правовые основы и практика консульской службы
Федеральный закон от 05.07.2010 г. № 154-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Консульский устав Российской Федерации
Принят Государственной Думой 18 июня 2010 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года
(В редакции федеральных законов от 03.12.2011 № 386-ФЗ, от 12.11.2012 № 183-ФЗ, от 21.07.2014 № 267-ФЗ, от 29.12.2017 № 460-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ, от 22.12.2020 № 431-ФЗ, от 11.06.2021 № 178-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные задачи консульской деятельности
1. Консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания.
2. Консульская деятельность направлена на содействие развитию добрососедских и дружественных отношений Российской Федерации с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей.
Статья 2. Правовая основа осуществления консульской деятельности
Консульская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания.
Статья 3. Установление консульских отношений
1. Установление консульских отношений Российской Федерации с другими государствами осуществляется по взаимному согласию.
2. Согласие на установление дипломатических отношений между двумя государствами означает, если не оговорено иное, согласие на установление консульских отношений.
Статья 4. Осуществление консульской деятельности
2. Консульскую деятельность в пределах своих полномочий, установленных международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.
Статья 5. Консульские функции
1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.
2. К консульским функциям относятся:
1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;
4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;
5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;
6) государственная регистрация актов гражданского состояния;
7) совершение нотариальных действий;
8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;
9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;
10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;
11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;
12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;
13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.
3. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные консульские функции.
Глава 2. Консульское учреждение
Статья 6. Статус консульского учреждения
1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.
2. В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации и действует под его общим руководством.
3. Консульское учреждение пользуется правами юридического лица, имеет закрепленное за ним имущество, реквизиты, печать (печати) с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, а также счета в банках.
4. В консульском учреждении не могут создаваться структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов), религиозных объединений.
5. Консульские помещения, включая здания или части зданий, и земельный участок, обслуживающий такие здания или части зданий, независимо от права собственности на них не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.
Статья 7. Классы консульских учреждений
Консульские учреждения подразделяются на следующие классы: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.
Статья 8. Открытие консульского учреждения
1. Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с согласия этого государства.
2. Консульские учреждения открываются по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.
3. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ, отводимый консульскому учреждению для выполнения консульских функций, определяются Правительством Российской Федерации и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться только с согласия государства пребывания.
4. Открытие канцелярии, отделения консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется Правительством Российской Федерации с согласия государства пребывания.
Статья 9. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
Консульские учреждения пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.
Статья 10. Использование государственной символики Российской Федерации
1. На зданиях консульского учреждения и резиденции его главы поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации устанавливается в рабочем кабинете главы консульского учреждения, а также размещается на его транспортных средствах, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.
2. На фасаде здания консульского учреждения помещается Государственный герб Российской Федерации.
3. На входных дверях консульского учреждения устанавливается щит с наименованием консульского учреждения на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания.
Статья 11. Консульский архив
1. Все документы, корреспонденция, книги, аудио- и видеоматериалы, электронные носители информации, реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, печатями и штампами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения, являются консульским архивом.
2. Консульские должностные лица обязаны принимать меры по обеспечению неприкосновенности консульского архива.
Статья 12. Режим работы консульского учреждения
Режим работы консульского учреждения устанавливается главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания с соблюдением законодательства Российской Федерации и с учетом местных условий.
Глава 3. Консульские должностные лица
Статья 13. Статус консульского должностного лица
1. Консульским должностным лицом является гражданин Российской Федерации, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации и уполномоченный на выполнение консульских функций.
2. Назначение на должность и освобождение от должности консульских должностных лиц осуществляются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.
Статья 14. Глава консульского учреждения
1. Главы консульских учреждений делятся на следующие классы: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты.
2. Глава консульского учреждения непосредственно руководит работой консульского учреждения, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на консульское учреждение функций, устанавливает должностные обязанности работников консульского учреждения, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Глава консульского учреждения назначается на должность федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и допускается к выполнению своих функций после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания.
4. Глава консульского учреждения при назначении на должность получает от федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, письменное полномочие (консульский патент).
5. На период отпуска или временной нетрудоспособности главы консульского учреждения, в случае досрочного прекращения его работы в консульском учреждении, а также в случае, если должность главы консульского учреждения окажется вакантной, исполнение обязанностей главы консульского учреждения возлагается на другое консульское должностное лицо данного или иного консульского учреждения в государстве пребывания либо на должностное лицо дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания.
6. Глава консульского учреждения обязан не реже одного раза в год совершать объезд своего консульского округа.
Статья 15. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц
1. Консульские должностные лица, а также аккредитованные члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.
2. Консульские должностные лица и члены их семей обязаны соблюдать законы и правила государства пребывания, уважать местные обычаи и воздерживаться от любых действий, которые могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.
Глава 4. Действия по выполнению консульских функций
Статья 16. Консульские действия
1. Под консульскими действиями понимаются принимаемые консульским должностным лицом меры по выполнению консульских функций.
2. Консульское должностное лицо обращается в органы власти государства пребывания по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения.
3. Действия (бездействие) или решения консульских должностных лиц могут быть обжалованы главе консульского учреждения, главе дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и (или) в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Консульское должностное лицо выполняет консульские функции от имени третьего государства только по поручению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и с согласия государства пребывания.
5. Консульское должностное лицо выполняет консульские функции в третьем государстве только по поручению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, после уведомления государства пребывания и третьего государства, если данные государства не возражают против этого.
Статья 17. Консульский учет граждан Российской Федерации
В целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.
Статья 18. Консульские действия в отношении граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести
1. В случае получения сведений о том, что гражданин Российской Федерации, находящийся на территории государства пребывания, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу или задержан, консульское должностное лицо:
1) получает через компетентные органы государства пребывания информацию о гражданине (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, принадлежность к гражданству Российской Федерации), а также об обстоятельствах дела и регистрирует эти сведения в специальном журнале;
2) информирует о факте ареста, заключения в тюрьму, взятия под стражу или задержания гражданина Российской Федерации главу консульского учреждения, а в случае необходимости дипломатическое представительство Российской Федерации в государстве пребывания;
3) принимает меры по обеспечению надлежащей юридической помощью гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного;
4) принимает меры для встречи с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным;
5) содействует в пределах, допускаемых международным правом и законодательством государства пребывания, передаче корреспонденции и посылок, адресованных гражданину Российской Федерации, находящемуся под арестом, заключенному в тюрьму, взятому под стражу или задержанному.
2. Консульское должностное лицо при личной встрече с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным, должно убедиться, что в отношении такого гражданина соблюдаются общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательство государства пребывания. В случае, если права гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, нарушаются, консульское должностное лицо в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, принимает в пределах своих полномочий меры, допускаемые законодательством государства пребывания, по их восстановлению.
3. Консульское должностное лицо воздерживается от принятия любых мер от имени гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, если указанный гражданин возражает против принятия таких мер.
4. Глава консульского учреждения или глава дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, о мерах, принятых в отношении гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного.
5. Консульское должностное лицо незамедлительно обращается в компетентные органы государства пребывания за содействием в розыске пропавших без вести граждан Российской Федерации, в отношении которых имеются сведения о том, что они могут находиться на территории соответствующего консульского округа.
Статья 19. Консульские действия в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных), а также граждан Российской Федерации, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства
1. По просьбе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории консульского округа, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить (удочерить) несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Российской Федерации, консульское должностное лицо информирует их о порядке усыновления (удочерения), установленном законодательством Российской Федерации.
2. Консульское должностное лицо, которому стало известно о том, что несовершеннолетний гражданин Российской Федерации остался на территории консульского округа без попечения родителей, извещает об этом федеральный орган исполнительно
Министерство иностранных дел Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНО
ПРИКАЗОМ МИД РОССИИ
от «07» октября 2016 года № 19337
ПОЛОЖЕНИЕ О Консульском департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации
I. Общие положения
1.1. Консульский департамент (далее – Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее – Министерство или МИД России). Департамент в пределах своей компетенции участвует в консульском обеспечении отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, осуществляет меры по защите прав и законных интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом, содействует развитию международных и внешнеэкономичес ких связей субъектов Российской Федерации. Департамент координирует выполнение консульских функций дипломатическими представительств ами и консульскими учреждениями Российской Федерации (далее – загранучреждения ), почетными консулами Российской Федерации, территориальными органами – представительств ами МИД России на территории Российской Федерации и их филиалами (отделениями) (далее – территориальные органы МИД России), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, открытых для международного пассажирского сообщения.
1.2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, приказами, распоряжениями и указаниями руководства Министерства, решениями коллегии Министерства, а также настоящим Положением.
1.3. При осуществлении своей деятельности Департамент взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, структурными подразделениями центрального аппарата МИД России, загранучреждения ми, территориальными органами, а также с подведомственным и Министерству организациями.
1.4. Департамент уполномочен запрашивать и получать от структурных подразделений МИД России, загранучреждений и подведомственных организаций Министерства документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций.
1.5. Департамент возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Министра.
1.6. Директор Департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом заместителя Министра, курирующего кадровые вопросы.
1.7. Другие сотрудники Департамента назначаются на должности и освобождаются от них в установленном порядке.
1.8. В случае временного отсутствия директора в связи с болезнью, отпуском или командировкой его обязанности исполняет один из его заместителей. Возложение обязанностей оформляется распоряжением по Департаменту по согласованию с курирующим заместителем Министра.
II. Основные задачи Департамента
Основными задачами Департамента являются:
2.1. Обеспечение в пределах своей компетенции своевременного и качественного выполнения решений высших органов государственной власти Российской Федерации по реализации государственной политики в области консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, защиты прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом.
2.2. Участие в консульском обеспечении международных отношений Российской Федерации, содействие в пределах своей компетенции развитию дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, расширению экономических, торговых, научно-техническ их, культурных, спортивных связей и туризма.
2.3. Участие в консульском обеспечении международных и внешнеэкономичес ких связей субъектов Российской Федерации.
2.4. Оказание в пределах своей компетенции содействия органам государственной власти Российской Федерации, организациям и их объединениям в установлении контактов и развитии связей с партнерами за рубежом.
2.5. Участие в формировании договорно-правов ой базы консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами.
2.6. Анализ и прогнозирование развития консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами.
2.7. Участие в решении вопросов, связанных с открытием и обеспечением функционирования консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах и консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации, назначением почетных консулов Российской Федерации и почетных консулов иностранных государств в Российской Федерации.
2.8. Подготовка либо участие в подготовке (анализ, правовая экспертиза) проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента
2.9. Участие в разработке и реализации мер, предусмотренных Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2.10. Участие в пределах своей компетенции в осуществлении через загранучреждения контроля за состоянием и обустройством российских воинских захоронений, памятников и мемориалов за рубежом, реализацией существующих двусторонних соглашений.
2.11. Участие в разработке и осуществлении комплекса мер по совершенствовани ю консульской деятельности за счет использования информационных технологий.
2.12. Принятие мер по защите персональных данных при их обработке в консульских автоматизированн ых системах.
2.13. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.
2.14. Департамент может выполнять и другие задачи, возложенные на него нормативными правовыми актами, распоряжениями руководства Министерства.
III. Структура Департамента
3.1. Для выполнения основных задач Департамента в его составе созданы:
Территориал ьные отделы:
• Отдел стран Содружества Независимых Государств (СНГ);
• Отдел стран Европы;
• Отдел стран Америки;
• Отдел стран Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Функциональ ные отделы:
• Отдел общих консульских и правовых вопросов;
• Отдел по вопросам гражданства;
• Отдел оформления паспортов;
• Отдел служебного выезда;
• Отдел въезда иностранцев;
• Отдел легализации и истребования документов;
• Информационно-ан алитический отдел.
В целях обеспечения деятельности Департамента в его структуре имеются секретная часть, спецканцелярия, несекретная канцелярия, а также машинописное бюро.
IV. Функции Департамента
В соответствии с возложенными на него задачами Департамент выполняет следующие функции:
4.1. По поручению руководства Министерства проводит переговоры и консультации с представителями иностранных государств и международных организаций.
4.2. Участвует в подготовке предложений о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. Осуществляет мониторинг выполнения международных договоров Российской Федерации. Готовит предложения по их применению, изменению, приостановлению или прекращению.
4.3. Готовит предложения по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с ее международно-пра вовыми обязательствами.
4.4. Готовит по согласованию с соответствующими подразделениями Министерства, а также с заинтересованным и федеральными органами исполнительной власти предложения об открытии, преобразовании и закрытии консульских учреждений Российской Федерации, консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации, о назначении почетных консулов Российской Федерации и почетных консулов иностранных государств в Российской Федерации и определении границ их консульских округов. Готовит предложения по оптимизации штатной численности консульских учреждений Российской Федерации.
4.5. Поддерживает связи по консульским вопросам с дипломатическими представительств ами и консульскими учреждениями иностранных государств, международными организациями в Российской Федерации и их представительств ами.
4.6. Участвует в разработке и согласовании нормативных правовых актов по вопросам гражданства Российской Федерации, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, а также выполнения консульских функций загранучреждения ми и территориальными органами МИД России. Готовит предложения по совершенствовани ю нормативного правового регулирования порядка предоставления МИД России государственных услуг.
4.7. Обобщает опыт применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам консульской деятельности, изучает и анализирует соответствующую правоприменитель ную практику иностранных государств.
4.8. Осуществляет контроль за выполнением загранучреждения ми и территориальными органами МИД России консульских функций.
4.9. Оказывает загранучреждения м и территориальным органам МИД России необходимое методическое содействие, в том числе направляет разъяснения по применению нормативных правовых актов в консульской сфере.
4.10. Готовит для руководства Министерства информацию о состоянии работы, проводимой по линии Департамента.
4.11. Оказывает содействие загранучреждения м в организации работы по взиманию сборов за совершение консульских действий, а также дает разъяснения по вопросам применения тарифов сборов.
4.13. Принимает меры совместно с Валютно-финансов ым департаментом по устранению выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений и недостатков при взимании сборов за совершение консульских действий в загранучреждения х.
4.14. Осуществляет полномочия МИД России по предоставлению на территории Российской Федерации следующих государственных услуг:
— по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации;
— по истребованию личных документов;
— по консульской легализации документов;
— по оказанию информационно-ко нсультационных услуг;
— по регистрации организаций, направляющих граждан Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации.
4.15. Координирует работу загранучреждений и территориальных органов МИД России по мониторингу качества и доступности предоставляемых ими государственных услуг.
4.16. Осуществляет контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой загранучреждения ми.
4.17. Участвует в разработке и согласовании образцов и бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе содержащих электронный носитель информации, свидетельств на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, виз и приглашений, бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, форм различных отметок и записей в паспортах и визах. Обеспечивает рассылку упомянутых бланков в загранучреждения и территориальные органы МИД России.
4.18. Взаимодействует по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с другими департаментами Министерства и его подведомственным и организациями, федеральными органами государственной власти.
4.19. Взаимодействует с органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам консульского обеспечения их внешних связей.
4.20. Участвует в работе межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
4.21. Оформляет и выдает дипломатические и служебные паспорта, в том числе содержащие электронный носитель информации.
4.22. Оказывает содействие в получении виз иностранных государств для представителей органов государственной власти и организаций, выезжающих за границу со служебными целями.
4.23. Оформляет консульские патенты главам консульских учреждений Российской Федерации и почетным консулам Российской Федерации, а также консульские экзекватуры главам консульских учреждений и почетным консулам иностранных государств на территории Российской Федерации.
4.24. Оказывает содействие в создании для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации необходимых условий для эффективного осуществления ими консульских функций.
4.25. Оформляет консульские и служебные карточки работникам консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации и членам их семей, консульские карточки почетным консулам иностранных государств на территории Российской Федерации, а также удостоверения личности для сотрудников Тайбэйско-Москов ской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству и членов их семей.
4.26. В установленном порядке осуществляет учет граждан иностранных государств по месту пребывания и передает фиксируемые при осуществлении учета сведения в территориальный орган ФМС России.
4.27. Осуществляет полномочия МИД России по принятию решений о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, имеющих дипломатические или служебные паспорта, либо в отношении которых Российской Федерацией признается дипломатический или официальный статус, и прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
4.29. В установленном порядке выдает, продлевает и аннулирует визы гражданам иностранных государств и лицам без гражданства.
4.30. Участвует в решении вопросов гражданства Российской Федерации, отнесенных к компетенции Министерства.
4.31. Оказывает содействие в предоставлении сведений из федерального казенного учреждения «Главный информационно-ан алитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся за пределами Российской Федерации, о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
4.32. Передает в Федеральную налоговую службу сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, произведенной загранучреждения ми, в порядке, установленном действующим законодательство м.
4.33. Осуществляет постановку на учет детей – граждан Российской Федерации, усыновленных иностранными гражданами, до их выезда из Российской Федерации.
4.34. Передает в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию о личной явке российских граждан в загранучреждения с целью продолжения выплаты пенсии, а также информацию, отраженную в выданных им пенсионных справках.
4.36. Ведет работу по подготовке проектов соглашений об обеспечении сохранности и благоустройстве российских (советских) воинских захоронений за границей между Российской Федерацией и иностранными государствами.
4.37. На основе информации из загранучреждений готовит предложения по планированию бюджетных средств на финансирование ремонта и восстановления российских (советских) воинских захоронений, а также по распределению лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
4.38. Разрабатывает и реализует программы деятельности Департамента в соответствии с принципами формирования бюджета Министерства.
4.39. Определяет приоритетные направления информатизации консульской службы, разрабатывает и вносит предложения по внедрению на базе информационных технологий современных технических средств в Департаменте, загранучреждения х и территориальных органах МИД России.
4.40. Участвует в разработке и обеспечении функционирования межведомственных систем автоматизированн ого учета и контроля въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, приобретения, выхода и наличия российского гражданства, выдачи паспортов и паспортов нового поколения, других информационных проектов.
4.41. Участвует во внедрении и модернизации консульских автоматизированн ых информационных систем (АИС), контролирует и обеспечивает их сопровождение в Департаменте, загранучреждения х и территориальных органах МИД России.
4.42. Участвует в работе контрактной системы Министерства по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд МИД России, руководствуясь Регламентом организации и выполнения работ в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд МИД России. Разрабатывает проекты государственных контрактов по выполнению работ и услуг, а также аукционной и конкурсной документации на приобретение средств вычислительной техники, оргтехники и другого оборудования.
4.43. Ведет работу по созданию системы защиты персональных данных при их обработке в консульских автоматизированн ых информационных системах.
4.45. Организует в Департаменте по направлению Департамента кадров преддипломную и ознакомительную практику студентов Московского государственного института международных отношений (Университета), Дипломатической академии и Колледжа МИД России, а также других российских учебных заведений.
4.46. Информирует средства массовой информации и общественность по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в соответствии с установленным в МИД России порядком и в координации с Департаментом информации и печати.
4.47. Обеспечивает актуализацию сведений на официальном сайте МИД России по вопросам, относящимся к его компетенции. Организует работу консульского информационного портала и контролирует наполняемость сайтов загранучреждений по консульским вопросам.
4.48. Обеспечивает рассмотрение обращений граждан Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
4.49. Готовит в пределах своей компетенции материалы, согласовывает аргументированну ю позицию МИД России по судебным делам и обеспечивает участие ответственного сотрудника Департамента совместно с Юридической службой Министерства в рассмотрении дел в судебных инстанциях Российской Федерации.
4.50. Принимает участие в мобилизационной работе и представляет в Отдел мобилизационной работы Министерства необходимые материалы и информацию по вопросам организации мобилизационной подготовки и поддержания мобилизационной готовности Департамента.
4.51. Осуществляет мероприятия, направленные на защиту сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.
V. Права и обязанности Директора Департамента
5.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Департамент.
5.2. Несет персональную ответственность за подбор, расстановку и использование кадров в Департаменте. Распределяет служебные обязанности среди своих заместителей, начальников отделов и других сотрудников Департамента, которые несут персональную ответственность за их выполнение. Определяет целесообразность участия сотрудников Департамента в протокольных и иных мероприятиях. Утверждает положения об отделах, должностные регламенты, табели учета рабочего времени, а также графики отпусков сотрудников Департамента. В пределах своей компетенции дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения сотрудниками Департамента.
5.4. Вносит в установленном порядке предложения о поощрении сотрудников Департамента, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий.
5.5. Принимает меры к соблюдению сотрудниками Департамента служебной дисциплины, должностных регламентов, контролирует своевременное и качественное исполнение ими своих должностных обязанностей.
5.6. Обеспечивает создание надлежащих условий труда сотрудников Департамента, повышения уровня их профессиональной квалификации. Вносит предложения об улучшении материально-быто вых условий сотрудников.
5.7. Принимает участие в заседаниях коллегии МИД России и совещаниях, созываемых руководством Министерства при обсуждении на них вопросов, относящихся к деятельности Департамента.
5.8. Докладывает руководству Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
5.9. Обеспечивает контроль за соответствием действующему законодательству разрабатываемых в Департаменте проектов административных регламентов, инструкций, постановлений, распоряжений и других документов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.10. По поручению руководства МИД России представляет Министерство в контактах с дипломатическими представительств ами и консульскими учреждениями иностранных государств на территории Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
5.11. По поручению руководства Министерства участвует в мероприятиях, проводимых другими федеральными органами исполнительной власти, а также в международных мероприятиях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
5.12. Несет ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им приказов, распоряжений, инструкций, положений и других документов.
5.14. Осуществляет руководство работами по созданию, внедрению и эксплуатации консульских автоматизированн ых информационных систем.
5.15. Обеспечивает проведение в Департаменте в установленном порядке аттестации выделенных помещений, автоматизированн ых систем. Назначает лиц, ответственных за защиту государственной тайны и за защиту информации в подразделении.
5.16. Осуществляет в пределах своей компетенции приемку и эксплуатацию объектов, систем и средств информатизации и связи, устанавливаемых в служебных помещениях Департамента с целью обеспечения защиты циркулирующей в них секретной и служебной информации.
5.17. Несет ответственность за обеспечение в Департаменте сохранности государственной и служебной тайны, соблюдение сотрудниками установленного режима работы и Служебного распорядка Министерства.
5.18. Несет ответственность за полноту и своевременность выполнения Департаментом мероприятий, предусмотренных при непосредственной подготовке к переводу и переводе Министерства на работу в условиях военного времени.
5.19. Выполняет иные функции, возложенные на него руководством Министерства.
С правилами оформления общегражданского паспорта можно ознакомится на портале Госуслуги