православный храм в риге
История каждого из 12 православных храмов и женского монастыря Риги являет собой уникальные страницы бытия, культуры, славы, созидательных, мирных и военных страниц прошлого нашего города.
Статьи по теме:
Первая рижская православная церковь во имя святителя Николая Чудотворца была построена в XIV-XV веках на Русском подворье, которое располагалось на месте нынешнего Сейма. Многим рижским православным храмам около 300 лет. Поначалу некоторые из них были деревянными, а после отстраивались каменные.
Кафедральный собор: нелегкая судьба
Построенный за восемь лет величественный собор вмещал 3000 молящихся, подобного ему не было в Балтийском крае. Освящали его в 1884 году три архиерея из разных российских краев, пел хор из 100 певчих.
Но благоденствие храма продолжалось недолго. Занявшие Ригу в сентябре 1917 года немецкие войска превратили Кафедральный православный собор в гарнизонный лютеранский, но когда немцы ушли, в 1919-м, православные богослужения возобновились. Однако новые латвийские власти в 1920-м неожиданно закрыли собор, высказывались даже предположения о его превращении в. триумфальную арку – под тем предлогом, что храм пострадал от артобстрелов в ходе Первой мировой войны. Каждый раз верующим нужно было испрашивать особое разрешение у властей, чтобы провести службу.
Это положение исправилось только по прибытии в Ригу архиепископа Рижского и всея Латвии Иоанна Поммера, в 1921 году. Ныне его нетленные мощи почивают под сенью в правом приделе собора.
Владыка Иоанн отстоял собор от закрытия, и началось его восстановление. Большие ремонтно-реставрационные работы проводились под руководством опытного синодального архитектора Владимира Шервинского.
Во время войны в соборе служил экзарх Латвии и Эстонии, Митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), образ которого воссоздан в знаменитом фильме «Поп». В 1942-м он рукоположил здесь в сан священника знаменитого в будущем старца Николая Залитского (Гурьянова). В 1944-м в храме временно пребывала святыня – Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
После войны богослужения шли 16 лет, но в 1961 году по решению Рижского горсовета храм был закрыт и превращен в Дом знаний, Планетарий. Здесь появились три этажа и множество комнат. Поэтому, когда в 90-х собор был возвращен церкви, предстояла сложнейшая и кропотливейшая работа. Высказывались даже опасения, что при демонтаже построенных перекрытий этажей могут обрушиться конструкции храма.
Попечителем всех работ стал Митрополит Рижский и всея Латвии Александр. Храм восстанавливался, и параллельно шли богослужения. И теперь Кафедральный собор сияет во всей красе.
Свято-Троице-Задвинская церковь
Из разных точек Риги видна православная церковь редкого архитектурного стиля, называемого старомосковским или московским барокко, – Свято-Троице-Задвинская. Во всей Балтии ничего подобного нет.
Первая, деревянная, Свято-Троице-Задвинская церковь была построена на этом месте в 1781 году. А новый православный каменный храм в рижском Задвинье построен к 1895 году, вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви.
Как писали в то время, «храм воздвигнут в самой многолюдной части Задвинья – Гагенсберге, вблизи пароходной пристани; благодаря открытому и высокому местоположению он поднимается над всем обширным Задвиньем и виден со всех сторон далеко за его пределами».
Главное украшение храма – две чудотворные иконы, присланные со святой горы Афон, списки (копии) с афонских образов – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» и икона святого великомученика Пантелеимона Целителя. В обеих иконах вделаны святыни – частицы мощей трех угодников Божьих и Животворящего Древа Господня.
Образы прибыли в Ригу в Вербное воскресенье в 1896 году. Настоятель свято-афонского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы старец схимонах Парфений сопроводил бесценный дар задушевным письмом: «Выдано сие свидетельство от братства смиренныя обители Благовещения Пресвятыя Богородицы, на св.горе Афонской, комитету по постройке православнаго храма в г. Риге, в заречной части его, именуемой «Задвинье», в том, что по их усердному прошению и нашему соизволению жертвуется нами в благословение от св. горы Афонской – земного удела Царицы Небесной – обители Благовещения Пресвятыя Богородицы от настоятеля старца схимонаха Парфения с братиею святая икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть», подобие чудотворной иконе Афонской, на кипарисовом дереве, мерою шесть четвертей, для новосозданнаго храма в г. Риге, в Задвинье, во имя св. Живоначальной Троицы, и при ней сребропозлащенный крест с безценною святынею: 1-е – частицею Животворящаго Древа Креста Господня, и многоцелебными частицами мощей угодников Божиих, 2-е – Св. Великомученника и Целителя Пантелеимона, 3-е –Св. Равноапостольныя Марии Магдалины и 4-е – Св. Апостола Андрея Первозваннаго».
Александро-Невский храм
Приход Александро-Невского храма назывался прежде Живоносно-Источницким, но названию храма в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», построенного в 1731 году. Церковь располагалась на углу улиц Николаевской (ныне Кр. Валдемара) и Евфонийской (прежде продолжение улицы Э. Мелнгайля). Храм был построен для обслуживания гарнизонных госпиталей, основанных по приказу императора Петра I в ходе Северной войны.
Рядом с церковью проходил канал, снабжавший горожан чистой водой, был колодец. Очевидно, поэтому храм и был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы, подающей чудную воду страждущим.
Церковь, после разновременных перестроек и восстановлений, существовала до 1812 года, когда в ночь с 11 на 12 июля (по ст. ст.), вследствие разнесшегося слуха о приближении французских войск (корпуса Макдональда) к Риге, погибла в огне при сожжении других строений Петербургского и Московского форштадтов.
После окончания Отечественной войны 1812 года, при восстановлении Петербургского предместья, рижский генерал-губернатор маркиз Филипп Осипович Паулуччи, исходатайствовал постройку нового храма для Живоносно-Источницкого прихода. Было принято решение построить храм, правда, не в том же самом месте, а на ул. Большой Песочной (позже названной Александровской, ныне – ул. Бривибас). Проект храма был апробирован императором Александром I.
Первый камень в основание церкви был заложен 29 апреля (по ст. ст.) 1820 года, а спустя четыре с половиной года, 31 октября 1825 года, с благословения архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Евгения (Болховитинова), храм был освящен рижским соборным протоиереем Иоанном Дьяконовым, в честь небесного покровителя императора Александра I – святого благоверного великого князя Александра Невского.
Построена была церковь «от щедрот монарших и общественных приношений». Александр I отпустил на ее постройку 6000 рублей ассигнациями, Синод вложил 2000, а местные жители собрали 20 000 рублей. Наиболее крупные вклады внесли рижские купцы Павел Грачев, Михаил Бадров и Михей Попадьин.
В храме сохранилась икона, изображающая небесных покровителей этих щедрых жертвователей – святого Архангела Михаила, святого пророка Михея и святого мученика Павла. Есть здесь и образ «Живоносный Источник» – в память церкви-прародительницы нынешней.
Храм был построен деревянным, коим и остается по сей день. Он двухъярусный – на верхнем ярусе размещаются: с одной стороны – верхняя (придельная) церковь, устроенная в 1848 году во имя Сретения Господня, и два класса воскресной школы, а с другой – служебные помещения и церковная библиотека.
Старейший православный приходской храм Риги. Деревянный Благовещенский храм был построен в 1715 году возле Карловых ворот. В 1774 году разобран, и в 1774–1778 построен новый, больший по размерам.
Эта церковь, прихожанами которой были в основном русские купцы с Московского форштадта, сгорела во время знаменитого рижского пожара 1812 года, когда генерал-губернатор приказал сжечь предместья по случаю приближения войск Наполеона. Сразу после войны прихожане начали сбор средств для восстановления церкви на прежнем месте. Уже в 1813 году рижский строительный мастер Теодор Готфрид Шульц подготовил проект новой деревянной церкви, очень похожей на прежнюю. Храм был заложен 10 июня 1814 года и строился около четырех лет, а 14 мая 1818 года был освящен архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским Евгением (Болховитинов). Правый придел освящен в честь святителя Николая Чудотворца, а левый – в честь преподобного Сергия Радонежского.
Среди чтимых святынь храма – икона святителя Николая в высоком резном киоте, перенесенная из привокзальной часовни в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, снесенной в 1926-м, и икона Пресвятой Богородицы Тихвинская, в таком же киоте, перенесенная из Тихвинской часовни у Центрального рынка, снесенной в 1959 году.
24 августа1932 года в Благовещенской церкви состоялось венчание сицилийского князя Джузеппе Томази ди Лампедузы, автора знаменитого социально-психологического романа «Леопард», с баронессой Александрой фон Вольф, дочерью царского сановника, владевшей имением в Штомерзее (Стамериене). Джузеппе Томази ди Лампедуза был записан в церковной метрике как «Иосиф Юлиевич».
Благовещенская церковь никогда не закрывалась и всегда была одним из самых посещаемых храмов города. С 1951 года богослужения в ней совершаются ежедневно. При храме есть большая воскресная школа, где занимаются около 100 ребят разного возраста.
В 2006 году храм в дни своего визита в Латвию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В память о своем посещении Святейший Владыка подарил церкви комплект евхаристических сосудов.
Наталья ЛЕБЕДЕВА.
andi_proc
От модерна до модернизма.
О местах и местечках Риги, Латвии, Прибалтики. и не только.
Церкви и соборы Риги: Христорождественский
Христорождественский кафедральный собор — главный собор Латвийской Православной Церкви в Риге.
Словосочетание «Кафедральный собор», означает высший статус церкви с архиерейской кафедрой.
Собор сооружён в неовизантийском стиле, по проекту Роберта Пфлуга в 1884-м году.
Освещён 28-го, того же года, митрополитом Киевским и Галицким Платоном.
Настоящей гордостью храма было собрание его икон, которые во многих случаях прихожане приносили в дар Собору Рождества Христова. Всего при одной из описей церковного имущества было зафиксировано 850 предметов.
СОВРЕМЕННЫЙ ВИД:
Так собор выглядел в оригинале (все купола с позолотой).
Вид на собор десятилетней давности (моя старая фотография). Внутри ещё без помпезных росписей и купола без золота.
Немного истории: Собор действовал до начала 60-х годов 20-го века, пока в 1963-м году его не закрыли с переоборудованием в планетарий. А само строение получило титул «Дома знания».
После закрытия собора Рождества Христова, кафедру перенесли в собор Святой Троицы (о нём я тоже сделаю репортаж).
Я застал тот планетарий и у меня от его посещения остались замечательные детские воспоминания. хоть я и не приветствую подобное обращение с культурным наследием, но спасибо за планетарий (его посещение подтолкнуло меня к идеи заняться астрономией).
А вот самая популярная версия, почему же закрыли собор и перестроили его в планетарий:
«Якобы решение закрыть Христорождественский собор было принято министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой, которая вместе с сопровождавшими её местными политическими деятелями наблюдала следующую картину: в предпасхальные дни около 17 часов тень от рижского памятника Ленину падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке, указующей путь к светлому будущему был крест центрального купола собора, также дававший тень на то же здание. Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания Храма государству и открытия в нём планетария».
В 1991 году историческая справедливость была восстановлена возвращением храма верующим и начался долгий, поэтапный процесс восстановления данного сооружения.
В 2000 году храму был принесён в дар новый иконостас. Дарителями стали предприниматель из России Владимир Малышков (семья которого родом из Латвии).
А недавно, в соборе полностью закончено восстановление росписи, и он по праву является ярчайшей «жемчужиной» среди православных храмов всей Прибалтики!
Более подробная информация об истории собора на официальном сайте.
Весенний вид на собор со стороны парка (слева гостиница Radisson Blu Latvija).
Купола на закате.
В настоящий момент позолочены 2 главных купола и что-то мне подсказывает, что в планах позолотить их все! 🙂
Рассмотрим собор детально, с разных сторон.
Надпись над входом.
У центрального входа, зайдём внутрь.
Нас сразу встречает насыщенная роспись и надпись: » Бог есть Любовь «.
Роспись со стороны выхода.
Небольшая ремарка. Как вы знаете, в православных храмах не любят фотографов, вот и здесь, за фотографирование интерьеров охранник просит сделать взнос 5 евро! В основном, это рассчитано на иностранцев, поэтому если вы попадёте в подобную ситуацию с «вымогательством», скажите (по русски) что вы православный, вам всего пару снимком для запечатления красоты и оставьте пожертвование 1-2 евро.
Алтарная часть и великолепная роспись собора.
Дабы вы смогли рассмотреть это детальнее, нижеприведённые фотографии кликабельны.
Свод купола собора собирает свет и играет красками. это Божественно! Фотография не передаёт всей красоты.
Будучи в Риге, обязательно загляните внутрь, он будет вам по пути 🙂
Со временем, я сделаю репортажи и по другим наиболее интересным соборам города.
Рождественский кафедральный собор (Рига)
Рождественский кафедральный собор — храм Рижской епархии Латвийской Православной Церкви, построен в конце XIX века. Латвийское название — Rīgas Kristus Piedzimšanas pareizticīgo katedrāle. Собор ориентирован алтарем на северо-запад, подчиняясь градостроительной ситуации с размещением главного входа в сторону главной улицы города.
Содержание
История [ править ]
1 сентября 1873 года над Ригой разразилась ураганная буря. Один из ударов молнии пришелся на Петропавловский собор. Рухнул верхний карниз колокольни. Огнем уничтожило часть росписи. Во многих местах исчезла позолота. Без стекол остались верхние окна. Собор, и без того крайне тесный и скромный по убранству, стал требовать значительного ремонта. Это обстоятельство ускорило решение вопроса. 17 апреля 1874 года, по повелению Александра II, Рижской епархии выделяется 900 тыс. рублей.
К тому времени три известных рижских архитектора Я.-Ф. Бауман, Г. Шель и Р. Пфлуг уже завершили работу над своими проектами будущего собора. Каждый проект проходил в Риге, Санкт-Петербурге и Москве компетентную экспертную оценку. В итоге, в декабре 1875 года, на проекте академика Пфлуга была начертана резолюция Александра II: «Приступить к сооружению. » Строительство сдавалось в подряд на конкурсной основе. Предпочтение было отдано виленскому губернскому архитектору академику Чагину.
Строительство собора [ править ]
Освящение закладки собора состоялось 3 июля 1876 года. Первый камень в будущее здание заложил епископ Рижский и Митавский Серафим (Протопопов).
К началу 80-х годов XIX века сооружение здания было уже практически завершено. Но в это время Александр III прислал в дар храму 12 колоколов. Самый большой, во имя Александра Невского, весил более 800 пудов. Отливались колокола на заводе московского купца Николая Дмитриевича Финландского одним из выдающихся мастеров конца XIX века Ксенофонтом Веревкиным.
Этот ансамбль колоколов требовал специального архитектурного решения по их размещению. Р. Пфлугу было заказано дополнительное проектирование. Проект архитектора оказался весьма удачным. Колокольня над главным входом в храм создавала особую перспективу. Выполненная в едином с собором архитектурном стиле, она придавала большую объемность зданию.
Через восемь лет строительство храма было полностью завершено. 24 апреля 1884 года состоялась передача его в ведение духовного ведомства. А в субботу, 27 октября 1884 года, над Ригой впервые раздался звон всех 12 колоколов собора Рождества Христа Спасителя.
Единое художественное решение имели резные иконостасы и клиросы. Их украшали узорчатые колонны, позолоченный орнамент из литого цинка, уникальная резьба по дереву. Особую художественную ценность представляли ажурные позолоченные врата главного придела. В общий стиль собора вписывалась церковная утварь. Все предметы ее были изготовлены из серебра 84-й пробы искусными мастерами московского фабриканта Хлебникова.
Храмовые иконы выполнялись на холсте и цинке, белом металле и кипарисной доске. Их писали по золотому фону, ориентируясь на образцы старинной церковной живописи. Множество людей приносили в дар собору иконы и лично участвовали в обогащении этого выдающегося собрания иконописи, часть которого сохранилась еще с основания Рижской епархии (1850 год).
В целом на строительство собора было израсходовано более полумиллиона рублей. Внутреннее обустройство обошлось в 140 212 рублей 87 копеек. Это в то время, когда фунт (400 г) хлеба стоил 2 копейки, а мяса — 15.
Запустение в годы Первой мировой войны [ править ]
В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. А когда архиепископ Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии.
Окна без стекол. Колокольня без своих уникальных колоколов. Убранство осквернено. Дорогие, художественной работы иконостасы перекорежены, свалены в кучу. Порушена роспись, распятие выброшено в мусор. Исчезло все, что представляло ценность. О том, кто в этом виноват и куда девались ценнейшие памятники православного церковного искусства, многовековой культуры, спорят и по сей день. Версий много, но возвратить мало что удалось.
Трудный путь к воскрешению начался с того, что архиепископ Иоанн (Поммер), дабы предотвратить дальнейшее уничтожение храма, собрать все, что еще осталось и можно было привести в порядок, реставрировать, поселился в подвале собора. Для обогрева была сложена печь. Постепенно, ценой немалых усилий и нелегкой борьбы, началось восстановление храма. Помогали рижане и те русские, которые в одночасье стали эмигрантами, потеряли все, лишились крыши над головой.
К середине 1930-х годов кафедральный собор был приведен в порядок, обновлена роспись. Шла упорная борьба за возвращение бывшего имущества собора, в том числе икон, церковной утвари. Храм вновь стал духовным центром Риги.
Разорение собора в годы Второй мировой войны [ править ]
В годы Второй мировой войны собор был вновь разорен и снова восстанавливался и продолжал действовать.
Закрытие собора в 1963 [ править ]
Распоряжением Совета Министров 5 октября 1963 года собор был закрыт. На этот раз уничтожено и растаскано было все. От собора остались только стены. Но и их уродуют, перекрывают железобетоном, делают межэтажные перекрытия. Застраивают и перекраивают внутреннее пространство, уничтожая роспись. Дельцы от «знания» превращают храм в доходное место и эксплуатируют его тридцать лет.
Восстановление храма [ править ]
Только с июля 1991 года начался нелегкий путь к воскрешению. Почти пять лет шел демонтаж. Сложность была в том, что потолочные перекрытия, неизвестно как уложенные, создавали угрозу стенам самого здания. Требовались не только значительные средства, но и исключительная осторожность. Особую трудность представляли восстановительные работы центрального купола.
6 января 1992 года епископ Александр (Кудряшов) совершил в соборе первое богослужение. С тех пор богослужения стали регулярными. Одновременно день за днем велись восстановительные работы. Собор был вновь расписан. Были покрыты медью все купола, сделана новая крыша, позолочен крест на центральном куполе.
Современное состояние [ править ]
В 2000 году храму был принесён в дар новый иконостас. Дарителями стали предприниматель из России Владимир Малышков (семья которого родом из Латвии, равно как и он сам), а также местный бизнесмен Игорь Малышков. В 2002 году в Латвию, в Ригу, к Христорождественскому Кафедральному собору на Эспланаде были привезены новые колокола, отлитые на заводе ЗИЛ.
4 октября 2003 года состоялось перенесение в собор обретённых незадолго до того мощей священномученика Иоанна Поммера из Покровского кладбищенского храма (улица Менесс, 3), где он был погребён.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: Храм находится в центре Риги, недалеко от памятника Свободы. Автобусы: 3, 16, 22а, 37, 37е, 41, 41е, 47, 53, 53е, троллейбусы: 4, 14, 17.
Адрес: Рига, улица Бривибас 23 (Brīvības bulv. 23, Rīga, Latvija LV-1050)
100 символов культуры: Рижский Кафедральный собор
Рижский собор Рождества Христова — кафедральный храм Латвийской православной церкви — называют трижды воскресшим. История Христорождественского Кафедрального собора — в центре внимания нового выпуска программы Латвийского радио 4 «100 символов культуры».
Почти 145-летняя история Рижского собора Рождества Христова полна неожиданных поворотов, трагедий и возрождений. Храм дважды закрывался: в Первую мировую войну — на три года, и в советское время — на 30 лет. От его исторического убранства мало что сохранилось, но главное — храм не был уничтожен. И после обретения Латвией независимости, в начале 90-х, буквально с нуля началось его восстановление.
На пожертвования обновлен фасад, заново расписаны стены, установлен алтарь и колокола, покрыты медью купола, два из них — центральный и колокольни — позолочены. На церковные праздники собор полон верующих, сюда прибывает благодатный огонь из Иерусалима, и сотни православных перед Пасхальным воскресением совершают вокруг храма крестный ход.
Христорождественский собор — не первый Кафедральный собор в Риге. Изначально главным храмом Латвийской православной церкви был собор Св. Петра и Павла в Цитадели, в котором 30 лет располагается концертный зал «Аве сол». В 70-е годы XIX века в связи с ростом православного населения в столице был поднят вопрос о строительстве нового, более вместительного храма.
«После обсуждения на уровне магистрата был поставлен вопрос о постройке храма на Эспланаде, то есть на парадной площади. На самом деле, это территория, на которую отсыпали огромное количество песка за городские крепостные валы. И именно на этом месте решили строить храм. Он открывал собой новый город, новую застройку.
Это был период позднего европейского романтизма, когда вся Европа увлекалась средневековьем. Строили в стилях романтики, готики. В Риге решили от этой моды не отставать.
Местный архитектор Флук, немец, в преимущественно немецком на тот момент городе Риге выбрал византийский стиль. Храм был заложен осенью 1876 года и строился пять лет», — рассказывает преподаватель истории русской церкви в Рижской духовной семинарии Вячеслав Бескровных.
Это была стилизация под восточный, греческий стиль. Храм был построен в виде равноконечного креста с полосатой византийской кладкой декоративного светлого кирпича. Использовались и современные материалы: бетон и плитка.
Византийского стиля придерживались не только снаружи, но и внутри здания — в росписи стен и купола. Для этого из Петербурга были приглашены шесть академиков живописцев, в том числе Васильев, Шамшин и Верещагин. Византийскую стилистику продолжали три иконостаса из темного дуба с иконами на золотом фоне.
Собор обошелся почти в миллион рублей.
На грандиозное строительство откликнулась столица Российской империи — деньгами помог император Александр II. Он же прислал колокола в 1881 году, незадолго до своей трагической гибели.
Осенью 1884 года храм освятили в присутствии местных губернаторов, духовенства и интеллигенции. Священный синод прислал для этого митрополита Киевского Платона Городецкого, в свое время служившего в Риге и добившегося открытия здесь самостоятельной кафедры.
В храме было несколько приходов: русский, латышский, немецкий и даже эстонский. Затем эстонскому православному приходу отдали собор Св. Петра и Павла в Цитадели, позже он перешел в собственность эстонской лютеранской общины.
Собор Рождества Христова всегда был центром духовной культурной жизни рижан.
В начале 90-х годов, после обретения Латвией независимости, владыкой Леонидом Поляковым был поднят вопрос о возвращении собора епархии. Сначала на храм вернули кресты.
«Нашелся благодетель, живший в Германии, когда-то крещенный в соборе. В 1990 году, когда там еще был планетарий, на собор водрузили кресты, и на Рождество 1992 года в соборе произошло первое богослужение. Лекторий, планетарий и кафетерий выехали из собора, а междуэтажные перекрытия остались.
С 1992 года на первом этаже совершались богослужения, а параллельно десять лет шел демонтаж железобетонных конструкций. Эти советские этажи нужно было демонтировать так. чтобы собор не рухнул»,
— рассказывает Вячеслав Бескровных.
Почти 10 лет длились эти работы по демонтажу. И летом 2000 года собор был повторно освящен митрополитом Александром. Началось восстановление его утраченного убранства. Уже в древнерусском стиле, для чего из Москвы пригласили мастеров Мироновых: отца с сыновьями.
И все же от декора того, старого Христорождественского собора кое-что осталось.
«Остались росписи купола. [. ] Когда там был планетарий, купол закрыли железобетонным плафоном, чтобы проецировать звездное небо. Росписи, по сути дела, просто замуровали, поэтому они сохранились. И остались орнаменты», — говорит Бескровных.
Были восстановлены все три алтаря, но два освящены уже в честь других святых: Иоанна Рижского и Тихвинской божьей матери в память о ее иконе, в 1944 году находившейся здесь. После этого храм вновь стал центром православной жизни Риги и Латвии.
Подробнее об истории Рижского Кафедрального собора с комментариями В.Бескровных слушайте в подкасте выпуска программы.