православный собор в варшаве
Александро-Невский собор в Варшаве
|
Открытка с изображением кафедрального собора св. Александра Невского в Варшаве |
/p>
Известный польский историк и культуролог Я. Тазбир недавно так высказался на страницах влиятельной польской газеты: “По сей день российская печать, а также издания, выпускающиеся в Польше Православной Церковью, напоминают нам о взорванном соборе на Саской площади. ” Смеем заметить: это не так. О величественном православном соборе, некогда стоявшем в центре Варшавы, в России мало кто знает, у нас почти не помнят о нем. Есть примеры и вовсе удивительные. Года два назад пришлось быть свидетелями того, как экскурсовод в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии, рассказывая об эскизе живописного убранства собора, висевшем на стене, сказал, что этот собор был разрушен во врем Второй мировой войны, когда почти вся Варшава превратилась в руины.
1900 г. явился важной вехой в создании храма. Он был в целом построен, и 9 ноября на главном его куполе водрузили четырехконечный крест. В том же году была организована специальная Художественная комиссия, призванна разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Н.В. Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями.
К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.
Разумеется, ослепление охватило не все польское общество, в котором к тому же национальные меньшинства составляли более одной трети населения. Причем на долю православных приходилось около двенадцати процентов (было пять миллионов человек). Раздались голоса за сохранение собора. Они не были единодушными, да и причины их появления оказывались порой противоположными. Однако все лица, которым они принадлежали, включая и выдающихся польских деятелей, таких, например, как писатель Стефан Жеромский, считали разрушение варварской акцией. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами”, тем самым как бы подчеркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложени другой части сторонников сохранения собора, но в измененном виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, даже гарнизонного костела.
Желая придать кампании разрушени крупнейшего в межвоенной Польше православного храма поистине всенародный общегосударственный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”. Для окончательного разрушения собора магистрат использовал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, использу тактику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам(!).
Ныне о соборе напоминает не многое. Прежде всего молчит наша память. Те единичные голоса, которые несколько раз раздались за последние годы и которые, видимо, и имеет в виду Я. Тазбир, не в счет. Правда, во многих странах мира оказались частицы убранства собора и различные предметы из него. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. “Взятое у собора” можно увидеть и в других местах, в том числе и в католических костелах.
Более счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в полесский г. Барановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них была и часть мозаики Н.А. Кошелева “Спас со строителем”, представляющая Л.Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова “О Тебе радуется. ”
Конец русской Польши.Собор Александра Невского.
Алекса́ндро-Не́вский собо́р в Варша́ве (польск. Sobór św. Aleksandra Newskiego) — уничтоженный православный собор, построенный в административном центре Царства Польского (Российская империя). Располагался на Саксонской площади (позже переименована в площадь Пилсудского)[1]. Собор по проекту архитектора Леонтия Бенуа был заложен в 1894 и открыт в 1912 году. По завершении строительства собор достигал в высоту 70 м и был на то время самым высоким зданием в Варшаве.
В 1900 году строительство собора, вмещавшего 2,5 тысячи человек, было закончено, и 9 ноября над главным куполом был установлен четырёхконечный крест. 70-метровая колокольная храма стала самым высоким зданием в Варшаве.
Работа над интерьером собора продолжалась под руководством профессора Николая Покровского ещё 12 лет. Фрески для храма рисовал Виктор Васнецов, 12 мозаичных панно набраны в мозаичной мастерской В. А. Фролова по эскизам В. М. Васнецова и Андрея Рябушкина. В оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренных Николаем II. Главный из 14 колоколов (отлитых Колокольно-литейным заводом П.Н. Финляндского) на звоннице был пятым по величине в империи.
В начале 1915 года в ходе Первой мировой войны русское население было эвакуировано из города вместе с православным духовенством. Из Александро-Невского собора был вывезен иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. В ходе оккупации Варшавы немецкими войсками собор использовался в качестве гарнизонного костёла и немецкой кирхи. Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе 25 февраля, первая лютеранская служба — 5 марта. С куполов собора была снята позолота, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.
В 1918 г., спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех (!) православных церквей города (за исключением двух – кладбищенской на Воли и приходской на Праге).
Вопрос разрушения собора рассматривался на заседании Польского Сейма 1 Созыва. Единственный голос против его разрушения принадлежал русскому депутату Николаю Серебренникову. Невзирая на протесты, собор был снесён в 1924—1926 годах, вместе с другими православными храмами в Варшаве (действующими остались только две православные церкви). Придавая большое значение политическому и национальному значению разрушения крупнейшего православного собора в межвоенной Польше, варшавский магистрат также выпустил специальный заём, «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Заём был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса.
Разрушение собора заняло немало времени. По сообщениям польской печати число так называемых «малых взрывов», произведенных специально созданными магистратом бригадами, равнялось пятнадцати тысячам. В июле 1926 г. Храм Святого Благоверного князя Александра Невского вместе с колокольней был окончательно снесен, а 23 июля в Москве скоропостижно скончался в своей мастерской великий живописец Виктор Михайлович Васнецов.
После разрушения собора из всех художественных шедевров великих русских мастеров уцелело совсем немного. Небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова «О Тебе радуемся, Благодатная» вместе с уцелевшим мозаичным полотном художника Н.А. Кошелева «Спас со строителем», представляющая Л.Н. Бенуа, державшего модель собора, благодаря усилиям православных подвижников в 1924–1926 гг. это полотно было перевезено в полесский город Барановичи в построенный там в 1931 г. православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Другие орнаменты после длительного хранения в Национальном музее Варшавы были установлены в православном храме Марии Магдалины в Праге, правобережной части Варшавы. Соборные колонны из яшмы отправлены в усыпальницу маршала Пилсудского в Краковском Вавеле. Мраморные части были использованы и в других местах, в том числе в католических костелах.
Главными мотивами сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей.
Несомненно это сделали агенты кремля :), но зачем вспоминать, что сносом храмов развлекались цивилизованные европейцы, интересней же писать что это делала голытьба отнявшая хруст французской булки 🙂
Ой, ой. То есть не только «кровавые большевики» сносили церкви и храмы?
Почитайте книгу Ложь Посполита Гаспаряна
Посольство Ирака в России объявило о начале эвакуации иракцев, которые хотят вернуться домой из Беларуси
Посольство Республики Ирак в Российской Федерации объявляет об организации эвакуационной поездки для иракских граждан, желающих вернуться из Республики Беларусь в Ирак. Для включения в список на эвакуацию просьба обращаться по телефону Консульства: +79652673377 (WhatsApp) или по электронной почте Консульства: cons@iqemb.ru
Беженцы атаковали белорусский Омон, Лукашенко грозит перекрыть трубу
Так же Президент Белоруссии Александр Лукашенко пригрозил перекрыть газопровод «Ямал — Европа», через который идёт транзит голубого топлива из РФ, в ответ на возможные санкции со стороны Евросоюза. Об этом он заявил во время совещания с руководством Совета министров.
«Мы обогреваем Европу, они нам ещё угрожают, что закроют границу. А если мы перекроем природный газ туда? Поэтому я бы руководству Польши, литовцам и прочим безголовым порекомендовал думать прежде, чем говорить. Но это их дело. Закроют [границу] — пускай закрывают. Но МИД должен предупредить всех в Европе: если только они введут нам дополнительные санкции, «непереваримые» и «неприемлемые» для нас, мы должны отвечать. Как отвечать, мы с вами договаривались полгода назад», — цитирует главу республики БелТА.
Ответ на пост «С праздником!»
ВАРШАВСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР НА САКСОНСКОЙ ПЛОЩАДИ
Варшавский Александро-Невский собор на Саксонской площади |
Кафедральный собор во имя благоверного князя Александра Невского в Варшаве (уничтожен в середине 1920-х)
Мысль о необходимости строительства православного кафедрального собора в Варшаве высказал незадолго до того вступивший в должность генерал-губернатора И. В. Ромейко-Гурко, герой сражений на Балканах. Она была изложена им в специальной записке на Высочайшее имя и получила одобрение у императора Александра III. По словам И. В. Ромейко-Гурко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города (их было тогда в Варшаве 43 тысячи), что особенно бросилось в глаза новому генерал-губернатору, старания которого способствовали сбору необходимых для возведени храма денежных средств. Значительную часть их составили добровольные пожертвования со всей России. Жертвователями были представители всех слоев населения, начиная с Императора и членов его семьи, всех сословий. Дарили деньгами, строительными материалами, церковной утварью. 28 августа 1893 г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И. В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л. Н. Бенуа, утвержденная Александром III 13 января 1894 г.
2 июня 1894 г. архиепископ Флавиан освятил место под строительство, а 30 августа, в праздник св. Александра Невского и именины государя, в присутствии И. В. Гурко совершил закладку собора во имя «небесного покровителя наших царей». Третий камень положил св. Иоанн Кронштадтский, который стал крупнейшим жертвователем на постройку (13500 руб.). В постройке автору помогали академики архитектуры В. А. Покровский и П. А. Феддерс, епархиальный арх. В. Н. Покровский.
В соборе имелись два боковых придела: южный, во имя Св. Николая, и северный, во имя Свв. Кирилла и Мефодия. Величественная 70-метровая столпообразная колокольня напоминала колокольню Ивана Великого Московского Кремля, её вершина которой стала самой высокой точкой города.
В соборе проходили важнейшие события в жизни русской Варшавы – юбилей Отечественной войны 1812 г., всенародное моление о здравии наследника цесаревича, на которое собрались все учащиеся всех учебных заведений Варшавы; празднование 300-летия Дома Романовых.
1900 г. явился важной вехой в создании храма. Он был в целом построен, и 9 ноября на главном его куполе водрузили четырехконечный крест. В том же году была организована специальная Художественная комиссия, призванна разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Н. В. Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями.
К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В. М. Васнецову, иконы были написаны В. П. Гурьяновым и многими другими русскими иконописцами. Живописное убранство исполняли крупнейшие русские художники: Н. Н. Харламов, В. В. Беляев, Н. А. Кошелев, А. П. Рябушкин и др.; мозаики – известная мастерская Фроловых. Общая стоимость постройки с живописью составила громадную сумму 3 087 027 руб. 26 коп., храм вмещал 2,5 тыс. чел.
На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.
Превращение в костел и последующее разрушение
Начавшаяся Первая мировая война привела к эвакуации в 1915 году русской администрации и православного духовенства из Варшавы. 5 августа 1915 года Александро-Невский православный собор был оккупационными властями обращен в гарнизонный католический костел св. Генриха. Первая католическая служба в «костеле св. Хенрика» состоялась 25 февраля, лютеранская – 5 марта 1916 года. На хорах установили орган, на месте главной алтарной преграды – алтарь (иконы эвакуировали перед оккупацией в Россию), с куполов сняли позолоту.
Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву. Год за годом процесс разрушения собора нарастал. Решением сейма от 2 июля 1920 г. «в связи с экономическими трудностями» дело разборки было отложено. Попытки спасти его ни к чему не приводили. Не помогли даже громкие протесты в польском Сейме и Сенате. Вот, например, что говорил в Сенате летом 1924 г. православный сенатор В. В. Богданович:
Разумеется, ослепление охватило не все польское общество, в котором к тому же национальные меньшинства составляли более одной трети населения. Причем на долю православных приходилось около двенадцати процентов (было пять миллионов человек). Раздались голоса за сохранение собора. Они не были единодушными, да и причины их появления оказывались порой противоположными. Однако все лица, которым они принадлежали, включая и выдающихся польских деятелей, таких, например, как писатель Стефан Жеромский, считали разрушение варварской акцией. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами”, тем самым как бы подчеркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложени другой части сторонников сохранения собора, но в измененном виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, даже гарнизонного костела.
Однако собор был обречен. Желая придать кампании разрушения крупнейшего в межвоенной Польше православного храма поистине всенародный общегосударственный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”. Для окончательного разрушения собора магистрат призвал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, используя тактику “малых взрывов”, число которых составило в общей сложности 14 800 (!).
Во многих странах мира оказались частицы убранства собора и различные предметы из него. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора (яшмовых колонн, подаренных императором Николаем II). “Взятое у собора” можно увидеть и в других местах, в том числе и в католических костелах. Финским кирпичом замостили тротуары.
Более счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в полесский город Барановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 году православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них была и часть мозаики Н. А. Кошелева “Спас со строителем”, представляющая Л. Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В. М. Васнецова “О Тебе радуется. ”
Иконостас собора некоторое время хранился в помещении церкви варшавской русской гимназии, после чего чета Тройчуков выкупила его и он был установлен в Каменецком Симеоновском храме.
Настоятели
Александро-Невский собор в Варшаве
|
Открытка с изображением кафедрального собора св. Александра Невского в Варшаве |
/p>
Известный польский историк и культуролог Я. Тазбир недавно так высказался на страницах влиятельной польской газеты: “По сей день российская печать, а также издания, выпускающиеся в Польше Православной Церковью, напоминают нам о взорванном соборе на Саской площади. ” Смеем заметить: это не так. О величественном православном соборе, некогда стоявшем в центре Варшавы, в России мало кто знает, у нас почти не помнят о нем. Есть примеры и вовсе удивительные. Года два назад пришлось быть свидетелями того, как экскурсовод в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии, рассказывая об эскизе живописного убранства собора, висевшем на стене, сказал, что этот собор был разрушен во врем Второй мировой войны, когда почти вся Варшава превратилась в руины.
1900 г. явился важной вехой в создании храма. Он был в целом построен, и 9 ноября на главном его куполе водрузили четырехконечный крест. В том же году была организована специальная Художественная комиссия, призванна разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Н.В. Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями.
К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.
Разумеется, ослепление охватило не все польское общество, в котором к тому же национальные меньшинства составляли более одной трети населения. Причем на долю православных приходилось около двенадцати процентов (было пять миллионов человек). Раздались голоса за сохранение собора. Они не были единодушными, да и причины их появления оказывались порой противоположными. Однако все лица, которым они принадлежали, включая и выдающихся польских деятелей, таких, например, как писатель Стефан Жеромский, считали разрушение варварской акцией. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами”, тем самым как бы подчеркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложени другой части сторонников сохранения собора, но в измененном виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, даже гарнизонного костела.
Желая придать кампании разрушени крупнейшего в межвоенной Польше православного храма поистине всенародный общегосударственный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”. Для окончательного разрушения собора магистрат использовал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, использу тактику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам(!).
Ныне о соборе напоминает не многое. Прежде всего молчит наша память. Те единичные голоса, которые несколько раз раздались за последние годы и которые, видимо, и имеет в виду Я. Тазбир, не в счет. Правда, во многих странах мира оказались частицы убранства собора и различные предметы из него. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. “Взятое у собора” можно увидеть и в других местах, в том числе и в католических костелах.
Более счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в полесский г. Барановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них была и часть мозаики Н.А. Кошелева “Спас со строителем”, представляющая Л.Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова “О Тебе радуется. ”
К. Молчанов. Православный собор в Варшаве 1912 г
Новый православный собор в Варшаве сооружен по мысли и настояниям бывшего Варшавского генерал-губернатора, генерал-адъютанта Гурко.
Вступив в 1883 г. в управление Варшавским генерал-губернаторством, генерал-адъютант Гурко с первых же шагов своей деятельности на этом посту обратил внимание на крайнюю недостаточность в Варшаве православных храмов, вследствие чего многочисленное православное население города весьма стеснено в удовлетворении своих насущных религиозно-нравственных нужд.
Поэтому, во всеподданнейших записках, представляемых Государю Императору Александру III, генерал-адъютант Гурко неоднократно свидетельствовал о настоятельной необходимости сооружения в Варшаве нового православного собора, который не только вмещал бы в себе многочисленное собрание молящихся, но и свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей церкви в русском государстве. Ободренный милостивым вниманием Его Величества к духовным нуждам православного населения г. Варшавы, генерал-адъютант Гурко испросил в 1893 г. Высочайшее соизволение на открытие повсеместного по Империи добровольного сбора пожертвований на сооружение соборного храма в Варшаве. В том же 1893 году воспоследовало Всемилостивейшее повеление об учреждении особого Строительного Комитета по названному сооружению, под председательством Варшавского генерал-губернатора.
Одним из первых, откликнувшихся на призыв генерал-адъютанта Гурко к пожертвованиям на постройку нового собора, был ныне покойный великий молитвенник земли русской, отец Иоанн Сергиев-Кронштадтский, до своей кончины не оставлявший это дело своими пожертвованиями и вниманием (по мысли о. Иоанна, между прочим, водружены на главах нового собора кресты четырехконечной формы).
По объявлении конкурса на составление проекта собора, пять русских академиков архитектуры доставили свои эскизы. Последние были представлены Государю Императору Александру III, и Его Величеству благоугодно было остановить свой выбор на проекте профессора академии художеств, архитектора Высочайшего Двора Леонтия Николаевича Бенуа.
30 августа 1894 г. состоялась закладка нового собора, совершенная бывшим архиепископом Холмским и Варшавским, ныне митрополитом Киевским и Галицким Флавианом, в присутствии главного начальника края, генерал-адъютанта Гурко и при участии о. Иоанна Сергиева-Кронштадтского.
Составил член-делопроизводитель Комитета Н. Молчанов.
Публикацию подготовила М.А. Бирюкова