Приход святых бессребреников Космы и Дамиана (Эссен)
Мiръ Германия Северный Рейн-Вестфалия Приход святых бессребреников Космы и Дамиана (Эссен)
Содержание
История [ править ]
Община была основана в августе 2005 года и получила свое название в честь небесных покровителей города Эссен, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских.
Ведя постоянную богослужебную, социальную и просветительскую деятельность, община, волею Божией увеличивалась из года в год. За время ее существования около пятисот человек, взрослых и детей, приняли здесь Cвятое Крещение.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время наш приход насчитывает около двухсот постоянных членов, людей различных возрастов, национальностей и судеб, приехавших в Германию из разных стран и коренных жителей.
Каждый человек, находящийся в тяжелой жизненной ситуации, испытывающий душевный кризис, пребывающий в религиозных поисках, может получить здесь духовную поддержку и совет в индивидуальной беседе со священником, радушный прием, внимание и участие.
Наряду с постоянной богослужебной деятельностью, община на протяжении последних лет ведет ряд социальных и просветительских проектов, занимается делами милосердия и христианского просвещения, а именно:
– попечительство над больными детьми из стран бывшего Советского Союза, проходящими лечение в университетской клинике города Эссен (Доброе дело);
– беседы и лекции на библейские темы, для взрослых и молодежи;
– заочное обучение основам Православной веры, основам Библии.
– занятия по Закону Божию с детьми и подростками в Воскресной школе;
– подготовительные (огласительные) беседы при подготовке к Таинствам Церкви (Крещения, Венчания, Исповеди, Причащения);
– организация паломнических поездок к христианским святыням;
При нашем приходе открыта православная библиотека, работает книжная лавка.
Дети прихожан имеют возможность посещать занятия по русскому языку, пению, рисованию. В честь православных праздников проводятся детские концерты и театральные постановки.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Schonnebeckhöfe 202 45327 Essen
1) Общественным транспортом (остановка Zollverein Nord Bf.):
А42 до съезда №15, затем в направлении Katernberg
Паломнику [ править ]
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ-БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА Г.ЕССЕН
сайт русской православной общины города Эссен, Германия
Дорогие братья и сестры!
Мы рады приветствовать вас на сайте русской православной общиныгорода Эссен, Германия!
Наша община была основана в августе 2005 года и получила свое название в честь небесных покровителей города Эссен, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских.
Ведя постоянную богослужебную, социальную и просветительскую деятельность, наша община, волею Божией увеличивалась из года в год. За время ее существования около пятисот человек, взрослых и детей, приняли здесь Cвятое Крещение.
В настоящее время наш приход насчитывает около двухсот постоянных членов, людей различных возрастов, национальностей и судеб, приехавших в Германию из разных стран и коренных жителей.
Каждый человек, находящийся в тяжелой жизненной ситуации, испытывающий душевный кризис, пребывающий в религиозных поисках, может получить здесь духовную поддержку и совет в индивидуальной беседе со священником, радушный прием, внимание и участие.
Наряду с постоянной богослужебной деятельностью, наша община на протяжении последних лет ведет ряд социальных и просветительских проектов, занимается делами милосердия и христианского просвещения, а именно:
– попечительство над больными детьми из стран бывшего Советского Союза, проходящими лечение в университетской клинике города Эссен (Доброе дело);
– беседы и лекции на библейские темы, для взрослых и молодежи;
– заочное обучение основам Православной веры, основам Библии.
– занятия по Закону Божию с детьми и подростками в Воскресной школе;
– подготовительные (огласительные) беседы при подготовке к Таинствам Церкви (Крещения, Венчания, Исповеди, Причащения);
– организация паломнических поездок к христианским святыням;
При нашем приходе открыта православная библиотека, работает церковная лавка.
Дети наших прихожан имеют возможность посещать занятия по русскому языку, пению, рисованию. В честь православных праздников проводятся детские концерты и театральные постановки.
Вся вышеперечисленная деятельность ведется исключительно за счет добровольных инициатив и частных пожертвований. Русская Православная Церковь в Германии не участвует в системе церковного налога и соответственно не получает никакого финансирования от государства. Приглашаем всех неравнодушных людей оказать посильную помощь дальнейшей деятельности нашей общины. Наши банковские реквизиты Вы можете найти здесь.
Э ссен я открыла для себя совсем недавно. Удивительно, что я не замечала его раньше — город, родившийся из монастыря, город святынь, город, пользовавшийся особым покровительством императоров династии Оттонов. Такой вот букет. А началось все с известия о том, что в этом городе на протяжении более чем 1000 лет хранятся мощи святых чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана.
Косма и Дамиан — покровители Эссена
Как известно, Православная Церковь чтит три пары святых, которые носят эти имена — Косму и Дамиана Римских, Асиийских, Аравийских. Во всех трех случаях речь идет о целителях-бессребрениках. Но жития отличаются. Чьи же мощи находятся в Эссене? Согласно информации на сайте Эссенской епархии Католической Церкви, речь идет об Асиийских братьях. В этом убеждает и житие, в частности, сюжет о том, как святые врачи исцелили женщину по имени Палладия и не хотели брать плату, а благодарная пациентка нашла способ вынудить одного из братьев принять скромное приношение. Вроде понятно, но дальше речь идет о мученической кончине святых братьев и описывается эта кончина так, как в житии Космы и Дамиана Аравийских. Вот так. Но мощи все же есть. Как известно, их привез в Германию в IX веке епископ Хильдесхаймский Альтфрид (о котором я тоже непременно расскажу), от него и получили частицы мощей три города — Хильдесхайм, Мюнхен и Эссен. В честь этих святых была освящена Соборная церковь Эссена, и их почитают как небесных покровителей города. Русская православная община Эссена, возникшая несколько лет назад, тоже избрала этих святых своими покровителями. Мощам бессребреников можно поклониться лишь один раз в году, в день памяти святых, 26 сентября.
Святитель Людгер
Святой Людгер (Liudger, Ludgerus, Ludger) родился в городе Утрехте (Голландия) в 742-м или 743 году, в семье благочестивых христиан. Семья его принадлежала к почтенному и весьма разветвленному дворянскому роду. Юноша получил классическое образование того времени (так называемые семь свободных искусств) под руководством миссионера Григория Утрехтского, а потом отправился для завершения обучения в Йорк, в школу ученого Алкуина. В Йорке архиепископ Этельберт рукоположил его в диакона. Св. Людгер почти беспрерывно пребывал в Англии до середины 772 года, но конфликт между англами и фризами вынудил его вернуться в Утрехт, в монастырь Святого Мартина, который он покинул после смерти своего наставника Григория в 775 году. Св. Людгер составил жизнеописание своего учителя — Vita Gregorii.
С этого времени начинается миссионерское служение самого Людгера. В 776-м он воздвиг церковь над местом упокоения одного из просветителей фризов, Лебуина, а вскоре, будучи в Кельне рукоположен в священнический сан, сам отправился по Фризской земле нести свет Христовой веры. Его миссия была прервана восстанием саксов под руководством Видукинда. Во время этих событий св. Людгер совершил паломничество в Рим и в Монте-Кассино. После возвращения святого Карл Великий назначает его главой христианской миссии в Средней Фризландии и доверяет ему строительство монастыря в Лотусе. Вероятно, в связи с новым восстанием саксов и фризов в 792 году Карл передает Св. Людгеру руководство миссией в Западной Саксонии. Затем, в 793 году, трудами Св. Людгера возникает новая епархия с разветвленной сетью общин в районе Мюнстера. В это время святой приступает к осуществлению давно вынашиваемого им плана строительства собственного монастыря. Еще из своей паломнической поездки в Рим Св. Людгер привез различные святыни для будущей обители, но лишь в 800 году на приобретенной годом раньше земле в Вердене (сейчас район Эссена) возникает монастырь. В сокровищнице церкви Св. Людгера в Эссене-Вердене и сегодня можно увидеть ковчег, называемый «переносным алтарем святого Людгера». По всей вероятности, в нем хранились святыни, привезенные Людгером из Рима. А 30 марта 805 года кельнский архиепископ Хильдебольд совершает епископскую хиротонию святого Людгера, и святой становится первым мюнстерским епископом. В последние годы перед своей кончиной епископ Людгер не один раз совершал пастырские поездки по вверенной ему епархии. Во время одной из таких поездок он и почил о Господе 26 марта 809 года в Биллербеке, совершив там свою последнюю литургию (это было Вербное воскресенье). Над местом кончины святого в Биллербеке была воздвигнута церковь, носившая его имя. Тело святого было перенесено в Мюнстер, а затем, согласно его последней воле, в построенный им монастырь в Вердене.
Почитание святого началось практически сразу после его кончины. Первое житие святителя Людгера было написано его племянником св. Альтфридом, третьим мюнстерским епископом: Vita sancti Liudgeri auctore Altfrido. А монахи заботливо вели записи чудес, совершавшихся у мощей святителя. Среди множества других упоминается чудо исцеления слепой девочки из Бальве в 864 году, а также возвращение по молитвам святому пропавшего мальчика. А с 1128 года в Вердене возникает традиция Праздника Св. Людгера. После того, как монастырь заступничеством святого был спасен от голода, аббат Бернхард (1125–1138) дает обет ежегодно, накануне дня памяти святого Варфоломея (24 августа), совершать шествие по городу с мощами Св. Людгера. Эта традиция жива и по сей день, только празднование перенесено на первое воскресенье сентября. В этот день в городе собираются паломники не только из соседних епархий — Мюнстерской и Падерборнской, но и из Бельгии и Голландии, с родины святого.
Святитель Альтфрид
Имя этого святого я уже упомянула — именно благодаря ему в Эссене появились мощи святых Космы и Дамиана. Святой Альтфрид родился около 801 года. Место его рождения неизвестно, но некоторые исследователи относят его к региону сегодняшнего Эссена, есть даже предположение, документально, правда, неподтвержденное, что эти земли принадлежали семье св. Альтфрида. Известно, что родителей его звали Ово и Рикхайт. По отцу святой был в родстве с могущественным саксонским дворянским родом. Предполагается, что образование он получил в монастыре Фульды или в Корвее на Везере. Известно, что Людовик Немецкий прибегал к его услугам — как советника и посла. В частности, в 860 году Альтфрид участвовал в переговорах Людовика Немецкого и Карла Лысого в базилике Св. Кастора в Кобленце, во время которых короли достигли частичной договоренности о мире.
После кончины епископа Хильдесхаймского Еббо 20 марта 851 года Альтфрид становится епископом Хильдесхаймским. Его заботами был воздвигнут и освящен 1 ноября 872 года собор в Хильдесхайме. Святитель уделял много внимания повышению уровня образованности клира и монастырям. Самым известным из основанных им монастырей стал женский монастырь в Эссене. 27 января 870 года он обратился к собравшемуся в Кельне синоду за документальным подтверждением основания монастыря. Первой настоятельницей обители стала Герсвид, сестра епископа Альтфрида. Святитель Альтфрид также является основателем первой церкви в Эссене, освященной в честь св. Квинтина (церковь была разрушена в 1817 году).
Итак, святитель Альтфрид вошел в историю как миротворец, просветитель, храмостроитель. После кончины 15 августа 874 года тело святого нашло свое последнее пристанище в Эссенском соборе, построенном самим святителем.
В день преставления святого ежегодно его мощи выносятся для поклонения в соборе Эссена.
Монастырь
Святой Альтфрид построил монастырь вблизи королевской резиденции Астниди (Astnidhi) отсюда пошло название монастыря и города. Монастырь Эссен стал «дворянской» обителью — в него поступали девушки из благородных семейств, а игуменьями здесь становились даже представительницы императорской фамилии. В частности, аббатиса Матильда II (*949, †5 ноября 1011) была внучкой императора Отто Великого. При ней монастырь достиг своего расцвета. В тесном родстве с императорами династии Оттонов состояли и две другие настоятельницы — София (*975, †30 января 1039) и Феофано (*ок. 997, †5 марта 1058). Не удивительно, что к сану аббаттисы прибавился в средние века титул княгини, а императоры оказывали особое благоволение монастырю, щедро одаривая обитель не только денежными приношениями, но и святынями. В 1803 году, из-за секуляризации монастырский владений, обитель прекратила свое существование, а монастырская церковь, заложенная в свое время святителем Альтфридом, была перенята общиной св. Иоанна Крестителя и со временем приобрела статус и название городского собора.
В сокровищнице собора
Первые святыни попали в собор еще стараниями строителя — святителя Альтфрида. Это о мощах свв. Космы и Дамиана. Но не только. В алтаре крипты (древнейшей части собора, сохранившейся до наших дней) хранятся частицы мощей свт. Киприана Карфагенского и свт. Корнилия, папы Римского. Надо сказать, что эти святые пользуются особым почитанием в Германской земле, и частицы их мощей можно найти в храмах самых разных городов — как правило, вместе. Да и служба им служится общая, этих святых зачастую называют «литургическими близнецами», хотя в земном житии их вроде бы ничто не связывает. Удивительно, но из сокровищ собора на протяжении веков почти ничего не было утеряно — кроме, разве что, драгоценного ковчега с мощами святого Марса. Со средних веков сохранился и перечень святынь (liber ordinarius), в котором оговаривается и их литургическое применение.
В частности, с середины ХI века хранится в сокровищнице необычная святыня — реликварий в форме руки с мощами святителя Василия Великого. Реликвия эта попала в сокровищницу собора в период настоятельства аббатисы Шванхильд († 15 июля 1085). При аббатисе Шванхильд была также построена церковь в Штоппенберге (сегодня — район Эссена), освященная в честь свт. Василия Великого. В средние века существовала традиция раз в году с торжественной процессией переносить мощи из собора в Штоппенбергскую церковь.
Этот реликварий является старейшим сохранившимся реликварием в форме руки. Он вырезан из дерева, на которое наложены пластинки из серебра и посеребренной меди. Надпись на обшлаге рукава гласит: «Serve Dei Vivi Benedic Nos Sancte Basili — Слуга Бога Живаго, благослови нас, Святой Василий».
Среди находящихся в сокровищнице предметов есть не только святыни, но и исторические реликвии — например, золотая корона, являющаяся предположительно детской короной Отто III, рукописное Евангелие ХI века, принадлежавшее аббатисе Феофано, церемониальный меч эссенских аббатис. Этот последний экспонат заслуживает, пожалуй, более подробного рассказа. Меч был подарен монастырю в 993 году императором Отто III, и обстоятельства, при которых это произошло, были вскоре забыты. Эссенский liber ordinarius (ХIV в.) о мече не упоминает, что говорит о том, что предмет этот религиозной святыней тогда не считался. Но уже к концу XV в. происхождение меча обрастает легендами, и в городе верят, что это тот самый меч, которым были казнены свв. Косма и Дамиан. И уже в XVII в. в списке реликвий Эссенского монастыря он обозначен как Gladius sanctorum Cosmae et Damiani — меч святых Космы и Дамиана. И если поначалу меч принимал участие в монастырских процессиях в качестве знака княжеского достоинства настоятельниц, то в последующие времена — как святыня. Меч аббатис стал одним из символов города, и потому изображение меча можно увидеть на гербе Эссена.
Монастырь и город
Итак, история монастыря и города тесно переплелись — в названии, в общих символах и традициях. Вероятно, именно благодаря этому историческому переплетению монастырю удалось пережить эпоху реформации. Несмотря на то, что значительная часть горожан примкнула к реформаторскому движению, на жизни монастыря это никак не отразилось — никто не посягнул на обитель, послужившую городу началом. Монастырь был упразднен 200 лет назад, но в городе по-прежнему крепка католическая церковь, и святыням воздается должное почитание, что нечасто встретишь на Западе. Пожалуй, настало время и нам, православным, обратить внимание на город, с трепетом хранящий свои святыни. Начало этому уже положено — имена свв. Людгера, Альтфрида Мюнстерского и Альтфрида Хильдесхаймского вошли в Собор святых Германской земли, утвержденный на епархиальном собрании Берлинской епархии в 2006 году, а члены православной общины Эссена приняли участие в праздновании памяти свв. Космы и Дамиана и поклонились мощам бессребреников в Эссенском соборе. Паломничество в Эссен может стать удивительным и запоминающимся событием в жизни христианина.
Представители семи церквей обвинили Варфоломея в создании кризиса мирового православия
В Киево-Печерской лавре 11 ноября прошла организованная УПЦ международная конференция «Соборность церкви: богословские, канонические и исторические измерения». На ней богословы и ученые обсуждали исторические, канонические и богословские аспекты современного внутрицерковного кризиса, вызванного патриархом Варфоломеем. Об этом сообщает центр информации УПЦ.
Участие в мероприятии приняли представители семи поместных православных церквей: Антиохийской, Русской, Сербской, Болгарской, Польской, Православной церкви чешских земель и Словакии и Православной церкви в Америке.
Предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий в приветственном слове к участникам конференции заметил, что выход из кризиса, вызванного антиканоническими действиями Константинопольского патриарха, возможен только соборным способом.
«Константинопольский патриархат все громче говорит о своих „особых правах“ и пытается единолично решать важнейшие вопросы церковной жизни. Именно представление Константинопольской церкви о своем особом статусе является первопричиной тяжелого кризиса, в котором сегодня оказалось все мировое православие. Нас сегодня больше всего беспокоит то, что Константинопольский патриархат отказывается выносить болезненные вопросы церковной жизни на соборное обсуждение. Ведь очевидно, что только путем созыва собраний предстоятелей поместных церквей, а возможно и всеправославного собора, можно найти выход из тяжелого кризиса, который поставил мировое православие на грань раскола», — сказал Онуфрий.
Управделами УПЦ митрополит Антоний (Паканич) добавил, что решение украинского церковного вопроса должно быть рассмотрено на всеправославном уровне.
«Церковь — это не решение одного человека. Это соборное решение, когда принимают участие все члены вселенской церкви. Поэтому мы настаиваем на том, что украинский вопрос должен рассматриваться на всеправославном уровне. Формулу можно найти: это должны быть только главы поместных церквей или с присутствием епископата. Но как показывает история — сколько было расколов, сколько появлялось в истории нашей церкви ересей, церковь всегда находила мужество собрать вселенский или поместный собор, на котором находилось решение вопроса. Нужно именно желание и решительность», — сказал митрополит Антоний.
Ректор Киевских духовных школ епископ Сильвестр (Стойчев) обратил внимание на то, что действия Варфоломея по отношению к Украине привели к кризису соборности в мировом православии.
«Это уже не только украинский вопрос, это вопрос мирового православия. Потому что принципы соборности, которыми жила в течение 2000 лет, сейчас, к сожалению, как бы в подточении, и православная церковь в мире находится в глубоком кризисе», — отметил ректор КДАиС.
Представитель Антиохийской православной церкви архимандрит Романос Альнахат выразил поддержку верующим УПЦ и напомнил о важности единства в семье поместных православных церквей.
«Для нас Украинская церковь — это церковь, возглавляемая митрополитом Онуфрием. Мы молимся, чтобы не было расколов в церкви, потому что это вызывает сожаление и печаль. Наша молитва состоит в том, чтобы мы были едины», — сказал архимандрит Романос Альнахат.
А святейший патриарх Сербский Порфирий прислал послание, в котором упомянул о захватах на Украине храмов.
Его викарий епископ Моравичский Антоний обратил внимание, что раскол, вызванный действиями патриарха Варфоломея, влияет на всю полноту Церкви.
«Вселенскость церкви — в единстве. Мы не разделяем, что Украина где-то отдельно, Константинополь где-то отдельно, а Сербия где-то отдельно. Церковь едина, потому что единый глава церкви — спаситель Иисус Христос. Поэтому если страдает украинский народ, страдают и все поместные церкви», — заявил епископ Антоний.
29 мая состоялась поездка группы прихожан в древний город Эссен
29 мая состоялась паломническо-экскурсионная поездка нашего прихода с посещением древнего города Эссена и его окрестностей. В поездке группу сопровождал известный иконописец Александр Столяров. Паломники услышали много нового о изобразительном богатстве Православной Церкви. Главным открытием стала ценная информация о святых древней церкви, подвизавшихся в Германии.
Протоиерей Сергий Бабурин: «Первым пунктом поездки был уникальный музей икон в городе Реклингсхаузене. В коллекции музея более 1000 экспонатов. Мы смогли ознакомиться с коллекцией древнерусских икон среди которых есть уникальные иконы, такие как «Успение» 13 век, «Сошествие во ад» и др. Мы также посетили экспозицию икон критской школы. В этой коллекции большое впечатление на нас произвели царские врата с изображением причащения преп. Марии Египетской старцем Зосимой, «Страстная». В музее интересная коллекция румынской народной иконы, а также уникальное собрание коптских древностей.»
Следующим пунктом паломничества был город Верден, ныне пригород Эссена. Участники поездки посетили величественный романский собор 12 века, где в крипте покоятся мощи великого святого 8 века Людгера, архиепископа Мюнстера.
В ризнице собора (Schatzkammer) паломники смогли увидеть миссионерскую чашу св. Людгера, его переносной алтарь, поклонились древнему кресту из горного хрусталя, в котором пребывают частички Животворящего креста Господня.
Заключительным пунктом стал собор Эссена, где находится главная реликвия города — Золотая Мадонна, замечательная скульптура 9 века. В ризнице эссенского собора паломники смогли поклониться мощам свв. Косьмы и Дамиана, святителя Василия Великого, там же находится гвоздь с Голгофы, уникальные выносные кресты и декоративно-прикладное искусство древне-романского периода. Последним пунктом поездки было посещение крипты эссенского собора и поклонение мощам св, Альфреда (9 век).
Из рассказов Александра Геннадьевича.Св. Альфред, еп Хильдесхайма ( 800 — 874). О первых сорока годах жизни Альфреда ничего не известно. Мы видим его сразу очень активным в истории 9 века. Он врывается как метеор и становится другом, посланником, министром короля Людовика Немецкого. Это было непростое время, когда единая христианская Европа, наскоро скроенная усилиями Карла Великого, распадалась при его властолюбивых сыновьях и внуках. Первые годы, когда мы видим Альфреда, это годы ученичества при Рабане Мавре (780 — 856), фульдского игумена и Майнского архиепископа, поэта и богослова. Дальше мы видим Альфреда руководителем королевской канцелярии и капеллы. У него обнаружился великий дар любвеобильного примирителя и посредника между тремя властителями, внуками Карла Великого. Ему одному Людвиг Немецкий поручает все государственные и церковные миссии. В 851 г. Альфред становится 4 епископом Хильдесхайма, найдя кафедру запущенной и недееспособной. На месте явления Божией Матери он строит собор (Dom), основывает несколько монастырей. Альфред привозит в Германию, в основном из Италии, множество мощей святых, которые сегодня хранятся в сокровищницах и храмах Германии. Альфред был великим строителем и духовником. Он основывает при соборе в Хильдесхайме монастырь канонников, где учили наукам и богословию. Из этой школы вышло 15 архиепископов и 29 епископов. Кроме монастыря он основал госпиталь для больных и престарелых. По свидетельству папы Иннокентия Хильдесхаймская епархия превосходила в духовном отношении все епархии Римской церкви. Альфред скончался в день Успения Божией Матери 15 августа 874 года. Его почитание началось очень рано. В «Хронике Мюнстера Ессена», засвидетельствовано много чудес совершенных при гробе св. Альфреда. Часть его мощей находится в Италии и Уругвае. Дело всей жизни св Альфреда было отстаивание контуров и ценностей единой христианской Европы.
В следующий раз паломники решили посетить древний город Бамберг и ознакомиться с памятниками и святынями одного из самых красивых немецких городов.