правовые и организационные аспекты профессионального обучения и развития персонала

Методическая разработка «Правовые и организационные аспекты профессионального обучения и развития персонала»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урока по дисциплине «Трудовое право»

Тема «Правовые и организационные аспекты профессионального обучения и развития персонала»

Симаков Владимир Николаевич

Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Формы обучения работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации:

1. Профессиональная подготовка (новых работников) — получение специальности. Существует начальная, средняя, высшая профессиональная подготовка рабочих и специалистов с получением диплома, свидетельства (от 1 года до 6 лет).

2. Повышение квалификации — обучение после получения основного образования с целью поддержания и повышения мастерства в избранной сфере. Обусловлено постоянными изменениями, усложнением процесса производства и управления, освоением новых видов и сфер деятельности (срок от 1 дня до 6 месяцев).

3. Переподготовка — овладение новой рабочей профессией (для рабочих) и специальностью (для служащих) (от 6 месяцев до 2 лет).

Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Также важными понятиями являются определения, данные законом в отношении образовательных программ. Образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации. В Российской Федерации по уровню профессионального образования, профессионального обучения реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам профессионального образования относятся:

• образовательные программы СП О (подготовки квалифицированных рабочих, служащих; подготовки специалистов среднего звена);

• образовательные программы ВО (бакалавриата; специалитета; магистратуры; подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); ординатуры; ассистентуры-стажировки);

• основные программы профессионального обучения (профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; переподготовки рабочих, служащих; повышения квалификации рабочих, служащих).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным профессиональным программам относятся программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Контроль и надзор над деятельностью образовательных организаций осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Росо- брнадзор), которая находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.07.2013 № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки», Рособрнадзор также осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы, соответствующие требованиям установленных в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и др.

Современные требования рынка труда и конкретные запросы работодателей к современному обучению по программам ВО нацелены на формирование у обучающихся компетентностного подхода к решению профессиональных задач, которые появились в образовательных программах в 2010 г. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС В ПО), готовившие специалистов с высшим профессиональным образованием (2000—2015 гг.) — ГОСы второго поколения (программы специалитета), сменились Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО или ФГОС 3), основанными на компетентностном подходе к обучению и действующими параллельно с ними с 2011 г. Одной из особенностей данных стандартов стало введение обязательного требования: привлечение к образовательному процессу представителей работодателей.

Внедрение с 2015 г. нового формата федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО или ФГОС 3+) еще больше усиливает профессиональную направленность основных образовательных программ и взаимосвязь результатов обучения с требованиями профессиональных стандартов.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации, 12.12.1993.

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е издание, пересмотренное, под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. НОРМА, ИНФРА-М, 2015.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Правовые аспекты внешнего обучения персонала

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2010, N 5

Правовые аспекты внешнего обучения персонала

В статье рассматриваются юридические требования к построению системы внешнего обучения персонала. Работодатель может проводить профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям. Систематизация видов профессиональных программ позволит организации разработать конкурентоспособный порядок внешнего обучения сотрудников.

Основные права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров определены в ст. 196 ТК. В сегодняшних экономических условиях работодателю предоставлено право для собственных нужд самостоятельно определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Работодатель может организовать следующие виды обучения работников:

— обучение вторым профессиям.

Данное обучение может производиться как в самой организации (внутреннее обучение), так и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (внешнее обучение).

Условия и порядок обучения персонала должны быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работодатель, исходя из рыночной ситуации, миссии организации, целей и задач производства, в локальных нормативных актах, например, приказах, самостоятельно определяет:

— формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

— перечень необходимых профессий и специальностей.

При этом при наличии представительного органа работников работодатель должен принимать соответствующие акты с учетом его мнения в порядке, установленном ст. 372 ТК.

Реализуемое право или пустая декларация?

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель за свой счет обязан периодически проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В ст. 197 ТК РФ законодатель продублировал право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, закрепленное в ст. 21 ТК РФ.

Указанное право, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность работодателя проводить повышение квалификации работников, как правило, носит декларативный характер и реализуется в правоприменительной практике путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Подобного взгляда придерживаются и ученые, отмечающие неясность в трактовке данного права то ли как возможности работника, то ли как притязания. Вывод, что речь в данном случае идет все-таки о возможности, а не о притязании работника, подтверждается тем, что законодатель предусматривает реализацию этого права через дополнительный договор, который всегда предполагает обоюдное добровольное согласие сторон [1; 2, с. 300].

При этом следует поддержать точку зрения, что поскольку работнику принадлежит право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, то он может проявить инициативу в постановке перед работодателем вопроса о заключении подобного договора [3, с. 484].

Планируя обучение персонала, работодателю необходимо различать договоры (соглашения) об обучении, регулируемые трудовым правом, и договоры о внешнем обучении, например, когда работодатель направляет работника на обучение в образовательное учреждение начального, среднего, высшего или дополнительного профессионального образования. В подобных случаях с работником в соответствии с ч. 2 ст. 197 ТК РФ также должен заключаться специальный договор, однако его содержание законодателем не регламентировано [4, с. 458; 5] и носит гражданско-правовой характер [5, с. 410].

Заключая соответствующий гражданско-правовой договор, работодатель может одновременно оформить с работником соглашение об изменении условий трудового договора, внеся в трудовой договор обязанность работника отработать после обучения определенный срок, так как обучение проводится за счет средств работодателя. Подобная возможность прямо предусмотрена законодателем в ч. 4 ст. 57 ТК РФ.

При разработке корпоративной системы обучения персонала также необходимо различать профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, реализуемые как виды дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствующих образовательных учреждениях, от подготовки, переподготовки (переобучения), обучения вторым (смежным) профессиям, повышения квалификации рабочих как видов обучения рабочих на производстве, то есть видов профессиональной подготовки, не сопровождающихся повышением образовательного уровня обучающегося.

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 17.12.2009) устанавливает, что в Российской Федерации реализуются два вида профессиональных программ:

— дополнительные профессиональные (ст. 9).

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

4) послевузовского профессионального образования.

Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

С учетом потребностей и возможностей личности профессиональные образовательные программы могут быть освоены в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстернат.

К образовательным учреждениям, реализующим профессиональные образовательные программы, относятся следующие типы учреждений:

— высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

— дополнительного образования взрослых.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Виды профессиональных образовательных программ

Особое место в системе профессиональных программ занимает профессиональная подготовка, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. При этом профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка может быть получена:

— в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;

— в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии;

— в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, причем в соответствии с пп. «б» п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность в области профессиональной подготовки не подлежит лицензированию.

Начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование

Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

Дополнительное профессиональное образование

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Специальные Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденные Приказом Минобразования России от 18.06.1997 N 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности и творческих способностей.

Образовательное учреждение для проведения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности. Аккредитованные образовательные учреждения выдают слушателям после успешного окончания обучения документы государственного образца о повышении квалификации, профессиональной переподготовке, присвоении дополнительной квалификации.

Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

— соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

— преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

— ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

— совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;

— соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

— соответствие принятым правилам оформления программ;

— соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.

Преемственность дополнительных профессиональных образовательных программ по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных образовательных программах требований профессиональной части стандартов.

Ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем отражения в программах новаций:

— в принципах обучения (модульность, обучение «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.);

— в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторских занятий);

— в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т. д.);

— в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры).

Обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного профессионального образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки.

В зависимости от целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

— краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

— длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ:

Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов утверждено Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов:

— профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий;

— профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Министерством образования Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация. Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают соответствующий документ:

Программы MBA как особый вид

Целью программы MBA являются формирование профессиональных управляющих на основе усиления и развития предыдущего опыта работы в бизнесе и менеджменте, приобретение на продвинутом уровне новых знаний об организациях, действующих в современной деловой среде, выработке компетенций по их применению в различных деловых ситуациях, формированию способности к управлению в условиях перманентных изменений и неопределенности.

Программа MBA предусматривает подготовку слушателей к ролям лидеров и реформаторов в организациях; развитие у них стратегического мышления, предпринимательских навыков, способностей к инновациям; умение применять знания в области бизнеса и менеджмента к комплексным деловым проблемам в разных ситуациях; приобретение и развитие межличностных навыков работы в группах; способность к самоменеджменту, непрерывному обучению и личностному развитию.

На программу MBA принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (по любой специальности или направлению подготовки), подтвержденное документом государственного образца, и стаж практической работы не менее 2 лет.

Основной целью стажировки являются формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать:

— самостоятельную теоретическую подготовку;

— приобретение профессиональных и организаторских навыков;

— изучение организации и технологии производства, работ;

— непосредственное участие в планировании работы организации;

— работу с технической, нормативной и другой документацией;

— выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

— участие в совещаниях, деловых встречах и др.

Стажировка специалистов может проводиться как в России, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти.

Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность, содержание). Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации или учреждения, где она проводится, а по результатам стажеру выдается документ о краткосрочном или длительном повышении квалификации в зависимости от сроков обучения.

Особенности для государственных служащих

Особые правила освоения программ дополнительного профессионального образования предусмотрены для государственных гражданских служащих.

Так, во исполнение Указа Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (ред. от 04.12.2009) Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» с 1 января 2009 г. введены в действие специальные Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих.

Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации.

1. Смирнов О. В. [и др.] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Новая редакция / Отв. ред. М. О. Буянова, И. А. Костян. 6-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. С. 467.

2. Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Трудовое право: Курс лекций. М.: Норма, 2007. 432 с.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К. Н. Гусова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2007.

4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ: Постатейный, науч.-практ. / Ананьева К. Я. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2007. С. 458.

5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов. 2-е изд., доп. М.: Городец, 2007.

6. Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Трудовое право: Курс лекций. М.: Норма, 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *