государственной власти.
Социально-психологическое истолкование права дал Н.М. Коркунов (1853-1904) в своих «Лекциях по общей теории права». Исходя из
характеристики права как правопорядка вслед за Муромцевым, а также исходя из учения о праве как защищенном интересе (Иеринг) он считал, что право являет собой «разграничение интересов» субъектов правовых отношений и вместе с тем инструмент обеспечения определенного порядка в процессе урегулирования конфликта этих интересов.
В 70-х годах XIX в. определенным влиянием в России пользовался анархизм, видными представителями которого являлись М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.
это коммунизм неограниченно свободных людей, где господствует, свободное развитие, свободный почин, свободная деятельность; в этом обществе каждым управляет только его собственная воля, являющаяся не произволом, а результатом общественного влияния. Суть анархизма выражает принцип всеобщего равенства, являющийся синонимом справедливости, а из него вытекает солидарность. Кропоткин отрицал всякое государство, всякую власть правительства, закон и авторитет.
Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 871 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Глава 17 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В XIX в.
Глава 17 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В XIX в.
С воцарением Александра I в стране изменяется политический режим. При царе сложился кружок «молодых друзей» из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласный комитет». Членов этого комитета за их взгляды и деятельность в высоких кругах иронически называли «якобинской шайкой». Совместно с этим комитетом царь Александр I принял ряд либеральных законов и подготовил преобразования центральных органов управления.
Таким образом, в царствование Александра I сложилась обстановка, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая их к составлению радикальных планов государственных преобразований.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. Общая характеристика Государственность в Древней Греции возникает в начале І тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов — отдельных городов-государств, включавших наряду с городской
Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни
Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 1. Общая характеристика Возрождение и Реформация — самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма,
Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в.
Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. 1. Общая характеристика Голландия — первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI — начало XVII в.) к власти
Глава 13 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Глава 13 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Общая характеристика Просвещение — влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и
Глава 14 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В XVIII в.
Глава 14 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В XVIII в. 1. Феофан Прокопович К началу XVIII в. тенденция к превращению сословно-представительной монархии в абсолютную стала определяющей в практике реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата.
Глава 18 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XIX в.
Глава 18 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XIX в. 1. Общая характеристика Общественно-политическая жизнь Западной Европы в первой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира,
Тема 21. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.
© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.
Материалы по предмету
План
Для России первой половины XIX в. характерно широкое распространение либерализма и зарождение революционного движения. Важным международным фактором, повлиявшим на политическую мысль России, стала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. В сложившейся ситуации самодержавию пришлось менять идеологические ориентиры и приспосабливаться к новым веяниям. Вступив на престол, Александр I отменил указы императора Павла о запрете выезда за границу, разрешил выписывать иностранные журналы, упразднил Тайную экспедицию, провел несколько либеральных реформ, а также подготовил ряд преобразований в системе государственных органов (замена петровских коллегий системой министерств и т.д.). В подготовке и осуществлении многих из этих преобразований видную роль сыграл М. М. Сперанский.
1. Либеральные политико-правовые идеи М. М. Сперанского
Основные произведения: Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах, Свод законов Российской империи в 15 томах. Множество записок: «Об основных законах», «Об устройстве правительственных и судебных учреждений», «О крепостных людях» и др.
В 1809 г. Сперанский представил проект государственного преобразования России. В целом план Сперанского и программа его реформ были пронизаны духом либерализма, идеями французских просветителей. В проекте предусматривалось: деление общества на три сословия («состояния») – дворянство, «среднее состояние» и «народ рабочий», осуществление принципа разделения власти (законодательная, исполнительная и судебная), создание Государственного совета (создан в начале 1810 г.) и Государственной думы (создана только в 1906), расширение гражданских и политических прав. Однако в целом идеи проекта не нашли своей реализации.
Государство.
Происхождение государства. Будучи человеком глубоко верующим, М. М. Сперанский договорную теорию происхождения государства воспринял в теологическом ключе, считая, что заключение общественного договора является реализацией воли Бога. Государство в его понимании – это общественный союз, который возник, чтобы обеспечить «свое каждому», это надклассовая организация, созданная для «пользы и безопасности людей», подвластных закону.
Разделение власти. Сперанский, в развитие идей Ш.Монтескьё, предложил традиционную схему разделения государственной власти на три ветви дополнить (применительно к России) отдельным органом – Государственным советом. Его задачей являлась бы координация действий всех трех ветвей власти и обеспечение, таким образом, их эффективное взаимодействие.
Законодательная власть в стране осуществляется двухпалатной государственной думой, избираемой думами губернскими. Она обсуждает и принимает законы.
Во главе исполнительной власти – монарх, а непосредственное управление страной осуществляется министерствами, ответственными перед Государственной думой.
Государственный совет заседает под председательством монарха и состоит частично из лиц назначаемых царем, а частично избираемых. Совет рассматривает законопроекты и ежегодный бюджет государства, заслушивает отчеты министерств.
Право. Источником права по Сперанскому является польза и безопасность людей. Право он считал фундаментальной социальной ценностью, основой и обязательным условием человеческой свободы. Большую роль в духовно-нравственном воспитании народа, по его мнению, должна играть и религия. Именно формирование нравственного и просвещенного сознания народа лежит в основе создания правового государства, построенного на принципе уважения всех членов общества к закону.
Сперанский предлагал произвести правовое оформление прав и обязанностей сословий: дворянство должно иметь политические права (включающие право избирать и быть избранными) и гражданские права («безопасность лица и имущества»); среднее сословие (владельцы любых форм недвижимости) – гражданские права, политические же в зависимости от размера собственности, а рабочий народ (крепостные крестьяне, рабочие, прислуга) он наделял только гражданскими правами.
Крепостное право Сперанский не только критиковал, но и считал необходимым его поэтапную отмену: вначале ограничить повинности крестьян, затем произвести личное их освобождение, оставив за помещиками землю с предоставлением крестьянам права ее приобретения.
М. М. Сперанский придавал большое значение систематизации и обновлению законодательства. Под его руководством подготовлено Полное собрание и Свод законов Российской Империи, просуществовавшее до октября 1917 г. Одной из причин создания Полного собрания явилась необходимость привести в систему огромный правовой материал (общее количество законодательных актов и правительственных распоряжений превышало 53 тыс.), накопившийся почти за два столетия. Полное собрание законов представляло собой хронологическое собрание русских законов и подзаконных актов, начиная с Соборного уложения 1649 г. и заканчивая манифестом о вступлении на престол Николая I. В свою очередь, Свод включал в себя только действующие законы, систематизированные не по хронологическому, а по предметному принципу. В него вошли тексты около 36 тыс. нормативных актов и извлечений из них.
2. Консервативная идеология Н. М. Карамзина
В среде высшей бюрократии и образованного дворянства в первой половине XIX в. преобладали консервативные умонастроения, выражавшиеся в желании сохранения устоявшегося правопорядка. Первую попытку обобщения таких консервативных идей предпринял Н.М.Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811), где впервые были сформулированы важнейшие положения отечественной консервативной мысли.
Основные произведения: «Записка о древней и новой России», «История государства Российского», а также «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника».
Политико-правовая концепция Н. М. Карамзина получила название охранительная идеология, главными составляющими которой являются сильное монархическое правление, опирающееся на законы, мораль и православие.
Государство.
Форма правления. Явное предпочтение Карамзин отдает формам правления, основанным на законе, подвергая критике тиранические режимы, выделяя в них, прежде всего, беззаконие и самоволие властвующих (так, правление Ивана Грозного он называл незаконным «свирепствованием»). Тирания, по Карамзину, это образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы. Наилучшей формой правления для современной ему России он считал абсолютную монархию (необязательно наследственную), опирающуюся на законы и православие, принимающую меры к просвещению народа. В обоснование своей позиции он приводил доводы о недостаточной нравственности и политической грамотности русского народа, обращал внимание и на географические факторы, полагая, что обширность территории России, большая численность ее населения предопределили страну к монархической форме правления (идея Ш. Монтескье о зависимости формы государства от его размеров).
Разделение власти в таком государстве недопустимо, т.к. оно может привести к непрерывным конфликтам, к «вражде и смуте». Государь и соединяет в одном лице все власти, являясь «единственным законодателем, единственным источником власти».
Много внимания Карамзин уделял критике государственного аппарата (некомпетентность, взяточничество, безответственность чиновников) и принципам его перестройки. Он считал, что нужно не создавать новые учреждения (в этом было его расхождение со Сперанским, предлагавшим реформировать государственный аппарат, создав Государственный совет и министерства), а подготовить специально обученные кадры. Чиновников необходимо правильно организовать, т.е. распределить по чинам и должностям в соответствии с их знаниями и способностями, всемерно поощрять к добросовестному исполнению долга системой наград и наказаний. И тогда, по мнению Карамзина, Россия превратится в «нравственное государство».
Право. Будучи сторонником естественно-правовой теории, Карамзин утверждал, что в «нравственном государстве» законы гражданские должны полностью соответствовать законам естественным. Под законами гражданскими Карамзин понимал нормы поведения, извлеченные из «собственных понятий нравов, обыкновений, местных обстоятельств». Он был против непродуманного введения общероссийских законов без учета специфики многонациональности российского государства, особенно национальных окраин (Финляндия, Польша). Неоднократно отмечал назревшую необходимость пересмотра всех российских законов путем проведения инкорпоративных и кодификационных работ (в это его взгляды совпадали с позицией М. Сперанского).
Крепостное право. Карамзин был убежденным сторонником сословного права, выступая против уравнении всех граждан в правах, т.е. против замены сословного права на общероссийское. Признавая за каждым человеком естественное неотъемлемое право на свободу, Карамзин все же выступал против освобождения крестьян, за установление над ними «благоразумной власти помещиков»: введение умеренного оброка, хорошего личного обращения и т.п.
3. Политические и правовые идеи декабристов. Проекты преобразования государственного и политического строя России П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева
На формирование идеологии декабристов значительное влияние оказало несколько исторических факторов: прекращение реформаторской деятельности Александра I, Отечественная война 1812 г. и заграничные походы российской армии в 1813-1815 гг. Общей идейной основой движения была философия французского Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескьё). Объективно декабристы явились продолжателями демократического направления в русской общественной мысли (А. Н. Радищев).
Декабристы – члены тайных антиправительственных обществ, существовавших в Российской империи в 1810-20-х гг., участники восстания 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в С.-Петербурге.
Южное общество – тайная организация декабристов на Украине в 1821-1825 гг., возглавлялась П.Пестелем. Политической программой была «Русская правда» П.Пестеля. После поражения Черниговского полка[1] Южное общество было разгромлено.
Право. Все законы Пестель разделял на:
В современной ему России и духовные, и естественные законы нарушаются, отсюда Пестель делает вывод, что народ имеет право на революционное ниспровержение правительства, эти законы нарушающее.
Программа социальных и политических преобразований.
В России в результате революции устанавливается президентская республика с разделением власти:
Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.
В проекте Россия представлена как унитарное государство с разделением на 10 областей. Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний, губернии из уездов, уезды из волостей.
Все российские граждане обладают равными гражданскими и политическими правами: неприкосновенность личности, равенство всех перед законом, свобода слова, совести (православию все же оказывается государственная поддержка), собраний. Однако из опасения разрушения нового общественного порядка образование политических партий запрещалось.
Средством создания такого общества Пестель считал военно-революционный переворот, в результате которого ликвидируется монархия, физически уничтожаются члены царской семьи, и провозглашается республика. Затем формируется Временное Верховное правление, которое и осуществляет все преобразования. Верховное правление, возглавляемое диктатором учреждается на 10-15 лет. Именно по прошествии этого времени, как полагал Пестель, существующие порядки не только прекратят свое существование, но о них и забудут.
Северное общество – тайная организация декабристов в 1821-1825 гг., идеологом которого был Н. Муравьев, автор принятой большинством членов Общества «Конституции». После поражения восстания 14 декабря 1825 г. организация прекратило свое существование.
Муравьев Никита Михайлович (1796-1843 гг.), сын историка, известного государственного деятеля М. Н. Муравьева. Учился в Московском университете на математическом факультете, не окончив который, в 1813 добровольцем ушел на войну, стал капитаном, дошел до Парижа. Под влиянием западноевропейской жизни Муравьев рано определил свои политические взгляды. В 1816 вместе с П.Пестелем принимал активное участие в создании тайного общества «Союз истинных и верных сынов Отечества» (в 1818 преобразован в «Союз благоденствия»). Из опасения провала Союз в 1821 был объявлен распущенным, его радикальные участники в Петербурге создали «Северное общество», одним из руководителей которого стал Муравьев. В восстании 14 декабря 1825 г. участия не принимал, т.к. в это время в Петербурге отсутствовал. Однако 20 декабря был все же арестован. Верховный уголовный суд признал его виновным, осудил «к смертной казни отсечением головы», но затем заменил наказание, приговорив к лишению чинов, дворянства и 20-летней каторге. Позже срок ее был сокращен. Муравьева перевели в 1835 на поселение в Иркутскую губернию, где он и умер в 1843 г.
Свои политико-правовые взгляды Н. Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых (наиболее радикальный) он написал в 1826 г. в тюрьме по требованию следственного комитета.
Государство.
Происхождение государства. Н. Муравьев, придерживаясь договорной теории происхождения государства, считал, что народ образует государство по договору, но при этом сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права, как неотчуждаемые.
Право. Н.Муравьев считал, что все законы в государстве должны соответствовать неотчуждаемым правам человека. Всякие же иные законы «есть злоупотребление, основанное на силе».
План государственных преобразований.
Государственное устройство – федерация с разделением на области, волости и уезды. В основе деления – исторические, экономические и географические факторы.
— Палата представителей, избираемая на 2 года. Наличие второй палаты связано с тем, что будущее территориальное устройство России – федерация, поэтому каждому члену-федерату предоставляется место в законодательном органе.
Главой исполнительной власти является монарх, полномочия которого определены Конституцией: он назначает и смещает министров, главнокомандующих, представляет Россию на международных переговорах, имеет право созывать палаты Народного вече. Но вся его деятельность контролируется законодательным органом.
Судебная власть осуществляется довольно сложной системой судебных органов: в уездах создаются совестные суды (аналог мирового суда). Следующее звено судебной системы – областные суды (в этом суде есть коллегия присяжных заседателей). Высшим судебным органом является Верховное судилище, состоящее из пожизненно избранных Народным вече судей. В соответствии с проектом Н.Муравьева предусматривалось гласное и открытое рассмотрение дел в судах любого уровня.
Конституция провозглашала равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, передвижения, занятия любым делом и т.д.
Путь к этим преобразованиям Н.Муравьев видел в военно-революционном перевороте и немедленном установлении в обществе всех политических и гражданских прав.
4.П. Я. Чаадаев. Западники и славянофилы
Во второй четверти XIX в., как реакция на движение декабристов и революционные движения в Европе (революции 1820-30-х гг.), оформилась официальная идеология самодержавия, которая получила название «теория официальной народности» (охранительная идеология), теоретической основой которой стала «Записка о древней и новой России» Н.М.Карамзина. Основное содержание этой «теории» сводилось к утверждению политической, социальной и конфессиональной самобытности России. Традиционализм, сознательное противостояние всему новому, стремление к сохранению устоявшихся форм государства – таковы отличительные черты охранительной идеологии.
На общественную мысль России большое влияние в эти же годы оказывают получившие распространение, немецкая классическая философия, европейский либерализм, английская политическая экономия, французский утопический социализм. Возникают философские кружки, в основном состоящие из просвещенной дворянской молодежи. Особое внимание члены кружков уделяли вопросам познания русской действительности на основе существующих философских течений, а также проблеме нереволюционного изменения существующего государственного строя. Существенную роль в этом сыграло опубликованное в 1836 г. первое «Философическое письмо» П.Чаадаева, в котором автор попытался создать концепцию путей развития России, полностью противоречащей теории «официальной народности».
Основные произведения: «Философические письма», «Апология сумасшедшего».
П. Я. Чаадаев в своих работах в основном рассматривает проблемы исторического развития России. Он утверждает, что русская история «пуста» и оторвана от истории других народов. Причину всех бед он видел в православии с его идеей покорности и отрешения от мира. Он считал, что любой европейский вариант христианства мог бы принести России больше пользы, чем православие, и приводит в качестве примера католицизм, со свойственным тому «животворным принципом единства», зовущий к борьбе за истину. В результате поиска этой истины страны Запада смогли «найти свободу и благосостояние». Чаадаев утверждал, что русский народ не сделал сколько-нибудь значительного вклада в человеческую культуру. Но позднее в работе «Апология сумасшедшего», написанной как ответ на обвинения относительно этого тезиса, Чаадаев все же выразил веру в историческую миссию России, которую он видел в соединении цивилизации Востока и Запада.
«Философические письма» П.Чаадаева стали прологом «великого спора» славянофилов и западников о прошлом, настоящем и будущем России, о ее месте в мире.
Славянофильство, как самостоятельное идейное течение русской философской и общественной мысли оформилось в конце 1830-х гг. в Москве. Его главными представителями стали А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф Самарин[2] и др.
Теоретическая основа – европейский романтизм, немецкая классическая философия в целом, русское православие и исторический уклад России.
Основные идеи:
Гиперболизируя отдельные национальные черты русского народа, течение славянофилов объективно способствовало изоляции России, принижению ее статуса в исторической и культурной общности европейских государств.
Западники – либеральное идейное течение 1840-х-нач. 1860-х гг. в России. Начало его формирования относится к 1839 г., когда сложился московский кружок Т. Г. Грановского, в который входили К. Д. Кавелин, П. Я. Чаадаев, П. В. Анненков, Б. Н. Чичерин[3] и др.
Название «западники» и «западничество» возникло в ходе полемики со славянофилами и первоначально самими западниками воспринимались как обидное прозвище. Мировоззрение западников резко отличалось как от «самобытности» славянофилов, так и от господствовавшей теории «официальной народности».
Основные идеи:
Общее в учениях славянофилов и западников. Представители обоих течений отрицали насильственные способы действий и искали мирные пути преобразования российского общества. В основе их концепций лежало стремление к социальной и индивидуальной свободе, достижение которой могло быть осуществлено только мирным путем реформ и разумных компромиссов. Главным условием преобразований они считали отмену крепостного права и введение народного представительства.
Политические и правовые учения в России во второй половине XIX в.
Александр II, вступивший на престол 1855 г. вошел в историю России, как «царь-освободитель», осуществивший в 1860-70-х гг. комплекс реформ, призванных модернизировать весь уклад жизни империи. Отмена крепостного права, судебная реформа, земская, военная, реформа системы народного просвещения способствовали утверждению начал гражданского общества, вели к росту общественной активности, которая в условиях сохранения самодержавия часто принимала оппозиционный характер. С середины 1860-х гг. в стране все шире распространяются демократические идеи, нарастает революционное движение, которому власть противопоставляла охранительные и карательные меры. Получает дальнейшее развитие либерализм как интеллектуальное течение и общественно-политическое движение,
5.Утопический социализм А. И. Герцена
Начало распространения идей утопического социализма в России связано с деятельностью кружка Герцена-Огарева в Московском университете в 1831-1834 гг. От других объединений этот кружок отличался ярко выраженным интересом к социально-политическим проблемам и увлечением теориями западноевропейских социалистов (К.Сен-Симона, Ш.Фурье)
Основные произведения: «О развитии революционных идей в России», «Русский народ и социализм», а также художественные произведения: роман «Кто виноват?», «Былое и думы» и др.
Будучи одно время «западником» А. И. Герцен со временем отказался во многом от «западнических» идей, и разработал теорию «русского (утопического) социализма», которая впоследствии стала теоретической основой народничества.
В основе теории русского социализма лежит идеализация Герценом российской сельской общины, в которой он видел зародыш социализма. Согласно его взглядам, именно сельская община со временем станет основой русского социализма, «который идет от земли и крестьянского быта, от общинного владения и общинного управления вместе с промышленной артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще».
Герцен считал, что Россия, в отличие от Европы, сумела сохранить в себе здоровое самобытное начало – крестьянскую общину, которая при условии освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения их землей, а также при децентрализации государственного управления, может стать основой социалистических преобразований
Государство.
Форма государства. Из всех форм правления Герцен выделял только монархию и республику, при этом разграничивая политическую и социальную республики, считая «подлинной» только социальную. Монархия, в отличие от республики несовместима со свободой людей и «независимостью разума».
Наилучшим обществом, где существует полная гармония между личностью и обществом, может быть только социальная республика, которая придет на смену существующему строю. Герцен полагал, что нужно стремиться создать такое общество, где народ непосредственно или через своих представителей решал бы все вопросы политической и социальной жизни.
6.Политические идеи Н. П. Огарева
Большое значение в развитии демократической мысли в России имела деятельность Николая Платоновича Огарева (1813–1877 гг.), революционера, поэта, публициста, творчество которого было посвящено защите интересов простого народа, прежде всего, русского крестьянства.
Государство и право. В 40-х гг. XIX в., находясь в России, Н.П. Огарев внимательно изучал условия быта крестьянского населения и отмечал погоню помещиков за деньгами, что приводило к жестокой эксплуатации крестьян. В 1856 г. он начал публикацию во втором номере «Полярной Звезды» большой работы «Русские вопросы», посвященной проблемам отмены крепостного права в России, где указывал на неотложность освобождения крестьян. Мыслитель утверждал, что освобождение должно быть проведено с обязательным наделением крестьян землей, и настаивал также на сохранении общинного землевладения, видя в нем залог и основу социалистического развития России.
Он хотя и указывал на то, что правомерно и необходимо отпустить крестьян на волю с землей безо всякого ее выкупа, но, стараясь привлечь дворянство на сторону реформы, соглашался на выкуп как на вынужденную и крайнюю уступку помещикам.
Рескрипты царского правительства 1857 г. были встречены как А. И. Герценом, так и Н. П. Огаревым положительно, хотя «Колокол» критиковал их содержание и указывал на чисто дворянский состав губернских комитетов, которым было поручено разработать проекты освобождения крестьян «сверху».
В 1859 г. Н. П. Огарев начинает помещать в «Колоколе» статьи с резким разоблачением деятельности дворянских губернских комитетов. В статье «Письмо к автору» он прямо заявляет, что комитеты хотят обмануть народ и что этот факт становится совершенно очевидным.
Как один из руководящих деятелей русского революционного движения, Н.П. Огарев разработал ряд важнейших политических документов. В рукописи «Идеалы», составленной в 1859 г., формулируются цели тайного конспиративного общества в России и развиваются республиканские идеалы.
В соответствии с программным требованием о предоставлении возможно большей самостоятельности местам Российская республика должна была представлять собой федерацию с единым центральным правительством.
Публицист отстаивал принцип выборности и подотчетности правительства народу.
Центральное правительство должно было состоять из выборных министров во главе с президентом, который выбирается министрами.
Органом законодательной власти должен был явиться Земский собор из посланцев ото всех уездов, выбранных всем народом без различия сословий «для всеобщего нового устройства России». Земский собор должен был приступить к мероприятиям, сущность которых заключалась: в немедленном уничтожении крепостного права; в передаче крестьянским общинам земли, им принадлежащей, с установлением денежного вознаграждения помещикам из доходов государства без каких-либо дополнительных денежных повинностей, возложенных на крестьян; во введении равноправия и уничтожении всяких сословных различий; в упразднении чиновничества и введении системы управления выборными из народа; в учреждении новых народных судов; в организации федерации с выборной общегосударственной земской думой.
Н. П. Огарев подробно разработал план организации всероссийского тайного общества, которое должно было поставить своей первой целью подготовку восстания против самодержавия.
Во главе тайного общества должен был находиться строго законспирированный руководящий революционный центр, опирающийся на ряд филиалов на местах и отделений за границей.
Восстание против царизма должно было начаться одновременно во многих пунктах. Общество, имея агентов среди революционных офицеров, должно было взять командование над войсками и вести их со всех концов на Москву и Петербург, подымая повсюду народ на восстание.
В 1861 г., после проведения крепостнической по своему существу реформы, Н. П. Огарев решительно рвет с последними остатками своих колебаний в сторону либерализма. Он разоблачает со страниц «Колокола» грабительский характер реформы. В большой и обстоятельной статье «Разбор нового крепостного права» публицист решительно становится на сторону крестьян.
Из подробного разбора реформы, названной им «новым крепостным правом», Н. П. Огарев делал ясный и отчетливый вывод: «Народ царем обманут».
В 1862 г. в статье «Что надо делать народу» Н. П. Огарев доказывает необходимость довести дело освобождения до конца и развивает активную деятельность по созданию революционной организации «Земля и воля» и входит в центральный комитет этой организации для борьбы с самодержавием и крепостничеством.
7.Политические взгляды В. Г. Белинского
Литературный критик, публицист, революционный демократ Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848 гг.) являлся центральной фигурой общественного движения 40-х гг. XIX в.
Государство и право. На первом этапе развития своих философских взглядов, в 30-х гг. XIX в., он еще стоял на позициях идеализма. В это время он уповал на просвещение, нравственное совершенствование и отрицал значение политической борьбы. Полагая, что абсолютизм еще не исчерпал своего прогрессивного значения, В. Г. Белинский пытался найти примирение с действительностью.
В конце 1839 и начале 1840 гг. он пересмотрел свои взгляды и стал на позиции философского материализма. Он преодолел к этому времени и систему социально-политических взглядов Г. В. Ф. Гегеля, придя к твердому убеждению, что русское самодержавие и господство крепостников не может быть оправдано никакими философскими построениями.
В. Г. Белинский положил начало тому размежеванию двух лагерей – лагеря крепостников и либералов и лагеря революционеров-демократов, которое так резко обозначилось во время борьбы Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова за революционный путь развития России.
В 40-х гг. XIX в. вокруг В.Г. Белинского сгруппировались все силы революционной демократии, противостоявшие не только крепостникам, но и либералам (В. П. Боткину, В. Ф. Коршу, К. Д. Кавелину и др.).
Мыслитель ненавидел буржуазных либералов за их прислужничество реакции, холопство перед царизмом.
История является, по В. Г. Белинскому, одной из величайших наук, объемлющей все стороны жизни человечества в прошлом и указывающей ему дорогу в будущее. Публицист высказал ряд положений о связи, существующей между материальными условиями жизни и духовной жизнью людей.
Мысли В.Г. Белинского о движущих силах истории, о значении материального производства для духовной жизни, о связи между старым и новым, о непрерывности прогрессивного развития истории, моменты диалектики в объяснении отдельных исторических событий и фактов показывают, как близко подошел он к материалистическому пониманию отдельных вопросов истории.
Основным для В.Г. Белинского был вопрос об освобождении крестьян от помещиков, причем разрешение его он видел исключительно в крестьянской революции. Все величие работ В.Г. Белинского заключалось именно в том, что в условиях николаевской России он был самым ярким выразителем чаяний крепостного крестьянства, ибо он призывал к революции, которая должна была покончить с крепостным правом в России.
8. Н. Г. Чернышевский о государстве и праве
Центральной фигурой демократического общественного движения 60-х гг. XIX в. был Н. Г. Чернышевский
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889 гг.) сын священника, учился в Саратовской духовной семинарии. Не закончив ее, в 1846 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (1850). После окончания обучения работал преподавателем в саратовской гимназии (1851-1853 гг.) и в кадетском корпусе (1854), сотрудничал в «Отечественных записках», «Современнике». В 60-е годы окончательно становится на революционный путь. Арестован в 1862 г. по обвинению в составлении прокламаций «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В 1864 г. приговорен к семи годам каторги, находился в ссылке в Сибири. Несмотря на отбытие назначенного срока, не был отпущен на поселение, и его продержали в Вилюйском остроге до 1883 г. В этом же году Чернышевского перевели в Астрахань. Благодаря хлопотам семьи в 1889 г. переезжает в Саратов, где осенью того же года скончался.
Основные произведения «Экономическая деятельность и законодательство», роман «Что делать?» др.
Государство.
Признаки государства: наличие особого аппарата управления, полиции, армии, суда.
Форма государства. Чернышевский считал, что абсолютная монархия, как не обеспечивающая естественные права человека, не имеет права на существование, и у народа есть неотъемлемое право на ее уничтожение. Однако и в республиканской форме он находил недостатки, приводя в качестве примера неудачный опыт Второй французской республики 1848-1851 гг.
Учебно-методическая литература
Рекомендуемая литература:
Рекомендуемая дополнительная литература:
Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:
[1] Восстание Черниговского полка – вооруженное выступление, организованное членами Южного общества декабристов на территории Киевской губернии 29 декабря 1825-3 января 1826. Руководители – С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин. Подавлено правительственными войсками.